|
Маршрут на юг: Новосибирск—Омск—Ялуторовск—Шадринск—Челябинск—Уфа—Жигулевск—Сызрань—Саратов—Волгоград—Элиста—Буденновск—Заря.
Маршруты на юге: Пятигорск, Кисловодск, Краснодар, Новороссийск, Архипо-Осиповка, Геленджик.
Маршрут обратно: Заря—Буденновск—Азгир—Дивное—Сальск—Волгоград—Саратов—Жигулевск—Уфа—Челябинск—Курган—Макушино—Бердюжье—Ишим—Омск—Новосибирск.
Рассказ об этом путешествии готовился достаточно долго и мучительно. Во-первых, из меня еще тот писатель, а во-вторых, необходимо было, чтобы эмоции и первые впечатления сменились более сдержанными воспоминаниями, забылся негатив, который непременно присутствует в столь дальних поездках. Спасибо супруге Ирине, что она вела дорожные записи и финансовые отчеты. Они и легли за основу. Надеюсь, мой вольный подход к первоначальному тексту и лирические отступления не сильно Вас утомят.
Идея этого путешествия родилась во время длинных осенне-новогодних вечеров, из воспоминаний и рассказов моего свояка Дмитрия о своей малой Родине — винсовхозе «Заря» Ставропольского края. Так случилось, что родители, сестра и многочисленная родня живут на юге, а его, офицера Советской Армии, судьба забросила в Новосибирск, где он и встретил сестру моей супруги. Свояк предложил провести отпуск летом 2013 года у его родни с выездом на Минеральные воды и Черноморское побережье Кавказа. Мы с женой решили — почему бы и нет, и сразу сошлись во мнении, что если и поедем, то только на своем авто. Причины были, во-первых, сэкономить на дороге, во-вторых, посмотреть страну, испытать себя и ощутить тот, ни с чем несравнимый дух путешествия, когда ты волен в передвижении и в выборе направлений.
Опыт авто путешествий у нас был не столь уж большой, но достаточный: Горный Алтай (неоднократно), Северо-Восточный Казахстан. Однако здесь предстояло нечто новое, неизведанное, более сложное и поэтому, более интересное.
Планировалось, что семья свояка добирается самолетом, поездом и мы встречаемся в «славном» (так Дима его называет и мне это определенно нравится) винсовхозе «Заря», а уже оттуда продолжаем путешествие на двух машинах с использованием ВАЗ-2107 Диминого отца. Но очередной рост цен на авиа и ж/д перевозки внутри страны к концу 2012 г. внес свои коррективы. Ко всему прочему, использование в качестве средства передвижения по югу «семерки» не предполагало какого-либо комфорта на отдыхе, и семья свояка решила так же, как и мы, отправиться в путь на своем авто. Надо сказать, что это их первый опыт подобного способа путешествия. Я был удивлен, что они сразу решились на такой длительный маршрут. Видимо, свояк полностью положился на наш опыт. Отмечу, что у меня самого в тот момент не было окончательной уверенности в том, что решение принято правильно, все же с нами маленькие дети, путь далек и непредсказуем. Ну что же, придется соответствовать ожиданиям родни. Договорились, что дорогу планирую я, а отдых на юге — Дмитрий. Официальное название путешествия: СИБИРЬ—УРАЛ—ПРИВОЛЖЬЕ—КАВКАЗ.
Зима и весна прошли в изучении Интернет-ресурсов, карт, прокладывании маршрута. Большую помощь оказали рассказы авторов с https://travel.drom.ru/. Темы форумов, связанные с предполагаемым маршрутом, мониторились вплоть до отъезда, что впрочем, не уберегло нас от досадных, но не критичных ошибок в пути.
В начале лета мы организовали празднование нашей с супругой серебряной свадьбы на базе «Зеленый остров» в Горном Алтае, в том числе и для того, чтобы свояк со своей семьей почувствовали дорогу, проверили машину, а также морально подготовились к длительной поездке. Базу, кстати, очень рекомендуем!
Наша старшая дочь Вика с внучей Веруней форсируют один из двух мостов через р. Катунь на базе «Зеленый Остров»,
июнь 2013 г.
Итак, машины: Тойота Филдер 2001, Ниссан Бассара 2000. Состав «Фили»: я, жена Ирина и сын Иван (7 лет), «Баськи»: свояк с женой Еленой и дочками Полиной, Дианой(14 и 5 лет). Питание в пути предполагалось своими силами, редко — придорожные кафе. Проживание в дороге — мотели, на юге — кемпинги. С собой полная экипировка — палатки, посуда, столы, стулья, тент, портативная газовая печь, биотуалет. Забегая вперед скажу, что по-настоящему пригодились только посуда, столы и печка. Остальное использовано разово и оставлено у Диминых родителей ради освобождения места в машинах под многочисленные дары юга. Обе машины были предварительно подготовлены, но без фанатизма. За свой Филдер скажу, что только заменили задние стойки и для профилактики — передний правый подшипник. Ну и, конечно, поменяны жидкости, фильтры в основных агрегатах.
Дорога на юг.
1 день. 3 августа 2013 г. Новосибирск — с. Омутинское (Тюменская обл.) Пройдено 1170 км. Время в пути 18 ч.
5:30 выезд из Новосибирска. Дорога до Омска нам хорошо знакомая. Ремонтных работ не много. Отобедали около 10 часов утра домашними запасами, раскинув наш бивак на стоянке дальнобоев.
Первая остановка на обед где-то перед Барабинском. Здесь наш караван соединился для дальнейшего путешествия вместе.
Этот сценарий обедов будет периодически повторяться нами на протяжении всего пути, но, в конце концов, надоест. Все-таки с нами дети, нужно более разнообразное питание, чем «ролтон, доширак». Самим тоже захочется отдохнуть на привале, а не заниматься приготовлением пищи и потом уборкой посуды.
В Омске в 13:30. Мой второй родной город — служил я здесь в 1985-1987 гг. Сейчас же довольно часто бываю в нем по служебным делам. Кстати, в 2011 г. я свозил свою семью в Омск и показал сыну КПП некогда родной воинской части в п. Светлый.
Омск, п. Светлый. Я с сыном на КПП родной части. 2011 г.
Очень люблю Омск, но в этот раз он мне «изменил». Настойчивое предложение «Яндекс-пробок» объехать сомнительным путем последний светофор на выезде из города я проигнорировал, за что и был наказан полуторачасовой пробкой на жаре и в окружении транзитных фур. Благо, что в наших машинах есть исправно работающие кондиционеры.
Здесь стоит остановиться на нашем оснащении. Моя навигация: смартфон с Яндекс-картами и Яндекс-навигатором, у свояка навигатор с Навителом. Хотя весь маршрут и был заранее заложен в наши гаджеты, оказалось более правильным планировать отдельные участки по 500-1000 км. Я в процессе путешествия вообще перестал пользоваться навигатором, только Яндекс-картами с проложенным ежедневным маршрутом. На мой взгляд, это позволяет лучше ориентироваться в окрестностях и заранее видеть возможные препятствия, развилки, пробки, а также засады ДПС. Спасибо всем, кто отмечает их в Яндексе, я и сам пристрастился теперь это делать, даже в городе. Надеюсь, мои отметки так же кому-то бывают полезны. Ну и, конечно, никто не отменял бумажных карт, распечаток участков пути с точками следования, а также внимательного отношения к знакам и указателям. В дорогу была взята простейшая рация Motorolla TLKR-T6. По большему счету игрушка, но она очень нас выручала и экономила денежные средства на сотовую связь. К тому же, сразу чувствуется командный дух на трассе. Можно сообщить друг другу о предполагаемой остановке, согласовать что-либо заранее, обсудить обстановку, скорректировать маршрут, сообщить о препятствиях. На нашем Филдере был установлен простенький радар—детектор «Sho-Me 1730». Он честно отработал свою небольшую стоимость. У меня почти ни одного штрафа (почему «почти» — позже). Свояка не везде успел предупредить, он пострадал больше. Обе машины были оснащены видеорегистраторами, видео с которых, к счастью, никому не пригодилось. Также на «Баське» были установлены навигатор, холодильник, обгонная камера с монитором, DVD на второй ряд. К сожалению, всей этой нагрузки, буквально на второй день, не выдержал предохранитель разветвителя, после чего появилось подозрение на возможное возникновение проблем в электропроводке Ниссана. В угоду безопасности все, кроме навигатора и регистратора было отключено, т.е. оказалось так и не задействованы по большей части маршрута.
Село Абатское обошли через Майский — Маслянский (950 км от Новосибирска) в 17:15. Повел так наш караван, послушавшись ребят с форума. Двойное название населенного пункта указал потому, что два поселка разделены всего лишь железной дорогой, а в отчетах других путешественников присутствуют оба наименования. Сам долго гадал, через какой из них все-таки строить маршрут. Добавлю, что тем, кто следует в Ишим, железную дорогу пересекать не надо. В принципе, понравилось, дорога удовлетворительная, пейзажи красивые. Была даже мысль остановиться здесь с палатками, но оводы-кровососы под Майским нас настолько удивили своими размерами и агрессивностью, что мы поторопились продолжить путь. В Ишиме (1016 км от Н-ска) были в 18:30. Объезд был, конечно, с нулевым трафиком, но по времени, похоже, ничего не выиграли. После Ишима встретили машину, за которой следовали от Омска.
Через Бердюжье вести караван не рискнул, опять же на основании рекомендаций ребят с форума. Поехали в объезд через Ялуторовск. Остановились в Омутинском, 1170 км от Новосибирска, 22:30 по Н-скому времени. Разница 1 час (с Москвой 2 часа). Честно говоря, нашли приют уже на грани терпения всей компании. Я отнёсся к этому моменту изначально безалаберно, даже распечатки адресов возможных мотелей по дороге забыл дома. К сожалению, без предварительного планирования остановок мы еще будем долго ехать, пока наши жены не возьмут эту часть организации в свои руки, тем самым сняв достаточно большой груз не столько физический, сколько моральный с наших со свояком плеч, впрочем, это одно из того, за что мы их и любим.
Гостиница «Вега». Оазис в пустыне, есть бильярд, баня. Взяли номера люкс, просто уже не было выбора. Посмеялись над «супер» условиями, но, как показала дальнейшая дорога, это был действительно люкс. Санузел в номере, есть телевизор, холодильник, в холодильнике платный бар. Есть Wi-Fi, что очень обрадовало, так как на трассе порой не бывает даже сотовой связи. Цена за 2-х местный люкс 1700 руб. + 100 руб. за машину. Есть условия поскромнее: 1400 руб. — семейный 2-х местный номер. Но надо бронировать заранее. Поели в гостиничном кафе (работает круглосуточно) — качество приготовления нормальное.
Контакты гостиницы "Вега": 159 км трассы Омск—Тюмень, тел. 8 345 442 7530
2-й день. Омутинское (Тюменская обл.,) — с. Аша (Челябинская область, река Атя), 80 км от Уфы. Пройдено 820 км. Время в пути 12 часов.
Дорога по Тюменской области на 3+ (это позитивная оценка — все познается в сравнении). Далее по Курганской области на 3- (с натяжкой). Разница видна сразу после пересечения границ областей. Маршрут Ялуторовск — Шадринск — Исетское для нас показался слишком затянутым и тяжелым от присутствия все тех же фур. Похоже, дальнобойщики тоже устали от аномального участка перед Бердюжьем и уже готовы тратить бензин на объезд по дорогам, в принципе не предназначенным для транзита. Это дороги региональные, здесь не должно быть транспорта из Омска в сторону Челябинска. Эй, власть, дострой уж эти несчастные 19 км под Бердюжьем!
Про транзит через Казахстан. Мы, в принципе, готовы были пройти по нему, т.к. у нас есть положительный опыт, но у свояка не были оформлены паспорта с гражданством детей, пришлось объезжать.
На Урале дороги хорошие, но много фур и ремонтных работ. Красота кругом. За все время пути, наконец-то, есть на что посмотреть, кроме полей, болот и перелесков.
Обед, где-то перед Челябинском.
Весь багажник занят и даже часть заднего сидения пришлось разложить. Ванька не унывает, ему к съестным запасам ближе.
Поднимаемся на Урал в окружении фур.
Уральская барахолка, на столе — самогонные аппараты.
С 20 часов по новосибирскому времени начали искать ночлег. С этим опять проблема. Нашли более чем скромный на 1561 км «Южный Урал Отель». Сняли гостевой домик из 2-х комнат с 6-ю кроватями за 2000 руб. Плюс 50 руб. за машину. В номере телевизор. Сам домик хороший, удобно, что рядом можно поставить машину. Но санузел и душ в основной гостинице, на всю гостиницу — 1 туалет и 1 душ. Есть еще уличный туалет, но к нему лучше даже не приближаться. В общем, надо ехать до Уфы, там выбор больше.
Контакты гостиницы «Южный Урал Отель», к сожалению, не записали.
Широта: 54°54′23″N (54.906389) Долгота: 57°20′41.41″E (57.344837)
3-й день. Аша (Челябинская область) — с. Елшанка (Саратовская область).
Пройдено 940 км. Время в пути 15 часов.
В Башкирии дороги хорошие. На дорогах много постов ДПС. Повсюду висят камеры фиксации, причем некоторые «стреляют» в зад. Правила ПДД и скоростной режим соблюдаются безукоризненно. Много ремонтных работ. Природа красивая. Повсюду в полях стоят нефтяные качалки. Причем вокруг них плодородные земли. Селяне работают на поле, объезжают на тракторах и комбайнах эти насосы вокруг. Подумалось, как эффективно используются природные ресурсы.
А это — буровая вышка, совсем не такая, какие мы привыкли видеть на Северах.
Нужно отметить повсеместное закрытие стационарных постов ДПС. Остаются единицы у крупных городов ну и, понятно почему, ближе к Северному Кавказу. Насколько это морально облегчает жизнь автомобилистам-путешественникам трудно переоценить.
Не знаю, как в соседней машине, но у нас постепенно музыка сменилась аудиокнигами и радиоспектаклями, взрослыми и детскими. Предполагая, что именно это не наскучит в долгой дороге, я предварительно накачал достаточное их количество. Нам с женой на «ура» пошли исторические очерки Э. Радзинского и проза Б. Акунина, Иван не раз заказывал к прослушиванию аудиоэнциклопедию для детей «Удивительные птицы» и старые, добрые спектакли с пластинок фирмы «Мелодия».
Самарская область, дороги на 4+. Волга встретила нас проливным дождем, так, что даже дворники не справлялись. В Жигулевске — вообще экстрим. Под ж/д мостом машины с залитыми водой двигателями создали пробку. Прошли этот участок по известному только местным водителям «фарватеру», прицепившись за самарской «пятнашкой». Но уже за Сызранью въехали в зону, где сухо и дождя не было вовсе. Волга нас нехотя, но все же пропустила. Впечатляет эта река — великая, широкая и мощная.
Въезжаем в Саратовскую область.
От Сызрани отелей нет вообще, ну или мы не заметили. В сам Саратов залетели по ошибке, пропустив инфо указателей на развязке с объездной дорогой. Потеряли минут 30-40. Далее в подобных узловых точках я по максимуму увеличивал карту на смартфоне. Яндекс правильно показывает путь по развязке в зависимости от выбранного маршрута. Еще один плюс в пользу карты, т.к. по навигатору, в случае сомнения правильности его указаний, можно проскочить нужный съезд.
На юге вечереет быстро, а с мотелями опять засада. Кое-как за Саратовом (село Елшанка) в 23:30 по Н-скому времени нашли более чем скромный мотель, а попросту — деревенскую гостиницу. Цена за двухместный номер 800 руб. Санузел на все номера один, душа два. Но если пользоваться сразу обоими, то до второго горячая вода не доходит. Зато в первом — не работает сама душевая лейка и чтобы смыть мыло с тела, надо превратиться в йога и подсесть под торчащий гусак крана. В общем, здесь мы и поняли, что там, в Омутинской «Веге» был настоящий люкс. Но мы не бояре, в общем — душевно, чистенько и «винтажно». За стоянку машин ничего не взяли и даже реально охраняли их всю ночь. Везде есть свои плюсы и свои минусы. Главное, что ни у кого из нас не остался неприятный осадок «ощущения непрошеного гостя», чего нам вдоволь хватит на юге, впрочем, как и обратного — истинного радушия.
Гостиница в Елшанке. Под фонарем в кресле, укутавшись в плед, ночевал администратор и реально охранял машины.
Номер гостиницы в с. Елшанке (Саратовская обл.).
4-й день. с. Елшанка (Саратовская область) — Славный винсовхоз "ЗАРЯ" (Ставропольский край) Пройдено 1200 км. Время в пути 15 часов.
В Волгоградской области дороги на 3. На выезде из Волгограда 2 часа потеряли из-за ремонта моста через Волго-Донской канал. Опять же, можно было объехать, пользуясь «Яндекс-пробками», но старались придерживаться указателей на Элисту. На обратном пути больше доверял данному сервису.
Увидели в первый раз арбузно-дынные поля. Тут же у бахчи стоят сами колхозники и продают свой урожай. Не удержались, накупили арбузов. Цена самая низкая, где-то в районе 6 руб. за кг. Мужик-продавец, когда услышал, что мы из Сибири, принялся нас угощать. Мы потом на обратной дороге в знак благодарности специально останавливались у его поля и затаривались арбузами домой.
Спасибо мужику за то, что он первый нам показал, каково может быть южное гостеприимство!
Дальше, не мудрствуя, по прямой, пошли через Калмыкию. Дороги отличные, но творится, похоже, искусственно созданное безобразие со знаками. Ограничение скорости стоит — отмены нет. И так на протяжении 20-30 км по ровной дороге. Через каждые пять километров «пасутся» голодные братья-калмыки ГАИ-шники. Монотонность дороги притупляет внимание, на радар-детектор уже не реагируешь. В результате попадаем на замаскированную защитной сеткой камеру. Успели оттормозиться, но не до конца. 105 км/ч вместо 70. Штраф 1000 руб. на месте. Свояк позади в этот момент шел на обгон кого-то из местных и, услышав по рации наше предупреждение, уже ничего не смог сделать, попал на 3000. Калмыки довольны, даже не скрывают своей радости — обработали «оптом». Мы же были раздосадованы — ведь 4000 км прошли не нарушая ПДД, а здесь расслабились. Было желание, особенно у моей супруги, пободаться с «сыновьями степей в погонах», но заветная цель была настолько близка, что плюнули и списали эти суммы в расходники. Обратно поедем через Ростовскую область, пусть чуть дольше, но спокойнее.
Обед перед Элистой. Невозможно было найти какие либо деревья с тенью, кругом степи и поля.
Степи Калмыкии, которые убаюкали наше внимание.
Въехали в Ставрополье — даже воздух показался другим, все какое-то родное. Ребята-полицейские на Азгирском КПП удивились, зачем мы пошли через Калмыкию, не иначе, как искать себе проблемы. На обратном пути, они же нас вспомнят по 54-му региону и по надписям на машинах, пожелают счастливого пути. Дальше без происшествий, дороги хорошие, дошли уже за полночь до самой «Зари». Представляю ощущения свояка, когда он подъезжал к родной развилке с Р-263! Я и сам был в восторге и предвкушениях. Приехали в 24:00 местного времени, но нас, конечно же, ждали. Стол был накрыт домашними яствами и вином. Мы еще долго сидели за ним с Диминым отцом, сами до конца не осознавая, что мы все же сделали это!
Путешествия на юге.
Подробно описывать наши 1,5 недели на юге не буду, дабы не утомлять Вас бессчётным числом встреч и перечислением имен уважаемых членов многочисленной Диминой родни. Отмечу только те моменты, которые могут быть интересны путешественникам, в первый раз отправляющимся на юг.
Нашим мечтам устроиться в кемпинг на Черном море и проваляться весь отпуск на песке дикарями (ну, или полудикарями) не суждено было сбыться. В силу многих причин. И основная — отсутствие таких мест. То, что мы нашли, и где кое-как провели сутки, не располагало к единению с природой. Слишком все вдоль берега «прихватизировано» без оглядки на элементарный сервис. Туалеты не убираются, до воды далеко, порядок поддерживается для вида. Да и мы сами оказались не готовы морально к такому виду отдыха, уставшие от дороги и, конечно же, разбалованные гостеприимством Диминой родни. Кое-где нам даже были не рады, несмотря на то, что мы не буйные, а вполне себе спокойные отдыхающие с детьми. Похоже, кое-кто из местного населения уж очень устал к концу сезона от гостей. Позволю себе только не упоминать те места.
Хорошее впечатление оставил Кисловодск, где мы нашей «бандой», добавленной сестрой свояка Светой и ее пацанами-погодками остановились в гостинице «Ростов». Вот где нужно отдыхать! И не 3 дня, как мы, а основательно, так сказать, «с погружением».
Здорово было в Геленджике. Опять же, не 3 дня, как получилось у нас. А как сейчас жалею, что не посетили Абрау, Сочи, Ростов, Анапу, ведь были совсем рядом! А Севастополь, моя детская мечта, там проходил службу старший брат в далеких 70-ых, так и остался мечтой. Но видимо, так и должно быть, чтобы оставалось желание вернуться еще.
Только фото и небольшие комментарии к ним:
У отцовских ворот в «Заре». С отцом и сыновьями Диминой сестры Светы — Сашкой и Максом.
Виноградники Диминых родителей.
Ира в груше. Больше всего нас поразила ставропольская земля — сплошная глина. И на ней все пышет. Наш дачный сибирский чернозем не способен к такому плодородию. Все дело в Солнце!
А вот и сам винзавод «Зари». Нас туда не пустили.
Типичный пейзаж «славного» винсовхоза.
Вот такая акация в Ставрополье.
Закрома папы-деда Саши. Винница — святое место. Допускаются только трезвые мужчины по пропуску, выписанному мамой-бабой Таей. Результат посещения — пластиковая баклажка с домашним вином, которая далее называется просто — «фанта». Ну, а дальше — «фиеста с фантой» :).
Нарзанная галерея в Кисловодске.
Поднимаемся в горы по маршруту для «отдыхающих-кефирников».
Канатная дорога подняла нас на гору Большое Седло.
Памятник М. Ю. Лермонтову на горе Красное Солнышко. Он смотрит на Эльбрус.
Замок «Коварства и Любви» в Аликоновском ущелье. Здесь в кафе «Сакля» мы откушали отменный шашлык и насмотрелись на молодоженов.
Жемчужина замка — элемент старой башни.
Этот уважаемый человек восстановил замок для потомков.
Пятигорск. То место, куда Остап Бендер продавал билеты. Странно, почему сегодня этого никто не делает.
Памятник на месте дуэли М.Ю. Лермонтова.
И снова «Заря». Утренняя рыбалка. Полина всех удивила своим уловом.
Фундук поспевает на дереве. Для нас, сибиряков, это в диковинку. С детства думал, что этот орех растет у продавцов на базаре прямо в мешках. :)
Слива в Светином саду. Сочная и домашняя. С каким удовольствием мы ее уплетали, сорвав прямо с дерева.
Это плантации «колбасы», как сказал нам один местный. Соя издалека похожа на картофель.
В гостях у Диминого дяди в Краснодаре.
Крейсер «Михаил Кутузов» на вечном причале. Жаль, не было времени посетить этот плавучий музей Черноморского Флота.
Автокемпинг под Архипо-Осиповкой. Утро. Решаем, стоит ли оставаться в этой дыре, где даже к морю нормально не подойдешь.
Вернулись к цивилизации, и сразу прожигать денежки. Как сказал герой Шукшина в «Калине Красной»: «…деньги ляжку жгут, …встряхнем городишко…»
Парашют на центральном пляже Архипо-Осиповки.
А это уже Геленджик, где мы, наконец-то, почувствовали настоящий отдых.
Геленджикский пляж. Наша банда ищет крабиков.
Чистейшая вода Геленджикской бухты. Мой утренний моцион — не будя семью, выхожу из гостиницы и тут же на набережной наслаждаюсь утренним Черным морем.
Аквапарк у центрального пляжа Геленджика.
Возвращаемся с Черного моря. Наш традиционный бивак на обед.
Заехали в Прасковею, затарились вином и коньяком на подарки.
Готовим машины в обратный путь. Отцу все интересно.
Зарисовки сельской жизни. Как сказал один мой питерский друг, увидев это фото: «знакомые все лица…» :)
Наша южная родня (далеко не вся) — русские, грузины, абхазцы. Советский народ, одним словом.
Контакты по Геленджику:
1) Частный дом (2 комнаты) ул. Луначарского 146 (15 мин от моря)
8 918 465 5881 (Гарик), 8 928 042 0679 (Рита), 8 (86141) 3-31-13 (дом)
цена 500 руб. с человека, есть общая кухня (можно самостоятельно готовить).
2) Гостиница-автокемпинг «Колипсо» (прямо у моря), ул. Лермонтова,10
1-й этаж, в номере санузел, кондиционер, но окна не открываются — душно (надо брать на 2-м этаже, там все нормально). Можно даже встать с палаткой на отгороженной территории, т. 8 918 032 7071
Дорога домой.
21 августа 2013 г. Заря — Волгоград 8:33-21:00. Прошли 727 км.
По советам южной родни пошли в обход Калмыкии, через Сальск, Котельниково. Дороги стабильно хорошие, трафик почти нулевой, но лишний крюк около 50 км. Немного заблудились и вместо Ипатово вышли к Дивному. Пришлось, чтобы не выйти вновь на Элисту, километров 20 пройти по полевой дороге. В Волгограде были в 19:00. На Мамаевом Кургане, одной из обязательных целей путешествия, пробыли до 20:30. Резко стемнело. По трассе ехать тяжело, темно, встречные слепят. Еле доехали до первой попавшейся гостиницы «Амир». Дорогая и ниже среднего. Без санузла 2000 руб., с санузлом в номере — 2500 руб. (цена не зависит от количества мест). В номере ничего нет, ни чайника, ни телевизора, ни кондиционера. Убрано плохо, раковина не чищена. Правда, столовая неплохая и цены демократичные. На троих с десертом получилось 480 руб. Надо ехать до Саратова и останавливаться за ним, гостиниц много и уровень, похоже, неплохой. Либо уж останавливаться в самом Волгограде, можно за такие деньги выбрать условия и получше.
Контакты отеля «Амин»: 8 442 98 80 77, 8 904 774 5777
На мемориале Родина—Мать в Волгограде.
22 августа 2013 г. Волгоград — Самара (10 км перед Самарой, 1044 км М5), с 7:15 до 21:30 прошли 824 км.
Дороги по Волгоградской области, как уже отмечал, плохие, но идут ремонтные работы. По Саратовской области и дальше — отличные.
Обед в автокемпинге «Саратов» (369 км от Волгограда, 314 от Сызрани). Очень неплохой отель и кафе. Пообедали на 430 руб.
Контакты мотеля "Саратов": 8 902 710 3030, гостиницы - 8 927-056-7197
Мед в Поволжье продают прямо вдоль трассы, а пасеки здесь передвижные. Мы же закупили мед в Башкирии.
В междуречье на Волге кроме рыбы, селяне продают кукурузные палочки вот в таких экзотических упаковках.
Сразу за Самарой отелей много и видно, что хорошие, но мы проскочили дальше и уже начали нервничать. На 1044 км М5, на противоположной стороне дороги, увидели гостиницу, как оказалось, уже последнюю перед большим перегоном к Уфе. Отель «Торнадо». Неплохой. Нам достались номера только с удобствами на этаже, но этого достаточно и они приличные. Двухместный номер 1100 руб. + 50 руб. за машину. В номере ничего нет, кроме кроватей и журнального столика, да в него больше ничего и не войдет, очень маленький. В кафе прилично поели на 600 руб.
Отель «Торнадо» между Самарой и Уфой. Удобства в коридоре, но все мило и симпатично.
Контакты отеля «Торнадо» (1044 км М5):8 902 374 5637
23 августа 2013 г. Самара (1044 км М5) — п. Тимирязевский (Челябинская область 1829 км М5)
7:30-21:00. Прошли 784 км.
Дорога очень тяжелая, много фур. Скорость порой не более 40 км/ч.
Традиционно — фото башкирских ветровиков.
С 12 часов начали искать кафе для обеда. Как ни странно, ничего приличного. Башкирам почему-то этот бизнес неинтересен — видно, сидят на нефти и в «ус не дуют». Кое-как нашли что-то средненькое в 14:30. Нахватали аж на 600 руб. Все не съели, поехали дальше. Заходим на Урал. Через Симовский мост потеряли больше часа непонятно почему — аварий и ремонтов не заметили. Яндекс показывал объезд по подозрительному маршруту напрямую через сам городок, не рискнули туда лезть. Замечу, что по дороге на юг, прошли здесь без задержек, и я даже удивился этому, вспоминая очерки путешественников. Но, видимо, пройти Сим и не заметить этого и впрямь невозможно.
Начало Уральских гор. Пробка через р. Сим.
Заранее забронировали отель за Челябинском, но уже в 16 часов по Москве (18 по местному) стало понятно, что до него доехать не удастся. Местные же отели бронируются не ранее чем за 1,5 часа и забиваются быстро. Солнце уже садится, а отелей не видно. В горах темнеет быстро, дорога порой со свежим асфальтом, без разметки, ехать очень тяжело. Фуры беспредельничают. Те, которые едут пустые, ведут себя как легковушки — идут на обгон встречным в лоб, резко влезают в ряд, чуть ли не задевая боком идущие попутно машины. В 20:00 по Москве (в 22:00 по местному) стало совсем темно. Встречных машин много, они ослепляют. Кругом темные горы, внизу туманные ущелья. Жутко! На всем Урале не заметили ни одного приличного отеля. Первый более-менее нормальный появился на 1810 км М5. Конечно, мест уже не было.
На 1829 км М5 немного в стороне от дороги, скорее всего, по стоящим фурам, заметили гостиницу. В 21:00 по Москве, о счастье (видно бог нас наградил за тяжелую дорогу), это оказался отель «Ника». Двухместный номер за 1550 руб. Евроремонт, чисто, хорошая сантехника. В кафе отлично поели на 400 руб. с десертом. Лучший отель, который мы встречали на пути!
Чистенький, новенький номер в «Нике».
Контакты отеля "Ника": 1829 км М5. 8 982 313 8888.
24 августа 2013 г. Тимирязевский (Челябинская область 1829 км М5) — Омск
7:15 по Москве (9:15 местного) — 0:40 (местного). Прошли 978 км.
Дорога — не очень. Ремонт, кругом временные объезды. Много фур. Решаем идти через Курган—Макушино—Бердюжье, так сказать, на собственной шкуре проверить описываемую многими «адскую» дорогу.
Бердюжье. Последнее пристанище перед «адом».
Не так страшно Бердюжье, как его описывают. 19 км прошли за 40 минут. Да пыльно, да много фур, да трясет. Но от Макушино до самого Бердюжья и остальная дорога до Ишима — нормальная. В общем, в сухую погоду такой маршрут вполне проезжабелен!
Легендарный участок объезда Казахстана под Бердюжьем.
Вечер. Под Абатским начинаются ремонты дорог с перекрытиями полос. Ехать начинаем медленно и муторно. С отелями тоже сложности, до самого Омска (около 200 км) по нашей стороне практически ни одного отеля. На отметке 591 км М51 чуть в стороне — хороший отель, но за фурами его не видно — проскочили поворот, а развернуться из-за разметки негде.
Контакты Трансиб-Комфорт-Мотель: 591 км. М51, тел. 8 381 259 8597, 8 951 429 4979
Уже под Омском в д. Зеленое Поле увидели огни и рекламу. «Мотель "Еврозона" — уютный уголок комфорта». До чего же нескромными порой бывают рекламные слоганы. Самый худший вариант за всю дорогу! Шестиместный номер-общага, 500 руб. с человека + 100 руб. машина. Постельное белье не простирано. Санузел в соседнем здании, грязный. Но это все цветочки. Когда мы еще только распаковывали машины, из кафе вышел парень с девахой, как потом оказалось — оба пьяные в стельку. Сели в УАЗ-буханку и стали пытаться выехать со стоянки, плотно уставленной машинами. Сначала задним ходом, не получилось — въехали в забор. Затем последовала попытка развернуться. Проехав чуть вперед, в полуметре от припаркованных машин резко затормозили. Тут мы уже оценили неадекватность маневров, ко всему прочему наши машины со спящими детьми оказались в радиусе возможного столкновения. Выдернули водилу из кабины. Из мотеля в это время подоспели администраторы и какие-то местные парни. Один сел за руль вместо хозяина, второй встал возле припаркованного сзади джипа, вроде как смотрит, чтобы не задели. Только чудом в этот раз не въехали и в стоящего парня и в джип. Наконец, они вывели УАЗ за ворота стоянки и спокойно отдали машину пьяному хозяину. Тот тут же скрылся на ней в темноте. Мы были в шоке, все произошло в считанные минуты, несуразность ситуации и возможные последствия просто не укладывались в голове. Уже позже сообразили, что нужно было хотя бы запомнить номер и сообщить его в ГИБДД. В первый момент было желание забрать деньги и скорее убежать из этого «уголка комфорта». Но тем временем уже второй час ночи и неизвестно, что ожидает впереди. Все-таки остались, и как оказалось в дальнейшем, это было верное решение. Следующий отель (с виду неплохой) был только через 100 км (за вторым кольцом, отворотом на Калачинск).
Наутро мотель «Еврозона» под Омском действительно выглядит уютным, может быть, мы слишком предвзято к нему отнеслись из-за ночного инцидента.
25 августа 2013 г. Омск — Новосибирск 9:15 (местного)-15:00 (местного). Прошли 630 км.
Последний день путешествия прошел спокойно, без происшествий. Суббота, утро, трасса пустая. Погода ясная, похоже, мы ее привезли за собой — все три недели нашего отсутствия в Сибири лили дожди.
Традиционная остановка после 2/3 пути из Омска — обед в придорожном комплексе. Закусочная «У Шмаковых». Вот и подходит к концу наше путешествие.
Последние километры перед домом.
Остановились на въезде в город перегрузить из машин поклажи. Не верится, что мы преодолели эти 10 тысяч. Усталость перемешивается с удовлетворенностью. Все уже привыкли к ритму дороги и постоянно новым впечатлениям. Кажется, что именно это и есть жизнь, а не та ежедневная суета дома, у кого на работе, у кого на учебе, которая, по сути, заполняет большую часть нашей жизни. К сожалению…
Итого, пройдено порядка 10200 км. Машины не подвели ни разу, даже запаски не доставали. Единственное, доливали масло, я — около 2 л BP Visco 3000 (10W-40). Но на таких расстояниях и пробегах, как у нас (у меня, к примеру, под 180 тыс. км), это естественно. По расходу на Филдере получилось в среднем около 7 л /100 км АИ-92. На Бассаре 95-го уходило около 11 л на сотку.
Все, включая самых юных участников, выдержали непростой, а порой и изнуряющий путь. Мы рады, что познакомились с нашей южной многочисленной родней, хотя и не со всей, есть еще повод вернуться. И все же, главным результатом нашей поездки считаю разбуженный интерес у сына к морю, его обитателям, к интересным местам и памятникам нашей Родины, ну и надеюсь, к путешествиям в целом.
Финансовые затраты нашей семьи:
ИТОГО (в рублях) | 93 533 |
бензин | 18 831 |
проживание по дороге туда | 3 650 |
проживание на юге | 10 750 |
проживание по дороге обратно | 7 000 |
ИТОГО проживание | 21 400 |
развлечения экскурсии | 4 600 |
подарки | 15 530 |
штрафы | 1 000 |
Питание в кафе | 12 172 |
Питание остальное | 20 000 |
ИТОГО питание | 32 172 |
Всем спасибо, кто удостоил рассказ вниманием!
15 декабря 2013 г.
Ссылка на отзыв по Филдеру. Сам отзыв сырой и малоинформативный, но то что данный авто до сих пор «живет» в нашей семье и главное — не огорчает, говорит о многом: https://reviews.drom.ru/toyota/corolla_fielder/16628/
Свояк Дмитрий у меня — кузнец. Кому интересно, вот ссылка на его художественный сайт: http://www.leonardo-kovka.ru/