Путешествие по северному Кавказу

15.07.2021 | 12367 просмотров

Добрый день. Друзья. Завершился у меня небольшой тур по Кавказу, протяженностью 2930 км и длиною в 11 дней. Но обо всем по порядку.

Кто читал мой предыдущий блог о горном Алтае, помнит, что была мысль приобретения чего-то внедорожного для поездок по горам и селам в режиме лайт бездорожья. Традиционно напомню, что на вкус и цвет товарищей нет, все сравнения и ощущения сугубо индивидуальны, я не хочу кого-то обидеть.

Итак, в текущем году решено было не ехать с северов на юг на машине, потому как минимум 8-10 дней в оба конца нужно откинуть на дорогу. А эта часть отпуска была всего 26 дней. Решаем с супругой вопрос о движении туда на самолете и приобретении машины на юге, с целью ее там и оставить, благо у тещи свой дом в Анапе. Заранее отправляю транспортной компанией из дома все снаряжение, которое нам может пригодиться в путешествии: палатку, спальники, одеяла, подстилки, котелки и фонарики.

Итак... Стартуем... 13 мая 2021 года. Едем до Нового Уренгоя, машину оставляем у знакомых и летим на Краснодар. Переезжаем в Анапу. Теперь немного про муки выбора авто. Присматриваться ко всему я начал еще до нового года. Цель была — купить авто, который бы смог ездить по горам, не особо технологичный, простенький, в цене до 700000. Зеленая лягушка подсказывает постоянно, что нецелесообразно покупать авто дороже для эксплуатации его 2 раза в год по месяцу. Смотрел — Huinday Starex до 2004 года, Delica, Гранд витара до 2006, Дастеры, Нивы и Уазы... Два старекса ушли из-под носа по причине моей отдаленности.. Штук 5 витар пересмотрел (точнее, не я сам, заказывал подборы) — все дрова. Делика в норм состоянии — вне бюджета. Уаз слишком Русский))). Вообще, выбор авто это личная для каждого религия, не будем обсуждать, этот текст лишь для понимания на чем я ездил. В общем, остановился на Шевролет нива. Из критериев — кондер, не серый цвет, пробег до 100, один хозяин. И я ее нашел! Появился сей экземпляр 17 мая в Геленджике, и 18-го я поехал его брать. Цена 440, темно-коричневый, кондер, 78 пробега, хозяин с Орловской области, машина стоит на даче. Все проверили. Машина очень бодрая. Берем.

Итак, пару дней на приведение машины в состояние «для путешествия», покупка необходимого снаряжения, покупка новой А/Т резины. В машине загружено: 2 спальника, 2 вспененные подстилки, большой надувной матрас, одеяла, подушки, котелок, плитка, газовые баллоны, палатка, стол и стулья. Это крупняк. Выезжаем. Со мной решили поехать супруга, теща и двое сыновей 6 и 8 лет. Отдать нужно должное, опыт поездки у всех имеется, все знают, что нас ждет в плане жилья и примерно в плане трудностей. При выезде первые эмоции от предчувствия гор. Ставим счетчик километров на ноль. Погнали.

Первая наша цель — Пятигорск. 600 км ехать, не напряжно, но, учитывая пробки Краснодара, примерно маршрут на день с остановками, как мы любим в небольших городках. Не буду расписывать дороги, в Пятигорск приезжаем в районе 6 вечера, по дороге сняв гостиницу с 2 комнатами. Цена демократична, 1800. Первомайская 15. Идем гулять. Самое оживленное место в Пятигорске — проспект Кирова. По нему можно погулять, свернуть в гору, где видно часть города.

Традиционно сфоткаться с каменным орлом на горе. Вообще, с Пятигорском напрямую связывают Лермонтова, здесь все пестрит о нем — место дуэли, здесь он был, здесь он ел, здесь он... и так далее. Посетили музей восковых фигур. Такого г... я не ожидал. Очень разочарован. Очень отрадно, что в Пятигорске много молодежи, которые активно занимаются спортом на свежем воздухе, используя воркауты и специальные площадки. Как итог в глаза бросаются большое количество парней, с атлетическим телосложением. В общем, немного побродили по городу и пошли в грузинский ресторан. По-моему, называется «Колхида».

Офигенный ресторан, нормальные цены, вкусная кухня, большой выбор. Сам хозяин подходил, сказал, что есть домашнее грузинское вино, но признаюсь — не пробовали. В общем, после ужина — отбой. Ну, не совсем наша фишка хождения по городам, да, интересно, но кайфа от этого я не получаю. Завтра по планам первая наша горная точка — плато Бермамыт.

Я много перед поездкой читал, видел фотографий, в том числе и о дороге. Погода солнечная. Решено поехать через Учкекен. Едем сначала до Кисловодска, купив по дороге связку дров, продуктов и заправив машину. Про Кисловодск писать ничего не буду, мы там были два года назад, в бюветах и парках. Учкекен большой прям поселок, но, учитывая множество информации в интернете, дорогу находим без труда — на единственном светофоре налево, и потом на четвертом перекрестке снова налево. Дальше даже есть указатели. В самом Учкекене я не видел заправок, поэтому лучше заправиться в Кисловодске или на выезде из него. Но есть «Пятерочка», как раз по пути, где можно купить продуктов.

Выезжаем за поселок, начинается грунтовая дорога.

Эээх, как же мы истосковались по этому, дорога красиво уходит далеко в гору. Сразу на первом подъеме останавливаемся для фото. С горы открывается прикольный вид на холмы и поселок. Кстати, правильность пути подтвердит скульптура из двух каменных столбов природного происхождения. Метров за сто от них справа лужа, как озерцо. Если вы это видите, то вам туда)).

Еще несколько километров такой грунтовки, в принципе довольно проходимой, проедет и машина на моноприводе. Но зачем?? Очень редко попадаются встречные машины, откуда-то возвращающиеся. Вдали появляется ЛЭП и какое-то строение. Судя по ранее изученной информации нам направо и двигаться вдоль ЛЭП.

Но решаю доехать до строения, которое оказалось кафе). Сейчас закрыто, не сезон. Сворачиваем на ЛЭП. Дорога становится глиняной, чувствуется, что нужен иногда и полный привод.

Ну, а вот тут начинается, очень резко набежала туча. Ничего не видно. То и дело упираешься в табун лошадей или отару баранов, которых лучше объехать по полю. Но при этом то и дело теряешь из виду ЛЭП. От столба до столба ее не видно, настолько плотный туман.

Один раз неожиданно на пути оказался огромный верблюд со связанными передними ногами, который тоже испугался, в результате чего мы от его вертушки задней ногой чуть не выхватили в лобовуху. Едем аккуратнее, пошел дождь, дорога стала как мыло. Проехали равнинный участок, начались подъемы в гору.

По информации из интернета: «едете вдоль ЛЭП, пока не увидите во всей красе Бермамыт, тогда с ЛЭПкой нужно попрощаться, вот туда вам и нужно сворачивать». Ага, щас. Я лэпку-то не вижу, какой там бермамыт. Дождь усилился, и мы решили чуток постоять, потому, что дорог куда, сходятся-расходятся и куда какая, не понятно. Простояли полчаса. Дождь стал только сильнее. Уже даже с места тронуться проблема, плюс при минимальном поперечном уклоне несет машину вниз, пока она не упрется в камень. Опасно. Продолжения обрыва не видно из-за тумана. Как потом оказалось, когда ехали назад — не зря. В этом месте был обрыв.

Через полчаса появился УАЗик с местными джигитами. Ехал в попутном нам направлении. Спросил его что да как. Он говорит, фигня, ты ж на Ниве, айда за нами. С горем пополам тронулись, но что было дальше — это треш. Я не водитель по бездорожью, толком никогда там не ездил, но тут пришлось, то и дело садились на брюхо, нас кидало в колею, разворачивало на 270 градусов. Натерпелись, капец. Еще и отпуская УАЗ на 50 метров, ты его теряешь из виду. Парни 3 раза разворачивались. Но по итогу они нас довели до места. Как оказалось, им нужно было дальше, но нас они проводили. Парням огромный респект.

Пока ехали, дождь закончился, но началась морось. Как оказалось, мы на высоте 2590 метров. И доехав до обрыва, мы напрочь забыли про неудобную дорогу. Фотографий последнего участка дороги нет. Теща молилась, дети молчали, а супруга тупо держалась двумя руками, чтоб не разбить голову.

Друзья, это что-то нечто, это что-то с чем-то. Круть неимоверная. Иногда облака рассеивались, открывая невероятные обрывы и красоту. Но нужно было думать о жилье. Ставить палатку в таком режиме не вариант. Тем более с детьми. На улице не больше 7 градусов, ветер, иногда дождь. Оказалось, что в паре сотен метров в скале есть нечто как кафе. В общем, организация арендовала этот кусок земли, где в скале сделали наподобие кафе и комнаты и кормят приезжающих туристов. Проживает там (на тот момент единственный) человек Ислам. Респект тебе, Ислам! Встретил он нас радушно, говорит, вам че, делать чего в такую погоду ехать сюда, это опасно, особенно на перевале через гору Алебастровая. Которую мы пролетели в связке с джигитами. Рядом с кафе есть комнатка, которую они любезно сдают туристам вроде нас. Там двухэтажная кровать, стол. Две тысячи в сутки. Без вопросов соглашаемся, вариантов не много.

Кинув вещи, смотрим, что немного тучи разошлись, можно прогуляться. Пешком не так далеко. Сумасшедшие виды, обрывы, иногда захватывает дыхание. Наиболее классное место для фоток — амфитеатр. На фото все видно. Есть и смотровая площадка с балконом. Но особо впечатлительным туда нельзя. Под тобой пара сотен метров пустоты и обрыва, а при тумане дна не видно вообще. Минут на 10 открылся Эльбрус. Вот это красота. Величественный, мощный. Класс.

Возвращаемся в жилище. Вечером, накрыв стол, приглашаем Ислама, у меня домашний коньяк, а женщины пьют анапское вино собственного производства. Ислам советует нам отведать айран собственного производства. Я обеими руками ЗА. Пробуем. Во-первых, его практически не налить. Выдавливали из пятилитровой бутылки, во-вторых, это совершенно не тот вкус магазинного продукта. Я ел ложкой. Чуть с кислинкой, но это супер. Ислам принес также домашний сыр, и под вино, вечер рассказывал о истории народа, обычаях, природе и себе. Как выяснилось, мы с ним служили в одно время, потому, как выяснилось, мы одногодки и служили в одних войсках — разведке! Но… в разных местах. Утром, при хорошей погоде, Ислам обещал нас разбудить, чтоб посмотреть на рассвет. Но рассвет остался в мечтах, всю ночь был ливень, потом град, потом опять ливень, а потом просто пошел снег. Температура была от -1 до +3. В жилище мы зажигали газовую горелку.

Немного фото.

Вообще, в планах было не возвращаться этой же дорогой, а поехать на село Хасаут и выехать в долину Нарзанов, оттуда поехать на плато Канжол и Джилы-Су. Весь день шел дождь, после обеда приехал УАЗ, который привез двух туристок из Москвы. Точнее, из санатория в Кисловодске. Из-за того, что у них вечером самолет, они решились в такую погоду испытать судьбу, чтоб увидеть Эльбрус с Бермамыта. Но им не повезло. Я сказал водителю о своих планах, но он меня категорически отговорил спускаться в сырую погоду на Хасаут. Больно коварный спуск. Поговорил с ним, он согласился, что я увяжусь за ним, и мы выедем на Кисловодск, но не через Учкекен, а через Кичи-Балык.

Учитывая, что прогноз погоды показывал еще дожди на несколько дней, ждать тут было нечего, и мы приняли решение поехать. По итогу душевно попрощались с Исламом, ему отдал купленные в Кисловодске дрова.

Хотелось бы отметить, что на всем Кавказе у меня не ловил Теле 2, в норме МТС и мегафон. На Бермамыте в двух местах ловит Мегафон. Ну так, даже можно брякнуть. Интернета нет.

В общем, обратная дорога вышла получше, чем туда. Машина перла, чем ниже спускались, тем лучше погода. Выехали в Кичи-Балык.

Продолжение пути в следующей части, а сейчас краткий итог.

Посмотреть на Бермамыт нужно однозначно. Это классное место. Но не для майской погоды, которая капризна в горах. Можно жить с палаткой. Намека на дрова нет. Нужно везти с собой. Бензина хватит за глаза стандартного бака. Можно проехать на кроссовере, но лучше на внедорожнике. Если дождь, то не рекомендовал бы и на кроссовере. Много острых камней. Лучше резина А/Т или М/Т. Связь описал. Теплые вещи — однозначно. У нас были, мы знали. Попасть можно с трех мест туда: Учкекен, Кичи-Балык и Хасаут. Возможно, еще как-то, не задавался вопросом. Первые два особенно не отличаются. Ехать все равно в обоих случаях через Алебастровую. Если ехать с Бермамыта, то у того здания-кафе, что я писал ранее, дороги расходятся на Учкекен и Кичи-Балык, а по состоянию они примерно одинаковы. А если ехать на Бермамыт, то от того кафе одна дорога на плато. Про дорогу с Хасаута уже написал, но вернусь к ней в следующих частях. По итогам поездки на бездорожье я оторвал две реактивные тяги, чуток подпалил сцепление, но не критично. Было бы сухо и нормальная видимость, дорога была бы совсем другой…

Часть 2. Долина Нарзанов — Беслан — Владикавказ

Как ни странно, но вторая часть начинается не с нового дня. Это еще продолжение дня первой части.

Выехав на асфальт в Кичи-Балык, мы свернули вправо, понимая, что эта дорога, которая ведет на Джилы-Су, но решаем проехать только до долины нарзанов. Недалеко, но серпантин там приличный. Виды, как обычно, открываются суперские.

Долина нарзанов не впечатлила. Штук 20 труб из горы, из которых течет нарзан разного вкуса. Вход 50 рублей с человека. Но на территории есть вкусная кафешка. И недорогая. Наверняка кто-то знает, есть такое блюдо — хычин. А есть дэлен. Это такой же хычин, но в два раза больше. На 800 рублей взяли два разных дэлена, чебуреки, два чайника чая, картошку фри и че-то еще, не могу вспомнить. Наелись до отвала, а один целый дэлен не осилили, взяли с собой. Возвращались уже через Кичи-Балык в Кисловодск, по пути забронировав трехкомнатную квартиру за 1500.

Квартиру нашли сразу, навигатор в помощь, нам важно было наличие стиралки. Она была. Итак, взяв вечером местного свежего пива, устраиваемся на ночлег.

Учитывая прогноз погоды и так как мы абсолютно ни к чему не привязаны, не соваться в горы, а поехать пока по городам, а как восстановится погода — поехать опять в горы. Наутро принято решение поехать во Владикавказ с заездом в Беслан.

Утром, выспавшись, двигаем опять на Пятигорск, дорога на Нальчик лежит через него. Что два года назад был, ремонтировали дорогу подъезд к Кисловодску, что сейчас. Тянется длиннющая вереница машин. Не пробка, но медленно.

От Пятигорска едем на Нальчик, достопримечательности которого оставляем на обратную дорогу. По пути почему-то решаем не ехать в Нальчик и едем напрямую в Беслан. В этом осетинском городе без труда находим ту самую школу № 1 в которой, в 2004 году произошла страшная трагедия.

Описать эмоции от этого места не получится ни одними словами. Поначалу видишь старое двухэтажно здание школы, окна и двери которого заколочены. Но войти через калитку можно, понимаем, что это не все. Пройдя вдоль здания можно зайти в тот самый спортзал, где трое суток звери удерживали детей и взрослых. Сейчас это тот же самый спортзал, и даже в том же самом виде как после трагедии, выжженые полы, отсутствие потолка и стекол, оплавленные радиаторы отопления. Как будто тут замерла жизнь. А ведь так и есть. В официальных источниках погибло 333 человека, включая 186 детей. Есть информация, что погибших 334, наверное, потому что один человек скончался гораздо позже.

Вы только вдумайтесь, люди приходили целыми семьями, на 1 сентября, чтобы почувствовать праздник. Тети, дяди, братья, сестры… На подоконниках стоят мягкие игрушки, которые люди приносят в знак памяти. Очень много бутылочек с водой. Ведь это зверье (по другому не назовешь) трое суток не давали детям даже воды. На стенах плакаты, стихи, надписи «Скорбим…», фотографии погибших силовиков… Редкие туристы разговаривают шепотом. Многие не могут сдержать слез. Бабушка, которая, видимо, следит за порядком, сказала нам спасибо за то, что приехали почтить память, дала нам свечи. От нее мы узнали, что существует на кладбище мемориал «Город Ангелов», где похоронены все жертвы теракта. Решаем, что заедем еще и туда.

«Город Ангелов» расположен в сторону аэропорта, совсем недалеко. Пройти туда может любой желающий, но мужчина, что-то копавший вдоль могилок, сказал, что мне туда нельзя, на мне были надеты джинсовые бриджи. Я послушно вернулся в машину, а женщины и дети прошли. Об этом мужчине чуть позже. На входе стоит огромная скульптура женщины, выпускающей в небо 50 ангелов. Эмоции не меньше чем в самом спортзале, особенно, когда видишь уходящие далеко-далеко ряды однотипных могилок.

Когда мы выехали в сторону Владикавказа, мы долгое время были на эмоциях, каждый думал о своем. Этих эмоций хватило до самой ночи, когда мы перечитывая в интернете информацию о теракте, наткнулись на статью о мужчине, у которого погибла дочь в этом теракте. Если вкратце, то он стал жить на кладбище и живет там по сей день. Наверное, это тогда был он. Он стал местным психологом для родителей каждого ребенка. Говорят, что, приходя на могилу детей, многие ему говорили, что не хотят больше жить, а он говорил, что убив себя, вы сразу попадете в ад и не встретитесь на небесах со своими детьми. И только это их останавливало. Он знает наизусть день рождения каждого ребенка.

Как бы то ни было печально, но нам нужно ехать, и через час мы добрались до Владикавказа. Оказывается, большой город, я думал меньше. Традиционно сняли квартиру. Правда за 2200, но офигенная, на 16-м этаже (вроде бы), с отличным видом и евроремонтом.

Вечером прошлись по городскому парку, посетили фудкорт, прогулялись по Тереку, начался дождь, и мы отправились в квартиру, обсудить планы на завтра.

Часть 3. Грозный — Магас

Наутро из окна квартиры открывался отменнейший вид.

Но мы, как по расписанию, завтракаем и к 10 часам обычно трогаемся в путь. Решаем доехать до Грозного. Возможно, на обратном пути посетить Назрань. Ночевать или нет в Грозном — не решили. Вообще, изначально поездка по Чечне (а не только по Грозному) и Ингушетии планировалась на следующий год, но погода нас заставила проехаться по городам.

Едем до Грозного, немного проезжаем по краю Назрань. Что первое бросается в глаза, что на постах ДПС, помимо ДПСников, стоит обязательно мужичок в балаклаве и бронежилете, с калашом наперевес. Женщины боятся, детям интересно, ну а мне все равно как-то, наоборот, повышают безопасность. Потом уже друзья сказали, что есть еще бандиты, спустившиеся с гор, которые могут напасть на полицию.

Дороги на всем протяжении отличного качества, не считая проводимых ремонтов. Ширина проезжей части позволяет местным лихачам выезжать на обгон даже при встречке, ширина асфальта за крайней линией позволяет разъехаться втроем. Чередуются полосы для обгона, иногда дорога двухполосная в каждую сторону.

На подъезде к Грозному начинает что-то прям сильно скрипеть в переднем колесе, думал, ступичный, но чуть прижимаешь тормоз, скрип пропадает. Скорее всего, колодки. Первое значимое для меня место — площадь Минутка в Грозном, помнится с тех времен, как она выглядела по телевизору и фотографиям. Теперь ее не узнать, вокруг высокие дома, все кругом строится. Фото площади ниже.

Заехал на СТО, молодой парень поднял машину на подьемнике, снял колесо, но признался, что никогда с нивами дело не имел и лучше не полезет. Опустили, денег не взял, сказал, что я же ничего не сделал. Ну и на том спасибо.

Дальше едем в центр, проезжаем Грозный сити, ищем место для парковки.

Очень трудно найти место. Но находим, рядом с площадью, решаем оставить тут машину и пойти гулять. Сначала необходимо купить супруге платье, местные традиции нужно уважать. Она в спортивном костюме. Хоть никто и ничего не говорит, но чувствуются, что люди оборачиваются, в штанах женщине не принято ходить. У нее, конечно, есть платья, но они все не подходят для прогулок по Грозному.

Без труда на проспекте Путина находим бутик, где покупаем платье ниже колен и с закрытыми руками. Идем в Грозный сити. Идти 5 минут. Везде, с периодичностью метров 200-300, на улицах бородатые военные, в беретах, все дружелюбные, можно у каждого спросить. Чувствуется, безопасность на уровне. Поднимаемся на 32-й этаж, смотровая площадка. Билет 100 руб. Оттуда прекрасный вид на город, прекрасные фотки.

Но ходит специальный человек, который смотрит, чтоб не фоткали в сторону резиденции Кадырова. 10 минут достаточно, спускаемся вниз, идем в парк цветов. Прикольно, очень много цветов и композиций из цветов. Женщины в восторге.

Погуляли по площади, сходили на фонтан и пошли в сторону православного храма, по-моему, Архангела Михаила. На входе тоже рамка, военный с автоматом, проверил сумки, прошли. Посетители в храме есть, поставили свечки и пошли дальше гулять по городу. Прошлись вдоль резиденции, и двинули в сторону мечети «Сердце Чечни».

Семья присела на лавочку, а я пошел узнать, можно ли нам посетить мечеть. На входе в мечеть охранник сказал, что можно, только нужно подождать минут 10, когда закончится служба. Без проблем. Через минут 15 пошли. Для женщин отдельная ширма, где они переодеваются в одежду до пят. Платье, в котором ходила супруга, не прошло для мечети. Оделись до пят. На входе снимают обувь, женщины в мечети уходят направо на второй этаж, мы с детьми налево.

Первое, что поражает, масштабы, и синева куполов. Огромное помещение, полностью натуральные ковры по всей площади. Тех, кто молится, немного, поднимаемся на второй этаж, там типа балкона. Но тоже огромные площади, а там многие люди просто лежат на полу, кто спит, кто читает Коран, кто в телефоне. Люди находятся в тишине и спокойствии, и в этом тоже есть смысл. В общем, мечеть мне очень понравилась.

После мечети опять прогулки, кафе, памятники и так далее. Подведя итог, можно сказать, что Грозный современный город, чистый, безопасный, приветливый. Дискомфорта не ощущаешь, просто непривычно режет глаз одежда местных женщин, которые совсем уж соблюдают обычаи. Люди приветливые. У многих сложился стереотип кавказца как грубого и воинственного человека. Вообще это не так, Кавказ очень дружелюбен, хотя, возможно, как и везде есть исключения. В городах Кавказа не увидел ни одной собаки. На каждом шагу восхваляют Путина и Кадырова (старшего), кое-где есть и Рамзан.

В общем, в Грозном можно и, наверное, нужно побывать, город отличающийся строгостью традиций, переживший войну и тяжелые времена восстановления.

Ну, а мы принимаем решение не ночевать в Грозном, а ехать назад. Так уж получилось, что у меня есть очень знакомые люди в Ингушетии. Не стал звонить им, беспокоить, тем более я был уверен, что они не у себя на родине. Но они коим-то образом узнали, а я был как раз в Грозном, настояли на том, чтоб встретиться в Магасе. Едем туда, там мы еще не бывали. Встретились в Назрани, где мои друзья любезно мне забронировали СТО, на котором мне поменяли колодки. Скрип ушел. Едем в Магас. Друзья, Магас ничуть не хуже Грозного.

Если б не товарищи, я б просто не стал туда заезжать, а зря. Городу грубо 20 лет. Построен с нуля, широкие улицы, насаждения, архитектура. Однозначно к посещению. Провезли нас по городу, потом завезли в заранее забронированный отель с двумя полулюксами, оставляем машину и едем на их машине по городу. Теща с детьми остались в отеле. Заехали в башню Согласия.

Интересный объект, в котором нет ни одной ступени. Ты просто идешь по кругу башни по наклонному полу, и так 25 кругов. На высоте балкон со стеклянным полом, откуда виден весь город. Мы были на закате, очень интересно. Дальше — ресторан. Ну как же Кавказ без вкусной еды. Заказали столько, что я думаю, можно было б накормить человек 10. Много осталось. Но все очень вкусно, учитывая местные блюда.

Немного о традициях. В Магасе спиртное продает один лишь только магазин, представитель завода «Кристалл», с 9 до 17, с выходными. Больше нигде спиртного нет, включая рестораны. Но это не только в Магасе, но и во всей, наверно, Ингушетии, в Чечне продают спиртное, говорят, 2 часа в день. Не знаю, мне не нужно было, не проверял. В Ингушетии есть одна особенная традиция, жениху нельзя видеться с тещей. То есть жених никогда не видит свою тещу!!!. Как сказал один из друзей — «и мы считаем это своим плюсом)))!». Говорит, детей привожу до дома тещи, высаживаю и уезжаю… Как-то так. Конечно, еще было много традиций рассказано, но это нужно ехать и слушать.

Часть 4. Чегем

Вернувшись в отель и переночевав, мы отправляемся в сторону Нальчика. Дети уже устали от отелей и кричат, что им нужна палатка. Я с ними согласен. Едем в сторону Аушигера, термальные источники. Приехав туда, понимаем, что это не наш тип отдыха. Да, бассейны да ванны, но все пафосно, начищенные отели и белые простыни. Не наше это. Нам бы палатку, да гречки поесть). Есть еще бассейн, куда можно попасть без проживания в отеле. Цена за вход вроде 300 руб. Но не в этом дело, там людей кишит. Не. Не то. Тут же где-то в памяти всплывает, что рядом голубые озера. Едем. Далековато, но находим нижнее озеро, есть еще и верхнее, но мы там не были. Ну и шлак. Лужа, вокруг которой торговые палатки. Ни о какой там кристальной прозрачности озера вообще не говорю. Вижу, что дорога идет дальше за озеро, ну, дай, думаю, проедем, посмотрим, что там. Оказывается, дорога ведет в Верхнюю Балкарию, поселок, до которого прикольная дорога, грунтовка, часть асфальта, но горная дорога это класс, качественные виды.

По пути проезжаешь тоннель длиною метров 500. В самой Балкарии особо делать нечего, за исключением того, что можно перейти на другую сторону реки, где сохранились еще родовые башни.

Но мы упорно едем туда, куда пока еще ведет дорога, и упираемся в пост КПП с грузинской стороной. На улице автоматчик, который сказал, что по паспортам проехать можно дальше, но там то же самое, только есть несколько отелей. Попасть в Грузию отсюда никак, но это не ковид, единственный официальный путь в Грузию из России это Верхний Ларс.

Разворачиваемся, решаем поехать в сторону Чегемских водопадов, для этого необходимо вернуться в Нальчик, через хребет проезда нет. В принципе это недолго, по пути выясняем, что есть палаточный кемпинг в той стороне, который называется Парадром Чегем. Ура, появилась возможность установки палатки. До водопадов асфальтовая дорога. Сами водопады на четверочку с минусом. Красиво свисающие скалы над дорогой, клаустрофобы могут испытать дискомфорт), капающая и текущая вода по скалам, прохлада…

Ну, на разок посмотреть, учитывая, что сюда везут туристов целыми автобусами, высаживают и они идут прям по дороге, вдоль бесконечных лотков с пирогами, платками и сувенирами. Все как обычно, вот это и отталкивает от таких мест, что наши любую достопримечательность умудряются превратить в какой-то рынок. Туда проехал даже не останавливаясь, просто посмотрев водопады из окна машины. За водопадами начинается грунтовка, если не изменяет память, то до парадрома километров 16. Перед отворотом на парадром есть указатель.

Само место, конечно, выбрано красивое, особенно с точки зрения парапланеристов, вообще, наверно, супер (но я не летал). Несколько гостевых домиков, место для палаток, стоянка, кафе. Первое, что бросилось в глаза, так это то, что стоянка, кафе, в котором звучит музыка, и палаточный лагерь в непосредственной близости друг от друга. Не айс. Места между палатками — 2-3 метра. То есть любое общение соседей будет слышно в вашей палатке, и наоборот. Нашли управляющего. Парень Марат, сказал, что со своей палаткой размещение 250 руб. с человека.

В стоимость входит место под палатку, пользование душем и туалетом. В душе не были, а вот туалеты разделены на м/ж, в которых очень чисто, убирают часто, это несомненный плюс. На территории кафе с горячими блюдами голодными не останетесь. Нам сказали, что костры жечь нельзя, заказник. Но к вечеру то и дело они появлялись у дальних палаток. Мы тоже решили развести). В муравейнике мы решили не размещаться, попросили разрешения поставить палатку метрах в 100 от лагеря. Получили добро. Осложняется все тем, что весь кемпинг на склоне, и трудно выбрать более-менее ровное место. Ну, что ж, ставим палатку, отдыхаем, фоткаемся, готовим ужин, пьем оставшееся вино. Кстати, заметил, что местные коровы не хуже горных козлов, они лазят по крутым склонам совершенно обыденно. Мне казалось, что если одна из коров, находящаяся над нами выше по склону, сорвется, то она нафиг снесет нашу палатку вместе с Нивой. Вот они:

На следующий день ползем в гору, откуда взлетают парапланы. Если есть желание, вас тоже покатают на нем, стоимость, по-моему, 4 тысячи за 20 минут. В принципе, вменяемая цена. Как оказалось, можно залезть вообще на самую макушку скалы, но мы этого делать не стали. Но там наверно бы получились классные фотки.

Перейду к небольшому сравнению, так как мне есть что сравнить. Алтай — каждый кемпинг (там, где я был) оборудован чистыми туалетами, питьевой водой, дровами для костра. Места обычно суперские, ровные, возле рек.

Приезжающий народ в большинстве своем едет отдохнуть, послушать шум природы, музыки почти нет, как и шумных разговоров. В Адыгее в трех местах все выглядело так же. Тут к вечеру набралось много палаток, до позднего вечера из кафе орала музыка, песни под гитару, какая-то пьяная баба всю ночь орала искала какого-то Колю, чтоб сообщить, что они уезжают. Ночью кто-то шарахался вокруг палатки с фонариком. Уже утром увидели, что вокруг нас за ночь появилось еще две палатки.

Резюмирую, плюсы — место приличное, инфраструктура развита, можно снять дом, можно поставить палатку, причем ее можно взять в аренду, есть кафе и туалеты с душем, можно полетать на параплане. Вечером в небе одновременно насчитал 24 параплана, красиво. Минусы — по мне было очень шумно, нельзя разводить костер, очень ограниченные места для установки палаток.

Как итог, мы прожили два дня и две ночи, вроде отдохнули, дети довольны, я тоже. Утром, как обычно в горах бывает, за 3 минуты полностью испортилась погода, ветер был такой, что приходилось держать стол внутри палатки. Но через 10 минут выглянуло солнце, мы собрались за 20 минут и поехали в сторону Баксана.

Часть 5. Хасаут

Путь мы проложили от Баксана до долины Нарзанов, где были ранее, рассчитывая, что определимся, куда ехать, в Хасаут, или на Джилы-Су. Навигатор вел через Каменномосткую. Точнее, я сам выбрал этот путь, потому как через Кисловодск дальше, но там хорошая дорога, но там уже неинтересно. До Каменномосткой асфальт, а дальше, до дороги Кисловодск — Джилы-Су, грунтовки километров 30, сомнительного качества, ездят, конечно, на легковушках, но я им не завидую.

Не то что б бездорожье, качество грунтовки плохое, с промоинами, иногда вымытыми из земли острыми камнями.

Но мы как-то за час примерно преодолели расстояние, выезжаешь в аккурат на обсерваторию.

Позволю заострить внимание на обсерваториях. В интернете есть описание двух обсерваторий. Одна из них — нейтринная, занимающаяся исследованием нейтринов. Это объект Росатома, телескопы находятся в горе под толщей земли до 4 км. Находится в поселке Нейтрино. Попасть туда на экскурсию почти не реально. Вторая это за Кисловодском, на горе. Там вроде как можно посмотреть в телескоп. Но когда мы туда приехали, почему-то все было закрыто на замок и по указанному номеру никто не ответил.

Решили съездить в Хасаут, погода нормальная, от долины Нарзанов дотуда 17 км. Дорога проходимая, можно и на пузотерке.

Но никто не исключает мелкое бездорожье и камни. До поселка доезжаем без проблем, по пути увидев несколько рабочих ферм. Сам поселок впечатлил. Кстати, раньше он назывался Схауат.

Основан 1800… какого-то там года. От Ислама на Бермамыте слышал много истории про этот поселок, про то, что его депортировали в период Войны и про жизнь сейчас. К слову, постоянно в поселке проживают 5 семей. Кругом пустые дома, фундаменты от давно разрушенных домов, заброшенная техника. Все говорит о том, что здесь когда-то бурлила жизнь, и многие после депортации сюда уже не вернулись. Еще пока ехали в поселок, теща сказала, что вспомнила, как по Культуре показывали сюжет про Хасаут, про некую Бабу Любу, местного учителя. Ну, неплохо было б ее найти. Проехав поселок вдоль, мы развернулись, по одной из проселочных дорог проехали поселок по диагонали. В поселке есть здание мечети. Отремонтированное. Что-что, а религия тут на первом месте. И правильно, только сильные духовно люди способны на многое. Рядом таксофон, работает от солнечных батарей, связь, скорее всего, спутниковая, ну или есть откуда-то хороший приемник сотовой связи. Не стал вникать в его конструкцию. Но он бесплатный, 3 минуты дает поговорить. Потом связь прерывается, и можно снова позвонить. Отрадно, что Администрация заботится хоть в этом.

Немного фото поселка.

Встретили двух молодых девушек, поинтересовались, откуда они и что тут делают. Оказалось, они с Питера, купили какой-то тур на лошадях, с локацией тут, в Хасауте. Местная жительница, наверное, на лето организовывает. Возит на лошадях на Бермамыт, ну и еще куда-то. Ну, ладно, пока едешь, еще ничего, но возвращаясь назад в Хасаут, что там делать-то? По мне дак сомнительное удовольствие, на пару-тройку дней меня б еще, может, хватило. За поселком колодец, там чистейший нарзан, и не такой, который в долине нарзанов, а на вкус вкуснее). Пока ехали по поселку, наткнулись на надпись «Свежее молоко, сыр», решили зайти в этот дом. Оказалось, что мы как раз попали туда, куда надо.

Навстречу нам вышла женщина, на вид лет 85. Не стану утверждать, и тем более не стал у нее спрашивать про возраст. Говорит, есть только брынза. Ну, давайте брынзы, тем более, нужно как-то завязать общение. Приглашает в дом, но только как бы на кухню, в остальные комнаты двери закрыты. Пока шли через двор, обратил внимание, в огороде посажено, во дворе есть куры. В доме чисто, опрятно, на кухне стол, холодильник, телевизор и пара стульев. Достает весы и приносит большой диск свежайшей брынзы.

Говорю — ого, как много. Да че, говорит, много-то, я с картошечкой сажусь и половину съедаю, берите весь. Кладет на весы, на весах 1300 граммов, говорит, по 200 руб. за кг(!) сыр, давайте 250 и хватит. У нас только 1000 наличкой, пытаемся отдать ей всю тысячу, не жалко. Но она говорит, что чужого мне не надо, и все-таки нашла сдачу. Потом завязался разговор, пригласила присесть… на 2 часа… потом я сходил ей за нарзаном, и еще на полчаса. Очень интересные рассказы, как она родилась здесь, в Хасауте, как ее выслали потом в Киргизию, как вернулась, про религию (кстати, она до сих пор соблюдает пост), про Путина (да-да) и Медведева, которого она ненавидит. Это не передать на бумаге, это была увлекательная беседа. По итогу мы стали собираться, а она нам сует назад нашу 1000 рублей, говорит хорошие вы люди, не нужно мне ничего, это мой подарок. После недолгих споров она встает передо мной и говорит: не спорь, я старше, я так решила. И как отрезала, попробуй поспорить с авторитетной, старше тебя в 2 раза женщиной Кавказа). Отдаю ей ее сдачу, собираемся выезжать.

На улице прекрасная погода, я бы проехал отсюда опять на Бермамыт, его видно, наверно, не больше пару км ехать, но мои были против, дескать, мы там уже были. На той ноте двинули опять в долину Нарзанов.

Возле долины на бугре кафе, блюда на четверочку с минусом, потому как поток, наверно, большой, делают заранее заготовки. Решили на Джилы-Су не ехать, далековато, время уже послеобеденное, как-нибудь в следующий раз. Поехали опять в Каменномосткую. Там на заправке поинтересовался, как дорога на Канжол. Сказали, что вроде как проехать можно, но не на легковой. На улице сгущаются тучи, за день мы проехали много, все подустали, сказали, что не стоит туда сегодня ехать. А я б рванул.

Ладно, едем в сторону национального парка Приэльбрусье, по пути где-нибудь заночуем. Как бы вам навигатор ни показывал дорогу напрямую через хребет — ее там практически нет. Потеряете день, минимум. Приходится возвращаться до Баксана и ехать в сторону Тырныауза.

Дорога норм, только много населенных пунктов. Уже вечерело, традиционно на букинге нашли хату в Тырныаузе. 9-й этаж в девятиэтажке. Въезжаем в город, немного мрачный. По навигатору нашли квартиру, заселились. Полная совдэпия. Малой аж удивился, а че, типа, ковры на стене висят, холодные стены что ли? Ну, в принципе, чисто, пойдет. С хозяйкой краткий разговор на тему что тут есть, что делается, что было. Рассказывает, что гипсовый завод есть, почти умер, какой-то то ли обогатительная фабрика, то ли горнорудный завод — закрылся давно, о чем видно, когда въезжаешь в город, стоят огромные пустые цеха. Фактически в городе нет производства, скорее он умирает. Работает она сама в Нейтрино, во многих домах видно, что никто не живет. Позже узнали, что в начале (вроде) 2000-х на город сошел большой оползень, много погибло, долго расчищали город. Но город не маленький, и в принципе на улицах довольно чисто.

Поехали в «Магнит» за продуктами. У полки с пивом спросил у продавца, какое посоветуете местное пиво, может, каратчаевское какое. Она мне отвечает: «Вы так-то в Кабарде, мы к этому ревностно относимся». Ну, простите… После пива и еды — отбой.

Часть 6. Эльбрус

Утром выезжаем в сторону Эльбруса. Доезжаем до поселка Эльбрус, думали, все, наверно, приехали, но Эльбруса не видно, как-то все не так. Думаю, поеду, пока есть дорога. Заранее читал про водопад Девичьи косы и подъем на Чегет. Едем. Доезжаем до самого конца, шлагбаум. Понимаю, что это предел. Заезжаем на платную стоянку, оставляем авто. У охранника спрашиваем, а где Эльбрус-то. Он, показывая на отвесную скалу у моего авто, говорит: «Это и есть Эльбрус, только вершин не видно отсюда». Идем к канатной дороге, всего на подъем работают три ветки, как в «Роза Хутор» в Сочи. Только разница в том, что, поднимаясь в Сочи на высоту 2300 (если не изменяет память), а тут ты стартуешь с 2100 и поднимаешься до 3800.

Теща остается внизу, она боится высоты, а мы с детьми и супругой летим вверх. Кабинки закрытые, не страшно. Пролетаешь над редкими пешими людьми, которые, видать, покоряют Эльбрус. Вообще, там, говорят, много трасс для восхождения разной сложности. Внизу можно взять напрокат снаряжение, ботинки, куртки, очки, лыжи. В кабинки усаживаются целыми компаниями, с лыжами и огромным запасом провианта: яйца лотками, минералка, в пакетах еще что-то. Зачем, где они будут жить, для меня так и осталось загадкой. Сначала возникают мысли о фотке на первой пересадке, но понимаешь, это ведь начало. На второй станции заметно холоднее. Едем на третью.

Обязательно, прям обязательно берите очки. У нас были, а дети измучились, смотреть на снег невозможно, синее-синее небо, ни облачка, температура около нуля, хоть и на солнце, немного ветрено, снег липкий, влажный, но, наверняка от разряженности, не тает.

Вокруг снегоходы, много народу. Но самое крутое — это вид. На фоне синего неба острые снежные пики соседних гор. Очень круто. Эмоциональный шок. Поворачиваемся на вершину Эльбруса. Их две, западная и восточная, между ними «седло», они чуть разные по высоте, кажется, до них дойти дело пяти минут, но на самом деле перепад высот от той площадки, где мы, до вершины 1600 метров (!), а по наклонной все 2500 будет. Вот это иллюзия. Вот они на фото.

Отсюда наверняка можно попробовать подняться на вершину. Я немного расстроен, что мои захотели вниз после 15-минутной прогулки. Я поднялся до вышки МТС. Для меня рекорд 3890.

Выше я еще ни разу не поднимался. Воздух сильно разряжен. Вообще, нужна некая подготовка, чтоб длительное время находиться в таких условиях. Иногда кажется, что кружится голова. Любое физическое движение вызывает одышку. Ну вот, по большому счету, кроме фотографий мы ничего и не сделали, но то, что стоит сюда подняться — это точно.

Спуск по канатке ничем не примечателен. Внизу заходим в кафе, утро, часов 11, наверно. Заказываем хычины и чебуреки. То, что принесли, повергло в шок. В хорошем смысле. Чебурек вроде 200 руб., но он настолько огромный, что мы его ели втроем. И это не такой плоский чебурек, где кусок мяса скатился в один угол и ты ешь тесто, это полноценный чебурек с мясом. Фотки прилагаю.

После завтрака решили заехать на Чегет. Заехали, но подниматься не стали. После Эльбруса уже не тот формат. Поехали на Девичьи Косы. Без труда нашли свороток, от него еще прилично нужно ехать в гору по грунтовке, но на пути встают ворота, закрытые на ключ. Спускаемся, у местного спрашиваем, как туда проехать. Он говорит, что все правильно, просто еще май, дорогу каждый год засыпает оползнями, в этом году ее еще не чистили после зимы, так что балалайка вам, товарищ майор (это я уже за него договорил). Ну, тогда поехали в Нейтрино.

Без труда нашли контору обсерватории, покружились по поселку, в надежде увидеть что-то интересное и запретное. Но все спрятано, замаскировано, так и уехали ни с чем.

Немного вкусного фото.

На этом наш тур можно заканчивать, решаем, что поедем ближе к дому. Созвонились со знакомыми, хотели заехать в Благодарный в гости, но они оказались в Лазаревском. Я двинул идею поехать в Адыгею, благо мы там были год назад, все в восторге, но возникла мысль посетить Гуамское ущелье, а затем двинуть домой. Ну, тогда едем до Майкопа, ночуем, а утром на Гуамку.

В Майкопе по традиции находим через букинг жилье, полулюкс типа, но на деле просто номер. Завтрак включен, но по факту это пакетики с сухой кашей. Но, в общем, пофиг, главное нормально переночевать.

К слову, вечером в Майкопе погуляли по парку, большой парк, ниче так, интересно. Вечером заказал онлайн шашлык. 70 рублей за 100 г свинины. Нормальные цены, отзывы очень хорошие. Полкило, думаю, достаточно. Делают час, потом съездил, сам забрал. Я к чему про цены-то, гораздо позже, вернувшись в Анапу, отмечали день рождения младшего, парк аттракционов, все дела. В кафе стоимость шашлыка от 190 до 290 руб. за 100 г. Причем уверен, что качество может быть далеко не на высоте. У меня сложилось ощущение, что, когда закрыли Турцию, наши как с цепи сорвались, как будто в последний день живут, ценник подпрыгнул в разы. И если б не теща в Анапе, я б сюда не поехал больше. Но, к слову, это не только Анапа, а все курортные города нашего побережья. Чуть дальше от моря — и вуаля, нормально все.

Утром едем в Гуамку. В Апшеронске пьем кофе и идем в монастырь. Большая территория, очень ухоженная, на территории храм. Войти и погулять можно без проблем. В храме жительница монастыря нам провела краткий обзор икон, очень интересные факты рассказала про одну икону.

До Гуамки недалеко, но… сегодня вторник, а тут, блин, все не как у людей. Паровозик, который возит по Гуамскому ущелью, не ездит именно по вторникам. Учтите. Именно во вторник и после 18:00 в будни и выходные открывается свободный доступ для пешеходов по ущелью.

В остальное время там ходить нельзя, только передвигаться между станциями на паровозе. Дети расстроены, что не покатались, двигаемся пешком. Прошли километра 2,5 и решили, что хватит, надо разворачиваться. Вообще, ущелье интересное, глубокое, поражаешься, сколько ж лет (точно миллионы) точила его вода, чтоб опуститься на такую глубину. Интересные факты использования ущелья в годы войны. В общем, красиво, интересно, на один раз.

Ну вот и все, выезжаем на Анапу. Как обычно, Краснодар — Анапа пробки, самый нелюбимый участок.

Подводя итоги: у большинства из нас стереотип кавказца — это бородач, грубый, с огромным акцентом, стреляющий из калашникова и танцующий лезгинку. В большинстве своем можно их разделить на две группы — настоящие кавказцы и кавказоговорящие (о, только что придумал название). Вот первые — чтут традиции, чтут гостей, очень приятно с ними общаться. Вторые — это часть, которые, скорее всего, долгое время жили не на родине, а в остальной России. Мне на Кавказе встретились исключительно приятные люди, знающие свою историю и соблюдающие традиции, готовые помочь в трудной или непонятной ситуации. Религия Кавказа это отдельная тема, мне очень симпатичны люди, которые сильны духовно.

Природа Кавказа — это, конечно же, горы, которые тянут меня как магнит. Я видел горы Алтая, Адыгеи, Урала, Армении, но их сила притяжения только усиливается. Как говорил Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Невероятная энергетика гор, сочетающаяся с альпийскими лугами. Кавказ очень колоритен, но мы не проехали и десятой части, и обязательно продолжим путешествия по нему.

Машина… Пройдено 2930 км, в принципе, я привык, меня устраивает, ни разу не подвела. Очень проходимая. Вот фотка все, что было в машине (за исключением картонного ящика, но то, что на нем, тоже было в машине).

Сейчас смотрю на Duster, и как бы не отпугивал нас женский орган на капоте, это достойная альтернатива ниве, хоть и стоит дороже. В общем, появятся лишние копейки — поменяю на него. Очень мало мы прожили в палатках, но это, скорее, майская погода нас немного подвела.

Описанный мной стиль отдыха никому не навязываю, каждому нравится свое, пусть отдыхают, как они хотят, кто-то на белых простынях под кондиционером, а кто-то в спартанских условиях. Но удивляют высказывания, что да, я бы съездил тоже так, но у меня дети, или, мол, нет возможности. До этого путешествия мы вообще с супругой с двумя рюкзаками обошли и объехали автостопом всю Армению за 10 дней, включая Нагорный Карабах. Или у меня не дети? В первый раз сложно было, а сейчас они аж пищат, просятся в путешествие, и считаю это плюсом, лучше, чем сидеть дома в телефоне, пусть развиваются. В общем, кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — ищет оправдание. В сентябре, при открытии границ однозначно Грузия. Если нет — то Чечня, Дагестан, Ингушетия.

Спасибо, что дочитали, всем ровных дорог и новых впечатлений!