Автопутешествие из Рязани на Чёрное море на Honda Odyssey. Часть 1

15.10.2008 | 44171 просмотр

Предисловие.

За три с половиной года регулярного посещения сайта www.drom.ru я прочитал множество отчетов об отдыхе на Черном и Азовском море. Но подробное описание отдыха с палаткой нигде не встретил. Данным рассказом надеюсь возместить этот пробел.

Коротко об истории поездки. Семья у меня большая: я, жена Таня и четверо детей в возрасте от 15 до 20 лет. Живем в деревне Гавердово Рязанского района, огород, сад, собака, кошка, куры. Рядом грязнущая река Ока, продолжение канализационной системы Москвы. Уже три года подряд летом мы ездим на машине в Восточный Казахстан, в город Усть-Каменогорск, где я прожил первые 18 лет своей жизни, и где у меня живут родители и сестренка. Отчеты об этих 3 автопутешествиях размещены здесь:

2005 год – https://www.drom.ru/info/adventures/travel/6251

2006 год – https://www.drom.ru/misc/autotravel.pdf (pdf, 2.4 Мбт)

2007 год – https://www.drom.ru/info/adventures/travel/9807

Каждый раз, кроме посещения родителей, мы на 10 дней ездили на Бухтарминское водохранилище, где есть очень чистая теплая вода, много рыбы и практически нетронутая природа. И каждый раз это было как попадание в сказку, где забывалось все – неприятности на работе, проблемы большого деревенского хозяйства, пропадало ощущение времени. Но эти 10 дней пролетали практически мгновенно, и мы возвращались снова в XXI век с его заботами и требованиями.

Но в очередное лето 2008 года такая поездка явно не получалась. Расстояние Рязань – Усть-Каменогорск около 3 800 км, и нет смысла ехать так далеко меньше чем на 3 недели, чтобы успеть и отдохнуть, и погостить у родителей. У жены отпуск уже заканчивался, а у меня все никак не начинался из-за проблем на работе. Поэтому я решил свозить детей на Черное море, поездка на 1 400 км казалась легкой прогулкой по сравнению с прошлыми путешествиями. Но жене не говорил ничего из-за полной неопределенности по срокам. Наконец мне подписали отпуск с 21 июля, я выпросил еще 2 дня за свой счет (четверг и пятница), чтобы не попасть в субботний поток. С большим трудом уговорил жену, не любит она таких экспромтов. Купили 4-х местную палатку Atemi Savage и надувные матрасы в нее. Также закуплены продукты и собраны вещи. И все это в один день после работы.

Несмотря на то, что моя машина без проблем могла увезти всех 6-х членов семьи, кого-то приходилось оставлять приглядывать за хозяйством. Этим «кто-то» оказалась старшая дочь Маша, которая в прошлом году выдержала в одиночку почти месячное наше отсутствие. Я обещал ее свозить во второй заход, в августе. Таким образом, намечалось два путешествия за одно лето.

Часть 1. 17-25 июля 2008 г.

Немного о машине. Honda Odyssey, кузов RA7, 4WD, 7 мест, 2001 года выпуска, только что пришла из Японии, пробег 42 000 км, состоянии нового автомобиля. Из неприятностей – отсутствие указанного в аукционнике автокинотеатра «Pioneer» и следы от его кражи на торпеде и рулевой колонке. До поездки успел только заменить моторное масло и масло в АКПП. Кстати, к этому времени я еще не продал своего старого «Одиссея», 1998 года. Так что в принципе был выбор, на чем ехать. Но хотелось испытать новый аппарат на трассе, поэтому сомнений почти не было.

Что взяли с собой, кроме машины. Палатка, надувные матрасы, одеяла и покрывала, одежду по минимуму. Небольшой набор инструментов, молоток, топор, веревки. Цифровой фотоаппарат, документы, атлас автодорог, ящик консервов, огурцы, помидоры, яблоки. На первый день в дорогу в термосумку положили 3 бутылки ледяной газировки, копченые куриные грудки, сыр, колбасу. Ну, и волейбольный мяч и набор ныряльщика – маска, трубка, ласты. У всех мобильные телефоны, 38 000 наличных рублей и примерно столько же на карточке. На всякий случай…

Разложили 2 и 3 ряд сидений в горизонтальное положение, организовав спальное пространство, где будут находиться 3 члена экипажа, пока водитель и штурман будут вести машину. Весь багаж уместился под сиденьями и в багажнике. «Одиссей» очень просторная машина.

Маршрут: Гавердово (Рязанский район) – Истье – Ряжск – Чаплыгин – Липецк – Воронеж – Ростов – Краснодар – Джубга. Куда дальше, решим попозже. Можно было ехать в район Сочи, а можно было – в район Геленджика. За три недели до отъезда я немного пообщался на форуме «Путешествия и приключения», искал советов по возможности отдохнуть на море с палаткой. Также почитал отчеты о путешествиях. В подавляющем большинстве все снимают квартиры, домики, коттеджи, сарайчики или селятся в пансионатах. На варианте съемной квартиры или дома настаивала и моя жена. Моей главной целью было показать детям и жене море, накупаться и наесться фруктов. В своем детстве я несколько раз был на Черном море, в Анапе, в Сухуми и еще где-то на диком галечном пляже. И самые лучшие воспоминания у меня остались именно от этого дикого пляжа. Там мы даже ловили рыбу на мясо мидий, и там ветер с моря нагонял приличные волны. А от городских пляжей воспоминания одни: большой человеческий муравейник и мутное мертвое море. Так что я рассматривал три варианта: Крым, Черноморское побережье или Азовское море.

Выехали в 4 утра, еще было темно. За рулем – жена Татьяна, начальный участок пути она немного знает. Младшая дочь Поля у нее за штурмана, остальные спят. Несколько раз они меня поднимали, чтобы уточнить, куда поворачивать, так что особо я не поспал. Сел за руль уже после окружной Липецка. По словам жены, дорога была неплохого качества и с небольшой загрузкой в эти утренние часы. До поворота на М4 доехали быстро, на окружной Воронежа попали в приличную пробку минут на 40, после проезда которой было решено позавтракать. Потом тронулись дальше. Дорога кое-где ремонтируется, знаки «40», «обгон запрещен» вместе с перегруженными Камазами сильно снижают среднюю скорость движения. Где появляется 4-х полоска, там просто сказка, едешь 110-120 км/час и отдыхаешь. Перед Миллерово остановились пообедать и размять кости. После салона машины с работающим кондиционером снаружи настоящее пекло, +34 °С. Так что обедали в ускоренном темпе.

По краям дороги бесконечные поля. Сама дорога непрерывно петляет вправо-влево и вверх-вниз. Так что участков с разрешенным обгоном не так уж и много. Потом начался самый неприятный участок от Миллерово до Каменска-Шахтинского. Сплошной ремонт и ограничение 40. Иногда просто стояли по 10-20 минут, иногда ползли 20-30 км. И везде сплошные внутренние органы: и в засадах вдоль дорог, и в населенных пунктах на стационарных постах около знаков «Стоп-Контроль». Я за 8 000 км прошлогоднего путешествия не видел столько гибддунов, сколько за 400 км Ростовской области. Два раза остановили и нас на посту, но повезло, только посмотрели документы. Хотел спросить «причину остановки», как меня научили в Казахстане в 2006 году, да побоялся накликать шмон машины по полной программе. После Каменска-Шахтинского пошла отличная 4-х полоска, и начался дождь. В 5 вечера были на Аксайском мосту через Дон. Проехали его медленно, но без остановок. В пойме реки, в болотах видели много цапель. К Краснодару подъезжали, когда уже темнело, и мелкий дождь шел беспрерывно. До этого успели купить арбуз по 15 рублей за кг и молодую вареную кукурузу по 10 рублей. Дорога М4 по Краснодарскому краю в основном 3-х полоска. Средняя полоса для обгона поочередно для разных направлений движения. Дорога приличного качества, везде есть разметка, знаки и указатели. Перед пешеходными переходами выпуклым слоем краски нанесены серии линий, дающие характерный звук при их проезде.

Проехали Краснодар и Адыгейск, дождь все шел, и стало совсем темно. Так как впереди были незнакомые горы, и мы не определились еще, куда поедем, было решено остановиться поужинать и переночевать.

Небольшая минигостиница возле заправки под Адыгейском, последний свободный 2-х местный номер обошелся нам в 600 рублей. Жена с дочкой легла на одной кровати, я – на другой. Мальчики расположились в машине. Перед этим поужинали в кафе картошкой и курицей гриль. Заснул мгновенно, проснулся в 5 утра от возни соседей. Nissan Serena из Москвы уже собиралась отъезжать. Трасса М4 вовсю гудела от проносящихся машин. Дождь то начинался, то прекращался. Мы умылись, прогрели и проветрили машину – мальчики за ночь надышали толстый слой влаги изнутри. Завтракать не стали, решили, что поедем вдоль побережья до Новороссийска, будем смотреть пляж и море. Где понравится, там и будем искать жилье. У меня были планы остановиться в автокемпинге «Шурави» возле поселка Криницы. Большое спасибо Jaralу за информацию об этом месте. Я с ними перед поездкой созванивался, уточнял цены и наличие мест.

Доехали до Джубги, повернули на Новороссийск, в этом городе я родился почти 43 года назад и провел несколько первых месяцев своей жизни. Мы с Сережей жаждали поскорее увидеть море, остальные спали. Судя по карте, море было недалеко, но горы мешали его увидеть. Наконец доехали до Архипо-Осиповки, повернули на одном из перекрестков и уперлись в пляж. Еще не было 7 утра, накрапывал дождик, дул сильный ветер с моря. Само море было серым и неприветливым. Пляж был уже полон, люди подходили ближе к воде и попадали под брызги накатывающих волн. Мы попробовали воду на вкус – настоящая соленая морская вода! И очень теплая, несмотря на хмурый вид. Но в таком месте нам отдыхать не хотелось, очень много народа даже в такое раннее время, и мы поехали дальше. По дороге я уговорил жену остановиться на пару дней в автокемпинге, а за это время объехать побережье и поискать что-то получше.

Так что сразу после поселка Пшада мы повернули налево, на Криницы. Проехали Береговое, по краям дороги низкорослые персиковые сады с созревающими плодами. Остановились купить персики по 50 рублей за кг. Спелые, сочные, мягкие, но не сладкие. Говорят, дожди виноваты, для сладкого персика нужно солнце в период созревания. Не доезжая до Криниц, увидели указатель на пансионат «Глория» и табличку автокемпинга «Шурави». Повернули и сразу увидели море. Встали недалеко от моря и сделали короткую разведку. Пляж, несколько магазинов, много торговых палаток, несколько кафе. База отдыха «Геленджик», пансионат «Глория» и целых 3 автокемпинга. Цены везде одинаковые, 150 рублей в день за машину с палаткой плюс еще 50 рублей в день с человека. В автокемпинге «Сармат» очень просторно, но почти все места на открытом месте, лишь с одного краю старый сад с яблонями и довольно вкусными сливами. «Шурави» расположен весь в сливовом саду, и у них бесплатный душ, а еще один автокемпинг без названия расположен в грушевом саду ближе всех к пляжу и прибрежным кафешкам, что имеет свои плюсы и минусы. Мы выбрали «Сармат» из-за обилия свободного места. Заплатили за три дня 1 200 рублей, въехали и стали ставить палатку. Я в молодости очень много дней прожил в разнообразных палатках, но ни одна не была похожа на эту. Короче, мы ее ставили три раза, благо несколько куцых строчек инструкции давали простор для фантазии. Куда мы только не продевали эти пластиковые сборные шесты. Но через час мы все-таки ее установили.

За это время несколько раз начинался хороший дождь с ветром, так что и мы, и палатка изрядно вымокли. Надули матрасы, немного раскидали вещи и побежали на море, так и не позавтракав. До пляжа от нашей машины было около 100 метров, по дороге растеклись большие теплые лужи, по которым мы с удовольствием шлепали. Море шумело и бесновалось, волны 2-3 метра накатывали на берег. Люди кидались в море, оно их валило с ног и катило по гальке. Большинству это нравилось, и они повторяли это снова. Мои дети тут же последовали этому примеру.

Я же пробился через прибой и с удовольствием доплыл до буйков, хлебнув по пути немного соленой водички. Около берега вода была покрыта слоем разнообразного мусора – в основном щепками деревьев. Все это оказывалось в конечном счете на волосах и под плавками. Через некоторое время меня выгнал из воды спасатель с мегафоном, пригрозив сдать милиции, если я еще раз попробую доплыть до буйков. Оказывается, вдоль берега стояли таблички «ШТОРМ, КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО», которые мы не заметили. Оставалось только резвиться около берега, что детей вполне устраивало. Накупавшись и заработав хороший аппетит, пошли завтракать. Доели колбасу, сыр, помидоры и огурцы.

Окончательно разобрали вещи и прослезились. Рассчитывая, что будем снимать квартиру с кухней и посудой, мы ничего с собой не взяли, ни кружек, ни ложек, ни тарелок. Не говоря уже о кастрюлях и газовой плите или примусе. А все вокруг увлеченно готовили, кто на открытом огне, а кто на паяльной лампе, пользуясь короткими перерывами дождя. А нам в обед пришлось ехать в кафе в Береговое, по отзывам там лучше готовили, и было дешевле. Скажу наперед, качество приготовления пищи везде, где мы бывали, оставляет желать лучшего. Невкусно кормят на побережье, и высокая цена отнюдь не гарантирует качество. В результате, на семейном совете было решено проехаться по берегу и посмотреть место для дальнейшего отдыха, а заодно прикупить газовую плитку с посудой. А пока, после обеда, ненастная погода немного портила нам настроение. Солнце выглядывало только изредка, чтобы немного подогреть землю. Потом снова начинался дождь с ветром. А ведь мы приехали сюда, чтобы как следует накупаться и прожариться на солнышке. Волны становились все сильнее, но, несмотря на это, дети пошли в них барахтаться. Ну, а мы с женой решили провести осмотр окрестностей. Взяли зонт, от которого, впрочем, на таком ветру было немного толку, и пошли гулять. Вот краткое описание того места, где мы остановились.

Прямо у пляжа располагается ряд палаток, в которых продается все, от сувениров до надувных матрасов, одежды, фруктов и мороженного. За палатками – автопарковка, кафе и магазин «Перекресток». За кафе, еще дальше от моря – автокемпинг без названия размером примерно 60 на 90 метров. За этим автокемпингом – наш автокемпинг «Сармат». Западнее – база отдыха «Геленджик», сейчас находящаяся в упадке. Видно, что в прежние времена жизнь здесь кипела. Вся в аллеях, несколько крытых дискотек, спортплощадки, лодочная станция. Сейчас здесь отдыхает очень мало народа, и ничего не работает. За базой отдыха, еще на север, начинаются крутые горы, у берега только узкая – метров 10-15 полоса камней и крупной гальки. С горы нависают живописные ели, кое-где сбегают ручейки, образуя миниводопады. Заход в море тут некомфортный, камни очень скользкие и мелко, но зато подводная жизнь здесь, вдали от пляжа просто кипит. Мы ходили сюда плавать с маской и собирать ропанов со дна. А также смотреть на больших крабов и разнообразных рыбешек. Здесь мы один раз видели дельфинов метров в 50 от берега. Также сюда идут туристы с огромными рюкзаками. Они кое-как ставят палатки на камнях, и живут максимально близко к морю и подальше от курортной жизни. У нас было свое любимое место в полутора километрах от основного пляжа. Это была чья-то старая стоянка. Большая накренившаяся ель, дающая хорошую тень в жару, несколько чурбанов образовывали стол и стулья, а на месте палатки настелен слой сухого камыша. Мы шли сюда утром после завтрака, пока еще было не так жарко, расстилали на камыш покрывало, надували матрас и плавали с маской и трубкой. А перед обедом шли обратно, постоянно купаясь по дороге.

На юг от пляжа расположена детская деревня – красивый благоустроенный детский лагерь, гораздо лучше всех тех лагерей, в которых довелось побывать моим детям. И у них свой пляж, который, впрочем, практически не огорожен, и есть свободный проход к пляжу Кубанского Государственного Аграрного Университета (КГКУ). Там тоже есть своя база отдыха, несколько многоэтажных корпусов, россыпь деревянных домиков, спортплощадки, минирынок. Между детской деревней и базой КГАУ протекает река Пшада, которая иногда втекает в море по узкой протоке, а иногда просто просачивается через гальку, в зависимости от своей полноводности в данное время. Из-за нее в этом месте вода в море становится ощутимо холоднее. Искупавшись в пресной воде можно смыть с себя соль. В тот первый день Пшада была достаточно полноводна, к тому же море катило крупные волны, и нам, чтобы попасть на тот берег пришлось делать большой крюк. От пляжа КГАУ вверх в гору идет длинная и крутая металлическая лестница. Там, наверху расположен поселок Криница. В нем есть несколько магазинов и минирынков, идет активное строительство жилья при отдыхающих. Чтобы попасть на пляж, им надо преодолеть упомянутую лестницу, причем обратно – вверх. Немало килограммов сброшено на этой лестнице, учитывая, что большая часть курортников с явно избыточным весом.

Вечером опять пошли на пляж. Волнение только усилилось.

Катер спасателей сорвало с якоря и выбросило на берег, слегка поломав. Для отдыхающих устроили бесплатный аттракцион по вытягиванию катера канатом на безопасное место. Человек 30 мужиков вместе со мной и сыновьями вцепилось в канат, и при большой волне по команде из мегафона тащили катер все выше и выше. Жена увлеченно снимала весь процесс. Так что первый день выдался насыщенным и запоминающимся. Ужинали курицей гриль, купленной в одном из кафе за 220 рублей и консервированным зеленым горошком. Да, каждый раз, кроме завтрака, мы готовили большую миску салата из помидоров, огурцов, болгарского перца и лука. Это наша семейная традиция. После ужина была прогулка по побережью, где в местных злачных местах только начиналась ночная жизнь. Подышав морским воздухом, перемешанным с табачным дымом, вернулись спать. Мальчики легли в машине, Таня с Полей в одной комнате палатки, я – в другой.

Утром – подъем, быстрый завтрак всухомятку, бриться, чистить зубы, короткое купание в бурном море. Но небо уже почти чистое, и дожди не предвидятся. Потом сборы и выезд в направлении Новороссийска. Проехали серпантины Михайловского перевала, остановились в «Кафе у водопада». Один абориген попытался взять с нас за короткую стоянку 50 рублей, и был послан подальше. Переставили машину к магазину, тут же появился местный житель и предложил поставить авто к нему во двор за те же 50 рублей. А то здесь машины обкрадывают, пояснил он. Ему тоже было вежливо отказано. Водопад не впечатлил, скромный ручей падает с высоты 3 метров.

Но мы все равно сфотографировались и поехали дальше. На въезде в Геленджик узнали, где можно купить газовую плиту. Оказалось, в единственном магазине газового оборудования. Трасса М4 идет прямо через весь город. Припарковаться практически невозможно, дорога очень узкая. Вниз, к бухте спускаются такие же узкие улочки. С некоторых точек дороги видна почти вся бухта, у которой стоит город, очень красивое зрелище. По дороге встречаются продуктовые магазины, но очень мало промтоварных. У кого ни спросишь, все не местные. Основное движение – вниз к многочисленным пляжам или вверх с них. Наконец купили плитку и баллон, поехали искать редуктор и посуду. Кое-как нашли и купили, осталось заправить купленный баллон пропаном, и можно готовить. А пока решили посетить один из пляжей, чтобы искупаться. Дети уже бунтовать начали, надоело кататься по городу. Спустились вниз, кое-как припарковали машину и поплелись к пляжу.

После идиллии в Криницах увидели прямо жутковатое зрелище. Весь пляж сплошняком забит людьми, в воде тоже каша из купающихся. Но волн практически нет, все-таки городские пляжи расположены в закрытой бухте. Местами по берегу насыпан песок. Вода мутнющая, мои дети в воду так и не полезли. Мы решили, что Геленджик нам точно не подходит, и поехали в Дивноморское. Это практически сразу на юг от Геленджика, недалеко. Оставили машину в километре от пляжа, ближе мест не нашлось, твердо решив тут искупаться. По дороге вместо табличек на домах о сдаче жилья висят категорические «Мест нет». На пляже чуть поменьше народа, чем в Геленджике, но совсем чуть-чуть. Зато явно больше молодежи, в основном студентов. Узнали цены на приличное жилье: 1 000 рублей со взрослого, 500 – с ребенка. И чтобы искупаться, надо топать километр. Спасибо, не надо. Цены на фрукты в полтора раза выше, чем в Криницах. Дети опять отказались лезть в море, кишащее людьми, и мы поехали домой, в уже родной после всего увиденного автокемпинг. На обратном пути жена напросилась за руль и собрала на серпантинах за собой целую колонну машин. Но никто не сигналил, фарами не моргал, вплотную не пристраивался, как это обязательно будет на московских трассах, даже если ты едешь со скоростью 140 км/час. И первый раз в жизни увидел, как фура выезжает на обочину, чтобы пропустить скопившиеся за ней легковушки. До этого 6 раз проходил Урал по М5, ни разу такого фокуса не видел.

По дороге пообедали в Береговом и безуспешно попытались заправить газовый баллон на заправке. Нам сказали, что сейчас запрещено заправлять бытовые баллоны. Настроение упало. После обеда все время до вечера провели на пляже, барахтаясь в непрекращающихся волнах. Вечером на ужин опять курица гриль и персики. Впрочем, персики мы ели весь день, почти без перерывов, потому что их продавали везде: по дороге, на пляже, в палатках, на автостоянке. На второй день пребывания на море мы заметили, что в три часа приезжают несколько машин и провозят на продажу дешевые и вкусные персики. Поговорив с ними, выяснили, что это рабочие с фирмы «Михайловский перевал», они зарплату получают персиками и возят менять их на деньги. С того дня мы покупали у них два картонных ящика персиков ежедневно. Это примерно 8-10 кг, нам как раз хватало на один день. Особенно понравился сорт персиков «Белый айсберг», это очень крупный персик светлых тонов, очень сочный и сладкий. Цена при такой покупке была 20-30 рублей за кг, очень спелые и потому немного помятые персики шли у них подешевле.

Рано утром на следующий день, не будя детей, мы с женой поехали заправлять баллон. Нам сказали, что есть небольшая газовая заправка прямо на развилке М4 на Криницы. Быстро доехали, там молодой парень за дополнительные 30 рублей быстро заправил наш баллон. Забегая вперед, скажу, что газа хватило на обе поездки и еще осталось. Все, теперь мы можем готовить сами. Купили по дороге макароны, чай, кофе, сахар, свежий хлеб, сыр и колбасу. Вскипятили чай и разбудили детей на завтрак.

Несмотря на протесты детей, на сегодня у нас была запланирована еще одна поездка – в бухту Бетта. Доехали быстро, это не больше 7 км. По дороге посетили еще 2 автокемпинга. Цены везде одинаковые, условия разные. Все места для стоянки у них в тени и расположены на вершинах гор, там постоянно гуляет ветер и совсем не жарко. Главный недостаток – далеко идти до моря, и вся дорога по крутой горе.

В Бетте есть тоже автокемпинг, прямо у моря. Часть мест в тени под деревьями, часть – на открытом месте. Цены те же, свободных мест нет, значит, тут здорово – решили мы и пошли на пляж. Пляж оказался намного меньше Криницкого, и тоже в море впадает речка Бетта, существенно охлаждая воду. Также можно уйти далеко по берегу, если хочешь, покупаться в одиночестве. Вода нам показалась удивительно прозрачной, и мы впервые именно здесь увидели медуз.

Покупались, пофотографировались и решили переехать сюда на оставшееся время отдыха. Очень уж нам понравилось плавать здесь в прозрачной на 4-6 метра воде. Но, приехав вечером в Криницу, нашли там такую же чистую воду и много медуз, это просто некоторое время после шторма вода везде оставалась мутной. Так что в нашем автокемпинге мы остались до конца отдыха. Пользуясь случаем, расскажу о нем поподробнее, другими словами – рекламная пауза.

Автокемпинг «Сармат» расположен на расстоянии примерно 150 метров от берега моря и занимает территорию около четверти гектара (40 м на 70 м). Часть кемпинга располагается в сливовом саду, часть – на открытом месте. Примерно четверть площади обустроено следующим образом – на металлический каркас натянут толстый брезент и внутри построены легкие маленькие домики на несколько кроватей. Мы их называли скворечниками. Там, внутри, проведено электричество, повешены фонари, стоят холодильники, и есть газовые плиты. Расставлены большие столы и скамейки. Регулярно приезжает автобус, привозя из разных регионов новых отдыхающих и отвозя уже отдохнувших. Стоит пребывание в таком скворечнике 200 рублей в день с человека. В день приезда–отъезда управляющий «Сармата» Анатолий Зарубин дает вечерний концерт, вживую поет под аккомпанемент с ноутбука популярные песни. А также включает национальную музыку народов Северного Кавказа, под которую непременно выходили танцевать представители этих народов. Напротив скворечников установлено 6 туалетов типа сортир, 10 умывальников, 6 душевых кабинок и кран для набора воды. Вся вода – и в кране, и в умывальниках – из артезианской скважины.

Территория от скворечников до туалетов ночью подсвечивается прожекторами, в туалетах также включают свет. Недалеко от въезда расположено 3 мусорных бака, которые каждое утро освобождают. У шлагбаума на въезде под навесом сидят дежурные и осуществляют учет въезда-выезда машин и оплаты пребывания. Рядом с навесом стоит Toyota Estima управляющего кемпингом, кстати, номера у нее 86 региона (Ханты-Мансийск). Рядышком стоит сарайчик для каких-то курортных лечебных процедур и магазин.

Наша семья очень любит играть в волейбол, поэтому мы были рады увидеть на базе отдыха КГАУ две волейбольные площадки, на одной из которых была натянута сетка и шла игра. С этого дня мы каждый день в 19 часов переходили вброд речку Пшаду и шли играть, студенты приняли нас в свою компанию. Потом, когда темнело, шли обратно, пили чай, переодевались, брали семечки, соленые орешки и отправлялись гулять по берегу.

В кафе играет музыка, в тире с 3 метров пытаются попасть в спичку, ярко освещен скалодром, по которому карабкается очередной претендент на приз. Волны накатываются на берег, и дует теплый ветер с гор. Сейчас кажется, что все это было в другой жизни, а не всего месяц назад. Нагулявшись, мы шли в палатку спать. После длинного, насыщенного дня все засыпали быстро. Кстати, по ночам автокемпинг освещается, в туалете тоже включают свет.

В таком ключе мы провели оставшиеся дни отдыха, которые пролетели незаметно. На обед мы из экономии времени варили пельмени и ели салат. В это время стояла самая сильная жара, и мы порадовались нашему выбору палатки. Основные требования при ее покупке были высота не менее 180 см, наличие двух раздельных комнат и тамбур с двумя входами. Так как все время отдыха дул постоянный ветер с гор на море (за исключением двух штормов), то благодаря этим двум входам тамбур отлично продувался. Впрочем, обедали мы быстро и сразу шли на море. Кстати говоря, не проходило и дня, чтобы к нам не подошли и не спросили, как называется палатка и сколько стоит.

Несколько раз очень настойчиво просили им ее продать перед нашим отъездом. В основном это были жильцы скворечников, которым было дороговато платить по 200 рублей в день.

В один из оставшихся дней мы с женой попытались еще раз вывезти детей покататься по окрестностям, на пшадские водопады и дольмены, но они яростно воспротивились, им больше нравилось купаться в море, чем ездить на экскурсии.

Все хорошее кончается быстро, вот настал и день отъезда. С утра все как обычно, после обеда начинаются сборы. Таня каждый день, когда гуляла по берегу, собирала самые красивые камни. Она планирует у нас в деревне, рядом с домом сделать уголок, где будут лежать эти камни и ракушки, поднятые нами со дна моря. Пустить там ручеек, и это место будет напоминать нам дни, проведенные в Криницах. Камней набралось около 50 кг и еще 10 кг раковин ропанов.

Все это надо было разместить в машине, и еще оставить место для арбузов и других фруктов, которые мы собирались купить по дороге. Все собрали и уложили в машину, кроме палатки, и пошли искупаться. Время – 3 часа дня, солнце вовсю печет. Искупавшись, закончили сборы, палатка снята и уложена за 10 минут.

На ее месте остался бледный прямоугольник. И снова мы отправляемся купаться, теперь в последний раз. Поля особенно долго не выходит из воды, она больше нас всех полюбила море. Но все хорошее когда-нибудь кончается, мы идем к кемпингу, переодеваемся там в сухое белье и садимся в машину. Все, выезд через шлагбаум, прощальный гудок на мосту через Пшаду, последний взгляд на море и мы снова в пути. За бортом +32 °С, но в машине прохладно и тихо, дети переживают отъезд и не шумят. Очень долго проезжаем Архипо-Осиповку, там очень вялое движение. Постоянно кто-то тормозит для поворота или остановки, или кто-то выныривает сбоку. Улица очень узкая, поэтому все движение замораживается. У Джубги повернули на Краснодар, все, дальше дорога идет точно на север. Без особых проблем проехали Краснодар, у Кореновска остановились купить ведро груш за 200 рублей и несколько арбузов по 10 рублей за кг. Без особых проблем доехали до Каменска-Шахтинского, дорога 3-х полоска или 4-х полоска. От Каменска-Шахтинского до Миллерово сплошной ремонт. Мы специально выехали вечером, чтобы попасть на этот участок ночью. Когда ездили на восток, Урал старались проходить под утро, в это время практически нет фур и средняя скорость повыше. Здесь же этот фокус не прошел, фур стало меньше, но все равно попадаются еле ползущие сараи на колесах, которые на подъемах парализуют все движение и собирают за собой огромные колонны. Самые смелые их обгоняют, несмотря на знаки «Ремонт дороги» и «Обгон запрещен», но мы не рискуем. Ночью через каждый час меняемся с женой, этот час за рулем коротаем, поглощая соленый арахис и яблоки.

Перед Воронежем уже стало светать, окружную прошли быстро. Потом попали на пункт оплаты платного участка дороги в 18 км, отдали 20 рублей. За что, не поняли, дорога совсем не изменилась. Где-то на ее середине повернули на Липецк. Машин сразу стало намного меньше, пошли деревушки. Проехали Липецк, Чаплыгин, короткий участок М6 и повернули на Ряжск. По дороге на море мы прошли этот городишко стороной, а тут проехали его весь, по многочисленным лежачим полицейским, ямам и поворотам. Тоскливо после трассы. Потом последний отрезок пути, и вот мы дома! Маша только что приехала на электричке из Рязани, только успела открыть дверь. Разгружаем машину, перекусываем привезенным арбузом, делимся с ней впечатлениями. Сережа скачивает фотки и клипы на компьютер и сразу запускает их. Мы еще раз переживаем окончившееся путешествие. Под этот фон мы с женой незаметно засыпаем, все-таки по полночи не спали. Все, скоро будем готовиться к следующему путешествию.

Продолжение следует…

как классно что есть семьи где много детей. Классно что растут РУССКИЕ люди. Молодец мужик -просто и жена молодчина.

Kirill - Gelendzhik
Очень грамотный отдых, на 5+.

Отличный отзыв!!!5!!
Почитал еще отзыв в формате *pdf,хотел спросить,что за устройство слева от водителя на стекле на липучке,так и не понял!

Сообщений: 2004
На стекле слева от водителя перископическое зеркало для упрощения обгона.

CЕМЬ Я!!! молодцы.5+

требуем продолжения банкета за август.

750(16,17,19,24,54,75,РБ)
ЗАЧОТНО!!!..)))
Здесь могла бы быть ваша реклама, но будет моя)

У меня вопрос: каким образом "Разложили 2 и 3 ряд сидений в горизонтальное положение, организовав спальное пространство..."? Как ни я ни старался, не смог сложить средний ряд сидений, чтобы получить ровный пол.
Camry SV43 4WD 1994 г.
Honda Odyssey 4WD 2000г.

рядом
Привет Айва! Хорошей семье-хороший отдых! В 2007 отдыхал недалеко от Геленджика - в Прасковеевке. Понравилось. Жена хочет романтики в палатке. Напиши о палатке6 название, стоимость, где купил. Сколько стоит Одиссей в Рязании и как он там оказался? За путешествие 5+.

Павел МПВ
Молодцы! Мне в этот год не удалось.

CL7

Молодцы, отличный семейный отдых, я вот все никак собраться не могу

Молодцы! Мы в этом году увидав дикие толпы народа на Российском побережье, недолго думая ломанулись в Крым. И не пожалели. А про М5 через Урал, могу сказать, что попадаются фуры пропускающие тех кто за ними. Редко, но бывает, примерно один к двадцати. Часто там езжу.

Дальнегорск - СПб
Молодцы!Отчет супер и фото тоже.+5.
TOYOTA Mark2 GX-110 Grande

В Геленджике реально много народа и мягко говоря не очень чистое море. Но если уйти на мыс ближе к открытому морю, то более менее сносно.

маладца+100 а то я вот каждый год мотаюсь на моря то же на одике, а написать все в лом ты меня спотдвигнул скоро накарябаю че нить

Мурманск-Красноярск
фото для семейного альбома, а не фото отчёт о путешествии.
FairLady Z !!! 2004

Череповец
Автопутешествие, и ни одного фото машины... как так?

Молодцы!!!! Тоже каждый год ездим в ОДЕССУ. но отчет в ломы писать. Супер. Удачи вам!!!

Кстати жду второй отчет!!!

Искренне порадовался за Вашу семью, умеете отдыхать по-семейному, и по лицам на фото видно, что семья Ваша крепкая. Дай Вам Бог всем здоровья и счастья!

Но вот что-то про еще одного члена семьи - нового Одиссея - что-то совсем ничего не рассказали... Как он показал себя в путешествии? Не разочаровал?
Есть вещи поважнее, чем счастье (с)
Мой отзыв: Honda Odyssey 2001

правильный отдых!
с такими фотками отчет можно было и не писать :))

Отличный отчет и отличный отдых 5! :)
Civic был
Civic есть

Сообщений: 2004
Вы что, ребята, никогда фоток девушек в купальниках не видели?

А про Одиссея постараюсь во второй части поподробнее.

Красноярский край г. Шарыпово
Отдыхал в конце сентября в Кринице. Обедали и ужинали у Галины ул. Мира 3а. Цена 300 руб в день с человека, порции такие, что хватает на двоих. Довольно-таки вкусно и разнообразно. Отзыв зачот. 5.
Спасибо за внимание!

VLadivostok
а идея с ручейком - это 5+!
интересно как это будет реализовано
パジェロイオ H77W 4G94 MT SS-II '04
forums.drom.ru/blogs/62095-mad-n-art/

new4elovek
отличный отзыв, токо про машину надо было еще написать. доча- симпатичная.

5 с плюсом,завидую по белому !!!
Окна Двери 83833752055

хороший отчет, ждем продолжения.

Автору-молодец. Написано хорошо, читается легко, а что старшую не взял с собой-правильно: сам за женой присматривал, сыновья-сестру опекали, а вот вторая дочка без присмотра могла остаться. МОЛОДЦЫ!!!
хочу руль посередине

Молодец!

Krasnoyarsk
10 баллов МОЛОДЦЫ ! Нормуль.
"Expect the best, plan for the worst, and prepare to be surprised."

Пилот85
Сам с Усть-Каменогорска, все три отчёта читал и ждал в этом году отчет а вот блин вы и не поехали)

Красивая семья, хорошее путешествие, Муж и и и и и и и к ! +5
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Уважаю, всё сделано по мужски! Дочь красавица, а иначе быть и не могло, в семье где отец такой МОЛОДЕЦ!!!

За отчет 5+. Фотографу ЗАЧЕТ! Про палатку поподробнее можно? Полине привет:)).

молодец...че сказать.

одно слово РУССКИЕ

Куда подевался четвертый ребенок? На фото тока 3!

Все ясно,начал читать не с сомого начала! Даешь путешествия всей большой,дружной семьи!!

Класс чисто семейный отдых, жду продолжения.И побольше фото

Актобе
Zorgo, Маша осталась "приглядывать за хозяйством"
Sincerely yours, Karen "}{E11 ]3EЯЯE1" Chityan (2:5084/9)
Mitsubishi Grandis, 2006 (09/12- )

Здравствуйте земляки! Я из Серебрянска ВКО.отзывы супер! оч хочется сгонять на авто на родину!

Маша,Поля,и два братика растите большими! Вы практически на пути в самостоятельную жизнь! Маша права получила? Всем большой привет! В Рязани часто бывал когда жил в Коломне!

Сообщений: 2004
Палатка Atemi Savage, 4-х местная, стоимость 6000 рублей, два входа, две комнаты. Нам очень понравилась.

И Маша, и Сережа получили права и во второй поездке внесли свой вклад в управление машиной.
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

"Разложили 2 и 3 ряд сидений в горизонтальное положение, организовав спальное пространство, где будут находиться 3 члена экипажа, пока водитель и штурман будут вести машину" Так можно спать во время стоянки. Если, не дай бог, авария, 3 члена экипажа потрадают больше всех. Почему многие так делают? Посмотрите на сайте Авторевю видео краш-теста "Отвязанные" и подумайте, стоит ли так кататься. http://www.autoreview.ru/Video/2007/ А так, конечно, молодцы.

Magadan
Ва-а-ще красавцы.Так держать!
Toyota Hilux Surf VZN215W 2003 SSR-G

зил4331
Владикавказ
всё ок, только "из Рязани к Чёрному морю", а не "из Рязани на Чёрное море"...

Хорошее семейное путешествие, автор, как глава семьи мужик отличный. Семья замечательная и уверен счастливая, за людей можно только порадоваться и пожелать всего наилучшего.
Рассказ - отличная семейная хроника. Не понятно только зачем её публиковать чтоб читала вся страна, ведь всё описанное это личное, или по крайней мере для близких людей. Давайте все напишем рассказы как любим своих родителей, жен, детей и разместим здесь...

Тем кто делает акценты на "русскости" - огромный антиреспект. Если б рассказ был про семью любой другой национальности (много их в нашей стране), то хвалебные эпитеты поменялись бы на противоположные?
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru
chuggg

Чет последний афтар жжет, встал на другую ногу, да видатьеще и не угостили чем то вечером, гы. Отчет норм, но фотки над было попроще.

Большое спасибо автору! Прочитали вместе с супругой. И возникло несколько вопросов.
1. Вы писали, что созванивались с кемпингом. Можно координаты.
2. Как обстоят дела с сохранностью вещей во время поездок на экскурсии. Надо снимать палатку? Спасибо.

Оболдеть... Рекомендую всем просмотреть содержание pdf"ки, такой отчетности на дроме ещё не было!) 5+!
Sprinter Trueno AE-111

Это не жена его, а дочь.
Заточно.

как с дочкой познакомиться?

Люблю когда семьями народ отдыхать умеет.

>aleksej5656
я ждал пока начнут =))))

Сообщений: 2004
Вынужден "огорчить" насчет "русскости". Жена у меня действительно русская, а я вот наполовину армянин, наполовину украинец. Родители учились в Москве, там и познакомились. А потом по распределению уехали в Казахстан, где я и прожил полжизни.

Палатку при отъезде ненадолго (на день) не снимали, просто молнию закрывали. Она у нас недалеко от въезда стояла, просили дежурных посматривать.

Телефоны всех автокемпингов во второй части дам, сейчас под рукой не нашел.

Насчет знакомств с дочками, пиши мне. Я, может быть, передам им.
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

молодца, и на счет Геленджика верно подмечено, море там просто ужас. Отзыв зачетный
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2003

RnD
Молодца! Ездил в Сочи в прошлом году. Но на паровозе. Перееду скоро на Запад и буду на своем пепелаце гонять! Красота!
+5.
НЕКОГДА БАЛДЕТЬ...

У-К
Помнится на Бухтарме вы каждый день ловили рыбу и облагораживали воду в море рыбьими чешуей и внутренностями. Почему на Черном отошли от этой интересной традиции?
Chevrolet Captiva 2013 C140 2,4AT LT, пятиместка
Мой отзыв: Skoda Octavia 2006

Отличный отдых. Отличный отчет.
Das Auto

Новосиби
Спасибо за рассказ. В 80-е с родителями 4 раза ездили в Крым на машине. В 90-е с сестрой и зятем на 3 дня скатались на Азовское море на том же 2140 (из Горького). Сейчас живу в Новосибирске. Машины уже другие. Мечтаю съездить в Крым на машине. Кажется, знаю там каждый поворот на серпантине. Пока уговорить жену не получается. Уверен, что твои дети, немного подрастя, повторят твой путь со своими семьями. Завидую белой завистью. Ждём продолжения рассказа.

Сообщений: 2004
Рыбу действительно не ловили на Черном море ни в 1, ни во 2 раз. Хотя после первой поездки уже знали, что она там есть. Плавали с маской, видели приличные экземпляры, даже с поправкой на то, что в маске под водой все кажется раза в два больше. Туда для рыбалки надо ехать либо с подводным ружьем, либо с лодкой. И, наверное, уметь рыбачить на местную рыбу, различать съедобную и несъедобную.
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

Да, дочка хороша)) И папка ее больше всех любит))
Brevis Ai300 '07/2001

AIVA, привет!
Ну, как ощущения от нового Одика?
На старый не тянет?
p.s.
а ты все ж взял вэдового, как я говорил ;-)
Honda Odyssey RA7L(4WD) + 2 Toyota HiAce(4WD) + Toyota TownAce(4WD)

Сообщений: 2004
Старого Одика продал, правда с трудом. На новом уже проехал около 10 тысяч. Поменял кроме масла в двиге и коробке жидкость в ГУРе, в системе полного привода, тормозную жидкость. Купил литые диски и летнюю резину (на море ездил на зимней липучке, в которой было обута машина). Поставил сам сигналку. Пока все ОК, без малейших признаков неприятностей. Поставил камеру обгона вместо зеркала-перископа. Под нее приспособил телек, 2-dinовую магнитолу с хорошим экраном никак не выберу. И антифриз никак не поменяю.

Хотя по старому Одику ностальгирую немного. Все-таки мой первый японец. Да и другой он.
Хочешь сделать хорошо - сделай сам.

Я тоже с Усть_Каменогорска. Недавно в 2007 г взял себе Одика 2002 WD.

Очень доволен. Часто поминаю машину добрым словом.

Насчёт раскладываемости сидушек - есть такая проблема. Ровно не получается. Для ровного надо брать микроавтобус или Honda Element.

В следующий раз езжайте лучше в Крым. Там попросторней. Если есть колёса да еще такого размера, вам везде будет удобно и недорого.

В машине обращай внимание на уровень жидкости в ГУРе. Сальник имеет свойство протекать, насос начинает выть. Больше ничего не заметил по машине. Провоцирует она на высокую скорость.
Выяснил, что датчик скорости врет. Сравнивал с GPS. Хотя размер резины штатный. Чем выше скорость, тем больше врёт.

молодцы!

Воркута - Петербург
Великолепное путешествие! Дружные, молодчаги!! Девочки- умнички и красавицы (буду рад дружить))) Твердая 5!!
2108, 2000г, 2л. - used

Mitsubishi Airtrek Turbo
Volkswagen Touareg 3.0 TDI

Андрей Батькович
А я специально, умышленно не писал про Криницу, как с семьей отдыхали в прошлом году. Жаль было место - лагерь Шурави - выдавать. Значит в 2009г. там будет битком.... Прошу всех, кто туда собирается поехать, в целях расширения берегового пространства, пригодного для пляжа, расчищать дно от камней, и выносить их на берег. Тогда все поместимся. Береговая коса там очень длинная, порядка 1,5 км., но используется на 25%. Во время очередного шторма камни "со дна морского" перемещаются к берегу, и по ним не очень приятно ходить в воде.
Раз уж представители Рязанского района России вышли на широкое вещание через интернет о таких прекрасных местах, скрывать больше засекреченную информацию о Кринице не представляется возможным. Все факты и обстоятельства, статистика, приведенная автором рассказа достоверна, что подтверждается моими свидетельскими показаниями.
А на хорошие водопады надо было ехать в долину водопадов, на реку Жанэ. Их там несколько. Побывав в чаше Апполона и чаше Афродиты, вы получите ту самую чистейшую жизненную энергию, которую несет горный поток. После купания на водопаде чувствуешь себя в три раза бодрее чем после купания на море. Вход на территорию заповедника с водопадами и дальменами платный. Чтобы отдохнуть там бесплатно, нужно пройти там до 7-8 утра, сторожей там нет. Выход бесплатный, никто билеты не проверяет. По другую сторону реки Жанэ живут какие-то общины людей, которые пожелали уйти от мирских проблем и заняться йогой, игрой на гитаре и какой - то философией, в которую я не вдавался. На дальмены любопытно посмотреть. Если захотите послушать и повествование гидов, то дождитесь первой группы туристов, и побродите невдалеке от них. Но быть в составе группы и платить деньги не рекомендую - когда вы дойдете до водопадов, вы не пожелаете их покидать очень долго.

"Рыбу действительно не ловили на Черном море ни в 1, ни во 2 раз" -- все верно, там рыба не ловится и не продается. Местные жители Криницы никогда не ловили рыбу в этом участке моря. В магазине рыба только привозная

Зачёт!!

Класс!! Большая семья, молодцы!!! И отдыхать умеете. В прошлом году ездил на машине в Анапу, грязь, вонь, высокие цены. В этом постараюсь смотаться в Крым, посмотрим, что там изменилось с 2002 года, когда я там был в последний раз.

Отличный рассказ , молодцы !!! Автор , ты хоть и на половину армянин , но что-то в тебе есть от казаха (видимо сказалось твоё место жительства) !!! Это шутка. А дочка действительно - красавица !!!