|
Пролог.
Вышло так, что решили мы семьей перебраться жить на историческую родину, т.е. в Россию. Опустим причины сего решения – расскажу о самом путешествии. Нас трое: ваш покорный слуга Дмитрий, моя жена Мария и наш главный штурман – сын Илья трех годов от роду. Ну и, конечно, верный конь – наша «ласточка»: «Тойота ИПСУМ», 1996 года выпуска, полный привод, 2,0, зеленый с серебром отлив. Специально перед дорогой сделал небольшой тюнинг – настоятельно рекомендую владельцам «Ипсумов»: купил на базаре откидной столик с подстаканниками от «Хонды СR-V», прикрепил его к пассажирскому сиденью – получил отличный столик-подлокотник! Огромное упущение компании «Тойота» – в «Ипсумах» остро не хватает именно подлокотника. Поскольку переезд осуществлялся не в гости, а на ПМЖ, загрузили машину под завязку: три огромных китайских клетчатых сумки (перевязанных скотчем), большая двухэтажная сумка, штук 10 разномастных коробок, самодельный холодильник из пенопласта, куча подушек... По салону все разместили с предельной аккуратностью, по возможности используя каждый кубический сантиметр пространства. Схема получилась следующая: переднее пассажирское сиденье сдвигается до упора вперед, предварительно под ним забивается все пространство вещами, спинка раскладывается, поверх ставится холодильник, сумки с едой, напитками, подушки и одеяла. На заднем сиденье стоит детское кресло таким образом, что, сидя в нем, сын может вытянуть ноги вперед и видеть всю дорогу. Жена сидит за водителем сзади. Т.о., освобождается максимум жизненного пространства для пассажиров! Забегая вперед, скажу, что при такой схеме мы умудрились даже переночевать втроем одну ночь в машине. Единственное, что смущало: необходимость обеспечения «недосмотра» машины всевозможными проверяющими органами, в виду очень плотной компановки груза. Добавлю, что помимо вещей, в салоне «тонким слоем» распределил запасные части на машину: комплект шаровых, рулевых наконечников, пыльников, амортизаторов, инструменты, канистру масла, пятилитровую канистру бензина, а на крыше полный комплект зимних шин на железных дисках. Загрузка получилась максимально полной! Пора, в путь!
Первый день.
Кант – Георгиевка – Чу – Балхаш – Караганда, 995 км. Выезжаем из Канта в 4.00 двумя бортами – первым папа на «Хонде Одиссей» в Алматы, на работу, вторыми мы. Загрузив накануне машину, даже не предполагал, что НАСТОЛЬКО сильно изменится посадка автомобиля: первые метры пути, знакомые «родные» кочки возле дома – и я чиркаю брюхом с серьезным таким звуком! Так! Придется привыкать к «легковой посадке»! До поста таможни доезжаем без проблем. Кыргызский пост: ха! – знакомый таможенник – ладно, говорит, типа раз знакомы – пропущу без досмотра, но, правда, и не без красивых бумажек! Иди, говорит к погранцам – итог очевиден – хлопок по ладоням, штамп в паспорта – и все! Путь открыт! «Досмотр» занял 15 минут. Въезжаем на территорию казахского поста – нас ставят в сторонку. Папа к тому времени успевает пройти обе таможни и отогнать свою машину за пределы поста. Оставляем его дежурить возле машины, сами с Машей идем оформляться… миграционные карты, штамп в паспорта – проблем нет. Дальше было прикольнее. За стойкой сидит парень в гражданской одежде, с зевотой честно отработавшего ночную смену дежурного, изучающий наши документы. И с такой же зевотой начинает меня разводить, а я, блин, ведусь на его развод! Значит, говорит, транзитом в РФ едите? Отлично! Сейчас оформим вам сопровождение таможенника до границы из расчета 37 евро за каждые 100 км пути. Готовы платить? Прикидываю в уме: около 800 евро – за что?!!!! Ну, как же, говорит!!! Вы же транзитники – вам положено сопровождение, у меня говорит, только что таким образом 2 машины ушло…. Мама родная, думаю! Давай, говорю, решать – давай, говорит, решай! Итог – 50 зеленых, мне выписывают декларацию, обязательство об обратном вывозе автомашины – и в путь! И вот только тут до меня начинает доходить, а этот таможенники тоже рассказывает суть развода: да, по закону я должен оплатить сопровождение, но! Деньги, эти, мне потом обязаны будут вернуть, когда я доберусь до границы! Правда, не все так легко, чтобы их вернуть, мне нужно будет искать банк в каком-нибудь крупном городе, куча бумаг и т.п. В общем, вроде и развод, а вроде и по закону! Ну, дальше проще, еще пару хрустящих бумажек в руки инспектора-кинолога, заключение от него, из которого узнаю, что мою машину инспектировала служебная собака, включаю ближний свет – и мы за границей!
На часах 6.00. Поворот на Чу. Прощаемся с папой – и алга! Минут через 15 первый гаишник: просто проверил и отпустил. Еще через полчаса второй – дай, говорит, хоть что-нибудь. А то досмотр буду делать – фиг, с тобой, 500 тенге. Еще полчаса пути – черный «бумер», тонированный, из него палочка полосатая, а рядом 2 фуры с бишкекскими номерами: сначала их надоил, потом меня: где, говорит, страховка на пассажиров? Не дали? Ну, все, брат, минимум 5 800 тенге – сошлись на 1 300. Догоняю те же фуры на повороте на Чу – их снова доят, ну, и меня, конечно, тоже проверяют – на удивление, после изучения всех запятых, меня отпускают с миром, не взяв ни копейки!
Чу. Что не нравится – информационный вакуум, если и есть указатели, то какие-то непонятные: вроде стрелка прямо нарисована, а дорога явно вправо изгибается. За Чу начинаются приключения с дорожным полотном: дорога ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ! Т.е. везде асфальт, но! После фур, в нем продавлена ТАКАЯ колея, что если ехать по колее, то я чиркаю всем, начиная от поддона, и кончая редуктором заднего моста! И так – 200 с лишним километров! Жуть! А машина-то просевшая! Была бы налегке – даже не обратил бы внимания. Через час пути – очередной пост «Рубеж», очередное «дай, хлопок по рукам» – снова дорога. Вот, правда, после этого, больше НИ ОДНОГО ГАИшника меня не останавливало в Казахии – я так думаю, что оплатил все сполна авансом! ;) Наконец, добираемся до трассы Алматы – Астана. Ну, думаю, пойдет нормальная трасса – ага! Жди! Прежде чем попасть на трассу, пришлось километров 10 проехать по полю, с десятисантиметровым слоем пыли! Объезд, ремонт у них идет дороги – и все там пылят! От чистоты машины остались одни воспоминания. В очередной раз порадовался качеству японского автопрома – ни одной пылинки в салоне! Бедные владельцы советской техники… Трасса Алматы – Астана радует отличным асфальтом, разметкой и не сильным, по сравнению с дорогой на озеро Иссык-Куль, движением. В поселке Балхаш, останавливаемся на обед. Заказываем чай и кипяток на «кукси». Это в принципе единственный обед, который готовили сами – после питались в кафе и столовых, с коими проблем по трассе нет. Дает знать усталость – прошел уже 600 км, а прошлую ночь почти не спал. Думал поспать – но тут возникла проблема: нигде нет НИ ГРАММА тенька! А спать на солнцепеке – не слишком радостная перспектива. Еду по поселку, думаю, может, где найду тенек – и попадаем в ужасное облако дыма от какого-то промышленного предприятия – в поисках выхода вылетаю на трассу, облако рассеивается – а я уже, оказывается, выбрался из поселка! Ну, не возвращаться же! «Газ до отказа, ты непобедим, сначала газ до отказа, а там поглядим...» – до Караганды потерплю. Дорога отличная, сильно досаждает боковой ветер – аж рука устает держать вырывающуюся баранку. Поравнявшись с очередной фурой, происходит следующее: машину резко бросает влево на фуру, выравниваешь, фура пролетает – а машину резко ветром бросает в сторону обочины! Амплитуда «бросков» достигает метра! И в таком темпе, на скорости 120 км/ч пролетаю 300 с лишним км до Караганды. Здесь резко меняется погода – становится ОЧЕНЬ холодно, пустыня сменяется зеленеющими степями. Ищем ночлег. Отличный гостиничный комплекс, новенький, «Вираж», 5 км перед Карагандой за 1 500 тенге за номер – все! Мы спим. 995 км. Устали.
Второй день.
Караганда – Астана – Кокчетав – Петропавловск – граница – Петухово, 800 км. Подъем в 5.00. Выспался отлично! Позавтракав, в 6.00 выезжаем. Как здорово, что в Караганду въехали именно рано утром – прошли ее насквозь, без пробок – еще бы часом позже и попали бы в утренние пробки понедельника! Заправляюсь по традиции под горло – отличная, как и положено, трасса до Астаны. Перед Въездом в Астану – развязка, и указатель: «Екатеринбург». А у меня по планам – Атбасар. Стоп. По карте я должен ехать на Атбасар, там поворот на Кокчетав. Но нет НИ ОДНОГО указателя ни на Атбасар, ни на Кокчетав. А только на Екатеринбург. Решаю так и ехать. Разворачиваюсь, возвращаюсь на развязку, ухожу по стрелке. И, оказывается, правильно делаю! Прохожу Астану по объездной, вылетаю на новую дорогу на Кокчетав! Здорово! А вот тут начинается ЧУДО! Иначе не могу описать. Т.е., говорят, что лучшие автобаны – это немецкие. Не знаю, не видел, не ездил. Но то, что строят казахи, я считаю лучшей дорогой, по которой мне когда-либо приходилось ездить! ИДЕАЛЬНОЕ бетонное покрытие! В общем, идет грандиозная реконструкция дороги Астана – Кокчетав – Петропавловск. Обилие дорожной техники поражает! Количество строящихся развязок – впечатляет! Дорога еще строится. Т.е. на протяжении 300 км готова только правая, либо левая сторона дороги, по которой движется по 2 полосы в обе стороны, а параллельно строится вторая половина дороги. Сказка! Но самое прикольное в другом! У меня по карте, эта дорога обозначена как второстепенная, и я считал, что еду, как и планировал, по другой дороге через Атбасар. Еду, еду…. По знакам Кокчетав приближается, а Атбасара все нет, и нет. Стоп. Карта. Блин. Ну, нет на карте села Щукинское. Не понял. Ищу. Есть! Только на другой дороге. Минуя Атбасар, напрямую на Кокчетав! Е-мое! Так и есть! Мы СРЕЗАЛИ путь! Уф – снова в путь. Перед Кокчетавом кайф кончается, дорога становиться старой, но видно, что идут работы по подготовке строительства той самой дороги, которая так радовала на протяжении 300 км. Обед. Кокчетав, малость поплутав по сельским дрогам, обходим снова стороной, и выскакиваем на дорогу на Петропавловск. Здесь дорога периодически напоминает дорогу от Чу до трассы Алматы – Астана: те же проваленные колеи, ямы, чирканья брюхом, холодный пот… Петропавл. Именно Петропавл. Так звучит Петропавловск по-казахски. Мда уж…. Вот тут висит подробный план объезда города – фото – едем по плану. Странно, но по плану 2 !!! кольцевых перекрестка, а мы проходим только один! Но выезжаем правильно… ну, да ладно! Решаю слить в бак так и не пригодившийся «неприкосновенный запас», 5 литров бензина. Наводим попутно порядок в машине перед границей. Освобождаюсь от тенге на заправке.
Граница. 18.00. Беру таможенные декларации, занимаю очередь на машине перед шлагбаумом на въезд на пост. 19.00. Очередь. Сидим в машине пред шлагбаумом. 20.00. Очередь. Запускают на территорию поста. Быстро проверяют обязательство, миграционные карты. Новая смена таможенников со свежими силами: «Переселенец?! Ну, брат! Надо тебя в бокс!» «А может, не надо?» «Ну…. Думай!» «Я готов!» «Сходи вон в то кафе, там сидит начальник», – сходил, – «ну, еще зайди вон на пост», – зашел, – «ну… ладно, езжай! А может все же проверить тебя?» «Нет, спасибо, не надо, вот вам еще магарыч». «Ну, АК ЖОЛ (кирг., каз.: В добрый путь!), брат!» 21.00. Очередь перед шлагбаумом на российской границе. 21.30. мы на территории российского поста. Не совсем добрый пограничник – берем, говорит, ребята, ВСЕ сумки, вещи и несем в здание поста на рентген-установку. Тележек нет! Оговорюсь сразу. Качество российского поста поражает! Огромный, новый, оснащенный по последнему слову техники терминал, с раздельным оформлением въезжающего, выезжающего, автобусного и грузового транспорта. Персонал вежлив и неподкупен! Никаких «а может, без досмотра?» – надо, значит надо! Просто малость не по-людски сделано: мне пришлось перетаскать на себе все свои баулы из машины в здание (это около 20 метров со ступеньками и дверями, и 150 кг груза), прогнать все это через рентген, оформить декларацию и потом снова все загрузить в машину. А еще, попутно, надо было сгрузить оставшиеся вещи на помостик возле машины, открыть все двери, капот, багажник, чтобы досмотрели машину. Ну, тут погранец, видя, насколько мы все устали, смилостивился над нами – осмотрел машину чисто формально – все, говорит! Ладно, нормально, ставь ее в сторонку и оформляй доки. Спасибо, говорю. В общем, прошли границу российскую отлично! Без проблем, только долго. Выехали с поста в 23.30. Ура! Мы в Раше! Тьма, ночь, дождь…. Гостиницу рядом с постом проскакиваю – слишком много транспорта на границе, просто ее не увидел. Решаю доехать до Петухова – первый населенный пункт на территории РФ. 50 км пролетаю впотьмах, в дождь, ни зги не вижу. Вроде огни. Есть заправка, стоянка, кафе 2 шт. и бывшая гостиница, используемая, как я думаю, несколько по иному назначению. Помыкавшись еще с полчаса, понимаем, что гостиницы, тут нет. Ужинаем в кафе, заезжаем между фур на стоянку – спим в машине. Нормально. Лучшее место у Ильи. Мы потерпим. СПАТЬ.
Третий день.
Петухово – Курган – Челябинск – Уфа, около 900 км. Подъем в 5.00. Не выспался. Сплю до 7.00. Заставляю себя встать. Мои пассажиры спят. Выезд. Все спят. В том числе ГАИ и встречные машины. 200 км до Кургана. Пытаемся пару раз позавтракать, но… везде пересменка. Курган. За ним завтракаем. Снова путь, до Челябинска. Все рутинно, леса красивые, но за рулем особых эмоций нет. Все-таки с непривычки очень накладывается усталость – эмоций от дороги становиться все меньше и меньше, усталости все больше. Каждая непредвиденная остановка – потеря времени и сил! Челябинск запомнился обилием труб на горизонте и ОЧЕНЬ ДОЛГИМ объездом – около 100 км по кругу, когда въездные дороги до города указывают, что до него около 10 км. Обед. Вкусно. Решаю одолеть Уфу. Трасса М 5. Начинаются горы. Очень красиво, но и трудно. Обгон запрещен, по одной полосе в одну сторону куча фур. Средняя скорость падает до 40 км/ч. Вырубаюсь. Проехав поворот на Златоуст, торможу. Сплю час. Мои тоже спят. Снова путь. Красота! Но и трудно, перевалы сильные, но медленные. Кто ездил в Киргизии по дороге на Ош – поймет, но там серпантин в принципе короткий – а потом долина – тут же сплошные горы.... На поселке Сим попадаем в пробку. Стоим ЧАС! Ни с места! Еще стоим…. Вроде сдвинулись…. Была авария, дорогу сузили до одного направления, пропускают по капле с час. Дорога вниз, в Башкирию. Горы кончились, но с ними кончились и кемпинги. Наконец, в 30 км до Уфы снимаем приличный номер в кемпинге. Спать. Прошли 900 км.
Четвертый день.
Уфа – Самара – Тольятти – Сызрань – кемпинг перед Пензой, около 850 км. 7.00. Подъем. Блин, усталость накладывается. Встал нормально, но после завтрака за рулем чувствую себя не очень хорошо. Уфу пролетаем, дорога отличная, ДПС валом, скорость 87-89 км/ч. Один раз замечаю «киргизский» вариант: ГИБДДшники спрятались за ограждение, моя скорость 87 км/ч, меня как стоячего обходит иномарка – выбегает ГАИшник, машина сигналит, мент деликатно отворачивается! Вот тебе и хваленая башкирская непредвзятость! Сволочи! В таком темпе, не сильно, около 100 км/ч едем на Самару. Близ нее, около 50 км стоп! Сплю….. дождь…. Снова путь. Объезжая Самару, обед в кафе. Тольятти. Пробка на час на пути к Жигулевскому водохранилищу. Проехали. Очень красиво! Снова путь, скорость около 100 км/ч. Села. Местами богатые, местами черные срубы с покошенным забором. Устал. Сильно. Но силы еще есть. Еще около 200 верст – ищу кемпинг. Верст 100 до Пензы – отличный мотель, новый, кафе. ВСЕ. Спать.
Пятый день.
Пенза – Тамбов – Липецк – Воронеж – Горшечное – Старый Оскол – остаток, 795 км. Сил почти нет. Шучу!!! Хотя устали сильно, даже не знаю, кто сильнее, я или пассажиры! Точно скажу – я, на 4 300 км пассажиром НЕ ПОЕДУ! Лучше за рулем! В общем, подъем в 7.00, выезд в 8.00. Тут начинаются приключения с ментами. Пенза. Проходим город стороной. Но на выезде, на посту – СТОП! Проверка, круглые газа – все в порядке – счастливого пути! Какое-то село, не помню…. Скорость 72 км/ч. Антирадар спит – у них лазер! 100 рэ – путь открыт…. Снова трасса. Тамбов. Маша, штурман, спит, я пролетаю объезд мимо города – и вот я в центре Тамбова. Блин! Снова информационный вакуум с указателями! Штурман проснулся – но легче не стало! Улицами, закоулками – и мы на трассе! Ура! Свобода! В этой эйфории очередной штурм очередного бугра, обгон тяжело ползущих грузовиков за местными легковушками – и вот! Нас трое. Местные и я, остановлены патрулем ГИБДД, обвинение – обгон под знак «обгон запрещен»! Местные минут через 10 на брата уезжают, моя очередь! Е-мое! Куда вы хотите отобрать мои права!? А как я поеду?! Торг, типа мы честные, ХОРОШАЯ сумма…. Путь! Блин… слишком много, обидно, но… сам виноват… скорость падает до 85 км/ч. Липецк. Пролетаем указатель «Москва», указателя «Воронеж» нет…. Кажется, не туда…. Разворачиваюсь. Направо Москва есть, Воронежа, нет…. Снова верчусь…. Снова Москва, Воронежа нет… Что за наваждение! Снова поворот – О! Воронеж! Блин! Направо – ура! Объезжаем Липецк – усталость накладывается, есть охота, решаем – первое кафе – перекус! Е-мое! А кафе-то ПЕРВОЕ попалось через километров 100!!!!! Без сил тормозим – оно того стоило! Кафе – минимальные порции супа – 0,5 ЛИТРА! Снова путь… Воронеж, очередной объезд города, по его окраинам проносимся на пересечении улицы Лизюкова! Улыбка на ушах! Заправка. Наливаю полный и ломаю заправку! Ну, т.е. не физически, а просто на моем заправлении у них «клинит» компьютер, мне не доливают, а остальных вообще не могут заправить! Да ладно, мне остается менее 100 км! Летим на Горшечное! Это село на трассе Воронеж – Курск, через которое ближайший путь на Старый Оскол. Напряжение в салоне машины – наивысшее! Илья не спал в это день вообще – просто отказался, Маша уже устала настолько, что они с Ильей уже готовы сесть на мое место, лишь бы не сидеть позади. Я толи сплю, толи нет, т.е. дорогу контролирую, но она, дорога, настолько уже опротивела – сил нет! О! Горшечное! Поворот – 20 км. Пост перед Старым Осколом. Гаец, видя мои транзиты, с удивлением пытается поднять палочку. Но я вовремя вижу поворот, поворачиваю, а ГАИшник так и остается стоять в недоумении… И вот, в 21.00 мы в Осколе! На въезде нас встречают родственники, сопровождают до их дома…. Быстрая разгрузка машины, из последних сил – и мы спим! Прошли 4 303 км. Одометр обнулил перед подъездом своего дома в Канте.
Эпилог.
В принципе, если бы не бешеный темп езды, то ехать можно, и ехать интересно! Когда на твоих глазах сменяются климатические зоны от пустынь до лесов – это здорово! Красотища! По пути заполнили всю флеш-карту на фотоаппарате, объемом 2 Гб. Совет иностранным гражданам, едущим в гости или на ПМЖ в РФ: если ваш путь от границы РФ занимает больше одних суток – ОБЯЗАТЕЛЬНО остановитесь на ночлег в гостинице с регистрацией, либо, по крайней мере, сохраняйте ВСЕ чеки с заправок: дело в том, что иностранцам на территории РФ разрешено находиться 3 (трое) суток с момента пересечения границы!!! Помните об этом! Насчет ГАИ – если не нарушать – то ехать можно спокойно! Но! Есть еще и взяточники и коррупционеры и т.п. – потому все, что остается – это пожелать с ними не встречаться! Насчет машины: лично я нисколько не пожалел в выборе своего транспортного средства: НИ ОДНОГО прокола, НИ ОДНОЙ поломки, даже масло не почернело! «Тойота» – это вещь! Правда, и я, прежде чем тронуться в путь, поменял ВСЕ «расходники», отбалансировал колеса, сделал развал-схождение, считаю, что подготовил машину должным образом – она мне и послужила верой-правдой!
Пожелание всем: ездите, не бойтесь, но голову дома не забывайте! Удачи на дорогах!