|
Предисловие.
Скоро настанет лето, нужно думать, куда поехать отдыхать, у нас в Горном Алтае мест для отдыха очень много, но хочется разнообразия. Напишу, как мы съездили в прошлом году в Алматы, может, кому-то захочется сделать так же. Поездка на автомобиле в соседний Казахстан с юга Сибири намного проще, чем добираться до Черного моря. Это наш первый дальний автопробег, до этого, конечно, отдыхали и в Крыму, и за границей, но туда летали самолетом. И вот решили съездить в Алматы на машине, отдохнуть и заодно прикупить детям перед школой вещей.
Итак, автомобиль Mitsubishi Lancer 2006 г. выпуска, двигатель 1.3 , МКПП.
Лансер был куплен в Барнауле в автосалоне в 2006 году. За полтора года эксплуатации потек лишь сальник привода — зимой по морозу выдавило, больше неисправностей не было. За время поездки ни одного нарекания, одни положительные эмоции по качеству подвески — все осталось в норме!
Действующие лица: я, моя жена Наташа и друзья — Саша и его жена, тоже Наташа. В детстве я несколько раз ездил к родственникам в Алма-Ату, очень яркие воспоминания, вот и подбил остальных поехать на автомобиле. Выбирали из двух машин: мой Лансер или Сашина Toyota Caldina. Так как Лансер с левым рулем и аппетит как у дедовой Оки, то выбрали его. Пришлось содрать тонировку с передних дверных стекол, мало ли.
Время поездки выбирали по мере занятости Сани, он из МЧС, и свободной выдалась всего одна неделя (03.08.07-11.08.07). В пятницу после работы, оставив детей дедам, налегке, в багаже лишь две сумки со сменной одеждой, два фотика, видеокамера и сандалии. Из еды ничего брать не стали, решили питаться в придорожных кафэшках. До Алматы примерно 1 800 км от Горно-Алтайска, все — в путь!
Первая остановка на заправке за Барнаулом, время — одиннадцать вечера, стемнело. Пока заправляли полный бак, отмахивались от мошки как мельницы. Дальше трасса на Рубцовск, можно ехать быстро, но только скорость за 150, все начинают ругаться, приходится сбрасывать до 120-130. Немного об управлении Лансером (буду сравнивать с тем, на чем ездил: Toyota Camry 1994 г., Toyota Carina ED 1994 г., Toyota Camry 1997 г., сейчас Honda Odyssey 2000 г.).
На скорости Лансер отлично входит в повороты, жесткая подвеска, задние колеса с пассивным подруливанием, ну и с левым рулем намного легче обгонять. Двигатель 1,3 литра слабый, разгоняется о-о-о-очень долго, помогает лишь коробка механика, зато ест мало. Понравились тормоза — ABS с распределенным усилием на каждое колесо, зимой выручало не раз. При скорости свыше 150 начинаешь напрягаться, лучше только в Хонде Одиссее — посадка высокая, и спереди, и сзади многорычажная подвеска, да и движка три литра :-)))
Кондиционер с казахстанской жарой справился отлично. Минус у Лансера — зимой слабоватая печка, поэтому вставлю фотку, при каком климате она ему не нужна :)
В Рубцовске первый раз заплутали, в темноте пропустили поворот, правда там и указателей не было.
На таможню приехали в два часа ночи, стоит очередь около десяти легковушек, пяти грузовиков и два междугородних автобуса. Все удовольствие описывать не буду, в общем, в пять утра, с мелким пересыпанием добрались до казахской таможни. Пока ее проходили, познакомились с семейной парой на Toyota Mark II Wagon Qualis универсал, они на машине уже ездили в Казахстан, договорились ехать вместе, тем более им в ту же сторону.
За казахской таможней стоит киоск по оформлению страховок, на два водителя страховка на десять дней стоит около 240 рублей, берут и рублями, и тенге. Итого, на прохождение таможни и ожидание очередей всего ушло пять часов, из которых поспать удалось около часа.
Семь часов утра, едем в Семей (раньше Семипалатинск), там нужно найти обменник, поменять деньги и заправиться. Перед городом первый пост ГАИ, отмечаемся — все в порядке, едем дальше.
Перед мостом через Иртыш останавливают обе машины гайцы, один идет проверять меня, второй к марковнику Валеры. Посмотрев, что у меня все в норме, желают счастливого пути. Я переехал мост и стал ждать марка. Через минут двадцать подъехал Валера, у него за тонировку задних стекол взяли шестьсот рублей, другого повода у гайца не было, а денег хотелось. Странно, ведь на лансере тоже сзади тонировка. Ладно, ищем обменник, но все открывается только после девяти, а время — половина девятого, ждать нет желания, поехали дальше.
Через пару км от города встречаем первые огромные ямины посреди дороги. Нас предупреждали, что дорога за Семипалатинском плохая, но чтобы так... Еще через несколько километров дорога превращается в лунный ландшафт. Тихо офигеваем, ползем дальше, интересно, кто бомбил здесь дорогу? Короче, после ста км загорается лампочка уровня топлива. Населенных пунктов, а тем более заправок нет. По карте смотрим ближайший населенный пункт, где-то рядом должен быть городок Шар (Чарск). Добрались до него, а тенге нет, по выходным дням единственный банк закрыт — во влипли. Рубли на заправке не берут, пришлось по бешеному курсу поменять в продуктовом магазине. Заправились, едем до Георгиевки, там завтракаем и дальше на Аягуз, потом на Кабанбай. Дорога стала получше, местами можно разгоняться до 90 :). Природа вдоль дороги однотипная — кругом степь, в салоне тишина, все спят. Чтобы не заснуть, шлепаю себя по щеке, помогло на несколько минут, опять клонит в сон, шлепаю еще, и так несколько раз. От шлепков проснулся Санек, говорит мне, что автопилот надо поменять. За руль сел он, а мне удалось вздремнуть полчаса, больше не могу. Дальше так и ехали, менялись каждые два-три часа. Два раза останавливались для отметки на постах ГАИ, опять везде все в порядке, со стороны гайцев дружеское отношение, что очень приятно.
За Кабанбай редкие холмики сменились горами, дорога стала еще лучше, ехать веселее. В деревушках у дороги покупаем местные арбузы, яблоки, виноград.
Ближе к вечеру проезжаем мимо г. Талдыкорган, расстаемся с Валерой. По трассе до Капчагая заметно прибавилось машин, чтобы ехать быстрее, садимся на хвост обгоняющей всех машине с алмаатинскими номерами. Через три-четыре десятка километров, почуяв за собой такой наглый хвост, в головной машине пассажиры начали по переменки оглядываться, в итоге они остановились, а нам пришлось искать другую резвую попутку. На Капчагайском водохранилище есть аквапарк и много баз отдыха. Мы решили найти свободные места, но оказалось, по выходным это сделать нереально, все занято, тем более ночью. До Алматы осталось рукой подать, поехали туда. По трассе, как ни странно, сплошные потоки в оба направления, но скорость 100-130. Примерно в час ночи заезжаем в Алматы, уставшие от путешествия, прямо вначале города нашли первую попавшуюся гостиницу. Сняли номер один на четверых, девчата отрубились сразу, а я и Санек пошли в местное кафе — отметить прибытие :). Местная водочка под шашлычки, и дружеская беседа затянулась на пару часиков, уже совсем готовые добрались до кровати — и спать.
Утро, восемь часов, вывожу всех на дорогу и показываю местный пейзаж, смотрю на реакцию — все в восторге!
Воскресным утром в городе мало машин, едем в центр, ищем квартирный пятачок. Цены буду писать в рублях, деньги меняли без проблем в местных обменниках, коих очень много, самый лучший курс — прямо на рынках. Квартиры на любой вкус, мы сняли по тысяче рублей в сутки на втором этаже в ста метрах от зеленого рынка, в окно смотрит мечеть, прелесть, которую мы слышали потом каждое утро. Гаражей и стоянок для машин в центре нет, на ночь все оставляют их на обочинах в переулках, за охрану сторожам платят примерно 15 рублей в сутки. Нам сказали, что можно без страха делать так же, за всю неделю никаких проблем не было.
Первое, что бросается в глаза — это обилие Мерседесов, создается впечатление, что немецкий автопром где то рядом. Вообще я так и не увидел ни одного Вица или Фита, на коих у нас очень любят ездить женщины. Мицубиси-Лансер, как у меня, я тоже не встречал. Специально купили газету с объявлениями о продаже авто, нам бы в Россию такие ценники!
Первым делом решили посетить знаменитый каток Медео. Походили, посмотрели, сфотографировались. Решили купить что-то, и тут обнаружили, что барсетку с деньгами и документами забыли в квартире. Матерился я ужасно, ведь два раза проехали мимо гаишников и хорошо, что нас не остановили, теперь думай, как назад поедем. Надо скоротать время, а к вечеру может проще будет.
У Медео на автостоянке туристам предлагают поездку на джипе к горнолыжному курорту Шембулак. Мы сказали, что у нас есть своя машина, на что услышали заверения, что туда на нашей машине не подняться, можно вскипятить двигатель, мол, минимум двухлитровый надо. На свой страх и риск решили попробовать, если что — развернемся. Дорога оказалась действительно крутая с обилием поворотов на 180 градусов, движение только на первой скорости. Жалко, нельзя остановиться, чтобы сфотать этот серпантин. Вот видим впереди пробка, у Ауди открыт капот — вскипел. У нас стрелка температуры стоит на месте, двигаемся дальше, через некоторое время картина повторяется, модель машины только не разглядел. Проехали мимо Шембулака, решили заглянуть на него обратной дорогой, азарт взял — куда можно забраться на легковушке. Как оказалось — доехали буквально сто метров после окончания асфальта, дальше валуны. Из легковых наша машина, естественно, была не одна, зря людей пугают. Дальше дорога ведет на ледник, пошли туда пешком. Мимо нас некоторые внедорожники едут дальше, и как им не жалко подвески. Кстати, после огромных камней по полметра, дальше проехали только Toyota Land Cruiser в 80 кузове, Mitsubishi Delica и Mitsubishi Pajero.
Добравшись за три часа до метеостанции в горах, мы поняли, что без теплых вещей дальше не пройти. Пришлось спускаться обратно в лето. Совсем согрелись на пожаре, горела хижина около горнолыжного подъемника.
В шесть часов вечера поехали в город, перед нами спускается сотый крузер, из ступиц идет черный дым — водила постоянно давит на тормоз, колодки горят, наверное, скоро хана придет и дискам, и подшипникам. Тут надо правильно давить на тормоз — надавил, отпустил, и притормаживание двигателем на пониженной передаче. До дома доехали нормально, опять с ГАИ пронесло. По дороге несколько раз останавливались пофотографироваться.
Следующие три дня были отданы нашим женщинам, они делали покупки, а мы носили за ними сумки. Движение на машине по городу в будни оказалось не реальным — очень много пробок, пришлось пересаживаться на общественный транспорт.
В Алматы огромный вещевой рынок с очень низкими ценами, для жен — рай, а для нас мужиков оказалось полной засадой. Через три часа я и Саня решили скрасить наше время препровождения, нашли барчик почище, заказали водочки, бешпармак, шашлычки (всего 25 рублей!). Обслуживала нас потрясающе красивая казашка Динара, молоденькая черноглазка с большими ресницами, короче, в баре мы задержались на полтора часа, еще три раза заказывали водки, и навеселе присоединились к нашим женам. Ходить по рядам стало гораздо веселее, торговаться тем более. Покидали рынок мы в шесть часов вечера (приехали в 8 утра), руки как у орангутанга, ноги еле волочились.
Полдня еще пришлось потратить в милиции на продление срока пребывания в Казахстане (на таможне дается только пять дней). Остальные полдня ходили по зоопарку и парку отдыха.
Четверг — последний день в Алмате, походили по центру, а вечером на фуникулере поднимаемся до парка Кок-Тобе, потрясающий вид сверху на вечерний город! Распивать спиртные напитки там нельзя, пришлось искать затемненные места, где нет народа.
В полночь поймали такси, попросили довезти до шашлычной, пришлось ехать куда-то на край города, только там ночью их жарят. Пили до четырех часов утра, в 9 поехали на Капчагай покупаться и посетить местный аквапарк.
В Капчагае указателя поворота не оказалось, и мы проехали на выезд через КПП. За КПП пришлось развернуться и возвращаться, вот тут-то меня и остановил гаишник. Попросив документы, объявил, что я пьяный, и велел пройти на пост.
В помещении начальник сказал, что я в стельку пьяный и надо меня вести на экспертизу, я, конечно, все отрицал, чувствовал себя уверенно, и от меня спиртным точно не пахло. На помощь вскоре пришел Санек, попробовал «договориться», сумма оказалось фантастической — сорок тысяч нашими. Я сказал, что платить даже тысячи им не собираюсь, начальник рассвирепел, велел поскорее вести меня на экспертизу, и если подтвердится, то машину на штрафстоянку, а меня в камеру (разводили по наглому).
Пока ехали в больницу минут двадцать, я открыл форточку и глубоко дышал — вентилировал легкие. В больнице гаишник на своем языке поговорил с медсестрой, я решил что они вообще родственники, думаю, влип по самое не хочу. Процедура оказалась не как у нас — дышал три минуты в колбу с раствором марганцовки, перемешанной с каким-то реактивом. Сказали, если через десять минут посветлеет, то пил, если останется красной — то все нормально. В итоге все прошло удачно, гаишник даже купил мне сока и рассказал, как доехать до места.
Покупавшись вдоволь в аквапарке (на мой взгляд, в нем мало аттракционов, в самой Алмате аквапарк получше, но даже вместе они и рядом не стоят с заграничными), мы поехали искать турбазы, чтобы переночевать перед обратной дорогой, от спиртного решили воздержаться :)
В итоге сняли недорогой номер, хоть и «люкс», но гадюшник еще тот, у нас в Горном Алтае турбазы лучше.
Суббота, пора отправляться домой, заехали в супермаркет, купили ящик казахской водки (цена около 50 рублей за пол-литра, надо брать люксовую, мы с нее ни разу не болели). Машина забита под завязку, девчонки сидят сзади, обложенные вещами, последнее свободное место в ногах заняли арбузы и дыни. Денег осталось только на бензин и около тысячи на непредвиденные расходы.
В одном из населенных пунктов попались на скорости гаишникам, стали спорить, что на радаре была скорость впереди идущей Камри. Показал нам гаишник радар, а он с цифровой камерой, пришлось отдать шесть сотен — единственный раз, когда мы заплатили.
Дальше ехали без происшествий, видели Камаз с прицепом на боку, занял всю проезжую часть, объехать можно только на легковушке.
Прикольный указатель, если прочитать его скороговоркой, покажет правильный путь :)
В одиннадцать часов вечера доехали до Георгиевки, развилка на Усть-Каменогорск и Семипалатинск. Мы, конечно, поехали на Усть-Каменогорск, дорога оказалась намного лучше. Ближе к границе погода стала холоднее, над Россией видны тучи, едем в осень. За Шемонаихой два раза проезжали мимо поворота на таможню, блин, трудно что ли знаки поставить? В два часа ночи наконец-то нашли таможню, опять стоит очередь в пятнадцать машин. В восемь утра мы уже первые, но попадаем в пересменок до девяти.
На казахской таможне пришлось показывать багажник, на дне которого ровным слоем разложены бутылки. Таможенник спросил, для чего вам столько водки, мы сказали, что нам на один раз посидеть не хватит, придется еще в магазин идти :). Шутка ему понравилась, и нас пропустили дальше.
Российская таможня как всегда намного убоже казахской, наверное, границы нашей родины намного больше и на все денег сделать не хватает. Вот и Алтайский край, по знакомой местности доезжаем до дома.
Можно подвести итог: на бензин, проживание и еду ушло примерно12-15 тысяч с одной семьи. Масса впечатлений, и, кстати, я планировал посетить гораздо больше красивых мест, еще было желание съездить на Иссык-Куль. Но скорей всего мы поедем туда уже в этом году и возьмем с собой детей, место в Honda Odyssey предостаточно.
Это мой первый отзыв, буду благодарен за замечания и пожелания.