|
Начнём с того, что Дятьково это небольшой городок недалеко от Брянска. И этот городок вам уже известен по моему предыдущему рассказу о путешествии из Уссурийска в Дятьково на Toyota Harrier и Toyota Corolla Spacio. Так вот, продолжение следует.
Ещё когда ехали по федералке, мы уже договорились о продолжении путешествия в Крым к Чёрному морю, к горячей гальке, к шуму прибоя, крикам чаек, тёплой воде, фруктам и вину... Тем более у Капитана там имелась родня. Решили ехать в начале сентября в расширенном составе. Капитан взял с собой мелкую дочь и тестя с чудным отчеством Онакиевич, к слову сказать, очень добрый и рукастый дед. Мы тоже взяли дочь 16 лет, которая никогда не была на Чёрном море. С апреля по сентябрь мы дружно вкалывали, постепенно отходя от поездки по бескрайним российским просторам. Отдавали долги, восстанавливали пошатнувшийся семейный бюджет, зарабатывали новые деньги и мечтали о том, что настанет тот час, когда мы снова окажемся на трассе.
Полгода я ездил на своей «спаське» и так к ней привык, что теперь, садясь за левый руль, мне непривычно ездить, надо постоянно переключать передачи, тыкать ногами в разные педали, ещё успевать следить за дорогой и рулить. Вдобавок, остановившись у обочины, я выхожу на проезжую часть, и мне надо обходить машину, подвергая себя опасности.
Машину японцы изготовили качественной до «безобразия». Мало того, что мы прошли 10 000 км без единой поломки, так ещё полгода я вообще никуда не лазил и стал забывать, зачем нужны шаровые опоры, всякие тяги и сайлентблоки, о постоянном ремонте ручника и т. д.
По приёзду из Уссурийска погнал машину в сервис, поменять масло в двигателе и АКПП. Наблюдаю такую картину. Передо мной на яме Волга меняет масло в движке. Заглянул ей под капот, вижу огромный грязный монстроидного вида движок, обвешанный всякими прибамбасами так, что руку сунуть некуда. Шофёр гордо рассказывает, что его ласточка при объёме 2 литра развивает 106 лошадок и что в этой машине есть место для гидроусилителя руля и кондиционера, а в последующих моделях поставят подушку безопасности. Механик, кивая головой, слил масло, залил через горловину бадью, литров в семь, потом литр в бутылку для долива, захлопнул капот и Волга, ревя «сверхмощным» мотором, укатила. Подошла моя очередь. Механик сразу попросил техпаспорт, посмотрел движок, быстро слил масло, закрутил фильтр, нацедил с бочки масла литра три, залил и стал закручивать горловину. «А чего так мало?» — поинтересовался я. «Прокурор добавит», — пошутил механик и показал заправочные ёмкости на мой двигатель. А я ещё в дороге голову ломал, что лить: минералку или синтетику, но при таком объёме масла вопрос отпал сам собой, только синтетику.
Экспедиция в Крым была назначена на первое сентября на четыре часа утра. 31 августа мы собрались семьями обсудить маршрут. Онакиевич вызвался быть штурманом, так как он долгое время прожил в Украине и обещал провести самой короткой и безопасной дорогой. К вечеру машины были готовы к отъезду, предварительно проверили работоспособность радиостанций.
С утра тронулись в дорогу. Harrier как всегда впереди, я за ним. За Брянском выскочили на «киевку» и пошли в сторону Украины. Путешествие началось!
Скоростной режим решили выдерживать в диапазоне 90-110 км/час так, чтобы обеспечить комфортабельную и безопасную езду. Так мы ехали без каких-нибудь приключений до поворота с «киевки» на Рыльск. «Киевка» она и есть «киевка», негромко работает приёмник, постукивают колёса на стыках бетонного покрытия, расслабон полный. Вспомнилась моя первая боевая машина ТАЗ 11113 Ока, которая прошла 120 000 км и сейчас на заслуженной пенсии у тестя. Звал я её «кобылка», потому что на радиаторной решетке красовалась лошадь неизвестной породы. И ещё заставлял я её работать по взрослому, провезла она меня с женой от Хельсинки до Астрахани, Азовское море и Минеральные Воды, в общем, свой часовой пояс она проехала весь. Хотя ломалась часто, но никогда в дороге, только дома, так что надо отдать ей должное. По правде сказать, машина очень сырая и недоработанная, и любое квалифицированное вмешательство в конструкцию приводит к улучшению ходовых качеств и характеристик. Как будто вы взяли больного и недоразвитого ребёнка, и у вас два варианта: либо он так и умрёт больным и недоразвитым, или станет умным и сильным, но для этого надо сильно попотеть.
Так вот добрались мы до поворота на Рыльск, повернули, радирую капитану: почему поворот? Вроде бы в Украину через Белгород ехать. Он отвечает, что Онакиевич проведёт нас своими партизанскими тропами, по которым он сам неоднократно ездил в Крым. Проехав десяток километров, замечаем, что дорога стала уже, множество крутых поворотов и населённых пунктов снизили нашу скорость до 60-80 км в час. Оказалось, что Онакиевич в Крым ездил на стареньком москвиче и что он по трассе ехал 70 км в час, и по этим закоулкам у него по расстоянию выходило ближе, а у нас из-за потери скорости, наоборот, выходило дольше по времени. Что и подтвердилось на обратном пути. Так мы добрались до границы самостийной и незалежной Украины в Юнаковке, залили полные баки и тронулись на таможню.
Российские погранцы лениво проверили содержимое наших багажников, посмотрели документы и выпустили нас в руки украинских коллег. Те тоже особо не усердствовали, заставили только три раза переписать декларации, намекая при этом, что за 10 гривен они сами напишут намного красивее и быстрее. Понравились украинские таможенницы, красивая форма, все с оружием, пистолеты почему-то находятся не сбоку, а сзади, и при ходьбе сексуально похлопывают по попке. Наконец нас выпустили, и мы покатились по Украине. Сразу не понравилась дорога, она стала хуже российской, прибавилось ямок и колдобин. Потихоньку добрались до Краснограда. Замечаю, что не встретил ни одного указателя на русском или английском языках. Всё переведено на украинский язык и ничем не продублировано.
Ладно, москалик перед хохлом в чём-то провинился, ну а европеец тут причём, как немцы или другие иностранцы разбираются в указателях, загадка. Кстати, по Украине можно ездить без света, попадаются машины со старинными советскими номерами, что тоже не возбраняется.
Количество иномарок на дороге резко уменьшилось, появились в большом количестве «таврии» различных модификаций и старые советские машины, причём убитые.
Ехали мы по Украине во время каких-то очередных выборов. Народ дружно завлекался разными партиями бежать и голосовать только за них и ни за кого более. Причём очень неприятно слушать, как претенденты на власть агитируют своих избирателей. Практически все избирательные речи построены по одному сценарию: 2/3 рассказывают, какие плохие соперники, а в конце 2 слова, что с ними всё будет хорошо. Проводят различные акции, типа подвязывания ленточек вдоль дороги на протяжении 1-2 километров. Оклейка машин партийными наклейками, различные театрализованные митинги, что мы и наблюдали в Краснограде. Две партии, по-моему, «оранжевые» и «голубые», проводили «многолюдный митинг», а задача велосипедиста ворваться в стройные ряды «голубых» и посеять там панику и ужас. Что он честно и делал, не взирая на то, что панику сеять было негде.
Итак, потихоньку мы добрались до Крыма, погода постепенно изменилась в сторону жары. Слева и справа тянулись бескрайние поля выгоревшего подсолнечника. Посадки вдоль дороги чернели чёрными проплешинами сгоревшей травы. Голодные птицы, сбиваясь в огромные стаи, метались с одной обочины на другую.
Вечерело, внезапно набежали облака, потемнело, и хлынул летний ливень, дорога вскипела водяными пузырями, стёкла мгновенно запотели, но вентиляция машины легко справилась с этим. Не снижая скорости, мы летели по воде, оставляя за собой длинный шлейф водяной пыли. Впереди на дороге показалось огромное водяное облако, это шел КАМАЗ с прицепом, конструкторы этой машины, видимо, разработали специальные разбрызгиватели в виде табуна колес, что бы сзади едущим жизнь мёдом не казалась. Догнав грузовик, Harrier неуверенно стал рыскать по дороге, пытаясь понять, есть ли встречная машина.
Наконец КАМАЗ, мигнув правым поворотом, разрешил обгон. Капитан резко взял влево, нырнул в облако, габаритные фонари, тускло мигнув, пропали. Потянулись секунды ожидания. В бытность езды на Оке обогнать КАМАЗ, идущий 100 км/ч, по дождю я бы никогда не решился. Наконец пискнула рация, голос капитана скомандовал, второй пошел. Взяв влево, я вдавил газ в пол, коробка послушно переключилась на третью. Машина прыгнула в облако. Сразу потерял ориентацию, где лево, где право, верх, низ. Взяв чуть правей, увидел плывущий мимо борт прицепа, вот он, ориентир. Потом показался кузов, колёса, превращающие воду в пыль, ухмыляющиеся лицо водителя, и вот свобода. Машина пулей выскочила из воды, яростно работая дворниками. После КАМАЗа ливень уже показался моросящим дождём. Постепенно темнело, подсолнечник сменился виноградниками, запах соли и моря уже присутствовал в воздухе. Стала появляться торговля рыбой на обочине и всякой южной всячиной. Кстати, в Крыму указатели продублированы на русском и английском языках, правда, не все.
Бензин дороже, чем в России, примерно 25 руб. АИ-92.
Глубокой ночью, сонные и уставшие, мы наконец добрались до родственников капитана, проживающих в селе Песчаное Бахчисарайского района. Обмывшись, завалились в выделенные нам апартаменты спать. Утро встретило нас ярким солнцем и жарой. Позавтракав, мы поехали к морю искать место для лагеря. По пути на рынке купили Украинскую симку для сотика. Продаются они просто так, только гривны отсчитывай, без всяких документов. Покатавшись по побережью, нашли красивое место в с. Угловое на обрывистом берегу. Рядом располагались уютные открытые кафе и небольшой рынок. Близость моря смягчало жару, маслины давали тень, шум моря успокаивал. Разбив палатку, мы всем дружным коллективом отметили начало отдыха. Капитан с семьёй решили остаться у родственников из-за маленькой дочери, которая очень быстро адаптировалась в свои 1,5 года. Была лишь одна проблема — вытащить ребенка из воды, т. к. температура воды была 25 градусов.
Народ в Крыму очень приветлив. Гаишники отдыхающих не трогают, своих же достают по полной программе. Россиян здесь очень любят и очень жалеют, что не в составе России. Ну, про отдых рассказывать можно бесконечно. Чего стоят романтические ночные прогулки по берегу моря, когда вода сверкает и переливается от огней далеко виднеющегося города, когда волны с шумом накатываются, отступая, оставляют на песке мокрые узоры из песка и гальки, когда, проснувшись утром, видишь на столе чайку, осуждающе смотрящую на закрытую сумку с едой. Крымское ароматное вино, выпитое на 100 лет вперёд, от которого нет никаких последствий. Посиделки в кафе под приятную музыку под шум отдыхающих, под рассказы и анекдоты, расслабон полный. В культурную программу также вошло посещение пещерного города «Чуфут-Кале», «Свято-Успенского» мужского монастыря, Ханского дворца крымских ханов Гиреев, расположенных в Бахчисарае. Планировалась также поездка по всему южному берегу Крыма на автомашинах от Севастополя до Судака, но в связи с ухудшением погоды данное мероприятие оставили на следующий раз.
Но всё когда-то заканчивается, закончился и отдых, неделя пролетела как один день. Пора собираться в дорогу, тем более резко похолодало. Запаковав вещи, мы отправились в обратный путь. Решили ехать по федеральной трассе через Харьков на Белгород. В Харькове увидели чудо машину, гибрид горбатого и таврии, каким образом он проходит техосмотры — загадка.
За Харьковом нас наконец-то штрафанули местные даишники. Очень приветливо объяснили мне суть моего нарушения, что я превысил скорость аж на 10 км в час, что в Украине это карается огромным штрафом в 150 гривен и лишением прав пожизненно с расстрелом на месте и конфискацией имущества. Тут из машины вышла моя жена. «Это кто?» — поинтересовался даишник. «Это Наталья Петровна», — ответил я. Повернувшись к ней, инспектор неожиданно заявил: «А к вам, Наталья Петровна, ни яких запытанней немае». С чего он взял, что она хохлушка, я не понял. Заплатив 50 гривен, мы расстались почти друзьями и поехали в сторону России. Без приключений прошли таможню и въехали на родину, наша дочь, никогда не бывав за границей, прочувствовала всю прелесть возвращения домой, радовалась и кричала «мы дома, ура!», хотя до дома было ещё далековато.
Въехав в Россию, мы сразу стали законопослушными участниками дорожного движения, пристегнули ремни, включили свет, снизили скорость до 100 км/ч.
Правила дорожного движения в России намного строже и 100 рублями не отделаешься. В дороге очень пригодилась полезная функция коробки автомат. На затяжных спусках, чтобы стабилизировать скорость и не пользоваться тормозами, надо на нужной вам скорости кратковременно нажать на тормоз и машина на этой скорости начинает двигаться, не превышая заданной скорости.
Вот и кончился наш отдых. Ночью этого же дня мы были дома, полные приятных воспоминаний о Крыме и море, с забитым до отказа багажником крымским вином, рыбой и всякими южными деликатесами. Но это не первое и не последнее путешествие спаськи и хариэра.
В конце нашего повествования мы хотим выразить огромную благодарность родственникам, проживающим в Крыму, в частности супругам Савченко: Марии Аникеевне и Анатолию Васильевичу, которые на протяжении последних четырех лет радушно принимают Россиян.