|
Здравствуйте. Повествование свое хотелось бы начать с лирики. Дорога затягивает так же, как моряка море — в море тянет домой, а на берегу в море. Сам я к славной братии перегонов себя не отношу, но так получилось, что первое авто перегнал в 2002 году, когда участок Магдагачи-Чернышевск преодолевали по ж.д., а за период с октября 2006 по август 2007 года перегнал с ДВ до г. Нижнего Новгорода три автомобиля (Toyota Corolla Fielder 2002, Toyota Vitz 2001, Nissan Avenir 2001).
Перегон автомобиля — дело крайне серьезное. Написать эту статью меня подтолкнули отзывы (здесь на Дроме) тех «путешественников», которые впервые совершили это «ралли», то, как многие легкомысленно относятся к этому мероприятию. В моем рассказе не будет фото, но думаю, читать будет не менее интересно.
Перед тем как отправиться в Приморье, я купил подробный атлас (цена — 500 р.), в некоторых случаях вещь очень нужная. С собой из дома брал: спальный мешок (осенью и весной), подушечку, огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки (эти вещи покупать каждый раз не рационально, а в дороге требуются), трос и провода (не брал их только крайний раз, о чем по закону подлости пожалел), не помешает минимальный набор ключей и отвертка (у меня двойная — плоская с одной стороны, крестовая с другой). Никогда не брал провизию, потому как по дороге кафешек немерено и по ценам вполне приемлемо.
Дорога туда. Маршрут такой: до Москвы поездом, до Иркутска самолетом, дальше снова поездом. По деньгам выходило 10 тыщ (как сейчас — не знаю).
Выбор авто. По этой теме можно диссертации писать. У каждого на этот счет свое мнение и свои критерии, по-моему, убитую лайбу за километр видно (и пробег менее 100 тыщ у шестилетней машины, мягко говоря, вымысел, ИМХО). Как следует нужно проверить документы, транзиты и т.п., чтобы не кормить козлов, пасущихся на дорогах.
После покупки авто мною докупались как минимум два колеса на дисках и два без диска. На лысой резине ехать не рекомендую. Был случай в 2004 году, когда гнал 100-ю Toyota Corolla, на участке между Чернышевском и Читой ночью пробил все четыре колеса (практически одновременно) и банан, до ближайшего монтажа было 100 км. Потерял полдня. Также покупал воду, FM-адаптер (устанавливается методом тыка), как правило, менял масло в движке, на всякий случай масляный и воздушный фильтра, брал скотч прозрачный (залеплять сколы и трещины на лобовухе, если не заклеить, то ремонтировать бесполезно). Теперь можно выдвигаться.
Начало путешествия. Первый гемор в пути — как проехать незнакомый город. По указателям — скажу я вам. До Иркутска заблудится только слепой. Хабару проезжаю так: все время прямо до ул. Ленина, направо по Ленина до Т-образного перекрестка с Ленинградской, налево, дальше по указателям на Биробиджан. Первая ночевка всегда за Бикином возле какой-то гостиницы, там много кто ночует и по правую и по левую сторону дороги. На сне рекомендую не экономить и с ним не бороться — он все равно победит. Все советы про семечки, громкую музыку и т.д. и т.п. — полная туфта. Лучше пораньше встать.
Оклеивание авто. Че я только не перепробовал. Лейкопластырь: летом после 10-дневного марафона эту хрень, которая после него остается, уайт-спиритом я оттирал весь день. Резиновый чехол вещь по всем параметрам беспонтовая: после 10 дней она слазить не хочет ни в какую, после нее темнеет краска, вмятины и сколы все равно присутствуют. Бюджетный вариант малярный скотч обходится в разы дешевле, оттирается легче лейкопластыря (ИМХО). Обклеить и обмазать можно хоть всю машину, важное, на мой взгляд, передок, левая сторона, три полоски снизу на лобовухе (трещины идут в основном снизу), оптика (туманки), желательно поставить бызговики и защитить задний бампер (с такой проблемой столкнулся на Вице). Все эти процедуры удобно проводить после Бирика сразу за ж.-д. переездом возле кафе (там есть кран с водой — грязь с пылью смыть). Заправляться я не ленюсь, даже если чуть меньше полбака и попадается заправка —обязательно заправляюсь, в дороге всякое может быть, а замерзнуть неохота. Предпочтение «Альянсовским» заправкам — качество вроде бы сносное (это на ДВ), в Сибири — Юкосу. Все машины заправлял 92-м. Удивил расход бенза у Филдера — 6 л (почти как у Вица — 5,5 л).
Первый сложный участок ралли Биробиджан-Новобурейск. В некоторых местах больше 20 км/час разогнаться нереально, хотя выставлены знаки «40», а в дождь, наверное, вообще труба (я по сухому попадал). После хорошей встрясочки нарисовывается участок отличной дороги в районе Облучья, где можно проверить скоростные способности авто, однако надо быть на чеку, потому что асфальт заканчивается ямой (и так практически везде). Надо отметить, что на Вице этот участок на одном дыхании прошел — машинка необыкновенно юркая, а вот скоростные участки не для него, т.к. комфортная скорость (крейсерская) 90 км/час, после 100 слышно двигу, и бенз испаряется на глазах. В скоростном отношении хорош Авенир. При 160 его не колбасит, как Филдера (за счет массы, наверное), но и расход горючки можно вычислять путем деления скорости на 10.
Скорость. Это личное дело каждого. В одном и том же месте один может ехать со скоростью 40 км/час, другой 120. В одной из кафешек (перед Хилком) общался с мужичком, который ехал на Nissan Liberty по гравийке 40-50 км/час. Он поведал, что семь раз колол колеса, из них половина боковых порезов, которые дорого ремонтируются. Когда я гнал Вица, со мной в паре товарищ гнал Филдера. Я шел 80-90, он постоянно где-то отставал. В итоге в Чите он хотел менять передние стойки, но по моему совету он дотерпел до Улан-Удэ, где стойки ему восстановили, и это обошлось в два раза дешевле. Кстати, большое спасибо работникам СТО «Восточный» и «Автовизард» (по-моему) за их труд. Улан-Удэ для меня перевалочный пункт, где можно проверить ходову и в случае чего подремонтироваться. Скорость 80-90 км/час по гравийке считаю оптимальной (менее 60 голова начинает отваливаться), ходовка и резина остаются целыми. Если двигаетесь в паре, то двигайтесь с одной скоростью, а то отстающие напарнички очень действуют на нервы.
Участок от Новобурейска до Белогорска — сносный асфальт. Перед Новобурейском на Авенире попался за превышение (шел 120). На посту товарищ, который ехал со мной на Toyota Mark II (гнали Авенир и Марк), попался за пересечение двух сплошных (солнце на закате светит прямо в глаз, и, по его словам, он не заметил, как их пересек) оставил 2 000 р. (уже действовали поправки в КОАПе). От Шимановска до заветного Жирекена — зопа. Все несчастья на меня сваливались за Могочей. С Веником было так: стемнело, прошли отворот на Могочу, началась узкая дорога по сопкам. Не доезжая км 20 до Давенды (или Ключевской какая как называется в этих ущельях не помню), пробиваю заднее левое колесо. Встаю прямо на дороге (обочин там нет). Включаю аварийку, глушу авто, меняю колесо на банан, т.к. в этот раз запас колес не брал — резина была нормальная, завожу. Стартер щелкнул и все умерло. Ситуация HELP, ждали, что кто-нибудь проедет — хрен, все уже на боку как назло. Единственный раз, когда ничего не взял, и на тебе. Чудом в Марке нашелся ключ на 10, перекинули АКБ — есть, работает. Потихоньку поехали. По кузову пошла вибрация — я не в понятках (несчастье одно не приходит). Добрались до монтажки, там под фонарем кое-как разглядел, что порвалась передняя верхняя подушка на двиге. Настроение испорчено окончательно, да еще шиномонтажник бухой кое-как с колесом управился. В этих ущельях каждый раз как первый, думаешь «а туда ли я еду», оказывается «туда». За год дорога изменилась до неузнаваемости (а как афтовозы там лазят?). С таким дефектом ехал до У-Удэ, там сняли подушку, накрутили резинку, и так я проехал еще 10 000 км, пока не привезли под заказ новую. Хочется отметить, что ни в У-У, ни в хваленом Иркутском Автограде в наличии подушек не было, только под заказ за 3 500 р. в течение недели. Дома она обошлась в 2 400 р.
На Филе был такой случай. Где-то км за 150 до Жирекена поднимаюсь в сопку, бросаю газ, чтобы прикурить, затягиваюсь и чувствую, что проколол переднее левое, останавливаюсь уже на спуске. Перекидываю колеса, и в момент, когда снимаю пробитое колесо и уже почти поставил целое, машина покатилась и с домкрата-то и упала. Горе мне — колесом замяло крыло внутрь, думал, придется рихтовать, ан нет. Сняв защиту и постучав ладошкой изнутри, встало на место. Теперь всегда подкладываю что-нибудь под колеса и вам советую. Там же на Венике чудом не попал в ДТП. Шел 80 (больше скорость, меньше вибрация), обгоняют два Харька, напылили так, что передка своего не видно, и в этой пыли появляется задница грузовика, внезапно так. Хорошо дорога широкая, не думая, что сзади и что спереди, руля влево, еле разошелся с ним. Вообще, конечно, пыль — это бич дороги, и защитить салон почти нереально.
Когда за 100 км (примерно) до Читы начинается асфальт, я выхожу и целую его (шучу), так выматывает гравийка, что асфальту безумно рад.
После Читы перед Хилокским перевалом на легких машинках, типа Виц и Плац, лучше не гнать — есть шанс улететь с дороги (видели Плац метрах в ста), уж очень волнистое полотно. В Байкале машину мыть не рекомендую, и кидайте побольше мелочи в местах, где деревья обвязаны ленточками, тогда до дома доедете без проблем (кто не верит — проверьте обратное). Байкальские перевалы зимой представляют огромную опасность. На Филе в снегопад от У-У до Иркутска ехал 9 часов, когда по сухому 5 ч. За Иркутском самый дешевый бензин. Дорогу между Иркутском и К-ярском описывать не имеет смысла — до меня все описано, скажу лишь о том, что до Читы я Авенировским обвесом ни разу нигде даже не шкребанул, перед Петром (кафе) замучился мордой цеплять (туда грейдера вообще заезжают?). Канск лучше по городу проехать, объезд хреновый. Новосиб лучше миновать ночью — движняк плотный, легко потерять напарника. На Филе на въезде в Новосиб штрафанули за нечитаемые номера, после этого на тонированный зад вешал снаружи дубликат транзита.
Читая многие отзывы, я обалдевал, каким маршрутом народ едет, например, в Питер: через KZ, в Челябе уходят на Е-бург, дальше через Киров. А где здравый смысл? Зачем изобретать велосипед, когда его уже? Ну, в крайнем случае, у дальнобоев спроси. Короче, все кому в «центр» едут Красноярск-Кемерово-Новосиб-Омск, дальше на Тюмень, но в Тюмень не надо, за Ишимом поворот на Бердюжье, дальше на Курган-Челябинск-Уфа, по Уфимской объездной ищите отворот на Казань, дальше заблудиться надо уметь. Помните о том, что начиная с Челябы «козлы» везде. В Башкирии через всю республику сплошная, впрочем, как и в Татарстане, и везде вас поджидают эти крохоборы, так что ПДД не нарушайте до самой столицы.
И еще. Рассчитайте примерно, сколько нужно денег на горючку на тот случай, если приспичит что-нибудь подремонтировать в дороге, подумайте, может это стоит сделать дома. Товарищи, которые со мной в тандеме гоняли, оба занимали у меня на бенз (хорошо, когда есть у кого). Насчет перегонов. Едут они, конечно, быстро, но принцип «больше газу — меньше ям» еще вроде работает, просто кто-то тихо путешествует, а кто-то быстро работает. Перегоны неотъемлемая часть той дороги. Они там были всегда, а кое-кто залетный. Кто меня обгонял, делали это аккуратно. С кем общался, все нормальные мужики. Респект вам.
В конце надо, наверное, подбить бабки. Дешевле всех, конечно же, обошелся Витц — 18 000 р. (в эту сумму включено все: билеты туда, оформление, бензин, питание), с ним проблем не было вообще. Немного дороже Филдер — где-то 23 000 р. Авенир — тысяч в 30. Это до Нижнего Новгорода. От нас до Москвы 450 км. Сетка — 60 000 р. Выгода на лице. По моему мнению, перегон авто выявляет все его слабые места. Так на Авенире пришлось менять в У-Удэ стойку заднюю (на штоке в верхней части выбило паз), поставили KYB, заодно проставки на зад поставили 20 мм, цена вопроса 3 000 за все (нет худа без добра).
О моих предпочтениях. Тойота, бесспорно, на 1-ом месте, но! Кто-то может и возразить насчет Ниссанов, мол, найдите полноприводный универсал с 2-литровым двигателем, люком, ксеноном, рельсами, спойлером, обвесом, 2001 года за 8 с лишним тыщ североамериканских рублей среди Тойот. Каждому свое. Низкий поклон японским инженерам и тебе, читатель.