Огонь, кумыс и конский волос: древние обряды якутского Ысыаха

Огонь, кумыс и конский волос: древние обряды якутского Ысыаха

12.11.2025 | 385 просмотров

Мы специально проделали путь в Мирный, чтобы оказаться здесь — на пути к великому празднику якутов, Ысыаху, который здесь, кажется, важнее Нового года. Вокруг — море белых одежд, гул голосов, запах дыма и кумыса.

И стоя посреди гудящего, пахнущего дымом и травами Ус Хатына, я почувствовал — это не фольклорный фестиваль для туристов. Это что-то настоящее. Древнее. Обряды здесь — живая нить, связывающая людей с небом, землей, духами и теми, кто жил на этой земле сотни лет назад. Попробую рассказать о том, что удалось разглядеть.

Огонь в центре ритуальной поляны не просто источник тепла — это живой посредник между нашим миром и миром богов. Я замираю, когда к нему выходит алгысчыт — старейшина.

Его голос начинает подниматься и опускаться, уходя в мелодичный алгыс — древнее благословение. Я не понимаю ни слова, но чувствую каждую интонацию — здесь и благодарность, и просьба, и восхваление.

По якутским поверьям, именно в дни Ысыаха боги Айыы спускаются на землю на своих огненных скакунах, и огонь — прямой канал связи с ними.

Алгысчыт берёт в руки чорон — деревянный кубок на трёх ножках, украшенный замысловатой резьбой. В нём кумыс — священный напиток якутов. Старик делает три круга по солнцу, окропляя алкоголем землю, воздух и, наконец, сам огонь. Языки пламени жадно пожирают подношения — масло, оладьи, кумыс.

«Возьми, — мне протягивают пучок конского волоса, смоченный в масле. — Брось в огонь и загадай желание». Простой жест, но в воздухе буквально гудит от напряжения. Бросаю — пламя вспыхивает ярче, и что-то внутри меня откликается на этот древний зов, на этот язык, которым человечество говорило задолго до появления письменности.

ЫСЫАХ ГЛАВНЫЙ ЯКУТСКИЙ ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ВСТРЕЧЕ ЛЕТА И ОБЩЕНИЮ С НЕБОМ

Он отмечается в конце июня, в период летнего солнцестояния. Само слово «Ысыах» переводится с якутского как «изобилие», хотя существуют и другие версии перевода — «кропить», «окроплять». Эти значения напрямую связаны с ритуальной практикой праздника.

Согласно якутским легендам, Эллэй Боотур, считающийся прародителем народов Якутии, первым произнес моление — алгыс к богам Айыы и основал традицию Ысыаха. Таким образом, корни праздника уходят в глубокую древность и тесно связаны с формированием якутского этноса.

Праздник имеет прямую связь с народным эпосом олонхо и языческими обрядами. По легендам, во время Ысыаха на землю спускаются боги Айыы на своих огненных конях, поэтому для них устанавливаются специальные коновязи, называемые Айыы сэргэ.

Интересно, что до недавнего времени Ысыах ошибочно принимали за якутский Новый год. Хотя праздник действительно близок к новогоднему торжеству по смыслу, таковым он не является. В древности у скотоводческих племен годичный цикл делился на две половины, и такие праздники как Ысыах служили своеобразной чертой, делившей плодородный сезон пополам.

ПОЧЕМУ КУМЫС БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО НАПИТОК

«Ысыах» в переводе означает «изобилие», и его жидкое воплощение — кумыс, ферментированное кобылье молоко. Когда чорон с этим терпким напитком передают по кругу — от старшего к младшему, от мужчины к женщине — это не просто угощение. Это трансляция благопожеланий, передача энергии, своеобразное причастие.

«У нас не меньше видов кумыса, чем сортов вина у французов», — с гордостью рассказывает мне местная якутянка. По выдержке, крепости, технологии приготовления… Особые сорта всегда берегли для ритуалов и почётных гостей. И сейчас я ощущаю себя именно таким гостем — меня принимает не туристический центр, а целый народ с его живой, пульсирующей культурой.

КАК Я СТАЛ ЧАСТЬЮ ГИГАНТСКОГО ЖИВОГО КРУГА ОСУОХАЯ

Со всех сторон Ус Хатына начинают стекаться люди — к центральной поляне. Происходит что-то важное. Они выстраиваются в гигантский круг, берутся за руки. Осуохай — танец-молитва, танец-метафора начинается.

В центре круга — осуохайдьыт, запевала. Его голос то поднимается ввысь, то падает, рассказывая историю из древнего эпоса Олонхо. Тысячи людей вокруг, словно единый организм, повторяют за ним финальные фразы каждого куплета и делают три шага вперёд, всегда по ходу солнца.

Я стою в стороне, наблюдаю за этим завораживающим действом, и вдруг чувствую, как меня буквально затягивает в этот круг. Кто-то улыбается, протягивает руку: «Присоединяйся!» И вот я уже часть этого живого кольца — шаг, ещё шаг, всегда вперёд, всегда за солнцем.

Осуохай — это модель самой Вселенной, единение народа. «Чем шире круг и дольше танец, тем больше благословения получат участники», — рассказывают мне.

В 2012 году в Якутске установили рекорд Гиннесса — более 15 тысяч человек одновременно танцевали Осуохай. Сейчас нас меньше, но энергетика невероятная. Два часа пролетают как миг — люди выходят из круга передохнуть и снова возвращаются, словно магнитом притягиваемые этим древним ритмом.

СЕКРЕТЫ СЭРГЭ, СОЕДИНЯЮЩИХ МИРЫ

Они возвышаются повсюду — резные деревянные столбы, сэргэ. На первый взгляд — просто красивые коновязи. Но каждый якут знает: сэргэ — это миниатюрная модель Мирового Древа, оси, соединяющей миры.

Я наблюдаю, как якуты подходят к ним с особым почтением, прикладывают ладони, касаются лбом, что-то шепчут.

«Сэргэ хранят энергию рода», — объясняет мне пожилая якутка. Особые из них, Айыы Сэргэ, предназначены для небесных коней божеств — именно к ним они «привязывают» своих скакунов, спускаясь на землю во время Ысыаха.

Установка нового сэргэ — событие огромной важности, символ продолжения рода или большого достижения. Эти деревянные стражи впитывают историю места, становясь свидетелями сменяющих друг друга поколений. Стою рядом с одним из них, провожу рукой по тёплому дереву и пытаюсь представить, сколько историй он «слышал», сколько надежд и молитв впитал.

КОГДА ПРОШЛОЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ С НАСТОЯЩИМ

Сначала я воспринимал происходящее как красочный этнографический фестиваль.

Но чем дольше находился среди этих людей, тем отчётливее понимал: это не представление. Люди искренне верят в силу этих обрядов — в очищение огнём, в благословение кумыса, в объединяющую энергию танца, в защиту сэргэ. И эта коллективная вера создаёт почти осязаемую атмосферу.

В Мирнинском районе каждый посёлок — Удачный, Алмазный, сам Мирный — представил себя в традиционной урасе, летнем якутском павильоне-доме.

Каждая ураса рассказывает об обычаях, легендах и достопримечательностях конкретного населённого пункта.

Внутри — выставки и щедрые угощения: кумыс, румяные пирожки, керчэх.

Хозяйки тюсюлгэ (специальных мест для проведения обрядов и угощений) угощают гостей разнообразными блюдами: жареными карасями, харта (отварными жеребячьими потрохами), кровяной колбасой, керчех с земляникой, бахыла, алаадьы (толстыми вафлями и оладушками).

В рамках современного праздника Ысыах проводятся гастрономические фестивали, а также гастрономические шоу-презентации «Приготовление на открытом огне (на вертеле) целой туши жеребенка».

На празднике непременно должны присутствовать три обязательных блюда: утэhэлээх эт (отварное мясо, обычно готовят из жеребятины или ойогос запеченный), саламат и кумыс. И никакого алкоголя.

БЛЮДА ЯКУТСКОЙ КУХНИ

Стол Ысыаха должен быть изобильным, что соответствует самому названию праздника. На празднике едят национальные блюда. Предпочтение отдается жирной и калорийной пище из-за северного климата. Традиционная кухня включает кумыс, конину, рыбу (например, строганину и индигирку) и блины. Эти блюда отражают традиционный образ жизни саха, адаптированный к суровому климату.

«Саламат» — традиционное блюдо из муки, сливочного масла и сметаны, символизирующее достаток. «Саламаат» — каша из муки, масла и молока, традиционное блюдо на Ысыахе. Саламаат (блюдо из масла и муки) является неотъемлемой частью праздничного стола.

«Хаан» — кровяная колбаса, которую готовят из конской крови и жира.

«Керчэх» — взбитые сливки с ягодами, популярное праздничное блюдо.

«Куёрчэх» — взбитое замороженное молоко с ягодами.

«Инетелляк» — особое блюдо из потрохов и жира жеребенка.

«Оёгос» — вяленое мясо жеребенка, считается деликатесом. Также могут подавать ойогос (ребра молодого жеребенка).

«Харта» — блюдо из толстой кишки жеребенка, фаршированной нарезанным мясом и жиром.

Жеребятина (конина) также является важным элементом, поскольку лошадь считается священным животным. К традиционным блюдам относятся сырая замороженная жеребятина и печень.

Чай с чага-чембером: напиток из полевого гриба и трав.

Рядом бурлит ярмарка: знаменитые якутские ножи с характерным узором на лезвии, украшения из серебра (якутские мастера серебра считаются одними из лучших в мире), изящные фигурки из бивня мамонта, традиционная одежда из меха и кожи.

А на спортивных площадках кипят страсти — проходят Игры Дыгына: мас-рестлинг (перетягивание палки), борьба хапсагай, уникальные якутские прыжки, захватывающие конные скачки.

Соревнования проводятся в течение двух дней. В первый день соревнуются в хапсагай (якутская борьба), а во второй — участники испытывают свои силы в поднятии и переносе камня, стрельбе из лука, беге и мас-рестлинге.

«Мас-рестлинг» («мас» по-якутски «деревянная палка», «рестлинг» — «борьба») — это национальный вид спорта, представляющий собой перетягивание палки. Борцы сидят друг напротив друга, упираясь ногами в доску. После свистка начинается перетягивание. Для этого вида спорта требуются сила рук, ног и тренированный пресс. У каждого спортсмена своя тактика. В соревнованиях участвуют не только мужчины, но и женщины. Мас-рестлинг (перетягивание палки) — одно из популярных состязаний, признанное международным видом спорта.

«Хапсагай» — якутская национальная борьба, которая является обязательным элементом праздника.

«Куобах» (прыжки на двух ногах), «ыстанга» (прыжки на одной ноге) и «кылыы» (прыжки с ноги на ногу) — традиционные легкоатлетические состязания.

Сначала кажется, что это просто красивые традиции. Но когда видишь искреннюю веру людей, эту смесь древних ритуалов, советского прошлого (Ысыах ведь возродили только в 90-е, после запрета) и современной жизни (кто-то снимает Осуохай на айфон, а навигация по огромной территории Ус Хатына — через приложение 2ГИС), понимаешь — эти обряды действительно работают.

Они соединяют прошлое, настоящее и будущее. Это не игра, это жизнь. Живая, дышащая традиция, которая помогает целому народу помнить, кто он и откуда. И это внушает уважение. И, может быть, чуточку надежды на то, что такие нити не порвутся.

В последний день нашего пребывания один из старейшин сказал мне фразу, которая, кажется, объясняет всё: «Ысыах — это не просто праздник. Это перезагрузка народа. Мы заряжаемся здесь энергией на весь год».

И глядя на этих людей — открытых, гордых, бережно хранящих связь с предками — я верю: эта нить времён не прервётся.

А вы верите в силу древних обрядов? Сталкивались ли с чем-то подобным в своих путешествиях?

Ну и обязательно посмотрите наш фильм:

Автор: Алексей Жирухин, блог «Путешествия со смыслом»


Дром

Комментарии

TRH200
Сунтар
"Кылыы" это прыжки в длину на одной ноге, то что "ыстанга" это мы называем "буур", т.е. прыжки с ноги на ногу. Уруй! Айхал!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2025 Дром