|
|
13 ноября 1995 года рейс Москва — Буэнос-Айрес вылетает в 4:30 утра. Летим впятером — четыре чуковца и я — плюс куча экспедиционного груза: продовольствие, полярная одежда, санки, лыжи, парашюты для людей и для груза. Самолёт ИЛ-96. Места много, полёт комфортный.
Первая посадка в Тунисе. Из самолёта не выпустили. Дозаправка и полёт продолжился дальше на остров Сал в Республике Кабо-Верде. Она же совсем недавно именовалась Республикой Островов Зелёного Мыса. Первый раз я залетел так далеко на юг. Фактически в тропики. «Посмотрю, — думаю я себе, — хоть мельком на райские кущи».
Наверняка где-то в Кабо-Верде райские кущи и есть, но не на острове Сал. Остров предстал ровной выжженной безжизненной поверхностью. Вместо белоснежного песчаного пляжа, который рисовало воображение, у скалистого берега пенилась широкая полоса сильного прибоя. Начал понимать, что тропики — это не обязательно рай.
На фреске кабовердинцы празднуют обретение независимости от Португалии.
Следующая посадка в городе Сальвадор в Бразилии. Там разрешили погулять по транзитной зоне аэропорта. Пообщались с бразильками бесконтактно через пограничный барьер.
Посадка в/высадка из огромного ИЛ-96 через маленькую откидную дверь. Очень удобно: не нужно ждать трап и платить за его услуги.
Четвёртая остановка конечная — Буэнос-Айрес. Прилетевший неделю назад Виталий Фалин организовал автотранспорт, склад для груза и жильё для всех прибывших. Полярных лыжников разместили в ночлежке. Они к комфорту не особо требовательны. Радист Лёша Смирнов (на снимке ниже слева) после первой ночёвки в невентилируемом помещении называл Буэнос-Айрес не иначе как Буэнос-Анус.
Сам Виталик устроился на квартире агентства печати «Новости», где и для меня нашлось место. В квартире нас оказалось трое. Фалин до 1995 года некоторое время успел пожить в Республике Коста-Рика, где познакомился с неким Сергеем Крутько. Сергей по профессии врач. Переехал в Коста-Рику из Крыма. Виталий предложил ему присоединиться к нашей команде. Врач не помешает, да и испанский он уже хорошо освоил. Сергей приехал. Незадолго перед отъездом из Коста-Рики он потерял свой украинский паспорт, а костариканский паспорт ещё не заслужил. Власти Коста-Рики выдали ему бумагу под названием: Documento de Identificacion y Viaje — Документ для удостоверения личности и путешествий. В графе «Национальность» было написано «Ruso-Ucraniano», то есть, и русский, и украинец в одном флаконе. Так мы его промежду собой и звали — русо-украниано.
И квартира, и ночлежка были в центральном районе города. Поздним вечером вышел немного прогуляться. Первое впечатление от Буэнос-Айреса и Аргентины: воздух пропитан вкусным запахом жареного мяса. Ритмов танго не услышал. Как оказалось, танго-бары сосредоточены в определённых районах.
Фалин доложил обстановку. Совещание в институте Антарктики назначено на 16 ноября. Будут военные, дипломаты, учёные. Обсудим возможность десантирования группы «Арктика» с аргентинского самолёта в районе аргентинской же станции Генерал Бельграно-2. В помощь от посольства нам придан военный атташе России в Аргентине. Пока есть время познакомиться с Буэнос-Айресом.
Аргентина образца 1995 года — это благополучная страна. Курс местного песо к американскому доллару 1=1. Менять доллары не имело смысла. Их принимали везде. Долларами можно было рассчитываться даже в супермаркетах. Сдачу давали в песо.
Автомобили с жёлтой крышей — это такси. Их много. Очень много. Поэтому дёшево. Стоит взмахнуть рукой, и к тебе тут же с любого ряда устремляются две-три штуки. Машин много, но пробок нет, так как почти все улицы с односторонним движением. На улицах Буэнос-Айреса был представлен практически весь советский автопром: «Жигули», «Нивы», «Москвичи», «Камазы», «Мазы», «Таврии», «ГАЗ-69».
В метро спустился один раз для биографии. Темновато. Короткие составы. Маленькие деревянные вагончики. Игрушечно-прикольно.
Много памятников. Лидерам борьбы за независимость, генералам, президентам.
Кайф в Буэнос-Айресе.
Маленькая аргентинская трагедия. Столб вышел на дорогу и был наказан.
Самый центр Буэнос-Айреса. Авенида Нуэве де Хулио (Проспект 9 июля — Avenida Nueve de Julio). Проспект назван в честь дня провозглашения независимости Аргентины. Сие событие случилось 9 июля 1816 года. Говорят, самый широкий проспект в мире = 110 метров, а с дублёрами = 140 метров. Обелиск установлен в месте, где впервые был поднят аргентинский флаг. (В 2016 году я проехал по 20 провинциям Аргентины почти 20 тысяч км, и нашёл ещё два места, где тоже впервые был поднят аргентинский флаг. Любят люди провозглашать первенство).
Ноябрь в южном полушарии — это поздняя весна. Красиво цветёт дерево хакаранда. Листьев нет, только цветы сиреневого цвета. Листья появятся после того, как опадут цветы. Есть подобные деревья и с жёлтыми, и с красными цветами. Очень красиво.
Виталик Фалин решил попозировать у телефона-автомата. На заднем плане видна церковь. В церкви только что прошла церемония бракосочетания. По пути из церкви в ресторан невеста решила что-то поправить на свадебных туфлях так, чтобы никто не видел. Зашла в соседнюю телефонную будку, а свадебное платье прищемилося оплошно. Порадовались мы за жениха — такая красота ему досталась — и пошли дальше, на некоторое время поглощённые мыслями о первородном грехе.


Днём и вечером мы всей компанией заходили на огонёк в русский ресторан, который так и назывался Restaurante Ruso. Владельцы ресторана Сергей и Лариса.
Лариса — и шеф-повар, и официант — угощала нас комплексным обедом. Первая рюмка водки бесплатно. Для аппетита и очистки кровеносных сосудов.
Ресторан увешан портретами русских царей, цариц и прочих выдающихся личностей. Картины рукописные, возможно, копии, но не печатные репродукции.
— Как удалось вывезти в обход таможни? — спросил я Сергея.
— Хороший человек в звании полковника с Петровки, 38 помог. Большой любитель живописи и денег.
Фото ниже наводит на траурно-лирическо-философские рассуждения. Из пяти совсем не старых человек, запечатлённых на фотографии, ныне здравствую только я. Остальных уже нет. Не откладывайте на завтра то, от чего можно получить удовольствие сегодня. Нам не дано предугадать, будет ли завтра у нас завтра.
Вечером Сергей профессионально играл музыку разных стилей и пел песни. Посетители танцевали танго.
Чтобы посмотреть настоящее аргентинское танго и послушать аргентинские песни, рекомендую провести ночь в одном из танго баров на улице Сармьенто (Sarmiento). Баров много. Всю ночь певцы и танцоры ходят из одного бара в другой. Соответственно, поют и танцуют. Музыкальное сопровождение — только рояль и/или гитара. Очень, что называется, аутентично. Чисто по-аргентински. Фото, к сожалению, всего одно. Снимал много видео. Видеокассеты недавно продал на Авито в рамках борьбы с безденежьем.
Немножко этнографии: в испаноговорящем мире ужинать принято поздно. Порядочные рестораны и бары в Аргентине открываются на вечернее обслуживание в восемь-девять часов вечера. Посетители собираются ещё позже и гужбанят до полночи и дольше, а танго бары работают до утра.
В танго баре мы расслаблялись и проникались духом Аргентины втроём: Фалин, русо-украниано и я. В четыре утра бар закрылся. Вышли на улицу, ищем взглядом такси. Подходит мужик, который последние полчаса сидел за соседним столиком в баре. Говорит, что он таксист, вот его таксомотор, готов подвезти. Садимся, едем. Завязывается обычный для такси разговор: откуда, зачем. Из России?! Как здорово! Доехали до дома, рассчитались по счётчику. Добавили малость сверху. Хороший же человек попался, общительный.
— Сеньоры, я завтра по делам в Бразилию уезжаю. Там доллары нужны. Будьте любезны, давайте поменяемся. Я вам сто песо, а вы мне сто долларов.
Таксист протянул две купюры по 50 песо. Разве нам жалко. Поменяли.
Днём я пошёл в переговорный пункт, чтобы позвонить домой в Ульяновск. Поговорил. Расплатился пятидесятипесовой купюрой, полученной от таксиста. Парень и девушка — сотрудники переговорного пункта — с удивлением посмотрели на купюру, потом на меня.
— Сеньор, Вы где такую деньгу взяли? Их уже лет 15 как из обращения вывели.
Набарал таксист. Очевидно, танго бар был его рабочим местом. Приходил перед закрытием, вычислял иностранцев, предлагал услугу такси, втирался в доверие, просил поменять старые песо на новые доллары. Вероятно, часто прокатывало. Интурист — существо доверчивое, обидеть может каждый, а вокруг — одно жульё.
В июле 2014 года на Дроме в разделе «Автопутешествия» была опубликована моя трилогия «Как я в Англии “Газель” разрабатывал». Во второй части, посвящённой Лондону, есть такой эпизод:
«По пути в Сохо мой грузинский друг рассказал свою историю первого знакомства c английской индустрией развлечений. Увлекаемый непреодолимой силой первородного греха Гогий оказался в Сохо вскоре после приезда в Лондон. Смущаясь своего недостойного поведения, зашёл в подвальное помещение под вывеской “Strip & Dance Bar”. Не успели глаза привыкнуть к полумраку, как он оказался в окружении двух паскудных девок в коротких юбочках. Девки, массируя Гогию сиськами справа и слева, усадили его за столик и попросили угостить их кока-колой. Официант с двумя стаканами американского напитка уже стоял рядом и, не дожидаясь согласия клиента, поставил колу на стол и удалился. Гогий знал, что денег на полноценное обслуживание у него нет, посмотреть в общем-то зашёл, что к чему и почём, поэтому через несколько минут трений и поглаживаний попытался откланяться. Девки не возражали, только попросили оплатить счёт. Два стакана колы оценивались в данном заведении в 20 фунтов каждый! У несостоявшегося плейбоя не было и половины этой суммы. Далее действо разворачивалось как в эпизоде из стихотворения про дядю Стёпу-милиционера.
Официант ему: «Платите». Он в ответ: «Не заплачу». Официант: «В отделение хотите?» Отвечает: «Да, хочу».
Финал был довольно печален: из недр заведения появился огромный африканский дядя Стёпа, который за шкирку вытащил Гогию из бара и пинками вышиб его на улицу. «После непродолжительной гражданской панихиды тело было предано земле». Вернее асфальту. Полежав некоторое время на лондонской мостовой, Гогий вскочил и побежал домой зализывать первые раны, полученные при столкновении с миром чистогана.
Рассказ я запомнил, и извлечённый из него урок 6 лет спустя в далёком Буэнос-Айресе помог мне в подобной ситуации вовремя смыться, не заплатив и не будучи битым, а два моих товарища, не прислушавшихся к моему совету, попали на солидную сумму аргентинских денег. Об этом как-нибудь расскажу подробнее в моём будущем рассказе о поездке из Буэнос-Айреса в Антарктиду на старом школьном автобусе».
Фалин настойчиво предлагал заглянуть в одно из злачных мест, стриптиз посмотреть и аргентинку попробовать. Я пытался объяснить на примере Гогии, что в одном месте это вряд ли удастся сделать. В стриптиз-баре разведут на деньги за напитки, потом за стриптиз, потом скажут: «До свидания. Интим услуги не оказываем. Запрещено». И пойдёшь ты солнцем палимый и без денег, и без аргентинки. С целью пополнения коллекции аргентинкой нужно зайти в телефонную будку. Это раз. В каждой будке найдётся с десяток визиток с телефонами аргентинок. Звони, договаривайся. Это два. Идёшь по указанному адресу, платишь деньги и бери. Это три.
Не послушались ребятки.
— В стриптиз-баре проститутки работают. Чего попросим, того и дадут.
— Ну, давайте.
Зашли в понравившийся стриптиз и танцбар. Темнота, где-то музыка играет. Из мрака вышли шесть срамных девок с декольте навыкате и навалились по две штуки на каждого. В один секунд появился половой с подносом, уставленным напитками.
— Уходим!
Призыв остался без ответа. Руки товарищей уже погрузились в декольте сотрудниц.
Виталий и Сергей появились в квартире под утро не солоно хлебавши.
— Ну, как аргентинки?
— Стриптиз посмотрели.
— Ещё пойдёте?
— Только в телефонную будку.
18 ноября прилетел иностранный участник «Арктики» — словак Пётр Валушняк. Привёз много спонсорской еды быстрого приготовления чешской фирмы «Vitana». Оделись мы с Фалиным в элегантные рубашки, как у лорда, и поехали встречать на машине марки «Форда».
Теперь все чуковцы, кроме самого Чукова, в сборе. Можно познакомиться.
Стоят: слева временно примкнувший к чуковцам автор (Ульяновск); в середине Алексей Смирнов радист (Хатанга, Москва); справа Иван Ялин (Северск — закрытый город рядом с Томском). Сидят слева направо: временно примкнувший доктор Сергей Крутько (русо-украниано, Крым, Коста-Рика); Иван Кужеливский (Томск); Пётр Валушняк (Братислава, Словакия); Василий Рыжков (Талнах, город рядом с Норильском).
Ну, а что у нас с совещанием на высоком уровне по вопросу десантирования группы «Арктика»? Как и было запланировано, 16 ноября все заинтересованные и причастные собрались в просторном кабинете директора института Антарктики. Председательствовал хозяин кабинета. Выступили все. Саму идею одобряли, но возможные непредвиденные последствия высадки десанта настораживали и институт Антарктики, и командование ВМФ, и особенно представителя министерства иностранных дел. Фалин и я напропалую врали, какие наши лыжники опытные парашютисты. Их ни мороз, ни водка не берёт. Командующий ВВС был на нашей стороне. Наш военный атташе тоже нас поддерживал. После примерно часа разговоров, обсуждений и предположений заключительное слово взял представитель МИДа Аргентины. Он произнёс короткую пламенную речь, в которой говорилось, что министерство категорически против данной операции, так как вероятность возникновения чрезвычайной ситуации довольно высока. Правительство Аргентины будет вынуждено проводить спасательную операцию. Специального бюджета для этого нет, а технические возможности ограничены. Аэродрома поблизости нет. Чтобы спасти или эвакуировать кого-то, нужно гнать в этот район ледокол с вертолётом. Ледокол будет швартоваться у шельфового льда, а вертолёт летать на побережье искать травмированных или, не приведи господи, загинувших. Этого аргентинскому правительству ну никак не нужно. На этой грустной ноте совещание и закончилось. В утешение по законам гостеприимства директор института угостил нас мате, то бишь, бодрящим парагвайским чаем, настоянным на энергетических травках и листиках.
Под действием мате Фалин, русо-украниано и я тут же, не выходя из кабинета, разработали план переправить «Арктику» сначала в Ушуайю на юге Аргентины. Там посадить на круизный пароход, идущий на Антарктический полуостров. «Арктика» высаживается и идёт по льдам и снегам полуострова в тренировочный поход. Не лететь же им в Москву, совсем не побывав в Антарктиде, раз уж приехали. Конечной точкой похода будет место на побережье Антарктиды, откуда их сможет забрать последний круизный пароход этого сезона.
Позвонили в Ушуайю в одну из солидных круизных компаний. Спросили, а можно ли так сделать. Оказалось, можно. Оплатить два круиза и вуаля. Места на круизах есть. Цены вполне приемлемые.
Следующий вопрос. А каким образом добраться до Ушуайи? Нас будет 11 человек и довольно объёмный груз. Сообразительный Виталик Фалин выдвинул блестящую идею: «Давайте купим автобус. И груз, и люди поместятся. И ехать в нём можно куда угодно, и крыша над головой». Идея здравая. Осталось найти не сильно поношенный и не сильно дорогой вместительный автобус. Этим мы займёмся, едва выйдя из антарктического института.
Командующий ВВС пригласил нас по пути в Ушуайю заехать в город Рио-Гальегос, где он будет находиться в ближайшее время на авиабазе. Обещал чаепитие и моральную поддержку. Приглашение приняли, адрес авиабазы записали. На том и разошлись по своим делам.
Наше дело — найти автобус. Взяли местную газету «Из рук в руки». Обнаружили два объявления о продаже автобусов. Оба полноразмерные школьные бусы марки «Мерседес-Бенц». Поехали смотреть первый за 6 тысяч долларов. Заводится, ездит. Дымит. Краска выцвела, местами облезла.
Для полноты картины поехали смотреть второй за 7 тысяч долларов. Год выпуска 1971. Всего 24 года от роду. Внешне выглядит гораздо свежее, чем предыдущий экземпляр. Заводится, ездит, не дымит, посторонних звуков-стуков не слышно. Просим хозяина забронировать автобус на несколько дней. Нам ведь ещё надо посоветоваться с шефом, с Михал Иванычем Владимир Семёнычем Чуковым. Он ещё не в курсе запрета на десантирование и нашего плана о его дальнейших действиях, то есть, о поездке в Ушуайю, высадке на Антарктический полуостров и покупке автобуса.
На следующее утро позвонили в Москву, доложили обстановку, изложили план, получили добро. Начали процесс приобретения автобуса.
Урок аргентинского: по-аргентински автобус — colectivo (колективо). Ну, очень точное и подходящее слово. Сядем всем коллективом и поедем.
Обнаружились некие бюрократические препоны. Для управления автобусом нужны аргентинские водительские права с автобусной категорией. Решили, что получать права и регистрировать автобус будем на имя Виталия Фалина. Чтобы получить аргентинские права, соискатель должен иметь адрес/место жительства в Аргентине. Место жительства подтверждается справкой из местного полицейского околотка. Хозяин автобуса взялся решить вопрос с адресом. Позвонил местному околоточному. Прибежал молоденький мент на вид лет осьнадцати. Автобус стоял в гараже метрах в ста от дома хозяина. Участок имел свой номер по данной улице. Туда и решили поселить Виталика. Мент попросил 10 долларов. Получив, убежал, чтобы вернуться через полчаса, гордо потрясая бумагой с печатью, подтверждающей, что некто Виталий Борисович Фалин проживает по адресу стоянки автобуса.
По поводу прав обратились к Сергею — владельцу русского ресторана.
— Окей, — сказал Сергей. — Приходите вечером, познакомлю с нужным человечком, заодно и поужинаем.
Нужным человечком оказался мент в чине полковника. Мент отужинал с нами, чем бог послал, взял справку с места жительства, фотографию Фалина, 50 долларов, заверил в любви к России и в том, что завтра в 10 утра права будут лежать на барной стойке ресторана. Так и получилось.
Прилетел Чуков, привёз деньги. Оформили покупку. Прошли обязательный техосмотр, который перерос в мелкий ремонт и замену множества мелких деталей на ещё примерно тысячу долларов. Готово. Можно ехать. Каков красавец!
Перед дорогой внесли необходимое конструктивное изменение: надпись на борту TRANSPORTE ESCOLAR, то есть, «школьный транспорт», исправили на TRANSPORTE POLAR, то есть, «полярный транспорт».
Рано утром 25 ноября 1995 года начали трансаргентинское дорожное путешествие в направлении Антарктиды. Дорога из Буэнос-Айреса на Огненную Землю — Ruta 3 — ровная и прямая. Пейзаж равнинный, местами полупустынный.
Жизнь пошла дорожная, жизнь пошла походная.
В 1995 году в России таких цветных заправок и машин типа эвакуатор ещё не было. Всё необычное хотелось запечатлеть.
Вдруг, откуда ни возьмись, появилась вибрация кардана. Заехали в город Байя-Бланка на ремонт. Заменили подшипник.
Гомерия — это не то, что вы подумали, а шиномонтаж. Иногда пользовались услугами придорожных гомеристов. Колёса-то старые.
В конце первого дня автопутешествия произошёл курьёзный случай. Когда покупали автобус, я спросил у хозяина, какова ёмкость бензобака. Он ответил, что 120 литров. Фалин утверждал, что он тоже интересовался ёмкостью бака, и хозяин сказал, что у автобуса два бака по 120 литров, при этом Виталий указывал на краник на полу рядом с водительским сиденьем, якобы, для переключения с одного бака на другой. Как в УАЗе. Ну, ладно. Два так два. Только заливаются почему-то через одну горловину.
Представьте картину. Тёмная аргентинская ночь. По шоссе средь пампасов мчится немецкий автобус с одиннадцатью русскими мужиками внутри. Из динамиков Высоцкий хрипит «Две судьбы моих — кривая да нелёгкая». Вот двигатель задёргался, указывая на нестабильную подачу топлива. Водитель перевернул краник, пытаясь переключиться на второй бак, но мотор заглох. Второго бака нет. Его и не было никогда. Для чего был краник, неведомо, но не для топливной системы.
Населённые пункты вдоль дороги находятся на приличном расстоянии друг от друга. Где мы, непонятно. Навигаторов ещё не придумали. Стоим, курим бамбук. Фалин виновато хлопает бесстыжими глазками. Через примерно час появляется свет фар. Голосуем. Машина останавливается. Два аргентинских мужика едут на рыбалку на утренний клёв. Прознав про наше несчастье, вызвались помочь. Взяли к себе на борт русо-украниано с канистрой и поехали на ближайшую заправку в 60 км от нашей стоянки. 60 туда, 60 обратно. От денег отказались. Были рады пообщаться.
Город Пуэрто-Мадрин. Встали на обед и передышку на пляже. Пляж безлюдный. Загорать можно, купаться только моржам. Вода холодная.
Герои испаноязычного мира Дон Кихот и Санчо Панса в Пуэрто-Мадрине.
Название хутора Uzcudun напомнило «Учгудук — три колодца».
Река Рио Гранде.
На карте отмечен населённый пункт La Cabana. В переводе — хижина. Весь населённый пункт и состоит из одной хижины. За хижиной в сарае гомерия, а перед хижиной две колонки — бензин и дизель. До следующей заправки запросто может быть 200 и более километров.
Иногда за рулём ехал Чуков. Автобусных прав у него не было, так ведь никто и не проверяет.
Ночевали в пампасах, где, как утверждал Остап Ибрагимович Бендер, «бегают бизоны и над баобабами закаты словно кровь». На тёмном небе совсем другой звёздный узор. Ни тебе ни Большой, ни Малой Медведицы, ни созвездия Персея. Засыпаем под яркий блеск Южного Креста.
Ни бизонов, ни баобабов в Аргентине отродясь не видали, но фауна присутствует. Чем дальше на юг, тем животный мир богаче: гуси, страусы, розовые фламинго — дети заката, скунсы, ламы-гуанако, пингвины, морские слоны, львы, леопарды, тюлени всякие. Пауки тарантулы. Страшно, аж жуть.
Юг Аргентины — это нефтеносный район. Отсюда памятник нефтяникам в стиле социалистического реализма.
Заехали в Рио-Гальегос. Навестили командующего ВВС на авиабазе, отколь в 1982 году оказывалась воздушная поддержка высадки аргентинского десанта на Мальвинские (Фолклендские) острова. Знатная была авантюра. Приняв на грудь порцию мате, продолжили путь к аргентинско-чилийской границе.
Кстати, в 1995 году я не видел ни одного плаката или билборда на тему принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов. В 2016 году плакатов/билбордов было заметное количество по всей стране. "Las Malvinas son argentinas! — Мальвины — это Аргентина!" “Por siempre …. ARGENTINAS!!! — Навсегда …. АРГЕНТИНСКИЕ!!!”
А что было в Чили, расскажу в следующей серии. И так букв уже много.