|
|
Маршрут: Самара — Кемерово — Красноярск — Братск — Иркутск — Ольхон —Улан-Удэ — Аршан — Таганай — Самара.
Здравствуйте, уважаемые читатели Дрома.
Предлагаю Вам ознакомиться с автопутешествием из города Самара до Байкала, до Республики Бурятии, в первой половине мая 2025 года.
Автомобиль Ларгус Кросс 2017 года, на пропане, пробег на момент старта 207 тысяч километров. В своих путешествиях почти никогда не пользуюсь придорожными гостиницами, в ларгусе есть импровизированные: постель, кухонная зона, биотуалет, а также запас воды и продуктов на несколько дней. Для одного человека, не обременённого лишним весом, внутреннего пространства ларгуса вполне достаточно для дальнего путешествия. Техническое обслуживание автомобиля прошел дома, накануне поездки, в автосервисе «911», ведь путь предстоял неблизкий, около 11 тысяч километров.
Маршрут и график движения просчитываю заранее и стараюсь их придерживаться. Но в каждом путешествии действительность так или иначе немного корректирует мои планы.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. 30 апреля 2025 года. Самара — Шумиха
Самара — Шумиха, примерно 1010 километров.
Выезжаю из Самары рано утром, в 5 утра. Заправил полный бак по цене 28 рублей за литр. В планах доехать до города Шумиха и устроиться на ночлег на парковке около городской больницы.
Через 315 километров заехал осмотреть местность возле озера Кандыркуль. Ничего привлекательного для себя не нашел, хороших пляжей не заметил, дороги вокруг озера из глины, после дождя ехать по ним некомфортно.

Дороги в окрестности озера Кандыркуль.

После Уфы начались участки с реконструкцией трассы. Мне повезло проехать их без задержек.
В первый день пути заправлял машину топливом два раза, первый раз перед Уфой (Башкирия) по цене 22,9 рубля за литр, второй раз на обводной дороге вокруг Челябинска (Челябинская область) по 17,9 рублей за литр.
Трасса на этом участке пути не идеальная, иногда встречаются неровности на асфальте, значительный трафик большегрузов, в Башкирии довольно много камер контроля скорости.
В Шумиху приехал в 19:30 и сразу перевел часы в машине на час вперед. Как раз осталось время перед сном приготовить ужин и немного почитать соцсети. График движения для этой поездки я составил так, чтобы каждый день в 20 часов местного времени останавливаться на отдых, а в 22 часа ложиться спать, подъем в 5 утра, старт в 6 утра.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. 1 мая 2025 года. Шумиха — Татарск
Шумиха — Татарск, примерно 1000 км.
По утру, при попытке поставить телефон на подзарядку, обнаружил, что заряд не идет, оплавился контакт на розетке 12В. Решил по пути заезжать в более-менее крупные города, чтобы купить новую розетку. На крайний случай я мог переставить розетку с багажника на переднюю панель.
Курган проехал рано, магазины еще не работали. Завернул в Ишим, проехав с десяток магазинов с автозапчастями, потратив более часа, результата не добился, розетки нигде не было. В Омске прибавил еще один час на панели авто и по местному времени оказался за полчаса до закрытия магазинов, наконец в магазине «Реновод», что на улице 22 Апреля, нашел хорошего качества фирменную розетку с прикуривателем. В Татарске прибавил еще один час, и оказалось, что уже вечер, около 21 часа.
В этот день заправлялся два раза в Обутковском (Курганская область) по 25 рублей за литр и на Тюкалинском тракте (Омская область) по 21,5 рубля за литр.
Самые плохие дороги в этой поездке проходили по Курганской области, встречались глубокие ямы для объезда которых приходилось выезжать на встречную полосу, при этом количество камер контроля не уменьшилось.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 2 мая 2025 года. Татарск — Кемерово — Ачинск
Татарск — Кемерово — Ачинск, примерно 1050 километров.
Просыпаюсь я рано, привык вставать в 5 утра, одного часа хватает на утренние процедуры и завтрак. Стартую в 6 утра и наслаждаюсь пустой трассой.
Проехав около 700 километров, после обеда прибываю в Кемерово. В планах немного передохнуть, осмотреться, перекусить и продолжить путь.

В Кемерове на горе есть тематический парк «Красная горка», посвященный людям, которые занимаются добычей каменного угля. Вход в парк бесплатный, в музее за небольшую плату.

Смотровая площадка, Кемерово, «Красная горка».

Небольшой уютный и информативный парк, будете проезжать через Кемерово, посетите.

Мемориал Воину-Освободителю воздвигли в Кемерово в 2022 году, памятник копия памятника, установленного в Берлине.

Вид на площадь перед мемориалом Воину-Освободителю в Кемерово.
Из Кемерово выехал около пяти вечера. В целом, город оставил о себе хорошее впечатление.
В Ачинск прибыл в начале девятого вечера, нашел тихую парковку, где-то около администрации города и остановился на ночлег.
В это день заправлялся три раза: село Убинское (Новосибирская область) по 28,9 рублей за литр, в Кемерово по 22,4 рубля за литр и в Ачинске (Красноярский край) по 31,5 рублей за литр.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. 3 мая 2025 года. Ачинск — Красноярск
Ачинск — Красноярск, около 170 километров.

Около 8 часов утра въезжаю в Красноярск.
Первым делом поехал на смотровую площадку Караульной горы, где обнаружил большую парковку, а также довольно приличный сквер, вдоль которого стояли лавочки с прекрасным обзором на город.

Пятницкая часовня, Караульная гора, Красноярск.

Гаубица Д-30, Караульная гора, Красноярск.
Налюбовавшись панорамой города с Караульной горы, я направился на прогулку в центр города. Припарковался на проспекте Мира и отправился в пешую прогулку по Красноярску.

В Красноярске часто встречаются такие кофейни на колесах.

Красноярск. План-схема экопарка Татышев. Экопарк расположен на острове, который с одной стороны обмывает Енисей, а с другой протока Татышева. Вход для посетителей бесплатный.

Красноярск. Мост в экопарк Татышев.

Красноярск. По дорожкам экопарка Татышев.

Вид с острова на Енисей и Красноярск.
Экопарк Татышев пользуется популярностью у красноярцев. Люди приходят семьями, компаниями, чтобы погулять, побегать, покататься на роликах или на велосипедах. Как бы мне хотелось, чтобы и в Самаре из лесопарка имени 60-летия ВЛКСМ сделали бы подобный экопарк.

Красноярск. Колесный пароход-музей «Святитель Николай».

«Святитель Николай» это грузопассажирский пароход, построен в 1886 году, в свое время считался самым быстрым судном на Енисее.

Красноярск. Коммунальный мост через Енисей.
Гуляя по городу, наткнулся на Красноярский художественный музей. В котором проходила выставка работ Серова и Сурикова. Конечно, с удовольствием посетил эту выставку, вот несколько картин с этой выставки.
После выставки картин я поехал в Красноярский краеведческий музей. Здание которого почему-то было расписано египетскими фресками. Подскажите кто знает, зачем в Сибири здание местного музея расписали в египетском стиле?

Красноярск. Краеведческий музей.
Краеведческий музей Красноярска понравился. Рекомендую посетить.
После музея поехал посмотреть, как делают общественное пространство со старыми деревянными зданиями. Находится это место на улице Горького, рядом с Центральным парком отдыха.
Далее я поехал к Торгашинскому хребту. Дорога из центра города до парковки у хребта заняла минут двадцать.

Красноярск. Стенд у подножия Торгашинского хребта.
По Торгашинскому хребту можно гулять часами. Я выбрал небольшой маршрут примерно на 6 километров, до скалы Арка. Вход на тропы Торгашинского хребта бесплатный.

Подъем на Торгашинский хребет оборудован лестницей.

Считается, что это самая длинная лестница в России.
Поднявшись по лестнице на вершину хребта, я обнаружил довольно хорошо оборудованное общественное пространство: лавочки, столики, беседки, информационные стенды и указатели. Отдохнув, двинулся дальше по тропе к скале Арка.

Красноярск. Торгашинский хребет, скала Арка.

Красноярск. Тропа по Торгашинскому хребту.
Я был в восторге от прогулки, от пейзажей, от скал и от людей, которые все это сохранили и организовали. До вечера еще оставалось довольно много времени, и я решил осмотреть еще и первые Красноярские столбы.
От шоссе, до первой системы столбов, ведет дорога через лес, по которой придется идти пешком. Весь путь туда и обратно занимает около 13 километров. Места живописные и благоустроенные, по пути встречаются площадки для отдыха, туалеты, информационные стенды. Вход к Красноярским столбам бесплатный, и тут я с грустью вспомнил свой родной нацпарк «Самарская лука», где кроме путевки необходимо покупать отдельные билеты буквально за подъем на каждый холм или проход к каждому камню, при этом большинство троп в Самарской луке не оборудованы, поддерживаются силами волонтеров.
К сожалению, небо затянулось и пошел дождь, мне пришлось ограничиться осмотром только первых столбов и возвращаться к машине. Ночевать уехал на парковку к Торгашинскому хребту. Так закончился четвертый день путешествия. Пробег за день составил около 180 километров.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. 4 мая 2025 года. Красноярск — Братск
По плану в этот день планировал доехать из Красноярска до Братска, просто из любопытства, посмотреть на плотину и Ангару.

Утром пошел снег, присыпал поля и деревья, Дорога осталась чистая, дискомфорта на летней резине не почувствовал.

Около поселка Бородино есть оборудованная смотровая площадка с панорамным видом на угольный разрез им М.И. Щадова.

Передохнул на этой площадке, выпил горячего какао и снова отправился в путь.

По дороге все чаще стали встречаться цветущие заросли богульника.

В Тулуне свернул на дорогу к Братску. Дорога до Братска представляет из себя неплохую бетонку.

Братск. Автомобильная дорога через плотину.

Стела Братской ГЭС, установленная недалеко от смотровой площадки.

Со смотровой площадки открывается вид на Ангару и плотину.
После ГЭС я поехал в сам город Братск, чтобы немного побродить по берегу Ангары.

Братск. Мемориал славы участникам ВОВ, вечный огонь почему-то не горел.

Ангара около Братска неожиданно оказалась подо льдом.
Спать лег на одной из автостоянок в Братске. В этот день заправлял автомобиль топливом три раза, в Канске по 33,3 рубля за литр, в Нижнеудинске по 36,5 рублей и в Братске по 28,9 рублей. Пробег за день составил около 1000 километров.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. 5 мая 2025 года. Братск — Иркутск — Ольхон
По плану в этот день планировал доехать до Иркутска, осмотреть город и остаться в нем ночевать. Но, забегая вперед, скажу, что Иркутск мне не зашел и я уехал из него в сторону Ольхона.

В целом дороги от Братска до Иркутска в хорошем состоянии, трафик не высокий.

Иркутск. Гурксинская голубятня.

Иркутск. Римско-католический костел.

Иркутск. Памятник основателям города.

Иркутск. Ледокол-музей «Ангара».
В обед доехал до Иркутска. Пешком прогулялся по Иркутской слободе, доехал до ледокола «Ангара». В целом, Иркутск не впечатлил, архаичное движение транспорта и всеобщая неухоженность общественных мест, мне было неуютно в этом городе, и я уехал дальше, в сторону острова Ольхон.
Дорога на Ольхон пролегает по долине реки Куда.
Потом дорога проходит через живописные холмы с редкой растительностью.

Начало темнеть, на одном из серпантинов показался Байкал.

Поселок Сахюрта, паром на Ольхон. Я приехал к парому примерно в полдесятого вечера, к моему удивлению, паром еще работал.

Я и мой автомобиль оказались единственными на пароме.
Солнце село, переправившись на остров, я бодро покатил по грейдеру в сторону поселка Хужир, изредка разъезжаясь со встречными автомобилями. Грейдер на Ольхоне то сильно трясет, то подкидывает на дорогу довольно крупные булыжники, то становится сыпучим и вязким, пылит эта дорога тоже знатно. В итоге заработал на лобовом стекле две трещины и два крупных скола. Появился повод поменять старенькое, затертое лобовое стекло на новое. В Хужире остановился на площадке недалеко от скалы Шаманка, в самом конце улицы Пушкина.
Заправлялся два раза в Зиме и в Иркутске по 36,5 рублей за литр. Пробег за день составил около 900 километров.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. 6 мая 2025 года. Ольхон
Этот день я полностью решил посвятить острову Ольхон.
Рано утром совершил ознакомительную прогулку по мысу Бурхан, сначала подошел к 13 столбам сэргэ, потом подошел вплотную к скале Шаманка.

Остров Ольхон. Мыс Бурхан, 13 столбов сэргэ.

Ольхон. Виды с берега от скалы Шаманка.
Решил, что, пока утренний штиль, надо плыть. Надул сап, надел сухой гидрокостюм Абранта и пошел вниз по склону к каменистому пляжу, чтобы любоваться скалой с воды.

Ольхон. По дороге от автостоянки до каменистого пляжа у Шаманки.
Скала Шаманка находится на территории Прибайкальского национального парка, и снова вход на территорию нацпарка бесплатный, при этом территория прекрасно обустроена. На самой скале и вокруг нее лежит много камней, содержащих кристаллы кварца. Около скалы найдено много археологических находок, относящихся к каменному веку. В скале имеется сквозная пещера — священное место для шаманистов.

Небольшая прогулка на сапе около Шаманки.

Байкал, остров Ольхон. Вода фантастически прозрачная.
Одиночный сплав по ледяной воде — довольно опасное мероприятие. Я был экипирован в сухой гидрокостюм, спасательный жилет, телефон, не боящийся воды, был пристегнут к костюму, плыл на вполне надежном сапборде Гладиатор Элит 14Т и далее чем на 300 метров от берега не отдалялся, также на борту были небольшие запасы воды и еды.

Ольхон. Священная роща, вид с воды.

Байкал. Вода изумляла своей прозрачностью. Виды на дне казались фантастическими, создавалось ощущение полета. На фото глубина более 3 метров, валуны на дне довольно крупные.

Кто знает, что это? Образовано из крупной гальки, находится на глубине около 2 метров, в центре шарообразная колония водорослей.

Байкал. Шаманка на Ольхоне, вид с воды.

Байкал. Иногда встречались льдины. Эта была похожа на лебедя.
Ольхон. Шаманка вблизи с воды.
Плавал я недолго, около 2 часов. Медленно, стараясь сохранить в своей памяти и в памяти телефона эти фантастические пейзажи. Всего маршрут получился около 5 км. Но потом на воде появилась рябь, и я поплыл в сторону берега.
Перекусив, я пошел в пешую прогулку, еще раз осмотрел мыс Бурхан и спустился на Сарайский пляж.

Пеший маршрут по окрестности Сарайского пляжа, всего 8 км.

Ольхон. Виды на Малое море со смотровых площадок.

Этот монокль довольно неплохо показывал мне противоположный берег и нерп на льдинах, которые дрейфовали посередине залива Малое море.

Ольхон. Хунжирский залив. Я заметил, что скала Шаманка в течение дня меняет цвет. Глаз видит ее то красной, то песчано-желтой, то серебристой, как на этой фотографии.

Ольхон. Сарайский пляж, вид с мыса Бурхан.

Сэргэ это ритуальные коновязные столбы.

Ольхон. Сарайские пески надуло ветром, который периодически дует сильными порывами с противоположного берега пролива Малое море. Сарайский пляж имеет протяженность около 3 километров.
В поселке Хужир очень много отелей, гостевых домов и турбаз, на любой вкус и кошелек.

Почвы на Ольхоне периодически выходят на поверхность радужными полосами.

Ольхон. Надвигаются дождевые тучи.

Ольхон. Закат у скалы Шаманка.

Спать ложился под впечатлениями. Пейзажи Ольхона показались мне чем-то невероятным.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. 7 мая 2025 года. Ольхон — залив Посольский Сор
Ольхон — Байкальск — залив Посольский Сор, примерно 590 километров.

Рано утром, после прогулки к скале, я поехал к паромной переправе, чтобы успеть на первый рейс.

Ольхон. Вдоль грейдера накатаны дороги по степи.

Ольхон, озеро Нурское было еще частично во льду.
Снова меня перевозил «Дорожник». Очереди не было, всего в ожидании стояло четыре автомобиля, все поместились на палубе парома.

Во время переправы паром легко преодолел участок воды, на который за ночь ветром нагнало лед.

Вид с трассы на прибрежный поселок Куркут.

На одной из сопок, около дороги стоит православный поклонный крест.

Дорога на Ольхон. Лаконичные пейзажи.

Озеро Холбо-Нур. Озеро соленое, лежащие по берегу валуны от соли стали белого цвета.

Скульптура орлана в Тажеранской степи по дороге на Ольхон. По легенде, орел является главным шаманом и хранителем Байкала.

Еще немного фотографий с дорогами по Тожеранской степи.
Трасса Р258, с одной стороны Байкал, с другой стороны видны горные хребты.

В Байкальске посетил каменистый пляж. На пляже довольно крупные круглые булыжники, в основном из белого гранита.

Байкальск, мосты через реку Солзан.

Хребет Хамар-Дабан, вид с автодороги.

Визитный центр Байкальского заповедника.

Около визитного центра раскинулся небольшой тематический парк.
В залив Посольский Сор я приехал примерно в шестом часу вечера. Сделал небольшую пешую прогулку по берегу залива, успел до ужина застрять в песке и откопаться.
Спать расположился прямо на берегу залива. В планах у меня с утра, до сильного ветра, оплыть косу на сапе.
В этот день заправлялся два раза в поселке Еланцы по 35,5 рублей за литр и в Байкальске по 34,3 рубля за литр.
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. 8 мая 2025 года. Залив Посольский Сор — Улан-Удэ — Верхняя Иволга

Залив Посольский Сор — Улан-Удэ — Верхняя Иволга, примерно 175 километров.
С утра, пока нет сильного ветра, накачал САП, надел сухой гидрокостюм и погреб вокруг косы, весь путь сплава составил около 15 километров.
На самой косе песок с булыжниками, а дно около косы в основном выложено из гранитных булыжников с кулак и более.

Иногда отгребал от берега, но не далеко, метров на 300.

Оконечность косы. К сожалению, на этой оконечности я нашел двух мертвых байкальских нерп, рядом на берегу лежал клубок из спутанной рыбацкой сети. Возможно, сеть послужила причиной гибели этих животных.
Часов в 11 утра я уже финишировал, скрутил сап, пообедал и поехал в сторону Улан-Удэ.
Дороги в Бурятии в целом находятся в приличном состоянии.
Улан-Удэ. Стела «Гостеприимная Бурятия» и бабры.

В Улан-Удэ первым делом посетил музей Истории Бурятии. Где как раз проходила выставка буддизма.

Музей понравился, много интересных экспонатов и информативных стендов. Рекомендую посетить.
После музея я поехал на Лысую гору, на которой расположен целый комплекс для туристов — ресторан, большой сувенирный магазин, парковка, дацан Ринпоче Багша, а также буддистские музеи, которые работают только по субботам и воскресеньям.
Хий-морин.
Вдоволь нагулявшись среди зданий и предметов, непривычных для европейца, я спустился с Лысой горы к площади Советов, где находится большая голова.

Улан-Удэ. Памятник Ленину, площадь Советов.
От площади я пошел гулять по пешеходной улице, народу было много, началось празднование Дня Победы, казалось, на улицах и площадях скопились все жители города.
Ночевать уехал в поселок Большая Иволга, где остановился на большой парковке у Иволгинского дацана.
Пробег за день составил 175 километров.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. 9 мая 2025 года. Верхняя Иволга — Аршан

Верхняя Иволга — Аршан, около 490 километров.
С утра, дождавшись, когда откроют буддистский монастырь Иволгинской дацан, пошел гулять по его территории. Осмотрел здания, построенные в виде пагод, заглянул в несколько храмов и стал ждать, когда откроют храм с нетленным телом Итигэлова.

Главный храм Иволгинского дацана.
Свежая медная чеканка, элемент декора двери в храм.

На территории монастыря множество лавочек, малых скульптур, на деревянных стенах храмов много резьбы, все раскрашено яркими красками.

Екатерина Великая, держащая свиток с Указом об учреждении института, и первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев с хадаком в руках. Институт Пандито Хамбо лам учрежден императрицей по просьбе бурятских лам.
Необычное это место буддистский монастырь. Ну, а мне путь лежал в поселок Аршан, где есть туристические тропы в Восточных Саянах.

Дорога проходит вдоль реки Селенга, с красивыми видами на реку и горы.

В поселке Троицкое посетил Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь.

Виды за Свято-Троицкий Селенгинский монастырем. Протока Пьяная.

Вид на горные хребты по дороге.
По дороге к Аршану, на трассе, меня остановили люди в зеленой форме, которых я сначала принял за пограничников. Оказывается, это смотрители Национального парка «Тункинский», останавливают автомобили и предлагают через кассу оплатить путевку за въезд в нацпарк, комплексная путевка обошлась мне всего в 350 рублей.
В Аршане мне удалось припарковаться около санатория на улице Трактовая. Народу по поселку гуляло много, поселок-то курортный и пользуется у людей популярностью.

Я отправился в небольшую прогулку по туристической тропе к водопадам, всего я нагулял около 6 километров.

Несколько раз я сходил с тропы, чтобы прогуляться около реки Кынгерга.

Аршан. К водопадам, чтобы людям удобнее было подходить, проложены лестницы.

Аршан. В лесу в мае цветет много багульника.

Аршан. Родник с минеральной водой.
Прогулка по тропе мне понравилась. Разнообразные виды, от ущелья до равнин с горами, горная река и сосновый лес. Народ активно гуляет семьями по тропе. Один раз меня остановили смотрители, проверили наличие путевки в нацпарк.
Спать уехал в низовье поселка. В этот день заправлялся два раза, в Улан-Удэ по 36 рублей за литр и в Байкальске за 36,5 рублей за литр. Пробег за день составил около 500 километров.
ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ. 10 мая 2025 года. Аршан — Канск

Аршан — Канск, примерно 1000 километров.
Из Аршана выехал в 6 утра, с этого момента начался мой путь в сторону дома, в сторону Самары. Этот день чисто перегонный, точек интереса по пути запланировано не было.

Восточные Саяны, вид с дороги.

Придорожная ступа и Восточные Саяны.
Сама по себе дорога в сторону Канска живописная. Есть и горный серпантин, и плоскогорье, и тайга.
Заправлялся в этот день три раза, в Новогромово по 35 рублей за литр, в Тулуне 36,5 рублей за литр и в Канске по 32 рубля за литр. Ночевать остановился в Канске, в тихом месте около Георгиевкой часовни. Пробег за день составил около 1000 километров.
ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ. 11 мая 2025 года. Канск — Новосибирск

Канск — Новосибирск, примерно 1000 километров.
Этот день тоже перегонный, утром выехал с Канска, вечером лег спать в Новосибирске.

Бесконечное море Сибирской тайги.

Иногда встречались небольшие участки с ремонтом дороги.

В целом дорога довольно неплохая, непривычно много было камер контроля скорости.
ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ. 12 мая 2025 года. Новосибирск — Курган

Новосибирск — Курган, примерно 1335 километров.
И снова перегонный день. Дороги в Курганской области резко отличаются от других дорог в этой поездке в сторону ухудшения качества.
Заправлялся три раза, в Белехте по 32 рубля за литр, в Омске по 20,8 рублей за литр, в Бердюжье по 21 рубль за литр. Спать остановился в Кургане. Пробег за день составил 1335 километров.
ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. 13 мая 2025 года. Курган — нацпарк «Таганай»
Курган — национальный парк «Таганай», около 445 километров.
В этот день я хотел плавать по озеру Тургояк, оплыть его по периметру или просто пересечь с берега на берег, но погода, в частности сильный ветер с дождями не позволили. Тогда я поехал в национальный парк «Таганай» в Златоуст. До этого в «Таганае» я еще не бывал, но был наслышан о нем от знакомых туристов, у всех были восторженные отзывы.

«Таганай». Пеший маршрут к Двуглавой сопке, всего около 18 километров.
На рецепшен заплатил всего около 350 рублей, за это получил на сутки место парковки, отапливаемый туалет, мусоросборник и маршрут одного дня на Двуглавую сопку.

Через какое-то время тропа размокла и ее развезло. Пришлось прыгать с кочку на кочку или обходить лужи лесом.

Висячий мост через реку Большая Тесьма.

По берегу реки Большая Тесьма растет много дикого лука (черемши).

После моста начался подъем, идти стало удобнее.

На развилке я пошел по левой тропе, так как мне понравилось слово «скалодром». Далее начался подъем в гору.

Тропа в этом месте проходит между камней.

Идеальная елочка. Подскажите, туристы в этом месте встречают Новый год?

Мой путь был наверх, как раз в дождевое облако.

Я шел по тропе, а вокруг меня, то справа, то слева, из тумана появлялись причудливые скалы.

Внутри облака было довольно ветрено, свист и гул от ветра стоял сильный, когда он пытался гнуть ели к земле.

Эта скала похожа на троля, который смотрит вдаль.

Я не удержался, сошел с тропы и немного походил по северному склону сопки, уж больно живописный вид там образовали всякие мхи.
Погуляв по Двуглавой сопке, я спустился с горы до развилки и продолжил путь далее по Верхней тропе до стоянки Белый ключ. В Белом ключе есть домики для ночлега, родник и лестница, которая частично облегчает путь к Двуглавой сопке. Ради любопытства я поднялся по ней.
Маршрут по лестнице более доступный для пожилых и для детей, но маршрут через Скалодром показался мне интереснее. В целом, «Таганай» произвел на меня сильное впечатление и пробудил желание снова посетить этот нацпарк.
Вечером я спустился к парковке, где стоял автомобиль, поужинал и лег спать.
Пробег за день составил 445 километров. В этот день заправлялся на трассе после Миасского по 25,5 рублей за литр на АГЗС «Татнефть», где мне умудрились в непустой 50-литровый бак залить аж 55 литров сжиженного газа. При этом сотрудницы с вполне серьезным видом рассказывали мне про то, что бак «раздувается», газ сжимается и вообще количество топлива, помещаемого в бак, увеличивается от холода…. Я им не поверил, и они вернули деньги за лишние 5 литров. Как-то не ожидал такого обмана и некомпетенции на такой крупной сети АГЗС как «Татнефть». Скажу, что за 7 лет использования СУГ столкнулся с таким впервые, всегда у всех АГЗС ранее топливо заливалось точно, согласно объему бака.
ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ. 4 мая 2025 года. Нацпарк «Таганай» — мавзолей Тура Хана — Самара

Златоуст-Тура Хан- Самара, около 755 километров.

Памятник электровозу ВЛ в Златоусте.
Стартую как обычно рано, в 6 утра. Златоуст только просыпается. Это последний день путешествия.

Ремонты удается проехать без задержек.

В районе Чишмов очень живописные луга.
Музей небольшой расположен под склоном холма в современном здании. Рядом большая парковка. Здание разделено на две части, собственно на музей и на кафе. Есть магазин сувениров и кинолекторий, платы за посещение нет.

Сам мавзолей расположен на вершине холма, к нему ведет деревянный настил. На тропе расположены смотровые площадки и стенды с информацией.
Булгаро-татарский мавзолей золотоордынского периода. Построен в XIV-XV веках. Кто именно был упокоен в мавзолее, неизвестно.

Музей мавзолей Тура Хана, если едете по трассе М5, не забудьте посетить это место.
К вечеру я вернулся домой, в родную Самару. Путешествие в сторону Байкала оставило мне множество приятных воспоминаний. А Ольхон теперь манит меня, и когда-нибудь я обязательно снова вернусь на Байкал.
По бюджету на все про все я уложился примерно в 40 тысяч рублей. По приезду заменил лобовое стекло, рулевые рычаги и резину, которая пробежала около 70 тысяч километров.
Надеюсь, мой отчет будет полезен людям, которые захотят поехать в те края на автомобиле.
До свидания. Верный Вилли.