Иран — 2022. Страна, которая рвет шаблоны. Цифровой отчет

02.06.2023 | 18174 просмотра

Маршрут: Тегеран — Кум — Кашан — Исфахан — Мейбод — Йезд — Шираз — Бушир (Персидский залив) — Кашан — Тегеран.

Автомобиль: Iran Khodro Samand LX 2020 г. в.

Маршрут поездки.

Предисловие

Как часто Вам в последний год доводилось слышать слово «Иран»? Страна, про которую мы не слышали годами, сейчас не покидает ежедневные информационные таблоиды. На фоне событий текущего года дружба между нашими странами крепчает день ото дня. В то время, пока вся Европа на замке, яркие и самобытные телевизионные кадры манят туриста в эту ближневосточную страну. Вот и старший сын как-то в начале лета 2022 года предложил: «А поедемте в Иран!» Да, действительно, а почему бы не поехать в страну, живущую более 40 лет под жесткими санкциями?

Не откладывая дело в долгий ящик, я начинаю подробнее изучать вопрос о том, как попасть в Иран. Что имеем по факту? Для посещения этой ближневосточной страны гражданам России необходимы визы. Любая виза делается в два этапа. Сначала в online-режиме подаются документы на получение референс-кода. После его одобрения, на электронную почту приходит его цифровая версия. После чего, в консульства Москвы, Казани или Астрахани, сдается уже полный пакет документов. Стоимость визы в этом случае — 40 Евро с человека. Также можно заиметь визу по прилету, например, в аэропорту Тегерана. Ценник уже выше и составляет 80 Евро. Но и реальные шансы получить визу в этом случае не 100-процентны.

Прямых рейсов на июнь 2022 года из России в Иран нет. Самая лучшая и дешевая стыковка в Стамбуле. Можно также заехать в Иран по земле на своей машине через Турцию, Армению или Азербайджан. Но в этом случаем для въезда придется делать адский разрешительный «Карнет де пассаж», оставляя по нему в залог (на депозите) денежную сумму, сопоставимую со стоимостью ввозимого автомобиля. Или на удачу у местных дельцов можно попробовать оформить этот документ на границе. Стоимость услуги варьируется от 300 до 500 долларов.

Плюс для посещения Ирана, на тот момент, нужны сертификаты о двух прививках Спутника-V. Либо справка с отрицательным тестом на Ковид-19, действительная в течение 72 часов. Да уж, не самые лайтовые условия для путешествия. Поэтому временно ставлю вопрос с посещением Ирана на паузу.

Но уже в конце августа обнаруживаем прямой рейс Москва — Тегеран от авиакомпании «Nordwind Airlines». Стоимость билета в обе стороны привлекательные 15000 рублей. Логистические заморочки резко уменьшаются, Иран начинает играть новыми красками. Решение на подачу визовых документов мы принимаем моментально.

Визы в Иран. Пошаговая инструкция

Знаю о существовании ресурса goiran для облегчения получения иранских виз. Также понимаю, что процесс будет нетривиальным и что вероятность отказа существенная, но все же решаю пройти этот путь самостоятельно.

Если кому-то интересно, опишу ход событий подробно. Если нет, можете пропустить эту часть повествования.

Итак, 22.08.2022 г. понедельник. Шаг 1. На найденный в Интернете иранский номер 00989353836810, пищу в Телеграм, что хочу забронировать отель в Тегеране. Мне выдается ссылка на сайт с отелем. На нем бронирую саму гостиницу с указанием конкретных дат (с 11 по 13 октября). Это реальный отель, в котором мы и планируем остановиться в Тегеране на первые два дня. По переписке узнаю телефон отеля, чтоб позже его указать при заполнении визовой анкеты. Очень вероятно, что на этот отельный номер с консульства будет осуществлен звонок, для подтверждения серьезности наших намерений.

Шаг 2. На сайте заполняю 4 анкеты. Visa Type: Tourist, Type of passport: Ordinary, Place of Issue: Embassy Moscow. Остальные пункты вроде тривиальны. Что еще из нюансов? Виды деятельности: инженер, бухгалтер и 2 школьника. В каждой из анкет указываю по 2 различных телефонных номера. Индекс, место проживания, а также телефон и адрес отеля в Тегеране тоже педантично заполняю. Дальше 2 фото: 1 страница заграничного паспорта в альбомной ориентации. Второе фото — личное в ориентации «портрет» (можно и не на белом фоне). Размер фото делаю не более указанного на сайте, иначе сервер выдаст ошибку и выбросит из заполнения анкеты.

Период нахождения в Иране указываю 25 дней с запасом по 5 дней в каждую сторону. Сами анкеты заполняю и отправляю во второй половине дня. Сразу на почту приходит 4 подтверждающих письма с принятием визовой заявки.

Ровно через 2 дня, 24.08.2022 г. на e-mailе уже красуются 4 одобренных референс-кода. Отлично! Но это еще не сами визы, хотя вероятность уже близка к 100%, но все же пока сильно не радуемся.

Шаг 3. На следующий день 25.08.2022 г. покупаю и оплачиваю авиабилеты из Москвы в Тегеран. Указываю даты 11.10.2022 г. в Иран и 23.10.2022 г. обратно. Четыре билета от «Северного ветра» обходятся в 57076 рублей с перелетом в обе стороны.

Шаг 4. В этот же день, 25.08.2022 г., делаю туристическую страховку. Даты ровно те же, что и в авиабилетах. Цены смотрю на сайте Сравни.ру. Страховую компанию выбираю вторую по дешевизне. Ее стоимость на четверых туристов и 13 дней составляет скромные 1640 рублей. Бывалые туристы советуют обязательно указывать локацию Иран. Фактически страховка не пригождается ни в московском Консульстве, ни в аэропорту Шереметьево, не проверяют ее и на паспортном контроле в Тегеране.

Шаг 5. Уже ближе к дате вылета, 20.09.2022 г. отправляю почтой России 4 наших паспорта брату в Москву.

Шаг 6. В понедельник 26.09.2022 г. в 10:30 утра брат относит пакет документов в Консульство Ирана, расположенное по адресу: Покровский бульвар, д. 7, стр. 2 (метро Чкаловская). Дальше он фотографирует банковские реквизиты на стенде и оплачивает пошлину в ближайшем Сбербанке на улице Покровка, 19 (600 метров от консульства). Цена в 40 Евро трансформируется по 3400 в рублях. Плюс 102 рубля комиссии в 3% за каждый паспорт. После чего в московское Консульство сдаются паспорта с распечатанными 4 референс-кодами. Оплата предъявляется и остается на руках. Выдается расписка на получение паспортов. Готовность документов обозначается 02.10.2022 г., то есть ровно через неделю. На подачу документов личное присутствие туристов не требуется. Записей на прием и получение виз нет. Из-за отсутствия аншлага, процесс идет в порядке живой очереди.

Шаг 7. Спустя 4 дня (30.09.2022 г.) на электронную почту приходят 4 готовые визы. Срок действия виз с 30.09.2022 г. по 28.12.2022 г. Период нахождения в Иране 25 дней, ровно столько, как мы и указали в первоначальной анкете.

Шаг 8. В понедельник 03.10.2022 г., сразу по прилету в Москву, я, уже лично, получаю паспорта в иранском Консульстве. Заветные визы выдаются, на мою удачу, без бумажной расписки. Сотрудникам вполне достаточно и фотографии расписки. Посетителей не более 5 человек, поэтому процесс занимает не более 10 минут. Сами визы — это распечатки на листах формата А4. В паспорта никакие печати не ставятся, дабы в дальнейшем не было проблем с посещением, например, Израиля, США и ряда других стран.

Храм Василия Блаженного.

В Александровском саду.

Москва-сити. Вид от музея «Победы».

Москва-Сити с набережной.

Перед Ираном посещаем Калининград.

Нам, сибирякам, до Москвы, впрочем, как и до ближайшего моря, минимум 4 часа лета, поэтому пользуемся пребыванием в столице нашей Родины по максимуму. Обычно три-четыре дня вполне хватает, чтобы прогуляться по знаковым местам столицы, посетить 3-4 музея, встретиться с друзьями или родственниками. Вот и в этот прилет проводим 4 дня в прогулках по Москве. Погода, правда, не радует, в начале октября дождь льет каждый день.

Но у нас до сих пор остается не посещенным самый западный регион нашей страны. Поэтому перед вылетом в Иран решаем на 3,5 дня сгонять в уютный Калининград. Для разнообразия, дорогу в него выбираем по суше туда и по воздуху обратно. Поезд № 29 Янтарь «Москва—Калининград» отправляется с Белорусского вокзала и в пути находится почти 20 часов. Этого времени вполне хватает, чтобы отдохнуть и выспаться после суетной Москвы. Вот оно, скрытое преимущество железной дороги, когда почти всю дорогу ты удобно лежишь или гуляешь, а не сидишь в самолетном кресле. Билеты по земле обходятся в 11500 рублей. За обратные 4 авиабилета в Москву отдаю 11400 руб. Кстати, плацкарты на поезд приобретаются по заграничным паспортам, ведь поезд следует по территории республик Беларусь и Литвы. Также в рамках покупки билетов оформляются Упрощенные проездные документы. Но выйти без Шенгенской визы в Литве нельзя, поезд стоит с закрытыми дверьми. В Белоруссии можно, например, успеть добежать до банкомата. По пути следования приходится 2 раза общаться с литовскими пограничниками и один раз с белорусскими. В обоих случаях в паспорта никакие печати не ставятся, литовцы лишь отмечаются штампами на листках с УПД.

Калининград оставлю без подробностей. Поэтому кратко, что посетили и что посмотрели за 3,5 дня в городе и области. Прошли пешком 3 десятка километров по самому Калининграду: Кафедральный собор, могила Канта, Рыбная деревня, здание филармонии, несколько старых фортов и ворот. Плюс Музей Мирового океана с подводной лодкой Б-413, исторический район Амалиенау, музей янтаря, площадь Победы и храм Христа Спасителя. Собрали фото всего лишь с 6 Хомлинами и побывали на футбольном матче местной Балтики. На арендованной машине посетили Куршскую косу с высотой Мюллера, танцующим лесом и высотой Эфа. Помочили ноги в Балтийском море и самом Куршском заливе. Также по 2-3 часа уделили на просмотр старинного Светлогорска и курортного Зеленоградска.

Жилье в Калининграде бронировали за 3 недели до вылета. Даже в это время года, ловкие варианты уходили, как горячие пирожки. За двухкомнатную квартиру в 200 метрах от дома Советов и нижнего пруда отдали по 1700 рублей за каждые сутки проживания. Впервые заселение, выселение, впрочем, как и оплата, происходили удаленно. С хозяйкой квартиры мы не встречались. Все на доверии. Идеально.

Аренда восьмилетней Kia Rio на 24 часа обошлась в 1685 рубля, плюс отдал 700 рублей (2 по 350) за доставку автомобиля к нашему дому. Бронь за неделю до вылета. Сайт localrent. Предоплата 15% по карте, остаток переводом или наличкой.

Какие выводы по Калининграду? С погодой нам повезло, и в начале октября столбик термометра переваливал за 20-ку. Радовали глаз море дешевых яблок и какое-то неимоверное количество грибов. Цены, конечно, выше наших кемеровских, что, в общем-то, и не удивительно. Видно, что в область вложено приличное количество финансов и усилий, чтобы города соответствовали евротрадициям. Но все же чувствуется, что до введения санкций и закрытии границ с соседними Литвой и Польшей регион жил богаче и свободнее. Мне 3,5 дня вполне хватает, чтобы вдоволь погулять, насладиться атмосферой и красотами, возможно, самого европейского города России.

В обед 10 октября покидаем Калининград. В аэропорту Храброво условия досмотра не жесткие. Лишь откровенно огромные сумки оправляются в калибратор. Авиакомпания-лоукостер Smartavia за 2,5 часа доставляет нас в шикарное Шереметьево. Летим не напрямую, как это было раньше, а делаем крюк через Балтийское море и пролетаем рядом с Санкт-Петербургом. До вылета в Тегеран остается еще около 6 часов, а мы уже в аэропорту вылета. Хотя правильнее (да и дешевле) было бы прилететь во Внуково, а по пути в Шереметьево сделать вылазку на пару-тройку часов в Москве. Могли погулять, развеяться, поесть (вообще в разы дешевле), да и просто более интересно провести время, чем банально сидеть, спать или читать в аэропорту. Учитываем этот лайфхак на будущее.

Кстати, в этот раз мы путешествуем без габаритного багажа. С нами 2 сумки ручной клади типа «Победа», рюкзак и ноутбук. Удивительно, но немногочисленные вещи без проблем помещаются в этот кейс и их вполне хватает для комфортного трэвела. Ничего тяжелого и лишнего с собой мы не носим.

В день вылета отправляю пару контрольных сообщений в Тегеран по аренде отеля и авто. Обе брони подтверждаются и актуальны. Отлично, все организационные вопросы решены, поэтому с превосходным настроением и позитивными ожиданиями летим в Иран.

В этот раз наш туристический коллектив — это я (Ilya-42), супруга и двое детей (12 и 14 лет).

Музей янтаря в Калининграде.

Один из Хомлинов.

Кафедральный собор в Калининграде.

На Куршской косе.

Куршский залив.

Светлогорск.

Музей мирового океана в Калининграде.

День 1-й (11 октября 2022, вторник). Обмен валюты. Получение авто. Заселение. Сим-карта.

В столичном Шереметьево досмотр вещей серьезный. Вся ручная кладь проходит через калибратор 20х30х40, сертификаты на Ковид с QR-кодами тщательно просматриваются, иранские визы предъявляются. Вылетаем мы в полночь, рейс N4-723, авиакомпания «Nordwind Airlines». Самолет заполнен в лучшем случае на треть. Пассажиров славянской наружности менее половины. Мест свободных много, поэтому удается провести в горизонтальном положении большую часть полета. Удивительно, но к напиткам еще подаются ланч-боксы с горячим питанием, хотя лету всего 4 часа. В полете ничего не ломается, поэтому долетаем быстро и уже в 5:00 касаемся взлетной полосы международного аэропорта Тегерана.

Проходим по рукаву и на первом чек-поинте сразу предъявляем ковидные справки. Женщина в хиджабе, взяв одну в руки на полсекунды, к остальным трем даже не притрагивается. На паспортный контроль скапливается очередь. В окошко мы подаем только паспорта и визы. В загранники печати не ставятся, визы не просматриваются, никакие бумаги не выдаются. Пара минут бюрократических процедур, и мы попадаем на территорию Ирана.

Итак, что нам известно про Иран. Это исламская республика с населением в 83 млн. человек, что является 17-м показателем в мире. Территория страны также занимает 17-е место в мире и представляет собой в основном гористую местность. Иран имеет выход к Персидскому и Оманскому заливам, а также к Каспийскому морю. Персия одно из древнейших государств в мире. После исламской революции в 1979, страна уже более 40 лет живет под жесткими санкциями, что ограничивает ее контакты с внешним миром. Что не мешает Ирану входить ТОП-3 по добыче газа и ТОП-10 по извлечению нефти. ВВП Ирана 23-е позиция в мире, ИЧП — 65-е. Тем не менее, в стране уже какой год фиксируется двухзначная инфляция. Но внутренние товарные цены остаются все же невысокими. Иран очень религиозная страна, 85% которой мусульмане-шииты. Имея большое культурное наследие, туризм в Иране развит достаточно слабо. Хотя все предпосылки для этого есть огромные.

Деньги и обмен валюты

Время 5:20 (отличается от московского на 30 минут в большую сторону), и мы идем на встречу с представителем арендной автоконторы Saadat, которая назначена у кафе Amir Chocolate на 5.30. По пути к нам подходят местные ребята с мегасладким курсом обмена валюты. Это мошенники, на них не реагируем, а деньги меняем в аэропортовском обменнике, что на 2-м этаже в зоне вылета. Курс там вполне приемлемый.

До поездки, чтобы немного въехать в курс иранских дел, предварительно читаю Телеграм-канал «Иран TravelAsk». В Иране официальная денежная единица риал. На всех купюрах указаны числа именно в риалах. Но в жизни, как бы для простоты, употребляется денежная единица туман, которая равна одной десятой части риала. В природе тумана не существует, но цены в большинстве своем пишутся, да и озвучиваются в туманах. Бывает, что ценники указаны в риалах, поэтому надо переспрашивать цена в риалах или туманах. Плюс в большинстве своем все цифры будут написаны по-арабски (персидски), что еще дополнительно запутывает мозг. Для облегчения туристической жизни, я скачал приложение Arabic Calculator, которое сразу конвертирует наши числа в иранские и наоборот. Каждый день я использовал этот калькулятор, что существенно облегчало диалог с местными продавцами.

Обмен валюты строго по паспорту. Аэропортовский курс 31500000 риалов за 100 долларов. Сотрудницы почему-то принимают всего 400 долларов, хотя вижу, что местной наличности предостаточно. Для получения цен в рублевом эквиваленте риалы делю примерно на 5000. То есть 1 рубль = 5000 риалов = 500 туманов.

Аренда автомобиля в Иране

Основная часть путешественников арендуют автомобиль в Иране через сайт. Отзывы об этой конторе, в основном положительные, цены приемлемые, клиентоориентированность в норме. Ничего другого я не ищу и просто списываюсь с этими ребятами по номеру телефона, указанном на их сайте. В Иране большинство пользуется WhatsApp, а не более удобным Telegram, поэтому все общение через него. Списываемся на английском, отвечают быстро и понятно. Да сдают, да могут, да все сделают. Первый контакт с Саадатом сразу после покупки авиабилетов, второй за 9 дней до прилета. В этот раз я уже предметно заполняю стандартную форму: ФИО, контакты, даты начала и окончания поездки, желаемую марку, а также локации получения и возврата авто. Никаких депозитов не вношу, да и как это сделать, если в Иране своя платежная система, да и России в общем-то уже тоже. Контакт номер 3 — за 2 дня до вылета. Досылаю копию водительского удостоверения (розового, не МВУ), визы и авиабилеты. На следующий день я получаю такой финансовый расчет. День аренды стоит 22 евро или 24 монеты с учетом 9% налога. Платная дорога в аэропорт и обратно еще по десятке. Также дополнительно по 10 евро доставка и возврат автомобиля в/из аэропорт(а). Залоговый депозит 400 евро, пробег безлимитный. Итого 12 дней аренды обходятся мне в 328 евро, что при стоимости евро в 60 рублей с хвостиком, трансформируется в скромные 20 тысяч рублей.

Где-то в 5:40 встречаемся с арендодателем и сразу спускаемся на 2 этажа ниже. На платной парковке садимся в авто. Цена аренды озвучивается в 340 евро. На взявшиеся откуда-то 12 евро, не обращаю внимания. По предварительной договоренности расчет провожу не в евро, а в долларах. На тот момент курс доллара даже на 1-2% выгоднее европейской валюты. Залог в 400 монет также оставляю долларами. Договор аренды заполнен и распечатан заранее. Обязательно делаю фото и видео авто. Крупных следов ДТП не вижу, зато мелких царапин по кузову хватает. Процесс приемки авто занимает минут 7-8, идеально.

В свое распоряжение мы получаем автомобиль Iran Khodro Samand LX 2020 г.в., производство исламской республики Иран. Коробка механическая 5-ступенчатая, привод передний, объем двигателя 1,8 л или 100 л. с. Пробег на начало пути 68168 км. Салон чистый и ухоженный, кондиционер холодит исправно. Передние стеклоподъемники автоматические. Из мультимедиа только радиоприемник с входом под флэш-карту. Резина местная и в нормальном состоянии. Бак заполнен на четверть. По сути Samand — это аналог французского автомобиля Peugeot 405, который выпускается в Иране без существенных изменений, с 2003 года и по сей день.

Почему выбрал пал именно на этот автомобиль? Все просто: если и погружаться в страну, то по максимуму. Альтернатива — французские или корейские автомобили, были протестированы мною доселе неоднократно. Да и когда еще будет шанс покататься на иранце?

Навигация

В этот раз основным навигационным средством стал 10-дюймовый планшет Teclast M30 с аккумулятором на 7500 мАч. Очень удобно пользоваться 25 сантиметрами, вместо привычных 15-ти. Смартфон же занял место второго и запасного гаджета. На обоих устройствах уже лет 10 как установлено бесплатное приложение Organic Maps (бывший Maps.me) с предварительно загруженными картами Ирана. Интернет для приложения в поездке по-прежнему не нужен. Десятки точек желаемых мест посещения проставлены в Органике заранее.

Все же автомобильные и пешеходные треки фиксировались на туристический трекер-навигатор eTrex 20 от Garmin.

Про дорожный трафик

Едем сразу заселяться в гостиницу. От аэропорта до нее около 60 км. Вначале идет разряженная трасса, потом начинается пригород, а потом и сам город. Что сказать о движении в Тегеране? Если одним словом — это просто п…ц. Даже Москва, с ее, как бы, пробками, это отлаженный механизм швейцарских часов. Цена литра бензина всего 30000 риалов (6 рублей). Этим и объясняется наличие на улицах иранской столицы десятков тысяч авто, какого-то безумного количества байков и прочих средств передвижения. Вьетнам и прочие Индии меркнут на фоне Тегерана. Наличие красного сигнала светофора вовсе не причина остановиться и прекратить движение. Пропустить пешехода — нет такой опции. Движение поперек потока, по диагонали или к тебе навстречу — да это практически узаконено. Наличие броуновского движения пешеходов или восточных ребят с разными тележками — добавляет перца в ощущения водителя. Движение по рядам, с соблюдением знаков и прочих ПДД тоже не про Иран. Полицейские, конечно, есть, но их функция точно не про соблюдение закона. В общем, вождение автомобиля по столице Ирана — это тот еще экстрим максимального уровня. Видимо, как раз под него и заложен гарантийный депозит в 400 евро. Причем, как бы ты аккуратно и внимательно не ехал, от тебя зависит, увы, далеко не все, и мелкое ДТП с твоим участием просто вопрос времени. В 7 утра город уже весь на ногах, многомиллионная жизнь бьет ключом.

Взял бы я авто для покатушек в Тегеране в следующий раз? Ну, не знаю, но 100 раз подумал бы. Облегчает оно жизнь туриста или, наоборот, создает сложности. В городе отлично ходит метро. Но даже если нужно посетить, как нам, 3-4 локации за день, проще и точно спокойнее взять такси. Многие туристы советуют пропустить Тегеран и сразу двигать на юг страны. Пожалуй, не соглашусь. Без 13-15 миллионного Тегерана впечатления об Иране точно будут обрезанными. Хотя, как вариант, оставить столицу на заключительные день-два — это допустимо.

Мы же двигаемся к отелю, который расположен в центральной части города, недалеко от комплекса Голестан. По пути делаем стоп около главного символа столицы Ирана — башни Азади (Azadi Tower). Но даже тут мы, светлокожие путешественники, вызываем неподдельный интерес со стороны местных жителей. Начинаем понимать, что Иран не сильно избалован заграничными туристами и чем дальше от столицы, тем сильнее это будет проявляться.

Часа 2-3 пути, и только к полудню мы добираемся до отеля. Причем точка на карте Organic и GPS-координаты с сайта отеля — это совершенно разные вещи. Приходится побродить по району, пообщаться с местными, чтобы найти вход в отель. Погрешность метров в 80 при малоэтажной застройке вносит сумятицу.

Столичный Khayyam Hotel состоит из 3-этажного корпуса, небольшой столовой и обладает собственной территорией, на которой за закрытыми воротами красуется бесплатная парковка. Номер с 4 спальными местами стоит 46 евро в сутки. Ну, или за эти же деньги можно взять два двухместных номера. За 2 дня проживания я отдаю 100 долларов. Здесь и во всех иранских гостиницах завтрак, как правило, включен. Солидная женщина на рецепшене объясняет, где можно заиметь местную сим-карту. Пока же мы подключаемся к отельному Wi-Fi.

Сим-карта и мобильный Интернет

Пару часов отдыхаем и отправляемся к ближайшей станции метро Хомейни. По предъявлению паспорта, за 20 минут нам оформляется сим-карта от оператора Irancell с 20 Гб на борту. Стоимость 600000 риалов или 120 рублей. Но мобильное счастье длится недолго. Если в салоне связи Интернет работает нормально и сайты грузятся, то по возвращении в отель Интернет заканчивается. Причина банальна. В это время в Иране проходят протесты в связи с гибелью местной девушки, нарушившей дресс-код. Ближе к вечеру по всей стране мобильный Интернет отключают, и он возобновляет свою работу только ближе к полуночи. Спасает положение отельный Wi-Fi, но и даже с ним, если сайты еще и работают, то с мессенджерами беда. Для их запуска нужен VPN. Да, все это, конечно, известно и до поездки. Но когда из трех предварительно установленных, и вроде самых надежных, ни один не заработал, начинается новый виток решения проблем. Сыновья поочередно перебирают и пробуют различные VPN. Причем один VPN может работать на Xiaomi и не работать на Samsung. Playmarket в Иране также не доступен, поэтому ситуацию спасают только торренты. А на следующий день вроде работающий VPN может неожиданно слететь и квест повторится снова. В общем, с Интернетом веселье каждый день.

Забегая вперед скажу, что на следующее утро иранская сим-карта перестает работать. Смс информирует о наличии каких-то проблем с моими паспортными данными. Салон связи положение исправить не может. Нужно ехать в офис к официалам. Но ни сегодня, ни на следующий день добраться до них не получается. Живем пока на отельном вайфае.

Мы же вечером успеваем прогуляться до Голестана, но он уже закрыт. Ужинаем в местном фаст-фуде. Подкупаем несколько упаковок питьевой воды и газировки типа Pepsi-Fanta-Sprite. Также набираем несколько пакетов фруктов. Все очень дешево. Несколько гранатов идут по 100 рублей за кучку. За 1,5-ку Колы отдаем 30-ку. И все в таком духе.

Ближе к полуночи засыпаем. Первый, очень событийный и самый сложный день в Иране, закончен. Мы взяли в аренду авто, поменяли валюту, заселились в гостиницу, заимели сим-карту и отстроили VPNы. План на день выполнен полностью. Автопробег составляет 76 км.

Пункт обмена валюты в аэропорту Тегерана.

Текущие курсы валют.

Взятый в аренду автомобиль Iran Khodro Samand LX 2020 г. в.

Символ столицы Ирана — башня Азади (Azadi Tower).

Она же.

В парке, напротив башни Азади.

Еще раз башня Азади.

В сантиметрах от капота.

Одна из мечетей около нашей гостиницы в Тегеране.

День 2-й (12 октября 2022, среда). Первые достопримечательности в Тегеране

Ровно в 8:00 мы на завтраке. Он континентальный и достаточно скромный: по паре яиц, масло, джем, 2 пакетика чая на чайничек и очень вкусные местные хлебные лепешки.

В 9 утра отправляемся на осмотр достопримечательностей. Первая из них — бывшее посольство США (Former Embassy of the United States), где в 1979 году были захвачены 66 американских заложников, что стало началом разрыва дипломатических отношений Ирана и США. Стены исписаны граффити и периодически оскверняются. Мрачноватое, конечно, место.

Следующая точка мост Табиат (Tabiat Bridge) — это крупнейший виадук, соединяющий 2 парка столицы Талегани (Taleghani Forest Park) и парк Аб-о-Атеш (Ab-o-Atash Park). Внизу под мостом в 50-70 метрах проходит автомобильное шоссе. А с самого Табиата открывается изумительный вид на горы. Тегеран, кстати, и так расположен на высоте 1600 м над уровнем моря. Утром мы единственные посетители моста. Даже приходится попросить охранников, чтобы сделать несколько групповых фото. Около 1,5 часа гуляем сначала по одному, а потом и по второму парку. После чего перемещаемся в 3-ю локацию.

Это подножие горы Точал (Tochal), расположенной на севере Тегерана. Точал — небольшая горнолыжная зона, откуда открывается виды на мегаполис и округу. На гору ведут 2 канатные дороги. Эта локация чем-то напоминает и похожа на Эльбрус в Терсколе. Оставляем авто на парковке перед воротами и поднимаемся вверх к началу подъемников. До них почти 2,5 км пешком мы проходим по асфальтированной дороге. Почему сюда нельзя подъехать на авто? Загадка.

Потратив, почти час, на пешеходный подъем, наверху получаем жесткий облом. Канатная дорога в это время года закрыта на ремонт. Наше желание, подняться на красочную и снежную высоту 3900 м, не сбывается. Слабым утешением служит подъем на бугельной канатке до первой смотровой площадки. Мы набираем высоту со 1920 до 2150 метров. За подъем-спуск отдаем 1,05 млн. риалов (210 рублей) с каждого. Наверху есть небольшое кафе, где в тени деревьев можно почаевничать, отдохнуть и сделать несколько фото. Что мы, без особой радости, и делаем. Кстати, сайт у горнолыжного комплекса вроде есть, но работа его не регулярна, поэтому заранее узнать, принимает он гостей или нет, не представляется возможным.

А погода в это время года просто изумительная. За бортом +25-28С днем с понижением до +21-23С вечером. Мы ходим в майках, летних брюках и сандалиях, шорты надевать пока не рискуем. Хуже всего супруге, она облачена в джинсы, тунику ниже колен и обязательный платок! Дресс-код жесткий, особенно для женщин. Для иностранцев исключений нет. Ни о каких открытых блузках или юбках речи, понятное дело, не идет. Хорошо хоть не требуется носить хиджаб. Зато в нанесении декоративной косметики иранские девушки отрываются по максимуму.

После Точала мы перемещаемся к следующей столичной знаменитости — башне Милад (Milad Tower). До нее 11 километров, которые проскакиваем всего за полчаса. Башня Милад с высотой 435 метров является самым высоким сооружением в Иране. На высоте 276 м находится панорамный вращающийся ресторан. Наверх мы уже не поднимается. На город, погрязший в туманной дымке и смоге от выхлопных автомобильных газов, мы посмотрели с предгорья Точала. Зато дегустируем местное очень вкусное мороженое и, естественно, кофеек. Шоколад к кофе идет бонусом. Российское мороженое, как всегда проигрывает любому зарубежному. Вся кулинарная радость обходится менее полутысячи рублей. Гуляем также по местному парку, после чего двигаем к авто.

До гостиницы вроде не далеко, всего 7 км, но мы попадаем в жесткую вечернюю автомобильную пробку. Город стоит колом. Каждый день примерно в 17 часов на улицах начинается нешуточная движуха. Это протестующие ребята собираются в группы и начинают создавать угрозы. В руках у многих щиты, дубинки или автоматы с пейнтбольными шариками. Снимая дорожный трафик и попав под объектив нашей камеры, один из автоматчиков-мотоциклистов делает пару выстрелов в наше авто. Остаются следы на правой двери и боковом зеркале. Тревожно. Камера снимать дальше отказывается. Так со следами от шариков мы и ездим пару дней. Потом аккуратно все смываем. Протестующей братве противостоят силовые структуры. Они стоят длинными колоннами в стратегических локациях и «давят» лишь внешним видом. Жестких стычек пока не наблюдаем. Но в это время и до 22 часов вечера центральные улицы города точно не для туристических прогулок.

Где-то с середины августа отечественный МИД предостерегает российских туристов от посещения Ирана. На туристических форумах этот вопрос постоянно муссируется. А если не лезть на рожон и специально не посещать места заварушек, то всего этого можно и не заметить. В остальных городах Ирана с протестами мы не столкнулись. Банальное проявление здравого смысла и благоразумия подтвердит, что Иран абсолютно безопасная для туризма страна.

С наступлением темноты, то есть с 18-19 часов, дикая торговая суета стихает. Сотни тысяч коммерсантов закрывают свои лавки до утра. Мегаполис немного затухает, и можно уже относительно спокойно перемещаться по городу пешком. Мы же посещаем ближнюю харчевню, оставляя за ужин менее 5 млн. риалов (1 тыс.). Далее гуляем в одном из городских парков, подкупаем продукты, восточные сладости, пьем много жидкости.

Кстати, насчет алкоголя в Иране полный запрет. Если в Эмиратах еще можно найти пару-тройку алкомаркетов в укромных места, то тут полный ноль. Его не продают совсем и нигде (подпольный в расчет не беру). Альтернативу составляет безалкогольное пиво (Islamic beer) всевозможных фруктовых вкусов. Но его пьют даже дети. Дегустирую пару напитков. В общем, фанатом иранского пива я не становлюсь. Так что Иран — это «100% no alcohol». Зато всю поездку отпиваемся вкусным иранским чаем. О, с ним тут полный порядок.

Где-то в ближе к 21:00, уставшие, возвращаемся в номер. Пару часов по удаленке делаем свои домашние дела. С настроенными VPNами сайты прогружаются, мессенджеры читаются. Скорость, нормальная. Хорошо, что отельный Wi-Fi исправно работает, мобильный так и стоит на приколе.

Дневной автопробег составляет 52 км. Пешком нагуливаем почти 14 км.

Бывшее посольства США в Тегеране.

Тысячи портретов героев революции 1979 г по всему Ирану.

Стена вывшего посольства США в Тегеране. На нее постоянно мочатся.

Перед мостом Табиат (Tabiat Bridge).

Парк Талегани (Taleghani Forest Park).

Вид на горы Тегерана с моста Табиат.

Парк Аб-о-Атеш (Ab-o-Atash Park).

Мост в парке Талегани.

Кинотеатр в парке Талегани.

Десятки тысяч подобных мотоциклов на дорогах Ирана.

Огромные часы около моста Табиат.

Иранский автопром составляет почти 100% автопарка страны.

Различные вариации иранского автопрома.

Saipa Tiba.

Renault Tondar. Тоже производится в Иране.

Редкий гость.

Редкий гость-2.

Знак «Остановка запрещена» под угрозой эвакуации ни к чему не обязывает.
Десятки машин в зоне его действия нарушают ПДД. Обычное явление

По пути на гору Точал (Tochal).

Флаги Ирана повсеместно.
Флаг Иран содержит наибольшее количество символов, среди всех флагов мира.
Фраза «Бог велик», повторенная 22 раза — намек на Исламскую революцию.

Высота 1900 метров над уровнем моря.

Бугельная канатная дорога на гору Точал.

Постоянный смог над Тегераном.

Самое высокое сооружение Ирана — башня Милад (Milad Tower).

В кафе Милад 550 тыс. риалов (110 руб.)

В сравнении с Москвой, курят в Иране крайне мало.

Оригинальные солнечные часа около башни Милад.
Числа отражаются от «хитрых» зеркал.

Новостройки Тегерана на окраине города.

Забавные фигурки в парке около башни Милад.

Просто красивая рамка.

Вечерние километровые пробки в Тегеране.

Безалкогольное пиво. Все цены в большинстве своем на арабском.

Не везде есть «евротуалеты». В гостинице есть выбор. Бывает и одна «дырка в полу».

День 3-й (13 октября 2022, четверг). Тегеран-Кум-Кашан

Сегодня по плану мы покидаем столицу Ирана и двигаем на юг страны. Посещение Голестана оставляем на обратную дорогу, а вместо него с утра заезжаем в мавзолей Хомейни (Mausoleum of Ruhollah Khomeini). Это грандиозное сооружение и памятник-усыпальница, посвященная лидеру исламской революции и первому Высшему руководителю Ирана великому аятолле Рухолле Мусави Хомейни. Сам комплекс площадью 150000 м2 просто огромен и шикарен. В его создание вложено более 2 млрд. долларов, а строительство продолжается уже четверть века. Роскошь чувствуется повсеместно. В сам комплекс мужскую часть пускают без проблем. Вход бесплатный. Но для прохода внутрь приходится сдать в гардероб обувь, пройти рамку и серьезный тактильный досмотр.

На обход самого мавзолея и его округи тратим минут 50, после чего выдвигаемся на сторону города Кума. До него около 150 км.

А стрелка бензобака уже почти на нуле. Пора бы пополнить запасы топлива. Органик показывает в окрестностях не так-то много АЗС. Еще меньше встретится по пути следования, поэтому едем до ближайшей. Она синяя, значит газовая, не подходит, нам нужна красная. Задаю еще одну точку. В это время местный таксист на Saba Saipa любезно предлагает и провожает нас до бензиновой АЗС. С точкой на навигаторе эта станция совпадает. До полного бака входит 53 литра, за которые я отдаю почти 1,7 млн. риалов (340 руб.). Еще раз: полный бак — 340 рублей!

Про дороги

Некоторое время мы едем по бесплатной трассе. Она практически пустынна, качество дороги отличное. Постепенно перебираемся на платный автобан. Он уже 6-полосный с асфальтом, еще более шикарного качества. Впрочем, здесь, как и далее по всему Ирану, к состоянию дорожного полотна вопросов нет. Оно почти везде в полном порядке. Ограничения скорости 120 км/ч для легковых автомобилей, 110 км/ч для автобусов и грузовиков. Вдоль дороги достаточно часто встречаются беседки с местами для отдыха, а также большие комплексы с гостиницами, АЗС, туалетами и мечетями. Плотность дорожного трафика средняя, ехать одно удовольствие. А вот культура вождения иранцев… могла быть и лучше. Для нас грузовик, на средней полосе, при абсолютно пустой правой, редкость. Тут же это достаточно частое явление. Или почему легковой тихоход не займет крайнюю правую полосу, ведь дорога одинакова, хороша по всей ширине полосы. А вот Саманд с двигателем хоть и 1800 см3, но со 100 лошадками едет не так бодро, как хотелось бы. Да, старый двигатель, да, отвратительный бензин, но рассчитывал я все же на иную динамику. На трассах компанию мне в 95% составляют аналогичные иранские авто с еще более лохматыми годами выпуска, поэтому обгоны крайне медлительны и не динамичны. Хотя поток и едет 100-110 км/ч, раскручивая двигатели под 4000 оборотов.

Итак, в 10:30 мы уже паркуемся на подземной стоянке самого религиозного города Ирана. Это миллионный Кум — священный город шиитов, в котором располагается большой религиозный центр. В Иране большая часть мусульман принадлежит именно этому направлению ислама. Мы же с парковки поднимаемся на лифте и оказываем в начале огромной площади. Это единый комплекс с построенными 8 мечетями и молитвенными зданиями, который можно обойти, не выходя на улицу. Но главная достопримечательность — это, конечно мавзолей Фатимы Масуме (Fatima Masumeh Shrine) с гробницей внутри. Богатство и роскошь зашкаливает: золотые купола, красочные минареты, миллионы расписных плиток, десятки миллионов зеркальных кусочков. Красота неописуемая. Вокруг представители духовенства и тысячи молящихся мусульман. Очень святое для иранцев место. Зайти на территорию можно в подобающем одеянии, пройдя жесткий досмотр. Вход бесплатный. Здесь, как, впрочем, и во всем Иране людей фотографировать запрещено, и женщин в особенности. В общем, гуляем с раскрытыми от убранства и роскоши ртами, потихонечку фиксируем красоты Кума.

По плану в Куме мы запланировали посетить лишь это знаковое место, а большую часть дня провести и переночевать в Кашане, поэтому двигаемся дальше в Кашан. До него около 120 км, такого же шикарного 6-полосного автобана. В районе 15 часов мы заезжаем в 200-тысячный Кашан.

Про аренду гостиниц

Как в Тегеране, так и в Кашане и далее в Исфахане, отели мы бронировали через сайт. Выбирали 4-местный номер, цены на который варьировались в диапазоне от 40 до 80 евро. Кстати, иранское жилье бывает 2-х видов. Это классический европейский вариант многоэтажного здания с лифтом и номерами коридорного типа. И традиционный иранский, представляющий собой дом, как правило, прямоугольной формы, по периметру, которого расположены номера. В середине здания двор, обычно с фонтаном, столами-стульями, топчаном и накрытый навесом. Скорее всего раньше в подобных домах жили зажиточные иранцы, после чего особняк был переоборудован в гостиницу. Такие дома, как правило, 2-этажные.

У отелей, если и есть адреса, то они какие-то мудреные, и не особо понятные, поэтому на сайте просто указывают GPS-точку с координатами здания. Перенося восьмизначное число с местоположением отеля в навигатор Organiс, в лучшем случае получаешь точку на этом доме. Или на соседнем. А с учетом того, что строения в Иране весьма специфичны, то можно долго ходить по частному сектору с бесконечными заборами, чтобы найти вход в отель. Розыски отеля превращаются в целую поисковую операцию. Успехом оной будет обнаружение таблички на здании, надпись на которой должна совпасть с названием отеля на сайте. Можно, конечно, спросить у местных название отеля по-английски. Но, увы, пару раз это лишь усугубляло ситуацию.

В Кашане все прошло ровно по сценарию, описанному выше. Спустя минут 15-20 хождений, заветная табличка была найдена, но отель оказался закрыт. Причем хорошо так закрыт, уже несколько дней, а то и недель. Так что полученное подтверждение о брони иранского отеля ничего не означает. Но это до нас это доходит чуть позже. В иранские отели наши бронирования могут просто не доходить. Сайт вроде есть, но система не работает.

Уже стали возвращаться обратно к автомобилю, как наткнулись на обычную старую, но увесистую деревянную дверь в глиняной стене с надписью «Atlasi Kashan Hotel 2*». Позвонили в звонок, дверь открылась автоматически, зашли внутрь. Нашему взору предстал роскошный, традиционный иранский гостиничный дом. Немного торгов и за 4-местный номер площадью 30 м2 с европейским туалетом за ночь я отдаю 60 долларов. Дополнительно наличных риалов пока не наменял, поэтому снова рассчитываюсь американской валютой. Ее принимают, хотя и без особой радости. При заселении в гостинцы я всегда просил скидку, и каждый раз ее с улыбкой предоставляли. Дисконт, как правило, составлял процентов 5, иногда давали 10-ку.

Мы же, после заселения и душа, выдвигаемся на прогулку. В это время года темнеет в 18:30, поэтому надо успевать смотреть красоты по светлоте. До чего не дотягиваемся, переносим на раннее утро. Недалеко от отеля древняя 700-летняя мечеть Agha Bozorg Mosque. Вход бесплатный.

Посещаем также бывшую баню Султана Амира Ахмади (Sultan Amir Ahmad Bathhouse). Конечно, поднимаемся на крышу. Откуда открывается шикарный вид на весь Кашан. Перед самым закрытием успеваем еще в древний дом Боруджерди (Borujerdi Historical House) с оригинальными багдиром, являющимся прообразом кондиционера. В подобных домах раньше жили местные олигархи. Хотя наш отель не сильно-то и отличается от этого особняка. Билеты и в баню и в дом обходятся по 500 тыс. риалов (100 рублей) с человека. Интересные сооружения с духом старины.

Дальше минут 30-40 тратим на поиски ресторана. Просто идем по точкам в Organic с названием кафе-ресторан. По факту это либо кофейня, либо, в лучшем случае, фастфуд. Найти обычный ресторан (любой) в центре одного из туристических городов Ирана не тривиальная задача. Уже просто, идя по улочкам старого города, по запаху, на удачу спускаемся вниз по лестнице. Йо, а там, в подвале, на нашу радость и есть ресторан. Трапеза состоит из риса с курицей, двух видов кебабов, куриного супчика и пары салатов. Плюс подается чайник чая с тем самым мега сладким желтым комковым сахаром, со вкусом из детства. Ужин обходится менее чем в 900 рублей. Неподдельный интерес вызывает большой стол с флагами различных стран. На время ужина наш триколор вынимается из 2-й береговой линии и ставится к нам на стол. Необычный комплимент.

Про общение с иранцами

Остаток вечера гуляем до древнего форта и городского парка. Некая местная девушка с парнем знакомится с нами и угощает воздушным рисом. При слове «Russia» расплывается в улыбке и приглашает в гости. Вообще, иранцы, с кем пришлось общаться за полторы недели, предстали крайне дружелюбными ребятами. Следов агрессии не наблюдалось, искреннее дружелюбие и радушие сопровождали каждую беседу. Не проходило ни дня, когда после слов «Руссия», я бы не слышал фамилию нашего президента. Следовали рукопожатия в знак того, что Россия становится лучшим другом Ирана. Молодые иранские ребята частенько владеют английским языком и нормально так могут пообщаться. Во всех гостиницах уровень знания языка, естественно, еще выше. Способ же общения в магазинах, на рынках и базарах — это смартфонный калькулятор с волшебным приложением. Здесь, в общем, как и везде.

За сегодняшний день мы увеличиваем показание одометра еще на 280 км. Пешком проходим не более 10-ки.

Мавзолей Хомейни (Mausoleum of Ruhollah Khomeini).

Гроб Хомейни. Внутрь можно просунуть купюры, коих там сотни.

Внутри мавзолея.

Слева — текущий высший руководитель Ирана (Рахбар) Али Хаменеи с 1989 года.
Справа — сам Рухолла Хомейни (с 1979 по 1989 годы).

Комплекс Хомейни.

Мужской вход в комплекс.

Остатки от шарика на Саманде.

Дорога от Тегерана на юг страны отличного качества.

Десятки подобных надписей по всей трассе на горных склонах.

Впереди зона отдыха со всем необходимым (АЗС, мечеть, автосервис и т. п.)

Одна из красивых мечетей на трассе.

Комплекс в Куме.

Почетные старцы в Куме.

Местный колорит.

Тоже Кум.

Мавзолей Фатимы Масуме в Куме (Fatima Masumeh Shrine).

Внутреннее убранство.

Марсианские пейзажи по дороге из Кума в Кашан.

Обычная восточная загрузка.

Рецепшен отеля Atlasi Kashan Hotel 2* в Кашане.

Внутренний двор отеля Atlasi Kashan Hotel 2*

Санузел отеля.

Невзрачный вход в отель Atlasi Kashan Hotel 2*.

Дух старины.

Обычные ухоженные улочки старого города в Кашане.

700-летняя мечеть Agha Bozorg Mosque в Кашане.

Сет Джавад ан-Нама, великий человек из Кашана.

Многовековая красота.

Тоже мечеть Agha Bozorg Mosque в Кашане.

Сотни лет старине.

Восточные сладости на улицах Кашана.

А, сфотай нас тоже!

На крыше бань Султана Амира Ахмади (Sultan Amir Ahmad Bathhouse).

Внутри бань.

Исторический дом Боруджерди (Borujerdi Historical House).

Внутри дома Боруджерди.

Очень красиво.

А это уже двор «нашего» отеля.

Вот такие места сбора сигарет в Иране.

Тот самый желтый сахар.

Примерный набор блюд.

Очередная мечеть в Кашане.

Внутренний двор нашего отеля при ночной подсветке.

День 4-й (14 октября 2022, пятница). Досматриваем Кашан и переезжаем в Исфахан

В 4:30 раздаются звуки муэдзина, плюс чирикающие птички намекают, что в Иране можно начинать день и в такую рань. Завтрак начинается в 8:00, поэтому мы его пропускаем и уже в 6:30 утра покидаем гостиницу. Предварительно с рецепшена забираем наши 4 загран паспорта, оставленные вчера в качестве залога. В Тегеране, здесь в Кашане и далее, во всех гостиницах Ирана это обычная практика. Причем нужно оставлять все 4 паспорта, одного или двух недостаточно. Видимо, все же делается регистрация туристов.

Центральную мечеть Кашана (Kashan Central Mosque) смотрим снаружи. Мавзолей шаха Аббаса (Mausoleum Shah Abbas) на реконструкции. Зато главная достопримечательность города в 8 утра уже открыта — это очередная святыня и мавзолей Муххамада (Mohammad Helal Shrine). Сооружение неземной красоты, покрыто снаружи блестящей мозаикой зелено-желтых оттенков. Внутри храма также сотни тысяч зеркальных и переливающихся кусочков мозаики. Это сколько надо было потратить времени, чтобы уложить плитку размеров в 1-2 квадратных сантиметра? Вход бесплатный. Внутрь можно свободно заходить и не мусульманам. На территории мечети десятки захоронений. Надгробные надписи нанесены прямо на поверхности тротуарной плитки. А сами могилы занимают 1-2-4-6 плиток и соответствуют, видимо, статусу усопшего.

В сад Фин (Bagh-e Fin), находящийся на противоположной стороне Кашана мы не заезжаем, а двигаем дальше на юг Ирана. Наша следующая цель — 4-й по численности город в Иране, 1,5-миллионный Исфахан, который считается самым красивым городом в стране. В нем мы планируем сделать небольшой отдых и останавливаемся на 2 ночи. Расстояние от Кашана до Исфахана около 200 км.

По пути в Исфахан съезжаем с основной дороги и двигаем в направлении древней деревни Абъяне (Abyaneh). При подъезде к Абъяне, на КПП отдаем по 900000 риалов (180 руб.) за каждого туриста. Также делаю стоп у около одного из местных домов. За 80 рублей подкупаем 4 огромных граната. Хозяйка считает эту сделку не совсем честной и добавляется еще 3 фрукта сверху. Гранаты, впрочем, как и яблоки, тут растут повсеместно. Сейчас у них разгар урожайного сезона.

В небольшом же поселении с характерно красным оттенком до сих пор поддерживается быт центрального Ирана, что делает Абъяне одним из туристических и культурно-этнографических центров страны. Мы же гуляем по хаотичным улочкам и поднимаемся в небольшую гору с видом на всю деревню. Чтобы развеяться от суетливого города, лучше места и не придумать.

От Абъяне до трассы 39 км. Дальше за участок с платной дорогой до Исфахана отдаем 40000 риалов (8 руб.). Вокруг горные пейзажи, и мы находимся на высоте около 1500 км (Абъяне на 2100 м). А сейчас мы едем строго на юг. Солнце нещадно жарит. Темные очки спасают глаза от бликующего асфальта. Хорошо, что кондиционер холодит исправно, добавляя к 30-градусной поездке комфорта.

Где-то в 13:30 подъезжаем к забронированному отелю. Но он не выглядит сильно жилым. Уже собираемся отходить от закрытых ворот, как подъехавший на велосипеде некий парень отворяет гостиничную калитку. Да, типа можем заселить, отвечает он. Поднимаемся на лифте на 2-й этаж. Мы в 3-этажном отеле абсолютно одни. Не понимаю, как такой огромный отель пустует? Но отсутствующий Wi-Fi точно причина искать другое жилье.

По пути сюда подмечаем некую гостиницу с туристическим автобусом на входе. Шикарный фасад отеля вызывает доверие. На стандартные вопросы про Интернет, завтраки и парковку получаем положительные ответы. Заселяемся в четырехместный номер, который обходится 67 долларов за сутки проживания. Выпавший, на удачу Setareh Hotel 3* в Исфахане, пожалуй, самый шикарный вариант за всю иранскую поездку. Дружелюбный швейцар почтительно отгоняет наше авто на частную закрытую парковку. К бесплатным пакетикам чая-кофе в номере прилагаются 4 бутылки холодной питьевой воды. Кондиционеры, холодильники, телевизоры, душевые наборы, тапочки — стандартные атрибуты всех гостиничных номеров.

Около часа отдыхаем с дороги и идем гулять по Исфахану. До главной достопримечательности города всего 600 метров. Это центральная площадь Имама Накш-э Джахан (Naqsh-e Jahan Square) и с территорией 89 гектаров, она в списке самых больших площадей в мире. Также она является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране. На ней располагаются дворец Али Гапу (Ali Qapu Palace), мечеть Шейха Лютфуллы (Sheikh Lotfollah Mosque) и мечеть Имама (Imam Mosque). Вход в последнюю стоит 1 млн. риалов. Если наскучило отдавать по 200 рублей, то можно зайти вместе с местными сбоку сооружения.

Дворец Хашт-Бехешт (Hasht Behesht Palace) сегодня почему-то закрыт, поэтому мы направляемся к следующей достопримечательности из ТОП-10 Ирана. Мост Сио-се-Поль (Алаверды-хана) более известный, как мост 33 арок (33 Pol Bridge) — это один 11 мостов через городскую реку Заянде-Руд. В это время года никакой реки, конечно, нет, «ловить» воду надо в феврале-марте. Зато мы как раз попадаем на закат и опускающуюся темноту, в ночной подсветке которой мост начинает играть новыми красками.

На мосту с нами постоянно здороваются. Пару раз наши групповые фото с иранцами отправляются в местные смартфоны. Даже трудно припомнить страну, где бы мы, носители светлой кожи, вызывали подобный ажиотаж. Может, только китайский Хайнань, и то при наличии маленьких светловолосых детей, несколькими годами ранее.

Днем я озадачиваюсь обменом долларов. Сотрудницы нашего отеля дружно направляют меня на улицу Sepah, где у местных менял я могу совершить выгодную сделку. Да, действительно, на этой улице имеется десяток предложений. Называю курс обмена, как в аэропорту. Один иранец соглашается. Сумму обмена набираем и фиксируем на 2 смартфонах. Он начинает отсчитывать наличные. Сразу пытается втюхнуть купюры в 50 тыс. риалов, вместо 500 тыс. Трюк с туман-риал не проходит. На обмен он должен выдать около 125 млн. с хвостиком. После 100 млн. начинается дополнительная торговля. Комиссия-скидка-налог и прочая хрень, целью которой вручить поменьше денег. А минут за 15 уже отсчитано пара-тройка пачек купюр. Я показываю сумму на смартфоне, мол, давай продолжай, добавляй монеты. Банкноты добавляются нехотя, кладется по 1-2 и снова по кругу тот же торг. Минут через 10-15 я сворачиваю этот балаган, обмен больше не произвожу… Неприятный момент.

Около часа мы проводим в ресторане на улице Hafez (на которой наш отель). Снова объедаемся от живота и укладываемся в скромные 5 млн. риалов (1000 рублей). Ну и второй раз за день гуляем по площади Имама. Сегодня пятница, а в Иране это выходной день. Иранцы постелили одеяльца и целыми семьями сидят прямо на траве. Пиво, чипсы, рыбка. Чай, лепешки, сладости составляют их нехитрый рацион. Рядом 5-литровые баллоны с газом, на которых периодически подогреваются жидкости. Прямо по площади молодежь гоняет на мотоциклах. На конных повозках катают всех желающих. Вонь, конечно, вокруг стоит знатная. Вот такой еще один восточный колорит. Но рядом красота неописуемая. Мечети при ночной подсветке еще более шикарны и восхитительны.

На том и заканчиваем сегодняшний вечер и вместе с тем наш 4-й иранский день. Ловлю себя на мысли, что Иран, несмотря на свою максимальную непохожесть, некоторые заморочки и нюансы, мне все же нравится. Завтра никуда далеко не едем, а продолжаем гулять и наслаждаться Исфаханом. За день же проезжаем 287 км. Так желаемые многими 10000 шагов в день набираются автомагически.

Закрыто на реконструкцию.

Мавзолей шаха Аббаса (Mausoleum Shah Abbas).

Мавзолей Муххамада в Кашане (Mohammad Helal Shrine).

Мавзолей Муххамада в Кашане.

Внутри мавзолея Муххамада в Кашане.

Внутри мавзолея Муххамада в Кашане. Сотни тысяч маленьких зеркальных плиток.

Все блестит и переливается.

Снаружи мавзолея Муххамада в Кашане.

Хлебная гора.

Погребение прямо на территории мечети.

Коврами застилается весь внутренний двор мечети.

Горы по пути в Абъяне (Abyaneh).

Остановились, чтобы подкупить гранатов.

Старые дома.

Сама «красная» деревня Абъяне.

Вид на Абъяне с противоположной горы.

Некоторые жилица еще не полностью разрушены.

Еще старое жилье.

Деревня Абъяне.

Газ в каждом доме.

Деревенский «транспорт».

Тоже транспорт.

Адекватное ограничение скорости.

Большинство надписей все же такие.

Конечно, такая рядность не соблюдается.

Крупнейшая пятничная мечеть Джами в Исфахане (Jami Mosque).

Тоже Джами.

Специи всех цветов.

Площадь Имама в Исфахане (Naqsh-e Jahan Square).

Вечером количество отдыхающий еще увеличится.

Мечеть Имама (Imam Mosque).

Мечеть Шейха Лютфуллы (Sheikh Lotfollah Mosque).

Современная иранская семья.

Ассортимент одной из торговых лавок.

Современный конь.

На площади Имама.

Десятки таких пикников.

Мост 33 арки (33 Pol Bridge). От реки не осталось ни капли.

Мост 33 арки на закате.

Так мост выглядит в начале весны. Фото с Интернета.

Девушки скрытно фотографируют нас. А мы открыто их.

Рис, курица, лимон, гранат, помидоры, зелень.

Классический чайничек с чаем.

Одна из десятков мечетей в Исфахане .

При ночной подсветке.

День 5-й (15 октября 2022 г., суббота). Еще один день гуляем по Исфахану

Утро начинается с обильного завтрака. Сегодня шведский стол с большим выбором из пары десятков блюд. Такой прием пищи, напоминающий турецкий безлимит, как обычно, сильно нравится детям. Я же налегаю на сладости и вкусные чай-кофе.

На улице, несмотря на середину октября, по-прежнему знойное лето. Уже в 8 утра температура давно перевалила за +25С градусов. И это еще мы в центре страны, дальше на юг жара будет только усиливаться.

Вопрос с наличными риалами еще открытый, поэтому я посещаю пару банков, с той же целью обмена. Но все отсылки вновь ведут к местным дельцам. Зачем тогда нужны банки? Пройдя и проехав несколько километров, обменных пунктов по пути мы тоже не встречаем. Восток — дело тонкое. Но запас наличности пока есть, поэтому сильно не суетимся.

Также остается неразрешенным вопрос и с сим-картой. Напомню, что мне прислали сообщение о некорректности паспортных данных, поэтому карта заблокирована и находится в нерабочем состоянии. По пути в парк Софе (Sofe) находим салон связи Irancell. Минут за 10 сотрудник вникает в суть проблемы и, отсканировав мой заграничный паспорт, берется за решение задачи. За дооформление документов отдаю еще 800 тыс. риалов (160 руб.). Как помните, сама симкарта обошлась в 600 тыс. Это расходные мелочи, главное решить телефонную проблему. «Карта должна заработать через пару часов» — через 15 минут радостно рапортует иранец. Хорошо, хочется верить.

В течение дня проходим еще пару мостов через пересохшую реку Заянде-Руд. Дальше посещаем парк Sofe и без работающего фуникулера немного поднимаемся в гору. Доходим до большого ветрогенератора. В этом месте трекер показывает высоту 2065 м. И отсюда открывается отличный вид на весь Исфахан. Иранские города, как правило, невысокой застройки, поэтому территории мегаполисы занимают огромные.

Далее посещаем армянский квартал Нор-Джуга (Nor-Juga (New Julfa) Armenian quarte) с Ванкским собором. Здесь, приложив немного усилий, можно подкупить самодельный алкоголь. Цена же входа на территорию классическая и составляет 1 млн. риалов (200 руб.).

Дальше как раз успеваем к началу шоу «Качающиеся минареты» в мечети Монари Джунбан (Monar Jonban). Где один из сотрудников раскачивает правый минарет, а левый минарет, расположенный на противоположной стороне, начинает тоже качаться в такт первому. Причем с той же амплитудой около полуметра. Диво-дивное не поддается разгадке, уже несколько десятилетий. Здесь же один из иранцев просит запечатлеть его с товарищами на фото-видео, а после выслать ему ролик на WhatsApp. Хорошо, беру номер его телефона и через пару недель, уже из дома отправляю ему контент. Он, конечно, немного поражен.

Пару часов дневной жары мы пережидаем в номере. В это время обычно подкрепляемся фруктами и различными восточными сладостями, которые продаются здесь на каждом шагу. С выпечкой в Иране все хорошо. А супермаркеты, как класс, физически отсутствуют, нет также магазинов «У дома». Мелкие магазинчики с витринами, типа ларьков из наших 90-х — вот лучшие местные маркеты.

Во второй половине дня автомобиль уже брать не хочется. Для разнообразия, ловим на улице такси и переезжаем в другую часть города. Поездка в 6,5 км обходится в 800 тыс. риалов (160 руб.). Сначала, естественно, ценник называется в 500 тыс. Не принципиально. Назад возвращаемся на метро. Почему-то нет кассира, а билеты можно купить, рассчитавшись только по местной карте, которой у нас, естественно, нет. Поэтому сумма в 25000 риалов (5 рублей) не оплачивается, и охранник пропускает нас бесплатно.

Кстати, в Иране своя платежная система MahCard. Наши карты «Мир» пока там не работают. В силу западных санкций не работают Visa и Mastercard. Так, что казахские карточки, полученные нами в поездке трехмесячной давности, не пригождаются.

Спустя полдня, мобильный Интернет свою работу так и не возобновляет. Гуляя по центру Исфахана, находим альтернативный салон связи. Здесь без паспорта, для всех желающих, выдают некую неофициальную симкарту. Стоимость 3,5 млн. (700 руб.), 15 Гб Интернета на борту. Берем. Минут 15 манипуляций по настройке от продавца, и мы снова счастливые обладатели мобильного иранского Интернета. Правда, через час весь Интернет в городе тухнет. Бля. Думаю, что проблема снова у меня, но нет, местные ребята также показывают свои нерабочие гаджеты. Кстати, смартфоны у всех достойные и достаточно современные. Многие ходят с айфонами. Причем официальных представительств ни Samsung, ни Apple в Иране нет. Параллельный импорт здесь развит очень давно и достаточно неплохо наполняет страну санкционными товарами. Цены на мобильные устройства соизмеримы с нашими, российскими.

Посещаем местный рынок около площади Имама. Вот, где настоящий восточный дух и колорит. Никакого прессинга или втюхивания товара нет. Все спокойно и солидно. Подкупаем пару безделушек и мы. Ужин проводим в том же ресторане, что и вчера. Еще пару часов гуляем по Исфахану, наслаждаясь теплой погодой и местными красотами.

Завтра по плану покидаем Исфахан и переезжаем в Йезд. Сегодня за день проезжаем всего 40 км и более 15 км нагуливаем пешком.

Переправились через реку Заянде-Руд. Все подошвы в мелких, острых колючках.

Еще один из 11 мостов реку через Заянде-Руд в Исфахане.

В парке Софе (Sofe).

По пути на гору Софе.

Высота почти 2 км.

В армянском квартале Нор-Джуга (Nor-Juga (New Julfa) Armenian quarte).

Качающиеся минареты. Раскачивают правый, а левый качается с такой же амплитудой.

Выслал фото-видео этим ребятам.

Некая рыба на ужин.

Одна из пешеходных улочек в Исфахане.

Очередная мечеть.

Торговые прилавки.

Рецепшен отеля Setareh Hotel 3* в Исфахане.

День 6-й (16 октября 2022, воскресенье). Йезд и окрестности

Как обычно, ранний подъем. Основная часть наших вещей «живет» в багажнике, поэтому сборы достаточно быстрые. Вот даже на секунду не могу представить, как наше путешествие сложилось бы без автомобиля. Намучались бы с перемещениями на такси-автобусах, посмотрели бы в разы меньше, про финансовую составляющую вообще молчу.

В 7 утра обильный завтрак. Выбор блюд немного отличается от вчерашнего рациона. Странно, что звездность этой гостиницы всего 3 балла. Шикарный внутренний интерьер в стиле под золото, ковры в коридорах и номерах, есть конференц-зал и частная парковка. Этот отель многим турецким и египетским четверкам дал бы фору. Я же сдаю пластиковую карточку. Дальше проверка номера и быстрый check-out с получением паспортов. Вчера, кстати, брал свой паспорт для банков, а потом пришлось вернуть его на рецепшен снова. Такие вот правила.

Только в 8 утра выезжаем из самого приятного города Ирана. От Исфахана до следующей нашей точки 260 км. После 10 утра утренняя прохлада сменяется палящим солнцем. Температура переваливает за 30-ку. Мы уже на 32-й северной широте.

По пути в Йезд заезжаем в небольшой город Мейбод. Там посещаем дом льда (Ice house). На входе в него встречаем русскоговорящего иранца. Оказывается, он 18 лет назад учился в Петрозаводске, а сейчас работает в Иране гидом для русскоязычных туристов. В данный момент Мехран проводит экскурсию сербам. Билеты стоят по 1 млн. (200 руб.), мальчишек он проводит бесплатно. Через дорогу от дома льда древний караван-сарай. Минут 20 прогуливаемся там. После чего перемещаемся к голубиной башне (Pigeon tower). Чем дальше от столицы и больших городов, тем Иран становится более настоящим, что ли. Хотя и так страна ни капли не попсовая. Этим-то она и цепляет за душу.

После Мейбода двигаем в зороастрийский комплекс Чак-Чак (Chak Chak Ardakan). Он находится в горах и до него 65 км, которые мы проезжаем по пустынно-гористой местности. Мы по-прежнему находимся на высоте 1500 метров. Вход в храм стоит классический 1 млн. риалов (200 руб.). Снаружи горный пейзаж просто восхитителен: голубое небо, высокие горы, песочная пустыня. Мне очень нравится.

Короткий перекус в одной из тенистых беседок, и мы продолжаем наше движение дальше в Херанек (Kharanaq old town). До него чуть больше 40 километров. Это древний полуразрушенный город, состоящий из нескольких десятков домов. По некоторым данным Херанеку чуть ли не 4500 лет. Он совершенно пуст, но сохранился в очень достойном виде. Складывается такое впечатление, что жили тут еще несколько лет назад. По постройкам можно полазить, пооткрывать окна-двери, в общем, в прямом смысле прикоснуться к старине. Херанек — одно из лучших впечатлений дня и поездки. Уезжать отсюда не хочется, поэтому пребываем в этой локации больше часа. Вход свободный.

Уже после обеда направляемся в сам полумиллионный Йезд, считающийся одним из древнейших городов Ирана. До него остается около 80 км. После двух обломов в Кашане и Исфахане я немного меняю тактику поиска жилья. Все на том же сайте iranhotels.online выбираю пару гостиниц с более высоким ценником и проверяю, чтобы в Органике эти отели тоже были на карте. Эта стратегия срабатывает. Мы сразу заселяемся в Pars Traditional Hotel 3*, расположенный у стен старого города, что в самом центре Йезда. Как следует из названия, это традиционный иранский отель с большим закрытым двором, топчанами, фонтаном и обустроенными по периметру комнатами. Автопарковка прямо у городских стен, здесь же на тротуаре. За ночь аренды отдаю 13 млн. риалов (2600 рублей). Завтраки также включены, но главное есть работающий Wi-Fi. В номере также четыре больших кровати и присутствует кондиционер, в общем, как и во всех посещенных нами гостиницах Ирана. Здесь же, у хозяина гостиницы, меняю еще доллары на риалы, пополняя запасы местной валюты. Курс 30 млн. риалов за 100 usd, что чуть менее выгодно, нежели в аэропорту Тегерана. В Йезде мы выдыхаем и снова делаем стоп в городе на 2 дня.

Душ, Интернет, часок отдыха. В 17 часов выдвигаем гулять по расставленным заранее точкам Йезда в старом городе. Зная очевидные проблемы в Иране с обычными кафе-ресторанами, сразу подыскиваем вариант для ужина. Индийский ресторан на крыше здания, конечно, имеет классный вид, но выбрать блюда не из чего, половина блюд в меню отсутствует. Обычно, в продвинутых ресторанах, каждое блюдо дублируется надписью на английском, а в самых продвинутых есть еще и фото яства.

В итоге трапезничаем в кафе одного из отелей. Ценник не сильно отличается, поэтому и мы снова укладываемся в 5 млн. риалов (1000 руб.). Гуляем по узким древним улочкам внутри старого города. Автомобили сюда не всегда попадают, а вот мотоциклисты в Иране гоняют везде. Хорошо, что некоторые достопримечательности успеваем посетить до темноты.

А Йезд, кстати, — родина фисташек. Килограмм орехов среднего размера обходится нам в 2 млн. риалов (400 руб.). Остаток вечера мы проводим в отеле. Под приятное журчание фонтана, гоняем чаи с лаймом, снятым с одного из уличных деревьев. Для радости туристов бесподобные чаи двух видов стоят в свободном доступе. Ну и, конечно, дегустируем свежие фисташки.

Рядом слышна английская речь, пара европейцев, дедок-индиец, есть и местные постояльцы. Минут 20 общаюсь с хозяином отеля. Газ и электричество субсидируется государством. Его коммунальные расходы за всю гостиницу составляют несколько десятков долларов в месяц. Средняя зарплата по Ирану 400-500 долларов, в Тегеране 600-700. Как обычно, интересуются про холода и сибирские морозы. Как вообще живем, при отрицательных температурах? Фотография, с запечатленными на градуснике -43С градусами, никого не оставляет равнодушными. Про зарплаты в России, про цены на продукты, про машины, про цены на жилье — иранцам интересно все. Для местных мы, туристы из России, почему-то видимся олигархами-миллионерами. К России отношение добродушное. Никакого негатива я не наблюдаю. Многие с нетерпением ждут, когда дружба между нашими народами окрепнет и туристов из России станет намного больше. Но мы пока здесь достаточно экзотические гости.

Сегодня добавляем к автопробегу еще 474 км. И как обычно не менее 10-ки «пробега» пешего.

Газовые запчасти?

Место для подаяний. Они по всему Ирану выполнены в одном дизайне.

Колоритный дядя.

Кафе около дома льда (Ice house) в Мейбоде.

Мейбод.

Караван-сарай в Мейбоде.

Он же.

Багдиры — древние кондиционеры. Мейбод.

Амфора с подсветкой.

Дороги везде почти идеальные.

Обычный иранский ежедневный пейзаж.

Зороастрийский комплекс Чак-Чак (Chak Chak Ardakan).

Зороастрийский комплекс Чак-Чак.

Марсианские пейзажи около Чак-Чака. Высота 1700 м.

Переломленный мост на соседней дороге. А русла рек все так же без воды.

Древний город (или большая деревня) Херанек (Kharanaq old town).

Постройки еще в отличной форме.

Узкие улочки.

Вид на горы и долину. Высота 1800 м.

Людей нет. Можно лазить где угодно. Рай для детей.

Херанек — достаточно приличных размеров.

Тоже Херанек.

А куда же без осликов?

Старый город в Йезде.

Обычные улицы.

И такая красота по всей стране.

Пятничная мечеть в Йезде.

Внутренний двор Pars Traditional Hotel 3*

День 7-й (17 октября 2022, понедельник). Отдыхаем в Йезде

Сегодня ровно середина нашей запланированной поездки по Ирану. Мы выдыхаем и набираемся сил перед 2-ой частью нашего путешествия. По предварительному плану, после Йезда у нас была заложена поездка дальше на восток Ирана. Точнее, в еще более древний Керман, с посещением одной из самых жарких пустынь планеты — Лут. Ну, а дальше классический обратный маршрут через Шираз. А если позволит время, то можно проскочить на юг до Персидского залива и прибрежного города Бушира. Теоретически за оставшиеся 6 дней можно было бы успеть и в Керман и в Бушир. Но перегоны между городами большие. Например, Керман — Шираз 570 км или 10 часов пути по гористой местности. Надо либо очень рано выезжать, либо поздно приезжать и ничего засветло не успевать смотреть. Также частью локаций все равно пришлось бы жертвовать, в режиме «галопом по Европам». Совершенно не хочется делать это в Иране. В общем, выбор сужается до — либо море, либо пустыня. Покатушки по пустыне Сахара у нас уже были, а вот моря никогда не бывает много. Поэтому с большим отрывом побеждает морское побережье Бушира.

Утро же начинаем с 8-часового завтрака. Сосиски, омлет, огурцы-помидоры, хлеб-лепешки, сыры, тосты, масла-джемы, чай-кофе, в общем, нормальный выбор для начала дня.

Ну, а дальше отправляемся на главную достопримечательность Йезда — «Башни молчания» (Tower of Silence). По пути смотрим автомагазины. Вчера пересекая одну разухабистую, грунтовую дорогу я где-то потерял колесный колпак Саманда. Но с тем количеством Самандов на дорогах страны, поиск запчасти видится мне небольшой проблемой. В центре города автомагазинов нет, зато попадается шиномонтаж. Объяснить местным слова «колпак» представляется достаточно сложным мероприятием, поэтому просто делаю его фото. Показываю снимок декора — мне показывают на шины. Отрицательно качаю головой, нет шины — мне не нужны. На одной из стен сервиса примечаю висячий колпак нужного фасона и размера. Показываю на него. Цена вопроса 300 тыс. риалов (60 рублей). Прошу закрепить его хомутами, а заодно и остальные 4 колпака. После чего молодой паренек становится счастливым обладателем купюры в 500 тыс. риалов (100 руб.). Я же закрываю текущую проблему.

Посещение «Башен молчания» обходятся с каждого по 1 млн. (200 руб.). Младшего сына в этот раз почему-то пропускают без оплаты. Сами башни — это древние зороастрийские руины, состоящие из двух холмов (мужского и женского), служившие для ритуала погребения. Поднимаемся на одну, потом на другую. Слышим здесь русскую речь и встречаем группу московских туристов. Стоимость 10-дневного тура начинается от 2500$ без стоимости перелета. Нам, пожалуй, вся поездка во столько обойдется.

На окраине Йезда проезжаем мимо большого торгового центра. Ну, надо же, не может быть?! Естественно, разворачиваемся и паркуемся около него. Незаполненный молл, состоит в основном из бутиков с турецкой одеждой. Мы же спускаем вниз по эскалатору в продуктовый супермаркет. Подкупаем полную телегу питьевой воды и прочих Кол-Спрайтов-Фант, также берем кое-что из продуктов. Магазин пуст, и мы привлекаем внимание секьюрити. С охранником завязывается разговор, который знает несколько фраз на русском и безостановочно говорит по-английски. Оказывается, у него подруга в Казани, но общаются они, к его сожалению, только виртуально. В качестве комплимента Шахин прикладывает свою дисконтную карточку сотрудника магазина. И так недорогие продукты достаются еще с 10-процентной скидкой.

По пути в отель, проезжаем аэропорт Йезда. Заезжаем для разнообразия и туда. Цель — узнать стоимость билетов на Киш и Кешм, известными курортными зонами которого являются эти два иранских острова. Билеты в аэропорту не продают, пункта обмена валюты тоже нет. Зато на информационном табло высвечиваются около десятка вылетов-прилетов в основные города Ирана. В Тегеран можно улететь почти каждый час, в Мешхед чуть реже, также есть рейсы и на остров Киш.

Как обычно, обеденную жару пережидаем в номере, а уже под вечер выходим на прогулку. Просто проходим через все знаковые места и точки, расставленные в Органике. Сегодня посещаются уже другие мечети, иные улочки старого города и главная площадь Йезда. Пешком идти назад уже не сильно хочется, поэтому возвращаемся на такси. На смартфонном Органике я задаю точку с нашим отелем. По построенному навигатором маршруту и едет водитель древнего Пежо. Рисковать, назвав просто имя отеля, я не хочу. Опытный иранец, может, и видит это приложение в первый раз, но прекрасно ориентируется в ситуации. За 2,5 км пути оставляю 200 тыс. риалов (40 руб.).

Вечер проводим на отельном топчане за чаепитием. Закрываем часть своих «рабочих» хвостов удаленно. Дети, без особой радости, пытаются не отстать от школьной программы. Да, лайтовый сегодня выдался день. На Саманде проезжаем всего 43 км, да и пешком проходим не более 10 верст.

Холодная часть ассортимента континентального завтрака.

Мечеть Амира Чакмака (Amir Chakmaq Mosque) в Йезде.

Храм огня (Fire Temple) в Йезде.

Восстановили потерянный колпак.

Башни молчания (Tower of Silence) в Йезде. Эта женская.

На территории пустыня и жара за +30С.

Места для отдыха, пока поднимаешься по лестнице.

Мужская башня.

О, супермаркет в Йезде.

Ассортимент пряностей.

Вход в наш отель в Йезде.

Местные школьники.

Вот такие памятники в Йезде.

Древний Mercedes. Сотни подобных на дорогах Ирана.

Одна из торговых лавок. Цены присутствуют.

Красота.

Ассортимент от нашего российского не отстает.

Очень вкусная выпечка.

День 8-й (18 октября 2022, вторник). Шираз и окрестности

Сегодня по плану ранний выезд, поэтому с вечера просим завтрак запаковать в ланч-боксы. В 6:10 получаем пластиковые контейнеры с провизией и отправляемся в путь. От Йезда до Шираза навигатор показывает 460 км и 9 часов пути. Но наша первая точка — древний город Персеполь (Persepolis) и до него 390 км. Дорога в основном 4-полосная и с таким же отличным качеством асфальта, как и во всем Иране. Иногда количество полос уменьшается до двух. Во многих местах продолжаются ремонтно-строительные работы. Горы сгрызаются, дорожное полотно расширяется. Попадается много строительной техники и грузовых «Мерседесов» с дизайном 80-х годов. От Йезда, находящегося на высоте 1200 метров, мы постепенно ползем все выше и выше. Горы же при утреннем восходе просто восхитительны. Через 70 км от Йезда проезжаем некий перевал. Тут трекер фиксирует высоту уже 2600 м. Ого, серьезно. Кстати, вот уже 8-й день в Иране, а мы так еще и не увидели ни одной реки. Встречаем только десятки пересохших русел. Реки с водой отсутствуют. Это немного удивляет. Через пару часов в одном из мест для отдыха делаем стоп и подкрепляемся отельным завтраком. В дороге (да и самолетах) очень сильно выручает 700-миллиграммовая термокружка, наполняемая горячим, чаем или кофе.

В 11 часов паркуемся около первой нашей сегодняшней достопримечательности. Это Персеполь — город, возникший 2500 лет назад, являлся одной из столиц огромной империи Ахеменидов. Объект также внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А сохранившиеся руины этого древнеперсидского поселения в списке главных достопримечательностей Ирана. Парковка по 500 тыс. (100 руб.), билеты по 1 млн. (200 руб.).

Заходим на территорию одновременно с несколькими туристическими группами. Можно присоединиться к русскоговорящему гиду и послушать все исторические нюансы. Мы же неспешно обходим всю территорию, вполне укладываясь за 50 минут. Организованные группы за это время успевают переместиться от входа метров на 300. Это точно не наш вариант. На выходе утомившимся на жаре туристам продают холодный гранатовый фрэш по цене 2 млн. за стакан (400 руб.). В городе аналогичный идет по 300 тыс. (60 руб.).

В 7 километрах от Персеполя находится следующий объект. Накше-Рустам (Naqsh-e Rustam) — археологическая зона, на территории которой некогда были похоронены известные правители Древней Персии. Гробницы персидских царей окружены крутыми скалами, возраст которых также несколько тысячелетий. Вход с каждого стандартный 1 млн. (200 руб.). Если честно, то объект не очень. Все основные фрески можно прекрасно посмотреть и не заходя на саму территорию. На обе точки мы тратим пару часов, после чего перемещаемся уже в сам Шираз.

Короткий стоп и фото около ворот Корана (Quran Gate), что на въезде в 1,5-миллионый город. Шираз — столица провинции Фарс и 6-й город Ирана по численности населения. Выбор отеля пал на Jahan Nama Hotel. Его также, как бы, бронировал через тот же сайт iranhotels.online. Но сотрудники отеля или не получают информацию с этого сайта или не проверяют. В общем, заселяемся как будто с улицы. Главное, что отель достаточно быстро находим, и он работает. Есть подземная парковка, Интернет и свободные места в 4-местном номере. Апартаменты обходятся в 8,5 млн. риалов (1700 руб., что менее 30 долларов). Причем они двухкомнатные, с отдельной кухонной зоной, точнее 3-комнатные за 14 млн. Но одну комнату сотрудник закрывает, да нам и двух светлиц за глаза.

Дальше стандартно: душ, часовой отдых, прогулка по знаковым местам города. А вот Шираз я бы поставил на 2-е место по красотам после Исфахана. Можно было в нем остановиться на 2 дня, вместо Йезда. Но тогда бы Йезд слабо посмотрели. Эх, сложная штука логистика. Да и рассуждать задним числом хорошо, когда весь путь уже пройден, понят и прочувствован.

На выходе из гостиницы, прямо из печи, подкупаем огромную горячую лепешку. Хлебная радость всего 20 тыс. (4 рубля). Давно хотели это сделать, но не хотелось выстаивать длинные очереди. До замка Карим хана (Arge Karim Khan) с большим мандариновым садом внутри, около километра. Его посещаем уже без особых эмоций. Вход также 1 млн. (200 руб.). На компактном базаре Вакиль (Vakil) подкупаем пастилу и выпиваем по очередному стакану гранатового фреша. Пара качественных футболок тоже приобретается без раздумий.

Я достаточно легко прохожу в зеркальный мавзолей Шах-Черах (The Stunning Shah Cheragh Mosque). Это главная святыня города, третье по значимости место паломничества в Иране. Вход бесплатный. Знаю, чтобы находится в этом месте, иностранцу нужен гид. Туристу приставляют местного сотрудника, поэтому оперативно обхожу все локации и снимаю фото-видео, пока никто не прилип. А вот чтобы попасть на территорию супруге, приходится дополнительно облачится в накидку. Причем зайти женщине в балетках и без носков нельзя (где их взять в +30С?), но после минут 15 переговоров с высшим начальством ее все же пропускают на территорию комплекса. Но в этот раз мы ходим под взором специального смотрящего сотрудника. Зайти внутрь мавзолея уже никак. В этом месте нас как раз накрывает темнота. При вечерней подсветке уровень красоты удваивается. Очень и приятное, душевное и энергетическое место.

Для разнообразия спускаемся в метро и пару станций проезжаем до следующей локации. Проезд обходится 50 тыс. риалов (10 руб.) с носа. С поиском кафе-ресторан опять проблема. Теперь я понимаю советы некоторых туристов, которые рекомендуют достойные гастрономические заведения.

Более современный Шираз оставляет приятное впечатление, гулять по городу нравится.

Сегодня, кстати день рождения Саманда. Ему ровно 2 года. К этому моменту он накатывает 69886 км, 466 км добавляем сегодня еще и мы. Рабочая иранская лошадка.

Встречная полоса слева в 50-100 метрах. Почему обе не рядом?
Дешевле было построить новую дорогу в 50 метрах? Высота тоже под 1500 м.

Просто мечеть по дороге Йезд — Шираз.

Пежо. Все это сделано в Иране.

Древний город Персеполь (Persepolis) в окрестностях Шираза.

Немного достраивают «старый» город.

Достаточно большая территория Персеполя.

Аладана Дария.

Царская гробница Накше-Рустам (Naqsh-e Rustam) в 7 км от Персеполя.

Наскальные барельефы в Накше-Рустаме.

Жизнь в пустыне.

Выросший под лавкой в беседке арбуз. Его размер с 2 кулака.

Ворота Корана (Quran Gate) на въезде в Шираз.

Пустые улицы Шираза (после Тегерана).

Замок Карим хана (Arge Karim Khan) в Ширазе.

Внутри замка Карим хана.

Стиль один.

На рынке Вакиль (Vakil).

Узкие торговые ряды рынка Вакиль.

Примерная цветовая гамма нижнего белья.

Это все разные мечети.

Зеркальный мавзолей Шах-Черах (The Stunning Shah Cheragh Mosque) в Ширазе.

Здесь же.

Внутри мавзолея.

Опаздывающие иранцы прямо бегут на вечерний намаз.

Еще вариации на сладкую тему.

А вот и меню с ценами.

Без вариантов — Кебаб.

День 9-й (19 октября 2022, среда). Добираемся до Персидского залива

Подъем в 6, завтрак в 7, выезд в 8. С утра сразу не рвем в Бушир, а посещаем основные достопримечательности Шираза, которые не успели просмотреть вчера.

Спешим к открытию в мечеть Насир оль-Мольк (Nasir al-Mulk Mosque). В нее надо попасть до 9-10 часов утра, когда разноцветные витражи на утреннем солнце играют всеми цветами радуги. Очень красиво. Объект точно из ТОП-10. Вход 1 млн. (200 руб.).

Следующая остановка около зеркального мавзолея Саида Алладина Хусейна (Mausoleum of Seyyed Alaeddin Hossein). Он почему-то не такой известный, как Шах-Черах, но не менее красивый. Вход бесплатный. Внутри так же все красиво, ярко, зеркально. Местные старцы на входе угощают мальчишек сладостями, а на противоположном выходе уже другие одаривают конфетами еще раз.

Утренняя точка номер 3 — мавзолей Саади (Tomb of Saadi) на краю города. Это место захоронения известного персидского поэта Саади Ширази. Вокруг большой парк с садом. Для нас подобные сады обычное явление, для иранцев, когда вокруг пустыня и горы — это диво-дивное.

Как видите, все наши места посещения достаточно стандартны и присутствуют по всех путеводителях Ирана. Придумать и найти что-то новое достаточно сложно. Основным достопримечательностям десятки, а то и сотни лет. В конце отчета я размещу свой ТОП-10 мест Ирана.

В 11-м часу покидаем понравившийся Шираз и двигаем дальше на юг Ирана, в уже прибрежный город Бушир. До него около 300 километров, половина из которых проходит также через перевалы и горные массивы. Поднимаемся с полутора километров в Ширазе, до 2150 м в максимальной точке по пути следования. А километров через 180 начинается постепенный спуск к морскому побережью. Трасса периодически с 4-полосной превращается в 2-полосную и расширяется вновь. Движение не плотное, совершать обгоны достаточно несложно. Местные лихачи часто рискуют, совершая маневры на ленточке. Сплошные полосы пересекаются постоянно. Жесткость местных законов компенсируется не обязательностью их исполнения. Кстати, иранские автострады с окружающими пейзажами — тот редкий случай, когда от процесса вождения, да и от самих дорог получаешь настоящее удовольствие и наслаждение. Саманд выдает 100-105 км/ч на 3000 оборотах. Не огонь, конечно, но для неторопливого путешествия самое оно. Постоянно голубое небо и яркое солнце усиливают моменты радости.

Короткий стоп на попить чайку, закинуть углеводы и растянуть хорду. По дороге также пополняем бензобак. За 47 литров отдаю в пересчете на рубли почти 300 целковых. Напомню, литр бензина 30 тыс. риалов (6 руб.). Километров за 70 до Бушира горные пейзажи исчезают и начинают появляться пальмы. Количество дофамина снова увеличивается и растет по экспоненте.

В 14:30 пребываем в Бушир. Срабатывает первая из двух отмеченных отельных точек. Мы заселяемся в Delvar Hotel Busherh 3*. Его 5-этажное здание находится в 150 метрах от Персидского залива и начала набережной города. Больших номеров в гостинице нет, поэтому берем два двухместных. Стоимость пары стандартов — 13,3 млн. риалов или 2660 руб. за сутки проживания. Интернет, парковка, ресторан, душевые принадлежности и чайно-кофейные аксессуары — все в наличии.

По обыкновению, на часок дневная перезагрузка. Дальше идем гулять сразу на море. Да, 200-тысячный Бушир, несмотря на свое морское расположение, никак нельзя назвать курортом. Три с половиной пляжа на 15-километровую береговую линию. Негусто и для кого? Мы же «дегустируем» Персидский залив уже на северном его побережье. Термометр показывает температуру воды в +28С, что для середины октября просто изумительно. Да, и это просто восточная сказка, после всех древних красот Ирана еще и окунуться в теплейшие воды Персидского залива. Берег песчаный, рядом лодочная станция и пирс. Бухты в пару сотен метров вполне хватает, чтобы вдоволь накупаться. Местные ребята просто стоят или ходят в воде в майках и шортах. Плавают только пара парней из Афганистана. Вокруг есть развлекалово из парасейлинга и водных скутеров. Никаких кафе здесь, в начале набережной, нет.

Спустя пару часов с купанием завязываем и идем гулять дальше по новой набережной Бушира. Ее длина около 3 км. На противоположном краю есть чуть более «развитый» пляж. В основном все купаются там. Около десятка кафе с чаем-кофе и кальянами заполнены частично. Местные ребята гоняют на мотоциклах прямо по набережной. Разницы между проезжей частью и прогулочной зоной нет. Также иранцы сидят семьями и пикникуют прямо на тротуарной плитке, подстелив одеяла. Все это происходят в 20 метрах от моря. Песочного пляжа тут нет, лишь булыжники отделяют тротуар от синего моря. Есть велопрокат. Очень много детей и молодежи. Все культурно и цивилизованно. Пока не стемнело, мы частенько попадаем в объективы местных смартфонов. Очевидно, что туристов тут еще меньше. Самые смелые иранцы решаются на фото вместе с нами.

Видим переделанный логотип с надписью LFC (Lian Fried Chicken) это аналог KFC и, конечно, двигаем туда. Хочется заценить еще и этот вид фастфуда. А он совершенно не fast. Заказ приходится ждать минут 50. Приносят его в 3 этапа. Правда, заказываем мы почти на 9 млн. (1800 руб.), но кто же знал, что к стрипсам  булочки, картофель-фри и соусы и так идут по умолчанию. Естественно, все мы не съедаем и больше половины стола нам загружается обратно в контейнеры.

Гуляем по набережной дальше. Видим 4 светодиодных софита и идем туда. А это прожектора стадиона. На нем проходит некий футбольный турнир молодых спортсменов лет 10-12. Сидим на трибунах 5-тысячного стадиона. На удивление, всем нравится наблюдать за футбольными баталиями. Восточные эмоции бьют через край. Меня поражает скорость принятия решений и техника иранских футболистов. В нашем футболе, увы, совершенно все не так.

На этом финалим сегодняшний, такой разнообразный, день, начавшийся еще в Ширазе, а заканчивающийся уже, здесь, на море. Плюсуем к пробегу еще 315 км. По Буширу нагуливаем 9,5 километров пешком.

Мечеть Насир оль-Мольк (Nasir al-Mulk Mosque) в Ширазе.

Она же снаружи.

Главное успеть посетить до 10 утра, пока солнце светит с нужной стороны.

Но лучше к открытию в 8 часов, пока не приехали толпы туристов.

Зеркальный мавзолей Саида Алладина Хусейна (Mausoleum of Seyyed Alaeddin Hossein).

Прошлое и настоящее.

На территории мавзолея Саади (Tomb of Saadi) .

За 9 дней эксплуатации мойка не требуется.

Горные пейзажи по дороге из Шираза в Бушир.

Встречные потоки разделены отбойниками. Все по уму.

Дороги по всему пути следования расширяются, достраиваются, улучшаются.
Строительная техника помех движению не создает. Никаких перекрытых участков дороги.

Пачка денег за 2 дня проживания в Бушире.

Иранцы купаются одетыми.

Размер рыбки на берегу.

Набережная Бушира.

Иранский аналог.

Огромные порции.

День 10-й (20 октября 2022, четверг). Загораем в Бушире

Что можно делать, когда ты на море? Конечно, купаться. После обильного завтрака по типу «шведский стол» едем на старую набережную. Она расположена в 7 км левее, в условно старой части города. Н-да, она в запущенном и печальном состоянии. Хорошо, что не сняли отель в той части Бушира. Мы же проезжаем дальше вдоль моря и в 13 км от отеля находим некий пляж. Местные ребята здесь катаются на лодках и купаются, ну, то есть просто находятся в воде. Часа 1,5 проводим здесь. Море теплое, дно песчаное — красота. Кстати, широта Бушира 28.9º с.ш., что всего на градус отличается от египетского Шарма-эш-Шейха.

Понятно, что особых достопримечательностей здесь нет, поэтому дальше просто доезжаем до Бушерской АЭС. Это первая атомная станция в Иране, да на всем Ближнем Востоке. Ее строительство началось в 1975 году еще немецким концерном. А достраивалась она уже в этом веке российскими специалистами. Запуск первого энергоблока был произведен в 2010 году. Понятно, что на станцию мы не попадаем, а просто двигаемся вдоль забора станции. На углу поста охраны АЭС возвышается некая зенитная установка. Хотя тут и пляж, но купаться рядом с ней мы все же не рискуем.

Зато «дегустируем» второй пляж в Бушире, расположенный на правом конце набережной. Здесь существенно многолюднее, а вода и песок такие же прекрасные. Меняем вчерашний LFC на другой фастфуд. Вчерашнюю ошибку не совершаем, еды берем в 2 раза меньше. Цены чуть дешевле, но и народу побольше. Из нескольких сотрудников подобных заведений всегда найдется тот, кто говорит по-английски. Здесь, да и вообще по всему Ирану языковый барьер я не ощущал. Online-переводчиком пользовался лишь раз. Обычных чисел, жестов или английского среднего уровня, которым пользуешься пару раз в год, вполне достаточно для комфортного понимания и общения.

Вечер также проводим на уютной набережной. После заката дневная жара спадает, гулять становится еще приятнее. Ловим последние минуты и часы теплого летнего отдыха, с которым, конечно не хочется расставаться. Понимаем, что бесподобные моменты отпуска подходят к своему логическому завершению. И завтра мы уже выдвигаемся в обратную сторону, на север страны. Столичный Тегеран ждет нас.

Я же планирую и раскладываю маршрут на завтра. От Бушира до Тегерана навигатор показывает 1050 км и 16 часов пути. Понятно, что можно и за день преодолеть это расстояние, выехав рано и приехав поздно. Но совершенно не хочется этого делать. Прибрасываю варианты ночевок по пути. До Исфанаха 610 км (10 часов), маловато, можно ехать дальше. До Кума, в котором я бы с удовольствием переночевал, 920 км и 15 часов, почти как до столицы. До Кашана 820 км и 14 часов. Остановиться на трассе в одном из мотелей? В общем, нет пока однозначного решения, едем, как, едем, а там действуем по обстановке.

Сегодня накатываем скромный 71 километр.

Забавная инсталляция в Бушире на старой набережной.

Кстати, в таких палатках иранцы могут и ночевать.

Пляж внизу.

Еще раз Саманд.

Заброшенный и безлюдный парк в одном из заливов Бушира.

День 11-й (21 октября 2022, пятница). Обратная дорога на север из Бушира в Тегеран

Подъем в 5:50. На улице уже светло, поэтому без раздумья сразу двигаю на море. Температура воздуха не сильно отличается от вечерней и находится в диапазоне +25-26С градусов. Вода такая же теплая, может быть, на градус прохладнее дневной. В море уже находится несколько немолодых иранцев. Они, одетые, просто ходят перпендикулярно бухте, от одного края до другого. Это некая скандинавская ходьба по-ирански? Такое точно вижу впервые. Я же проплываю метров 150 туда-обратно, чем и закрываю свой купальный сезон 2022 года.

В 7:15 сдаю ключи от номера, получаю паспорта. Плотный завтрак и в дорогу. Впереди более 1000 километров обратной дороги. Сегодня едем на север, поэтому солнце в глаза сильно не слепит. Я же еду с максимально разрешенной скоростью 120 км/ч. Радаров скорости за всю дорогу я что-то не припоминаю (возможно и есть). Полицейские патрули, если и встречаются, то стоят на трассе под специальными тряпочными навесами. В контакт с ними я не вхожу, документы, права за поездку также никому не предъявляю.

Часа через три появляется желание испить чайку. А термокружки нет. Бля, забыли на столе в отельной столовой. Теперь кому-то достанется подарок из России. После Ясуджа развилка, и солнце теперь светит с моей стороны. Мы же преодолеваем десятки перевалов различной высотности и протяженности. От минус пяти метров над уровнем моря в Бушире высота далее меняется по синусоиде 1500-2000-2300-2000-1500-1000. Делаем пару стопов, чтобы сфотографироваться на фоне фантастических горных каньонов. Красота природы максимальна.

Чтобы немного отвлечься и внести разнообразие, щелкаю местные семечки. Она большие, полосатые и пропитаны или лаймом или еще какими-то едкими специями. Выдержки хватает минут на 10. Различные же виды газированных напитков совершенно не заменяют чай.

За 7 часов пути проезжаем 525 км. До аэропорта Тегерана еще столько же. В 16:30 по объездной и платной дороге (10 и 6 рублей), проходим Исфахан. Становится очевидным, что в Кум сегодня точно не попадаем, а ночуем, по всей видимости, в Кашане. Супруга-штурман задает в Органике точку с некой 3-х звездочной гостиницей. Держим путь теперь на нее. В 17 начинает темнеть. Я периодически превышаю 120 км/ч, и ограничительный колокольчик Саманда об этом постоянно напоминает. Иранцы несутся по темноте еще быстрее. Становимся свидетелями нескольких жестких аварий, причина которых чересчур смелая езда местных водителей. Из-за ДТП на автобане возникают километровые пробки.

В седьмом часу паркуемся около гостиницы Amir Kabir Hotel 3*. Все, как обычно, добротно, блестяще и по-восточному помпезно. Ценник с 17 млн. сбрасываю до 15,5 (3100 руб.). За эти деньги получаем большой 4-местный номер со стандартными для Ирана удобствами. Без нормального обеда мы, голодные, двигаем в сторону сада Фин (Bagh-e Fin), одной из достопримечательности Кашана. На нашу удачу метров через 400 от отеля попадается кафе-ресторан с большим количеством иранцев. Точно, сегодня же пятница — Иран отдыхает. На наше удивление, блюда подаются быстро. Рис, 2 вида кебабов, куринный суп, пара салатов, лепешки, чай, сахар — это почти стандартный наш гастрономический набор иранских блюд. Вкусных вариантов для изменения рациона немного. Если честно, иранская кухня не блещет разнообразием. Здесь точно не гастрономический рай. Голодными мы, конечно, не были, но ограниченный набор блюд изрядно поднадоел.

По Кашану сегодня не гуляем, гоняем чаи в номере. И с рекордом дальности в 837 км фиксируем сегодняшний пробег.

Обратная дорога из Бушира в Тегеран.

Пустынные пейзажи.

Еще один вид ужина.

Гостиница в Кашане Amir Kabir Hotel 3*.

Кибла — направление в сторону Каабы в Мекке.

День 12-й (22 октября 2022, суббота). Возвращаемся в Тегеран и сдаем автомобиль

В этом отеле завтрак начинается только в 8 часов, поэтому 6-часовой бодрящий утренний кофеек принимаю в номере. Напиток заряжает на день положительными флюидамы. Флюиды хотим направить на посещение пустыни Маранджаб (Maranjab Desert), которую проехали по пути на юг и оставили на обратный путь. От отеля до нее навигатор показывает всего 57 км.

Через полчаса съезжаем с асфальта и километров 10 двигаемся по грунтовой дороге. Постепенно накатная грунтовка переходит в мелкие камни. Саманд начинает пробуксовывать. Я не рискую и оставляю его на краю дороги. Идем около километра до точки на карте. Вокруг только горы, попадается лишь некая поляна с песком. Что-то несильно похоже не пустыню. Проходим еще километр дальше. Поднимаемся даже метров 100 на одну из скал. По-прежнему вокруг только горы. Из пустыни только палящее под 30-ку солнце. Делать нечего, мы возвращаемся назад. Прогулка на пару часов по песку и горам пополняется десятком безлюдных фотографий. А точка на Органике с название пустыни неверна! Уже позже, через Интернет, нахожу реальную точку с пустыней. Она в 30 км отсюда, и заезжать к ней нужно по совершенно по другой дороге. Но время потеряно — нам надо двигать в Тегеран. Оставляем Маранджаб, видимо до следующего раза. В 20 часов встреча с представителем Саадата и возврат Саманда. Плюс сегодня еще хотим посетить визитную карточку столицы — комплекс Голестан. От текущего положения до Тегерана остается 139 км, проезжаем их за 1,5 часа. По пути заправляю бак до середины. Брал с четвертью, верну с половиной.

Делаем ход конем и в центр Тегерана из-за жесткого движения и пробок мы не едем. А паркуемся у ближайшей станции метро. Эта метро «Мавзолей Хомейни». Доехать отсюда до Голестана и быстрее и, самое главное, предсказуемее по времени. Состав метро двигается, как под землей, так и по поверхности. Есть отдельные вагоны для женщин, мы же едем в общем. Все вагоны метро сквозные и по ним ходят с разномастными тележками продавцы разного ширпотреба, от продуктов, до галантереи. Для экономии времени, иранцы периодически что-то подкупают.

В 15:30 поднимаемся на поверхность Тегерана… и снова окунаемся в это человеческое месиво. Бесконечные людские потоки, сотни уличных торговцев. Это Восток во всей «красе». Вход в сам дворец Голестан найти не так-то просто, Органик тут не в помощь. Оказывается, надо зайти через некое неприметное здание, сливающееся с десятками магазинов. Входной билет в комплекс стоит 1 млн. (200 руб.), а за посещение основного дворца выкладываем еще по 2 млн. (400 руб.). Территория, конечно, так себе, ничего необычного. А вот внутри шикарно, дорого, богато и как всегда блестяще. Дворцовый комплекс «Голестан» (Golestan Complex) древнейшая резиденция иранских правителей с 500-летней историей. До закрытия комплекса 1,5 часа проводим здесь.

Больше по центру Тегерана не гуляем, ничего не смотрим. И так же на метро возвращаем к мавзолею «Хомейни». Остается немного времени, поэтому второй раз за поездку посещаем шикарный мавзолей. При ночной подсветке в сине-бело-желто-зеленых цветах красота мечетей удваивается.

Здесь же на огромной парковке около часа готовим автомобиль к сдаче. Перепаковываем вещи, подчищаем салон и багажник. Коробку с купленной повседневной утварью: косметикой, ножами, посудой и прочей бытовухой, оставляем здесь же на парковке. Везти эти мелочи в Россию смысла нет. Автомобиль чист. За 12 дней поездки внешних следов грязи на нем нет и в помине.

Еще несколько километров и в 19:30 мы в аэропорту Имама Хомейни. С 20 часа жду представителя Саадата около того же кафе Амира. Списаться с ними по Интернету возможности нет. Мобильный Интернет вечером, как обычно, отключен. Телефонные звонки и смс остаются без ответа. В 20:30 никого нет. Только в начале десятого появляется приемщик автомобиля. Просто опоздал на 1 час под соусом того, что все это время искал нас по аэропорту. Ну-ну, восточные хитрости. Тему не развиваю, нам все равно уже спешить никуда не надо.

Парень достаточно тщательно осматривает внешний периметр авто. Удивляется отсутствию новых вмятин и царапин. На добавленные 8 стяжек на дисках колес внимания не обращает. Видно, что 400 залоговых долларов отдавать сильно не хочется. Говорю, давай смотреть фото-видео. Ок-ок, не надо. Несколько стандартных вопросов для вежливости, как все прошло, как сервис Саадата, откуда узнали, посоветует еще и т. п. В общем, на этом опросе мы с ним и прощаемся. Я благодарю за предоставленный автомобиль и отличное путешествие.

Выводы по автомобилю

Напомню, что 12 арендных дней нам обошлись в 340 долларов (22000 руб. по курсу на тот момент), еще менее 2000 руб. потратил на бензин и еще 100 рублей на колпак. Итоговые расходы составили менее 24 тыс. или 2000 рублей за день аренды. Конечно, это очень дешево. Думаю, перемещайся мы на автобусах или такси, до многих мест мы бы просто не добрались, часть достопримечательностей точно не посмотрели. Да и транспортные расходы были бы в 3-4 раз выше. А сколько сил, нервов и времени сэкономлено на самостоятельном перемещении по стране — всего этого не счесть. Количество кайфа от самостоятельного вождения и нахождения за рулем авто просто бесконечно!

Взял бы авто в этой конторе повторно? Да, однозначно. Все прошло почти идеально. Шероховатости при сдаче — мелочи. Автомобиль не подвел, не сломался, дополнительного внимания не требовал. Для подстраховки у меня, конечно, был WhatsApp технической поддержки Саадата, но в поездке он не пригодился.

На этом моменте наши иранские покатушки заканчиваем с дневным пробегом в 303 км.

Чай-кофе-машина.

Горы в 30 км от пустыни Маранджаб.

Высматриваем настоящую пустыню.

Как бы пустыня.

Еще раз мавзолей Хомейни в Тегеране.

На территории Голестана (Golestan Complex) в Тегеране.

За 10 дней, пока не были в Тегеране, немного похолодало и начали опадать листья.

Основной (Мраморный) дворец в Голестане.

Все шикарно, богато, красиво.

Иранская роскошь. Тысячелетняя история.

Сколько трудов потрачено, чтобы выложить, такую крошечную зеркальную плитку.

Мавзолей Хомейни при подсветке.

День 13-й (23 октября 2022, воскресенье). Мы дома

Время перед вылетом коротаем в аэропорту Тегерана. Брать гостиницу на 7 часов — смысла нет. Поэтому в текущей локации развлекаем себя, как можем. Меняем обратно оставшиеся риалы на доллары, подкрепляемся надоевшим на 12 дней фастфудом, тупим в планшетах и смартфонах. Часть кресел без спинок, поэтому пару-тройку часов удается поспать.

Досмотр обычный, регистрация на рейс супермедленная. Человек 30-40, из нашей короткой очереди, оформляют почти час. Рядом 200 счастливчиков летят в Дубай, видимо, на шопинг. Зона duty-free обычных размеров, цены не задраны и они в риалах.

Перелет Тегеран—Москва (Шереметьево) от авиакомпании «Северный ветер» проходит в штатном режиме. Получасовую задержку нагоняем в полете. Горячее питание и прохладительные напитки выдаются. Салон заполнен максимум на треть. Все женщины славянской внешности на входе в самолет с радостью избавляются от надоевших платков. Да, жесткий в Иране дресс-код. Кстати, мальчишки частенько ходили в шортах и сандалиях. Да и я несколько раз надевал брючные шорты. Вопросов не было. Понятно, что мечети и мавзолеи посещали в брюках. Кроссовки за 12 дней не надевали ни разу. На супругу же, особенно в жарком Бушире, было жалко и больно смотреть.

Москва же встречает нас бодрыми +5С и мелким дождиком. Зону прилета покидать не спешим, заряжаем гаджеты и вставляем обратно отечественные сим-карты. Наслаждаем нормальным Интернетом. Быстро вспоминаем и радуемся, что для просмотра мессенджеров не нужно проводить танцы с бубном с десятками VPN-нов. До нашего вечернего рейса в Кемерово остается еще 11 часов. Отлично, перед вылетом погуляем еще по столице. Правда, мнения по выбору локаций разделяются. После дебатов я с сыновьями покупаю билеты и иду на футбольный матч Спартак — Химки. Супруга же отправляется в центр города. Матч, конечно, радует, Спартак побеждает 5-0, а вот за 2 часа мы что-то прилично подмерзаем. Четырехзначные цены за чай, кофе и хот-доги быстро возвращают нас в российскую действительность.

Общественный транспорт, в столице, конечно, работает идеально. Да и все необходимые приложения с маршрутами и расписаниями, картами, пополнениями карточки «Тройка» через NFC вызывают восхищение и гордость. Домой вылетаем из Внуково.

Еще 4,5 часа лета и мы на родине. Она встречает нас гололедом, 3-сантиметровым слоя снега и бодрыми -5С градусами.

На этом наше расширенное 3-недельное иранское путешествие успешно заканчивается.

Сердце Родины.

Выводы

Для многих путешественников Иран становится страной одного посещения. С чем я максимально не соглашаюсь. Я бы с удовольствие побывал в Иране повторно. Достаточно мест мы просто не посетили: например, гору Точал, пустыню Лут, город Мешхед или Каспийское море. В некоторых локациях с радостью побывал бы повторно. Я понимаю, что все эти мечети и мавзолеи кажутся одинаковыми и надоедают уже через 3-4 дня. Согласен, есть немного такого. Но в том-то и заключается мастерство туриста, чтобы правильно составить маршрут поездки. Разложиться по дистанции, так, чтобы старина чередовались с современностью или природой, с горами и морем, с парками и рынками, чтобы было больше места живому общению с местными жителями. Конечно, сделать это в рамках пакетного тура достаточно сложно, но все же.

Да в Иране хватает своих особенностей и нюансов:

• арабские цифры. Чтобы не тупить, стоит потратить перед поездкой минут 10 и выучить их как таблицу умножения;
  • деньги. Цены могут быть как в несуществующих туманах, так и в реальных риалах;
  • мобильный Интернет с постоянными блокировками и VPN;
  • автомобильное движение с эфемерными ПДД;
  • неработающие гостиницы;
  • жесткий дресс-код для женщин;
  • то еще разнообразное питание;
  • минимальное присутствие в названиях латиницы;
  • отсутствие так привычных магазинов и супермаркетов;
  • полный запрет на алкоголь.

Жути нагонять смысла нет, все это решаемые вопросы. Но лучше быть к ним готовыми.

Мой ТОП-10 мест Ирана. Не по рейтингу, по времени посещения

1. Мост Табиат (Tabiat Bridge) в Тегеране
  2. Мавзолей Хомейни (Mausoleum of Ruhollah Khomeini) в Тегеране
  3. Комплекс в Куме с мавзолеем Фатимы Масуме (Fatima Masumeh Shrine)
  4. Мавзолей Муххамада (Mohammad Helal Shrine) в Кашане
  5. Центральная площадь Имама Накш-э Джахан (Naqsh-e Jahan Square) и с мечетями на ней в Исфанахе
  6. Мост 33 арки (33 Pol Bridge) в Исфахане
  7. Старый город Херанек (Kharanaq old town) в окрестностях Йезда
  8. Мавзолей Шах-Черах (The Stunning Shah Cheragh Mosque) в Ширазе
  9. Цветастая мечеть Насир оль-Мольк (Nasir al-Mulk Mosque) в Ширазе
  10. Набережная и Персидский залив в Бушире

Что сейчас я бы поменял в поездке с учетом приобретенного опыта?

1. Возможно, из аэропорта Тегерана сразу рванул на юг в Кум. А Тегеран посетил на обратном пути, сдав автомобиль не через 12 дней, а через 10.
  2. Тогда точно уделили бы Куму больше времени, заночевав в нем.
  3. Кашану и Йезду посвятил меньше времени.
  4. Йезду точно не 2 дня. Вполне хватило бы одного, но полного дня.
  5. Тогда бы появился шанс доехать до Кермана и пустыни Лут.
  6. В идеале 12 дней увеличил до 14.

Все это, конечно, теоретические выкладки. Но, как видно, новых мест набирается уже достаточно для еще одного путешествия в Иран.

Итоги поездки

• Пройден путь в 3244 км за 12 дней и 11 ночей.
  • Залито 253 литров бензина на 1610 руб. (иранские риалы пересчитал в рубли). Средняя цена 1 литра бензина была неизменна на всех АЗС Ирана и составляла 30 тыс. риалов (6 рублей).
  • А средний расход этого же бензина составил — 7,79 л на 100 км пути.

Общие расходы 3-недельной поездки составили немногим менее 300 тыс. рублей (5000$). Примерно половина этой суммы была потрачена на Иран. Основная статья расходов — это аренда гостиниц, входные билеты — два, питание — три. Полученные от поездки эмоции и впечатления не идут ни в какое сравнение с потраченными деньгами. В памяти остаются только радостные моменты.

В любом случае, считаю нашу поездку очень удачной. Подавляющее большинство запланированных достопримечательностей и интересных мест мы посетили. Маршрут получился достаточно жирным, а культурная программа насыщенная. Основные красоты мы посмотрели, с десятками иранцев пообщались, тысячи фоток наделали. Расширили кругозор и свое представление о мире. В общем, побывали в еще одном неординарном месте на Земле.

Так или иначе, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!