|
Маршрут: Новосибирск — Бийск — Майма — Акташ — Чаган — Узун — Марс — Улаган — Кату-Ярык — Акташский ретранслятор — Новосибирск.
Машины: МПС 1 поколение, Митсубиши Лансер.
Вечер добрый в вашу хату. ВСЕХ с Новым 2017 годом! Мой первый отчет, сильно камнями не кидайте. Пишу, как есть и как чувствую.
Первая поездка на Алтай была где-то в 2007, корпоратив от конторы. Там-то я и увидел впервые горы (по факту просто холмы с лесом), но для меня это тогда были именно «ГОРЫ». Так и зародилась любовь к Алтаю. Прикупил ВАЗ 21073 и каждое лето ездил на нем на Алтай. Тупо приезжали с палатками, бухали три дня, катались по окрестностям, потом домой. Дальше Чемала не ездили, правда, раз доехали до слияния Чуи и Катуни. И все, с того момента Алтай ближе Семинского перевала перестал рассматриваться как место желанного отдыха. Жигуленок покорил Улаганский перевал и п. Курай. Затем сестра продала мне Лансер 2004 года, на нем спускался в долину Чулышмана, назад до первого подъема ЗИЛ 131 затаскивал, передний привод в гору не айс, так же в Усть-Коксу гонял. В 2016 году в июне осуществилась мечта, купил Паджеро Спорт в первом кузове дизель механика 2008 года, точнее обменял на свой Лансер. Так как ни моя, ни его машина не продавались. Много писанины, но душа требует, вот и пишу)
Поездка 25.08.16 г.
Состав:
В простонародье Трактор. Пару часов как обменялся) Еще пока страшно ездить на нем. Номера оставил.
Подготовка: машины сток, троса, масло, набор ключей, автохолодильник и т. д. Таблетки, игрушки, вещи — это к жене). Обязательно теплые вещи (утром и ночью дубак, днем жара). Несколько пар обуви (кому берцы, кому сапоги резиновые). На то же Гейзерово озеро лучше в сапогах, багажник позволяет.
Настал август, как машине привык, все отпуска взяты, здоровье и позитив с собой.
Тронулись. Выезд из Новосибирска часа в 3 утра, обычно ездили в ночь, но в этот раз планы изменились. Дизель нельзя сильно разгонять, да мы и не гонщики, крейсерская скорость 100-110 км, в принципе на всех своих машинах так ездил. Ориентируемся, что средняя скорость будет порядка 70-80 км, отсюда и рассчитываю время в пути (так как надо покушать, заправиться, размяться). Все утро, пока не засияло солнце, был туман, особенно в низинах, видимость фиговая, дальний свет только хуже делает, а вот противотуманки помогают слегка.
Пока солнце не встанет, хочется спать, приходится с этим бороться. А так люблю потемну ездить, народу меньше, ментов нет. Перед п. Сибирский ждали колонну техники, потом ее обгоняли уже на объездной Барнаула. Машины типа ураганов, часть с будками, на будках пулеметные башенки. Прикольно.
Первая остановка — заправка за Бийском после леса сразу справа. Предпочитаю ездить через Бийск, рано утром быстрее, короче и дорога проще. Обратно через объездную ехали, ради разнообразия, иногда непонятно, на развилках куда ехать. Просто едешь прямо, наугад.
Завтрак в Сростках. Куча мотыльков атаковала машину до Шебалино, уделали всю машину, сезон у них брачный, что ли. Подъем на Семинский порадовал, уделал братана и остальных поднимающихся. Дизель крут в подъем.
После Чике-тамана через 2-3 км будут прекрасные места вдоль р. Б. Ильгумень, красота, вода, рядом трасса, есть туалет.
Девкам новая забава — камешки в воду кидать, речка мелкая, пусть кидают.
Если бы не мины коровьи, место было бы на 5+. Отдохнули, покушались, и в путь.
Слияние Б. Ильгуменя и Катуни.
Очень красиво, июнь 2014 года.
Залежи гальки возле Катуни.
Когда-то это было дном моря, и внизу обрыв к Катуни.
Братан решил временно себя увековечить.
Катуньские террасы, тоже «дно моря».
Слияние Чуи и Катуни 2012 г.
В начале лета, мутная Чуя сливается с бирюзовой Катунью.
Дорога в п. Инегень, «перспективная дорога» в Тюнгур и Усть-Коксу.
Дорога жизни. Не оглядывайся, все лучшее впереди.
Прокатились по новым мостам в сторону п. Инегень, дальше не поехали. Ничего, просто ничего. Ловить нечего, погнали в Акташ.
Просто гора, неплохая, симпотная слегка.
В Акташе несколько лет останавливаемся на базе отдыха «гостевой дом отдых». Только заехал в Акташ и сразу справа, возле лесничества. Управляющая Наталья адекватный человек, проблем не было. Домики, баня, печь в домиках, удобства на улице. Душа нет. Зато относительно много места, песочница появилась.
Рядом красивая маленькая речка Менка.
Рушим идиллию безмятежности и спокойствия р. Менка. Не зря детей воспитываем.
В общем, мне нравится на базе, ночами только холодно, зато какое шикарное звездное небо. Есть курицы, дети вживую кур увидели)) В этот день отсыпались, отдыхали. Готовились к покорению Марса.
Утро 26-го наступило. Подъем и в путь, с собой горячий чай в термос, очень помогает. Пикничок отличная вещь. Наша цель Марсианские пейзажи за Чаган-Узуном и старые штольни. Едем с сторону Ташанты, по пути на базе Мены остановка, с заходом на Гейзерово озеро. Стоимость 10 руб. Можно и на халяву вдоль базы пройти, но люди заботятся о тропинке, не грех и 10-ку отдать) Макс и Ани пошли, (сапоги пригодились), а мы с дочками мяч гоняли по полю.
Глубина неизвестна, зимой не замерзает, вода ледяная.
Летают по тропикам оводы, болотца, гати. Сама тропинка очень красивая, можно просто погулять.
А в это время к нам с дочками из лесу вышли 4 хлопца с рюкзаками, 14 дней турпоход по Шавлинским озерам. Испугали малость неожиданностью и замученным видом. Наши вернулись и погнали дальше.
Вдалеке Актру, наверное. Сугубо мое предположение.
Мимо святого источника, до поворота на Чуйскую ГЭС. ГЭС не достроили, то ли развал СССР, то ли строители накосячили, то ли вода стала в почву уходить… Между святым источником и ГЭС справа есть канал сброса воды для ГЭС, запорный шлюз, здание машинного отделения. От машинного отделения есть бетонная труба в сторону ГЭС, внутрь можно залезть, но вот до конца идти страшно, брр. Люблю такие старые места.
Чуйская (Акташская) ГЭС. 2014 год.
Увы, но фото машинного отделения нету, только видео.
Продолжим путь.
Красивейшие места перед Кураем. Опять же Актру?
Частенько попадаются мосты через речки, а воды нет. Либо высохли снега), либо речка под камни ушла. Много таких маленьких прекрасных уголков вдоль этих речушек. Прекрасные полянки для пикника.
Поворот на Чаган-узун, нам туда сегодня. Через мост прямо, до конца и налево, через небольшую тополиную рощу. Ворота открыть, не забыть закрыть, это чтобы скот не пасся, где не надо. Крутой спуск с холма влево, вдоль реки.
Слева река Чаган-узун, справа холм, пара километров, может меньше и спуск в брод через Кызыл-чин. Это в августе воды мало в реках, поэтому проехать вброд проблем нет, воды вообще может не быть в Кызылчине.
Это задний фон. Внизу горы Чуйский тракт. Мы оттуда приехали.
Теперь слева Чаган-узун, справа Кызылчин. Так и продолжаем ехать, прижимаясь к Кызылчину. Километров 5 по пыли и сносной дороге, и мы на Марсе (цветные горы).
Здесь местный выкупили землю, вход 200 руб. с машины, ну и ладно.
Есть парковка и туалет, остальное нам не очень интересно. Экскурсия нам не нужна, только рукой махните, куда идти.
Классные места, игра красок.
Тяжело, но надо. А оно нам надо?
Все ржавеет, вода, что ли, застаивается?)))))
Здесь уже в Кызылчине есть вода))) Вдоль него и идти можно по любому берегу, но в итоге перейдешь на правый по ходу течения реки. То есть для нас, поднимающихся вверх от течения, левая сторона. Не запутайтесь)))))))))
Устали уже. Идти от базы порядка 3-5 км. По пути штольня, запах серы, как от спичек, ничего интересного, проход завален. Порода как будто спеклась, может, от дождя и солнца. Есть еще родник, на другом берегу, не пошли его искать. Идем дальше.
Красивое место у речки, речка или ручей, каждому как удобнее. Отдохнули, чай, бутеры, скользко, жена чуть не улетела в «глубину». Деткам радость камни покидать.
Опять в путь, мелкая устала, на руки, а потом и уснула, проснулась только на обратном пути, почти у машины, чуть не сдох))) Кепку я не взял из дома, потому ходил в шапочке) Ничего не подумайте, это просто «га***нчик»
Вот и цель Марс-2.
Еще круче, чем первый Марс. Неужели это все разная по цвету глина, как так. На марс-2 можно попасть и через старый Бельтир, я так думаю. Дороги на картах есть. А так же сверху через поселок Чаган-Узун.
Обратный путь труден, но вариантов нет. Да и легче идти обратно.
Чаган-Узун белый, как молоко, и быстрый, как после молока)
Исходя из информации о заброшенных штольнях по дороге назад, перед деревней Чаган-Узун ушли влево в горы. Ни черта не нашли, кроме красоты здешних мест.
Вдали Чуйская степь. Еще одни Марс, рядом с ним и есть искомые штольни. Но это другой берег Чаган-Узуна, мост развалился, вброд страшно. Не в этот раз.
Чуть выше еще забрались. Лансер черненький рядом с загоном не смог уже.
Домой, в Акташ на базу. Вроде все красиво, вкусно, но галопом по Европам устаешь.
Все домой. Завтра на любимый Улаганский перевал и Кату-Ярык.
С утра в бой. Чай с собой, сосиски, дрова. Кстати, с дровами напряг, березы мало, топят на базах лиственицей. А она долго разгорается. В Марии-ра можно взять угли и обязательно средство для розжига.
Мертвое озеро, из него вытекает Чибитка, текущая вниз к Акташу. Мертвое, так как рыбы не было, сейчас ее активно местные разводят. В Акташе раньше добывали ртуть, отсюда и Красные (ртутные ворота), может, поэтому и не было рыбы.
Бурундук, с детства думал, что у них маленькие хвостики (Чип и Дейл).
Буйство красок. Что ж тут осенью творится. Дорога местами асфальт, местами грунтовка.
Мое любимое озеро Кодегелюкёль.) В разных источниках по разному называется. Даже купался в нем, холодно, глубоко и страшно.
Следующий Улаганский перевал. Тоже люблю его. Кедры, брусника, воздух, мох. Лепота.
Бурундук ушел огородами от меня. Местные собаки часто трутся на перевале, дружелюбные, не мешают.
Попросил девчонок дрова натаскать для костра.
Спуск с перевала красивый, местами асфальт, местами грунт. Кедрач, внизу речушка.
Через Улаган (прямо по главной, через все село) на Балыктуль (в середине села поворот направо).
Справа от трассы Пузырыкские курганы, смотреть нечего, все без нас разграбили. Дорога грунтовая, гребенка, тряска, пыль, даже не знаю, что лучше — быстро ехать или медленнее.
Озеро часто попадается у всех на фотках. Там их три «Учкель», есть база, попасть к ним можно, поворот гораздо раньше.
Спускаться на стали, в прошлым раз на моем Лансере пассажиры сказали: знали бы — не поехали бы). Не вопрос, был, уже не так тянет. Хотя ЮБТО, грибы, Учар, Куркуре надо посетить. Водопад Куркуре, как спустились с перевала, надо на базе переправиться на другой берег и вверх по течению Чулымшана. С перевала его не видно, скала закрывает.
На фото видно слева обильная растительность «впадает» в Чулымшан, там и есть водопад.
Едем обратно. По дороге за Улаганом за большим мостом есть красивое место вдоль реки Кубадру.
Отдохнули и снова в путь в Акташ.
8-й цвет у радуги, вы его видите?
Смеркалось. Привидение прилетело)))
Итак, опять утро. Выкидываем одно кресло детское, назад мать с детьми, вперед Макс с Аней на одно кресло. Нас ждет Акташский ретранслятор на высоте 3000 м + заброшенный рудник. Едем в сторону Улагана, на выезде из Акташа развилка налево в ущелье к Красным воротам, а мы уходим вправо на рудник. Дорога до рудника ужас: узкая, камни, в гору, слева обрыв. В общем, пассажиры опять говорят, что их обманули и хотят убить. Нагоняют лишний страх, раз даже показалось, что колесо над обрывом вывесилось, вроде никто не заметил, а водитель струхнул. Вот и горы ртутной руды показались. Можно слева объехать, потом через лес, бесплатно. Но там дорога явно хуже. Шлагбаум, тросик идет от него наверх к домику, стартую туда, 100 руб. и едем дальше. Серпантин, есть дороги направо уходящие, но, думается, нам налево и вверх. В общем, принцип: где дорога накатанее, туда и ехать, коль пути не знаешь. Проехали мимо самого здания рудника. Разруха. Покурили. И снова в путь.
Вторая половина подъема. Здесь уже включаю пониженную.
Видно по центру далеко внизу кусочек Акташа.
Виды шикарные. Со встречкой тяжело разминуться. Учтите. Понижайка рулит. Даже дизель греется, печку на всю, брата вперед по трассе, предупредить, если что. Остыли, влетели наверх. Наверху трактор стоит, сама вышка, ну и картинки неплохие. Ветрище и холод, все приоделись сразу.
Дочкам скучно, поначалу, пока в трактор не пустили) Трактор предусмотрительно без одного окна. Как кстати.
Говорят, видно красавицу Белуху, где она тут, я не ведаю.
Теперь на спуск. У старого рудника остановились. Тормоза остудить и с Максом полазить по заброшенным зданиям. Сходили в штольню, сыро, темно, скользко, страшно, подпорки деревянные, далеко не пошли. В одном из зданий обнаружили полную комнату мешков с ярко-желтым песком, что ли. Решили не трогать, бог его ведает, что это.
На базу, по тачкам и домой. Перед Чикетом опять на том же месте покушали, искупались в дорожку и в путь.
После Бийска разграбление частной собственности:
В первом часу ночи домой приехали, устали, разгрузили машину, помылись и спать.
Отличный отдых, времени валяться на базе совсем не было, только вечерами.
Поломок машин не было. Разик старшую укачало, таблетки Драмина спасают, но не всегда, больше девчонки проблем не доставляли. С местными тоже не было проблем. В общем, такой отдых по кайфу.
Лансер обычный 2008 года в новом кузове, ПМС сток, просвет 200 мм, колеса 245/70 R16, пониженная передача, дизель. Бензин рекомендую, как и дизель, на Нике, что в Акташе, что в Усть-Коксе.
Пробуйте, ездите и все получится. Главное здоровье и чтобы машина была в порядке.
В 2017 году в планах с братом посетить Мультинские озера с рюкзаками и Башталинское озеро (заехать).
А семьей и друзьями, кто поедет, а то часто зовешь, все соглашаются, как за месяц — начинают отказываться, причем и отмазки-то реальные, не подкопаешься. Надо пару машин, чтобы, если что, помогать. В общем, семьей поедем опять в сторону Акташа:
Удачи всем. Спасибо тем, кто дочитал. Любите Алтай и всегда убирайте за собой мусор).
ЖКБ