|
Почему решили поехать в Крым? Не знаю. В Симферополе у жены родные, её еще маленькой возила в Крым бабушка. Родные хотели переезжать в Россию, а тут нам всем такой подарок сделали, надо поехать посмотреть. Кроме как на машине семьей — я, жена и трое детей — материально не потянем. В Крыму был первый раз.
Автомобиль Toyota-Sienta 2010 г.в., для поездок кузов универсал/минивен 3 ряда сидений самое то. Многие говорили, куда вы собрались на своих брюхотерках, оказалось важным не дорожный просвет, а поддержание высокой средней скорости в течение часов/расход топлива. Седаны, конечно, выглядят солиднее, канистру бензина в багажник положишь, в салоне не пахнет, мешок картошки — пыли нет. Но в поездке доставать полотенчико, колбаску и т.п. намного удобнее, не останавливаясь. Второй машиной с нами была Nissan-Tiida хетчбек.
Всегда за рулем была жена, умница и красавица, всегда.
Подготовка к поездке. Машина была протестирована вся, обнаружилось недостаточное давление, которое развивал топливный насос, заменен, почищены свечи, дроссельная заслонка, отсканирован двигатель, прокачаны тормоза, заменены тормозные колодки. Также при достижении скорости 110 км/ч и далее при разгоне была какая-то непонятная вибрация, искали причину недели две. Были зазря проточены тормозные диски, озадачены мастера СТО, на диагностику потрачены средства и время, в итоге мастер, которого нашла жена, молодец, который не взял денег, произнес: «Если это правый привод, то вам просто повезло». Привод поменяли — вибрация пропала.
Оборудование.
Навигатор. Прежде всего хочется отметить навигатор — ВЕЩЬ!!! У нас он в магнитоле на андроиде, но в принципе для путешествий подойдет любой, главное, чтобы был.
Радар-детектор сэкономил нам кучу денег, времени и нервов. Самый беспроблемный прибор. Есть излучение — верещит, нет — молчит. Подключен постоянно к проводке передней панели. За прошедшее время по почте не пришло ни одного штрафа за превышение скорости.
Сумка-холодильник, сначала я считал ее бесполезной вещью, но один раз купили полукопчёную колбасу в вакуумной упаковке и сразу не положили в холодильник, потом порезали очень подогретую, но не пожаренную, даже есть противно. Кроме того, очень удобно хранить продукты отдельно, например, курицу-гриль и т.п. ВАЖНО! Холодильник потребляет 6А, для его питания была проложена отдельная линия от аккумулятора с предохранителем.
Почему не пишу про компрессор, баллонный ключ и т.п. — слава богу, не понадобились в дороге, подкачивал колёса на заправке всего 2 раза. Не указываю в тексте отзыва все заправки, так как у каждой машины свой расход топлива в зависимости от нагрузки и стиля езды, Цена за литр 92-го бензина в июле-августе 2015 г. самая низкая — 38 руб. от Красноярска до Краснодара. Самая высокая в Иркутской области 40 руб. и республике Крым 41 руб. Всего на дорогу туда и обратно (бензин, еда, ночлег) было потрачено около 50 тысяч рублей (5 человек).
Заправки. Всегда заправлялись только на сетях крупных АЗС, где есть магазин/туалет. Личные предпочтения:
Ночлег. Принцип выбора кемпинга — чтобы вокруг стояло много фур/дальнобойщики (у них в каждой машине рация, и где попало останавливаться не будут). Всегда ночевать останавливались только в кемпингах, спали на нормальных кроватях, можно принять душ, утром можно сходить в путевую столовую. Переночевать в кемпинге стоит по разному от 300 до 800 рублей, надо всё выяснять, что входит в стоимость туалет, душ (если в номере класс), чайник в номере (с нас умудрялись просить оплатить кипяток!), можно ли самому приготовить на кухне, подогреть в микроволновке и т. п.
Поведение в дороге. Выяснение у кого сколько детей, по какой полосе надо ехать, когда приедем, громко зевать — это строжайшее табу. У кого в руках руль, тот и «главный» — решает какую музыку слушать, как дуть кондиционеру, где останавливаться. Хорошо заниматься вслух разгадыванием кроссвордов (поле чудес в телефоне), переключать внимание на то, какого региона (справочник) машина нас обогнала и т.п.
Про езду колонной. Сразу договорились не держаться друг за друга, у каждого водителя разный темперамент, опыт, стиль вождения. Обязательно созваниваются штурманы при подъезде к крупным городам/развязкам и т.п.
Дорога туда
11.07.15 г. 1-й день. 7:00 заправка РН в Усолье. Встреча со второй машиной — Александр и Люба. Планировали дойти до Красноярска. Заправка РН в Алзамае. Вот этот первый день для нас почему-то был очень важен, едешь по малонаселенной местности, безлюдно, переночевать негде. Можно поддерживать высокую скорость. Вот тут была проверка навигатору при проезде Канска, в Канске стоят указатели якобы в объезд города, на самом деле съезжаешь, едешь по лесу/гравийке ~ 10 км, приезжаешь на тот же перекресток, но с другой стороны, навигатор не подвёл — провёл по городу, научились доверять навигатору (в дальнейшем очень пригодилось).
На въезде в Красноярск (чуть съехать с федеральной трассы) заправка РН. В Красноярск въехали засветло около 21:00, не договорились с ночлегом (дорого), и поехали дальше. Как сказала жена: «В этот день мы сделали то, о чем даже не мечтали — выехали за Красноярск». До Ачинска кемпингов нет. На въезде в Ачинск кемпинги дорогие 800 руб./ночь. Заночевали на выезде из Ачинска (возле часовни) в кемпинге 300 руб./ночь, тел. 12345678. Дешево, потому что комната посередине (без окон), переночевать само то.
12.07.15 г. 2-й день. Подъём около 8:00 местного. Душ комфортный. Кухня большая, вода в кране питьевая (вкусная), на кухне мешок картошки. Завтрак. Выехали около 9:00 местного. Под Кемерово была какая-то локальная проблема с 92-м бензином, наверное, чехарда с ценами (на заправке Газпрома очередь?).
Порадовал Александр, обогнал, уехал далеко вперед, позвонил:
— Вы где потерялись?
— Я тут стою возле заправки, тут много людей вокруг ягоду собирает.
— Какой км тракта?
— Не знаю.
— Стой, жди.
Когда нашлись, пообедали в столовой, где вывеска «Новосибирская область». В Новосибирской области вдоль дорог установлены какие-то ящики (радары?), радар-детектор на них не реагировал. Заночевали между Шмаковкой и Барабинском. Странное место, вокруг много ворон, прямо кружат стаями. Ночлег 500 руб./чел., душ в подвале, грязный (не закрывается, один караулит) 100 руб./чел. В умывальнике только холодная вода. Позднее узнали, в Барабинске много кемпингов, надо было доехать.
13.07.15 г. 3-й день. Выехали в 9:30 местного, все уже разъехались, мы были последними. Омск проехали краем, после, как будто резиновая бомба летала — ямы. За Омском пообедали и держим путь на Ишим, чтобы объехать Казахстан. В Тюменской области асфальтовая дорога продавлена фурами, колея прям ехать страшно, скорость упала. Пробки. Самый страшный участок пути между Омском и Ишимом по дороге туда.
В Ишиме повернули на Макушино, дорога ровная — красота. Там есть заправка РН, отмеченная в навигаторе, но её на самом деле нет. В Бердюжьем свой молокозавод. Остановились на ночлег, не доезжая Макушинского кольца, в маленьком уютном кемпинге на 4 номера, мы заняли 3 из них. Вечером, почти ночью, дети ходили на озеро смотреть/кормить лебедей. По-домашнему всё, спросили, что будем на завтрак, приготовили нам. Утром разбудили. Один минус — душ в пристройке, 100 руб./чел.
14.07.15 г. 4-й день. Выехали в 9:00 местного. Был сильный ветер, даже курить неудобно. Заправка РН, не доезжая Макушинского кольца. Впереди Урал. За отворотом на Сим пообедали. Надо пройти Урал. Время 19:00. Ещё немного. Около 22:00 остановились на ночёвку в Башкирии, не доезжая города Октябрьский. Приличное место, большой 2-этажный кемпинг, Wi-Fi, душ в конце коридора чуть тёплый.
15.07.15 г. 5-й день. Выехали в 8:00 местного. Заезжали в г. Октябрьский в аптеку. Здесь начинают «чудить» часовые пояса — границы Башкирии, Татарии, Оренбургской, Самарской, Саратовской областей. Время на телефонах переводится автоматически, по данным сотовой сети. Доехали до развилки — Саша с Любой ушли на Димитровград к родственникам, мы на Самару. Три дня провели в Самаре. Дети самостоятельно обследовали Волгу, набережную, кафе, парки. Созвонились с попутчиками, на 19-е планируем выезд дальше.
19.07.15 г. 6-й день. Выехали в 7:30 местного. Решили ехать по левому (восточному) берегу Волги до переправы в Балаково. Дорога после ямочного ремонта, высокую скорость невозможно поддерживать. Уже в самом Балакове на подъезде к плотине, остановили гаишники за нарушение порядовки, поняли и простили, даже показали, где купить колбаски.
В Балаково сама переправа через Волгу это бетонный тоннель, серо и некрасиво. После переправы через Волгу встретились с Сашей и Любой, обнимались и целовались, как будто мы очень близкие люди, которые сто лет не виделись, расчувствовались, как далеко мы заехали. Дальше опять едем вдвоём! Держим курс на Волгоград, по правому (западному) берегу Волги. Под Саратовым гаишники спрашивают: «А вы правда из Иркутска?»
На дороге ремонты, движение часто осуществляется в 1 полосу, пробки. В Волгограде Саша договорился с ночлегом, нас (7 человек) разместили на даче, приехали затемно, но нас встречали на федеральной трассе и сопроводили! Обогрели (внутрь), накормили, спать уложили.
Волгоград — замечательный город. Экскурсии. Мамаев курган, смена караула, панорама, музеи, фонтан Дружбы народов, Волга, набережная, скоростной трамвай — да это ж метро! Весь город повод для гордости.
22.07.15 г. Выехали дальше. Ехать было грустно, не хотелось расставаться с попутчиками, им в Новочеркасск, нам в Краснодар и далее в Крым. На развилке расстались и увиделись только в Ангарске. В Краснодар въезжали около 17:00. По адресу маленько промазали, встали, не двигались, соображали, где мы, Андрей нас нашёл. Накормили, напоили и спать уложили.
Исследование Краснодара, парк аттракционов, цветные фонтаны (почему-то работают до 22:00). Никита ездил на велосипеде по городу, дети купались в фонтанах. День потратили на поездку в аквапарк в Геленджик. Купили электронные билеты на паром.
24.07.15 г. Какой-то день пути. Паром в Крым. Мандраж необыкновенный почему-то для меня и жены (первый раз на пароме вообще), опаздываем, наконец, досмотр пройден, стоим в очереди на погрузку на паром. «На паром будешь заезжать сам» — жена. Отошёл в туалет, в это время нас погнали на паром на погрузку. Но иммобилайзер-то у меня, они даже с места не сдвинулись (работники парома и водители рядом похихикали «какой предусмотрительный у тебя муж»). Прихожу, жена за рулём, паромщик в синей жилетке машет палкой — цыгель цыгель. Направляют на узкий (в ширину машины) балкон 2-й этаж. Жена панически боялась высоты, воды, парковки. Материлась. Сама переправа занимает 30-40 минут. Надо отметить, всё замечательно организовано, чётко, быстро.
И вот мы в Крыму!! Первое, что видишь, это штендер «Крым это Россия». Направляемся к родным жены в Симферополь. Состояние дорог в общем приличное, но надо смотреть в оба глаза. Попадаются для нас прикольные знаки (украинские?). Первый раз в жизни видел: федеральная трасса, плотный поток машин, стоит гаишник, висит знак «Движение запрещено», все едут. В Симферополь въехали — темно, всё по навигатору по горам по долам, уже думали заблудились, но приехали точно. Встреча с родными.
Симферополь — столица Крыма, географический центр полуострова, в любую сторону ~ 300 км. Многие окна украшены Российскими флагами.
25.07.15 г. у Ольги день рождения. Съездили в Симеиз, в единственный в мире аквапарк с солёной водой. На обратном пути заехали в Ялту, прогулялись по набережной. Как будто в 19-й век попал. Лотошницы, колоритно одетые, продают петушки на палочке. Играют на скрипке. Праздношатающаяся толпа — моцион перед сном. Здорово.
26.07.15 г. решено переехать в Севастополь. Снята 3-комнатная квартира 2000 руб./сут на неделю.
День черноморского флота в Севастополе праздник необыкновенный, салют над набережной.
Круглосуточный город-мечта. На пляже выступает какая-то местная рок-группа, Никита там потерялся, у него сел телефон и кто-то из местных (респект) дал ему позвонить маме. Меня впечатлили одни мраморные лавочки — брус 30*30 см, тёплые! Бешеный восторг. Цены на продукты ООО!!! Даже плакать хочется. Нашли супермаркет, с приемлемыми ценами, покупали там куриное филе.
Экскурсия на катере, Херсонес, 35-я батарея. При поездках на пляж в Учкуевке петляние по горам в городской черте напрягает, о подъезде к «тёщиному языку» нет предупреждения навигатора, опасно, неожиданно. В Севастополе настолько всё интересно, на всю жизнь хватит. Пляжи в самом Севастополе нам не понравились.
02.08.15 г. решено переехать в Евпаторию. На въезде в Евпаторию озеро Сасык с лебедями, дети скормили лебедям 2 булки хлеба.
Сняли обалденную 3-комнатную квартиру с встроенной техникой, евроремонт, просто чудо. 2000 руб./сутки в итоге на 2 недели.
Обследовали пляжи Евпатории — средненько, даже платный рядом с озером Майнаки. Сам город Евпатория не впечатлил — узкие извилистые улочки, заборы. 4 августа нашли наш идеальный пляж ~ 7 км от города — то ли крупный песок, то ли очень мелкая галька, открытое чистое мое, прозрачная вода, жена даже разглядела глаза у крабика, скаты плавают. Пляж расположен напротив указателя города «Евпатория 2500». Недостатки: близость трассы, открытое место, поэтому ветер, но крупный песок ветром не поднимается. Это была конечная точка нашего маршрута.
В Евпатории прикольные трамваи. Евпатория, на мой взгляд, это смесь позднего совка с недокапитализмом. На рынках может встречаться хамоватое отношение продавцов к покупателю: «Но я же уже вашему ребёнку сказала». Живут бедно, определил по косвенному признаку, у продавцов нет золотых серёжек, колец (какой женщине не хочется одеть золото). Продавцы не могли поверить, что мы купим 13-летней дочери платье за 2 тыс. руб. Справедливости ради стоит сказать, что в этом климате норма «трусики, бусики» и все дела. Кафе на набережной работает до 22:00.
16.08.15 г. Вернулись в Симферополь.
17.08.15 г. Парк львов, стоит посетить.
18.08.15 г. Алушта.
В Крыму безумно понравилось, едешь по дорогам указатели «Уютное», «Геройское», «Солнечное», «Удачное», налево «Цветочное», направо «Ароматное». У нас — «Разъезд 1257 км», никакой креативности. В Крым хочется ездить ещё и ещё. Цены на заправках на 3 руб./литр выше, чем на материке.
Дорога обратно
19.08.15 г. Около 12:00 выехали из Симферополя обратно домой. Переправа, на этот раз жене выпало заехать по пандусу на спуск в подвал парома. Опять материлась. Выезд на землю Краснодарского края, орёт песня Шевчука «Родина», аж мурашки по коже. Заправка «Лукойл» на косе Чушка, очередь, байкеры едут в Севастополь на слёт. Добрались в Краснодар в 00:00.
20.08.15 г. Около 12:00 выехали из Краснодара. Где-то под Ростовым дорога идёт в три ряда, потом сужение до одного, обалденная пробка, на отворотах машины с объявлениями «обведу пробку» (пробка, видимо, не первый и не второй день), решено объехать по местным дорогам/полю. Сворот — навигатор визжит, пересчитывает маршрут, удаляемся от трассы (довольно прилично), поворот налево двигаемся параллельно трассе по полю (трассы не видно), навигатор отыскал грунтовую дорогу для выезда на трассу, выехали после пробки. Повезло. Если будете так делать, смотрите какого класса машины, стоят с объявлениями (клиренс, наличие полного привода), были ли в ближайшее время дожди (даже небольшие осадки), есть ли на карте ручей.
21.08.15 г. В городе Камышин супермаркет расположен прямо на трассе (15 мкрн), останавливались, покупали курицу-гриль, воду. Не отъезжали от трассы для поиска магазинов. Ночлег где-то на границе Волгоградской и Саратовской области.
22.08.15 г. переправа через Волгу Саратов—Энгельс. Красиво, аж дух захватывает. Посередине моста вывеска «Энгельс». В Энгельсе свернули на кольце «не туда». Не менжуйтесь на развязках/кольцах. Главное — уверенно куда-то поворачивать, 100 метров от развязки отъехал, сориентировался. От Энгельса до Самары (по левому берегу Волги) дорога не очень — ямочный ремонт, но ездить можно. Ночлег за Самарой, не доезжая Октябрьского. Переход через Урал, сувениры, пробки, ухудшение погоды (дождь).
23.08.15 г. Ночлег в кемпинге «55 регион» под Омском. Там, где по дороге туда был продавлен асфальт колеёй, участками делают, движение в одну полосу. Пробки.
24.08.15 г. Ночлег в Ачинске.
Утром 26.08.15 г. прибыли домой в Ангарск.
Про поездку. Я привык так: сел в самолёт, вышел, пляж. Отдохнул, сел в самолёт, вышел дома. Поездка на машине это совершенно иное качество путешествия. Квадратная попа, по ночам ещё неделю после поездки снятся сигналы навигатора, что мы заблудились, возможность увидеть всё своими глазами, но надо ехать. Когда ехали на запад в середине июля, световое время более 12 часов, и ещё по часу в день добавляется за счёт перемещения на 1000 км, с погодой повезло. Когда ехали с запада домой в конце августа, световой день уменьшился, и ещё по часу в день за счёт перемещения на 1000 км. Погода за Уралом местами мелкий дождь. Домой ехать труднее.
Короче, раз в три-пять лет чего-то не хватает — приключений на свою задницу, и отваживаешься на такую авантюру. Про поездку 15-го года, всё замечательно прошло, шагали примерно по 1000 км в день. Теперь езду на машине около 1000 км авантюрой-то не назовёшь, по дороге попадаются все регионы, один раз видели на западе «25 регион» (Приморский край). А совсем комичный случай был в Евпатории на второй день. Выворачиваем узкими улочками, стоит машина «38 регион», а мы думали, мы одни такие придури. Сейчас везде проложены приличные асфальтовые дороги. Для нашей огромной страны поездки на машине, как глоток свежего воздуха, осознание грандиозности страны, её величия.
P.S. Знакомые ездили в Новосибирск в начале декабря — эмоциональный рассказ Тани: «Летим по трассе под 90, везде темно, впереди светло, снегопад, метель, не видно ни черта, если бы не навигатор, вообще не понятно, где мы и куда едем».