|
Маршрут: Новосибирск — Варгаши — Самара — Азов — Керчь; обратно Керчь — Камышин — Нижний Новгород — Уфа — Варгаши — Новосибирск.
В 2015 году решили посетить в очередной раз Крым, родственников и друзей по дороге на запад и на юге.
Сроки: с 13.09.2015 г. по 11.10.2015 г. Целью путешествия был осмотр достопримечательностей в Крыму, которые не успели посетить в 2012 г. По дороге, где получалось, останавливались у родственников. Это уже четвертое наше путешествие, первое было в Украину, Крым в 2012 (отчет: ), второе по Золотому кольцу и в Петербург в 2013 году (отчет: ), третье — в Хакасию, на Байкал, При- и Забайкалье (отчет пока в разработке).
Машина уже другая, поменял летом 2015 г. Фокус 2 2011 г., на Мицубиси Аутлендер IV 2.0 Intense 4WD рестайл 2015 г с доп. опциями, из салона, пробег перед выездом 1462 км. За рулем 2 водителя— я и жена по очереди. 0 ТО прошел за неделю до выезда, ничего не менял. Маршрут движения планировал предварительно на сайте www.ati.su, в пути — по бумажным картам + навигатор (Дигма 530 с Навителом, обновлял карты на последние на сайте Навитела). Радар-детектор Вистлер PRO-69RU показал себя и в прошлых поездках и в этой на отлично, писем по почте не пришло. Регистратор пока не выбрал для новой машины.
Всего пройдено 10420 км, потрачено бензина 92 около 1017 л, средний расход за всю поездку 9,7 л/100 км, общие затраты на бензин — 34,3 тыс. руб. В основном заправлялся на Газпромнефть, т. к. есть бонусная карта, в Крыму — старался в основном на Госте (там подешевле).
Кому интересно, приведу цены на бензин 92 по городам (областям) сентябрь-октябрь 2015:
Для планирования путешествия за основу был взят путеводитель «Знакомьтесь — Крым удивительный», 2011 год, подробная карта Крыма и информация из интернета. Здесь подробная информация о всех достопримечательностях Крыма — crimeamap.ru/dostoprimechatelnosti/ Также был составлен полный перечень по всем городам с адресами, телефонами, временем работы (и координатами GPS — что оказалось очень полезным). Из него потом остался список интересных мест, которые обязательно надо посетить.
Маршрут туда (до Крыма) — 13.09-21.09 (9 дней):
Новосибирск — Варгаши (ночевка у родственников) — Самара (4 дня у родственников) — мотель между Волгоградом и Ростовом — Азов (ночевка у друзей)— Керчь.
В Крыму 22.09-04.10 (всего 13 дней): на два дня ездили по маршруту
Керчь — Коктебель — Малореченское — Бахчисарай — Севастополь — Балаклава — Форос — Керчь.
Маршрут обратно — 05.10-11.10 (6 дней):
Керчь — Камышин (ночевка в гостинице) — Нижний Новгород (1 день у родственников) — мотель между Н.Челнами и Уфой — Варгаши (ночевка у родственников) — Новосибирск.
Затраты на мотели/гостиницы в общем составили всего 7500 руб.
По дороге две автомойки — в Самаре и Керчи. Ремонта никакого не было.
Затраты на билеты-экскурсии — к сожалению, не считали, т.к. несущественны.
По окончании поездки определились с выводами:
Видео:
День 1 — 13.09. Выехали в 6:00, скорость была нормальная 110-140. За Омском с трассы М51 повернули на север, на трассу Р402 Тюкалинск — Ишим, чтобы объехать Казахстан с севера.
Похоже, датчане едут из Монголии.
До Абатского дорога нормальная, а вот в самом Абатском четыре ремонта трассы подряд, со светофорами, причем ремонт капитальный с полным сносом до основания одной полосы (до 1,5 метров вглубь).
Так как попали туда в час пик (около 5 вечера), то вся дорога была забита трейлерами. Ограждения полосы только конусами и поэтому слететь в полутораметровую яму очень легко, особенно в темноте.
Потеряли в этой пробке около двух часов. Зато после, в районе Бердюжье — Ишим на месте бывшего болота и постоянных волн на покрытии, сейчас практически идеальная трасса. Там и пытались нагнать потерянное в пробках время.
К Варгашам подъехали уже ночью, около 23:00, родственники нас уже потеряли.
День 2 — 14.09. Выехали дальше только в 8:00. До Челябинска дошли быстро по М51, по объездной объехали город и после развязки уже по трассе М5 (по 3 полосы в каждую сторону, скорость до 150) обошли многие попутные трейлеры. Урал прошли без особых задержек, пробок не было, в Симе немного на светофоре постояли из-за ремонта.
Мимо Уфы прошли с юга по трассе, двинули сразу дальше до Самары (еще около 500 км). Дороги на этом участке были лучше среднего, конечно, попадаются и плохие участки, но мало. Добрались до дома около 12 ночи и завалились спать.
День 3-6 — 15.09.-18.09. Отдыхали в Самаре, вечером съездили в Тольятти к друзьям, гуляли по набережной.
Памятник строителю Самары — князю Засекину.
День 7 — 19.09. Выехали в 6:00, по знакомой дороге объехали Самару и Тольятти, по трассе М5 и далее через Сызрань по трассе Р228 на Саратов. На подъезде Жигулевску остановили ДПСники и полчаса разводили на подышать в трубочку. Соглашался на все, так они сами сдались, да и я чувствовал себя уверенно, а посмотрел в зеркало и понял — все глаза красные (будто пьянствовал всю ночь).
После Саратова по объездной на Волгоград, за Волгоградом на трассе А260 уже в темноте нашли тот же мотель (в районе Суровикино), в котором останавливались в 2012 году, двухместный номер с душем и туалетом всего за 1500 руб.
Дороги по трассе отличные, под Саратовом похуже, трафик к концу сентября уже значительно снижается.
День 8 — 20.09. Выехали из мотеля в 08:00, почти до Каменск-Шахтинска, затем повернули на юг по трассе М4, до Ростова добрались быстро, заехали в город к родственникам на пару часов.
По такой дороге можно и 150 (но осторожно). Все стекло в мухах, т.к. не научился сбивать их боковым стеклом.
Потом кое-как через пробки выбрались из города на юг, повернули на Азов к друзьям в гости.
День 9 — 21.09. Выехали дальше на юг часов в 8 утра, через Староминскую, Тимашевск и Темрюк на переправу. По дороге заправлялся два раза до полного бака по цене 32,6 руб, в Крыму совсем другие цены на бензин. На переправе были в 16 часов, весь переход в Крым занял 2 часа от момента заезда в первый отстойник.
Машин было немного, и все проходило довольно быстро, только регулировщик засунул нас на балкон, куда я на новой машине с непривычными пока габаритами с трудом залез.
В Керчь прибыли около 18:30, поставили машину под окном, и начался наш отдых на море. Сразу уточню — квартира в Керчи своя собственная, поэтому расходов на жилье никаких серьезных не несли (ну, кроме содержания жилья).
День 10 и последующие — 22.09-04.10. Отдых на море, прогулки по городу. Керчь город красивый и древний (около 2,5 тысяч лет), для меня практически родной. Есть что посмотреть — гора Митридат, Пантикапей, Аджимушкайские каменоломни, крепость Еникале, древние городища, Царский курган, крепость Керчь и многое другое.
Царский курган — древнее захоронение одного из боспорских царей. Построен в 4-м веке до нашей эры. Представляет из себя каменный склеп в холме высотой 17 метров. Конструкция кургана уникальна и нигде более не встречается. Входной тоннель - дромос, сознательно выполнен с искажением стен у основания, для создания оптической иллюзии при входе и выходе из него. GPS координаты: 36.52594,45.373912
Пляж на маяке — Азовское море. Народу почти никого, сервиса никакого, мусора полно.
(Любимый пляж жены, так как волны всегда есть).
Крепость Еникале — турецкая крепость, ориентировочно 1699-1706 года постройки. Занимала важную стратегическую позицию, благодаря расположению в самой узкой части Керченского пролива, где его ширина всего 4 км и таким образом контролировала проход судов между Черным и Азовским морями. Помимо этого, крепость Ени-Кале служила в качестве резиденции турецкого паши. GPS координаты: 36.60271,45.350607.
Вид из центра крепости — стройка моста идет полным ходом.
Крепость Керчь, построенная к 1877-1878 годам, в 4 километрах южнее города Керчь, для обороны пролива между Черным и Азовским морями. Является единственной хорошо сохранившейся крепостью в Крыму. Основная часть фортификационных сооружений для маскировки выполнена под землей. Несмотря на наличии схем и карт, в крепости огромное количество до сих пор неисследованных подземных ходов и помещений, назначение которых неясно, и посещение которых самостоятельно может представлять опасность. До недавнего времени, в некоторых помещениях хранились боеприпасы еще со времен ВОВ, а некоторые помещения были заминированы.
До 2003 года в северной части крепости размещался гарнизон украинских вооруженных сил. В настоящее время на территории крепости организован музей. GPS координаты: 36.475508,45.310714.
Погода для конца сентября была просто отличная — настоящее «бабье лето». Температура 23-28, да и дождей особо не было. Купались несколько раз. За это время съездили на экскурсии по Крыму на два дня.
День 12 — 24.09. Керчь — Бахчисарай. Выехали рано утром, в 6:30. В Керчи был туман, а перед Феодосией уже и дождь, хорошо, что быстро закончился. В Феодосии жену оштрафовали на 500 руб. за превышение скорости в черте города, причем тульские ДПСники, оказывается, работают в Крыму по вахтам в командировках по месяцу. Заехали на коньячный завод в Коктебель, у фирменного магазина пришлось подождать открытия до 10 часов.
В Коктебеле у проходной завода.
В магазине выбор коктебельского коньяка небольшой, а вот других марок много, да и цены уж очень удивляют — 5-летний 0,5 л под 800 руб.! Раз приехали — так уж взял и по такой цене.
По дороге Р29 заехали в Солнечную долину, главное не пропустить указатель на поворот, там всегда фотографируются на фоне живописных скал. Перед поворотом всегда стоит машина, с которой продают вина (Массандра, Солнечная долина, Судак и т.д.) с хорошей скидкой. Качество проверено, брали в этом месте уже четвертый раз и в фирменных бутылках «Фестивальное», «Черный доктор» и разливное в пластике. В Солнечной долине взяли еще вина в фирменном магазине на центральной улице, разливное, к сожалению, в пластике уже не продают — запретили!
Перед поселком Малореченское машину оставили на стоянке, сами пошли в храм-маяк Святого Николая (44°45.385', 34°33.935') и потом в музей катастроф на водах (под храмом) — понравилось все, довольно интересно, да и атмосфера создана неплохо.
Перед Алуштой начался уже нормальный серпантин, скорость там 30-50 км, хотя местные умудряются обгонять на таких поворотах. Но так как уже конец сентября, машин было совсем мало.
В Алуште повернули на Симферополь и затем далее до Бахчисарая. В связи с проходившим в этот день мусульманским праздником Курбан-байрам в Крыму 24.09 — выходной день, подумали, что никто не работает. Однако работало все в туристической отрасли.
Заехали в Бахчисарай, в ханском дворце были на экскурсии в прошлый раз (2012 год), проехали дальше, машину оставили на бесплатной стоянке перед подъемом к Успенскому монастырю и пошли на экскурсию в Чуфут-Кале.
В монастырь заходить не стали, времени уже не хватало, отдохнули только перед входом. Успенский пещерный монастырь (Крымская Лавра) был основан византийскими монахами-иконопочитателями ориентировочно в 8-м веке нашей эры. Монастырь расположен в 2 километрах от Бахчисарая, в ущелье Марьям-Дере. GPS координаты: 33.9102888, 44.7446911.
Потом полезли дальше в гору до Чуфут-Кале. Не ожидали, что довольно высоко и долго придется лезь, выдохлись совсем с непривычки. Чуфут-Кале — пещерный город, который появился предположительно в V-VI веках нашей эры, как укреплённое поселение на границе византийских владений. Центральная улица города до настоящего времени сохранилась почти в неизменном виде, были восстановлены ворота и некоторые храмы. GPS координаты: 33.9238071,44.7408809.
Вид на вершине плато просто завораживает, подумали, что было бы интересно пожить там один-два дня, например в этой усадьбе историка-этнографа А.Фирковича.
Спустились с гор и, так как уже стемнело, решили доехать до крымской обсерватории — самая крупная обсерватория на юге. Находится в поселке Научный Бахчисарайского района. Экскурсии в обсерватории обычно проводятся в ночное время. GPS координаты: 34.0159464, 44.7277185. По навигатору с трудом нашли, дорога местами разбита, представляет собой довольно извилистый серпантин, при отсутствии всякого освещения передвигаться по ней очень весело. Перед проходной оставили машину на стоянке, вежливая охрана нас пропустила и даже показали в какой стороне догнать экскурсионную группу. Кое-как нашли в одной из башен по звуку разговоров. Удалось посмотреть в два серьезных телескопа и послушали пол-экскурсии, было интересно.
Вернувшись обратно в Бахчисарай, нашли гостиницу прямо на центральной улице (Мариамполь, ул. Ленина, 18а), большой частный дом, на первом этаже огромная общая кухня и 4 отдельных номера со всеми удобствами. Хозяева живут на верхнем этаже, стоянка на дороге под окнами. Цена (2000) устроила, остановились там на ночь. Вечером пошли посмотреть в недавно открытый парк архитектуры Крыма, очень много экспонатов, интересно было посмотреть,
особенно если 90% объектов видел сам и узнаешь сразу без подписей на табличках.
День 13 — 25.09. Бахчисарай — Севастополь — Балаклава — Керчь. Утром выехали в 8:30 в сторону Севастополя, решили посетить другой древний пещерный город. Мангуп или Мангуп-Кале, пещерный город в 20 километрах на восток от современного Севастополя, на плато горы Мангуп, высотой около 200 метров. В древние времена (6-15в.) город назывался Феодоро, и был столицей одноименного княжества, которое контролировало весь Юго-Западный Крым. Мангуп был самым крупным средневековым городом в этой части Крыма. GPS координаты: 33.7978506,44.5915368. Нашли поворот по навигатору, там небольшой поселок с гостиницей.
Указатель врет — там не 2,8 км, а все 6!
Местные мужики предложили на Уазике в горы, но мы отказались. Проехали через поселок до конца, нашли будку с надписью «кассы» — все закрыто в 9 утра, в горы по дороге проехали пока смогли, потом встали на поляне. Далее пошли пешком по тропинкам, через 45 минут поняли, что не готовы к такому штурму, да и вокруг ни души. Решили отложить посещение до следующего раза, запланированного времени явно не хватало, да и подготовиться надо было посерьезнее.
На спуске встретили двух туристов из местного поселка, они двигались туда же и подтвердили, что мы были на правильном пути, только прошли примерно половину.
Заехали в Севастополь, покружив по центру и потолкавшись в неслабых пробках, посетили Собор Святого Владимира (Адмиралтейский) ул. Суворова, д. 3, 1888 год. Снаружи в стены северного и южного фасада вмонтированы мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова. N044 36.625, E033 31.405. Чтобы найти место для стоянки надо очень сильно постараться — встали посреди площади на островке безопасности (даже в Новосибирске в центре это намного проще). Представил, что здесь было летом в курортный сезон! Собор впечатляет своей монументальностью. Дальше направились в Херсонес Таврический,
в византийское время также назывался просто Херсон, — древний город, который был основан греками в 421 году до н.э. на юго-западном побережье Крыма, ул. Древняя д. 1, GPS координаты: 33.4943318,44.6131549 (N044 36.590, E033 29.575). Туристов очень много, несмотря на конец сезона, стоянка вся забита машинами.
Собор в Херсонесе на месте древнего храма.
Взяли просто билеты, т.к. экскурсию надо было ждать еще полчаса. Полазили по руинам почти полтора часа.
Затем поехали в Балаклаву, цель — посещение базы ядерных подлодок. Балаклавская бухта — одна из уникальнейших бухт не только окрестностей Севастополя, но и всего Средиземноморья. Бухта фиордового типа и практически со всех сторон окружена горами.
Уникальность бухты также в том, что с 1957 по 1993 годы в ней действовал один из самых секретных объектов Советского Союза — подземный завод ремонта подводных лодок и хранилище торпед с ядерными частями. В настоящий момент на базе завода действует музей. Сверхсекретная база, действовавшая во времена холодной войны. Предназначалась для ремонта и обслуживания подводных лодок Черноморского флота,
а также использовалась как склад ядерного вооружения, это самый крупный военный объект из рассекреченных. GPS координаты: 33.5966957,44.5009974. Посетили музей с экскурсией, очень впечатляют масштабы сооружений. Экскурсия очень интересна и познавательна, рекомендуем посетить. Вышли из базы с другой стороны, там площадка с различной военной техникой.
Потом поехали на перевал по серпантину, перед самими воротами большой туристический рынок. Байдарские ворота находятся на одноименном перевале высотой 503 м.
Ворота возведены в 1848 году в честь окончания строительства старого автомобильного шоссе Ялта — Севастополь. GPS координаты: 33.7819076,44.4062779. Поднялись на сами ворота — виды очень красивые, внизу Воскресенская церковь и на берегу моря — Форос. Спустились с перевала чуть ниже, остановились на стоянке у церкви. Поблизости стояла белая Тундра с номерами и гербами ДНР в сопровождении местных ДПС. Воскресенская церковь н/п Форос — храм, сооруженный на одинокой отвесной Красной скале, на высоте 400 метров над уровнем моря, около 4 км от перевала Байдарские Ворота. Построена в 1892 г. в честь спасения царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Считается одной из самых живописных смотровых площадок Крыма. N044 24.265, E033 47.301.
Насчет самых живописных видов — подтверждаю. Далее взяли курс по побережью домой в Керчь и прибыли уже около часа ночи.
По дороге остановились у храма-маяка Святого Николая, уж очень красивые виды под луной. Встали на обочине на аварийке.
Навстречу проезжала местная машина — остановились спросить — может, помощь нужна! Краткое резюме по Крыму: из всего автотранспорта в Крыму более 50% иностранцы — из них 90% российские машины, часто встречали и Евросоюз (Дания, Голландия, Германия, Чехия) — а как же санкции?
День 23-25 — 05.10.-07.10. Дорога домой получилась немного длиннее, потому что отправились через Нижний Новгород. Выезду предстояли долгие сборы, упаковка вина и коньяка в неразумных количествах, сувениров и т. д. Закончив дела в Керчи, выехали в сторону дома в 7 часов утра. Так как машин было совсем мало, в отстойнике не стояли совсем — взяли билеты и сразу на паром.
Паром ушел всего наполовину заполненным, вся переправа заняла 45 мин. Погода стояла отличная, солнечная и довольно тепло +15. К вечеру добрались до Камышина (1160 км), там была забронирована гостиница «Дмитриевская», ул. Мира, 59 (цена 2000, отличный номер и сервис). Остановились на ночь и утром выехали в сторону Нижнего через Саранск. В Пензенской области и Мордовии погода стала резко портиться, значительно похолодало (до +3) и полдороги нас сопровождали сильные дожди.
В Нижний добрались уже в 20 часов, остановились у родственников. Отдохнули, съездили в гости в пригород Нижнего. Температура упала до 00С, и начал сыпаться мелкий снег.
День 26 — 08.10. Выехали по М7 мимо Чебоксар, Казани, Елабуги, Набережных Челнов на Уфу около 9 утра. До Набережных Челнов все было нормально, в Челнах попали в сильный снегопад и
на выезде из города застряли в пробке на два часа. Выпало около 15 см снега, а все на летней резине. В пробке столпилось огромное количество трейлеров.
Вот здесь пришлось надеть на себя всю теплую одежду. Уже в темноте (не ночевать же на трассе) решились, как и некоторые другие, на штурм целины. Съехали с трассы (двоих снесло в сторону и завязли в снегу) и вдоль лесополосы по грунтовке и снегу прошли почти с километр, объезжая пробку. Машину кидало из стороны в сторону, с одной стороны — лесополоса, с другой столбы кабельной линии и вспаханное поле. Ехал в режиме 4WD Lock, на пониженной передаче L, да и с отключенным ASC (курсовой устойчивости). Но все обошлось, главное при этом не останавливаться и не газовать резко. Выехали на трассу и далее два часа двигались со скоростью 20-40 км/час с дистанцией между машинами до 100 м по сплошному гололеду. Все трейлеры ехали на аварийке, и при любом торможении хвосты сносило то в одну, то в другую сторону. Да и нашу машину тоже болтало по всей трассе. Доехать по такой дороге до Уфы не смогли, остановились в первом попавшемся мотеле на ночь около 22 часов.
День 27 — 09.10. Быстро позавтракав из своих запасов, выехали в сторону Уфы около 7 утра. Свою машину не узнали, за ночь обледенела вся. Сбили сосульки, где смогли. По гололеду проехали еще часа два, затем стало получше, стали наверстывать отставание от графика. В Башкирии везде стояло полно ДПСов, на одну из таких засад и я попался. Проехав одну из машин ДПС на обочине, решил, что уж дальше-то все нормально и через 15 минут, обгоняя трейлер, закончил обгон в начале маленького моста на сплошной. Так они догнали меня с мигалками, сиреной и криками в матюгальник — оказывается, камер почти везде понатыкали. Все это происходило в небольшую метель, когда разметки совсем не видно. Пришлось отдать 4000 руб. промерзшим башкирам.
Урал прошли, на удивление, вполне нормально, хотя ожидали пробки из трейлеров, которые не смогли влезть по снегу в горы. В Симе ожидаемо простояли полчаса на светофоре — ремонт трассы. Снега было мало, да и гололед на Урале не мешал, но сильная метель на перевалах несколько раз нас накрывала,
причем неожиданно за поворотом видимость падала до 10 м и соответственно скорость до 20-40. За Челябинском дорога стала получше, да и температура повысилась до +5. До Варгашей добрались к полуночи и завалились спать у родственников.
День 28 — 10.10. Выехали в Новосибирск около 7 утра. До Абатского добрались быстро, в самом Абатском на тех же ремонтах со светофорами потеряли около часа, до Новосибирска добрались без задержек около часа ночи уже 11 октября.
Желающие могут задать дополнительные вопросы — с удовольствием отвечу.