Рассказы автора OWNER.

Рассказы автора OWNER.

«Всё-таки это Кыргызский «Полюс Холода» с самой низкой температурой на территории Кыргызстана!». «В 2000 году был там на всех заставах. Волки солдата с лошадью съели между заставами». «Так что, если зимой там встрянете — там и останетесь».
…На выходе из Ирана таможенник привязался к моей канистре — нельзя из страны вывозить бензин. Пришлось убеждать, что это штатное оборудование машины, ну вроде как второй бензобак, а баки можно было налить под пробку. Убедил. Из канистр, которые находили в багажниках, бензин заставляли выливать. Последний взгляд на территорию терминала, где на въезде, чуть в стороне от дороги, стояли два новеньких Nissan Pathfinder со смятыми крышами (уронили при доставке) — и в путь, в Туркмению...
Честно говоря, перевалов пройдено больше, но остальные, несмотря на приличную высоту, были какие-то невыразительные, анонимные, в виде крестика на карте. В первой же тройке шли, практически один за другим, почти как ступени лестницы в небо — Сарымойнок (3126 м), Барскаун (3754 м) и чуть дальше перевал Суек (4021 м).
Обещанного три года ждут… Так у меня и получилось. Вернувшись из первой поездки по горам Тянь-Шаня, решил приехать сюда при первой возможности, оформив пропуск в погранзону. Однако на следующий год была Монголия, ещё через год — Дальний Восток, а Киргизия всё откладывалась и откладывалась. В начале лета решил твёрдо — всё, хватит, надо ехать в горы. Оказалось, что получить разрешение на проезд в погранзону не так просто. Нет, любой человек (и даже не обязательно гражданин Киргизии) может получить такое разрешение самостоятельно, но для этого надо приехать, например, в Бишкек, подать документы, подождать 10 дней — и готово, забирай бумагу. Обратился в турфирмы — пропуск отдельно делать не хотят, только с пакетом услуг. В конце концов приемлемый вариант был найден и в самом начале августа разрешение получено.
Этот рассказ завершает серию очерков о моих автопутешествиях и состоит из двух частей. Первая — это поездка на озеро Кульсай (Кольсай) в феврале 2018 года. Залитый льдом участок горной дороги и прекрасная новая магистраль Алма-Ата — Хоргос как контрасты нашего маршрута. Вторая часть посвящена горному озеру вблизи Алма-Аты. Идущая туда дорога очень интересна, здесь показана её серпантинная часть. И ещё одно прекрасное место для отдыха — река Кенсу. Так что снова путешествуем вокруг Алма-Аты.
Китай близко. Всего 350 километров по дороге — и граница. Не случайно, что многие географические названия здесь связаны с этой страной, имеют китайские корни. Вот и Тянь-Шань, насчитывающий более трёх десятков вершин свыше шести километров во главе с пиком Победы (7439 метров), по-китайски «небесные горы». Чтобы частично подтвердить «мудрую» мысль, что умный в горы не пойдёт, я решил в эти горы поехать. Поехать в Тянь-Шань. Заняться, так сказать, автомобильным альпинизмом.
За пару лет до этой поездки прочитал в одной книжке: озеро Байкал обладает таинственной, мистической силой притяжения, и тот, кто хоть раз побывал на Байкале, будет стремиться попасть сюда вновь и вновь. Ну прочитал и прочитал, уже вроде и забыл про это, но прошёл лишь только один год после поездки на остров Ольхон, и меня снова потянуло на Байкал. Не просто в дальнюю поездку — в 2010 году мы уже прокатились в Россию, в Уфу — а именно на Байкал, причём в самую его «дикую» сторону, на север. Очень сильно, до невозможного, захотелось посмотреть места, где льды плавают по озеру в начале июня, где проходит Байкало-Амурская магистраль и где в озеро впадает, а не вытекает из него, Ангара.
Наша жизнь автопутешественников началась с поездки в Россию. Это было в далёком 2001 году, и прошедшие девять лет пропали не даром. Были поездки к озёрам Байкал, Алаколь и Боровое, по городам Казахстана. Жизнь за это время стремительно менялась, и нам захотелось посмотреть новым взглядом на старые места — проехать от Алма-Аты до Уфы, повидаться с друзьями, посмотреть на отстроенную столицу Казахстана Астану. К тому же дочь наша, недавно получившая водительское удостоверение, прям таки рвётся в бой. Мы с женой не возражаем — значит, едем втроём.
Не знаю, как лучше назвать этот рассказ. Две тысячи километров разбитых дорог? Мы тоже строим автобаны? Дорога смерти вдоль Балхаша? Pajero держит удар? Все эти названия подойдут лишь для отдельных частей рассказа. Лучше расскажу всё по порядку, а там уже сами решайте — как лучше назвать.
С детства, сколько помню себя, всегда знал, что ближайшие к Алма-Ате крупные озёра — это Балхаш и Иссык-Куль, который в прошлом веке был поистине «всесоюзной здравницей». Однако было еще одно озеро, с такой же целебной, слабосолёной водой — Алаколь, «пёстрое озеро». Расположенное к северо-востоку от Алма-Аты на расстоянии примерно пятьсот километров по прямой, это озеро долгое время было закрытым районом.