|
Часть 2. Продолжение
Поездка за теплом
Осенью, чтоб продлить лето, уже который год я выезжаю в теплые места и страны на авто — Тойота Фанкарго. В прошлую осень это была поездка вокруг Казахстана, до Алма-Аты. В рамках моего давнего проекта, где стремлюсь проехать все страны бывшего СССР. Чтоб понять, что нас всех ждет завтра и как нам выжить в этом новом зарождающемся мире. Передушат нас всех в одиночку в своих постелях, или мы объединимся и сможем противостоять. Опыт моих многочисленных поездок показывает, что, если ничего не делать, то России через 10-30 лет уже не будет, а останется осколок, это я говорю в своих очерках-дневниках, книгах и фильмах уже на протяжении 20 и более лет. И о том говорят многие герои моих очерков...
Поэтому каждый год, благодаря вашей поддержке, я выезжаю в экспедиции, нахожу там людей, которые понимают, что с нами сегодня происходит и что нам делать для сохранения себя, пишу о них книги и делаю фильмы.
Книга автора (как ее заказать, смотрите в конце)
Сегодня куда ни приедешь в близкое зарубежье — к киргизам, прибалтам, казахам, узбекам.., — везде ты понимаешь, что мы одна семья, мы объединены одной кровью. Все мы когда-то воевали вместе против фашизма и потому теперь мы в чем-то очень важном тоже едины. Потому что наши деды вместе воевали и вместе умирали, и поэтому нас что-то очень важное объединило, скрепило.
Сейчас мы тоже воюем с фашизмом, только еще не до конца это осознали, только называется это все теперь иначе, а суть осталась та же...
Я это понял, когда стал говорить казахским гаишникам, что написал книгу с ветераном В О войны и чтоб они не привязывались ко мне со своими штрафами. В России гаишники еще лучше реагируют, потому что они тоже военные, понимают ценность таких книг — и сразу про все штрафы и поборы забывают, а кто-то и честь отдает...
Итак, продолжение дневника.
Казахов уже приучают к платным дорогам. Перед Алма-Атой был первый пункт по оплате, правда сумма пока что символическая. Здесь множество заездов, вставляешь бумажку, и тебе тут же дается билет и сдача. Я вставил 500 тенге, по нашему 100 рублей, мне дали сдачу 100 тенге. Когда трасса Алма-ата — Астана будет достроена, оплата будет, конечно, гораздо больше. Когда из Москвы едешь на Черное море, там уже дорога платная и деньги приходится платить существенные...
Просыпаюсь теперь в 7 утра, и это уже поздно, потому что ложишься здесь часов в 10 вечера. В обычной моей городской повседневной жизни такой распорядок абсолютно неприемлем...
Автодом автора. Несмотря на 25-летний возраст он объезжает все бывшее СССР. Потому что задачи перед нами большие поставлены.
Надписи объявлений здесь в основном на русском, потому что русский знают все — он так и остался языком межнационального общения, хотя СМИ нам говорят об обратном. Пока сидишь в России, СССР забываешь, приезжаешь в практически любую республику и понимаешь, что СССР жив, они сами его оживляют, без России. В Армении народ мечтает о возврате СССР, в Прибалтике народ тайно за СССР и даже на Украине отчасти, в Приднестровье вообще молятся на СССР и только им живут.
В эту поездку даже музыку слушать не хочется, чтоб не нарушать это гармоничное течение внутренних мыслей, чтоб продолжать оставаться с Богом — ведь самое главное в путешествии, это то, что ты с Ним опять встречаешься. Как наш великий путешественник Федор Конюхов, пишет теперь книжку за книгой, но где ни откроешь, он там везде описывает свое общение с Богом, для того он и отправляется в эти свои одинокие странствия. Раньше отшельники уходили в пустыни, прятались в пещеры, он отправляется в странствия...
И приходят в этой тишине мысли о вечности. Мы ведь в этот мир приходим не для того, чтоб дом купить-построить или детей родить-вырастить, мы должны что-то важное понять и вот здесь, в тишине поездки, это происходит.
Медики говорят, для увеличения продолжительности жизни надо каждый день хотя бы 10 минут побыть в тишине (или помолиться), то есть подумать о главном. А в путешествии ты можешь думать о главном бесконечно долго и причем ежедневно...
У меня есть троюродная сестра. В детстве мы часто виделись, в молодости тоже встречались и беседовали, потом она переехала в Москву и закрутилось. И когда я раз в несколько лет бываю в столице, то встретиться все равно с нею не могу, потому что она живет в мире, где нет тишины — одна суматоха, люди и деньги. На все это она променяла тишину и покой провинции, где мы когда-то жили. Томск, где я живу теперь, это тоже своеобразная столица.
... Когда бываю в Москве, звоню ей. Но слышу всегда одно и то же. Если у нее есть выходной, она выезжает на несколько дней в соседнюю область, где у ее подруги что-то типа загородного пансионата, и там на природе она отдыхает от людей, потому что она их видеть не может...
А сколько тишины у этого Юрия, с покалеченными ногами, который теперь всю жизнь сидит в своем доме, иногда только радио включает и, может, что-то церковное читает. (Смотрите начало этого дневника). А все остальное время он со своими мыслями и ему с ними комфортно — то есть он в тишине, хотя ничего не имеет. Ничего того, что имеем мы. Ни магазинов, ни друзей, ни храмов... А может имеет даже большее, чем моя сестра, которая зарабатывает хорошие деньги, ездит на хорошем джипе, но не имеет тишины и вообще не знает, наверно, для чего живет, — и так огромное количество людей...
А Юрий этот, почти бездомный, три дня назад, оказывается, умер — читайте о нем в первой части этого дневника и помолитесь, пожалуйста, кто сможет. Потому что публикация эта стала главной памятью ему. Пока вышла первая часть, он был жив, когда выйдет вторая, его уже не будет. Мало кто так искренне радовался при посещении, как он...
Абсолютно безжизненной выглядит здесь эта трасса — мёртвая фактически степь и этот сверхцивилизованный автобан, абсолютно новый, связывающий старую столицу с новой. А потом, может, и до России его дотянут, когда отношения улучшатся. Для того, можно сказать, ее и делают.
Откуда, собственно, здесь взялась такая супер-пупер дорога? Едешь и невольно начинаешь уважать эту нацию, которая её построила несмотря ни на что, несмотря на эти все безжизненные виды вокруг. Хотя, конечно, эта безжизненная степь скрывает в себе кучу полезных ископаемых, на которые это все и строится.
Еду со скоростью 80-90 км. Просто потому, что на большой скорости начинаю засыпать. Тем более, что здесь ужас как неинтересно, не за что глазу зацепиться. Да и двадцатипятилетнюю машину не очень хочется насиловать. Уже хорошо то, что она едет, тем более заезжает в такие глубины, — она и так на честном слове едет, точнее на молитве (скажу, что вскоре после возвращения начнутся проблемы, перестанет заводиться, поменяю бензонасос и фильтр — кучу грязи и льда вынут. Кто знает, может, после казахского бензина, хотя заправлялся только в проверенных местах)...
В 22:00 вечера стал засыпать от усталости, потому остановился на ночь около заправки, жилья тут вблизи дорог нет. Проснусь в шестом часу, только-только рассвет начинается, солнце оно всегда будит. Рядом прилепилось ещё несколько автомобилей за ночь. Выехал без пятнадцати шесть. Живу теперь в том же ритме, как когда перегонял автомобиль из Владика (смотрите здесь мой очерк, который по комментам и просмотрам побил все мыслимые рекорды «Как я пригнал автомобиль из Владивостока», он же вышел в журнале «Огонек»).
Проснулся, лицо сполоснул и в путь. Пока была свобода, успел тогда перегнать из Владика 3 автомобиля. Хорошо б и сейчас попробовать, но цены стали бешеные. Это странно, что рубль так подешевел, ведь в обменниках по отношению к доллару он стал падать, и это несмотря на санкции.
Тогда, более 15 лет назад, я купил самый дешевый авто за 80 тыс. руб. из Японии Марчика. А вот теперь скажите, можно ли Путина сравнивать со Сталиным, если при том каждый год цены понижались, а сегодня...
Посмотрел по навигатору — это самое начало Балхаша.
Фотографий у меня традиционно мало, я мир познаю словом. И так у нас картинок везде огромное количество, в слишком уж цифровое время мы с вами живём.
Дорога ожила, казахи едут, справа теперь Балхаш виден.
Балхашские вороны
Вороны неизменные сидят по обочинам дороги. Как они тут живут и чем? По большому счету, абсолютно нам их мир неизвестен. Даже крыш над головой у них нет! А зимой здесь в степи космический холод...
Вон косяк небольшой пролетел, похоже что не утки. Может, какие-нибудь чайки или орлы, они же тоже на юг должны улетать. Поздновато летят.
Начинают рыбу продавать, жилья чуть-чуть побольше стало, благодаря Балхашу. Кафе рассчитаны на русских, судя по их названиям, не поедут же какие-нибудь таджики и узбеки сюда отдыхать. А для россиян Балхаш — это юг. Хотя Казахстан для нас всё ещё не очень дружественен и комфортен. Казахи понимают, что туризм это не спасение, а, наоборот, погибель для земли и для людей. А деньги можно и иначе заработать.
Автомобиль у меня хоть и старенький 25 лет, но главное едет, то есть что надо, он выполняет. Сильно печку не топлю, потому что салон в Тойоте Фанкарго большой, а главное — в жару на скорости засыпать начинаю. А так, ноги накрыл пледом и не прохладно. Сиденье за 25 лет все продавлено, подварили его с товарищем, можно было новое заказать, но зачем — сильный комфорт, он душе вреден. Где-то подклеил кожей... Мне не эстетика главное, а чтобы работала вещь. Чтоб каждый год дальние многотрудные экспедиции совершать, а деньги мне есть куда вкладывать, на бензин много уходит.
Почему в России не ездят такие стометровые атомобили — потому что нет у нас таких дорог, а в Казахстане специально под них, похоже, дороги сделали.
...Мне, например, без надобности новый холодильник, могу и старым пользоваться, счастье не в том. Излишества — это пустое. Мне не нужны каждый год и новые туфли или каждые пять лет новый автомобиль, пусть глобалисты оближутся. Я для них не потребитель. Я знаю, что это такое, ну возьму я их кредит, приобрету головную боль, нервы наружу повылазят, опять же, болеть придется, проживу меньше, и все из-за этого холодильника или автомобиля. Нет уж, можно и на этом ездить... Спасибо спонсору, который помог двигатель заменить, без него я б уже не проехал таких расстояний. Да и масло он уже последний год как лошадь ел...
Автомобили здесь в Азии используют по максимуму. Сейчас проехала наша Лада с фургоном, вся забитая вещами и сверху на багажнике еще четыре грузовых огромных колеса. Вся просела, но едет, значит не нарушает здешних казахских правил. В Россию, наверное, она не поедет...
Местность здешняя напоминает чем-то фильм «Тегеран 43». Много раз смотрел этот фильм с бессмертной песней. Фильм хороший, один из первых наших боевиков и при том ценную информацию дает про нашу историю... Сегодня для нас кино стало первостепенно важно. Как 100 лет назад сказка образовывала людей, теперь эту функцию выполняет кино. Потому надо, чтобы сегодня кино служило не только для наслаждения и развлечения, и уж, конечно, не копировало американское. Уж вы меня извините, но современное кино я теперь практически не смотрю, только советское. А телевизор выкинул, оставив ДВД. Нынешнее в основном служит низменным чувствам. В советском, напротив, много позитива, и создано тогда фильмов было столько, что за всю нашу жизнь не пересмотришь. Вчера, например, впервые в жизни смотрел «Неподдающихся» из 60-х, одна из первых лент, где сыграл Юрий Никулин... Конечно, это не бессмертные «Девчата», но их отголоски здесь есть и в каком-то смысле продолжение...
Дикие кони
Поздно вечером остановился на стоянке для автомобилистов в степи. Где есть туалет, где эстакада для ремонта автомобиля... Поделал гимнастику, поотжимался, поприседал... вспомнил, как когда-то из Грузии на скутере так же ехал в дождь и, чтоб не замёрзнуть, каждые 10 минут останавливался и отжимался...
Здесь полная тьма и только звёзды над тобой. Даже машины не ездят, потому что расстояния между жильем тут огромные. Около получаса походил отдыхал, и тут эту полную тишину вдруг нарушило ржание лошади. Пригляделся, оказывается на той стороне дороги небольшое стадо ходит. Сами по себе передвигаются, идут куда-то медленно по своим делам. Им и человек не нужен, живут, как жили и 100 и 1000 лет назад. Полудикие. А может, среди них и дикие есть. Кто их тут разберёт. Близко к себе они не подпустят. Это их природа, их стихия, их родная вековечная степь.
Еду и опять выедаю ложкой арбуз. На улице прохладно, а в автомобиле тепло, тут еще можно арбуз есть. Вся наша еда — это и лечебные средства, а не только собственно еда, может мы потому ещё и живём, что это всё используем, а не химию. Арбуз, например, он почки чистит. Хотя сейчас нормальные люди едят в основном химию, а ненормальные ее производят...
Вот лиса дорогу перебежала, а выжить здесь в степи и зимой, и летом и в засуху, и в холод и ещё деток своих прокормить и воспитать, это какой интеллект нужно ей иметь. А мы говорим, что у животных нет знаний. Разве мы бы со своим университетским интеллектом смогли здесь выжить, тут какой-нибудь чукча только смог бы или бомж с Сахалина, у которого интервью когда-то брал. Да, где теперь его косточки лежат...
Итог моей поездки было узнать эту нацию, и я начал понимать казахов, только начал, но и это немало, хоть общения с ними много не было. А то какие-то революции постоянные у нас, войны, спасать кого-то надо,.. никого здесь спасать не надо, самодостаточные они и живут прекрасно. Так как им надо жить в XXI веке. Не кочуют, как раньше, но и в цивилизацию с головой не подались. А то у нас телевизор брешет, что Казахстан теперь под Америкой. Да никакой Америки здесь и близко нет...
Прошёл караван из наших новеньких Камазов. Главное, на юг идут Камазы, а на север китайские фуры. Правда, это первый караван наших камазов, что я тут увидел.
...Разговорился с мужем продавщицы. Сказал, что в соседнем городе Приозерске есть две церкви и еще там русская военная часть стоит. И правда, русским уходить отсюда нельзя, потому что Китай не дремлет и он здесь очень близко. Русские всё же к казахам ближе и доверия к ним у казахов больше. Он сказал, что Китай сюда войной не пойдет, китайцы сказали, что нас едой своей травить будут. И показал на прилавке их дошираки. Причём сказал, когда китаец в магазин заходит, он свои продукты никогда не купит, только местные.
Здесь увидел странные и очень легкие кирпичики, похоже самодельные, которые еще раз доказывают, что дом можно сделать буквально из ничего, и вовсе не надо для этого брать кредиты и попадать в рабство от удобств на десятки лет. О людях, которые сами себе построили дом и практически бесплатно, потому что на своей земле, я и пишу в своих статьях.
На заправке написано по-английски Азия Петрол, то есть деньги у них тоже за кордон идут.
Дорогу эту строят на деньги всемирного еврейского банка, последний год она бесплатная, потом эти долги всю оставшуюся жизнь им платить будем. У нас, к сожалению, то же самое происходит, федеральное автострады платными становятся, и деньги, скорее всего, тоже за бугор уходят. Техника вся тоже западная лицензионная...
На заправке подошли две собаки, одна травмированная, поменьше, без одной лапки. Вторая большая. Видимо, лучше дают травмированной, а вторая с нею кормится и ее охраняет.
Перед Приозерском есть железнодорожный переезд, тут машины тормозят, и здесь тоже сильно худая собака ходит, видно, что щенки у неё есть, и ее милосердные люди подкармливают.
Животные тоже подстраиваются под современный мир, как в нем выжить...
Местные гаишники русских или киргизов обязательно останавливают всех, в Приозёрске меня даже дважды тормознули.
Не знаю, в мире ещё есть где, чтоб гаишники здоровались, здесь руку первым делом протягивают для рукопожатия. В России ни разу никто руку не протянул за все время, ни один гаишник.
На селе самый распространённый мотоцикл, среди пожилых, это наш Урал. А запчасти к нему делают китайцы, только они до первой поломки служат.
На берегу Балхаша остановился. Сказали, что тут есть старое русское кладбище, где ссыльных хоронили, сохранилась последняя могила.
Кто знает, может, здесь где-то похоронен мой прадед Иван Прозоров или его сын Алексей, которых в тридцатые годы взяли под Бийском, и они уже не вернулись, и никто не знает об их дальнейшей судьбе. От Бийска тут не так далеко. Алексей был учителем и пошёл отца вызволять, и его тоже забрали, под красное колесо многие безвинно попали...
Надо узнать, есть здесь дорога из Казахстана в Монголию, а то, может, в следующий раз через Монголию, через наш Чуйский тракт въехать в Монголию, потом оттуда уже в Казахстан. Так интереснее будет. Дорога наверняка есть, главное, чтоб таможенники пустили...
Растение перекати-поле в Казахстане везде встречается. Почему у нас его нет, даже на Алтае оно не растёт, потому что степей как таковых у нас нет. Русские не степная нация. Верблюдов у нас тоже нет, а здесь за один день уже пятое стадо верблюдов встречаю, причём сами пасутся. На Балхаше верблюды теперь заместо коров пасутся.
Еду и опять выедаю ложкой арбуз, через дырочку, чтобы в автомобиле не выливался. На улице прохладно, а в автомобиле тепло, тут еще можно арбуз есть. Вся наша еда — это и лечебные средства, а не только еда, может, мы потому ещё и живём, что это используем, а не химию только.
... Лиса дорогу перебежала, а выжить здесь, в степи и зимой, и летом и в засуху, и в стужу и ещё детей прокормить, воспитать, это какой интеллект нужен. А мы говорим, что у животных души нет.
Разве мы бы со своим интеллектом смогли здесь выжить, тут какой-нибудь чукча только смог бы или бомж с Сахалина, у которого интервью брал...
Моя задача была узнать эту нацию, и я начал понимать казахов, хоть общения с ними много и не было. А то какие-то революции, войны, спасать кого-то надо постоянно, никого здесь спасать не надо, самодостаточные они и живут прекрасно. Так как им надо жить в XXI веке. Не кочуют, как раньше, но и в цивилизацию с головой не окунаются. А то у нас в новостях говорят, что Казахстан теперь под Америкой. Да никакой Америки здесь нет. Вот сейчас прошёл караван из наших Камазов. Главное на юг идут Камазы, а на север китайские фуры. Правда, это первый караван из наших камазов, что я тут увидел.
Сегодня разговорился с пожилым казахом. Не знаю, как молодые, но те, что постарше, по-русски говорят без акцента. Сказал, что в соседнем городе Приозерске есть две церкви и там русская военная часть стоит. И правда, русским уходить отсюда нельзя, потому что Китай не дремлет. Русские по духу всё же к казахам ближе и доверия к ним у казахов тоже больше. Он говорит, что Китай сюда войной не пойдет, они сказали, что нас едой своей отравят. И показал на прилавке эти их дошираки. Причём говорит, когда китаец в магазин заходит, он свои продукты никогда не купит, только местные.
Открыл для себя новый город — Караганда, полвека прожил, но здесь никогда не был, а ведь это практически русский город. Второй город Казахстана, который я изучаю внимательно. Правда городов здесь немного. Казахи не любят города, они понимают, что наступит время и города нас не защитят, не прокормят, не обогреют и не спасут.
Карлаг
В пригороде Караганды посетил так называемый Карлаг, интересно что он тут чуть ли не входит в школьную программу. Я так понял, что каждый школьник в течение жизни должен его посетить и познакомиться с русской, так сказать, оккупацией. Правда никто не говорит, что больше всего от этой оккупации пострадали именно русские.
Финансирование у этого Карлага очень мощное, огромное трёхэтажное здание, где множество работников. В России лагерей было гораздо больше, но таких музеев практически нет. В нашей Томской области, которая является одной из главных ссылок, где даже Сталин успел побывать в Нарыме, есть только небольшой музей политрепрессированных, и тот фактически Западом финансируется. Во всяком случае, его директор в свое время получил польский орден за антирусскую деятельность и только недавно его наконец уволили...
Передо мной билеты в музей приобретала группа казахских полицейских, они тоже должны знать, кто такие русские и иметь по отношению к ним нужный настрой.
Есть такой эпизод в знаменитой среди православных книге «Отец Сергий», где посадили верующего священнника в карцер с минусовой температурой, целенаправленно, чтобы он замёрз, тот промолился всю ночь и остался жив. Здесь экскурсовод рассказала, что аналогичный случай произошел, но только про Севастиана Карагандинского, он был в этом лагере, его тоже выставили на всю ночь, сказали — если есть Бог, то он тебе поможет. Тот всю ночь промолился и даже не простудился. Кстати, этот святой Севастьян мне в Караганде постоянно помогать будет. Все эти дни в Караганде я буду жить под его покровительством.
России нужен хозяин
Зачем я пошёл в этот Карлаг? А потому что знаю, что в России, если не будет не либеральной и ответственной пророссийской власти, если не будет хозяина, то она перестанет существовать. И сегодня очень много у власти тех, кто должен сидеть и даже расстрелян. А кто-то из них у кормушки и по-прежнему близок к власти. Например, я сейчас, когда пишу этот очерк, вчера посещал знаменитый музей приборного завода, на котором в том числе делали важные компоненты для космической ракеты Буран и не только, то есть это был один из самых главных заводов города Томска. Так вот, в начале двухтысячных один из депутатов, а теперь он сенатор, из Москвы привез американцев, которые занимались закрытием этого завода. А сам космический аппарат Буран, как сказала экскурсовод этого музея, закупила Германия и в одном из городов из него сделали музей, то есть кто-то его продал и получил за это деньги...
А вообще, чтоб лучше всего понять, что такое Карлаг, рекомендую прочесть-послушать рассказ Булата Окуджавы «Девушка моей мечты». Посвящен он его маме, которая в 47-м году вернулась из Карлага, отбыв 10-летний срок. Ее забрали, когда ему было 12 лет. Рассказ очень тяжелый, но и веселый, как все что создавал Окуджава, во всяком случае, прозаическое. Люди, которые многое испытали в жизни, они потом становились главными комиками — они понимали ценность смеха. Юрий Никулин прослужил около 10 лет, прошел и Финскую и Отечественную, из великой троицы хохмачей — Вицин, Никулин и Моргунов, не воевал только последний. А сам Гайдай, автор этой троицы, как и главных советских комедий, прошел всю войну и даже ходил в разведку. А как мне потом рассказывали ветераны войны, они на разведчиков смотрели как на полубогов. Как так, сходить в тыл к немцам, вернуться живыми и еще языка притащить (смотрите книгу А. Сотникова «Правда ветерана». Томск, 2023 год).
Поэтому нашим нынешним современным режиссерам не хватает главного — испытаний. Они потому и снимают одну гламурь или чернуху, что живут чересчур холеной жизнью, окруженные массой абсолютно ненужных удобств...
Удивительное дело, в Казахстане везде продают местную туалетную бумагу, причём разных видов. Из чего же её тут делают, учитывая то, что на весь Казахстан нет ни одного дикого дерева, неужели из вторсырья. В России утиль теперь, после советской власти, вообще совсем не собирают. А ведь когда-то можно было стать миллионером, только собирая бутылки, сегодня бутылка в России ничего не стоит, а это значит, что мы все вскоре будем поглощены мусором.
Монастырь Севастиана Карагандинского
В Караганде я жил при монастыре, основанном Севастианом Карагандинским, одним из главных святых православной церкви Казахстана. Причем попал я в него случайно. Приехал в город вечером. Перед этим из Семипалатинска знакомый прислал сообщение, что тут можно обратиться в главный собор и они наверняка должны принять путника. Я заехал в этот огромный, недавно выстроенный храм. Там сказали, что у них идет стройка, принять не могут, но позвонят в монастырь и там примут. Так мне помог Севастиан Карагандинский, который и основал этот монастырь полвека назад.
В этом монастыре на службе мне очень маленькие детки понравились, ещё дошкольники, много их здесь было вечером — как они трогательно молились, как потом все на коленочки встали. Молитва детская, она самая сильная, самая близкая и понятная Богу. Заснять бы это на видео. Но самое главное не заснимешь, потому все главные фильмы — которые не сняты. А потому нам надо самим отправляться в путь и странствия, чтоб самим увидеть и фильм этот заснять в своей душе в единственном экземпляре, где и хранить его потом всю жизнь.
Не случайно одним из лучших фильмов российских за последние 20-30 лет, то есть в постсоветскую эпоху, является фильм «Остров», который был создан в том числе на основе биографии Севастьяна Карагандинского. Так говорила экскурсовод Карлага, хотя в фильме это, конечно, собирательный образ. И кстати, это тем более удивительный фильм, что он создавался вопреки — его режиссер человек неверующий, и он хотел создать антицерковный фильм. А главный актер так много молился, что фильм получился сверхрелигиозный, и к Петру Мамонову стали потом ходить старушки, как к старцу, а сам он будет разъезжать по городам с концертами-проповедями.
Про Севастиана Карагандинского говорят, что он обладал абсолютной любовью. После него в основанном им монастыре жила его ученица-старица, которая тоже эту любовь переняла. Сказали, что она не так давно умерла, многие здесь ещё её помнят.
В монастыре мне сразу показали келейку о. Севастьяна, где его книги, посох, ряса, то есть святость и абсолютная любовь тут очень близко...
В посёлке кузбасском Школьном, я тоже периодически встречаюсь фактически со старцем, отцом Сергием, который перенял эту абсолютную любовь от старцев Глинской пустыни. К нему туда постоянно едут люди из разных мест, не столько за советом, сколько, чтоб получить частичку этой любви, именно за нею едут. Благодаря этой любви он и построил в поселке Школьном монастырь. Не для себя построил, для Бога, то есть для всех нас.
После таких книг никто в армию служить не пойдёт
В Караганде при монастыре разговаривал с казаком, охранником монастыря, он сказал всего несколько слов, но очень ими впечатлил. К сожалению, с главными собеседниками так часто бывает, или не удается толком поговорить, или просят диктофон убрать. Сказал, что когда он летел через Москву, то в аэропорту видел СВОшников и очень они себя нехорошо вели, развязно, типа вы все нам должны, мы за вас там кровь проливаем. Говорит, когда мы возвращались с Афгана, мы не считали, что нам все теперь должны. Хотя сейчас воюют за деньги, а тогда за патриотизм воевали. Сейчас, похоже, другое поколение. Потому последствия войны могут быть тяжёлыми, собственно для народа. Потому что за одни деньги войны не выиграешь.
Спросил у этого казака про суть афганской войны, потому что мы смысла её не знаем до сих пор. Он сказал, то же что сейчас — деньги, наркотрафик, когда большие ведут свои игры, не думая о народе. Как недавно в Томске разговаривал с афганцем, который написал книгу про ту войну, но только её никто печатать не хочет. Один рецензент-генерал так ему и сказал, что это опубликовать ни в коем случае нельзя, после таких книг никто в армию служить не пойдёт...
После Караганды заехал в город Темиртау, это несколько километров от него, там встретился с атаманом казачьим.
Думал, поговорить удастся, он русский, маленького вывезли из России, но всё равно вся жизнь в Казахстане, по духу не очень русский, если бы ещё православный был — толкового ничего не сказал... Казак — это ещё не показатель русскости и православности...
Считается, что уголь — это Кузбасс и Донбасс, но, оказывается, это и Восточный Казахстан. Здесь везде степь, но только под этой степью порой уголь лежит. Я сам происхожу из кузбасского Прокопьевска, но в нашем городе уголь уже выработали, здесь нет, ещё много.
Названия городов в Казахстане красивые — Экибастуз, Атырау, Темиртау, но смотреть особо нечего...
Вообще, в эту экспедиции проезжаю много городов, которые ранее вообще не знал. Это необычно, прожить 50 лет и открывать всё заново. А ведь впереди еще Узбекистан, Киргизия, Азербайджан... — где близко не был.
По России едешь и постоянно удивляешься, насколько она мало заселена, но Казахстан ещё в разы менее заселён Во всяком случае, северный и восточный, а городов так вообще здесь почти нет и те русскими основаны.
Далее еду на Павлодар, тут тоже точно такая же идеальная автострада, по две полосы в каждую сторону и ограждения с обеих сторон.
Как сами казахи объясняют, почему у них бензин дешевле, хотя сказали, раньше был ещё дешевле, но теперь стремятся выровнять, потому что здесь зарплаты ниже. Но то, что я расспрашивал, я бы не сказал, что зарплаты и пенсии ниже, примерно такие же.
Я для себя же нашёл объяснение в другом, так как казахи более организованны, едины, то они заставили власти заботиться больше о себе, то есть о народе, а не только об олигархах и власть имущих. Это касается стоматологии, более дешевого бензина, фермерства, ну и многих других вещей.
Карагандинский кафедральный собор.
Или взять Караганду, она не намного меньше Томска, но скинулись местные предприниматели и поставили там огромный православный кафедральный собор, который в Томске уже 30 лет не могут восстановить, хотя два патриарха благословили уже начинать его восстановление. И это в мусульманском государстве!
Или почему в России нет таких дорог, как здесь. Томск понятно, но между Новосибирском и Омском почти 1000 км, а там через болота идёт однополоска. Или нам для этого надо столицу перенести в Сибирь и две столицы сделать, как в Казахстане, а между ними автостраду провести. Похоже, скоро столицу перенесут, действительно, в Новосибирск или Красноярск, потому что Москву этими дронами уже задолбили. И это только начало.
Троицкий кафедральный собор в г. Томске, почти точная копия храма Христа Спасителя. Разрушен в 30-е годы.
До Павлодара ещё 100 км.
Сейчас на автостраде стоит гаишник, рядом перевёрнутый японский автомобиль. Вот вам и качественные дороги, вот вам и южная казахская горячая кровь — не готовы они к таким автострадам, не очень это им полезно. Как он тут смог перевернуться? Потому в Казахстане столь много жёсткостей и всевозможных ограничений, что они здесь необходимы для сохранения народа.
Итак, выводы из моей поездки по кругу до Алматы, туда я ехал по восточному Казахстану, по центральному вернулся, получился фактически круг. Что могу сказать? Путешествовать самому по Казахстану теперь можно, не так он и страшен, как его малюют на автофорумах. Конечно, более осторожно, чем в России, и русскую безалаберность здесь допускать нельзя, чревато. Отношения между русскими и казахами сейчас уже не такие плохие, как было при разрыве. Думаю, что можно и дальше, и в Узбекистан или даже Таджикистан пробовать въезжать. Хотя моя тайная мысль все же еще съездить и в Северную Корею (как и давняя мечта продолжить экспедицию на Дальний Восток), ведь это наша тоже почти республика, мы ее просто не успели присоединить — там русский язык чуть не второй государственный...
Всё же русские — одна из самых свободных стран. И наши правила дорожного движения это подтверждают, но псевдо Украина в этом смысле ещё более свободная, правда гибнут там в несколько раз больше на дорогах. Одно время на Украине гаишников вообще исключили как класс, да и сегодня они практически функции своей не выполняют, только номинально. Я это называю — очистка населения...
Не увидел ни одной юрты
Перед Павлодаром посёлок Калкаман, где стоит всего пять пятиэтажек, две из них брошены жителями. Уникальность Казахстана, что они не любят жить в благоустроенном жилье, понимают, что благоустроенное жильё не может быть смыслом жизни, в благоустроенном не может быть много детей, не может быть хорошего здоровья, и, в конце концов, не может быть много счастья — ты тогда должен работать на аптеки, не видеть своей семьи, есть отравленную пищу... Город — это, в конце концов, отсутствие связи с землёй, которая нас всех и породила.
Казахам цивилизация не нужна, у них в подсознании идеальный дом — это юрта, так и осталось, хотя за всю поездку ни одной юрты не видел, видимо, дальше в степи они есть, вблизи дорог нет.
Молодые казахи уже иные, немного перекодированы, например, коров они пасут уже не на конях, а на мотоциклах. Однако думаю, что это все временно. Потому что лучше коня все одно ничего нет. Это как электронные дроны, которые мы на свою голову создали, потому что они нами начали и управлять и нас уничтожать. Все как обычно, мы что-то новое создадим, и оно нас же и убивает. В этом смысле Стерлигов прав, когда говорит, что все ученые колдуны и погибель от них придет. Но где тут золотую середину обрести?..
Можно сказать, что эти роботы уже имеют интеллект, потому что, когда робот пылесос, например, бегает по комнате, то кошка его живым считает...
Милосердие, оно горами движет
В магазине стоит ящичек с надписью — милостыня устраняет трудности и продлевает жизнь. А ведь это правда, потому что милосердие горами движет, только его очень мало осталось в нашем мире, точнее ему при капитализме вообще места нет. Это как мне рассказывал один пеший паломник, который шел с Библией через всю Россию. Что когда он вошел в Молдавию в село, его взяла за руку старушка и сказала, что во времена ее детства, когда странник входил в их село, то все дети бежали к нему, и кто первый его возьмет за руку, к тому в дом он и пойдет, считалось, что в тот дом благо войдет. И так и есть, ибо это закон, который раньше люди знали, когда были к Богу ближе. Как и многие другие. Сейчас в Молдавии этого нет, там капитал, запад и цивилизация везде правят бал, как и везде. Но нормальных людей найти можно, чем я и занимаюсь.
В Казахстане по-прежнему выходят, как и было при СССР, основные наши газеты «Аргументы», «Комсомолка», «Жизнь», «Совершенно секретно»... Так что СССР продолжается. У нас и тогда не было ни казахских, ни армянских, ни украинских газет, так и теперь. Только белорусские немного приложения есть.
В Павлодаре, от которого 100 километров до границы, на рынке рассчитался уже рублями, очень удобно считать — 1 к 5.
В каждой поездке ты приобретаешь что-то важное, в этот раз новых друзей я обрел в скиту под Алматой и в Семее... Опыт жизни показывает, что отдельных ярких людей потом вспоминаешь всю жизнь.
Утки летят, похоже, это последние, 21 октября, завтра у меня страховка заканчивается, надо вечером уже въехать в Россию.
За страховку заплатил 2700, за техосмотр более тысячи, но ни то, ни другое не спросили. Это не показатель, для внутреннего спокойствия лучше сделать, штраф за страховку десять тысяч русскими.
Рерихнутые
Не так далеко отсюда находится город Змеиногорск. Много воспоминаний с ним связано. Почти тридцать лет назад, еще в другой жизни, у меня было духовное издательство, и мы вели переписку о издании книги одного из посвященных учеников Николая Рериха, он жил в Змеиногорске. Тогда, в середине 90-х, все с ума сходили от Рериха и его секты, которых в России сделали безумно популярными. Примерно как теперь на Украине, там секты тоже делают свое черное дело. Его ученик, Альфред Хэйдок тогда уже умер, но осталась ученица и хранительница его рукописей, с которой мы и переписывались. Книгу его мы не издали, но включили в сборник «Путь к Востоку» один из рассказов... Сейчас даже страшно вспомнить, что Россия переживала это рерихнутое время. Даже сейчас мало кто знает, что за всеми этими йогами, блаватскими и прочими рерихами стояло ЦРУ. Сейчас его деятельноть и в самом деле стала гораздо меньшею...
Недавно я беседовал со вдовой директора крупного томского завода, который целенаправленно закрыли в начале 2000-х и для его закрытия специально приезжали американцы. От нее услышал странное мнение, что «Путин — самый успешный проект Запада»... Но ведь он по основной своей профессии разведчик. Потому ни они не знают, кто он есть на самом деле, ни мы.
Книга последняя автора — итог трех лет встреч с ветераном В О войны, заслуженным профессором Поповым Л Е, в мае ему исполнилось бы 100 лет.
Один из самых умных в Томске людей. Как заказать книгу с подписью автора — смотрите в конце очерка.
Староверческая Потеряевка
После Кулунды, где я ночевал, тут развилка проходит, можно ехать на Барнаул, но я поехал по другой дороге, не популярной, мне надо в деревню Потеряевку, где общину создал один старовер, или не очень старовер. Но я общинами занимаюсь, давно ищу их. В России общин почти не осталось, а когда-то Русь жила именно общиной.
Я уже ездил в Потеряевку лет 5 назад, тоже когда из Казахстана выезжал, но там тогда оказалась другая Потеряевка и тоже на Алтае. Будет очень весело, если и сейчас ее не найду. Дорога здесь, однако, грейдер, и машин мало, на Барнаул, скорее всего, асфальт. Снега еще нет, но утром лобовое стекло все было во льду, пока кипятил воду, растаяло, удобно очень.
Здесь глубинный не туристический Алтай, перед селами стоят поклонные кресты, уже несколько проехал. В приграничном Алтае, скорее всего, у русских нормальные зубы, они имеют возможность ездить в Казахстан, где в 2-3 раза цены дешевле на лечение и вставные зубы. В зависимости от того, как договоритесь с врачом. Это Азия!
Цены еще ниже в Узбекистане, казахи сами туда ездят. Надо мне в следующую экспедицию туда ехать, вторую челюсть вставлять тоже надо.
Теперь много монгольских машин идет, вероятно, дорога есть в Монголию, вчера на границе тоже со мной две машины проходило монгольских.
Попытка интервью
В поселке Родино зашел случайно в редакцию газеты, познакомиться, может, чаю попить дадут. Устаешь от бессмысленной и однообразной езды. Поговорили, предложили интервью сделать с путешественником. Интервью я не умею давать, всю жизнь сам беру, но что-то получилось, потом она пришлет это интервью. Причем я ее больше расспрашивал, а если и говорил, то не по делу.
Она единственная журналист этой районной газеты, есть ещё редактор и все. Зарплата у нее 30000. Главное, что жива газета, у нас была «Томская неделя», но перестала существовать, без поддержки газета не может на одну подписку жить.
Она рассказала о своей двоюродной сестре, которая переехала в Лос-Анджелес и недавно приезжала и сказала: «Вы не представляете, насколько здесь у вас больше свободы, чем в Америке...»
Об этом я и пишу из статьи в статью, но мне почему-то мало кто верит. Потому что люди сегодня мнения свои черпают в основном из СМИ, люди видят на самом деле очень мало, а СМИ у нас теперь почти все прозападные (читайте план Даллеса, созданный после войны — все, что там прописано, все это в России и осуществили).
Понял теперь, что можно иногда в газеты заезжать, с новыми людьми знакомиться, когда от однообразия пути устаёшь...
Чтобы доехать до староверческой Потеряевки, от асфальта ещё километров 40 полного бездорожья требуется проехать, тут обычная грунтовка земляная и полевая. Вечереет, но решил всё же ехать. Почти доехал, по навигатору ехал, и тут дорога закончилась, оборвалась и все, лес передо мной встал, куда дальше ехать, вообще непонятно, да и на моей машине по лесу не очень проедешь и дождь пойдёт, не выйдешь отсюда. Хотя за лесом какие-то огни виднеются и вроде там люди живут. Все же вернулся, пока не поздно на асфальт и пока не стемнело окончательно. Машине моей 25 лет, и так на одной молитве едет. А встанет здесь, как ее вывозить и ремонтировать. Одно хорошо, что едет и не шибко ломается.
Автор статьи на презентации своей книги в семинарии и краеведческом музее.
========================
Обращение к Читателям!
Без поддержки которых сложно совершить следующую экспедицию!
Задача статей, фильмов и книг автора очерка — противостоять духу глобализации, этому фашизму нового времени. Потому что другой силы в мире, похоже, кроме русских, уже нет.
Поэтому я стараюсь каждый год, по мере нахождения средств, выезжать в эти просветительские экспедиции, где рассказываю о вещах, которые заставляют мыслить.
Прошлые мото и авто экспедиции автора и проекта «Спаси храм»:
Дорогие Читатели!
Кому близки идеи автора, прошу поддержать мотоэкспедицию 2025 г. путешественника и одного из старейших авторов сайта — Андрея Сотникова, автора проекта «Спаси-храм».
Экспедиции, к сожалению, получаются очень затратные, одному автору их не оплатить.
И хоть экономлю практически на всем (живу в палатке или автомобиле, готовлю на газу, но сам могу оплатить только треть затрат).
Планируемые экспедиции 2025-2026 гг. Андрея Сотникова:
Спонсоры экспедиций Андрея Сотникова за 20 лет:
ВНИМАНИЕ
Во время экспедиций автор создает фильмы и собирает материалы для будущих книг:
Во время экспедиции в Телеграм и Одноклассниках новости экспедиции выкладываю ежедневно!
Как поддержать следующую экспедицию, читайте на сайте путешественника Андрея Сотникова spasi-hram.ru в разделе Помощь.
Или можно перечислить пожертвование на карту ОТР банка N 2201 9603 0111 8731 на патриотическую экспедицию 2025 г. — Андрею Владимировичу С.).
Ресурсы путешественника Андрея Сотникова:
Телеграм — Путешественник Андрей Сотников
Официальный сайт путешественника Андрея Сотникова — «Забытые храмы России»
Ютуб-Канал путешественника Андрея Сотникова
Фильмы Андрея Сотникова.:
1. Монах-десантник (встреча в Крыму с монахом странником). Беседа о самом сокровенном. Живой звук.
2. Русский Крым (дневник поездки по сокровенным местам Крыма).
3. Беларусь — остров русского спасения. Автор фильма ищет ответ на вопрос, почему Беларусь не повторит судьбу Украины.
4. В поисках русской Гипербореи (из Томска через Чернобыль к Белому морю). Фильм-экспедиция по русскому Северу, где автор встретил отшельников, отказавшихся от цивилизованных благ.
5. Крестоходец (из украинских встреч). Герой фильма прошел чеченскую войну, а теперь занимается строительством церквей на Украине и в свободное время защищает уже действующие храмы от националистов.
6. Как они нас зомбируют (беседа со старцем в Молдавии) и другие фильмы.
КНИГИ:
1. «Быть русским». Книга странствий и паломничеств Андрея Сотникова.
Первая в России книга о путешествии на подростковом скутере. Рассказывает о паломничествах автора за последние 10 лет по Сахалину, Туве, Грузии, Монголии... Все очерки были предварительно опубликованы на сайте drom.ru. Главная ценность книги — это беседы с уникальными людьми, носителями русского духа, которых автор встретил в российской глубинке. 210 страниц, 70 фотографий.
2. «Мы жили в счастливое время». Беседы с ветераном В О войны Поповым Л. Е. Томск, 180 стр, 2024 г
3. «Правда ветерана». Беседы с ветеранами В О войны. Томск, 170 стр, 2023 г.
Как связаться с путешественником, заказать книги и фильмы:
a_sotnikov (собака) rambler.ru
тел. 8 953 913 91пятнадцать, 8 952 160 41 8три
Почтовый адрес: 634050 Томский район, Богашевский сельсовет, село Петухово, ул. Новостройка, 12-1. Сотникову Андрею Владимировичу.
Приложение
Они нам деньги дают, а мы все равно не рожаем
Сокровенные мысли батюшки Вадима из поселка Подгорного
Листая книгу рекордов, я узнал, что самая многодетная семья жила не в Африке или Америке, а у нас в России. Правда несколько веков назад. А где в нашей области теперь живет самая многодетная семья, задумался я? И вскоре оказался на севере Томской области в поселке Подгорное, где познакомился со священником отцом Вадимом Трушковым, у которого 12 своих, а не приемных детей, и который построил в Подгорном один из самых красивых и крупных храмов в Томской области.
Я очень хорошо отношусь к Ивану Грозному, Григорию Распутину, они много хорошего сделали для России, но почему-то сегодня о них предпочитают говорить только гадости.
У нас в церкви висела фотография батюшки Николая Гурьянова с иконой Распутина и цесаревича Алексия, и вот она мироточила, я думаю, что это не случайно...
Вспоминаю семинарию, мы каждое Рождество колядовали. А в 90-е мы все голодные были. Как-то зашёл я в уже новую семинарию, а у них там сало, селедка на столе стоит, прямо тарелками. Так был поражен. Мы были первый курс в семинарии 92 года, у нас всего этого отродясь не было. Помню, один раз только курицу на Пасху дали.
Мы все ещё советской закалки. Как и Путин, какой бы он ни был, все-таки это советский офицер, у него есть понятие Родины, долга, чести. Что будет там с нами дальше — вообще страшно подумать. Я не скажу, что они такие православные все христиане, да и я бывший комсорг. Но где-то что-то общечеловеческое в них есть.
Трагедия поэта Александра Казанцева
Почему о нашем храме в Подгорном мало кто в Томске знает? У нас была неприятная история, после которой митрополит Томский Ростислав перестал со мной общаться. В 2001 году случилась история с поэтом Александром Казанцевым, который опубликовал очень неприличное стихотворение о Богоматери... Мы с отцом Максимом из Зоркальцево приняли самое непосредственное участие в этом. Мы с владыкой не раз встречались и просили, чтоб Церковь в этом деле как-то поучаствовала. Мы даже объявили голодовку, сказали, что сядем возле Богоявленского собора… Сейчас даже в это трудно поверить, я бы на месте владыки по морде надавал этим соплякам. В итоге нас просто «сослали» подальше с глаз долой, а для Александра Казанцева эта история закончилась гораздо печальнее...
Из-за этого мы и с отцом Иоанном, настоятелем могочинского монастыря, разошлись. Он говорил: «Что вы из мухи слона делаете…» И с 2003 года я к нему в Могочино тоже не ездил. А с 93-го года я был единственным из семинаристов, кто туда ездил, и со мной никто не ездил, и после меня почти никто не ездил. Что бы там ни было, но место это знаковое, и я отношусь к нему с уважением. Столько интереснейших людей там повидал — беспаспортные, беглые, асоциальные… Такими людьми никто из приходов не хочет заниматься, а они всех принимают. У меня тоже пять человек живёт, и это на грани того, что заведут на меня уголовное дело. А им деваться некуда. Меня тут знают как дурака, который всех принимает, но я не всех принимаю, а только самых безнадёжных. А через Могочино такого народа в сотни раз больше прошло.
Ходили молиться к Марку
Я когда сюда приехал, мне люди часто рассказывали, что в советское время, когда здесь храма не было, они в Тогур к Марку молиться ходили. И я не мог долго понять, что это за Марк такой? А потом кто-то рассказал, что Марк это был солдат из охраны царской. Через него ещё при Иоанне Кронштадтском передавали от батюшки царской семье письма. Меня поразило, что уже в те времена, задолго до революции, не могли уже письма передать по-человечески, а через верующего человека, которому доверяли. Вот какая была обстановка вокруг царской семьи. Ещё Марк рассказывал, что какое-то очередное письмо он передал от Иоанна Кронштадтского и они все встали на колени, плакали и молились. Вот этот Марк тут у нас жил, он был местная знаменитость.
Нельзя врываться в заповедное
Мы, к примеру, не можем понять, что такое отчитка. Как можно болезнь снять с человека? Что при этом делается, мы её на себя берём или как? Мы рассуждаем об этом механизме умозрительно, а, оказывается, этот механизм работает иначе — Христос мог человеку вернуть здоровье, значит, можно реально действовать в этом духовном пространстве.
У меня были случаи, когда я сталкивался с этим. Привезли меня как-то к бабушке, которая кричала постоянно. Родственники с нею отказывались сидеть, потому что это было невыносимо. Ей казалось, что у неё отпиливают пальцы, руки, ноги… Оказывается, эта бабушка раньше лечила. Родственники меня спрашивают: Что она такого плохого делала, она же людям помогала, добро делала. Но дело не в этом, она врывалась в иное пространство, в заповедное, о котором ничего не знала и не понимала.
Как про царя рассуждают, что он довел страну до катастрофы. Они тоже не понимают, что пришло такое время и он добровольно пошёл на Голгофу. Выбора у него не было. У него было столько предзнаменований о будущем России — ему передали и письмо Серафима Саровского, и Паши Саровской, и письмо монаха Авеля, которое Павел I заповедал открыть через сто лет. Потом у него был разговор с буддийским монахом, когда его чуть не убили в Японии, и все шло к одному, что пришло время страдать, и Николай II добровольно пошёл на Голгофу, как когда-то Христос.
Слова они умервщляют
У нас тут чуваши живут, а они, как и алтайцы, ревностные христиане. Одна бабушка-чувашка у нас говорила: Ребёнок, пока не разговаривает, он все понимает, а потом, когда начинает разговаривать, у него как бы формируется сознание. Интересная теория, потому что я вспоминаю своё детство, детский сад, как мы узнавали, что одна нянечка хорошая, а другая злая. Мы, дети, это чувствовали. Хотя взрослые мы потом все по-другому ощущаем — где-то по одежке принимаем, где-то по одежке живём…
Да, слова они что-то умервщляют. Как Василий Великий писал: Когда мы говорим о сущем, мы это сущее умервщляем. Мы не можем передать словами живое.
Почему важно иметь большую семью
Я никого не агитирую, но считаю, что сегодня очень многие могли бы иметь много детей.
А не рожают, потому что сегодня такой дух… Ещё по пророчеству монаха Авеля — Россия на сегодняшний день находится в состоянии ига. Он все это описал, что будет последний царь, потом наступит иго. Иго оно и сейчас продолжается, я в том уверен, потому что хозяина в России нет. И такая огромная и такая благородная земля, а мы живём, как в третьем мире. Все разворовывается, каких мы только драконов не кормим. И никто по-хозяйски не смотрит на русский народ.
О чем тут говорить, если президент сам пишет «я наёмная сила». А мы читаем в Евангелии, что наемник не радеет о земле своей.
Пусть Путин хороший человек, я его уважаю, но сама структура президентства такова, она наёмная, она не предполагает хозяйского взгляда.
Говорят, что он и так у нас вечно, скоро пять сроков будет. Но суть не в этом, мы как православные христиане должны понимать, что все в нашей жизни иконографично и власть она тоже иконографическая. Если есть Господь, мы же не переизбираем его как генерального секретаря. Бог он просто есть, и либо ты соглашаешься быть с Богом, либо противишься ему, но мы не можем его переизбрать.
Поэтому и у нас должен быть царь. А не так, что мы президента будем вечно переизбирать, пусть даже символически. Он должен встать и сказать — я для вас икона Царя Небесного, я родился для этого и живу этим. Я что-то не помню, чтоб Путин так говорил.
Случись сейчас что-то, никто из власть имущих не пойдёт на Голгофу. И у Пескова, и Путина, и Шойгу у всех дети в этих Америках и Швейцариях и счёта в их банках. Даже они, советские офицеры, понимают, завтра они никто. А Николай II уже перед расстрелом писал — я хозяин земли русской. Это была его миссия.
Если бы надо было наводить порядок, и он навел бы порядок, но пришло страшное время Голгофы. Это было интересное время — революция. Это мы сейчас думаем, что надо было как Столыпин предлагал, расстреливать. Нет, пришло время страдать.
Все наши цари, считай, были святые, хотя по крови они все были немцы. В Николае II славянской крови был самый минимум, но по воспитанию, по духу, по мировоззрению, они были истинно русские... Это призвание России, Господь все равно нам даст царя.
Войны с Китаем не будет
Войны с Китаем не будет однозначно, на это и Матрона указывала, и батюшка Серафим писал, что они придут добровольно к нам и мы их крестить будем. Тут тоже все Господь интересно устраивает — у них такая огромная была империя, но почему-то они не шли сюда. Или взять Японию, какая империя, какая культура была! Почему они давно на Курилах не жили, на Сахалине? А сейчас они там из-за этих четырёх островов с ума сходят. Почему-то Господь им не давал, целые стены строили, отгораживались. Это не так просто для них прийти сюда. Господь их не пустил.
Сегодня можно рожать
Я не проповедую, это дар Божий. Сейчас многие говорят — что мы будем нищету рожать? Я им говорю, ну неужели же миллионеры рожают? У них своя отмазка, у вас своя. Хотя сегодня, я считаю, можно рожать. Даже по нашему поселку. Люди неплохо зарабатывают, у кого-то своя пилорама. Ну, неужели ты пять ребятишек не прокормишь?! Квартиры за миллионы покупают. Я не проповедую, но знаю, что рожать можно.
И не надо обязательно в городе, в деревне, в райцентре… сегодня траву не едим. Плохо, что из властей в том никто не заинтересован. Сегодня заинтересованы в другом, чтоб побольше высосать из России нефти и газа, золота и алмазов…
Когда строили железную дорогу, Столыпин писал: Я могу дать работу кому угодно, нанять хоть китайцев, хоть корейцев, но моя цель заселить Дальний Восток русским народом. Вот это рассуждение хозяина. А сейчас даже храмы нанимают гастарбайтеров строить...
Дал Адаму Еву и никакого выбора
Я часто ездил в монастырь села Могочино и хотел там жить, быть, как все в Могочино, обычным трудником. Не монахом, потому что монах, это большая дисциплина.
Там всегда жило много людей, кто-то на рыбалку ходил, кто-то при монастыре работал, потом он уходил грибы заготавливать, потом снова приходил в монастырь, — мне такая жизнь нравилась. Она ни к чему не обязывала, как монаха, но при этом ты постоянно при монастыре, ты в этом обществе.
Я подходил к настоятелю монастыря, отцу Иоанну, говорил, что скоро заканчиваю семинарию, мне надо как-то определяться дальше. И когда закончил, опять подошел, спросил. И он мне сказал: Все, в субботу мы тебя женим. У нас есть три девчонки, выбирай... Я, конечно, знал всех трёх, но сказал, что не готов так сразу. На что он ответил: Господь дал Адаму Еву и никакого выбора...
Это было вечером в субботу, а в воскресенье утром он сказал: «Все, точка поставлена, Настя есть».
С отцом Сергием, тестем, я был хорошо знаком, мы с ним вместе работали, он тогда ещё трудником был...
На самом деле я очень благодарен отцу Иоанну, хотя он многим не нравится. Потом мне говорил владыка Тихон: «Вот вы в Могочино сводничеством занимаетесь». Я ему ответил: «Вы в мою личную жизнь не лезьте, если вам надо свои взаимоотношения выяснять, выясняйте — я тут не при чем». Я живу с Настей, а не с отцом Иоанном. Они постоянно против него свою когорту собирали. Ни в какие рамки он не вписывался. Даже монастырь он сам строил, без помощи епархии, сказав, что его Божья Матерь благословила. И построил.
Почему в Томске до сих пор нет православной гимназии
Когда я ещё учился в семинарии, то был директором семинарской воскресной школы. Я тогда жил в Богородице-Алексеевском монастыре, и при мне передали корпус музыкального училища храму. Тогдашний владыко, отец Леонид Хараим, мне перед выпуском говорит: «Владик, давай мы сделаем православную гимназию на базе этого корпуса? Потому что монастыря там, наверно, как такового не будет, монахов почти нет, а корпус большой».
Я, в принципе, был не против, и мы стали искать программы. Мы хотели возродить методику Ушинского. Это был замечательный педагог, он ездил по России, собирал сказки. Про репку сказку это он нам вернул. Он строил урок именно на духовной основе. У него, скажем, не было чисто урока математики, а прежде всего нравственные уроки, но с математическим уклоном. Например, он рассказывал сказку «Семеро козлят» и ребятишкам давал задание — сколько было козлят, сколько осталось. И в конце он делал обязательно нравственное заключение — почему козлята попали в беду? Потому что не слушались маму. Или почему один не смог выдернуть репку? Потому что можно только вместе одолеть какую-то сложную работу. Ушинский в этом смысле был замечательный педагог.
Я уже хотел оставаться в Томске, а тут мне снится сон. Что я нахожусь в храме, служба заканчивается. Захожу в алтарь и тут вижу, что в алтаре происходит что-то непонятное. Все от меня отворачиваются, чураются. Я смотрю на себя со стороны и вижу, что у меня руки сзади связаны веревкой. Я просыпаюсь и первая мысль: Ничего у нас не получится. И в самом деле, после этого отец Леонид только ещё год пробыл. Приехал владыка Аркадий, стал над ним издеваться...
Ещё отец Александр Классен в 90-е годы делал попытку, организовал прогимназию при Петропавловской церкви на Спичке, у него там были только начальные классы, но для Томска и это было явление! Потом владыка Аркадий и отца Александра загнобил, и тот чуть ли не в Америку на несколько лет уехал.
Одно время началось движение, чтоб отдать под православную гимназию бывший медицинский корпус, ранее принадлежавший церкви… Но из этого тоже ничего не получилось.
Вообще, меня эта обстановка в Томске очень удивляет. Мы единственные в Сибири, где до сих пор не восстановлен кафедральный собор, который благословлен двумя патриархами, единственные, где нет православной гимназии... Может, печать цареубийства на нас довлеет?.. Даже Федору Томскому, имя сделали, а канонизировать по-настоящему никак не могут — сделали его только местночтимым сибирским святым...
Господь России все равно даст царя
Это призвание России. Почему Господь не благословил свою Мать апостолу Петру, ведь он до того всегда выделял Петра? А Серафим Саровский говорил, что благодать Иоанна Богослова она в русском человеке, Россия — это удел Божьей Матери. И ещё батюшка говорил: Даже престол папский пошатнется, а Россия будет до конца.
Про апостола Петра мы читаем, что он любит Господа, а про апостола Иоанна, что он возлюбленный от Господа, то есть Павел любит Бога, а Иоанна любит Бог.
Вот мы часто осуждаем католиков, а я бывал у них в богадельне, они ходят, собирают, кормят этих бомжей. Мы здесь в России живём, но так не работаем, как они.
Помню, там у них негритянки стоят, стирают руками. Я спросил, а почему вы в автомате не стираете? Она мне ответила: в царство небесное автомат не пойдёт, в царство небесное мы пойдём.
Понимаете, они родились в Польше, в Нидерландах, они этого Папу Римского в глаза не видели, но они с детства читали Евангелие и знают, что надо собирать, кормить, служить. Когда мы их осуждаем, надо сначала посмотреть, кто в Томске реально работает. Или митрополит Ростислав нас собирает и отчитывает: Почему в Томске в облачении ходят только монашки ордена Марии Терезы, почему из вас никто не ходит.
Но это они здесь работают, а я читал, что у них в Голландии закрывается по 2-3 храма в месяц, а в Бельгии и Дании запретили ёлку. И это Дания, которая подарила миру Ганса Христиана Андерсена?
Господь приходит к каждому из нас
Христос пришёл один раз, но для каждого из нас он приходит каждый год. Расскажу одну историю.
Это было лет 15 назад. Скоро Рождество, утро, я лежу в кровати и думаю: Господи, вот если Ты придёшь сейчас, что я для тебя смогу сделать?
И лежу в кровати, ещё не встаю. Тут слышу стук в дверь. Входит женщина, со сложной биографией, говорит: «Батюшка, иду за ребёнком в больницу, дай мне, пожалуйста, санки».
У нас ребятни всегда много, в сугробе торчат санки, одни поновее, другие похуже.
Я лежу и думаю: Вот тебе и сразу ответ. Ты же сам просил. Пришла женщина, просит для ребёнка санки.
А во мне сразу включается человеческое — жалко санки.
Если бы я сам пошёл, а я не могу пойти, потому что лежу раздетый, то я, может быть, ей плохие санки выбрал бы. Если я ей разрешу самой взять, Марина не дура, она возьмёт лучшие санки.
И мне сразу ответ — но ты же сам просил и вот тебе дано, не фантастическое, реальное. И ты из-за каких-то санок уже в стопоре, нужны они ей или она их пропьет. Оказывается целая буря препятствий.
В конце концов я говорю: «Ну, бери, Марина, санки». И лежу дальше уже в расстроенных чувствах. Ну, все, нет санок. Но, с другой стороны, ты получил то, что просил.
У этой женщины интересная судьба. Мать у неё, Ольга, ярая баптистка. А дед — православный. И вот эта Ольга все время к нему приставала: «Отец, тебя надо покрестить в баптизм». А он все не соглашался.
Эта Марина раньше страшно пила. И после этого случая с санками она вскоре приходит в драбадан пьяная, еле держится на ногах и говорит: «Батюшка, крести меня». Я стою, смотрю на неё и понимаю, что в другой раз она может вообще не прийти, ни пьяная, ни трезвая, и вообще неизвестно, что с нею будет в жизни. Достал таз, налил воду и покрестил. Прибежала её мать и давай меня отчитывать: Как я мог в таком состоянии её крестить…
Но факт то, что после этого она перестала пить, не сразу, конечно. Её уже несколько раз в газете печатали, она теперь ухаживает за самыми безнадёжными больными. Вообще, она трудяга и очень ответственная, её прямо нарасхват приглашают, потому что таких людей мало. Это работа специфическая, не каждый сможет всю эту грязь из-под них вытаскивать. А она здесь нашла своё призвание.
И что интересно, такие люди, они, если начинают исправляться, то очень болезненно реагируют на людей, кто ещё не смог побороть эту страсть, они или начинают спасать их, или презирать.
А она, напротив, не ушла окончательно из того общества, она где-то даже поддерживает их — в ней не произошло агрессивного отречения. Вот и получается, что обычные санки спасли человека...
Встреча 2-я
Я родился в деревне, где еще были последние ветераны, я застал их — безрукие, безногие. Помню, мы смотрели на них как на небожителей, у нас было чувство, что это настоящие герои. А когда начался Афган, Чечня, когда оттуда вернулись, этих уже боялись. Я думаю, что здесь корень в том, что им трудно было там найти свою землю под ногами, для своего морального оправдания и рано или поздно душа начинала сигнализировать.
Помню как-то я разговаривал с дедушкой, ветераном войны, он говорил: «Я рад, что на моей совести не было убийств. Все стреляли, и я стрелял». А вот так, чтобы по-зверски убить человека — он был рад, что его душу это не коснулось. Тогда я подумал, ну как можно радоваться, ты был на войне и никого не убил. А потом понял, какая это действительно должна быть серьезная травма, как потом с ней тяжело жить.
Как я боролся с ковидом
В поповство я не вхож. О чем я? Священники они Христа распяли, и я так думаю, что они будут приветствовать антихриста, потому что им есть что терять. Как с тем же вирусом получилось. Всем было ясно, что этот ковид высосан из пальца, что все это надумано. Меня и в администрацию, и полицию вызывали, говорили: «Вы продолжаете служить, опасности людей подвергаете». На что я им отвечал: «Это все пройдет и вам же стыдно будет». Но они не отставали. Тогда я пошел и налысо подстригся. 24 года не брился и не стригся, а тут под ноль. Просто я не нашел другого способа, как им противостоять.
Вирус он был, но можно было и без общественной истерики обойтись. У нас, например, никогда не велось статистики, сколько от гриппа умерло. Даже от ангины у нас в поселке люди умирали, но этого никто не отслеживал. А здесь статистика во многом надуманная. Болезнь была, но психоз раздули неадекватно этой проблеме.
Я, например, и Тихона Шевкунова до этого уважал и митрополита Иллариона. Но когда они стали всех уговаривать не ходить в церковь, мне теперь на них противно смотреть… Они сравнивали это с чумой, от которой пол-Европы вымерло или у нас целые деревни вымирали от оспы — но это все несравнимо.
Да, это большая политика, но зачем церковники в это дело полезли. У этих, конечно, есть искушение трубой медной, им есть что терять, деньги это очень большое искушение. Я иногда про себя тоже думаю — если мне дать большие деньги, что я буду с ними делать...
Или вот говорят, что в городах плохие попы. Нет, я их понимаю. В городе все по звонку. По звонку встал, по звонку поел, лег спать. У них очень напряженная жизнь. В городе у него три отпевания в день и еще четыре крещения может быть. В этом темпе они выдают все, что могут. Если в деревне у меня будет два отпевания в неделю, я могу это растянуть, молиться в свое удовольствие, там они вынуждены все по-спортивному делать, и я их хорошо понимаю.
Президент — это наемник
Путина я уважаю, потому что это советский офицер, он имеет понятие о чести, о долге, но это его личные качества, завтра его отстранят, и он будет никто, — что он тогда станет делать, он же наемник. Поэтому каждому президенту надо воровать, надо иметь свою шайку, которая мало заботится о хозяйстве, потому что хозяина-то и нет. Хозяин у нас сегодня есть у газа, у нефти, у каких-то других доходных вещей, а над ними никого нет.
Или взять томских мэров, которых одного за другим сажают, смех да и только, как будто более кроме них никто сегодня не ворует. Все эти многочисленные партии сидят в думе и кричат: мы за Россию, мы ее любим, и каждый из них хочет свою Россию построить. А как ее строить, если единства нет. Архитектор-то должен быть один. Сейчас мы пока доедаем то, что нам предки оставили, и мы об этом не думаем, и нам кажется, что так будет продолжаться вечно.
Это не война олигархов
С Украиной все очень непросто... Потому что, если на это с другой стороны посмотреть, мы увидим в этом полезность, а во-вторых, необходимость…
Взять, например, писателя Юрия Воробьевского, который одними массонами бредит. Но я знаю людей, которые в храм не ходят, но Воробьевского читают, и он их ведет к Богу какой-то своей интересной дорогой. Нам надо успокоиться и понять, что всем Господь управляет. Ему угодно, он их поставил, Господу будет угодно, Он их снимет.
Как и с войной на Украине, все разрешит. Вот говорят, что это не народная война, а война олигархов. Родина она разная, она необъятная. Это моя личная родина, не олигархов, не президента, а только моя. Когда я налысо подстригался, я не бегал и не кричал — давайте все будем стричься. Я думал, ковид это тоже война. Я тоже должен воевать. В войну как поступают, берут и подстригают, и я сам пошел подстригся.
Непонятные русские
Мы никому не понятны. Вот у нас, например, в Подгорном нет газа, но, коснись каждого, все переживают за эти газовые потоки, мы переживаем, как Европа будет жить без газа. Понимаете, какие мы люди. И поэтому парадокс получается, мы им не понятны.
... Я раз 20 ездил в Киев и понимаю, что они не хотят быть, как мы. И здесь Россию умом не понять. Либо ты соглашаешься жить этой жизнью, либо не понимаешь этого и хочешь другой жизни.
Мы готовы к новой России
Не случись войны, православных бы всех на Украине уничтожили. И если не убрать сегодня Папу Римского, это все будет продолжаться, и Карлы эти будут бесконечно на нас нападать и Наполеоны, Гитлеры… Это мы, русские люди, все скрашиваем, говорим, что на нас французы напали. Нет, с Наполеоном пришла вся Европа. Или вот немцы на нас напали. Нет, вся Европа работала на фашистскую Германию. Мы и бандеру этого сглаживали все советское время, хотя могли навести порядок. Такие уж мы люди. Я, конечно, понимаю, что они хотят, они не хотят жить, как мы живем. Что поразительно, они до самоубийства готовы с нами не жить. Как Лукашенко литовцам говорит: «Вас в советское время было 4 миллиона, вас уже сейчас осталось 1,5 миллиона». И латышей настоящих в Латвии уже меньше, чем русских. Не хотят они жить как мы.
Россия она еще будет новая, иная. Другое дело, насколько мы готовы это новое воспринимать. А то, что было, этого уже не будет никогда. Ни советской России, ни царской, — будет какая-то новая.
Как вы представляете Россию без абортов, без этих Лениных в каждом поселке — вот мы и постепенно идем к этому, чтоб это все запретить и убрать… Даже Америка, какая бы она сатанинская ни была, даже она запретила аборты в некоторых штатах.
Почему мы не рожаем, потому что в этническом плане уже умерли, как и Европа тоже этнически умерла. Мы не можем уже рожать, а не то, что не хотим, — это тупик. Вот думают — дадим деньги и люди будут рожать. Не в этом дело. Деньги дают, а все равно не рожают.
Я смотрел ролик, где один черный мигрант с палкою гонял шесть французских полицейских. А потому, что у них нет уже этнической силы ему противостоять. Он же если выстрелит, его все прогрессивное человечество осудит. Они духовные импотенты, пистолеты у них есть, но стрелять из них они не могут.
Россия это Божье жительство
Я понимаю и украинцев, которые хотят быть с Западом, а не с нами, и у меня нет желания их переделывать — это доминанта их жизни. Я понимаю и мусульман, которые живут своим кагалом без воды и электричества, и их это устраивает (однажды я пожил в одном глубинном таджикском селе). Нет у них холодильников, ну и что, они все вместе могут за день съесть эту корову. Мы закололи скотину, у нас есть холодильник, она, бедная, там вся вымерзнет, мы ее все равно едим. А они кушают все время свежее мясо. Закололи корову, вся семья за день ее не съест, они пригласили всех соседей, навалились и съели эту корову. Через какое-то время сосед зарезал корову, тоже всех пригласил. И в итоге — холодильников у них нет, а они кушают все время свежее мясо. Я их понимаю, почему они держатся за это место — это доминанта их жизни. Дай им холодильник, раздай им христианство — это будут совершенно иные люди… Все мы разные, кто-то хочет жить на Западе, кто-то на Востоке. И Россия это тоже Божье жительство, мы здесь живем и соглашаемся с этим.
Я вот только удивляюсь, что у американцев с Беларусью ничего не получилось, а ведь там очень много католиков, — значит, все же не это самое главное.
Каждый храм по-своему выживает
У нас в Подгорном храма как такового не было, нам пришлось все делать с нуля. Слава Богу, что мы успели до всех этих кризисов и ковидов, когда еще спонсоры охотно помогали. Часть мы построили с начальником «Монолита», Усеиновым С.Х., хороший мужик был, но он разбился. Достраивали уже с ТДСК-ЗКПД. Даже не знаю, как бы мы без них справились.
И хоть на всем экономили, но храм получился большой. Проектировали храм сами, сейчас уже даже трудно в это поверить. Я и не вспомню, как мы это делали. Когда вдохновение приходит, помолишься, и все Господь дает.
А сейчас меня беспокоит наша церковная лавочка. Я считаю, что, если Господь выгнал торгующих из храма, надо и нам уходить. Я понимаю, что это не так легко, но потихонечку что-то делаем. А вообще, сегодня каждый храм по-своему выживает. В соседнем монастыре села Могочино, например, реабилитационный центр создали. Но для этого надо иметь особый талант. Или сейчас по церковной линии идет разговор, что надо заниматься отчиткой, но для этого тоже надо особый дар иметь. И чтобы уметь общаться с алкоголиками, талант нужен. А у нас теперь алкоголизм и наркомания это серьезная проблема — пока хозяина не будет, нас будут потихоньку уничтожать. Наемник, есть наемник.
Пока мы пашем и сеем, нам ничего не страшно
Россия это жительство Божье, и это нам нужно еще понять. Потому что Россия это удел Божьей Матери. Если мы этого не понимаем, то, конечно, будем смотреть на Запад или на Америку. А когда полюбим свое, то поймем, что здесь лучше, чем где бы то ни было.
Вот говорят про эти санкции. Ну и что? Все у нас пашется и сеется, и что нам эти санкции. Весь Запад скрежещет зубами, а мы пашем и сеем.
В нашей ситуации Путин — это дар божий, но как человек. А как президент — ну что он может сделать, он же не царь. Кто нам дал такую огромную Россию? Цари. Они до сих пор от нее все отрезали, отрезали, это только сейчас хоть немного вернули, и весь мир возопил благим матом…