|
Маршрут: Омск — Тюмень — Уфа — Саратов — Волгоград — Астрахань — Дербент — Гуниб — Каспийск — Дубки — Владикавказ — Тырныауз — Элиста — Саратов — Самара — Челябинск — Тюмень — Омск.
Дорога — это болезнь с приятным диагнозом. Однажды подхватив ее, уже не вылечишься: она вцепляется в тебя когтями асфальта и ветра, и с каждым годом только глубже. Весной она начинает шептать на ухо «Скоро… Скоро…». Вырываешь себя из этой липкой паутины быта почти насильно, как больной зуб. Первые часы пути — словно ломка: мозг ноет, цепляется за тревоги, перебирает списки «невыключенных утюгов», а глаза ищут в зеркале заднего вида оставшийся уютный дом. Но потом — щелчок. Где-то после двухсотого километра мир резко меняется. Мысли, еще вчера метавшиеся как испуганные птицы, вдруг выстраиваются в чёткую линию горизонта. Ты замечаешь, как облака лепят фигуры из детских снов, как пахнет дождём за полчаса до его начала, как меняется цвет полей от изумрудного до медного. И понимаешь: дорога не просто ведёт тебя — она очищает, словно продувает насквозь, вымывая из тебя всю накипь цивилизации. Главное — не дать этому чувству исчезнуть. Не позволить рутине съесть тот зуд в кончиках пальцев, что заставляет крутить руль в сторону неизвестного. Ведь самое важное всегда прячется за поворотом: там, где закат сливается с дорогой, а горизонт манит, как незаконченная строка. И хочется верить, что даже через годы ты всё так же будешь жать на газ, глупый и жадный, чтобы узнать: какое же «дальше» скрывается за синей дымкой впереди...
На этом закончим с искусственным интеллектом, которому скажем спасибо за то, что более красочно передал мои мысли, и перейдем к более простому языку.
Всем привет, на этот раз хочу рассказать о нашей поездке в несколько республик Северного Кавказа. Всего за поездку было посещено 19 субъектов Российской Федерации. В некоторых останавливались, а некоторые проехали, можно сказать, по касательной.
Началось всё давно, были планы проехать этот маршрут на год раньше, но не всему суждено сбываться, то виноват был ковид, то еще что-то. В итоге много заранее был запланирован маршрут по республикам Кавказа, скажу сразу, почти всё из запланированного удалось осуществить.
Автомобиль Kia Ceed 2010 года, двигатель 1.4 на механике. Объема у нас в Омске на равнине хватает сполна, там в отпуске были моменты, когда хотелось больше, но в итоге все справились. Автомобиль не подвёл, даже запаску ни разу не доставал. Перед выездом была проведена диагностика ходовой, по итогам которой поменял пару мелочей, сейчас даже и не вспомню, что конкретно. За месяц до этого еще почувствовал, что машина перестала ехать, заехал на диагностику, сказали менять комплект цепи ГРМ надо. В итоге, как оказалось, цепь из-за заклинившего натяжителя перескочила на зуб, поэтому и возникли проблемы, обошлось заменой натяжителя и выставлением по меткам, тогда же сразу и поменял масло в двигателе. Еще перед поездкой купил лампы ближнего светы повышенной яркости, не знаю, как у кого, но светили они действительно намного лучше стандартных и радовали весь отпуск, хотя в темное время суток почти и не ездили. На этом манипуляции с автомобилем закончились.
Выезд был назначен на 12 августа, все вещи собраны, все дела сделаны. Ещё 11-го вечером отнёс все вещи в машину, 12-го числа съездил на работу, где решил все дела до обеда, потом возвращаюсь домой, забираю супругу, и в 16:00 выезжаем в сторону Тюмени за товарищами, с которыми проведём этот отпуск.
12.08.2021. Омск — Тюмень. Пробег 611 км.
Выезжаем в 16:00, на одометре 161909 км. На выезде из Омска заправляемся на Газпромнефти до полного (37 литров) и в путь, тогда еще ездил на 92-ом, по приезде перешел на 95-ый, жалею, что не сделал это во время отпуска. Этот участок, думаю, известен очень многим, ничего интересного в нём нет. Сразу после Ишима постояли немного на ремонте дороги и поехали дальше. Весь отрезок мы прошли ровно за 8 часов, от пункта А то пункта Б. Даже фото нет, просто ехали и ехали. Приехали в 23:00 по местному времени, нас встретили, накормили и уложили спать, завтра в путь.
13.08.2021. Тюмень — Уфа. Пробег 816 км.
Путешествие начинается. Сегодня в планах доехать до Уфы. По-местному времени выезжаем в 8:10 утра. Навигатор рисует два варианта, решаем ехать через Шадринск и Челябинск. На выезде из Тюмени заливаю 39 литров, и в путь. По маршруту также не было никаких проблем. По пути решаем заехать в Шадринск, осмотреть такую достопримечательность как Спасо-Преображенский собор и немного размять ноги по набережной, которая расположена неподалеку. После небольшой прогулки отправляемся дальше.
На объездной города Челябинск меня первый раз в этом путешествии останавливает экипаж ГИБДД, всё как обычно, документы и так далее, потом оказывается, я совершил обгон на новом участке асфальта, где ещё нет разметки, но знак запрещающий обгон был. Постояли, немного поспорили об отсутствии разметки, даже временной, и без каких-либо потерь продолжили путь. Забегая вперёд, скажу, что в этой поездке меня останавливали огромное количество раз, получилось за всю поездку более 15.
Далее ставшая уже традицией остановка на смотровой площадке города Сим. Десять минут на размять ноги и сделать пару фото.
И опять полное погружение в Уральские пробки. Где-то по трассе ещё раз заезжаем на заправку и заливаем 47 литров.
Ещё этот день запомнился огромными пробками на подъезде к Уфе. Был вечер пятницы, видимо, все решили разом покинуть город. Больше часа мы тянулись в длинной колонне подъезжая к городу, без возможности обгона попутного транспорта. Еще почему-то уже в тёмное время суток фонари на улице в Уфе не горели, либо это было исключение из правил, либо там всегда так.
Подъехали к арендуемому жилью в 21:45 по местному времени, в дороге провели 13 с половиной часов. Сходили в магазин, поужинали и спать. Завтра нас ждал Саратов.
14.08.2021. Уфа — Саратов. Пробег 909 км.
Выезжаем из квартиры в 9 утра по-местному и направляемся в центр города. В планах прогулка и осмотр достопримечательностей Уфы. Посещаем фонтан «Семь девушек»,
Ну и, конечно же, памятник Салавату Юлаеву.
Знал, что есть парковка сверху, чтобы не подниматься по высокой лестнице, но навигатор повел на нижнюю парковку, и мы с ним не стали спорить. В итоге прогулка вышла утомительной, но виды открываются с этого места великолепные.
Посмотрели город, поехали в сторону Саратова. Этот день выдался самым протяженным на нашем пути. Проехали очень большое расстояние и из-за длительной прогулки выехали из города очень поздно. Вследствие чего приехали в Саратов аж в 23:30 по-местному, а в дороге провели с момента выезда из квартиры в Уфе — 15 с половиной часов. В этот день я единственный раз за всю поездку устал за рулём.
На трассе навигаторы показывали огромную пробку на стыке республики Татарстан и Оренбургской области. Мы приняли решение объехать пробку через Бугульму, получилось на 10 км длиннее, но по времени неизвестно, сколько в итоге выиграли. Также запомнилась огромная пробка на въезде в Тольятти и в самом городе, где простояли в районе двух часов, пересекли дамбу и далее вышли на простор. Далее решили проехать напрямую через город Сызрань, а не по объездной, пробок на своём пути не встретили и немного посмотрели небольшой город. Тут залили 38 литров бензина. В итоге после такого длинного дня, по правому берегу Волги, уже в полной темноте долетели до Саратова и, усталые, без задних ног, легли спать в снятой заранее квартире.
15.08.2021. Саратов — Волгоград. Пробег 440 км.
В этот день мы хорошо выспались после вчерашнего трипа. Выезжаем уже в 11 утра по местному. Сегодня также были грандиозные планы — посмотреть Саратов и Волгоград, чтобы на следующий день проехать большее количество километров.
Первым делом отправляемся на набережную реки Волги, там проводим некоторое время, смотрим на старый Саратовский мост. И отправляемся в сторону Волгограда.
По дороге перед Камышином опять объезжаем пробку «по полям», тем самым экономя время в дороге. И к 17:30 по местному приезжаем заселяться в арендованную квартиру в Волгограде. Оставляем вещи и, конечно же, едем на Мамаев курган.
Я здесь уже был в 2015 году. В принципе, ничего не изменилось, кроме того, что на горизонте появился новый футбольный стадион.
Посмотрели смену караула
и уже в сумерках двинулись к Мельнице Гергардта и далее к Дому Павлова.
После заехали за провизией и под песни цикад или сверчков отправились отдыхать.
16.08.2021. Волгоград — Астрахань. Пробег 557 км.
В этот день решался вопрос, как нам ехать наш маршрут: Волгоград — Астрахань — Дербент — Владикавказ — Нальчик — Элиста, или же наоборот. Выбрали первый вариант и не прогадали, далее напишу почему.
Из Волгограда поучилось выехать пораньше, в 9 утра мы были уже в машине. Сразу направляемся на левый берег Волги, так как в планах посетить озеро Баскунчак.
Погода в этот день была очень жаркая, поэтому озеро хоть и солёное, нам не помешает.
Проезжаем Ахтубинск, и после жд переезда видим указательный знак, что до озера 46 км в другую сторону, туда-обратно получается лишних 92 км. Перед составлением маршрута, почему-то не обратил внимание на такой километраж. Я долго решался на эту авантюру стоя на перекрестке, и после некоторых обсуждений повернули налево. О чём в дальнейшем ни капли не пожалели. Дорога не скажу, что была отличная, но доехали в принципе без проблем.
По дороге были встречены верблюды.
В населенном пункте навигатор нам не смог подсказать, как лучше доехать до озера. В итоге доехали до каких-то жд путей, там оставили авто, как многие до нас делали, и пошли пешком на озеро. Оказалось, это очень крутое место.
После водно-соляных процедур отправились в обратный путь в сторону Астрахани. Не доезжая Астрахани решили заехать в Сарай-Бату — это место съёмок одного из сериалов. Также здесь по некоторым заключениям археологов и других учёных находилось поселение под таким же названием, и основано оно было в XIII веке. Восторга от этого места я не испытал. По общему мнению, мы зря потратили деньги за вход, а это 400 рублей с человека на момент нашего посещения (21-й год).
В итоге в восемь вечера по местному времени мы доехали до Астрахани, где заселились, съездили в Ленту за продуктами и решили немного отметить наше путешествие. Астрахань почему-то произвела очень крутые впечатления. Очень зелёный город. Видимо, потому что не возлагали больших надежд на этот город, но он оказался очень крутой, конкретно мне — город очень сильно понравился. Из Астрахани мне в дальнейшем пришёл первый из трёх штрафов за всю поездку. Неправильное движение по полосам. Также Астрахань почему-то запомнилась в этот вечер огромной крысой, которую встретили на улице, а в дальнейшем и очень дешёвым мороженым. И, кстати, самым дешёвым жильём за всю поездку.
17.08.2021. Астрахань — Дербент. Пробег 623 км.
В этот день с утра надо было поменять масло в авто. Так что выезжаем в десять утра, отвозим девушек в ТЦ за платьями, так как едем в мусульманские регионы, а сами едем искать СТО, где нам без записи, в моменте смогут поменять масло.
После всех процедур едем смотреть Астраханский кремль. Очень атмосферное место, всё в зелени и ярких цветах. Проводим там некоторое время и выезжаем в сторону Дагестана.
После «плоской» Астрахани заезжаем через пост КПП в горную Республику Дагестан. Тут много чего можно посмотреть. Поэтому задерживаемся здесь на 5 дней.
Первым делом едем в самый южный и самый древний город России — Дербент. До Махачкалы решаем ехать через Сулак, о чём в дальнейшем сильно пожалели. Больше часа тратим на то, чтобы проехать этот город по пробкам. Запомнился еще один момент в окрестностях Махачкалы — еду спокойно, никого не трогаю, притормаживаю слегка, чтобы пропустить женщину на пешеходном переходе, и как давай мне сзади сигналить, кто-то даже сказал что-то громким голосом. В итоге ничего не понял — что я сделал не так.
В итоге уже ночью доехали до города Дагестанские Огни, и так как скоро приедем в квартиру, которую мы сняли по дороге, как обычно, звоним хозяйке предупредить, что подъезжаем. Выясняется, что клиенты, которые должны были освободить жильё, решили остаться еще на сутки, но нам, конечно же, никто про это не сказал. Начинаем уже в позднее время обзванивать ещё раз все объявление по аренде квартир. Всё уже занято. Находим какой-то вариант — едем смотреть его ночью по незнакомому городу. Как приехали, понимаем, что вариант не подходит, и тут перезванивает кто-то из тех, кому мы ранее звонили, и говорят, что освободился один классный вариант и они готовы нам его сдать, даже скидывают видео в мессенджере, как выглядит квартира. Вариант показался нам классный, и мы направляемся туда. Приезжаем уже почти в 10 вечера, заходим в квартиру, и понимаем, что кто-то съехал отсюда только что, буквально пару минут назад. Везде куча женских волос, постельное грязное, и на нем кто-то только что спал. Из унитаза бежит вода, нет стульчака и так далее. Понимая, что вариантов больше никаких нет, решаемся тут остаться на одну ночь, так как мы до этого более двух часов обзванивали все сайты по аренде жилья без результата.
18.08.2021. Дербент. Пробег 50 км.
Первым делом ищем себе нормальное жильё. И быстро находим вариант на набережной Каспийского моря. Сразу с утра устремляемся туда. Пока хозяйка убирает квартиру от предыдущих жильцов, гуляем по берегу Каспия.
Заселяемся в классную квартиру после вчерашних историй и едем завтракать в местное кафе. Тут я первый раз попробовал настоящие чуду. В дальнейшем часто их покупали. Очень крутое блюдо, как, в принципе, и вся кавказская кухня.
После этого едем в цитадель Нарын-кала. Припарковались в самом низу и пошли наверх гулять и осматривать окрестности с вершины.
Далее едем на местный небольшой базар, где покупаем фрукты, ягоды и местное вино. Когда выезжал с парковки возле цитадели, заехал на очень узкие улицы, где встречный транспорт не смог бы разъехаться. В итоге так и произошло, я думал, уже пора ехать назад очень долго, но местные ребята пришли на помощь и помогли нам разъехаться, регулируя движение и тем самым помогая водителям.
Далее наш путь лежал к знаменитому экраноплану Лунь. В итоге сильно раньше свернули в сторону пляжа и более километра до него прошли пешком. Осмотрели достопримечательность, окунулись в Каспийское море и поехали отдыхать в арендуемую квартиру.
По пути хотели заехать в магазин при коньячном дербентском заводе, но он уже был закрыт, и мы перенесли поездку на следующий день.
19.08.2021. Дербент — Гуниб. Пробег 217 км.
Первым делом держим путь в магазинчик, в который вчера не успели заехать, и покупаем внушительное количество сувениров. Коробка с которыми в дальнейшем сыграет с нами злую шутку.
В районе 10:30 выезжаем на трассу из Дербента, и почти сразу нас тормозят местные «гаишники», да именно так я их и назову. За всю поездку нас очень много раз останавливали, но этот случай запомнился больше всех. Останавливаемся, открываю окно, и первое, что говорит «этот человек» — «фу, какой перегар у вас в салоне стоит!». Далее попросил выйти из салона, открыть багажник и так далее. В багажнике увидел коробку с теми самыми «сувенирами» и пошло-поехало. Дыхните в трубочку, а сколько вчера пили? Наверное, тусили до утра? Потом сели за руль…. Короче, как всегда в таких ситуациях, «трубочка» показало много. И началось, как мне сказали, у вас есть несколько вариантов, и последний из них предполагал, как вы сами догадались наверно — ту самую сумму денежных средств. Очень долго мы там простояли на самом деле, более полутора часов, наверно. С тем самым: поехали на освидетельствование, да вас там закроют, там все свои и так далее. Так как много времени мы провели с ними, произошел интересный момент: при мне остановили человека, не знаю, за что конкретно, но попросили также некую «премию», и, как выяснилось позже, у этого человека была только большая купюра, и он попросил меня разменять её. В итоге я выхожу из своей машины со стопкой «мелких» купюр, чтобы помочь такому же, как и я. Увидев деньги в моих руках, «гаишники» очень сильно оживились, стали махать мне, улыбаться, типа «брат» иди сюда. Но надо было видеть разочарование на их лицах, когда я просто разменял другому человеку деньги и остальное унёс себе в автомобиль. Короче говоря, в итоге после некоторого потерянного времени мы уехали дальше. Надеюсь, этих «людей» уже уволили). Я такого даже в Казахстане не видел, а бывал там не один раз. Настроение эти ребята очень сильно подпортили, конечно.
Далее по маршруту у нас был Салтинский водопад.
Очень атмосферное место. В то время года на месте водопада была небольшая капель всего лишь. Но почему-то эта локация больше всего запомнилась тем, что на обратном пути после посещения достопримечательности мы сели отдохнуть и перекусить в местном кафе (если, конечно, можно так назвать это место). Пара столов, самовар с чаем и бабушка, которая готовит местные чуду прямо здесь и сейчас. Круто провели время, с очень вкусной едой и чаем, и такими же «вкусными» видами вокруг.
Следующая локация была — аул Гамсутль. Одно из самых популярных, наверно, мест в Дагестане. Прибыли на парковку в самом начале подъема в этот аул, уже после обеда. Никто из нас не знал, сколько займет подъем по времени и расстоянию, поэтому изначально было решено идти пешком. Хорошо, что в самом начале подъема были ребята, которые смогли довезти нас за очень небольшую плату на несколько метров повыше.
Далее в подъём мы пошли ногами. Скажу честно, никто из нас не обладал достаточной физической подготовкой, так что вверх мы пошли до самого конца, сражаясь со своим «не хочу, не буду, помогите». Подъём занял у нас довольно продолжительное время, тропа устремлялась вверх серпантином, поэтому после каждого поворота, не увидев в конце заветную точку кто-то из нас говорил «я дальше не пойду, оставьте меня здесь».
По итогу все добрались до финиша. Про это место очень много информации в интернете, так что писать не буду. Скажу лишь, что пеший подъем в этот аул того стоил.
С вершины открываются очень крутые виды.
Поэтому, изучая окрестности, мы потратили некоторое время и пошли в обратном направлении вниз. Дойдя до «стоянки» также сели в авто, и за ту же самую сумму нас отвезли вниз, до другой стоянки, где уже стоял наш автомобиль.
После всего произошедшего мы поехали в Гуниб, где совсем за небольшую сумму сняли себе жильё.
Приехали, заселились и пошли в магазин за провизией. В этот вечер я впервые в жизни услышал, как звучит вечерний намаз в исламе. На самом деле, оставляет сильные впечатления.
20.08.2021. Гуниб — Каспийск. Пробег 245 км.
После вчерашних путешествий и физических нагрузок проснулись очень поздно. Решили позавтракать в местном кафе, которое располагалось на центральной площади села.
После очень вкусного завтрака на террасе, примерно в 11 часов отправляемся на осмотр такой достопримечательности как «Карадахская теснина».
Тут наступает момент объяснить, почему нам повезло, что мы выбрали посещение локаций по часовой стрелке, а не против. Дело в том, что Карадахская теснина такое место, где очень редко, но бывают катастрофические последствия посещения этой локации.
Мы туда прибыли и пошли смотреть, что такое из себя представляет эта «теснина». Небо было пасмурное, и в начале маршрута местные нас предупреждали, что, если вдруг начнется дождь, то мы должны быстро вернуться назад, так как при малейших осадках всё будет затоплено и мы окажемся отрезанными от «цивилизации». В итоге при нашем посещении проблем никаких не было. Мы посмотрели, потрогали, пощупали, подышали и так далее, и поехали дальше на водопад Тобот. И потом уже, в дальнейшем, из всероссийских новостей мы узнали, что буквально чрез один-два дня в Карадахской теснине произошло наводнение и, к сожалению, несколько человек не смогли и не смогут уже никогда вернуться к своим семьям.
Мы прикинули, что, если бы поехали наш маршрут против часовой стрелки, то как раз бы оказались в ненужный момент в ненужном месте, и неизвестно, что могло бы в итоге произойти. Но это все было после.
Наше же путешествие продолжается, и далее мы отправляемся на водопад Тобот. Там также нас поджидают некие моменты. Дело в том, что моя супруга очень любит экстремальные штуки. Как ранее было нам известно, на водопаде есть момент прыжка с тарзанки вниз, куда мы и держали цель. Но, как позже выяснилось, записываться надо было сильно заранее, и сейчас, чтобы прыгнуть, надо было ждать 3-4 часа. И по понятным причинам, через душевную боль нам пришлось отказаться от этой затеи и продолжить свое движение. Локация, кстати, очень классная, есть места, где провести время, наслаждаясь прекрасными видами.
После мы сняли через всем известный сайт квартиру в городе Каспийск и отправились туда для ночного отдыха. Приехали уже в тёмное время суток. И после заселения и решения бытовых вопросов отправились на центральный пляж. Где уже в ночное время некоторые из нас решили освежиться. После чего отправились в апартаменты скоротать ночь.
21.08.2021. Каспийск — Дубки. Пробег 148 км.
Прошла ночь в обычной квартире в городе Каспийск. Далее в планах добраться до посёлка Дубки.
По дороге посещаем бархан Сарыкум и очень известную локацию — Сулакский каньон.
Бархан Сарыкум — также очень много информации в интернете — когда образован, почему, для чего и так далее. Там первый раз за все путешествие оплачиваю парковку и по благоустроенной лестнице пробираемся на самую вершину. Глядя на всех вокруг и следуя их примеру, снимаю кроссовки и вперед по горячему песку. Своеобразные ощущения.
После непродолжительной прогулки отправляемся в населенный пункт Дубки. Там заселяемся. Почему- то запомнился момент, как обычные коровы ходят по улицам и добывают себе пропитание прямо из мусорных баков, расположенных в центре поселка.
После заселения и обеда в самой «центральной» столовой, отправляемся на самую известную смотровую площадку в локации.
Изначально бронируем катер для ознакомления с локацией. По приезде — знакомимся, «заселяемся» в катер, в котором 600 л.с., и отправляемся на изучение водохранилища. Очень крутая экскурсия, где и история, и брызги, и экстрим, и так далее. Это был один из самых лучших дней в отпуске: атмосфера, мощь двигателей, экскурсия по водохранилищу.
После посетили смотровую площадку рядом с поселком, виды, конечно, бомба. Сделали много фото и видео из этого места, виды — как с открытки). Очень запомнился также момент на выезде со смотровой, очень маленькие ребята предлагали чай с чабрецом, а это мой любимый. Там даже было соперничество, у кого я его куплю.
В итоге после посещения местного «супер» маркета, нас также преследуют местные «намазы». И уже после всего ложимся отдыхать. Нас завтра ждет опять не сильно лёгкий день.
22.08.2021. Дубки — Владикавказ. Пробег 359 км.
Вообще, в планах было остановиться в городе Грозный, но то ли стереотипы, то ли внутреннее какое-то напряжение, навеянное новостными сводками, не позволили нам это сделать. Поэтому поехали ночевать в город Владикавказ. Но все-таки решаем посетить несколько достопримечательностей в Республике Чечня. В этом дне вспомним все те названия, которые мелькали в новостях, когда я был маленький, и когда ещё не было интересно, что это в принципе такое.
Выезжаем в 9:30, и первым делом, когда покидаем место нашей ночёвки, запомнил надолго один момент. Все знают фразу «чем выше горы…» и так далее. Так вот, едем, никого не трогаем, и знаете, бывают такие водители, которые перевозят своих питомцев на заднем сиденье, открывают им окна, чтобы они «подышали». Никогда не догадаетесь, какой был «домашний питомец» на заднем сиденье одной из «приор». Внимание — Медведь!! Настоящий маленький медведь! — Это меня очень тогда поразило.
После этого первым населенным пунктом, который мы проезжаем был Хасавюрт, помню, долго там стояли в пробке. Далее — Гудермес. Потом уходим на юг, в Аргунское ущелье. Здесь начинаются надписи на чеченском языке, что на самом деле довольно необычно, и как раз напоминает новости из детства.
Посещаем Нихалоевские водопады, парковка и смотровые — все очень облагорожено. Проводим там некоторое время. Много семей с детьми.
Далее решаем доехать до Ушкалойских сторожевых башен. По дороге вносим свои данные в тетрадь учёта на одном из КПП. На обратном пути никто ничего не спрашивал там. Доезжаем до них, отмечаемся фотографией, разворачиваемся и едем обратно.
По дороге находим отличное место для созерцания окружающей природы, проводим там некоторое время и настраиваем навигатор на Владикавказ.
На обратном пути на одном из КПП нас также тормозят и, как обычно, спрашивают документы. Возникли вопросы к электронному полису ОСАГО. Они не знали, что это такое. После непродолжительных переговоров на своем языке меня отпустили в добрый путь.
Также в Чечне произошел один момент, который запомнился надолго. Где-то на трассе подъезжаем к перекрестку, горит красный, мы одни, долго стоим, несколько авто проехало на красный, я не решаюсь. В этот момент кто-то из военных в стороне направляет на меня автомат, секунда непонимания, он указывает на меня автоматом и кричит: «Проезжай, светофор не работает!» В этот момент стало не по себе, и мы побыстрее поехали дальше.
После всего вышеперечисленного проезжаем Ингушетию, по касательной также проезжаем город Назрань и доезжаем до Владикавказа, где арендуем жилье на 3 дня. И основательно тут задержимся.
23.08.2021. Владикавказ. Пробег 199 км.
В этот день выезжаем поздно и решаем ехать в Ингушетию, смотреть сторожевые башни.
Едем в сторону Грузии, не доезжая километров 10-15 до границы, уходим налево в сторону Ингушетии. Почти сразу после поворота останавливаемся на посту, просят показать документы, у кого-то из нас не оказалось с собой паспорта… И нас разворачивают обратно. Наматываем лишних 50 км, и уже со всеми документами въезжаем в Республику Ингушетия.
По дороге до первой остановки делаем миллион фото, и планируемая первая остановка уже далеко не первая. По дороге вверх нас обгоняли местные пятерки и шестерки с очень громким звуком. Я ехал не торопясь, да и двигатель 1,4 давал о себе знать.
По дороге очень понравились виды горы Столовая.
В итоге после многочисленных остановок доехали до точки на нашем маршруте — это башенный комплекс Эгикал. Провели там много времени и поехали дальше.
В планах было добраться до башенного комплекса Цори, но нас хватило только до оборонительных башен Вовнушки. Дорога оставляет желать лучшего, конечно. Плюсом в самом начале еще был оплачен въезд в государственный природный заповедник «Эрзи».
После всех приключений на обратном пути, где-то на высоте, повалил густой белый дым из выхлопной, сначала испугался, потом походил некоторое время около авто, завел и поехал дальше, чуть ниже дым пропал.
После въезда в город решаем, конечно же, попробовать местных осетинских пирогов. Мы же в Северной Осетии. Красота, скажу я вам.
24.08.2021. Владикавказ. Пробег 238 км.
В этот день изначально в планах было посетить Кармадонское ущелье и Даргавский некрополь. Но им не суждено было сбыться. Мы должны были доехать до села Гизель и уйти налево, как раз в сторону запланированных достопримечательностей. До села доехали, ушли налево и через несколько километров уперлись в «кирпич», дальше ехать было нельзя. Видимо, из-за ночного дождя, могу предположить, что дальше случилось что-то с дорогой, но это не точно. В итоге мы подумали, решили вернуться на главную дорогу и поехать в сторону Уастырджи.
До него добрались быстро, провели там некоторое время и в связи с большим запасом времени решили прокатиться до границы с Южной Осетией, по дороге останавливаясь в разных красивых местах.
После достижения последней цели возвращаемся в город и проводим оставшееся время, гуляя по парку Хетагурова и проспекту Мира, с которого, в свою очередь, открывается великолепный вид на гору Столовая.
25.08.2021. Владикавказ — Тырныауз. Пробег 280 км.
В 10 утра по местному выезжаем из города. Как только выезжаем на трассу, начинаем замечать, как красиво вокруг и какие горные вершины от нас скрывались все эти три дня, проведенные здесь. Дело в том, что все время было пасмурно и из-за туч не было видно, что происходит на горизонте, но вот тучи расступились и стало еще интересней смотреть по сторонам.
От тестя была получена задача набрать камней из реки Терек и привезти для парной в баню — выполнили.
По дороге решаем заехать в город Беслан, посетить место из новостной повестки сентября 2004 года. Фото там не делали, кому интересно, можете посмотреть в интернете, как сейчас всё выглядит. Находясь там, сложно не сдержать свои эмоции, которые одолевают тебя, пока находишься там, смотришь на фото с того времени, на мягкие игрушки, и начинаешь понимать, что же там происходило. Ведь тогда в 2004, тебе 13 лет, это всё где-то далеко от тебя и совсем не интересно. Сейчас всё ощущается по-другому.
Ладно, едем дальше. На границе субъектов Северная Осетия и Кабардино-Балкария небольшой КПП как будто между странами, где проверяют у всех документы, также проверяют багаж и интересуются про алкоголь. Отнесли некоторые сумки на рентген, там же пробили по акцизам несколько бутылок алкоголя, и мы поехали дальше.
После Нальчика была дилемма ехать лишних 80 км для посещения Чегемских водопадов или нет. Решили поехать, я считаю, зря, не нашёл там для себя ничего интересного. Даже поднялись по платной лестнице, чтобы посмотреть на водопады сверху, но тоже «не вкатило». То ли водопады пересохли, то ли еще что-то, но не тронуло как-то.
Едем обратно, по пути заехали в какое-то кафе, название уже не вспомню. После дегустации очередных чуду и форели едем уже в конечный на сегодня пункт, самый высокогорный город в России — Тырныауз.
Приехали еще в светлое время суток, заселились в классную квартиру и пошли гулять по небольшому городу. Прошлись по мосту через реку Баксан и обратно в «номер», отмечать наши успехи.
Очень уютный город мне показался, да и цена жилья очень приемлемая, даже на минутку захотелось здесь остаться.
26.08.2021. Тырныауз — Элиста. Пробег 523 км.
Первым делом едем, конечно же, на Эльбрус, самую высокую точку над уровнем моря в России.
Выезжаем в 10 утра и по очень живописной дороге поднимаемся всё выше и выше, и через час паркуемся на парковке около канатной дороги, по которой мы поднимемся до самой верхней её станции «Гара-Баши», высота которой 3847 метра.
Покупаем «проездные» и вперед на подъёмник, после Азау первая станция — Кругозор, дальше вторая — Мир, и последняя — Гара-Баши.
Играем в снежки, фотографируемся, занимаемся тем, чем обычно занимаются туристы. И обратно в машину. Впереди нас ждёт еще 500 км до Элисты.
Обратно проезжаем Тырныауз и далее до Баксана, уходим налево. Спускаемся с гор и проезжаем всем известные названия городов курортов Ставропольского края: Пятигорск, Минеральные Воды и т.д.
Далее уже по степи и в тёмное время суток въезжаем в Республику Калмыкия и город Элиста. В Элисте оочень долго искали квартиру, где переночевать, в итоге нашли, наверно, уже с тридцатого звонка. Квартира была необычная, но она была, до сих пор помню красный унитаз, который там стоял), и фразу хозяина «повезло вам, не так жарко сегодня, как было на прошлой неделе», и это при том, что на улице в восемь вечера было 40 градусов.
27.08.2021. Элиста — Саратов. Пробег 668 км.
С утра быстро посещаем все достопримечательности Элисты: парк Дружбы, там смотрим на Золотые Ворота, рядом также посещаем Пагоду Семи Дней, где крутим «барабан».
Далее едем в Золотую обитель Будды Шакьямуни, Посещаем крутую территорию вокруг и заходим в сам буддийский храм. Я первый раз нахожусь в таком месте, необычная атмосфера. Мы как раз попали на момент, когда монахи молились, или не знаю, как правильно это называется.
Далее через Золотого Всадника направляемся в Саратов.
Был еще интересный момент, навигатор ведет нас к очередной локации, в задний бампер пристроилась машина полицейских. Смотрю внимательно на знаки, ничего не нарушаю, поворачиваю направо и только после поворота вижу, что через пять метров стоит знак «кирпич» и я повернул на дорогу с односторонним движением. Начинаю разворачиваться и слышу сзади, что водитель такого-то автомобиля вы поехали не туда и так далее, и поехали дальше по своим делам. Я немного в шоке разворачиваюсь и тоже поехал дальше по своим делам. С Элисты мне пришел второй штраф за поездку за превышение скоростного режима.
По дороге в Саратов, как всегда, проводим больше часа проезжая Волгоград. Далее набираем тому же человеку, у кого снимали жильё, когда ехали в другую сторону, к сожалению, у него все занято, но он посоветовал один вариант, где в дальнейшем мы и провели ночь.
28.08.2021. Саратов — Самара. Пробег 434 км.
В Саратове с утра уже ничего не смотрим, так как были здесь, когда ехали в сторону Кавказа. Саратов оказался единственный город, в котором мы ночевали два раза.
Выезжаем сразу в сторону Самары и хотим хорошо посмотреть этот город.
Навигатор прокладывает путь через левый берег Волги, но я ехал по этой дороге в 2015 из Абхазии и помню, что дорога там оставляла желать лучшего. Но кто не наступает на грабли дважды… И мы с мыслями, что обратно надо ехать по другой дороге, чтобы побольше посмотреть, делаем поворот «не туда».
По итогу к обеду доезжаем до Самары, снимаем квартиру у очень странного арендодателя. Нам говорят, что квартира освободится ближе к вечеру, и мы перед заселением отправляемся изучать город. Из этой поездки последние фото на телефоне были именно из этого города, а конкретно фото бара «на Дне». Дальше уже начинался «доездинг».
В Самаре мы долгое время провели на крутой набережной. Далее погуляли по центру и конкретно по улице Ленина. Посетили самую большую площадь в Европе. Также увидели театр имени Горького.
После, уже направляясь на ночёвку, проехали знаменитую «Ладью». И, конечно же, посетили бар «На дне», как без этого на родине «Жигулевского».
Хозяйка квартиры очень советовала посетить «вертолётку», мы и сами хотели, но уже очень насытились впечатлениями и оставили смотровую на следующий раз.
После посещения Бара отправляемся отдыхать, сегодня много прошли ногами.
Завтра нам предстоял один из самых сложных перегонов.
29.08.2021. Самара — Челябинск. Пробег 843 км.
Сегодня второй по количеству километров день за всю поездку. Тут мы просто ехали и ехали. Были мимолётные надежды дотянуть до Тюмени за раз, но они быстро улетучились.
В 8:00 по-местному покидаем квартиру и мчим на восток.
Почти сразу после выезда из города, на трассе обгоняю фуру. И, когда перестраиваюсь обратно, одним! колесом цепляю сплошную. Ну и доблестные сотрудники тут как тут, показывают мне видео и говорят про лишение. Я прошу их этого не делать и отпустить, но они фразой «не знаешь, что ли, как это делается» добиваются своего. И с непланируемыми тратами отправляют нас в добрый путь.
Обедаем всё в том же кафе «У Макса» после Уфы. Был здесь уже в 2024 году, когда возвращался из Казани, борщ уже не тот.
Очень много времени потратили на Урал. Очень сильно измученные, в 23:30 местного приезжаем в Челябинск и без задних ног вырубаемся.
С этого дня мне в дальнейшем пришёл последний штраф за небольшое превышение скорости.
30.08.2021. Челябинск — Тюмень. Пробег 420 км.
С этого дня уже нет ни одного фото.
Проснулись очень не торопясь и так же не спеша поехали в Тюмень.
Ехали, как и в другую сторону, через Шадринск.
Лично мне этот день запомнился огромным лосем, который недалеко от траектории нашего движения перебегал дорогу.
Через 6 часов в дороге достигли очередного пункта нашей дислокации.
Кстати, еще момент. Как приехали, пошли товарищу прикурить машину, так как после долгого стояния на месте аккум умер. Когда прикуривали, немного подгазовывал, не знаю зачем. После обнаружил, что из выхлопной вылетело что-то типа сажи. Немного испугался, погуглил, забил и поехал дальше. В итоге такого больше никогда не повторялось за три года.
Оставили одних товарищей дома и поехали отдыхать к другим, встреча, стол, интересные истории, всё, как всегда.
30.08.2021. Тюмень — Омск. Пробег 608 км.
Последний день нашего путешествия. На выезде, как всегда, заправляемся до полного бака на Газпроме. Первый раз за время поездки залил 95-й и пожалел, что ранее все время лил 92-й. С того момента и по сейчас заливаю только 95-й. Авто стал вести себя намного резвее. Кстати, в основном в поездке после Урала я заправлялся на Лукойле, кроме Дагестана (там искал заправку по отзывам и рейтингу в интернете).
Эту трассу я знаю почти наизусть, ничего интересного в этот день не происходило. Проехали всё расстояние за семь с половиной часов. И уже в 20:30 были дома.
По тратам начал вести специальную табличку, и после поездки всё посчитал. Цифры напишу на четверых, хотя в поездке почти все траты делили пополам.
По расстоянию проехали 9188 км, из них около 9000 — я, остальное супруга.
В день проезжали от 50 до 909 км.
На жилье потратили — 30155 рублей.
На бензин — 30404 рубля. Это 658,13 литров. Самый дешевый бензин в 2021 году был в Челябинской области (43,32 рубля), а самый дорогой в Дагестане (49 рублей).
На еду вдвоем с супругой потратили 20239 рублей.
Экскурсии нам обошлись в 7906 рублей, из них самые дорогие — это подъем на Эльбрус 2 900 и 2 800 катер по Сулакскому каньону.
Сувениры привезли всем на сумму 5790 рублей.
Замена масла в 21-м году вышла всего на 3750 рублей.
В итоге после раздела суммы на бензин и на проживание на две семьи получается, что мы потратили всего 66789 рублей. Считаю эту сумму смешной за 20 дней великолепно проведенного времени.
Сейчас в связи с пополнением в семье дальние вылазки пришлось отложить, но мы уже на низком старте. С 2021 года, с маленьким ребёнком два раза ездили из Омска в Тюмень на авто, и в апреле 2024 через Тюмень, Екатеринбург, Пермь и Ижевск доехали до Казани с ребенком возрастом 1 год и 9 месяцев. Дорогу перенес превосходно. Ждем трех лет и уже готовимся к новым путешествиям.
Спасибо всем, кто дочитал до конца, ну и напоследок — Путешествуйте, оно того стоит!