|
2020 год, как и у многих наверно, был годом несбывшихся надежд в плане туризма. Так же, как это произошло и у нас. На май был взят отпуск и запланирован маршрут по Европе, в котором уже было забронировано жилье по всему пути следования. И тут нас постигла первая проблема, связанная со всеми известными событиями. В итоге отмена брони с минимальными потерями и перенос отпуска на август. Тогда еще мало кто думал, что карантин затянется надолго.
В глубине души теплились надежды съездить куда-нибудь подальше. Но вот уже заканчивается июнь, и становится ясно, что предстоит путешествие по нашей необъятной Родине. Сначала были планы поехать в северную столицу и посмотреть плюсом Карелию или, наоборот, отправиться на юг, а именно Дагестан, Кабардино-Балкария и так далее. В итоге после долгих раздумий было принято решение — едем на Урал. Составляем маршрут в виде большого кольца: Омск — Челябинск — Уфа — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск, конечно же, с заездом во множество достопримечательностей, ну, и бронируем жилье.
Выезд был запланирован на первое августа ранним утром. Все в ожидании и в предвкушении. И тут всплывает вторая проблема. Здесь я немного уйду от тематики автопутешествий и хочу немного поговорить о нашей медицине.
Дело в том, что первого июля я почувствовал себя плохо (температура и все дела). Так бы отлежался пару дней, как обычно это происходит, но в связи с коронавирусом решил вызвать врача. Который, в свою очередь, пришёл второго числа вечером и, проведя осмотр, ставит диагноз ОРВИ и выписывает больничный. Такого-то числа приходить в больницу к терапевту, но только если не будет температуры. Мне повезло (или нет) температура спала, но пропало обоняние, и я перестал чувствовать вкус еды. Объясняю это врачу на приеме, и мне советуют сдать анализ на коронавирус, что я и сделал, не думая о последствиях. Забыл сказать, дня через три после начала моего больничного начинает болеть супруга с точно такими же симптомами. После двух дней безуспешного ожидания врача она сама пошла в больницу, где ей также ставят диагноз ОРВИ и отправляют домой лечиться. На следующем приёме у нее тоже берут анализ на коронавирус.
Спустя примерно две недели меня выписывают (напомню, результатов анализов еще нет), и я спокойно иду работать и ждать отпуск. Так же поступают и с супругой дня через два. Мы уже и думать забыли об этом, раз не звонят, значит, анализы были отрицательные, как нам было сказано и как мы думали, пока в один прекрасный день, точнее 29 июля, не раздался звонок супруге из Роспотребнадзора из которого узнаем, что анализ супруги положительный. И нас садят на карантин на две недели, пока не придут два отрицательных результата!!! Хочу напомнить, что мы уже оба вышли с больничного и работали две недели, а так же, что выезд был запланирован на первое августа. Позже, кстати, выяснилось, что мой анализ потеряли, но я тоже сижу на карантине как контактное лицо.
Становится понятно, что и сейчас мы никуда не едем, а отпуск уже не перенесешь. Опять отменяем все брони, но уже с большими потерями, чем в прошлый раз. Всю следующую неделю иногда приходят врачи и берут анализы, а мы сидим дома.
11 августа с утра опять приходят врачи, становится известно, что уже есть один отрицательный анализ и осталось дождаться второго. Я, в свою очередь, звоню в больницу, и мне говорят, что можно приходить завтра и забирать свой больничный.
Недолго думая решаем ехать в отпуск, так как у нас есть ещё одна свободная неделя. Я опять звоню в больницу, уточняю, могу ли я забрать свой больничный не завтра, а через неделю, мне отвечают утвердительно. И вот оно — счастье, мы опять в предвкушении отпуска.
Я еду на СТО, там мне меняют рулевые наконечники, они уже были на подходе. Плюс замена масла. В это время супруга собирает вещи. Я заправляю полный бак, возвращаюсь домой, грузим вещи и вперёд.
За это время было решено ехать в сторону Новосибирска и по дороге принять окончательное решение, куда направляться дальше, либо на Алтай, либо по городам Новосибирск — Красноярск — Томск.
11 августа в 16:40 выезжаем из Омска, как раз время вечерних пробок. Стоим минут 20 на выезде из города (ремонт дороги), и через час мы на трассе. Дорога Омск — Новосибирск проезжалась уже много раз, да и нет в ней ничего примечательного. Покрытие хорошего качества, много радаров, но половина из них пустые. После выезда из Омской области пошел сильный дождь и продолжался почти до самого Новосибирска. В один момент пришлось даже съехать на стоянку, так как видимость очень сильно снизилась и дворники уже не помогали. Простояв минут 20, выезжаем дальше.
Так как не было конкретных планов, уже в дороге решаем снять квартиру в Новосибирске, отдохнуть и решить, куда ехать дальше. После нескольких занятых квартир находим наконец хороший вариант за 1500 рублей, и это становится конечным пунктом на сегодня. В Новосибирск приехали в 2 часа ночи по местному времени, заселились, решили, что над дальнейшими планами подумаем утром, и легли спать.
12 августа просыпаемся утром и, сопоставив некоторые факторы, берём курс на Алтай. Пока есть интернет, качаем карты районов в maps.me и прикидываем маршрут. Одновременно я ищу жилье и обзваниваю подходящие варианты. После нескольких неудачных попыток дозваниваюсь до базы «Сартыкпай», где остался последний домик, и бронирую его на три дня. База находится за 20 км не доезжая Акташа. В планах было приехать часов в 11 вечера.
Выезжаем часов в 10 из города, на выезде заезжаем в «Ленту», покупаем еды в дорогу. После магазина попадаем в небольшую пробку, где теряем минут 30. Планируем ехать без остановок, и все интересные места, которые пропустим, будем смотреть на обратном пути.
Дорога Новосибирск — Барнаул очень хорошего качества, сначала дорога имеет три полосы, где средняя полоса меняет направление движения с попутного на встречное и наоборот, далее идет обычная двухполоска, а уже перед Барнаулом начинается 4-полосная с отбойником посередине. Перед Барнаулом уходим налево и едем до Горно-Алтайска. Дорога также хорошего качества, только после Барнаула опять ремонт, где теряем минут 10, и едем дальше.
Перед Бийском все указатели указывают на объезд города, смотрю навигатор и решаю ехать прямо через город. Проехали без пробок, и не думаю, что в объезд было бы быстрее, плюс увидели город, который называют «воротами Алтая», хоть и из окна машины. После Бийска всё-таки решаем заехать в Сростки и подняться к памятнику Шукшину, тратим на это минут 20 и едем дальше.
Проезжаем Горно-Алтайск, Манжерок и всю «курортную зону», сюда мы ещё вернёмся позже.
Тут-то и начинается всё многообразие алтайской природы, то, за чем сюда едут путешественники. Начинаешь крутить головой в разные стороны, и хочется много где остановиться для фото. Но мы спешим, хочется преодолеть перевал Чике-Таман в светлое время суток. Перед Шебалино заправляемся на последней сетевой заправке Роснефть, дальше будет только Лукойл в Кош-Агаче, но туда мы уже не доедем.
Преодолеваем Семинский перевал без проблем и заезжаем в кафе «Место встречи». Как оказалось, не зря, хорошее кафе. Далее проезжаем Онгудай, и начинает темнеть. Перевал Чике-Таман преодолеваем уже в сгущающихся сумерках.
После становится уже совсем темно. В 9 часов вечера звонит администратор базы отдыха и уточняет, ждать ли нас вообще и когда мы приедем. Перед самой базой уже в темноте видим аварию: мицубиси аиртрек сбил трёх коров, которые лежат вдоль трассы с торчащими вверх ногами, машине досталось сильно. В итоге к 11 часам вечера добираемся до ночлега.
Нам как городским жителям сначала показалось дико, что нет электричества, его включают только вечером на 4 часа, чтобы зарядить гаджеты и так далее. Так же пришлось рубить дрова и топить печку, потому что ночью было холодно. На самом деле это прикольно, жить вдали от цивилизации и без её благ, просто к этому надо быть готовым.
В первый вечер заселились и после отключения генератора просто сидели и смотрели на звёзды, такого в городе не увидишь. Ещё первой ночью со мной произошёл забавный случай. Просыпаюсь часов в 6 утра и понимаю, что все трясется, первая мысль спросонья, что началось землетрясенье. Пока так думал, встал и выглянул в окно, а там просто пробегал табун лошадей, увидел это, и стало всё понятно.
Проснувшись на следующее утро, решаем ехать на Гейзерово озеро и на Марс. Перед этим решаем заехать в Акташ купить сим-карту. В магазине посоветовали Мегафон, так как два других оператора у них плохо работают. Да, Мегафон, действительно, хорошо работал, но только в Акташе, а дальше села связи уже не было, так что смело берите МТС.
Доезжаем до озера, оно находится примерно в 7 км от Акташа, вход стоит 50 рублей с человека. Дорожка до озера выложена по воде обрезками брёвен.
Обойдя озеро вокруг и потратив на это минут 20, выезжаем в сторону Марса.
По дороге наблюдаем шикарные пейзажи, за каждым поворотом нас ожидают новые и всё более захватывающие виды, горы сменяет Курайская степь, а после опять горы.
Доезжаем до поселка Чаган-Узун, там стоят указатели на Марс через посёлок, но лучше после моста ехать прямо, не сворачивая, дорога будет лучше. Плутаем по полям и выезжаем на стоянку, где стоят много машин и несколько буханок. Узнаем цену. Если едем на оба марса, то 2000 рублей машина, неважно сколько человек. Мы едем на оба и решаем подождать ещё пару человек, чтобы получилось бюджетней. Спустя 5 минут появляется пара с детьми из Красноярска, и мы загружаемся и едем. Первым делом нас везут на Марс-2.
Дорога заняла примерно минут 10-15. Побыв там некоторое время, возвращаемся и заезжаем на Марс-1. Как нам сказал водитель, там частная территория и придётся заплатить за вход ещё по 100 рублей с человека. Когда мы приехали, человек, который собирает деньги, был занят, и мы решили идти так, позже никто ничего не сказал.
Кстати, до первого марса некоторые легковые машины доезжают сами, но тут как вы хотите, на обратной дороге пара машин возилась с колёсами. На втором марсе легковых уже не было, только полный привод.
После марса выезжаем в обратную сторону, можно было прокатиться и дальше, но в той стороне был карантин и всё было закрыто.
Уже в Акташе заезжаем в столовую, потом в магазины за провизией и едем на базу. Вчера была заказана баня, 1 час — 800 рублей. Я вам скажу, это того стоит, после парной прыгать в ледяную речку, которая находится сразу за баней, это просто космос.
После бани отдыхаем от насыщенного дня и думаем, куда ехать завтра. У нас было несколько номеров по экскурсиям на перевал Кату-Ярык, но некоторые не брали трубки, у других было всё занято, а третьи в этот день не работали. В итоге решаем ехать сами на своей машине.
С утра просыпаемся, завтракаем и выезжаем в сторону перевала Кату-Ярык. Выезжаем пораньше, так как я ещё хотел по возвращении успеть съездить на экскурсию на ретранслятор (но я ошибался). Ехать примерно 120 км в одну сторону. Доезжаем до Акташа, покупаем воды и перекусить и дальше по маршруту. Почти сразу за селом ещё одна достопримечательность, это Красные ворота, останавливаемся, фотографируемся, едем дальше.
Напомню, что к путешествию на Алтай я не готовился, поэтому не знал, что представляет из себя Улаганский тракт. Слышал когда-то где-то, что качество покрытия оставляет желать лучшего, но думал, что проеду без проблем. Как оказалось — нет, проблем как бы не было, но психов, пыли и тряски было предостаточно. Для полноприводных авто эта дорога не представляет, конечно, никаких проблем, но для пузотёрок, конечно, да, хотя местные и на советской классике летают как гонщики, и на мопедах ещё.
Доехав до села Балыктуюль, всерьез думаем развернуться, но, переборов себя и игнорируя мольбы автомобиля, решаем ехать до конца, не зря же уже столько проехали. Спустя пять часов доезжаем до намеченной точки и наслаждаемся видом. Я всё-таки думаю, вид на перевал и долину реки Чулышман того стоит, но больше за рулём своего авто я туда не поеду. Сейчас жалею, что не спустился вниз, побоялся, что не смогу подняться, сейчас думаю — зря боялся. Проведя час на «вершине» и занимаясь бесконечным фотографированием невероятных видов и супруги на их фоне, решаем пообедать в кафе и с новыми силами выезжать обратно.
Дорога обратно заняла так же примерно около пяти часов, плюс на обратном пути заезжали посмотреть Пазырыкские курганы и останавливались на самой высокой точке Улаганского перевала и нашего путешествия, а это 2080 метров.
В Акташе попытались найти автомойку, но безуспешно. В итоге ближе к восьми вечера возвращаемся на базу, под дождём моем машину, так как пыли внутри накопилось немало и идём в баню, но уже просто мыться.
Днём ранее произошла ситуация, я колол дрова, чтобы вечером затопить печку, ко мне подошёл администратор базы и попросил наколоть дрова на баню, а за это полчаса бани в подарок, на что я согласился, поэтому баня в этот вечер была бесплатная. После бани сразу ложимся спать после такого уматывающего дня. Завтра начинается путь в обратную сторону.
С утра по уже сложившейся традиции завтракам на веранде, собираем вещи, со всеми прощаемся и в путь.
Сегодня цель посетить все места, которые проехали по темноте, и достичь конечной точки в городе Горно-Алтайск. Первым на пути появляется водопад Ширлак или Девичьи слёзы, поднимаемся к подножию скалы, делаем пару-тройку фото, спускаемся и едем дальше.
Следующая остановка — памятник Водителям Чуйского Тракта, здесь проделываем всё те же манипуляции, плюс поднимаемся смотрим, что из себя представлял старый тракт, немного слушаем гида из случайной экскурсии и вперёд.
Дальше по плану слияние Чуи и Катуни, ехали по навигатору и свернули чуть раньше, чем надо было, провели время за фотографированием и созерцанием самого слияния рек.
Уже после, вернувшись на трассу и проехав ещё немного, увидели то место, откуда все туристы наблюдают за слиянием, но уже не стали останавливаться и направились дальше. После села Иня, сразу после моста через Катунь пытался сделать фото Ининского моста, успел сделать один кадр, затем сразу услышал по громкоговорителю, что здесь стоянка и остановка запрещена, и поспешил оттуда уехать.
Ближе к 12 часам доезжаем до перевала Чике-Таман. Когда проезжали первый раз, было уже почти темно и не было ни одной машины. Сейчас же стоянки все забиты, пришлось встать на обочине и возвращаться метров 200 до эпицентра ярмарки. Побродив по вершине перевала, делаем несколько отличных снимков, также покупаем несколько сувениров. Потратив минут 40 на всё, спускаемся и едем дальше.
Перед Онгудаем заезжаем на обед в кафе «Фара», на вид неплохое кафе, но заказанный борщ оказался без картофеля. Перекусив, выезжаем в сторону Семинского перевала, там также тратим время на палатки с сувенирами, пьём кофе и вперёд в сторону Чемала.
Сразу после перевала на обочинах стояло много машин, сначала не могли понять, почему так, потом дошло — там росли кедры и люди собирали шишки. Мы также остановились и, пройдясь немного по мокрой траве, насобирали немного шишек, которые лежали на земле.
После Шебалино заправляемся на той же заправке «Роснефть». Кстати, пару раз, на 500 рублей каждый, заправлялись на заправке «Ника», проблем не было.
Добираемся до Чемала уже почти в пять часов. Первым делом едем на остров Патмос, паркуемся и идём вниз к подвесному мосту. Постояв немного в очереди, пересекаем Катунь, и вот мы на острове. Побыв там пять минут, возвращаемся и решаем по так называемой «козьей тропе» дойти до Чемальской ГЭС.
С этой тропы, кстати, открываются очень красивые виды.
Побродив по зоне около ГЭС, захотели зайти на неё саму. Вход был платный 100 рублей вроде, но так как было уже поздно и музей закрыт, решаем возвращаться обратно.
Сегодня надо доехать до Горно-Алтайска. Дальше зачем-то фотографируемся на подвесном мосту, который ведёт на Березовую Катунь, лучше бы, конечно, на Айском, но ладно.
Последним на сегодня стал Черемшанский водопад, там пришлось немного прогуляться, не могу сказать, что это того стоило.
В итоге примерно часов в 10 приезжаем в город, заселяемся в квартиру, едем в ближайший магазин, ужинаем и спать.
На следующий день была запланирована экскурсия на Телецкое озеро. Заранее был просмотрен интернет насколько это было возможно, и были приобретены билеты на экскурсию на теплоход «Пионер Алтая».
На сайте было всё красиво расписано, что посетим много красивых мест, будет остановка на двух водопадах, где вход на каждый стоит по 100 рублей с человека, а самое главное, что экскурсия займёт 5,5 часов. Билеты были приобретены через сайт, плюс за это полагалась скидка, в итоге один билет обошелся в 1350 рублей и ещё две остановки по 100 рублей. Старт экскурсии назначен на 12:00. Из Горно-Алтайска решаем выезжать в 9 утра, расстояние до посёлка Иогач, откуда отходит теплоход, составляет 160 км. Качество дороги прилично хуже, чем Чуйский тракт, но сама дорога тоже очень живописная, иногда кажется, что едешь в лесу.
В итоге за 2,5 часа добираемся до места. Маленькие дети показывают, где припарковаться, а сама «парковка» похожа на чей-то частный двор.
Паркуемся и идём к теплоходу, перед посадкой в будке надо показать распечатанный билет или предъявить фото с телефона, и тебе дадут посадочный талон и можно проходить на посадку. На теплоходе несколько палуб, в том числе и открытые, во время экскурсии по радио играют старые советские песни и иногда объявляется какая-то информация, но ничего не слышно. После отчаливания люди начали вставать в проходах перед окнами и этим закрывали весь обзор. Спустя некоторое время, примерно часа 2-3, первая остановка на водопаде Чедор, платим за вход по 100 рублей и в числе первых идем фотографироваться.
Водопад небольшой, но рядом на территории понастроены несколько смотровых площадок и на водопад, и на озеро, с некоторых из них вид открывается шикарный.
Стоянка, если не ошибаюсь, была 40 минут, спустя которые отчаливаем на другой водопад. Второй водопад называется Корбу, когда стоишь рядом, прям чувствуешь всю мощь воды в этом месте. На территории также есть смотровая площадка на водопад, но некоторые заходят дальше, также много сувенирных лавок и кафе.
Стояка по продолжительности примерно такая же. С этого момента начинается обратный путь, вокруг уже смотреть не интересно, время тянется медленно, люди уже не знают чем заняться, видно, что все устали и хотят побыстрее уйти с теплохода, но ещё предстоит около трёх часов обратной дороги и всем остаётся только ждать и смотреть на пролетающие мимо быстрые катера.
Вывод напрашивается такой: Телецкое озеро стоит посетить один раз точно, но делайте это на быстром водном транспорте. В итоге спустя более чем 7 часов мы наконец-то сходим на берег. Придя на стоянку, видим, что мы приехали одними из первых и наша машина заставлена другими в 3 ряда. Ждали, пока все разъедутся, ещё минут 20. Короче, вернулись в квартиру уже очень поздно. Завтра нас ждал ранний подъём и дорога домой.
Встаём, собираем вещи, оставляем ключ в почтовом ящике. На выезде из города заезжаем на Газпром, заливаем полный бак и в путь. В планах было до ночи доехать до дома, это примерно 1100 км, но не всегда планам суждено сбыться. Опять же в деревне Сростки заезжаем на ярмарку за мёдом, тратим какое-то время и едем дальше. На подъезде к Бийску в этот раз решаем ехать по обводной вокруг города, и как-то по времени разница не заметна, но по городу ехать интересней.
Проезжаем мимо двух ремонтов дорог, мимо Барнаула, и без проблем доезжаем до Новосибирска. В мыслях проехать город и остановиться перекусить. Но вот уже почти на выезде из города я останавливаюсь первый на светофоре и спустя секунду получаю удар в задний бампер, всё приехали...
Выходим, смотрим, как оказалось, я поучаствовал в забавной игре «паровозик», где исполнил роль первого вагона. Ситуация была интересная: сзади меня ехал камаз (который мусоровоз), перед светофором он решил пропустить фольксваген пассат с заправки, а тот, в свою очередь, видимо, не поблагодарил его аварийкой, и камаз обиделся и догнал его, а тот уже, в свою очередь, догнал меня, не знаю за что. Хорошо у всех была страховка, но так как в аварии принимало участие 3 автомобиля и повреждения у фольксвагена более чем на 100к, то пришлось отказаться от комиссаров и ждать доблестных представителей ГАИ.
Авария произошла в 14:30, а тронулся я с места происшествия только в 23:30, то есть время стояния на месте заняло ровно 9 часов! Хорошо Газпромнефть, которая была рядом, выручила своим туалетом и едой. Кстати, это, наверно, были самые долгие 9 часов в моей жизни, всё время в ожидании — это сильно изматывает.
После всех процедур, которые провели инспекторы, мне разрешили покинуть проезжую часть. Я трогаюсь с места и оказывается, что заднее колесо зажато крылом. На обочине попытался исправить эту проблему, вроде стало получше, но на каждой кочке или ямке звук стоял неприятный. Так доехали до трассы, там уже поднял машину на домкрате и молотком всё это дело исправил.
Время 12 ночи, первое время пытаюсь ехать, но понимаю, что всё оставшееся расстояние я не проеду, и что бы никого не мучить, останавливаемся на первой заправке и вырубаемся спать. Проспав часа 4, выезжаем в сторону Омска. Всю оставшуюся дорогу преодолеваем без проблем, только перед Омском пришлось постоять минут 30 на всё том же ремонте дороги, в который попали, когда выезжали. В итоге домой зашли в 11 утра.
Самое время написать про автомобиль. Мазда тройка бк 1,6 механика, комплектация самая простая. Наверно, самый распространенный авто, так же, как и форд фокус, в дороге ни разу не подвёл. Перед поездкой в спешном порядке были заменены рулевые наконечники и произведена замены масла, лью Total Quartz, что странно для мазды, масло не расходует ни грамма. До этого в мае была перебрана почти вся ходовая, кроме стоек. По приезду поменял стойки стабилизатора передние и всё. На момент старта поездки пробег составлял 181274 км.
За поездку постарался посчитать все расходы. В итоге за 7 дней потрачено было всего 33538 рублей, из них 9300 на жильё, 5859 на еду, 4200 на экскурсии, баня 800 рублей, сувениры 2850. 10529 — на бензин, это 255 литров 92-го бензина (заправлялся в основном на Газпроме, пару раз Роснефть и пару раз Ника). Все расходы посчитаны на двоих. Пробег составил 3700 км, а средний расход около 6,8 литра на 100 км.
Выводы сделаны такие: на Алтай надо ехать однозначно и ехать как можно дальше, вплоть до монгольской границы. Перед путешествием больше читать о достопримечательностях, определиться, что ты хочешь посмотреть, а что тебе не интересно. Сами мы собирались в спешке, ехали не обдуманно, поэтому ещё многое не увидели, а о многом даже не знали. Также были ограничены по времени. В итоге, я думаю, получился более или менее стандартный маршрут для путешествующих на легковом автомобиле.
Спасибо тем, кто дочитал до конца.