|
В Амурской области находится самый протяженный участок БАМа — почти 1300 км, кроме того, здесь примерно по центру магистрали располагается и столица БАМа — Тында.
При всем этом автодублер БАМа здесь самый труднодоступный.
К сожалению, автодублер БАМа со временем пришел в негодность, и местами можно увидеть вот такие разрушенные мосты, поэтому в Амурской области лучше ездить в холодное время года, когда реки замерзшие.
А вообще, в Амурской области самые колоритные мосты на БАМе
Но БАМ снова строят. Здесь запущена активная модернизация. Байкало-Амурская магистраль новой версии — это новые пути, тоннели и мосты.
По железной дороге можно будет везти не только больше, но и быстрее. Помимо этого отсыпают и сам автодублер.
Изначально БАМ планировался сразу для двух путей, поэтому даже в местах, где вторая ветка не была построена, можно увидеть вторую отсыпку и быки для второго моста.
Тындинский район — бескрайный. На его территории поместятся три Крыма, три Бельгии или три Армении.
Первая с запада станция Амурской области — Олекма, которая уместилась в одну улицу, где стоит десять аккуратных трехэтажных домов, школа, амбулатория, клуб, детский сад и несколько магазинов. Первый поезд Олекма встретила в ноябре 1983 года.
История начинается почти на границе Амурской области. На берегу реки Олекма почти у моста через нее расположена Олекминская писаница — древний наскальный рисунок. Когда путешествуете по автодублеру, обязательно посетите ее.
Через реку Олекма нет и никогда не было автомобильного моста. Поэтому пересечь эту реку возможно только в холодное время года, когда есть зимник. Раньше автомобили пускали через мост, но сейчас на БАМе слишком интенсивное движение поездов и временных интервалов для этого недостаточно. Здесь по сути заканчивается доступный круглогодичный автодублер БАМа.
В месте слияния рек Олекма и Нюкжа расположилось село Усть-Нюкжа. Это село, как единственный в те годы населённый пункт на сотни вёрст вокруг, служило базой геологических экспедиций, геологи работали в этих горах, изыскивая рудные районы, через которые должна была пройти «трасса БАМа», и удобные долины, где её проложить. Сейчас здесь проживает чуть больше 500 человек. Значительная часть жителей села — эвенки. Именно поэтому населенный пункт входит в перечень поселений с компактным проживанием коренного малочисленного народа Севера — эвенков. Всего таких поселков в Амурской области пять.
Так мы доехали до станции Юктали, которую построила Челябинская область. На ранее пустынной территории выросли не только многоэтажные дома, но и школа, детский сад, больница. Первая улица, появившаяся в поселке, была названа Челябинской.
Из-за вечной мерзлоты челябинцам приходилось применять особые технологии. Так, дома строились на сваях, теплотрассы и иные коммуникации протягивались над землей. Здания, возведенные южноуральскими строителями, прошли вскоре испытание на прочность. Случившееся здесь в середине 80-х годов прошлого века шестибальное землетрясение не смогло навредить строениям.
Здесь мы встретили легенду БАМа — грузовик Магирус. Главная особенность данных машин — двигатели воздушного охлаждения, способный работать в условиях низких температур (почти до -60С). Магирусы проявили себя на БАМе как нельзя кстати для здешних тяжелых условий. Машины были просто великолепные, шофера были от них без ума. Они практически не ломались, с мощнейшим двигателем и великолепными условиями для водителя.
От поселка Юктали наш путь идет по новому автодублеру. Раньше он проходил около железной дороги. Сейчас укладывается вторая ветка и дублер перенесли выше. Теперь это красивый горный серпантин.
Чильчи, Лопча, Ларба, Хорогочи, Кувыкта — легендарные поселки западного БАМа. В каждом из них свой колорит и общая судьба.
В Ларбе можно увидеть дыхание среднеазиатских просторов Туркменистана.
А в Кувыкте и Хорогочи стальную поступь Урала. Название поселков имеют эвенкийские корни.
Приезжаем в Тынду — столицу БАМа. Именно здесь встречаются западная и восточная ветки.
Тында — самый северный и самый молодой город Амурской области. Столицу БАМа строили преимущественно москвичи. А недавно здесь появились муралы — это очень большие картины, нарисованные на стенах домов. Основной тематикой стала советская плакатная графика о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
История города началась еще за долго до строительства БАМа. В 1907-1908 годах на месте будущего города был образован переселенческий участок Тындинский. В 1917 году посёлок Тындинский стал перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём. Поселение обрело «вторую жизнь» в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль, которая строилась силами заключённых БАМлага. В Тынде находится самый большой музей БАМа. В фондах музея собраны предметы этнографии коренных народов Амурской области, уникальные артефакты первостроителей магистрали, портреты строителей, созданные художниками, приезжавшими специально на БАМ, мемориальные коллекции и архивные фонды.
В Тынде нам посчастливилось увидеться с легендой БАМа — Иваном Варшавским. Именно его бригада (вместе с бригадой А.В. Бондаря) 29 сентября 1984 года соединила «золотым звеном» рельсы БАМа на разъезде Балбухта в Читинской области, ознаменовав тем самым открытие сквозного движения поездов на всём протяжении Байкало-Амурской магистрали.
На месте болота и глухой тайги появился экстравагантный вокзал в виде белоснежной птицы, который стал главной достопримечательностью столицы Байкало-Амурской магистрали.
Более 2500 км БАМовской магистрали находятся на территории многолетней мерзлоты, это накладывает определенный отпечаток как на строительстве железной дороги, так и всей инфраструктуры. Более 70 лет изучением многолетней мерзлоты занимается мерзлотная станция, которая базируется в Тынде. Здесь мы узнали, как ведет себя вечная мерзлота за многие годы эксплуатации БАМа и как ее поддерживают.
Автодублер восточного БАМа менее туристический и гораздо более сложный для автомобильных путешествий. Но есть в нем и преимущество — сразу с нескольких мест можно съехать с БАМа и через трассу «Амур» объехать сложные участки.
Пока стоит лед на реках и не пошли наледи, автодублер можно проехать примерно до середины апреля. А пока мы ехали БАМ от края до края несколько недель с самой начальной станции, потеплело и зимники начали разваливаться. Автомобильное путешествие по БАМу — это не покатушка по комфортабельному автобану с придорожными кафе и гостиницами. Северная тайга делает путь непредсказуемым и захватывающим. Весеннее солнечное утро может резко смениться на снежный день и дождливый вечер.
Дальше Маревый, Дипкун, Тутаул.
Почти перед Зейским водохранилищем на реке Мульмуга начинается самый труднододоступный участок автодублера БАМ, который не используется. Неделей до нас здесь пытались проехать несколько подготовленных внедорожников на больших колесах и с лебедками, но у них ничего не вышло. Поэтому мы сворачиваем, проезжаем через Хвойный и выходим на дикий зимник Зейского водохранилища, который идет прямо к Верхнезейску.
История поселка Верхнезейск неразрывно связана с историей строительства Байкало-Амурской магистрали. Особенность нахождения поселка связана с тем, что при строительстве железной дороги необходимо было построить крупный мост, длиной 1073 м, через Зейское водохранилище, образованное Зейской ГЭС.
Шефами поселка стали строители Башкирской АССР. Пятиэтажные дома должны были застраиваться домами по типовому «бамовскому» проекту серии 122-БАМ. Жилые дома малоэтажной застройки должны были строиться из местного материала — лиственницы. К 1978 году в Верхнезейске были построены 4 улицы: Октябрьская, Комсомольская, Амурская и Центральная.
Дальше Огорон, Тунгала и Дугда.
Из-за вечной мерзлоты образуются мари — таежные болота. Наш путь идет вдоль северной границы единственного в России маревого заповедника — Норский.
Приезжаем в Февральск. Рабочий поселок строителей Байкало-Амурской магистрали возник в августе 1974 года близ села Февральское, основанного в феврале 1896 г.
Шефами поселка должны были стать строители из Красноярского края. Февральск являлся важной точкой для военных железнодорожников, а первые жилые вагончики были построены солдатами.
Ну и последняя станция БАМа — Иса, которую построила Саратовская область. А дальше Хабаровский край, о котором я расскажу в следующей части.
И обязательно посмотрите наш документальный сериал «БАМ: от края до края» в ВК и Youtube.
Автор: Алексей Жирухин «Путешествия со смыслом»