|
Мой рассказ прямо не связан с японскими машинами, но на Drom.ru в разделе «путешествия» иногда проскакивают «неяпонческие» статьи. Просто хорошие истории. Мне нравится атмосфера сайта, стиль общения здесь. Я (пока) не отношусь к японоводам, я — сочувствующий.
Итак, уважаемые коллеги-автолюбители-путешественники! Очень приятно читать ваши рассказы о дорожных приключениях. Понимаешь, что если есть еще такие же «ненормальные», значит и у меня еще не «диагноз», психиатр подождет. Хочу рассказать свою историю о путешествии весной 2005 года из Кирова (Кировская область) в Усогорск (Коми). История началась в 2003 году, когда один мой кореш (Эдик) после 3-дневного знакомства с какими-то залетными дальнобойщиками из Коми (пьянка подразумевается) уехал на неделю в Усогорск на охоту. Отправлялся он, разумеется, в состоянии дикой алкогольной абстиненции (похмелье по-нашему), поэтому и дорогу он помнил лишь фрагментами. Вернулся он только через 1,5 месяца, дикий, голодный, но довольный и прожужжал все уши о том, как же там на самом деле здорово. Природа, охота, женщины, ну все на высоте! Его старания не прошли зря. И вот, взяв очередной отпуск (но только 2 недели) я решился повторить вместе с ним этот вояж. Готовились мы странно: полгода обсуждали, что брать, как ехать и т. д. А в итоге я буквально за сутки собрал из груды металла свою горемычную «лапочку» ВАЗ-2108, и мы тронулись. Чуть подробнее о машине: кузовные работы передка — замена рамки радиатора, крыльев, капота, ремонт ГБЦ, связанный с обрывом ремня на 1 300. Кстати, проблему «загибания» клапанов я устранил путем фрезерования поршней, а именно: взял старые клапаны, превратил их тарелки во фрезы путем насечек, поставил головку на блок и, вращая дрелью, клапан прямо по месту выбрал необходимые лунки в поршнях + тепловые зазоры. В итоге степень сжатия, конечно, упала, но я уже не боялся обрыва ремня, да и к топливу машинка стала менее привередлива, с удовольствием кушала 76 бензин и не «гремела пальцами», как говорят неграмотные ездюки, путая данное явление с детонацией. Залил полный бак, в запасе 30 л. в канистрах, масло, тормозуха, лампочки, ремни, трамблер, генератор, стартер, 2 зимних колеса, длиннющие буксировочные «галстуки», топор, пила, лом, лопата, полный набор инструмента, включая спецключи, так что при необходимости мог в принципе устроить сервис под любым деревом. Разумеется, куча теплых вещей — уезжали мы в конце апреля. А в это время в Коми еще только реки начинают вскрываться и снега... вам по пояс будет. Короче говоря, 2 человека в машине еле вмещались из-за всего того хлама, что мы везли с собой. Куда ехать и зачем — представлялось смутно. Просто хотелось чего-то свежего в жизни. Тронулись в пятницу вечером. Первый перегон Киров-Сыктывкар где-то 400-420 км. Ехали не спеша, да и наши кировские дороги много не позволяют. На границе с Коми отужинали в Даниловке — шикарное место. На 100 рублей и много, и вкусно. Проезжаем знак Киров-Коми. Попадаешь в другой мир. Дорога как зеркало ровная, прямая как стрела и широкая как самолетная взлетка. Душа радуется. Нога сама прижимает гашетку и по незнакомой дороге 130-140 только шуба веет! Где-то в районе Объячева или Летки у нас глаза на лоб вылезли от обилия «продажной любви»: ну не совру 50-100 мадам легкого поведения и тяжелой работы. Проехали. Мимо. Как говориться, «недосук».
Ранним утром прибываем в Сыктывкар. У меня там проходила интернатуру однокурсница — грех не заехать. Созваниваюсь, узнаю адрес и начинаю колесить по чужому городу как ненормальный. У них там сплошные кольца и лежачие менты. Ну, кольца я проходил так, как считал нужным, а вот лежачие достали. Сделано грамотно: высота около 20 см, длина метра 1,5-2 и попарно! То есть проспал, взлетаешь на первом и приземляешься через пару метров как раз на начало второго! Пробой подвески до упора, удар рамкой радиатора и, как мне показалось, даже поддоном! Ну и поток мата, разумеется. Хотя сам виноват.
В общем, разбудив спящий Сыктывкар скрежетом металла, я все-таки нашел свою знакомую. Подробности встречи опускаю, это не из нашей темы. Узнаю примерное направление выхода из города, и где-то после обеда отчаливаем из Сыктывкара, долго блуждая по указателям. Спасибо доблестным ГАИшникам — подсказали. Пригородом Сыктывкара является Эжва — тот самый целлюлозно-бумажный комбинат. Город довольно молодой и симпатичный, но ВОНЬ дикая. Не знаю, с чем сравнить. Что-то между хлором и колхозным сортиром.
Дальнейший путь наш лежит в сторону Белого моря через Архангельскую область, но все же в Коми, Удорский район. Из названий помню Жешарт, Айкино, Ёмва, Ёдва, Яренга. Позже пытался построить маршрут по атласу, в том числе и по электронному e-atlas.ru. Но нет таких дорог! Или не обозначены. Eatlas.ru предлагает разные варианты от 823 км за 25 часов пути до 2 233 км за 80 часов, причем имеются участки по 70 км с расчетным временем прохождения в 13,43 часа. И это правда. Можно и дольше — как копать будешь. В общем, перегон по плану в 400-600 км (на одометре у меня вышло больше, почему — дальше поймете) отнял у нас около 20 часов.
Когда закончился асфальт, мы поменяли передние колеса на зимние — и рисунок крупнее, и профиль выше. Напомню: время — конец апреля, таяние, распутица и т. д.
Первая трудность, которая меня озадачила, это довольно крутой лог — т.е. крутой спуск к речке-ручейку, и такой же подъем. Метров 300 вниз, столько же вверх, перепад высот около 10-20 метров. Если бы я знал, сколько их еще будет!!!
Но этот был первый. Грязище — ужас. Глина. Колея лесовозная. Я испугался ехать вниз. Машина буксовала под таким уклоном и не хотела ехать вниз! А ведь предстояло еще и подниматься. Короче, пути назад уже не было. Радовало одно — мы твердо знали, что по этой дороге раз в сутки точно ходят лесовозы и продуктовые машины на Усогорск. Система проезда такая — идешь, и минут 10 изучаешь колею, обочины. Откат для разгона, и раздайся грязь, поперли танки! Ура! 20 метров покорили. Спускаешься к речке-ручейку и обнаруживаешь отсутствие моста. Понятно, Уралам, Камазам 50 см брод это не препятствие. Но мы же на ВАЗ-2108. Собираем бревна, доски (видимо, это раньше и был мост). Строим нечто. Едем по этому нечто. Опять прорвались. Сколько было таких логов и мостов — не помню. Около 20, наверное.
Когда началась бетонка, я несказанно обрадовался. Наивный. Бетонка — это 2 ряда ж/б плит шириной около метра каждая. Но расстояние между ними гуляет от 80 см и до того предела... короче, «восьмерка» проваливается между плит. То же и по поперечным стыкам: иногда вертикальный перепад 5-10 см (это нормально) и до 30 см (а это уже объезжать). Иногда между плитами земля навалена вровень, а иногда там траншеи по колено. Честно скажу — лучше по шпалам ездить. Меньше трясет. Но все-таки это твердое покрытие, редкость в этих местах. Бетонное безобразие длилось около 200-250 км, с перерывами, развилками черт знает куда. Иногда рядом с бетонкой бывала довольно укатанная ровная обочина, но с маленькой особенностью: наклон градусов 15-30. Когда надоедали плиты, я съезжал на обочину. Первые 5-10 минут неуютно чувствовать наклон. Но через некоторое время мозжечок меняет систему отсчета, и кажется, что едешь по абсолютно ровной дороге, а здесь рядом какой-то идиот проложил наклонную бетонку и посадил лес под наклоном. Довольно смешное ощущение. И еще очень помогают ремни безопасности, чтоб не заваливаться на пассажира. Иногда на редких участках такой обочины разгонялся до 110. Один раз это даже помогло. Кто-то добрый вырвал из дороги трубу (ну, знаете, там мелиорация всякая) и оставил канаву поперек дороги с метр глубиной и 0,5 метра шириной. Так я ее перелетел и даже не понял, что это было. Как там ездили другие — ума не приложу. Но на обратном пути там уже была неглубокая кочка.
Отвлекся. Ну, едем значит, едем. Кореш мой в этот раз трезвый, скрипит извилинами и вспоминает знакомые места. Плохо вспоминает. И спросить не у кого. Проскочили какой-то поворот. Проперли около 100 км — и никого, и ничего. Наконец, появляется жилье. Зона. Нормальная такая зона: заборы, колючка, люди в форме. И пристальное внимание к автомобилю 43 региона. Вижу, люди вроде добрые, спокойные. Захожу в ОТКРЫТЫЕ ворота и попадаю на территорию. Скорее всего — поселенцы. Сидят в грязном бараке такие же грязные, но очень вежливые люди и греют чайник на чем-то похожем на примус. Здороваюсь, спрашиваю дорогу на Усогорск. Говорят, не местные. Оно и понятно. Стреляют сигареты. К этому я был подготовлен. Начинаем блуждать по зоне. Ищем местных. Три или четыре человека дают совершенно разные направления. Сопоставляем. Похоже, тот поворот, что остался 100 км назад и был нашим. Благодарим, отваливаем. Что поразило — вопиющая вежливость к вольным людям.
Едем к «нашему» повороту. Дорога средняя. То ровные плиты, то лога. Пару раз повстречались с хлыстовозами на базе 4-мостовых полноприводных МАЗов. Кто за рулем, догадываетесь? (Заключенные). Итак, очередной спуск-подъем, мост, но на этот раз по бетонке. Идем навстречу я и МАЗ. Дорога 2 плиты. МАЗ груженый хлыстами кубов так... не знаю, но очень много, идет с горы со скоростью километров 40, разгоняется до 60-70 и влетает в гору. Наличие на его пути ВАЗ-2108, разумеется, не существенно. В ужасе сматываюсь на обочину, если это можно назвать обочиной. Сзади за этим монстром мотаются вершины деревьев по свесу метров 5-6 и шире габарита метра на 1,5. Разошлись. Срочно захотелось опорожнить мочевой пузырь. Выходим, дышим свежим северным воздухом, разминаем кости. И тут очередная немая сцена: мост через этот здоровенный овраг сделан из бревен и досок, а вот дамба, на которой он лежит, из блоков двигателей. Представьте себе разом несколько сотен блоков от тракторных и грузовых двигателей, сваленных в кучу. Некоторые даже полнокомплектные. Поистине богатая страна Россия.
Начинает темнеть. Едем дальше, находим пропущенный поворот. Дорога становится хуже. Бетонка недавно разгребена трактором, и вся обочина в глыбах снега. Глюки. Так мы их потом называли. В темноте эти бесформенные глыбы обретают очертания то волка, то совы, то медведя, шевелятся. Жутко. А встретить там реального зверя очень просто. Такие края.
Догоняем ГАЗ-66, тормозим. Мужик посмотрел, как на инопланетян, точнее на нашу машину. Расспрашиваем о дороге. Едем правильно. Оказывается, здесь уже близко: 50 км до Ёдвы и еще 50 км до Усогорска. Расспрашиваем о состоянии дорог. Утверждает, что он там вчера проехал. На 66 Газе. Рекомендует идти в ночь по заморозку, когда чача будет потверже. Желает и нам удачи. Обрадовались и погнали. Но ни через 50 км, ни даже через 100 км жилья не было обнаружено. Где-то через 150 мы прибыли в Ёдву. Это тоже зона. Спросили, как далеко еще ехать. И опять 50 км. Совет: умножайте коми-километры на 2 или на 3. Будет примерно верно.
Дорога терпимая. Время около 3 утра. Не спали, но бодрые. Подъем настроения — ведь скоро прибудем к цели. Пару раз попадаются бревенчатые мосты. Стоят знаки, предупреждающие об аварийном состоянии моста. Древние такие знаки. Сам мост зияет отсутствием досок. С трудом находим колею и проползаем, как эквилибристы. А здесь ходят груженые Камазы.
Где-то за 100 км до предполагаемого финиша обходим стоящую колонну из ГАЗ-53 и двух легковушек, вроде иномарки. Очень странно на нас смотрят. Но нам уже на всех фиолетово.
Нормальная дорога закончилась. Начались зыбучие пески и огромные лужи. К этому мы были готовы. Так, знали, что будет такой участок. И это был хороший признак того, что мы на самом деле уже близко. Первые 2-3 лужи глубиной по 30-50 см и длиной по 10-30 метров мы форсировали довольно легко. Мой напарник в болотниках бегает по луже и ищет фарватер, а я очень осторожно, чтоб не залить карбюратор и трамблер ползу по его указаниям. Температура падает и после пары луж у машины образовались сосульки на бампере чуть не до земли. Очень быстро падает температура. Лужи закончились и начались пески. Глубокие колеи, очень рыхло. На участке в 2-3 км мы застревали раз 10. Засев очередной раз весьма конкретно мы достали лопату и стали по очереди откапываться. Из леса, который здесь повсюду, доносились странные звуки. Неприятные звуки. И тут мы вспомнили все охотничьи сказки и страшилки о просыпающихся медведях и вечно голодных волках. Теперь копаем с топором. Один копает, другой бегает вокруг машины, как индеец, размахивая топором. На прихвате еще и лом. Можете смеяться, что все равно медведя топором не завалить, но как-то спокойнее. И тут нас обгоняет тот самый караван из ГАЗ-53 и уже одной легковушки Опель-Омега. Не обращая внимания, копаем дальше. Газик встает в нашу колею, сдает назад и разматывает трос. Заранее благодарим и цепляемся. Узнаем, что те моря-океаны, которые мы так героически преодолели, это еще цветочки. Мужики местные и едут в Усогорск. Специально идут в ночь, когда подмерзает. Газик — как тягач через лужи — специально встречал Опеля. Дико радуясь в душе своему везению, просим не кидать и нас.
Дальше на самом деле были несколько луж длиной по 100-300 метров и глубиной до метра! Дорога представляет собой чашу, обнесенную ледяным желобом, но с довольно твердым дном. Каждый раз Газик протаскивал Опеля и (о, боги!) возвращался за нами. Очень весело болтаться на привязи, когда вода заливается через притворы дверей, бьет вверх фонтаном из рычага переключения передач, фары погружаются под воду, волна начинает гулять по капоту, захлестывает лобовое стекло. В салоне вода поднимается до уровня подушек сидений, педали и магнитола пропадают где-то ниже. Мы сидим, поджимая под себя ноги и дико ржем, что нам самим не пришлось здесь ехать. Выехав из лужи, отрываем двери и «сливаем конденсат». Остальное сбежит через дыры в днище. Машина 1987 года выпуска имеет множество дополнительных дренажей. С удивлением заводим детище российского автопрома. Даже генератор работает! На вскоре глохнет. Открываю воздушный фильтр. Что я там нашел — понимаете... принимаю решение временно избавиться от фильтроэлемента (это такая сырая сморщенная тряпка в черной кастрюле над карбюратором).
Прибившись к нашим новым попутчикам, продолжаем путь дальше. Газику дорога нипочем, да и водила на редкость обмороженный. Удивляет заднеприводная Омега. Я с трудом пробиваюсь по замороженным песчаным гребням на передке, часто цепляя днищем дорогу, а этот асфальтовый немецкий бюргер прыгает, как антилопа. Помогают большие колеса (не помню 14 или 15?).
И тут мы попадаем в... ПРОБКУ. Как оказалось, все движение в этих местах именно ночью по заморозку. Мы догнали караван из 15-20 машин. Дорога широкая, в 2 полосы. Наша — еще проезжая, а вот встречка — для БТРов. И вот все стоят из-за одного чудака с НИВОЙ, у которого помер аккумулятор. Толкать, разумеется, никто и не пытается. Выручает всех наш ГАЗОН. Он снял свой АКБ, сбегал метров за 200, дал прикурить и ликвидировал пробку. Молодцы комяки! Пока шла возня с АКБ, нам посчастливилось повидать НЛО. Иначе это не назовешь. По той самой непролазной встречной полосе со скоростью около 40-50 пронеслась бешеная НИВА, обходя всю колонну. Не рассмотрел, что за колеса, не расслышал, что за двигатель, но за рулем явно не обезьяна.
Благополучно преодолев самые ужасные участки, мы прощаемся с нашим тягачом-ГАЗом. Благодарим мужиков, интересуемся, сколько должны за помощь? Ответ поражает: скажите большое человеческое СПАСИБО. У них так заведено. Не бросать на дороге тех, кто попал в беду. Хочешь обидеть — предложи денег. Говорят, что их совесть будет спокойнее, когда мы здесь, а не там — одни, замерзшие или съеденные. Кстати, про диких зверей подтвердили на полном серьезе.
Дальше. Я уже начинаю теряться в пройденных километрах, но $#%@ чую, что осталось немного. Начинает светать. Опять ошиблись на развилке и въехали в какой-то населенный пункт. Картина везде одинаковая: несмотря на раннее утро, все куда-то едут. Точнее в каждой приличной луже сидит легковушка, и ее толкают 5 человек. Но нам уже смешно смотреть на такие мелкие неприятности. Есть с чем сравнить.
Выходим на финишную прямую. Ну, это так мой штурман считает, что она финишная и, типа, прямая. И на самом деле где-то в конце 5 км участка виден городок. Но эта гребаная прямая — сыпучий-пресыпучий мелкий песок. И колеи соответствующие. Несколько раз конкретно садились и откапывались. Силы на исходе. Пытаюсь применять различные тактики прохода песка. Встаю в колею — сажусь на брюхо. Пускаю колею между колес — один хрен закапываюсь в этой мягкой пудре. Оптимальной тактикой признал «ЗИГ-ЗАГ». Вторая передача, педаль в пол и от обочины к обочине. Прыгает машинка ужасно, но на коротких участках сыпучего песка не успевает проваливаться, так же, как и в твердой колее не успевает цепляться брюхом. Цирк, одним словом. И вот надо же было за 100 метров до «асфальта» все-таки закопался по самые гланды. Тут у меня сдали нервы. Шатаясь и придерживаясь за лопату, как инвалид за костыли, я пару раз обошел машину. Сил не было. Ваще не было. Сказал штурману, чтоб шел он на все 4 стороны в такой-то адрес и полез спать в машину. Но на удачу, минут через 15 попутно с нами нарисовалась НИВА. Та самая, которая устроила ранее пробку на дороге.
Дипломатические обязанности взял на себя штурман. Я даже не выходил.
Штурман: мужик стой, давай трос и тащи нас отседова!!!
Мужик: идите вы на хрен ребята, своих проблем хватает. АКБ потух, двигло еле живое, глушить нельзя, бензин на исходе, и че-то отпало в подвеске (то ли рычаг, то ли редуктор переднего моста) в общем, едва колеса не отпадывают.
Штурман: (обходит ниву и тихо рржжет) да, колесики у тебя мужик и впрямь какие-то неправильные, но это нормально. У БМВ и Мерсов тоже бывает обратный угол развала и ничего — ездят. И вообще, где-то я тебя сегодня уже видел.
Мужик: так конечно видел, вы мне АКБ давали прикурить.
Штурман (про себя): ну не совсем мы, но тоже рядом терлись.
Штурман (вслух): а, ну раз такое дело — ты просто обязан нам помочь! Да ты знаешь… да ты че хочешь...
Короче, бедный дядька сам привязывал тросы к обеим машинам. Спасибо мы ему сказать не забыли.
Примерно 6-7 утра. Заваливаемся в город. Заезжаем в первый попавшийся магазин и затариваемся. Решаем не будить наших знакомых, а выспаться в машине, предварительно припарковавшись недалеко от места их работы. С удовольствием скушали бутылочку водочки, закусили и уснули. Около 11-12 нас смогли разбудить. Гошу и Саню (это те, к кому мы ехали) уже предупредили о нашем прибытии. Городок небольшой и ЕДИНСТВЕННАЯ машина 43 региона вся такая «чистая и нарядная» не может быть случайностью или совпадением.
Оказалось, что в этот день Игорь заступал на суточное дежурство и день охоты у нас точно выпадал. Но ничего страшного, решили отметить приезд, отдохнуть у него прямо на работе (насосная станция городского водозабора). Круг по городу — магазин, заправка. И вот тут засада: АЗС рядом с постом ГАИ. А проснулись мы ничуть не трезвее, чем ложились.
Добрый ГАИшник радостно махнул палочкой. Оу, Ёу! 43 регион, кировские, какими судьбами, к кому, зачем? Документы, пройдем на пост.
Пост. Курятник 2*2 метра. Форточки закрыты. Стараясь дышать @#%ой, рассказываю вкратце цель приезда, принимающую сторону. Все записывает. Ну, типа, регистрация иммигрантов. Внимательно читает статьи (а их там несколько) на моей «времянке», интересуется, не лишенный ли я за НС вождение? Нет, не лишен. Признаю, что времянка уже второй год на руках, а за правами просто лень сходить.
ГАИшник: а в данный момент не употребляли?
Я: никак нет!!!
А сам смотрю на стекла в комнате — конденсат хоть скребком убирай, перегарищем тащит. Догадываюсь, что волосы дыбом, глаза дикие. Че, думаю, издевается или слепой на оба уха? Но добрый дядька-гаец только хитро улыбнулся, отдал документы и посоветовал быть осторожнее. Все он понял, конечно, но какой резон глумиться над гостями своих корешей (это я позже узнал).
Далее все по сценарию: все собрались, пиво, водка, шашлыки с моей кровью. Умудрился 2 пальца на шампур насадить вместе с ледяным мясом. Хорошо сидим, треплемся о предстоящей охоте. И вот внезапно под вечер Игоря осеняет идея подмениться со сменщиком и уехать в ночь, а с утра уже прямо на «месте» и начнется...
Сказано — сделано. В машине стало чуть теснее. На два человека, 3 ружья, лодку, котелки- пузырьки. И мы поехали по дороге «в никуда».
Это не прикол, там правда есть дороги в никуда. Много лет назад болгары заготавливали в этих местах лес. И как люди цивилизованные, сначала укатали идеальным асфальтом все направления на свои делянки. Болгары ушли, дороги остались.
И вот по одной из таких дорог мы и поехали. Я поинтересовался, как там на трассе? Населенные пункты, посты ГАИ. Оказалось, ничего там нет. Вообще ничего и никого. Просто прямая лента асфальта на 100-150 км и тупик. Иногда съезды на какие-то грунтовки, указатели, дорожные знаки.
Я успокоился. А мужики стали прямо на ходу наливать и пить. Я не мог долго терпеть это безобразие. И присоединился к ним.
Тяжелое утро похмельного дня. Открываю глаза. Я в машине, со мной еще трое на первый взгляд незнакомых людей. Свои. Всем удобно, все храпят. Вышел на улицу. Лес, поле, грунтовая дорожка в одну полосу, недавно разгребенная трактором. Трактор, похоже, устал и не догреб. И вот стоим мы в этом тупике около кучи снега, уперевшись задним (?) бампером в эту кучу. И тишина. И никого. И черт знает, где мы.
На моих стрелочных часах 1 час. Дня или ночи? Конечно дня. Светло так, немного пасмурно. Вот, думаю, блин, алкаши, нажрались, опять день потерян. Начинаю будить. Бесполезно. Заваливаюсь сам к ним.
Просыпаюсь. 7 часов. Ну, нормально так, еще не совсем вечер. Светло. Попытка № 2, хоть пожрать-то надо. Разбудил, ору на раздолбаев. А они ржут. Ты говорят, @!#$. Это белые ночи. Да знаю я ваши белые ночи, но ведь не так, чтоб и 1, и 7 утра одинаковая освещенность. Не верю. Достаю компас, угадываю положение солнца. Уже задумался. Но все равно не могу поверить. Вспомнил, где-то в бардачке валяется мобильник. Здесь он, конечно, бесполезная игрушка, но часы-то в нем в формате 24 часа! ПОВЕРИЛ! Здравствуй, новое утро, новый день.
Пытаемся вспомнить, куда ехали и до какого времени. Где мы сейчас? Массовая амнезия. Местные говорят, что места не очень знакомые, больше похоже на Архангельскую область, учитывая, что примерно в том направлении мы и уезжали.
Ладно, ерунда. Разберемся. Еда, водка, бензин — все в норме. Продолжили ранее начатое, постреляли в ворон, по бутылкам и т. д. Но ведь нам нужна настоящая охота! Надо выбираться. Аборигены посовещались и предложили рыбалку. Ну и нам по фиг, где водку пить.
Нашли дорогу на асфальт. Первая и единственная машина с архангельскими номерами подтвердила догадки. Мы в другую область уехали. Вернувшись в Усогорск, мы снова затарились по полной. Опять надо на АЗС. Не хочу, боюсь. Я не совсем трезв — так, остаточные явления. Местные обещали все уладить. И на самом деле. Мы специально остановились на посту. Саня поимел аудиенцию с сотрудниками ГАИ. Активно жестикулируя в нашу сторону, он рассказал о наших планах, пояснил, что парни мы неплохие, хоть и не без греха. Добро на проезд было получено. Обещали сильно не пить за рулем и каждый раз проезжая мимо поста просто для «собственной безопасности» сообщать направление. Чтоб знали, где искать если что... Ведь в том направлении, куда мы собирались, машины ходят с интенсивностью от 1 машины в 2-3 часа до 2 недель.
Едем мы в направлении «путика» Кужима. Путик — это участок леса, который закреплен за конкретным охотником-профессионалом. Как здесь говорят промысловики и заготовители. И на своем путике можно применять любые методы охоты: капканы, ямы-ловушки с острыми кольями, «летающие бревна» — прямо как в тупых американских боевиках. И посторонним там делать нечего. Хозяин может «закопать» незваного гостя без угрызений совести.
А Кужим — это один из самых известных и уважаемых охотников Коми. Про него легенды ходят, типа, бывали осечки и по нему медведи табунами пробегали, и вообще с одним ножом тонны мяса заготавливал. Не факт, но я не спорю. Да и стар он уже тогда был, а жив ли сейчас — не знаю.
Так вот, по дороге на этот путик мы не видели ни одной встречной или попутной машины. При парковке на «обочину» произошел казус. На вид — обыкновенная сухая глина. Но стоило туда съехать, и верхняя сухая корка провалилась. ЧАЧА ужасная!!! Висим на брюхе. Дергаться бесполезно. Но с другой стороны уникальный охранно-противоугонный комплекс «Трясина» для машины. Это сейчас смешно. Принимаем решение — разгружаться и топать в избушку на берег реки. Мезень называется. Точнее, уходим сначала все разом и разгружаемся, а потом вдвоем возвращаемся и достаем машину. Идти около километра. Но как идти!!! Лес очень густой. Сам проходишь, а рюкзак не вписывается между деревьями. В избушке оказалось уже живет один местный. Настоящий коми. По-русски ни хрена не бачит. Может специально придуривал. Нас-то он прекрасно понимал. А с ним по коми общался Игорь. Ну, черт с дедом, надо машину вызволять. Решили, что пойду я и местный — Саня. Очень правильно решили. Взяли ружье, патроны. Около двух часов просидели у машины. Никого! Между делом подцепили трос, немного подкопали направляющие канавки под колеса, выпили по стопочке. От безделья решили пострелять. Не тут-то было. В суматохе мы перепутали патронташ и взяли не тот калибр. У нас патроны не лезут в ствол, а у тех, кто в избушке, соответственно, проваливаются. Весело. Наконец-то идет машина. УАЗ. Особо мы их и не тормозили, они как-то сами решили остановиться. Вываливают(ся) на асфальт два здоровенных чуть трезвых дядек со стволами в руках. Я к тому времени уже привык к всеобщей вооруженности, но эти как-то не очень дружелюбно покачивали ружьями. Мы объяснили ситуацию, типа, приехали на охоту-рыбалку, остановились в такой-то избушке, а вот сейчас надо вытянуть машину на дорогу. Небольшая немая сцена. Дальше: какая избушка, какая охота??? Вы куда приперлись??? Хорошо, что Саня знал лично хозяина путика и все разъяснил. Ну, если, типа, «свои» — так ладно. Сложили оружие, зацепили мою 2108 и одним элегантным рывком вытащили на твердую поверхность. Я (опытный уже!!!) дико заорал «Спасибо, спасибо», денег не предлагаю, но рюмку водки пожалссста...
Рыбалка. Да ничего интересного. Та же пьянка, только в болотниках. Самый большой прикол заключался в том, что приехали мы с сетями, а Мезень еще не вскрылась ото льда. А ставить их на лед... Ну как-то не догадались. Но рыбки все же попробовали. Дед наловил какой-то мелочи и засолил почти полное 10 литровое ведро. И пока он там «плавал» (т.е. ползал на резиновой лодке по льду с удочкой и буром) мы без упреков совести пользовали его рыбу на закусь.
С утра решил побегать за рябчиками. Уж очень близко они чирикали. Дали мне манок, объяснили, как свистеть: 2 длинных 3-4 коротких. Часа три бегал. Вроде и подманю, и уже вижу на расстоянии выстрела, но только ствол поднимаю — этот гад перепрыгивает на другую ветку или соседнее дерево и оказывается вне просвета. Короче, ну их на фиг этих рябчиков. Два дня «порыбачили» можно и домой.
Пропускаю мелочи, типа, как ехали в Солнечный, пропускаю баню и отдых в нормальных домашних условиях с бельем и подушками... это не очень интересно.
Интереснее было на следующий день. Просто поехали по дороге от поселка в неизвестном направлении, пока это направление было проезжим, а потом пешочком, с ружьем, просто решили погулять вдоль реки. Ну, так мало ли что: уточка или тот же рябчик, или глухарь, если повезет. Пошли втроем, но с одним ружьем. И вот уже стало смеркаться, как появился довольно бестолковый и неосторожный рябчик. Я шел первым, за мной Эдик (штурман мой, кто забыл) с ружбайкой, замыкал местный — Макс. Стоим, выжидаем удачного момента. Первый выстрел — вроде зацепило, но птичка хотела жить и резко полетела с дерева. В мою сторону. Эдик, не опуская ствол, провожает «добычу». Оборачиваясь, вижу направленный прямо над моей головой ствол и дергающий спуск палец. Падаю прямо, где стоял и начинаю «пускать пузыри» ноздрями в луже. Одновременно звучит выстрел. Попал. Серьезной опасности для меня может и не было... но лучше уж так, чем быть случайно пристреленным своими же. А рябчика мы так и не нашли. Сумеречно было, да и по цвету он хорошо маскировался на проталинах под деревьями. Ну, посмеялись над тем, как я распластался, и пошли обратно. По той дороге кроме нас никто не ходил, и следы были прекрасно видны. Но вот загадка: был еще один след. Не наш. Не человеческий. Пока мы развлекались с рябчиками и уточками, за нами мишка топал. А у нас с собой только дробь и один нормальный патрон. В общем, спокойно вздохнули только в машине.
Заночевали в Солнечном, а утром двинули в Усогорск. Буквально за 20 метров от конечной точки (гаража) с нами приключился контакт с местной милицией. Около 200 метров я наблюдал в зеркале этот УАЗик, мигающий фарами, но поскольку мне это ни о чем не говорит, я ехал дальше. Только сработавшие маяки и вопль из матюгальника заставили меня остановиться. Небольшой наезд на остроту моего слуха и зрения... ответная лекция о правилах подачи спецсигналов, банальная проверка документов. И кульминация — откройте багажник. По секрету: из трех ружей только одно было в полном порядке. Одно было позаимствовано у какого-то родственника, а мелкашка — вообще незарегистрированная. Она еще с японской войны осталась :-))). Но все это глубоко зарыто под ватниками, сапогами, лодкой.
Стоим все около машины, я открываю багажник — там черт ногу сломит.
Мент: на рыбалку собрались?
Я : нет, уже приехали.
Мент: колюще-режущее, огнестрельное, запрещенные снасти для ловли есть?
Мы (с секундной задержкой, хором): НЕЕЕЕЕЕ... откуда?
Отпускают. Но очень заинтересовано смотрят на задние фонари. Типа, чем тонировал? Соврал, что заводские. Было дело: от дурости выкрасил черным лаком, но через полгодика оттирал растворителем, когда устал ночью выезжать из своего сада задним ходом метров 100 по узенькой дорожке.
Остальная охота была, скажем, без особенностей (караулили уток, валялись на снегу, носились за зайцами с фарой-искателем по дорогам «в никуда», стреляли на ходу из окон по дорожным знакам, пили водку, жрали семгу). Пора и домой собираться.
Выяснили, что ежедневно из Усогорска выходит пустая продуктовая машина на Сыктывкар. Уходит под вечер, чтоб проще было пески проходить по заморозку. Вот нам и порекомендовали идти чуть раньше этой машины. А какой машины? А какая разница? Грузовик какой-нибудь — однозначно! В общем, затарились продуктами на сутки и двинули около 16 часов на Сыктывкар. Рановато поехали. Не подмерзли пески, но рисковать одним не хотелось. Почти сразу же на выезде из города догнали и обогнали грязный черный огромный Камаз. Мы решили, что все равно у него другой дороги нет, а если не пройдем сами, так и он нас не объедет. А Камаз этот шел очень быстро. И мне тяжело было месить песок быстрее, чем он. Сразу вспоминаются тупые американские фильмы-триллеры, когда здоровенные фуры гонят по трассе какую-нибудь легковушку. Просто едут и все. И че им надо? Так вот, пару часов я такое же кино смотрел в зеркале. Черный, большой, страшный, мощный и... скоростной. Наша надежда.
Чудес не бывает. Я все же сел на брюхо. Примерно в том же месте, где при нашем движении вперед образовалась пробка. Т.е. одна полоса — это глубокая песчаная колея, а вторая — смесь болота с танкодромом.
Ну что, сидим, не жужжим, ждем-с нашего татарского нигера, разматываем тросы. Эдик шлычкает пиво. Да и я немного. А кто меня здесь проверит, до ближайшего поста минимум 400 км.
Появляется Камаз. Этот «редиска» решил кинуть нас в песках и стал обходить справа по встреч... нет, по своей, но совершенно непроезжей полосе. Проехал он точь-в-точь, сколько и мы, и забуксовал. О, картина Репина «приплыли!». Я одну полосу перекрыл, а он вторую. Зашибись, становится веселее!!! Камаз дико рвет коробку, дает раскачку. Назад-то он еще с трудом выполз, а вот вперед — никак бы он это болото не взял. Пустой он, не груженый. К тому времени дипломатические способности Эдика под воздействием пива резко обострились. Объясняем водиле, что он «попал». Пока нас не вытащит — хрен куда сам уедет. Соглашается. Встает за нами в колею. Цепляемся. А вот здесь на песке картина обратная: он кое-как может ползти вперед и ни метра назад. Проваливается и сам садится. Придется как-то нам толкать мою машину по этим гребаным пескам метров... так 500-800. Камазист открывает тент и достает пару отличных досок метра по 3, толщина 50 мм, ширина около 25-30 см. Подкидываем под меня и проезжаем 3 метра. Та же картина: зарываюсь. Теперь водила разбирает борта и дает еще пару таких досок. Я за рулем, а камазист с Эдиком перекладывают мне «рельсы». Вспотели все, даже машина воняет сцеплением и перегревом движка. Вентилятор не умолкает.
И тут наш «караван» догоняют горячие южные парни на УАЗе-буханке. Человека 4-5. Джигиты решили стать русскими, т.е. назвать дорогой то место, по которому собираются проехать. Хрен с тосолом! Сели там же, где Камаз месил чачу. Пришли к нам. За лопатой. А лопату они как-то у нас засветили и поняли, что нам она сейчас уже не очень нужна. К тому времени мы прошли около половины дистанции. И выпили немало пива. Поэтому на вопрос о лопате мы бесцеремонно поставили условие: пока одни копают нашей лопатой, другие помогают нам толкать и перекладывать доски. Эдик с камазистом получают заслуженный перекур. Работать начинают «гастарбайтеры». Мой штурман берет на себя руководящую роль и рекомендует (цитирую) «неграм работать веселее — солнце еще высоко». Сам при этом просто смотрит и пьет пиво.
Все хорошо, что хорошо заканчивается. И пески эти тоже не бесконечные. Делаю последний 3-метровый разгон по доскам и, поднимая тучи пыли, пробиваюсь на относительно плотный грунт. Слышу от «джигитов» возгласы удивления о суперпроходимости моего «передоведомого» автомобиля. А дальше как в сказке: дедка за репку... т.е. я, потом Камаз, потом Уазик проходят этот «спецучасток».
Теперь идем уже за Камазом. Джигиты оказались лесорубами и свернули где-то на свои делянки. Несколько раз я садился и зарывался, а бедный камазист сдавал задом метров по 200 и вытягивал меня. Раз на 8 или 10 его это достало, и он порекомендовал больше не расцепляться. А нам только этого и надо было! Ну, щас, думаем, на халяву километров 50 проедем на веревке. И все пески, и все лужи. Но дорога за неделю сильно изменилась. Колеи были настолько глубокими, что Камаз постоянно скреб редукторами мостов песок и сам едва-едва полз. Я же в такие моменты, естественно, болтал колесами в воздухе и «скользил» защитой и всем днищем. А вот бензин сэкономить не удалось. Почти всю дорогу приходилось тоже давить на полную. Я сначала не поверил глазам, когда первый раз вырубил свой двигатель и Камаз тут же стал закапываться! Запускаю, педаль в пол — и он едет! Вот так какие-то 920 кг (ну, с грузом 1 200 кг) держат мертвым якорем здоровенный Камаз. Относительно благополучно мы преодолели все пески и лужи к темноте. Дальше мы могли ехать самостоятельно. Как всегда сказали «спасибо» водиле и пошли на Сыктывкар. Осмотр машины показал, что защита полностью прижата к двигателю и отполирована до зеркального блеска. 5 минут поработали ломиком — все в порядке. А камазист настолько устал (может из-за нас?), что решил отдохнуть неопределенное время и больше мы его не видели.
Мы надеялись до утра прибыть в Сыктывкар. А сказать честнее — нам вообще по фигу было, когда и куда. Силы ехать еще были, вот и поехали.
Около двух часов ночи мы догнали и обогнали Газик. Здесь уже начинались лога с речками. Так вот, очередной ручеек оказался нам не по зубам. Воды не много (привыкли мы уже с сырыми задницами ездить), а вот бревна навалены (поперек дороги, да еще и плавают выше дна лужи) такие здоровенные, что я просто упирался бампером в них. Пока отступали и разведывали варианты, нас догнал этот Газик и с ходу похоронил нашу надежду перебраться через ручей. Вывернул несколько бревен и полностью изгадил мост.
Делать нечего — ложимся спать. Печку не тушим. Почему я проснулся — не знаю. Но это нас спасло. Машина работала и кипела. По закону подлости (а может из-за чрезмерно «нежных» условий эксплуатации?) не сработал вентилятор обдува радиатора — разъем окислился. Расширительный бачок пустой, но печка еще греет — не самый худший вариант, кое-какая циркуляция значит еще есть. Долил 4 литра тосола, поправил разъем, хорошенько прогрел машину и заглушил. От греха подальше.
Утро началось с инженерно-саперных работ. Думаете, легко построить «мост»? Плавают бревна. Плавают доски, которые необходимо одним концом опирать на бревна, а другой конец топить под мои колеса. Так вот, мой штурман топил одновременно две доски, угадывая и на опоры (плавающие бревна), и к моим колесам (хорошо, что он большой и руки-ноги длинные). А водички было так... иногда до середины фар.
Это была последняя трудность. Дальше мы без каких-либо приключений добрались до дома. Точнее, сначала до Сыктывкара, где денек погуляли по городу, сходили в БАНЮ, а уже потом и в Киров. Был, правда, один неприятный момент, когда на скорости 150 перед нами выпрыгнула с обочины учебная машина. Никогда так экстренно не тормозил с такой скорости. Впервые прочувствовал неэффективность тормозов своей машины. Колеса на такой скорости все же не блокируются, как не дави на педаль! Ощущения схожи с гололедом — всю машину как-то водит по дороге. Нормальное эффективное торможение начинается где-то со 120.
Да, еще в одном месте за превышение скорости оформили.
По итогу поездки могу сказать, что мы прекрасно провели время. Такие впечатления не забываются. Машина, хотя и древняя, но показала себя хорошо. Существенных поломок не было, не считая того закисшего разъема вентилятора, такого же закисшего разъема на щетке генератора (то и другое вылечилось «шевелением»). Ну и было раз — песчинка попала в главный топливный жиклер. Холостые есть, а рабочие обороты не развивает. Но это было не в дороге, а так — на покатушках между магазином и домом. 30 минут работы со снятием карбюратора и все снова работает.
Удивился я, когда пересчитал средний расход топлива. 6,7 литра на сотню, считая ночные прогревы, бешеные пробуксовки по пескам и грязям. Здесь в городе при езде даже летом от дома на работу меньше 9-10 не получается.
После тех северных дорог и луж все, что есть здесь (дома), кажется мелочью. На счет луж: не скажу, что мне очень нравится топить машину, но сейчас каждый год весной по разливу мы специально ездим по заливным лугам. Так, чтобы не потерять квалификацию. Но здесь в самый разлив «всего» 200 метров при максимальной глубине 70-80 см. УАЗики боятся ехать, а мы ездим. В этом году, правда, один раз не получилось — пришлось выталкивать на обратном пути. Но там и воды было по самый трамблер. А ведь вперед смогла сама! Жуткое зрелище, когда весь капот уходит под воду, дворниками сгребаешь волну со стекла, а она все же едет!!! Ладно, расколюсь — есть «секрет»: покупаешь в магазине не только пиво, но и пакетик. Делаешь в нем 5 отверстий под ВВ провода. Лепишь эту хрень вокруг трамблера и заматываешь изолентой. «Секрет» второй: если все же захлебнулся и заглох, то выползаешь через окно на крыло, идешь по капоту, встаешь... на... что найдешь и открываешь капот. Очень смешно со стороны. Протираешь от воды трамблер, выкидываешь фильтроэлемент из кастрюли и едешь дальше, не закрывая капота! Зачем? В глубоких лужах однозначно заливает все шкивы и ремни, и они накидывают воду на капот изнутри. А стекает она, соответственно, куда попало. И по закону подлости на ВВ провода и трамблер, карбюратор. А при открытом капоте весь этот фонтан летит на улицу. Шансов залить двигатель не много, но меньше. А в такой ситуации необходимо использовать любой шанс. На японке такое вряд ли получится. Правда, после таких «заплывов» приходится масло менять в КПП. Теплая коробка входит в холодную воду. Воздух сжимается и с удовольствием всасывает через сапун воду снаружи. Даже не только через сапун, а и через сальники. Лично мой вывод. Еще одно наблюдение: генератор под водой не работает. Ремень буксует. И после лужи еще минут 10 толком не дает заряда. В стартере сгнивают тряпки обмоток и коротят на корпус. Заменил на планетарный с постоянными магнитами. Отклеиваются магниты. Да вообще вся подкапотная электрика глючит после плавания. Запаска в багажнике всплывает. Вода сливается из салона около суток, т.е. конкретно так, ручьями. Сидение сохнет неделю — приходится подкладывать пленку. Ковры на полу просыхают к середине июля. Отклеиваются накладки задних тормозных колодок. Добрый совет тем, кто собирается плавать: лифтуйте машины, заклеивайте, конопатьте. Вот такие «секреты» от Ихтиандра. На счет «секретов» — вспомнил анекдот. Мужик мучается с машиной по сервисам. Один покопается — без результата, другой, третий. Спрашивают: «Может, какой секрет есть?» Мужик долго думает... Ну есть у меня секрет — с тёщей сплю, но причем тут машина? :)
В данный момент я активно изучаю характеристики японок и собираюсь во Владик за машиной. От нас это всего-то 8 200 км. Погоню, естественно, своим ходом. Точно с моделью не определился, но такой «универсальной» и неубиваемой как ВАЗ-2108 я, наверное, не смогу найти. Хотя и надоела она уже мне своими ТАЗовскими болячками типа вечно скрипящего салона, слабой подвески и вечно гудящих каких-нибудь подшипников, спонтанно неработающих электроприборов, отгнивающих дверей и прочего, но я всегда буду вспоминать те дороги и места, которые мы с ней проходили вместе.
Брать собираюсь только Тойоту. Нравятся: Chaser (100), Curren, Sprinter Carib, Caldina, Vista Ardeo, и совсем недавно заинтересовался Приусом. Но что будет подъемно по деньгам, пока не ясно. Да и бывает так, что точно определившись с маркой и моделью, внезапно берешь что-то совершенно иное (скажем, НИВУ для плаваний и ползаний?).
Фотографии, к сожалению, с пленки, сканированные. И не самые «страшные моменты», поскольку в настоящей заднице — совсем не до фотографий...
Надеюсь, что следующий отзыв о перегоне японки будет с цифровыми.
Спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать.
Февраль-октябрь 2007 (между командировками). Киров.
Евгений |