|
Автомобиль: Subaru Outback BR9.
Маршрут: Красноярск — Бийск — Инегень (Тюнгурская тропа) — Акташ — Курай (степь) — Чаган-Узун (Марсианская долина) — Бийск — Барнаул — Красноярск.
Чуйский тракт — основная дорога, по которой так или иначе всегда проходят маршруты по Горному Алтаю, и наши в том числе. И это по-прежнему самая красивая и эффектная дорога среди всех, по которым мы ездили. Особенно осенью! Как по асфальту, так и в стороне от него, где уже можно комбинировать маршрут на машине и пешком. Это было уже наше пятое по счету за 6 лет путешествие по Алтаю, и каждый раз с новыми для себя неизведанными местами и маршрутами.
Красноярск — Бийск — Чуйский тракт. Марсианская долина — Кызыл-Таш — Красноярск. 3200 км
Первый раз мы были на Алтае осенью 2018-го года, ещё на старом Аутбэке, и эти впечатления до сих пор незабываемы. Мы выбрали для начала самое красивое время года — золотую осень, и нам очень повезло с погодой. Доехали мы тогда только до Курая. Во всей красе полюбовались на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет. Следующие три маршрута были уже летом и с детьми: на Телецкий тракт на прокатном автодоме до севера Телецкого озера; уже на этом Аутбэке по Улаганскому тракту в невероятную долину Чулышмана и обратно; и наконец, по Чемальскому тракту до самого его конца и обратно: Чемальский тракт Алтая. Не только к попсовым местам
И всегда это были только отличные впечатления от нового маршрута, от новых мест и активностей. В общем, стараемся теперь бывать здесь каждый год. Лишь в прошлом году сделали исключение, съездили в Дагестан, и сравнили эти два красивых и интересных региона России.
В этот раз рассматривались три основных варианта маршрута, которые у нас ещё остались не пройденными. Первый — это кольцевой с паром по Телецкому озеру. Очень уж хотелось посмотреть его полностью и полностью проехать долину Чулышмана и замкнуть кольцо. Второй — это Усть-Коксинский район, с экскурсиями на Мультинские озера, пешком максимально приблизиться к Белухе. Ну и третий вариант, снова проехать по любимому Чуйского тракту почти до самого конца. Отдохнуть в интересных местах и посмотреть то, что ранее ещё не успели или не успевали. И таких мест оставалось (и остаётся сейчас) ещё много.
Первые два маршрута мы, конечно, хотели проехать с детьми. Но так как отпуск в этот раз был в сентябре, отвлекать от школы было нежелательно. Зато на Чуйском они уже много где побывали с нами в прошлые разы.
Поэтому снова едем на Чуйский тракт, посмотрим и в меру активно отдохнем там, куда ещё не успели добраться. Туристические базы выбирали из приличных, не дешёвых, но в пределах разумного. И главное расположенных в интересных местах. И, конечно, из тех, что были свободны в наши даты. Подивились, конечно, ценам в этом году, но деваться некуда. Уж очень хочется сюда снова, как говорится, за любые деньги!
Машину перед путешествием загнал в сервис, чтобы пораньше срока поменять масло двигателя и передние тормозные колодки. К этому списку добавилась только сливная пробка, габаритная лампочка и щетка заднего дворника. Старая была хоть и целой, но стала раздражать скрипящим звуком при работе. Вот и все работы с машиной перед отъездом. Ранее в июне по пробегу был поменян комплект ГРМ и все приводные ремешки. Купил заранее пару колесных шпилек с гайками и всё. А ещё наконец-то обзавелся удобным держателем для телефона, карты очень помогали не увлечься и не проворонить места ограничения скорости с камерами. Ведь таких по дороге в Горный с каждым годом всё больше.
Бокс на крышу в этот раз не было необходимости искать, поэтому оставил на складных поперечинах рейлингов крепления для велика. Хотелось взять горный велик в аренду на тур базе и доехать до мест, где на нем было бы интересно прокатиться.
Закончив дачные дела с урожаем, выдвигаемся по традиционному маршруту через Кемерово и Целинное, с ночевкой в Бийске.
Угораздило же попасть в гигантскую глухую пробку перед капитально ремонтируемым мостом в Кемерово.
Кемерово… Многострадальный Кузбасский мост через Томь, по которому все вынуждены проезжать в отсутствие объездной, — на ремонте! Такого бардака с безальтернативной организацией движения ещё не видели. Потеряли не меньше часа на нем. К счастью, через неделю обратно, в этом же месте движение было поактивнее. Видимо, прислушались к критике со всех сторон. Ещё обещают, что наконец достроят и объездную, правда, когда неизвестно, и она будет идти на Новосибирск. Поэтому до всё еще единственного в Сибири и полноценного автобана в сторону Алтая и Шерегеша будем ещё долго добираться прямо по улицам города…
От автобана до Бийска снова едем более коротким, но менее быстрым, узким и рельефным маршрутом мимо Новокузнецка, а не через ровную полноценную трассу Кузбасс — Алтай в сторону Барнаула. Эта дорога всё еще не везде в асфальте, всё еще местами прилично разбита, но по красоте превосходит любой другой маршрут.
Всё еще помня, какое здесь бывает осенью звездное небо с ярким Млечным путем, надеялись увидеть его и в этот раз здесь, но увидели в другом месте.
В этот раз в Бийск подъехали к нулевому километру уже когда стемнело.
Без ритуала покрутить всем экипажем на удачу нулевой км наши путешествия не обходятся. В этот раз это впервые сделали в тёмное время, что добавило антуражу. Отель находится за мостом на другом берегу, так что утром бы сюда уже не вернулись.
День 1. Чуйский тракт. Бийск — Слияние Чуи и Катуни. Всего 360 км
Чуйский тракт. Бийск — Слияние Чуи и Катуни. 360 км
Прикидывая общий маршрут, заметил, что от слияния Катуни и Чуи, дальше в сторону Инегеня и по всей долине Катуни, Гугл карты ничего кроме троп не видят. Зато всё подробно есть на Яндекс картах.
Заправляемся как обычно на выезде из Бийска на Газпромнефти. Цены на разных станциях сети очень различаются.
Здесь за Бийском 95-й стоит 58-59 руб., а в районе Барнаула всего 55 руб. Роснефть традиционно ещё дешевле.
Чуйский тракт до развилки на Семинский перевал традиционно самая неинтересная часть, которую просто хочется поскорее проехать, слишком уж много там всякой лишней активности и мало настоящих красот и спокойствия. Разве что замечаем и вспоминаем места, где уже были: село Сростки, скала Чертов палец, Канатная дорога и рынок в Манжероке, отель «Алтика» и место финиша нашего сплава по Катуни, мост на «Бирюзовую Катунь» и т.д. Сделали исключение на берегу Катуни, слишком уж было интересно взглянуть вживую на её осеннюю бирюзу.
Первая остановка на берегу бирюзовой Катуни за мостом к озеру «Бирюзовая Катунь».
Место тоже памятное, здесь мы останавливались на пикник, когда ездили на автодоме. Сейчас же я бы на нём сюда уже не заехал, обочину и кювет сильно углубили.
Здесь в середине сентября осень ещё только-только начинается, но Катунь свой фирменный цвет уже почти набрала.
А ведь многие, доехав только досюда, уже думают, что увидели Горный Алтай, а то, что настоящие горы ещё впереди, даже не хотят знать…
Село Шебалино на Чуйском тракте — ровно половина пути сегодняшнего маршрута.
В магазине в районе Мария-Ра прикупили сразу мяса на шашлык здесь и всё, что нужно к нему.
В этой части дороги включил подборку любимых песен Depeche Mode. В какой-то момент мелодично заиграла «Home», словно по заказу, ведь мы всегда сюда возвращаемся словно домой, где всё родное и любимое….
Семинский перевал, практически летняя погода. Но как всё здесь изменится всего через неделю!
Между перевалами вообще была жара под 25 градусов, и всё вокруг зеленое как летом. Мы вообще за все путешествие застали все времена года здесь, с разбегом до всего +2 градусов.
Перед подъемом наверх перевала Чике-Таман уже заметно похолодало.
Вспомнил, что у нас не было ещё ни одной фото с этим памятником строителям Чуйского тракта…
А всё потому, что каждый раз здесь был аншлаг и ждать очереди не хотелось. Сейчас же не сезон и попали в свободное окно. Но народу всё равно много, как и продавцов сувениров. По дорожке, ведущей к старому Чике-Таману теперь в принципе без разбора лавок невозможно проехать, даже когда всё закрыто. 3 года назад после подъема по старому перевалу мне еще удалось протиснуться сюда, а сейчас уже всё застроено. Так что старый Чике-Таман можно ещё успеть проехать, но уже только полностью.
В этот раз без экспериментов с подъёмом или спуском по старому перевалу Чике-Таман.
А стоило пройти чуть дальше за перевал в сторону долины реки Большой Ильгумень, так здесь уже полноценная осень! Вот так Чике-Таман буквально разделяет сейчас времена года.
Старый Чике-Таман в осеннем лесу. Всё надеялся снова проехать его, в этот раз на спуске.
Спустившись с перевала в долину, снова вернулось лето.
Места для отдыха вдоль речки Большой Ильгумень.
Вдоль Большого Ильгуменя по-прежнему много интересных красивых мест для пикника недалеко от дороги. И если летом они все платные и много народу, то сейчас почти везде никого нет, в т.ч. кассиров. Но вот коровы… их следы есть всегда.
К нам так никто и не подошел за время отдыха, да и беседка не понадобилась.
Здесь всегда тихо и красиво. Журчание реки…
И характерное ржание бегущих лошадей.
Достаем наши любимые и непременные кемпинговые кресла, которые всегда берем с собой на Алтай. Накрываем маленький складной столик с бутербродами, овощами с дачи, чаем и т.д. прямо на берегу речки.
В общем, как всегда это отличное милое место для короткого отдыха или перекуса.
Следующая остановка будет уже там, где Катунь снова появляется вдоль Чуйского тракта. Слияние с Катунью любой реки — это почти всегда роскошные виды. Одно из любимых из доступных у дороги — это река большой Яломан. Проезд доступен практически на любой машине, я даже на автодоме проезжал). Но не всегда. В разное время здесь то намывает песок по всему пляжу, то размывает его, обнажая немаленькие камни.
Одно из самых любимых мест на Чуйском тракте, где можно подъехать отдохнуть.
Летом теперь здесь проезд только за плату, а сейчас так же всё в твоем полном распоряжении, и кроме нас сначала вообще никого не было. Лишь перед выездом заехала пара машин.
Большой Яломан сливается с бирюзовой Катунью. Завораживает…
В такие моменты, когда можно вот так просто посидеть на берегах с красивым видом, кажется, что весь Горный Алтай только наш.
А вот другое и самое популярное слияние рек в горном Алтае, а именно Чуи и Катуни (Чуй-Оозы) пока проезжаем без остановок. Самые популярные смотровые площадки уже не интересны, а другие ракурсы оставим на обратном пути. Поэтому сразу поворачиваем на мост через Чую и следом через Катунь в сторону села Инегень. Дальше начинается новая для нас дорога и в принципе направление: Участок трассы Р-373 «Тюнгур — Инегень — Иня». Та самая легендарная дорога, которая как бы есть (в планах), но по факту её как не было, так и нет. Только тропа. Сначала это подъем с несколькими серпантинами, которые отсыпали и расширили заново совсем недавно, поставили ограждения. Раньше эта дорога больше напоминала узкий перевал Кату-Ярык.
На вершине перевала. Мелкая и средняя щебёнка с пылью.
На дороге практически никого нет, лишь одна машина была ниже на смотровой. Пока этот маршрут только осваивается автомобилями, хотя пеший маршрут по Тюнгурской тропе от слияния Чуи и Катуни и до самой Белухи известен давно.
Но, одно время здесь всё-таки планировали построить и полноценную автодорогу с выходом на Чуйский тракт.
А потом и спуск в долину Катуни.
Фото не передаёт всей крутизны спуска, но она есть.
На середине спуска с перевала — смотровая площадка, пока не оборудованная и с сыпучими краями...
Вид с неё очень напоминает вид с перевала Кату-Ярык на долину Чулышмана, — такие же горы, только Катунь внизу мощнее и ярче.
Красивое место и пока не очень популярное. Изгибы Катуни в долине почти полноценного каньона. И где-то здесь рядом уже наша турбаза, где в нашем распоряжении будут все эти виды!
Большой остров на Катуни, а напротив него на пригорке от дороги видна и наша база отдыха.
На спуске нужно быть осторожным, камнепад сверху тут обычное дело.
Более того, под отбойником вниз с дороги тоже есть провалы и камнепад. Их не заметно, когда едешь за рулем, но на базе, разглядывая в бинокль снизу, их хорошо видно. Но в целом эта часть дороги вполне прилична. Дальше до Инегеня заметно хуже.
По столбику с табличкой на обочине ориентируемся на подъем к базе. Можно сразу оставить машину на общей стоянке на территории. Но лучше подъехать по старой тропе вдоль забора через овраг и разгрузиться через заборчик поближе.
Правда есть нюанс. Этой тропой пользуются и местные жители, и если стадо коров просто пройдет мимо, то какой-нибудь не очень трезвый местный алтаец будет просить его куда-то отвезти. Получив отказ у всех соседей, подошел и к нам. Даже предлагал деньги. В итоге так и пошел пешком дальше.
От Чуйского тракта до нашей базы Олимп в итоге всего 9 км. Хорошо видно дорогу, по которой спускались сюда.
3D-Трек нашего маршрута от Бийска по Чуйскому тракту до турбазы Олимп
Какие же здесь виды — загляденье! Даже не припомним, где у нас ещё на Алтае были базы с таким видом, в том числе и прямо из домика/шатра.
Стоянка машин строго в одном месте.
Здесь же и старенькая квадратная Витара — разъездная машина хозяев базы. Кстати, отличная машина для местных дорог, и залезет на любой склон.
А из трёх А-фреймов и трёх шатров заняты были только, 3 включая нас. Места под палатки свободны. Летом, думаю, тут всегда всё занято.
Наш шатёр на следующие пару дней. Виды роскошные, погода отличная!
Фишка этих шатров — панорамный вид на горы и Катунь, даже лёжа!
А ночью можно ещё и понаблюдать за звёздами в тепле, правда тогда дым от печки несколько смазывает картину. Утром же прямо в лоб можно наблюдать рассвет из-за гор напротив.
За базой можно прогуляться вдоль речки или даже заказать экскурсию подальше.
Наверху обрыва видно баню с панорамой, куда мы завтра сходим после похода.
Сегодня вечером же просто сами пожарим на мангале припасенное мясо, хотя ужин можно заказать и здесь.
Самое любимое место на базе — конечно, качели с вечерним видом на долину и горы.
А вот про другое развлечение, на что рассчитывал, — взять в аренду горные велики, пришлось забыть. Их всех уже поубивали по местным камням за летний сезон. Да так, что проще купить новые, но теперь уже к следующему лету. Ну ничего, пешком пройтись тоже очень здорово и даже более полезно. И как показал завтрашний маршрут, это было бы и полегче!
Очень насыщенный был день, а завтра будет еще больше!
Почитав в шатре перед сном книгу Алексея Камерзанова, и выключив свет, случайно взглянул наверх через верхние прозрачные секции…. А там… В общем, сразу оделись и выбежали на улицу! Там космос!! Почему у нас такого не показывают….
Практически то самое звёздное небо с Млечным путём!
Фото сделано на айфон, без какой-либо обработки, при том, что глазам вживую этот спектр цветов не казался таким ярким. Современные чудеса технологии!
6 лет ждали, чтобы снова увидеть Млечный путь на Алтае. Дождались!
Сон как рукой сняло. Вытащили из шатра мягкие кресла-мешки, на которых было очень удобно лёжа наблюдать за таким звёздным небом в полной тишине. Главное было одеться потеплее и укрыться, поздним вечером в сентябре здесь, в горах, уже очень холодно.
День 2. База «Олимп» — Инегень — Тюнгурская тропа. Слияние Катуни и Аргута — Обратно. Всего 31 км, в т.ч. пешком 10 км
Мешки после вчерашнего созерцания с них звездного неба. И яркое солнце прямо в окна шатра с утра.
На небе ни облачка, температура после ночной резко пошла вверх, день снова обещает быть отличным! Здорово, ведь на сегодня у нас в планах прогуляться по знаменитой Тюнгурской тропе. Вернее, по одной из её частей. До завтрака в кафе ещё есть время попить чай/кофе и почитать.
А завтра уже после отъезда из базы проедем по другой короткой части тропы, которая ближе к Чуйскому тракту.
Завтраки здесь простые, но по-домашнему вкусные, традиционно это омлет, каши и блинчики. Хозяйка Анастасия готовит всё сама.
Та самая книга про африканские приключения кругосветной экспедиции Алексея Камерзанова.
Вот же у людей приключения так приключения. После которых любое из описанных на дроме кажется легкой прогулкой.
А ведь мы сейчас, можно сказать, тоже находимся в сердце горного Алтая. От того места, куда планируем сегодня дойти, до Белухи и истока Катуни по прямой будет всего порядка 40 км! Те же 40 км, если идти вдоль реки от селя Тюнгур в Усть-Коксинсокм районе (куда мы всё мечтаем попасть) до села Иня на Чуйском тракте. При этом автомобильная дорога с огромным крюком будет уже более 300 км через Усть-Кан в том числе и по разбитым дорогам!
Логично, что для развития экономики и логистики Тюнгура и близлежащих деревень на этом отрезке была идея сделать автомобильное сообщение. Тем более что ранее, несколько десятков лет назад, здесь уже была скотогонная тропа из Монголии. Но дальше идеи дело так и не дошло. Хотя сразу после Великой Отечественной войны была попытка хотя бы начать её строить силами военнопленных. Но проект был признан слишком дорогим и трудновыполнимым, а в итоге ещё и слишком опасным. А в настоящее время главная ценность этой тропы в туристическом пешеходном смысле. Название тропы Иня-Тюнгур условное, так как от Тюнгура часть пути можно проехать на автомобиле. До деревни Инегень и дальше неё как раз проедем на машине. В итоге от исходных 40 км выше непосредственно пешеходной тропы остаётся половина, то есть около 20 км. Зато каких!
Сразу после завтрака выезжаем в сторону села Инегень, дальше вверх по течению Катуни.
Комбинированный маршрут (авто, трекинг) База «Олимп» — Инегень — Тюнгурская тропа. Слияние Катуни и Аргута — База Олимп. 31 км.
От базы до дороги узкий каменный серпантин.
Здесь довольно круто и камни, на низких моноприводных машинах нужно ехать осторожно. Но хозяева стараются содержать этот участок в порядке, постоянно выравнивают и подсыпают проблемные места.
Утренняя дорога до села Инегень. Если бы не вывеска, поворот на базу был бы совсем неприметным.
Несколько км до села — в основном стиральная доска разной амплитуды. Быстро не разгонишься, а дорога абсолютно свободная, не считая местного скота.
Мостик через речку Верхняя Инегень сразу за селом.
Дорога проходит сквозь село с единственным маленьким работающим магазином, мимо не проехать. Ассортимент скромный, зато там продают очень вкусное пиво «Алтай», которое в сетевых магазинах не увидишь. Самое то к бане на вечер.
Панорама села Инегень с холма.
Здесь тоже есть смотровая и спуск вниз, и мы сначала подумали, что тропа начинается уже отсюда и далее вдоль Катуни. Но это было не так, отчетливо была видна дорога дальше, да и карты это подтверждали.
Едем дальше. Пастбища за селом.
Ещё на смотровой на Инегень нас догнала барнаульская семья на Икс-трейле во главе с Александром. Сами они, как и мы, первый раз здесь, и с той же целью, поэтому дальше дорогу ехали искать уже вместе.
Едем дальше уже вместе с барнаульским экипажем.
По пути будет ещё каменистый брод через речку Сок-Ярык. Но в это время года он не представляет трудностей.
После относительно равнинной части начались холмы. И дальше было два варианта — наверх и потом начало тропы по короткому, но очень крутому спуску. Либо проехать подальше в сторону Катуни и там уже по ситуации.
Доехали до пригорка с крутым длинным спуском, отсюда уже видно Катунь и направление.
Дальше можно уже пешком, не рискуя повредить колёса. Тем более что изначально цель была именно прогулка по самой красивой части Тюнгурской тропы, как раз вдоль Катуни. Отсюда до слияния Катуни и Аргута остается путь длиной ровно 5 км. Или 10 км на круг. Самое то!
Исключительно пешеходный же участок тропы от начала до слияния Катуни и Аргута всего 3 км.
Отсюда также есть несколько вариантов продолжения маршрута — повыше и пониже. Выбрали тот, что поближе в Катуни. Там сейчас самая красота!
Был вариант проехать и дальше до самого конца этой дороги вдоль Катуни, но пешком гораздо интереснее. Какие виды!
Можно где-то подняться и повыше, а где-то подойти вплотную к берегу.
Последние метры дороги до небольшой базы отдыха.
Там даже есть кафе и даже магазинчик. При нас на стареньком Форестере привезли туда партию продуктов. И не зря, в такую погоду здесь можно ещё долго гулять и кататься, а туристы и райдеры ещё есть.
Отсюда начинается уже только пешеходная или вело/моточасть тропы.
Вдоль всего маршрута много красивых смотровых площадок на Катунь и горы.
С первых же смотровых становится ясно, за что так ценят и любят этот красивый интересный маршрут. Главное, чтобы погода была подходящей. И сегодня нам повезло с ней.
Пока этот пеший маршрут для нас самый интересный и красивый из всех на Алтае.
Нас вообще не испугать и не удивить красивыми трекингами, ведь в Красноярске их изобилие любой протяженности и сложности. Один только заповедник (национальный парк) «Столбы» чего стоит! Сам я предпочитаю дневные маршруты примерно по 15-20 км, с набором высоты по 600-700 метров, чтобы не сильно устать, но и тренировка получалась достаточно активной и интересной. Ходил и 25, и даже более 30 км по Торгашинскому хребту, но это уже другой уровень подготовки и мало кто согласится составить компанию)).
Местами тропа аккуратно вымощена кладкой из камней.
Часть таких каменных кладок здесь уже давно, а часть выложены совсем недавно экспедицией «Тюнгурский прорыв – 2006» на подготовленных внедорожниках, в т.ч. Нивах. В некоторых местах тропа настолько узкая, что никакие кладки бы не помогли, тут только применение иных спецсредств и навыков помогло пройти такие участки…
Местами тропа и сейчас проходима даже для кроссоверов, если бы они там оказались.
Ещё один красивый пейзаж открывается недалеко до нашей цели. Таких видов больше в Сибири нигде нет.
Цель — слияние Катуни и Аргута — уже видна!
Осталась самая страшная (по фото) часть тропы — деревянный самодельный мостик над пропастью.
На самом деле там не так уж и страшно)
Если уж 18 лет назад по этому самому мостику проехали 4 машины экспедиции, и сейчас все гуляют не жалуются. В основании моста балки и швеллеры, закрепленные в скале, так что здесь достаточно крепко и надежно. Но вот ширина… На Ниве, к примеру, надо было ползти реально в притирку к скале, что и подтверждают их фото. Да и вообще, на тропе, что мы прошли, им явно было не скучно, судя по всему. Хорошо, что они добрались в итоге все в целости и сохранности и показали миру это место. Ну, и за этот мостик и отсыпки отдельная благодарность!
Этот же мостик в 2006 году (Фото из интернета).
Теперь понятно, почему на последнем отрезке тропы Катунь была одного цвета с левого берега, и другого с правового.
До этого слияния воды Катуни прозрачные, нереального бирюзового цвета! Аргут же насыщен более тяжелыми известковыми примесями и минералами. Поэтому они сразу и не смешиваются, и еще какое-то время Катунь дальше течет двухцветная.
Вот оно! Более бледный Аргут и яркая Катунь, и смешиваются они далеко не сразу.
В этом месте есть сразу несколько смотровых на разных ярусах. Конечно же, поднялись и на самый верх. Виды тут достойны восхищения!
Наконец-то видим и Аргут — один из крупнейших, помимо Чуи, притоков Катуни. И наиболее полноводный из них. С этого ракурса даже кажется, что сливаются две равноценных реки! А сразу после слияния воды из Аргута, судя по цвету, как будто даже больше. На это точно можно смотреть вечно. Название реки Аргут, кстати, происходит от алтайского слова «архыт» — мешок для приготовления кумыса.
А Катунь! Какая же она здесь красавица, особенно после слияния. Да и до него тоже, несмотря на заметно меньшую ширину и полноводность. Цвет воды в это время и в такую погоду ну просто максимально ярко-бирюзовый. Да ещё и с таким градиентом оттенков, гораздо чище и ярче, чем, скажем, после слияния с Чуей. Мы ещё никогда не видели её так далеко выше по течению. Теперь хотим увидеть ещё дальше.
Пожалуй, именно здесь был лучший вид всего нашего путешествия!
С этого ракурса на песке пляжа напротив можно разглядеть большие следы к реке, судя по всему, медведя… Об этом я слышал, что такие гости не редкость в этих краях. А других, в том числе домашних, животных мы там не видели.
Ещё одно восхитительное место в нашу коллекцию впечатлений от Алтая!
Энергетика этого места такая, что усталость как рукой сняло, и мы легко в итоге ушли и обратно, не сильно устав. Даже маленький сын наших компаньонов просто спокойно дошел и всё, просто, наверное, потом вырубился в машине, и до утра)
Фото на память с нашими барнаульскими попутчиками в этом походе.
На обратном пути спустились к Катуни. Берег бесчисленных гигантских камней.
Хотел по традиции взять несколько камней в свою каменку в бане, но не нашел подходящего размера и веса, да и далеко было бы тащить ещё)
Тюнгурская тропа. Думаю, с ней мы ещё встретимся в другой раз!
Надеюсь, что никакой автомобильной дороги здесь не будет, иначе что останется от всей этой красоты, а все походы в таком случае по ней обесценятся и прекратятся. Да и, пройдя своими ногами, посмотрев своими глазами эти скалы, понимаешь, что это было бы очень дорогое и нецелесообразное мероприятие. Пусть этот уголок так и останется почти нетронутым и первозданным, и не самым популярным местом.
Небольшой отдых после подъема обратно к стоянке машин.
По итогу прохождения сделал вывод, что в принципе можно было и не напрягаться так сильно, а спуститься/подняться к началу тропы и на машине. Для полноприводных машин подъем не такой уж длинный и крутой. Проблема в крупных камнях, которые местами подмыты и при подъеме их не видно, и в более мелких острых торчащих пластинчатых камнях, об которые можно повредить резину. Так что прогуляться пешком отсюда по таким красотам — был самый разумный вариант. И мы именно это и осуществили. Внизу на стоянке были три внедорожника, еще парочка обычных машин стояли чуть выше наших здесь.
Дорога обратно. За всё время нам встретилась лишь пара машин, едущих туда.
Итого это не более 10 машин, включая наши, за весь день. Действительно, не самое пока посещаемое место. Но посетить которое стоит обязательно. Наша следующая цель на будущее — прогуляться по Тюнгурской тропе уже со стороны собственно Тюнгура, Усть-Коксинского района. Скорее всего, до слияния с рекой Аккем — ещё одним крупным притоком Катуни. И почему бы рано или поздно не замахнуться и на весь 20-километровый пеший маршрут целиком, нужно только продумать логистику возвращения. Ходят же туристы, в том числе и даже пенсионного возраста, и с детьми — сами видели. А некоторые еще и четвероногими друзьями, так спокойнее.
Овцебыки прямо у дороги на обратном пути. Практически контактный зоопарк!
Попрощались здесь с нашими новыми знакомыми и пропустили их вперед.
Спасибо за компанию! Кстати, ребята путешествовали здесь не просто так, а с собственным кемпером-прицепом, английским Elddis Avante, со всем необходимым для проживания. Для сегодняшней поездки оставили его в районе Ининского моста. То есть там, где и заканчивалась эта самая скотогонная дорога Тюнгур-Иня.
Кемпер Elddis Avante для семейных путешествий по Горному Алтаю.
У нас тоже был опыт путешествия на автодоме по Алтаю, так что это всегда отличная интересная тема для разговоров. Позже Александр прислал фото с кемпером с того же путешествия.
Неспешно едем дальше, под впечатлением отдыхаем, наслаждаясь этими видами.
Ещё один впечатляющий вид на Катунь.
Старый добрый навигатор Garmin окончательно уступил место Яндекс Картам с Алисой. Зато талисман «субасвинка» — всегда с нами.
Снова проезжаем через Инегень, прикупив в местном «супермаркете» всё необходимое на вечер.
3D-Трек нашего маршрута по Тюнгурской тропе.
А вечером «дома» нас уже ждала жаркая банька, с ароматным горячим чаном!
О да, такого мы ещё не пробовали. Полный чан с горячей водой, наполненный натуральными физическими ароматизаторами-массажерами, да ещё и с такими видами вокруг! Усиливала впечатление отдаленность, это даже за пределами территории базы, на обрыве, где вообще никого нет. Два часа и даже больше в нашем распоряжении. Что может быть лучше после такого насыщенного и активного дня!?
Рецепт: два уставших туриста, местные лиственница, можжевельник, а также лимоны и апельсины по вкусу.
Панорамная банька с веником из дуба тоже не подкачала.
Таёжно-цитрусовый микс — самое то после такого похода.
Последний штрих — то самое божественное алтайское из местного «супермаркета».
Вечером нас ждало ещё одно знакомство, на этот раз с соседями по шатру, семьей из Кемерово. Отмечали день рождения и позвали нас. Вот так вот просто. Не могли отказаться. У них ещё на самый поздний вечер была забронирована обычная баня на большую компанию, так что посидели и в ней. А там и ночь, и снова звёздное небо!
Очень насыщенный был день, завтра будет так же, но уже в других местах.
День 3. База «Олимп» — Слияние Катуни и Чуи — Курай — Марсианская Долина — BaseCamp Aktru. Всего более 200 км, в т.ч. пешком 2-3 км
На базе в кафе есть сувенирная полка, но пока нет непременного атрибута таких мест — стенда с подписанными денежными купюрами от гостей-туристов из самых разных городов или даже стран. Вернее, не было до нашего появления. Наша традиционная 10-рублевка с видами Красноярска для самых интересных мест — первая в их будущей коллекции!
Традиция есть традиция. Первая купюра для коллекции — красноярский червонец на память от нас!
Подарили подписанную купюру ещё вчера вечером, а сегодня на завтраке уже видим её на стекле, пока с временным решением). Сдали номер и после завтрака едем дальше по Чуйском тракту. Поблагодарили хозяев Анастасию и Ивана, также заодно я спросил — можно ли проехать по дороге обратно в одно интересное место. Оказалось, что вполне можно, соблюдая осторожность и не заезжая на частную территорию.
Тем более, раз уж мы заехали на левый берег Катуни рядом со слиянием с Чуей. Ведь мне всё время не давала покоя панорама этого слияния с традиционного ракурса, вернее, не сильно приметная старая дорога, петляющая вдоль скалы и спускающаяся вниз к полуострову прямо напротив слияния. Это и есть последняя часть той самой старой скотогонной тропы Тюнгур — Иня. Выглядит эта дорога так же, как прижим у скал Тюнгурской тропы, очень колоритно. Мне также давно очень хотелось по ней проехать или пройти. Поэтому вперёд!
Перед спуском с перевала к мосту через Катунь сворачиваем влево вниз к скалам. Там пасется стадо барашков и овец, пришлось немного распугать их.
Пусть свободен, но местами из дороги торчат большие камни. Из ограждений только те же самые крупные камни.
Дорога большей частью отсыпана из камней. Ехать можно, но осторожно.
Ограждений практически нет, а сверху ещё и риск камнепада.
Дорога в основном очень узкая, на одну машину, разъехаться или развернуться практически негде. Слева скала с камнями, справа сыпучий обрыв без ограждений… Очень впечатляет! Из всех старых дорог в районе Чуйского тракта, по которым мы ездили (подъем к Белому Бому, подъем по старому Чике-Таману…) эта — безусловно самая волнительная, пощекотать самое то!
А какие интересные виды открываются на Катунь! И на дорогу, по которой мы проезжали.
Очень эффектная дорога. В этом месте развернулись, так как дальше вниз к берегу начиналась уже частная территория.
Как раз на обратном пути и встретили Уазика-головастика, судя по всему, хозяина тех мест. Вот так же, как и раньше, по этой дороге гоняют скот и стада овец. И лишь изредка сейчас сюда наведываются туристы. На этой части тропы кроме нас сегодня больше никого из них не видели.
Слияния с Чуей с дороги практически не видно. Это нужно было проехать дальше и подняться в гору.
Зато отлично видно новый мост через Катунь и серпантин на перевал.
Слияние Катуни и Чуи — Курай — Марсианская Долина — BaseCamp Aktru. Более 200 км.
Снова преграда на спуске к новой отсыпанной дороге к мосту через Катунь.
Памятное фото летом 2021 года. По дороге на Улаган, тогда я точно знал, что по тропе на дальнем плане проедем в следующий раз!
Улаганский тракт Алтая, Акташ. Здесь своя атмосфера
Итак, ещё одна желанная «галочка» напротив самых интересных мест. Едем дальше. Миновав мосты через Катунь и Чуи и место их слияния, снова выезжаем на Чуйский тракт. До Акташа и Курая всё самое интересное уже видели и что-то даже по несколько раз.
Заехали в как всегда оживленный Акташ за продуктами и мясом на шашлык. В Марии-Ра обслуживание ниже плинтуса, совсем разочаровались в этом магазине. К счастью, там же есть и другая, набирающая популярность продуктовая сеть. Ну, а мясо традиционно в отдельной мясной лавке.
Оставалось ещё кое-что интересное, на что ранее не было времени или желания заезжать. Хотя меня как гидростроителя эта локация всегда интересовала. В самый первый раз на Алтае это место этой ГЭС я разглядел, поднявшись повыше на холм у обочины Чуйского тракта, откуда начинался отличный вид на Северо-Чуйский хребет.
Все остальные недостроенные или уже заброшенные ГЭС в Горном Алтае мы видели в самое первое путешествие. Настало время и Акташской ГЭС.
Многие её уже видели, меняется только рисунок и количество граффити на старом бетоне
Всё так же можно проехать прямо между шлюзами до озера.
Между озером и Чуей давно обосновался и почти врос в землю ПАЗик организаторов сплавов. Но сейчас здесь никого.
Теперь можно сказать, что увидели все старые гидротехнические сооружения Горного Алтая.
Перед Кураем начались самые красивые обзорные площадки Горного Алтая, которые просто невозможно проехать мимо. Но, в отличие от прошлых заездов, когда мы могли беспрепятственно проехать куда угодно, сейчас тут сплошные заборы, или рвы… К самому краю одного из популярных раньше холмов с отличными видами сейчас пришлось бы топать пешком, или искать другие пути. Но у нас сегодня на это уже нет времени, вернемся завтра.
Мельком глянули на степь и Северо-Чуйский хребет в лёгкой облачности.
По дороге на Марс заехали в наш следующий, зеркальный отель за Кураем с видом на хребет.
Приехали мы после 2 дня, хотели просто заселиться, разгрузиться и сразу дальше. Когда по всем правилам номер уже должен быть готов и ждать нас, но единственный кто там был администратор явно проспал этот момент и не успел прибраться.
База новая, ещё даже электричество не провели, хотя от ЛЭП вдоль дороги меньше 100 метров. Поэтому в работе постоянно пока генератор, но по графику. Днём, когда все как правило уезжают, и ночью — электричества и связи нет вообще. Сами домики внутри уже отделаны, причем очень неплохо. Снаружи для полной гармонии нужно обшить и прикрыть сваи и достроить мангальные зоны у каждого номера. Ну, а также домик администратора на въезде тоже не мешало обшить зеркалами, а то выглядит совсем не презентабельно и портит гармонию.
Но главное это вид из окна, как и с веранды, прямо на Северо-Чуйский хребет! Нет даже никакого забора. Но есть охранник, правда он слишком громко и часто лает, а так вполне дружелюбный пёс.
Было время оценить задумку — интересное месторасположение базы и отражающий всё фасад домиков.
Наконец заселились, и налегке помчались к Марсианским долинам. Отсюда до них ещё 43 км, из которых по Чуйскому тракту 35. И это тоже ещё одно совершенно новое направление для нас. Так далеко по тракту мы ещё не ездили.
Съезд к селу Чаган-Узун и мост через Чую. В этих краях она ещё только набирает силу.
Пока это самая дальняя точка на Чуйском тракте, куда мы доезжали. Отсюда до границы с Монголией уже меньше 100 км. Когда-нибудь мы проедем и их и, может, даже прокатимся за границей. А ещё отсюда до начала реки Чуя всего 35 км, до моста сразу за слиянием рек Юстыд и Кызылшин, за селом Теленгит-Сортогой.
В самом Чаган-Узуне сразу попали в пробку.
Минут 10 ехали за ними, пока вся эта компания не свернула в сторону.
А сразу за селом хорошая дорога закончилась. Да и плохая дорога тоже почти сразу ушла в сторону, началось направление.
Чаган-Узун — Марсианская долина (стоянка перед Марс-1). Почти 8 км.
Добраться до Марса то ещё приключение! Причём, судя по руслу практически полностью высохшей сейчас в этом месте речки Кызылчин, весной здесь ещё «веселее». Поэтому для всех желающих экскурсии на УАЗиках стартуют прямо из села. Ну, а для тех, кто решается доехать эти первые 8 км сам, и не на внедорожнике, это становится своеобразным вызовом.
Сразу за селом множество троп.
Многочисленные указатели на Марс-1, практически все тропы туда и ведут.
Миновав множество валунов, камней и ям в районе высохшего русла речки и даже высохших насыпных дамб, выбираемся на относительно ровное плато. Но и тут другая напасть — стиральная доска. Как на Ольхоне, даже больше. И так же, как и там, носятся УАЗики-буханки с туристами, среди которых в основном китайцы!
Дорога вдоль русла реки Кызылчин сложная, но красивая.
А вот и первые Марсианские пейзажи на Марс-1.
Стоянка перед входом. В основном внедорожники. Обычных легковых буквально пара машин.
Дальше на Марс-1 уже только пешком. Хотя можно при желании проехать и на квадроцикле. На Марс-2 или 3 можно было взять УАЗ и доехать на нем, либо снова пешком по горам. Но если сюда ещё вернемся в будущем, то так сделаем. А пока весь оставшийся вечер погуляем по первому Марсу. Проход не бесплатный, по 200 руб. с человека, ну хоть машина под охраной)
Теперь и у меня есть такое фото!
Теперь и у нас есть такое фото!)))
Подниматься сюда не так просто, как кажется. Здесь три разных по крутизне тропы в начале, но по какой идти — без разницы на таком высокогорье, дыханье всё равно быстро сбивается. Есть еще обходной вариант по ущелью, вроде как с ещё лучшими видами, но нам хватило и этих!
Пейзажи, особенно ближе к закату, когда солнце прямо освещает всю долину — конечно фантастические!
Очень напомнило декорации из первых «Звёздных войн». Такой же ландшафт и цвета, но здесь, конечно, цветовая гамма поярче, сотни оттенков! Точно не считали, но при таком ярком солнце кажется ещё больше. А ещё тут, на самой вершине, очень сильный и холодный ветер. Без хотя бы лёгкой шапки и куртки было очень некомфортно. Интересно, на Марсе так же дует?
То, что это всё-таки не Марс, а Земля, выдаёт яркое голубое небо с облаками.
Осенний каньон почти высохшего Кызылчина и очень сильный ветер!
Марсианские пейзажи своими глазами… Мы сделали это!
Эти локации для нас пока стали самыми долгожданными из всех, ведь рассматривались ещё в самую первую поездку на Алтай. И если кто-то скажет, что они того не стоят, — не верьте им! Скорее всего, таких туристов просто утомила дорога сюда и обилие туристов в самый пик сезона. Сюда можно и нужно приехать и во второй раз, посмотреть и другие смотровые, если в первый раз на всё не хватило времени.
Немного вниз по долине, где ветра уже почти нет.
Давай, дружище, не заржавей тут!
На выходе были ещё работающие сувенирные лавки и кафе. Магнитик на память отсюда, конечно, выбрали и привезли домой в коллекцию вместе с впечатлениями.
Не удержался от остановки по дороге обратно.
Дорога обратно тоже впечатляла, её освещение в это время года и суток, как по заказу, ровно по направлению! Правда стоит быть внимательнее к камням. По дороге видели пару машин, меняющих пробитые колёса.
В такое время даже эта дорога кажется марсианской. Осенью это особенно ярко проявляется.
Накатанная за сезон колея по руслу речки Кызылчин.
Море камней, но после зимы всё размоет и колея будет уже в другом месте.
Разбитый и грязный участок перед селом, не хотелось бы тут оказаться во время дождя или весной.
Зато здесь большая огороженная частная территория, и животные за ней, ещё один контактный зоопарк.
Коровы и лошади, весьма ухоженные. И горы… Хоть картины пиши.
Кстати, художники, рисующие пейзажи прямо в районе Чуйского тракта или на тропинках рядом, — для Алтая совсем не редкость. Практически в каждой поездке встречаем их. Кто-то для себя, кто-то сразу тут же на продажу… Надо купить тоже как-нибудь одну такую картину с самым памятным местом.
Чуйский тракт в предзакатное время по дороге обратно между Чаган-Узуном и Кураем.
Впечатляющая получилась самостоятельная экскурсия на Марс-1. Давно мы мечтали туда добраться, но получилось только во время 5-го путешествия на Алтай. Но в эти края ещё точно вернемся, посмотреть 2-й и 3-й Марсы уже на Уазиках. Да и вообще, как уже делал заметки выше, в этих местах ещё есть на что посмотреть.
3D-Трек нашего маршрута обратно от Марсианской долины по Чуйском тракту до базы.
Даже успели посмотреть закат над Северо-Чуйским хребтом с нашей базы.
Шашлык из мясной лавки Акташа к этому времени уже прекрасно промариновался в холодильнике, осталось его пожарить. Но так как возле именно нашего домика мангал ещё не поставили, пришлось жарить на соседском. Но столик накрыли уже, конечно, у себя на веранде. Ужин с отличным видом на горы в копилку впечатлений. Нужно только одеться потеплее. Осень высоко в горах всё-таки.
Мангал есть, правда только у соседних домиков.
В номере были все удобства кроме телевизора, его заменяли виды вокруг, а также печка с прозрачным стеклом, и согрела ночью, и антуража камина добавила. Ночью было уже по-осеннему холодно, без всяких поблажек.
День 4. BaseCamp Aktru — Курайская степь — Обзорные площадки на Северо-Чуйский хребет — Бийск. Всего почти 500 км, и пешком 1-2 км
Ещё один впечатляющий вид из окна утром!
Очень интересно было наблюдать ранним утром, как эффектно меняется картинка за окном, не вставая с кровати). Тучи и облака сменяют друг друга, то приоткрывая голубое небо и горы, то полностью всё закрывая.
Утренний туман в степи после ночного дождя .
Ждём завтрак, заказали вчера с вечера к определенному времени.
На завтрак здесь традиционно простые каша и яичница, бутерброды со вкусным маслом, сыром и колбаской. И какой-то местный десерт. Но главное здесь это даже не вкус, а вид!
Успел немного протереть машину и прибраться в ней, заодно сразу сложив все вещи.
До отъезда погуляем немного вокруг базы, это ведь очень красивое и интересное место. В севере Курайской степи, прижимается к Курайскому хребту, при этом отлично виден и Северо-Чуйский хребет. Здесь же с гор бежит река Кызылташ, которая впадает в Чую.
Это самая северная часть Курайской степи, здесь же начинается Курайский хребет.
Домики стоят буквально у его подножия, до гор можно дотронуться рукой.
Речка Кызылташ бежит прямо вдоль территории, её видно, и хорошо слышно журчание. Вода чистейшая, питьевая.
Через речку есть пара самодельных мостиков. Один аккуратный для туристов, другой «технологический» в виде бревна с проводом. На другом берегу немного леса, и за ним стоит тот самый временный генератор, а ещё банька с чаном, тоже пока не доделаны полностью. Но хорошо хоть это всё хозяйство прикрыто полоской леса.
И всё это в укромном уголке под горами недалеко от Чуйского тракта. И никому не мешает: ни проезду, ни прогулкам или просто осмотру гор. Да, это очень недешево, особенно если брать такой номер на несколько дней или два номера с детьми. Но на один раз как нам двоим сейчас, на одни сутки приемлемо, и с большой натяжкой, но того стоит.
Спасибо за гостеприимство этому замечательному, во всех смыслах, отелю, — пора ехать обратно!
BaseCamp Aktru — Курайская степь — Обзорные площадки на Северо-Чуйский хребет — Бийск. Всего почти 500 км.
Выезжаем в сторону дома, сегодня вечером уже доберемся до Бийска.
Маршрут прогулок сегодняшнего дня. Самые красивые виды горного Алтая просто так не отпускают.
Итак, сначала прокатимся и прогуляемся по Курайской степи, там, где бежит Чуя, а потом снова заедем наверх на смотровые перед Кураем и как следует прогуляемся по ним.
Проезжаем село Курай и село Кызыл-Таш
В отличие от Курая, где у дороги встречаются машины туристов, в Кызыл-Таше уже исключительно местные УАЗы, старые, новые, но все как один лифтованные. Попался и бортовой ГАЗ-66 с туристами на борту и со снаряжением, явно в сторону ледника Актру. На чём-то другом туда просто не доехать.
Начало дороги по Курайской степи сразу за Кызыл-Ташем.
Судя по картам, всего в нескольких километрах отсюда есть деревянный мостик через Чую дальше вглубь степи. Но дорожки до него все в таком состоянии, что желания ехать долго по ним нет. По одной из троп (как выяснилось позже от ГАЗ-66) аккуратно едем в сторону берега Чуи по камням, благо клиренс и подвеска Аутбэка позволяет это делать. Пару километров такой дороги более чем достаточно на сегодня, и как раз вышли на берег. Вроде это степь, но тут сплошные камни, есть лес и конечно Чуя — во всей красе!
Чуя посреди осенней Курайской степи, красота!
Раз уж мы добрались до самой степи, расскажу подробнее. Рельеф Курайской степи уникален не только для России, но и для всего мира. Эта местность представляет собой обширный Ледниковый парк. Здесь находятся крупнейшие в мире поля знаков ряби, специфического явления, напоминающее песчаное дно ручья, где течение образует «волны» или барханы. В Курайской степи эти «волны» достигают высоты до 20 метров и длины до 200 метров. Вот до них мы и хотели бы доехать, но не по такой дороге как сейчас.
Формирование такого рельефа связано с природной катастрофой, произошедшей около 15 тысяч лет назад. В результате супер паводка произошло разрушение ледниковых озер — Курайского и Чуйского, которые находились на высоте над степной долиной. Площадь Чуйского озера тогда составляла около 3000 квадратных км, а его глубина достигала 670 м! В то время в нем содержалось около 1000 кубических км воды — больше, чем во всех реках и озерах Алтая сегодня!
В результате прорыва ледовой плотины миллионы кубометров воды устремились в котловину Курайской степи с оглушительным рёвом, сметая всё на своем пути и за считанные минуты изменили ландшафт. Удивительно осознавать, что сейчас ты едешь в эпицентре тех давних событий.
Здесь у берега совсем нет дорог, только еле заметное направление прямо по камням.
Похоже по этой тропе местные на ГАЗ-66 (или больше, так как вряд ли что-то другое здесь бы проехало вброд) просто срезают часть пути в степи прямо через Чую, не делая крюк до моста.
Тропа в итоге уперлась прямо в Чую и судя по следам вышла ровно на другом берегу.
У нас же пока не полноценный внедорожник, срезать мы точно не будем, да и ехать до моста дальше тоже не стоит. Судя по всему, до знаменитой гигантской ряби течения в лучше добираться на чём-то более подготовленном.
Другое дело холмы с обзорными площадками на степь и Северо-Чуйский хребет с Курайского перевала! Там все-таки сохранился один проезд, и до лучшей эффектной смотровой. Её еще не полностью успели огородить и перекопать, но, думаю, это дело времени, ушлые ребята захватывают эти территории не церемонясь.
Курайский перевал в стороне тракта. Заезд наверх сохранился ближе к Кураю, всё, что дальше — уже захвачено.
Здесь мы уже проезжали осенью 6 лет назад и доехали до самого края смотровой.
Знакомая тропа с одного бугра на другой повыше с крутым уклоном на самом верху.
Но и там уже забор, да что ж такое-то! Столбы полностью перекрывают узкий проезд, но в одном из пролётов между столбами накатана тропа дальше наверх. И при нас там поехал какой-то новый китайский кроссовер. Я с уважением отношусь к частной собственности, но, когда так бесконтрольно захватывают самые лакомые кусочки Алтая и перекрывают все проезды к самым красивым местам, которые всегда были свободны, это уже откровенно бесит! Люди, остановитесь! Вы не одни на этой планете!
На перевале, доехав до верха предпоследнего бугра, оставляем машину.
Дальше по уже знакомой тропе с удовольствием прогуляемся пешком.
Такие панорамные виды на степь и на оба хребта за рулем не разглядишь так, как на своих двоих.
На оставшейся части тропинки сейчас один крутой разбитый подъем. В прошлый раз проскочил его, даже не заметив.
Буквально километр и мы на краю самой красивой обзорной площадки. Да, этот вид ни с чем не спутать и не забыть. Будет очень жаль, если к нему совсем перекроют доступ. Поэтому пока нужно успевать насладиться им.
Даже в облачную погоду это всегда производит впечатления!
В прошлые разы нам повезло оказаться здесь в идеальную солнечную погоду, когда хребет был во всей красе под чистым небом и минимум облаков. Поэтому не сильно расстроились, когда в итоге не дождались такой же погоды сегодня.
Памятное фото осенью 2018 года, когда мы добрались сюда в идеальную погоду.
Путешествие к «Золотым горам» Алтая золотой осенью
Осень — время можжевельника, он здесь в огромных количествах.
На вид съедобно, запах приятный, но на вкус — не стоит.
По дороге обратно в какой-то момент выглянуло солнце и облака приоткрыли хребет почти полностью.
По дороге вдоль вершины холма.
Обратно доехали по дорожке до другого знакового для нас места, пониже, куда смог заехать на автодоме в 19-м году. Тогда там ещё не было ничего вокруг, и оттуда у нас детьми получились шикарные фото на память. Но сейчас там что? Правильно, опять понатыкали будки и забор какой-то очередной базы отдыха! Надеюсь, всё-таки эти места когда-нибудь очистят от всех этих построек. Такие места должны быть всегда доступными для всех.
Памятное фото летом 2019 года, когда мы уже на авто доме, в полном одиночестве у тех мест, где сегодня почти всё уже захвачено.
Дом там, где хочется его припарковать. Горный Алтай летом на прокатном Автокемпере
Другое дело, к примеру, то же «гейзеровое» озеро, куда стабильно огромный поток людей всегда. В этот раз тоже заехали, понаблюдать за рисунком дна озера, которое всегда разное. Вот там да, важно было сразу и вход сделать платным и реально следить там за порядком, своевременно ремонтировать/менять те же деревянные настилы и т.д. Ну и ставить новые интересные инсталляции. Здорово же!
На дне разглядели нескольких маленьких сомиков, раньше их не замечали.
В осенних красках здесь особенно сказочно.
Свернули на обочину к знакомому берегу Чуи в поисках чистой полянки для отдыха.
Завершающий пикник на берегу реки Чуя.
Смотровая на Чую перед популярной остановкой у Белого Бома. Здесь ракурс и виды интереснее.
И конечно, куда же без основной смотровой на слияние Катуни и Чуи, которую перенесли в другое, более безопасное место.
Теперь мы точно видели район впадения Чуи в Катунь со всех возможных сторон. Но всё же то место на дороге вчера вдоль скал левого берега Катуни, оставило наибольшее впечатление.
Катунь во всей своей красе, и снова почти летняя погода.
И если на перевале Кату-Ярык просто стало понемногу холодать, то на подъеме к Семинскому перевалу уже пробрасывал снег, видимость упала, а на обочинах уже было все им застелено. На самом Семинском уже и вовсе была настоящая зима. Хорошо хоть не гололёд.
Перед Семинским перевалом и на нём была уже почти зима, снег на обочинах и снежки под отбойниками.
В одной футболке, как внизу, здесь уже не погуляешь… Но это здесь уже было не первый раз за сентябрь, и каждый раз всё потом растаяло. На спуске тоже начало таять, словно попали в весну. А в районе мостов реки Сема уже было снова почти лето и точно осень. Вот так мы разом прокатились сквозь все времена года!
Переночевали в Бийске в том же в отеле на Ключевском переулке, мы уже почти постоянные клиенты у них.
На следующее утро уже домой в Красноярск. Дольше на 40 км, чем сюда, так как поедем мимо Барнаула по более ровной трассе Кузбасс-Алтай, как мы и делали последние три раза.
Одна из причин, кроме более ровной дороги, и то, что на этом участке, как всегда, тоже можно купить свежий вкусный мёд! У нас как раз в багажнике осталось место))) Пусть здесь уже не так много продавцов и нет такого разнообразия, как в туристической части, зато здесь за это и не переплачиваешь. Только честная цена, в два раза дешевле, чем в Горном Алтае на Чуйском тракте, прямо от пасечников. Также дают попробовать перед покупкой и дают свои контакты.
Через Кемерово в этот раз проехали более удачно, почти не потеряв время в пробке на мосту. Хочется верить, что к следующему нашему приезду сюда отремонтируют и мост, и будет наконец объездная дорога.
По трассе, в отличие от прошлых летних поездок, когда были сплошные ремонты и реверсивные движения, в этот раз также проехали гораздо быстрее.
Тащат куда-то легендарную полуторку ГАЗ-АА по трассе Кемерово-Мариинск.
Ещё одно наблюдение за поездку. Кардинально изменился состав грузового парка. Постепенно исчезают представители легендарной «большой европейской семёрки». На их смену приходят Фотоны, Ситраки и прочие тягачи из поднебесной. По Чуйскому тракту из Китая их гонят сейчас десятками за раз! Выглядят все они пока нелепее европейцев даже прошлых поколений, но учитывая, как часто они обновляются… Радует хоть, что КамАЗ локализовал наконец свою отличную новую мерседесовскую кабину, и на дорогах их теперь всё больше.
Ну, а про состав легкового парка и говорить не нужно. Экспансия модных китайских кроссоверов (вернее, гаджетов на колёсах) всех мастей продолжается. Постепенно люди отказываются даже от проверенных японцев и всё ещё престижных немцев. Но вот Субару меньше не становится, что радует. Встречались даже Аутбэки в последнем кузове. Ну, а про все остальные генерации и про все Форестеры можно сказать, что их достаточно пока.
Финальный 3D-Трек нашего маршрута обратно от Бийска до Красноярска.
Время подвести итоги
Апартаменты Luxury (ТЦ «Лондон») в Бийске (2 ночи): 12 тыс. руб. за проживание. Туристическая база «Олимп» (2 суток): 16 тыс. руб. за проживание в купольном домике с завтраками. Плюс дополнительный час бани с чаном 5 тыс. руб. Турбаза Baseсamp Aktru (1 сутки): 12,9 тыс. руб. за проживание в зеркальном домике с завтраком.
Итого 46 тыс. руб. на проживание, из которых 34 тыс. руб. только за базы отдыха в Горном Алтае. Да, такие сейчас цены на Алтае на приличные условия в новых и достаточно необычных местах, а не просто в старых домиках вдоль дорог без всяких удобств. Но это всё равно дорого. С другой стороны, те, кто, к примеру, сейчас сами строят дачу с нуля, да со всеми удобствами, согласятся, что сейчас дешево уже ничего не построишь.
Бензин. Расход на круг 3250 км — 290 л, или 8,9 л/100 км. При средней цене 56,6 руб. за литр, стоимость бензина составила 16,5 тыс. руб.
Около 7,5 тыс. руб. ушло на продукты для приготовления обедов/ужинов или просто перекуса в дороге и на проходы на Марс-1 и Гейзеровое озеро.
Таким образом, поездка, не считая сувениров и мёда (как всегда не без этого на Алтае), обошлась ровно в 70 тыс. руб.
Машина ни разу не потребовала каких-либо вмешательств, ни во время, ни после путешествия. Не считая неизбежной комплексной мойки уже по приезду, так как вся морда слишком уж сильная была в следах от насекомых. Обычно мою машину сам, но в этот раз загнал на автомойку.
Аутбэк даже без багажника на крыше в этот раз снова доказал, что создан для любых путешествий в отпуск, по любым дорогам — к местам с самой красивой природой. А потом снова становится машиной на каждый день. И эти ценности актуальны всегда.
Разгрузил всё походное, прибрался в машине, как обычно уже на даче. Вот теперь всё.
Всем спасибо за внимание.
Михаил424, г. Красноярск