На родину русских писателей: Валентина Распутина и Александра Вампилова

23.09.2024 | 3893 просмотра

Даже не знаю, зайдет ли читателям Дрома этот небольшой  рассказ о путешествии на родину известных российских писателей Валентина Распутина и Александра Вампилова. Оно было спонтанным, и можно даже назвать его поездкой выходного дня, если бы она не пришлось на воскресенье и понедельник. Общий пробег, по сибирским понятиям, вышел невелик — около 700 километров. Обычно мы так проверяем себя и автомобиль на готовность к дальней поездке.

Мы — это Олег (водитель и автор этого повествования) и Елена — моя жена и неизменный штурман. Под седлом у нас Тойота-Прадо-150 (дизель, 3 литра) купленный еще в 2013 году специально для дальних поездок.  На Дроме есть его история (смотрите подпись в профиле). Мы на нем уже прошли почти 400 тысяч километров и объехали всю Европу до Лиссабона и Азию до Северной Кореи. И об этом я тут тщательно уже отчитался.

В этот раз поездка планировалась несложная. Но дороги были очень разными, поэтому накануне пришлось поинтересоваться прогнозом погоды, и это помогло. В воскресенье обещали солнышко, а в понедельник — дождь. В соответствии с этим и выстроили логистику. Дело в том, что маршрут запланировали кольцевым: половина пришлась на Александровский тракт, а другая — на Московский. А разница была в том, что по Александровскому тракту предстояло пройти более 100 километров по гравию, в то время как на Московском всюду асфальт. Понятно, что в дождь грязь месить не очень-то и приятно, хотя для нашего внедорожника, казалось бы, особой разницы и нет, но пошли все-таки по проселкам в хорошую погоду.

На гравии проблемой было то, как обогнать большегруз, тащивший за собой облако непроницаемой пыли. Иногда даже лесовозы уходили на встречную полосу, чтобы был виден просвет. Спасибо им за это.

Но это было сущей мелочью по сравнению с видами, открывающимися на этом участке. Может быть, некоторая сложность перемещения по здешним местам сохраняет первобытную природу. Попадались нам даже олени, перебегавшие дорогу, да и, вообще, панорамы, открывающиеся на Братское водохранилище, напоминают байкальские, то есть такие же потрясающие, но менее суровые, я бы сказал, где-то даже среднерусские.

Однажды мы здесь уже были, но тракт прошли не полностью. В этот раз ошибку решено было исправить, и мы достигли-таки райцентра Усть-Уда. Но прежде, конечно, заглянули в Новую Уду.

Новая Уда

Деревенька знаменита тем, что здесь отбывал ссылку Иосиф Джугашвили, более известный как Сталин. В свое время я об этом рассказывал подробно вот здесь, но для тех, кому лень разбираться в деталях, коротко изложу суть. Вождь народов пробыл тут пару самых суровых месяцев и едва не замерз до смерти во время первого своего неудачного побега. Зато второй удался вполне.

С тех времен в Новой Уде сохранилось только здание управы, куда молодой грузин ходил отмечаться как неблагонадежный. Позже здесь разместился музей вождя. Строение и сейчас выглядит очень достойно — ходили слухи, что его планировали перенести в этнографический музей Тальцы, но, похоже, для такого действа политики еще не созрели.

Параллельно с этим существует миф, что во время своей ссылки будущий Сталин любил проводить время в думах на склоне величественной сопки, где якобы сам построил беседку. Иногда легенды выглядят правдивей правды. Сейчас, действительно, такая беседка существует (ее воссоздали местные коммунисты), но добраться до нее непросто. Для этого нужно переправиться на пароме на противоположный берег.

Беседка видна и с противоположного берега. Она сразу над надписью.

Я попытался. Но буксир тут ходит редко и никто из местных (обычное дело) не смог внятно рассказать, как можно добраться до этой точки. Если ногами по крутому склону, то это труд, увы, уже не для меня. Но судя по тому, что на вершину доставили огромные стальные буквы СТАЛИН, там должна быть и какая-то дорога. Но и это было неочевидно.

Потоптался я на переправе в ожидании капитана парома, но и он должен был прибыть только к отправлению. Ждать его около часа что-то не очень хотелось, так что я плюнул на эту затею. Да и что бы я увидел в этой беседке, в которой Сталин, скорей всего, и не бывал? Трубку вождя? Но я уже давно не курю, а воздух эпохи я и через реку втянул полной грудью.

Не знаю, как к этому следует относиться, но думаю, что, как только сюда проложат нормальную дорогу, место станет очень популярным.

Усть-Уда

Итак, мы прибыли до обеда в райцентр Усть-Уда. Формально он считается родиной писателя Валентина Распутина. Но пытливый ум сразу распознает, что дело тут нечисто. Это село появилось тут в 1962 году, в то время как сам Распутин родился в 1937 году. Но в этом нет ничего необычного — типичная история приангарских поселений. Я сам родился в городке, которого уже не существует. А дело все в том, что при заполнении Братского водохранилища под воду ушли населенные пункты, которые естественно стояли на берегах великой реки. Нередко они вновь появлялись на свет со старыми именами, но на новом месте.

Кстати, и главное произведение писателя связано с такой историей. Это была и трагедия, но вместе с тем и великая поступь индустриализации — все ушло на дно ради энергии, алюминия и целлюлозы. Но счастливыми это сделало не многих, как сейчас выясняется.

… Райцентр меж тем выглядит очень причесанным и ухоженным. Единственно, что может напрячь, так это танк, стоящий в центре прямо на земле. Кажется, что сейчас он откатится назад после выстрела, а затем, лязгая гусеницами, пойдет крушить округу. Мы, кстати, остановились в зоне его возможного огневого воздействия. Да, в самом центре Усть-Уды есть комплекс, включающий в себя гостиницу, кафе и магазины. Называется он «Шанс», и владелец его не упустил.

За день до нас в Усть-Уде побывал иркутский губернатор с профильными министрами и пообещал местным более миллиарда рублей на строительство дороги, о которой я уже упоминал. Это может превратить окраину области в один из популярных туристических центров, связанным и с писателем Распутиным, и с вождем народов Сталиным, побывавшим тут в ссылке.

К слову, мы, прибывшие следом, не смогли пообедать в столовой, отрытой еще не менее 2 часов по объявленному расписанию, и не попали в местный музей, который так же был закрыт, хотя должен был работать в воскресение.

Почему? Здешним просто не хотелось работать. Почему? Это вопрос уже к главе местной администрации, который ютится в шикарном здании в центре села.

Но вернемся к Валентину Распутину. Его след здесь везде виден. И в библиотеке его имени, и в храме, на строительство которого он пожертвовал около миллиона рублей (по тем временам это были серьезные деньги). Есть даже музейная экспозиция, которую посмотреть не довелось из-за причин, изложенных выше.

Кстати, кроме знаменитого советского писателя (героя Социалистического Труда, лауреата многих премий и номинанта на Нобелевскую премию) в Усть-Уде родился еще один известный человек, уровня ну никак не ниже писателя (по тем временам). Им был первый заместитель председателя КГБ СССР Гений Агеев. Думаю, что земляки и в жизни не раз пересекались, ибо были почти ровесниками и вращались в схожих сферах. Как известно, Распутин одно время был советником у М. Горбачева. Возможно, писатель даже разделял взгляды генерал-полковника, ставшего участником знаменитого путча ГКЧП, но до суда так и не дожившего из-за быстрого развития смертельного заболевания.

Я уже рассказывал о том, что Усть-Уда выглядит довольно приятно для поселения на 5 тысяч человек. На площади, кроме танка, стоит и памятник Ленину, немного необычный. Владимир Ильич будто говорит: «Ну, как-то так».

В здешнем лесопарке растут грузди и сосны. Сейчас эту зону начали ограничивать заборами.

Пляжи здесь песчаные и посещаемые. С утра перед отъездом заглянул на них, но уже начался обещанный дождь и было не до прогулок. К тому же нужно было спешить на паром.

Паром на Балаганск

Мы двигаемся к паромной переправе Инжей — Балаганск. Она соединяет два знаменитых сибирских тракта: Александровский и Московский. Нам нужно перескочить с одного на другой, ибо на Московском и расположилось родовое село Вампиловых.

Выдвинулись из Усть-Уды спозаранку, но были лишь третьими на переправе. И это был хороший вариант. Однажды здесь мы простояли около трех часов и успели даже позагорать в ожидании буксира. Но в это ранее время проблем со свободными местами не возникло. Где-то на середине водохранилища и дождь закончился.

Прояснилось. То, что мы видим в вдалеке, это не туман, а пожар. По кромке его (дорогу видно) мы и прорвались. Пахло дымом и страхом, но местных это не пугает. Ну а мы какие?

Уже говорил о том, что здешние просторы напоминают байкальские: от берега до берега паром идет 45 минут. И это бесплатное и завораживающее водное путешествие.

Как просветлело, заметил удивительную картину: над противоположным берегом реяли огромные стаи птиц. Подумал: что-то как-то рано начался перелет.

Где-то ближе к Балаганску выяснилось, что Ангару атакуют стаи бакланов. Похоже, они мигрируют с Байкала в поисках более жирной добычи. Вот и в этот раз показалось, что по ходу парома эти неаккуратные птички оседлали целую косу. Но чем ближе мы к ним приближались, тем явственнее становилось, что это обман зрения: никакой косы не существуют. Просто сотни (может, тысячи?) пернатых перегородили путь нашему судну.

Капитан буксира «Красноярск» дудел и трубил, требуя, чтобы бакланы дали проход. И мы прошли сквозь стаю, как нож через масло. И, как говорится, ни одно животное не пострадало.

В Балаганске не задержались, так как в прежнее свое пребывание здесь ничего интересного не приметили. Зато дальше дорога по изломанному асфальту только радовала своими видами.

В прошлый раз с вершины перевала просто заворожила панорама на Ангару. Казалось, что древний дредноут рассек реку вдоль и пополам. В этот раз скатился с горы и прежнего потрясающего эффекта при съемке не получил. Так, что имейте это ввиду — снимайте все с верхней точки и будет вам счастье и эффект — ух ты!

Через сотню километров мы вышли на Московский тракт.

К чему и стремились.

Кутулик

Кутулик — село трактовое, оживленное, с долгой историей. Я его часто проезжаю. Иногда останавливаюсь. Этот населенный пункт считается родиной Александра Вампилова. И все интересное связанное с писателем и драматургом я здесь осмотрел и описал. По-новой пересказывать не буду.

Как обычно, к жизни знаменитых людей присматриваются более внимательно, и тут, как в случае с Валентином Распутиным, всплывают детали, вызывающие вопросы.

Во-первых, Вампилов родился не здесь, а в ближайшем крупном городе Черемхово. Обычная история даже для нынешних времен: рожают там, где лучше условия и выше квалификация медицинского персонала.

А малой своей родиной писатель считал село Аларь, где жили его родители до переезда в Кутулик. Кстати, и район называется Аларским, хотя центром его сейчас является Кутулик.

В самом райцентре драматурга помнят: есть его музей, улица, памятник… Но особо удивило то, что имеется кафе «Старший сын». Вот о нем и поговорим, потому что оно необычное и не только названием, взятым из одной из самых известных пьес Вампилова.

Внутри оно немного напоминает музей — есть портрет литератора с биографической справкой. Интерьер оформлен в едином стиле, и все нам тут напоминает о «Старшем сыне».

Конечно, название, не имело бы никакого значения, если бы заведение не придерживалось высоких стандартов во всем, и потому оно очень популярно как у местных, так и у проезжего люда.

Очень необычное выражение уважения к своему знаменитому земляку.

Собственно, на этом и собирался закончить рассказ об этом небольшом путешествии, но задумался вот о чем: Валентин Распутин и Александр Вампилов имеют много общего. Они родились в один год (1937) в местностях, далеких от цивилизаций, но красивых, и, как кажется мне, это не случайно.

Судьба их все-таки свела в Иркутске в одном университете. Они учились в одних и тех же аудиториях, ходили по одинаковым редакционным коридорам. И дружили, судя по статьям Распутина, в которых он вспоминает о Вампилове.

Они пробились на самый верх советской и российской литературы и являются самыми узнаваемыми писателями Иркутской области, а возможно и России.

Жизненный путь у них вышел разным. Вампилов ушел на взлете, а Распутин пережил осень патриарха. Но память о них живет. К слову, она разная. Александру уже стоят памятники в Москве, Иркутске (лучший, на мой взгляд), Черемхово и Кутулике (не считая посмертных), а Распутину еще не поставили — может, еще срок не пришел. Зато именами их названо много что, даже космические объекты. И это хорошо. Но они были последними — вряд ли нынешние писатели удостоятся схожих почестей.

PS. Поездка хоть и казалась легкой, но закончилась весьма неожиданно. В Иркутск мы вернулись с пробитым задним амортизатором и сильной протечкой двигателя — дизелем стало сильно вонять в салоне. В бывшем официальном автоцентре «Тойоты» нас почти приговорили к смерти. Накрылось, таким образом, наше большое путешествие по Монголии, а мы планировали оказаться в ее столице в начале сентября, где, несомненно, пересеклись бы с Президентом России.

К счастью, существуют и альтернативы центру Тойоты. После серьезного ремонта наш Прадик вновь готов к землепроходческим подвигам: обкатаем его немного и опять куда-нибудь рванем далеко.