|
Давно была идея съездить в Кыргызстан на машине и тут покататься по всяким красивым местам. Совместить отдых и работу. Покупка второй машины придала мне решимости эту идею реализовать. Сначала желание поехать со мной выразила любимая жена, а потом и сын. Ну и логично в состав экипажа попала собака-шпиц по кличке Киса.
Накануне поездки ехал в такси в Новосибирске как раз с водителем-киргизом и спросил у него: есть какие-то нюансы поездки такой, по какой дороге лучше ехать, сколько времени займет дорога и т. д. Он меня заверил, что особых проблем нет, надо ехать через Павлодар и Караганду (ну, собственно, навигатор мне так и показывал дорогу), расстояние 2200 км, он проезжает за 15 часов (навигатор честно предупреждал, что 1 сутки и 3 часа). Ну, и эта беседа придала мне решимости.
Еще специально для поездки я купил 18-е диски и поставил резину АТ Hankook Dynapro AT2- 265/65/18, размер как у моего Тахо. Родные диски на 19 и откровенно шоссейная резина для моих условий эксплуатации просто не подходили.
Еще я сильно переживал по поводу размеров багажника и не был уверен, что все вещи туда поместятся, и поэтому поставил автобокс на крышу . Но, к моему удивлению, все чемоданы поместились и автобокс ездит пустой.
Выехали в субботу утром. Довольно быстро по территории Новосибирской области по Ордынской трассе в направлении на город Карасук (часов за 5) добрались до погранперехода Павловка. На российской стороне, пока ждали въезда в зону оформления, я успел оформить годовое ОСАГО анлимитед на территории Казахстана. Во-первых, сэкономил время, во-вторых, расплатился рублями. ОСАГО обошлось около 10000 руб., в России анлимитед мне обходится в два раза дороже. Да, еще перед въездом на территорию соседнего государства залил полный бак, чтобы на трассе не останавливаться.
Что касается перехода границы, то прошли довольно быстро. На российской стороне (и больше нигде дальше), просили вытащить чемоданы и открыть их. Интерес вызвали только дроны. Оказалось, что с прошлого года дроны попали в продукцию двойного назначения и их вывоз ограничен. Вывозить нельзя дрон, если полетное время превышает 30 минут. Неважно это экспорт, вывоз товарной партии или перемещение дронов для личного пользования. Пришлось таможеннику на первый мой дрон искать характеристики в инете. Оказалось, что DJI FPV летает 20 минут, на мавик он сказал так, да этот маленький, значит, еще меньше летает, а на самосборные даже уже смотреть не стал. Вывез в итоге.
На казахской стороне, просто спросили куда едем, я сказал, что отдыхать на Иссык-Куль и, когда увидели, что я с семьей, просто попросили открыть багажник и ничего не стали смотреть, ни чемоданы, ни бардачки.
Супруга ужасно переживала о том, как пройдет границу собака. Так вот собака и ее документы вообще никого не заинтересовали. Правда, приходилось весь переход держать ее на руках, поскольку оказалось, что наша мелкая Киса терпеть не может людей в форме и особенно ей не нравится, когда они засовывают свои морды и клешни на территорию ее стаи (т. е. в машину). Дорога от погранперехода Павловка до Павлодара примечательна полным отсутствием гайцев и камер. Ехать по ней можно сколько машина позволяет.
Павлодар — это первое место после въезда в Казахстан, где встречается банкомат, и если у вас есть карта какого иностранного банка, то тут можно снять тенге. Я лично делаю это в ТЦ имени какого-то Батыра (он тут вообще, наверное, один такой на всю деревню, так что спутать невозможно). Тут же можно и прилично поесть.
Из Павлодара мой путь лежал в Караганду. Часть пути проезжаешь по трассе Астана — Павлодар. Это автобан по две полосы в каждую сторону с бетонным разделителем. Как оказалось позже, это платная дорога, но при въезде на нее пункт оплаты не работал, а съехали с нее мы задолго до Астаны. Заправки встречаются редко, так что лучше выезжать с полным баком. Гайцев и камер не встречал. Едешь на круиз-контроле и скучаешь. Степь да степь кругом. Километров через 250 поворот на Караганду. Тут уже трасса повеселее: холмы вокруг, по одной полосе в каждую сторону, машин мало, гайцев и камер нет и, наверное, никогда не будет. Но вот за 100 км до Караганды начинается ремонт дороги, асфальта нет, камни, ямы, сфрезерованный асфальт, объезды. Все ползут и путаются под ногами. Именно на таких дорогах Танк показывает себя. Подвеска очень энергоемкая, а 18 АТ резина позволяет не беспокоиться о последствиях быстрой езды по камням и ямам. Там, где все ползут 20, Танк едет 60-80.
В Караганду въехали по темноте. По навигатору довольно просто нашли квартиру, арендованную через booknig. Про Караганду особо рассказать нечего, кроме того, что там очень мало оказалось заведений общепита. Особенно тех, в которых в 9 утра можно было бы позавтракать, а в 21 вечера поужинать.
На следующее утро выдвинулись по направлению к Алматы.
Навигатор показывал, что ближайший населенный пункт на трассе будет Балхаш, это 460 км от Караганды. На всякий случай залил полный бак и не ошибся. На всем перегоне заправок практически не было. Как и каких-либо других объектов придорожной инфраструктуры: туалетов, кафе, стоянок для отдыха. Нам очень не повезло с погодой. Температура упала до +6, и дул какой-то безумной силы боковой ветер. Встречные фуры ехали заметно наклоненными. Думаю, что зимой на гололеде такой силы ветер мог бы запросто сдуть с трассы. С трудом где- то в середине пути нашли место, где можно съехать с трассы и отлить. Ветер просто пипиську из рук вырывал.
Трасса активно строится и ремонтируется. Местами открыта полностью, по две полосы идеального асфальта в каждую сторону и разделитель. Очень много временных дорожных знаков, ограничивающих скорость и постоянно для движения открыта то одна, то другая сторона дороги. Ехать по знакам по незнакомой трассе это оказалось реально очень тяжело психологически.
И вот, несмотря на такую погоду, отсутствие населенных пунктов — на трассе очень-очень много работников жезла и радара. Чаще всего их видно издалека. Меня остановили два раза. Первый раз в какой-то мелкой деревне. Ведется строительство дороги, широкая полоса, по которой могу одновременно ехать автомобили в два ряда. Встречка отделена сплошной. Перед мной едет трал, который начинает перестраиваться к обочине с намерением повернуть направо на ближайшем перекрестке. Когда он полностью освобождает передо мной полосу, я немного ускоряюсь, глядя на спидометр, чтобы не превысить 60 км, и его опережаю. В 100 метрах за перекрестком на встречке стоит машина с эцилопами, из которой при моем приближении выскакивает один и машет мне руками, не дилдой (жезлом), а руками. Останавливаюсь. Надо сказать, что у казахстанских, что у кыргызстанских тружеников дилдо и радара одна неприятная особенность — они засовывают в салон голову и протягивают руку для рукопожатия со словами: «здравствуй, брат». «Почему обгонете там, где обгон запрещен?» Не обгонял, говорю. Пошли к нему в машину. Он на своем чудо-регистраторе показывает запись, где видно, как я опережаю трал. Съездили, посмотрели, что да в зоне действия знака. Потом говорю: «Ну, я же на встречку не выезжал». Прошу у них ПДД казахстанские. Кое-как нашли. Стал искать определение, что такое обгон у них. И тут — сюрприз. По нашим ПДД обгон — это когда был выезд на встречку, а по их — любое опережение, связанное с выездом из занимаемой полосы (ну, как у нас раньше было). Показал запись с регистратора на своей машине, там видно, что не было перестроения. Короче, за это нарушение у них изъятие прав. «Щас составляем протокол, вы можете написать, что вы не согласны, на суде через 3 дня покажете свою запись». Такая задержка в мои планы не входила. Поэтому пришло время вспомнить о родстве. Говорю: «Ладно, брат, жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше. У вас запись в машине ведется?» Эцилоп говорит своему подельнику: «Выключи запись». Достает телефон и набирает в калькуляторе цифру «30». Говорю — в тенге? (курс 1 к 5 — 6000 по нашему). Нет, говорит, в рублях.
«Нет налички столько, брат, мне еще до Бишкека ехать, российские карты у вас тут не работают. Давай 10».
Короче, за 10К руб я получил свои права взад и поехал дальше.
К слову, страховка ОСАГО и техосмотр, который я на всякий случай сделал в РФ, их не интересовали.
Доехали до Балхаша. Там ветер уже перешел в пыльную бурю. Заправились. Поели дорого и невкусно в каком-то дерьмовом кафе и поехали дальше. Километров 100 после Балхаша была идеальная свежепостроенная дорога. Едешь на круиз-контроле и слушаешь шум ветра от багажника. Да, кстати, оказалось, что на сильном ветру капот у танка 500 заметно вибрирует. Даже останавливался и проверял закрыт ли он. Потом снова начался ремонт дороги, временные дорожные знаки, одна сторона дороги открыта, другая закрыта. Ограничения 40, хотя на танке можно ехать 100. Короче, в один из таких моментов я смотрю в зеркало заднего вида и вижу, меня догоняет эцилоп со включенной цветомузыкой. Я резко сбрасываю скорость, он включает свое «мяу-мяу». Я останавливаюсь. Подходит «брат», засовывает в машину руку и голову со словами «здравствуй, брат». Я ему в ответ: «Шолом, брат».
— Что-то вы быстро ехали.
— А сколько вы намеряли?
—Пройдемте со мной, покажу.
Проходим к его шкоде. Сажусь на заднее сидение, там на пассажирском сидит вполне довольный жизнью капитан.
— А что же вы сплошную линию разметки пересекаете?
— Я? Да не может быть? Скорость вот еще мог нарушить, а разметка ну это же харам.
Тут он берет в руки камеру или видеорегистратор (не знаю, как это правильно назвать) и показывает мне запись. Знак 40, я еду 80, по моей стороне дороге движение заканчивается, впереди ремонт, надо перестроиться на левую половину дороги. Я, не снижая скорости, перестраиваюсь и в последний момент задним левым колесом наезжаю на сплошную линию разметки. Я не знаю, сколько он за мной ехал, чтобы поймать меня, но минут 5-10 точно.
Короче, тут тоже поизучали вместе ПДД, что у них об этом говорит, и вот снова «сюрприз»: с 6 мая 2024 года за это тоже лишение.
Ну, все по-новой. «Жить, брат, хорошо, а хорошо жить еще лучше. Давай, чтобы всем было хорошо». Опять 10К руб. Но, правда, за превышение скорости мне тоже штраф выписал. Постановление на месте не выдают. Все оформляется через планшет. Сказал, что когда выезжать будете, то сможете в Кордае оплатить. Но поскольку Кордай проходили в 2 часа ночи, то я про эту хрень забыл. Пришлось на следующий день звонить другу в Алматы и просить помочь. Оказалось, что постановление оформляется на номер паспорта, который ты им предъявишь, и можно его в приложении казахского банка по номеру паспорта найти и потом оплатить. Он оплатил, а я ему деньги перевел.
Должен сказать, что на казахских стражей беспорядка я потратил больше, чем на бензин в этой поездке.
Да, конечно, я нарушил ПДД и именно поэтому меня и остановили. Но, в отличие от российских сотрудников, казахстанские ведут себя как голодные шакалы. Если к ним попала в лапы добыча, то надо выжать из нее по максимуму.
Я езжу уже 30 лет и даже не вспомню, когда в РФ мне приходилось на дороге договариваться и давать премию на месте. Количество патрулей на дорогах снизилось до нуля. Крайний раз меня остановили в апреле 2024 на объездной дороге в Омске, когда я ехал на новом Танке из Тюмени в Новосибирск без номеров. Машину я брал в лизинг на юрморду. Сотрудник посмотрел все документы и говорит: «А вы какое отношение имеете к компании, которая якобы купила машину?» Оказалось, что свой экземпляр договора лизинга я не подписал. «Дайте-ка посмотрю», — говорю. Он протягивает мне договор, я достаю печать, ставлю печать, расписываюсь и говорю: «Ну вот теперь у Вас точно нет сомнений, что это моя подпись в договоре стоит». Он посмеялся, пожелал хорошей дороги, и мы расстались. Если меня и останавливают, то я всегда предлагаю: «Господин инспектор, а давайте ограничимся предупреждением?» И в большинстве случае это срабатывает.
После того как закончилось озеро Балхаш, мы свернули с трассы, ведущей на Алматы на дорогу на Толе-Би и Шу. До Шу дорога была идеальная, мало машин, красивые пейзажи (прямо предгорья Алтая, Солонешинский район).
Патрули навстречу встречались. Доехали до Шу, и тут навигатор говорит: поворачивайте в Шу на какую-то проселочную дорогу. Я сначала не поверил. Остановился и стал проверять маршрут, но нет, машины туда поворачивают. Решил объехать это въезд в Шу по объездной дороге, вроде как шоссе. Поехал, сделал крюк километров 10 и уперся в перекопанную дорогу. Этот въезд в Шу по шоссе перекрыт. ХЗ почему. Но обваловку сделали очень тщательно, в темноте решил не рисковать и поехал обратно. В Шу дороги просто жесть. Они настолько разбитые, что я просто не знаю с чем сравнить.
Навигатор упорно показывает, что мы едем правильно. Выезжаем из Шу в сторону Кордая. И тут вместо дороги вообще нечто невообразимое. Кажется, что после того как ее построили, ее никогда не ремонтировали. Я не знаю, по какой дороге идут фуры из Кыргызстана в РФ, но навигатор показывает, что ехать надо именно тут. Участок от Шу до Кайнар протяженность километров 60. Все тут едут 30. Танк ехал 60, а было уже 23 часа и очень темно. Но, проехав уже почти 1000 км с утра, физически было очень тяжело. Пришлось посадить жену за руль. Дальше ехали медленно и спокойно. До Кордая добрались в 1 час ночи. Очередь на таможне около часа. Ни на казахской, ни на кыргызской стороне никто не стал досматривать машину — просто внешний осмотр. Фраза, что «едешь отдыхать на Иссык-Куль» снижает интерес: «А, руссо туристо...» — что с него взять, даже на Турцию у бедолаги денег нет. На кыргызской стороне, кстати, всегда лояльно досмотр. А если на казахстанской начинается: «вот щас на рентген давай машину или чемоданы вытащи и открой», то 500 руб. или сом помогают утратить интерес.
Прошли Кордай, выехали в Бишкек. Я полагал, что в незнакомом городе буду за рулем чувствовать себя дискомфортно, тем более ночью. Но оказалось, что навигация на большом экране Танка это вещь!!! Вот реально. Просто нет слов, чтобы описать насколько это удобно и офигенно.
Бишкек — это город, который очень полюбил. В Караганде там была проблема вечером и утром где поесть? В Бишкеке проблема: выбрать где поесть. Очень много заведений общепита. Многие работают круглосуточно. Везде готовят очень хорошо. Разница только в цене и в пафосе. И вот в 2 часа ночи мы остановились около какой-то круглосуточной ашканы (столовки по-нашему), поели плов и свежеприготовленный шашлык на углях. Это был лучший ужин за последнюю неделю.
Вождение по Бишкеку. Бишкек очень правильно спланирован, как тетрадный лист в клеточку. Тут очень легко ориентироваться. Камер очень много. Много сотрудников милиции на дороге работают. Местные правил не знают, ездят по понятиям. Вежливости ноль. Если стал не в тот ряд, то х.. пропустят. Зная это, сами лезут внаглую. Повороты зачем показывать? Лампочки надо беречь.
Дней через 5 после приезда в Бишкек, когда закончили в городе дела, решили поехать на Иссык-Куль. Только отъехали от дома, как после одного из перекрестков тормозит сотрудник. Снова голова и клешня в машину: «Здравствуй, брат».
«Салам».
Стал проверять, нет ли у меня неоплаченных штрафов. Оказалось, что пару дней назад ездил в таможню в Манас и поймал превышение скорости на камеру 12 км/ч. Штраф 1000 сом. Вот, кстати, адрес сайта, на котором можно проверить штрафы, выписанные камерами: tolom.kg .
—Если у вас есть неоплаченные штрафы, то я имею право поставить ваш автомобиль на штрафстоянку. Но вы же не знали, правда?
— Не знал, конечно, брат.
— Ну вот, теперь знаешь, брат. Поэтому дай от души 200 сом, если не жалко, и езжай.
— Конечно, брат, рахмат.
Сел я в машину, достал бумажник, снова голова с рукой залазит в окно и, не стесняясь пассажиров, принимает 200 сом (2,2 доллара). Вот люблю я Кыргызстан за то, что тут такие отзывчивые и всегда готовые пойти тебе навстречу люди.
Поехал и стал звонить своему юристу. Он мне сказал, что, чтобы оплатить штраф, надо ехать в гор ГАИ на Гоголя 22 и там получить постановление. Поехал я туда. Получил постановление в течение 10 минут и тут же по номеру постановления через приложение банка оплатил. После этого со спокойной душой поехали на Иссык-Куль. По знакам. Камер на трассе много, нарушать расхотелось.
В Кыргызстане, если оплатить штраф в течение 30 дней с момента ПОЛУЧЕНИЯ постановления, то скидка 70%. Этот момент надо учитывать, когда тебе объявляют сумму штрафа, а ты хочешь договориться на месте.
Что кыргызские, что казахстанские эцилопы цитируют ПДД точно так же, как поручик Ржевский в известном анекдоте пересказал каламбур: «Плывет баржа на ней 100 человек и у всех сифилис». Так мне капитан милиции цитировал ПДД: «В правилах написано, что после того как выпил нельзя садиться за руль 72 часа».
В Кыргызстане есть что посмотреть и куда съездить. Если у меня останется еще терпение, то я обязательно опишу все, что посетил, более подробно. Просто цель рассказа сейчас другая.
Иссык-Куль. Ну, большое озеро. Очень синее. Прекрасный вид. Говорят, соленое — не пробовал на вкус, не знаю. Это странно, но, хотя это единственный приличный водоем в Кыргызстане, тут вы не найдете марин, не видно яхт, гидроциклов, катеров. Я за все время поездки не видел ни одной машины с прицепом, на котором была бы какая-то техника для отдыха. Похоже, если у человека тут есть деньги, то тратятся они на что-то другое: может, пятая квартира, четвертая машина, второй подбородок, третье пузо и т. д.
Места вокруг, конечно, очень красивые — есть и куда съездить и где погулять. Если туда ехать отдыхать, то, на мой взгляд, надо снимать коттедж без соседей, иначе спать будет невозможно. Ну и готовить самим. Я даже не про цены в кафешках местных, а про обслуживание и время ожидания своего заказа. Тут отношение к гостям такое: уйдешь ты — на твое место придет другой лошара-турист. Так зачем стараться. Хотя к качеству еды вопросов нет.
Едем обратно с Иссык-Куля в Бишкек. Въезжаем в Бомское ущелье. Дорога петляет. Еду на круизе разрешенные 95. Впереди поворот. За ним сразу стоит знак 70. За знаком метрах в 30 автомобиль с эцилопами. Тормозят. Подходит лейтенат. Снова: «Шолом, брат. Вы превысили скорость на 25 км/ч. Штраф 3000 сом». Я ему: «На месте можно же оплатить?» Он мне в ответ: «Пройдите к машине». Выхожу. Подхожу. На пассажирском сидит капитан. Повторяет мне про штраф. Я ему предлагаю оплатить на месте. Он: «1500 сом давайте». Я ему: «Я со скидкой 70% оплачу этот штраф. Давайте 1000 сом». Он соглашается. Берет тысячу и через плечо кидает ее на заднее сидение.
Я уже собираюсь уходить, а он мне такой:
— А дуньте в алкотестер.
— Я думал, мы договорились?
— За скорость да, а по алкоголю нет.
— Ладно, давай свой алкотестер и свидетельство о поверке.
— Вот алкотестер, — и делает вид, что что-то ищет в бумагах.
Я дую в алкотестер, и он пищит. ))) Перестает искать свидетельство о поверке и строгим голосом спрашивает:
— О, да у вас остаточные явления! Что вчера пили?
— Да я вообще не пью, сердце не позволяет. Что там с документами на алкотестер?
— Есть, есть документы, не переживайте. Если не доверяете результатам, то можем проехать на освидетельствование в медучреждение.
— Я не пил, поехали.
Он вызывает сотрудника, который меня остановил, и говорит тому повезти меня на освидетельствование. Я подхожу к своей машине, говорю жене, что сейчас поедем на медосвидетельствование, чтобы она садилась за руль и ехала за нами. Сажусь во вторую машину милицейскую, и трогаемся. Жена едет за нами.
«Ну признайтесь, что пили вчера. Вчера же праздник был, Той!» Тут я начинаю ему жаловаться на сердце, слабое здоровье и что вообще не пью. Должен сказать, что я, действительно, не пил вообще ничего несколько дней, поэтому был уверен в результате. Проезжаем еще метров 200, у него звонит телефон. Он слушает и что-то там мычит в трубку. Потом выключает телефон и мне говорит: «Ну я вижу, что вы не пили, раз вы так уверенно говорите. Придется мне вас отпустить. Счастливого пути и не нарушайте». И отдает мне документы. Останавливает машину. Я выхожу и пересаживаюсь в свою машину. Мы разворачиваемся и едем дальше уже без всяких приключений.
Из разговоров с местными я позже узнал, что это такой аттракцион для туристов. Документов на алкотестер у ментов нет. Как правило, никто не соглашается поехать на освидетельствование и платят. Если предлагают дунуть в алкотестер, то надо выводить всю семью из машины и чтобы они по очереди дули, включая детей — алкотестер будет пищать на всех, а кто-то чтобы все это снимал на камеру. На этом аттракцион заканчивается.
Когда мы вернулись в Бишкек, то я понял, что как-то устал от общения с эцилопами и пока не готов возвращаться в РФ на машине. Поэтому было решено оставить машину на подземной парковке и вернуться в РФ на аэроплане. В июле снова лечу в Бишкек в том числе. Покататься по Кыргызстану и уже потом вернемся на машине в РФ. Так что история не закончилась.