|
Маршрут: Таганрог — Коса Беглицкая — Таганрог
Приветствую всех читателей, писателей и автотуристов раздела «Автопутешествия»! Собирался разместить здесь несколько отчётов о наших семейных поездках на автомобиле к морям и горам, но слегка закопался с большим объёмом воспоминаний и эмоций, полученных в них. И тут произошла эта спонтанная вылазка, о которой захотелось рассказать прямо по горячим следам, но выпадающая из хронологической последовательности моих будущих отчётов. Сразу оговорюсь, что этот отчёт, как и все последующие, я бы адресовал молодым и начинающим испытателям всевозможных неасфальтовых маршрутов, желающих попробовать заехать на своей технике в интересные места, но не имеющих ещё никакого опыта езды вне асфальта. Этот отчёт полностью посвящён лишь одному выезду недалеко от дома и наполнен описаниями, связанными с преодолением лёгкого бездорожья. В следующих отчётах такие описания будут служить лишь связующим звеном при повествовании о тех или иных интересных местах. Скажу, что, если лет десять назад мне удалось бы прочесть что-то подобное, то это намного бы упростило мне освоение дисциплины «еду туда, куда хочу». Матёрые «жыперы», поведшиеся на заглавное фото, в этом месте текста улыбаются и уходят со страницы… Ну, а мы — ключ в замок зажигания, запуск!
Тема для будущих отчётов «Палаточных слушателей воды». В качестве анонса.
Закончились новогодние каникулы, оставив в ощущениях, как это обычно бывает, какую-то грустную ноту чего-то ушедшего, нереализованного, упущенного. Скорее всего, эта грусть возникает из-за бездарно потраченного времени на этих каникулах на фоне постоянного его недостатка в течение года. Ну и ладно. Сон, по мнению одного хорошего врача, это лучший отдых. Но была и весомая причина, по которой каникулы превратились в лежаче-диванный трип с ежедневным просмотром советской многосерийки «Долгая дорога в дюнах», — погода. Она радовала своей таганрогской обыденностью — туманы дожди и слякоть. Поэтому, отдохнув на каникулах и даже успев мимолётом переболеть одним из многочисленных вирусов, всё же пришлось возвращаться на рельсы повседневности. Но тут погода, будто взглянув в календарь, спохватилась: насыпало снега, проскакивал «сильный» по таганрогским меркам, мороз. Впереди были солнечные, морозные выходные, совпавшие со Старым Новым годом.
«А поехали на Беглицу!» Предложение жены субботним утром показалось мне одновременно и захватывающим и авантюрным.
Беглицкая коса. Азовское море, Таганрогский залив. Лето.
Зимой мы там никогда не были, что там с дорогами — не понятно. К тому же имелся один живописный участок, по которому мне очень хотелось проехать на автомобиле для укрепления собственных «жыперских» амбиций. Летом мы неоднократно проезжали это место на велосипедах, ну а зимой, подумал я, можно сунуться туда и на Герасике (Suzuki GV 2.4 МТ). Ведь ездят же люди зимой и на п/о Рыбачий, и на плато Бермамыт и ещё бог знает куда. А тут просто родной берег Таганрогского залива.
Пляж проезжаем, хорошо видно колею.
Вид с высоты. Promturist уже проехал здесь. Фото из Сети.
Тем более, всю неделю стоял устойчивый минус, а сегодня ночью температура опускалась ниже десяти градусов. Яркий солнечный день после хмурых новогодних каникул прямо призывал совершить выезд выходного дня.
Как говорится, едешь на час — бери на сутки, едешь на сутки — бери на неделю. Оделись потеплее, на море может быть ветрено. В термосе заварили чай с сахаром, купили пару плиток шоколада и печенье. Не поленился, заехал в гараж и взял хайджек с пауком и платформой, шакл-сумку с разными дорожными полезностями, лебёдку, лопату, дефлятор, горелку. Добавил топлива в машину до половины бака. В рюкзак бросил два фонаря, рации, комплект батареек, навигатор. Многовато для часового выезда с целью попить чаю на берегу замерзающего моря. Но пусть эти вещи скатаются с нами туда-сюда и не пригодятся, чем я, в случае чего, буду сокрушаться, что всё это осталось лежать где-то на тёплых домашних полках.
Бобрик — наша собака (корги пемброк, по паспорту Ньютон) — за любой кипиш, лишь бы гулять, поэтому он тоже занимает своё законное место на заднем коврике. Выезжаем и движемся вдоль прибрежных хуторов и сёл, любуемся приятному новогоднему убранству домов вдоль дороги. В передних двориках некоторых хозяйств наряжены пушистые ели, в других гирлянды пущены по всему контуру фасада домов, и ночью это выглядит великолепно.
Беглицкая коса — место необыкновенное. Расположившись на Азовском море, в 25км от Таганрога, в устье Миусского лимана и образовав плавную дугу широкого песчаного пляжа, коса как будто ладонью заслоняет от моря огромную территорию влажного луга на западе и образует лагуну на своей восточной оконечности. Летом в этой лагуне кишит жизнь, но людям, далёких от рыболовства, до этого нет особого дела. Немногочисленные отдыхающие, забредшие на берег косы летом, довольствуются жарящими солнечными ваннами на ослепительном песке. Нормально искупаться в этом месте не получится — глубина максимум по пояс на удалении 100 м. Зато за детишек не страшно. Таков Таганрогский залив. Благодаря ветрам и воде на этом месте, я неоднократно встречал кайтсёрферов, а с западного высокого глиняного берега сигают в сторону воды парапланеристы. Историческая часть представлена старыми рыбацкими сооружениями и действующим маяком.
Пляж Беглицкой косы. Весенняя веловылазка друзей.
Типичный представитель местной фауны.
Восхитительный пейзаж открытого моря, открывающегося с пустынного пляжа косы, никогда не оставлял нас равнодушными. Осенью, стравив шины и ходом проскакивая по песчаному пляжу в сторону маяка, мы приезжаем сюда даже на переднем приводе, специально послушать чаек. Они десятками собираются в свой птичий базар и, медленно покачиваясь на волнах подальше от берега, устраивают свой «КВН». Их крик, похожий на заливистый смех баб-торговок, вызывает у нас неподдельный восторг.
Но зимой мы едем сюда впервые. Съехав с асфальта в одноимённом селе, спускаемся с высокого косогора на грунтовку, проложенную по лугу косы, и двигаемся в сторону пляжа. Грунтовка изрезана колеями и присыпана мягким снежком. Стараюсь ехать вразрез колеи, но кто-то до этого поступал также, набив новую. Всё это дело замёрзло и хорошо держит автомобиль. Достигаем пляжа.
Море поддёрнуто тонким льдом, но ближе к линии горизонта, ярко отсвечивает солнечным бликом еще незамёрзшая, чистая вода. Пока есть время до наступления темноты, хочу продолжить движение по заснеженному пляжу в западном направлении к живописному глинистому обрыву. Травлюсь до 1,2 атм. и на понижайке пробуем двигаться по неизведанной поверхности. После нескольких десятков метров становится понятно, что заснеженный песок подмерз и твёрд, а снежный наст у кромки льда залива достаточно прочен. Иногда приходиться совершать объезды прибрежной растительности по целине, но трудностей Герасик не испытывает. В тёплое время на этом маршруте, даже обозначенном на карте пунктиром, встречаются внедорожники отдыхающих и рыбаков. Доезжаем до обрыва.
Дальше никто не ездил, следов нет.
Если проехать дальше по узкой полоске берега, зажатой между кромкой воды и глиняной горой, то окажешься на месте останков Семёновской крепости и бухты недостроенного нового таганрогского порта.
Западная оконечность косы и «новый порт». Май.
Этот участок мы легко проезжали на велосипедах, но идея проехать его на Герасике возникала каждый раз, когда я оказывался здесь снова.
Следы на снегу от чужого протектора дальше не шли и разворачивались как раз у начала обрыва. Но иллюзия повсеместно замёрзшего грунта в совокупности с лёгким до этого продвижением Герасика подталкивали к авантюре. Легко пришло решение, что можно ехать, пока не упрёшься в «психологическое ограничение проходимости». После этого можно будет развернуться и поехать назад.
Начинаю движение, держась как-бы подальше от горы, но не сильно подползая к кромке льда. Машина идёт уверенно. Проезжаем метров 150, и тут я ощущаю, как снежный наст проваливается, Герасик кренится на левый бок и, немного буксанув, останавливается. Пробую задний ход — снова небольшой букс утягивающий плоскость капота ещё на уровень «минус 10 см» с большим креном, и теперь я даже дверь не могу открыть.
Ничего серьёзного. Сейчас поедем…
Вначале я решил, что это просто провал снежного наста и сейчас, немного подкопав снег и освободив колёса, я выеду без труда. Спокойно достаю продуманно взятую лопату и приступаю к расчистке снега. И тут открывается неутешительная картина всего трабла — под провалившимся снегом лежит жирная, мокрая глина. Переднее левое колесо уже отрыло себе яму в ней, частично приложив пузо Герасика на снежный наст.
Надежда проехать по берегу мечты буквально провалилась.
Эта коварная глина на песчаном пляже результат подмыва морем и обвала высокого берега. Про эту особенность этого места я знал, но посчитал, что это всё уже должно превратиться в замёрзший камень. Однако недавний осенний нагон морской воды сильно напитал влагой эти глиняные обвалы и спровоцировал новые, а свежевыпавший снег стал своеобразным теплоизолятором, сохранивший её в полужидком состоянии.
Причудливая деформация льдом снежного наста.
Раскопки с применением шанцевого инструмента и даже мускульной силы помощников не продвинули нас к освобождению, а осторожные попытки выезда с неизбежным буксом только усугубили положение. Настало время опробовать более серьёзный инструмент. Хайджек у меня базовый — на 1200 мм. Машина гражданская, без всяких силовых бамперов и дуг. Подъём в подобных случаях предполагался за диск колеса с помощью самодельного паука (лифтмэйт). Поскольку колёсные диски тоже самые гражданские, захват их пауком происходит не крючками, а через короткие мягкие стропы, которые обматывают спицы диска и цепляются за крюки паука. В экспериментальных тепличных условиях технология была отработана, и теперь настало время опробовать её в суровой реальности. Вот только свои «фирменные» доски для подкладывания под поднятое колесо я не взял. Жена быстро сообразила, чем она может ещё мне помочь и убежала с Бобриком искать что-нибудь по берегу. Пока я расчищал снег вокруг колеса, боролся с налипающей на лопату глиной и пробовал установить хайджек, Женя притащила две палки разной длины, — какие-то остатки от рыбацкой лодки, и небольшой брусок квадратного сечения. Диск колеса частично облепился глиной, забив промежутки между спицами, и это очень усложнило обмотку их короткими стропами.
Внедорожный инструмент в работе.
Когда я начал подъём, обнаружилось, что моя самодельная платформа под подпятник хайджека, с каждым качком ручки, нехило так уходит в недра мокрой глины. Саму рейку начало опасно кренить в сторону крыла. В общем, требовалось приспособиться и немного перекурить. Пока пили горячий чай, замечаю, что солнце неминуемо приближается к водной глади где-то в стороне Ейска.
Наступление темноты неминуемо.
Надо бы активизироваться и выбраться из этого плена до темноты. Из-за нестандартных задач, которые приходится решать сразу, резервы по энергетическим запасам быстро растрачиваются. После небольшого перерыва замечаю, что грунт под платформой как будто уплотнился, и стало возможно поднять колесо на большую высоту, чтобы можно было подсунуть под него брусок и длинную палку. С задним колесом опрометчиво решил не возиться. Подкладываю резиновые коврики под правые колёса, опускаю переднее на палки и пробую выезжать. Герасик вначале идёт хорошо. Но из-за слегка выкрученного руля его заднее колесо упирается в кромку своей собственной колеи и снова, немного буксанув, закапывается, присаживаясь на задний редуктор. Повторные попытки с откатом вперёд и желанием набрать хоть какую-то инерцию, только ухудшают положение. От резиновых ковриков, по ощущениям, эффект тоже слабый. Их просто вышвыривает из-под буксующего колеса. Думаю, их целесообразно применять только в песке.
Первая попытка выезда заканчивается провалом.
Лифтую. Помощник верит в наши силы.
Пристраиваю хайджек к заднему колесу, и тут выясняется что глина, застрявшая между спицами, успела замёрзнуть, закупорив все возможные щели для продевания и обмотки спицы вспомогательным стропом. Сапёрская лопата помогла не сильно, да и бить её лезвием по легкосплавному диску рука не поднимается. Пробую ковырять эту окаменевшую «скульптуру» отвёрткой, да куда там! Беру газовую горелку и начинаю греть это хозяйство, пытаясь растопить лёд, связавший глину, попутно понимая, что это уже больше похоже на какой-то гончарный обжиг.
Солнце постепенно окунается в море, начинает смеркаться. Для подсвечивания места проведения работ уже задействован фонарь на магнитном подвесе, промокшие перчатки заменены на прорезиненные, жена начала подмерзать и была срочно эвакуирована в тёплый салон. Бобрик, нарезвившись и нагулявшись вдоволь, теперь при каждых моих приседаниях ластится и старается всем видом показать, что уже достаточно тут рыть ямки и надо бы возвращаться домой. Тихо поскуливая, он тоже начал испытывать неудобства, и поэтому был пущен в салон к Жене. Я остался один на один со своей авантюрой.
Пёсель нагулялся и хочет домой.
К наступлению полной темноты, филигранно манипулируя газом и сцеплением, удаётся таки выбраться из этой западни… чтобы, отъехав на пару метров, снова провалиться. Здравствуй, рутина! Уезжаем мы от тебя, ищем приключений на задницу, придумываем способы тебя избежать, но ты, оказывается, всё равно где-то рядом. Но не так это плохо, выполнять то, что уже хорошо знакомо. Однако условия меняются. С заходом солнца температура воздуха падает, начинает дуть холодный ветер. Диски ещё больше забиваются промокшей, быстро леденеющей грязью. Горелка на ветру оказывается почти бесполезна, и остаётся доступной лишь одна чистая спица на каждом колесе. Приходится искать разные варианты её обмотки и накидывания короткого стропа на паук хайджека. При захвате за одну спицу, действующие на упор паука силы растут и начинают отжимать боковину шины от внешнего бортика диска. Не знаю, может ли это спровоцировать выход всего воздуха из шины, или, пока она ползёт по посадочному диаметру диска и не перевалила через хаб, ничего страшного?
Внезапно от моря начинают исходить какие-то странные звуки. Потрескивания, хлопки, иногда целые очереди какого-то хруста. Жене вначале показалось, что это кто-то нетерпеливый в селе начал отмечать взрывами петард Старый Новый год. Она с фонариком вышла из машины и посветила в сторону моря. Её взволнованный крик заставил меня оглянуться. То, что я увидел, было неожиданным, страшным, но закономерным. Со стороны моря, на береговой снежный наст, будто живое существо, наползал сплошным фронтом ледяной вал.
Особенность неглубокого Азовского моря состоит в движении воды в зависимости от направления ветра. Так называемый нагон или сгон, а у рыбаков и моряков — «низовка» или «верховка». При сильных ветрах уровень воды может как подниматься (иногда до трёх метров), так и опускаться, обнажая морское дно залива на сотни метров. Происходит это не регулярно, и предугадать поведение моря можно только по прогнозам усиления и направления ветра.
Нагон воды. Приморский пляж Таганрога.
Сгон воды. Вид на Пушкинскую набережную. Люди гуляют по дну моря. Фото Игоря Чеканенко.
В тот день полуденный штиль сменился вечерним несильным юго-западным ветром и более толстый лёд с моря начал дрейфовать в сторону северного берега. Он стал теснить, напирать и ломать более тонкий прибрежный лёд, образовывая на берегу торосы. Вначале процесс шёл очень активно, но по мере накопления ледяных обломков, скорость продвижения этой волны снизилась — лёд сам создавал себе преграду для движения. Происходящие процессы в море, совместно с предпаническим состоянием жены, изменили тон моего внутреннего голоса — надо действовать активнее! Лёд при таком несильном ветре, конечно, не прижмёт нас к горе, но его обломки, выползающие на и так проблемный узенький пляжик, совсем заблокируют нам выезд.
После очередных подготовительных работ с подъёмом увязших колёс хайджеком, нам удаётся начать движение назад. Стараюсь всё делать плавно, но хочу набрать и не терять инерцию. Сдавать задом в темноте приходится почти вслепую. Магнитный фонарь, закреплённый на задней части крыши, помогает не сильно — всё сливается в белую целину. Хочется ехать по своей же колее, но её совсем не видно. Открывать дверь тоже опасно — при возможном провале машины её точно вывернет. Конечно, целесообразнее развернуться, но как это сделать в этих стеснённых условиях, да ещё с большой вероятностью провалиться снова? Машина едет, и в нашей ситуации это уже очень хороший результат, который не хочется испортить. Психологически хочется ехать подальше от моря и прижаться ближе к обрыву. Герасик перепрыгивает через крупные комья глины, скрывающиеся под снегом, качается, постанывает и вдруг со скрежетом утыкается во что-то непреодолимое, снова беспомощно буксанув левой стороной.
Пробую двигаться вперёд, но машина даже не пытается дёрнуться. В тот момент я почувствовал, как на нас троих через лобовуху посмотрело Отчаяние. Пять часов рубилова, и мы смогли отъехать только на 50 метров, чтобы застрять снова. Осматриваюсь. Получилось, что я уперся задним колесом в глиняную кучу размером с муравейник, да ещё с разгона наскочив нижней поперечиной на снежно-глиняный хребет. Естественно, под снегом в ночи, сдавая назад, я этих нюансов рельефа рассмотреть не смог.
Где наш инструмент? Вначале пытаюсь очистить пространство под днищем, но длины ручки лопаты не хватает, чтобы хорошо вогнать её в плотный промёрзший снег и глину и разрушить этот естественный домкрат, лежащий как раз под поперечиной днища аж до заднего редуктора. Тогда начинаю снова расчищать место под платформу хайджека и готовиться к подъёму колёс. В этот момент я замечаю, что в направлении, куда я сдавал назад, метрах в пяти от заднего бампера, образовался целый холм из обломков льда. Мясистый ледяной язык вытянулся из моря в этом месте, пока мы откапывались там. И как раз «муравейник» стал препятствием, который остановил и не дал мне заехать в эту кучу ледяных чипсов. Возникла новая вводная — как же теперь объехать эту преграду? Мозг начинал кипеть несмотря на девятиградусный мороз с ветром. Я решил сосредоточиться на последовательных действиях: вначале обеспечить возможность двигаться, затем аккуратный разворот в намеченном месте и в заключение поиск объезда новоявленного ледяного тороса. Полностью находясь под эмоциями, я в тот момент потерял счёт времени.
Жена вернула меня во временные рамки, трезво оценив ситуацию и предложив мне (она долго терпела) позвонить коллеге по работе в ближайшее село, с просьбой о помощи. Всё говорило о том, что такой звонок необходимо было сделать. После нашего выезда из первой ямы появилась связь, которой не было; время на часах 20:30, и скоро звонить и помогать будет просто некому — народ «уйдёт» на празднование Старого Нового года.
Вначале связались с Алексеем — местным жителем Беглицы, и он пообещал сразу выехать на своей Ниве к нам на помощь, отругав, что не позвонили раньше. Пока я занимался рутинным подъёмом хайджеком за колесо, Женя взяла фонарь и пошла по берегу ему навстречу. Когда она скрылась в темноте, перевалив через торос, я вспомнил про рацию, пожалев, что сразу не дал её жене, — до села по дороге 5 км, но это отнюдь не по парку пройтись. Впрочем, она скоро вернулась, констатируя, что сколько не смотрела в темноту, никаких автомобильных фар разглядеть не смогла. Вскоре выяснилось, что как я не объяснял по телефону, где мы находимся, Алексей принял мигание маяка за нашу аварийку и, выехав на берег, помчал в противоположную от нас сторону, где одновременно застрял и порвал ремень генератора. Но его спасательная миссия на этом не закончилась. Он позвонил своему другу Николаю и рассказал про одних сумасшедших, которые катаются на своих «жыпах» в поисках развлечений и потом тонут в болоте, а другие, нормальные люди, спешат им на помощь, но тоже застревают и ломаются. И что теперь помощь требуется всем и сразу.
Я уже занимался опусканием заднего колеса, как внезапно все пространство вокруг осветилось ярким светом. Из подъехавшего высоченного и тарахтящего дизелем ГАЗ «Садко» — наследника легендарной «Шишиги» — вышли выехавшие к нам на помощь друзья Алексея — Николай и Леонид. С удивлением осмотрев поле нашего боя, они сообщили, что в это место даже местные уже давно не суются. Из-за постоянного намокания и обвалов глиняного берега тут образовалось вязкое болото, которое может затянуть автомобили легкомысленных водителей по окна. Ну, а ледяные торосы в этом месте, при сильных ветрах, могут поглотить по самую крышу.
Собираю инструмент, попутно разматываю динамическую стропу и готовлю шаклы. Стоим мы со «спасателем» не в лучших позициях для буксировки. Поскольку я уже приподнял Герасика, решаю под патронажем ГАЗа продолжить выполнять намеченный план выезда. Медленно трогаюсь и снимаюсь с удерживающего «якоря». Доезжаю до запланированного места и разворачиваюсь. Подъезжаю к блокирующему ледяному торосу и, наметив траекторию его объезда, максимально прижавшись к стене обрыва, лавируя между валунами и бороздя снег, прорываюсь к ГАЗу. Самостоятельно! Мистика, не иначе! У жены возникло ощущение, что нас как будто не хотели отпускать и пугали какие-то Силы, и только подоспевшая помощь заставила их отпустить нас. Я тоже верю в эзотерику, однако думаю, скорее всего, нам помог усилившийся к ночи мороз, укрепивший грунт. Но семь часов преодолевать сотню метров — это, конечно, перебор для выезда выходного дня.
Немного позднее я прочитал, что по историческим свидетельствам, при высадке в этих местах в июне 1918 года морского десанта, он был окружён немцами, оккупировавшими в то время Таганрог. Пленных красных солдат вместе с местным населением немцы ставили на краю обрыва и расстреливали из пулемёта. Берега несут в себе память о тех трагических событиях и пропитаны кровью моих земляков.
Выручив нас больше психологически и оказав скорее моральную поддержку, «Садко» Николая улетает по берегу в темноту на помощь Алексею. Они местные, здесь хорошо ориентируются и знают все нюансы возможного бездорожья. Мы неспешно продвигаемся по ночному пляжу, удивляясь изменившемуся ландшафту с непрерывным валом надавленного с моря льда. Выехав на асфальт, из-за набившейся в диски глины, сразу начинает ощущаться сильное биение руля и подвески. Герасика подколбашивает как стиралку на отжиме. Больше 60 не разгоняюсь — дорога скользкая и при таком сильном дисбалансе, думаю, можно запросто потерять сцепление с покрытием, не говоря уже про нагрузку на ступичные подшипники. В Таганроге заезжаем на мойку, и я не понимаю, чего я хотел достигнуть, ковыряя отвёрткой эту мёрзлую глину — она не сразу сдаётся даже под мощной струёй водяного пистолета. Около 23:00 возвращаемся домой.
История нашей зимней вылазки на Беглицкую косу на этом не окончилась. На следующее утро мы, не сговариваясь, решаем съездить туда снова, посмотреть при дневном свете на ледяные торосы и оценить масштаб наших снежно-земельных работ. По дороге туда внезапно звонит Леонид и рассказывает трагикомическую историю спасения Алексея на Ниве. Оказывается, там было совсем всё непросто.
Пока ГАЗ ехал на помощь к нам, застрявший Алексей с порванным ремнем генератора уже начал подмерзать в районе маяка. Подъехавшие Николай и Леонид на «Садко» вытащили Ниву из снежного плена и потащили её на буксире в село. В какой-то момент буксировщик остановился, вероятно, для более точной оценки состояния дороги, и снова двинулся в путь. Эту короткую остановку Алексей расценил как своеобразный перекур и решил пойти к ребятам погреться. Не успел он открыть дверь и высунуть ногу, как буксир тронулся снова. Алексей от толчка вывалился из салона, оставив внутри один сапог. Нива, нагло переехав через ногу своего хозяина и хлопнув дверью, поехала дальше, а Алексей, в одном сапоге, бросился вдогонку за беглянкой. Так они и ехали: впереди спасательный ГАЗ, на тросе Нива с «интеллектуальным автоведением» и замыкающий эту процессию хозяин, бегущий в одних носках и пытающийся хоть немного сократить предательски растущую между ними дистанцию. После пяти минут погони, пробежав в ночи за этой процессией больше полукилометра, раненый Алексей обнаружил в своём кармане телефон и позвонил Николаю в «Садко».
«Я вас так не догоню, остановитесь…!» Вопль Алексея из трубки Николай понял не сразу. Зачем догонять, если тебя на тросе тащат? В итоге всё закончилось хорошо. Ниву Алексея дотащили штатным порядком до дома Николая, отогрели и отпоили горячим чаем.
Когда мы услышали эту историю, стало ясно, что выехали мы сюда снова не зря, и нужно, как минимум, навестить нашего пострадавшего спасателя. Нам не удалось увидеть Алексея — он отдыхал после визита к врачу — нога получила ушиб. Передав кое-какие гостинцы и поблагодарив, а скорее извинившись перед женой Алексея за случившееся, снова спускаемся на косу.
Море за эту холодную и ветреную ночь, полностью покрылось льдом, и начинающаяся метель припудрила весь окружающий ландшафт. Доезжаем до начала обрыва, оставляем машину и, пройдя вдоль склона к месту вчерашних событий, осматриваем берег. Яма, образовавшиеся от первого нашего провала и дальнейших раскопок, впечатляет глубиной, но и глина, оставшаяся без снежного покрова и бывшая вчера жидкой, замёрзла в камень. Ледяной вал, двигающийся с моря, увяз в прибрежном снеговом насте и только язык тороса, пытающийся перекрыть нам путь к отступлению и сгрудившийся ломанным льдом до уровня пояса, выглядит реально угрожающе.
Плохо видно, но справа отливает синевой язык ледяного тороса.
Возвращаемся на пляж. И вот наконец-то наступает момент, о котором мечтала Женя вчера — в умиротворении выпить горячего чая, созерцая изменчивый и неповторимый пейзаж зимнего Азовского моря.
Ну что ж, осталось подвести итоги и сделать выводы. Система хайджек плюс паук показала себя вполне работоспособной. Но для чего такие «танцы с бубнами» с этим пауком и стропами? Я преследовал цель банально не коцать нарядный легкосплавной диск захватными крючьями покупного лифтмэйта. В данном случае, на зимних модельных дисках, обмотка вспомогательным стропом за спицы, вызвала трудности не из-за способа, а из-за сложившихся условий замерзания налипшей глины. В походных условиях, на пятилучевом легкосплавном диске с большими открытыми отверстиями и в тёплое время года этот способ будет работать. Тем не менее, возиться со вспомогательными стропами можно разве что при разовых подъёмах. При необходимости более частых поддомкрачиваний целесообразно всё же применение покупного лифтмэйта со стандартными крючьями, хватающими железный диск за отверстия. Либо пускаться во все тяжкие с установкой и регистрацией силовых бамперов и домкратить за них.
Съезжая с асфальта даже на непродолжительное время, я бы порекомендовал новичкам иметь достаточный запас топлива, воды и калорийных продуктов. Из-за перемены погоды простой, на первый взгляд, маршрут может превратиться в сложнопроходимый и занять намного больше времени, чем предполагалось затратить на него изначально. В зимнее время запас тёплых вещей и обуви, спичек, зажигалок или газовой горелки для розжига, допустим, спасительного костра — важнейшая необходимость даже при движении по трассам. Только пользоваться газом в закрытых пространствах надо крайне осторожно, — угарный газ убивает незаметно. Лопату для подкопки севшего на днище автомобиля лучше выбрать с более длинной рукояткой — и выгребать легче, и рычаг больший. Ну и всякие мелочи вроде различных фонарей с заряженными аккумуляторами или батарейками, ножи, мультитулы, топорики, сапёрские лопатки, липкая лента, зажигалки и прочие «штучки выживальщика». Все эти, казалось бы, бесполезные в повседневных поездках вещи, оказываются чрезвычайно важными и способны оказать весомую помощь в затруднительных ситуациях. Не говоря уже про стандартный набор автомобилиста — буксировочный трос с шаклами и провода для «прикуривания». Что касается троса, нужно предварительно попробовать закрепить его за машину спереди и сзади. Тут возможны варианты: где-то нужно снять защитную крышку в бампере, чтобы обеспечить доступ к буксировочной проушине, где-то вынуть заглушку, чтобы вкрутить буксировочный крюк, где-то проушина выглядит совсем не явно (например, как на Suzuki SX4). Если в повседневных условиях эти вопросы никогда не решались, навряд ли в экстренной ситуации появится свободное время, чтобы изучать эти нюансы по мануалу автомобиля или искать эту информацию в Сети.
По шинам могу сказать кратко — в проходимости по мягким грунтам очень помогает стравливание давления до 1,2-0,8 атм (можно ещё ниже, но на шинах, приспособленных к этому). Шина плющится не только вширь, но и вдоль, начиная работать как гусеница. И это так же работает на моноприводных машинах. Единственное, необходимо быть осторожным при выезде из глубоких колей, чтобы не разбортировать колесо и принимать во внимание то, что при спускании шины уменьшается клиренс. Разумеется, чтобы отрегулировать давление и потом восстановить его до нормального, необходим шинный манометр и компрессор.
Поэтому, намереваясь проехать по какому-то интересному, неасфальтовому маршруту, всегда ищите баланс между своим возможностями и амбициями, правильно оценивайте свои силы, имеющийся инструмент и опыт. Никогда не отвергайте возникшего желания вернуться. Лучше использовать уверенность в возможности возвращения назад, чем применять неуверенность в продвижении вперёд. Помните, что, находясь под эмоциями или в стрессе, бывает очень непросто взять себя в руки, принять правильное решение, которое сохранит вам вашу технику, нервы и даже жизнь.
В следующих отчётах расскажу о наших автовылазках в формате палаточного отдыха. Желаю всем добра и интересных автопутешествий!