|
Не далее как тринадцать лет назад, в 2010 году, на автомобиле Дайхатсу Териос 1997 года выпуска мы проехали по маршруту: Магнитогорск — Алтай — Тува — Хакасия и обратно. Ссылка здесь: travel.drom.ru/15028/. Как ни странно, по прошествии некоторого времени, опять природная склонность к ностальгии проявилась во всей красе, и на семейном совете с женой были определены сроки и цель поездки в Сибирь на 2023 год. Общность семейных интересов немного различалась в плане непосредственно отдыха: меня интересовали элементы горного туризма, жену — элементы «матрасного» отдыха и устойчивый загар организма.
Мне, как автору идеи поездки, пришлось совместить несколько компромиссных решений согласно озвученных женой условий, в результате чего в 2022 году родился следующий маршрут, который позже был принят к исполнению: Магнитогорск — Ивановские озера — озеро Шунет — парк Ергаки — Красноярск с радиальными выездами куда получится и обратно. Про Ивановские озера я услышал много хороших отзывов в прошлой поездке на турбазе «Снежный барс». Ергаки — основная цель маршрута. Красноярск — место встречи со старым товарищем по горным и водным походам в Ак-Довураке.
Несмотря на то, что Териос до сих пор исправно возит нас по уральским лесам и горам за грибами и ягодами, в этот раз из возрастных соображений комфорта и отсутствия внедорожной составляющей для реализации задуманного был выбран Санг Енг Актион Нью, 2012 года выпуска, турбодизель, приободренный по мощности до 170 л.с., с передним приводом. Комфорт передвижения обеспечил приемистый двигатель с независимой задней подвеской и общим лифтом автомобиля на 25 мм.
Еще зимой 2022-23 года доблестные синоптики предупреждали о бесчисленных погодных аномалиях летом 2023 года, поэтому при подборке экипировки на спортивно-прогулочную часть маршрута было учтено и закуплено все необходимое снаряжение и для солнечной и для дождливой погоды. Забегая вперед, хочу отметить, что погода в Сибири в июле была очень разнообразной, пригодилось все купленное.
Как и в 2010 году, выезд был назначен на начало июля.
Итак, описываю сам маршрут:
1 день 07.07.2023 г. Выезд из Магнитогорска в 5:40 с общим направлением на Омск через Бердюжье. Омск объехали по строящейся объездной дороге (Западный обход). Выполнив дневной план поездки, остановились в отеле «Караван» в 21:40 по уральскому времени. Полуторный номер стоит 1500 рублей за 12 часов. Две кровати, телевизор, туалет, душ.
Пробег за ходовой день 1200 км.
2 день 08.07.2023 г. Выезд в 5:00. Прошли Новосибирск по Северному обходу в направлении Кемерово — Мариинск.
Менять направление на Хакасию с целью попасть на Ивановские озера (Орджоникидзевский район, поселок Приисковое) было решено из населенного пункта Верх-Чебула, куда мы благополучно прибыли к 20 часам местного времени. Заправились до полного бака, заправили в канистру 18 литров и остановились в гостинице «Флагман» (Верх-Чебула) в 20:15.
Номер «люкс»: душ с туалетом, полуторная кровать, телевизор, холодильник.
Днем во время движения несколько раз был сильный ливень. Прогноз погоды не радовал — дожди везде по Хакасии (Ивановские озера, Шира, Оленья речка-Ергаки) до вторника 11.07.2023 г. В Красноярске тоже дожди. Но утро вечера мудренее. Пробег 1000 км.
3 день 09.07.2023 г. Выезд в 4:45 местного времени через Верх-Чебула на Тисуль — Шарыпово (Березовская ГРЭС) — Ужур — Копьево — Приисковый. До Шарыпово дорога 50/50 асфальт-гравийка. Дорога от Верх-Чебула на Тисуль строится — асфальт свежий.
Местами гравийка:
Прошли Тисуль:
Здесь когда-то раскопали «тисульскую принцессу» в угольной шахте с возрастом горных пород в миллионы лет. Была в саркофаге. Сейчас саркофаг неизвестно где, принцессы нет, как и свидетелей этого мероприятия. Но Интернет помнит все. Еще одну принцессу раскопали на плато Укок на Алтае. Она есть — в музее в Горно-Алтайске. Свидетелей нет за давностью лет.
За Тисулем снова гравийка и лилейники на поляне справа от дороги. Не смогли проехать без фото.
Переезд через железную дорогу. Справа озеро Инголь, на котором мы закончили прошлый маршрут по Хакасии. Дорога выводит на панораму Березовской ГРЭС, значит, скоро Шарыпово.
За Шарыпово двигаемся далее на Копьево и направление на Приисковое. В 18 км от Копьево заехали посмотреть Сулекскую писаницу — наскальные рисунки. Скалы находятся справа от дороги, перед ними аилы, есть указатель. Сейчас все интересные с точки зрения туризма места снабжены дорожными указателями коричневого цвета. В Башкирии тоже самое.
В прошлой поездке аналогичные рисунки созерцали на Сундуках. За Сулеками вдоль дороги справа менгиры. Несравнимо большее их количество находится в Минусинской котловине.
От Копьево до Сулек и немного дальше асфальт, затем гравийка, грейдированная во время нашего проезда. Идущий во время прохода гравийки дождь изменил белый цвет автомобиля на грязно-коричневый.
Далее через Сарала — Орджоникидзевский — Главстан — Приисковое едем до Ивановских озер. Вдоль дороги до Саралы заросли кустарника лапчатки — курильского чая.
Поселок Приисковое сам по себе очень интересен контрастами развала и заброшенности с новым строительством отелей для любителей фрирайда, которым здесь занимаются чуть ли не круглый год. Отсюда и привлеченные для строительства деньги. Внутренний туризм, однако.
За поселком брод с деревянным мостиком через р. Правая Сарала, далее 1,7 км до поляны, где паркуется основное количество автомобилей перед выходом желающих пройти по экотропе до Большого Ивановского озера. Доехали до места в 12:30. Общий пробег 528 км.
Нашли место для машины практически рядом с дорогой и, перекусив, в 13:00 вышли на тропу. Погода неважная. В цирке, где находится Большое озеро, туман и дождь. Сначала прошли по верхней дороге для внедорожников и квадров до ее середины с целью сделать фотопанораму сверху. Затея не удалась, т.к. из-за хребта постоянно заносило дождевые тучи и в тумане ничего не было видно. Со слов водителей внедорожников, вверху находится нерастаявший ледник и проезд на плато перекрыт им. Сделали несколько фото:
А затем спустились на экотропу понизу в долину ручья Озерный, который вытекает из Большого Ивановского озера и впадает в реку Правая Сарала.
Вдоль экотропы маркировка и несколько указателей. Ничем другим экотропа не отличается от местами наезженной квадрами дороги. Видимо, что-нибудь изменится, если здесь будет природный парк по типу Ергаков.
Дошли до Большого Ивановского озера
и водопада, вытекающего из Верхнего озера и впадающего в Большое:
На Верхнее озеро не пошли, т.к. намечался очередной дождь, который и накрыл нас на обратном пути.
Маршрут в одну сторону оценивается в 3,5 км. По ощущениям больше — 5,5 км. По наручным часам вся прогулка составила 23400 шагов. Пришли на стоянку в 17:15. Обед-ужин. Установка палатки. Отбой в 20:00. В связи с неблагоприятным прогнозом (дожди) решили не задерживаться на осмотр других озер и уезжать дальше на Шира — озеро Шунет. Пробег 380 км. Время на трассе 6 часов.
4 день 10.07.2023 г. Ранним утром сделал снимок в сторону цирка Большого озера.
Выехали с поляны в 5:00 на Копьево — Шира — озеро Шунет. Последний снимок со стороны въезда на поляну. Уже рассвело.
Проездом через Приисковое сделал еще одно фото:
В Шира приехали в 8:40. Пробег до Шира 172 км. В Шира купили продукты, помыли машину, уделанную грязью на Ивановских озерах. Тут же после мойки попали под мощный ливень. До озера Шунет 46 км. Шунет от трассы Шира — Абакан в 4,5 км. Нам предстоят матрасный отдых, солнечные ванны, купание в озере. В 11:30 Шунет. Облачно. Без дождя. Общий пробег 228 км.
5 день 11.07.2023 г. Отдых на Шунете. С утра и весь день солнце. Купаемся, загораем. Все, как по заказу. Загар жене гарантирован. Одна цель достигнута.
К вечеру подтянулись облака. Завтра по прогнозу опять дождь. Оставаться загорать дальше нет смысла. Завтра едем в Ергаки.
6 день 12.07.2023 г. Отъезд на Ергаки в 6:15. От озера выезжаем на трассу Шира — Абакан — Минусинск — Танзыбей — Буйбинский перевал — Визит-центр Ергаки. От Абакана трасса носит название «Усинский тракт», который заканчивается в столице Тувы — Кызыле. Остановились после Минусинска в позной на трассе перед Казанцево.
Вкусные. Рекомендую.
Остановились в Танзыбее, купили пакетик сушеной саган-дайли (рододендрон Адамса) как добавку для заварки чая. Очень вкусно. В Инете в магазине Рододендрон-Шоп заказал саженцы для себя на дачу (не реклама). Продают прочие таежные травы, мумие, каменное масло. Правда, масло из мелко дробленого кварца. Хуже организму не будет, но и толку никакого. А деньги на кармане продавца останутся. Не все знают, что каменное масло желтоватый цвет имеет.
Преодолели Буйбинский перевал и подъехали к смотровой площадке (видовке). Красотища! Никогда такого не видел. Офигенно!! Обалденно!!!
Жене один добрый человек (на фото с биноклем) дал посмотреть в бинокль на горы. Фантастическое зрелище! По его словам, возит с собой бинокль по этой трассе и каждый раз останавливается посмотреть снова; был во многих местах России (в том числе на Кавказе), но таких видов нет нигде.
За площадкой находится Полка — противолавинная галерея. Дорога на Визит-центр парка Ергаки ведет через нее. Приехали в Визит-центр в 13:00. Зарегистрировались. Машину поставили на стоянку перед отелем с башней Теле-2. Затарили рюкзаки необходимым снаряжением и едой и в 13:30 вышли в направлении лагеря «Жемчужина Саян» под озером Радужное.
Чисто ходовое время 1,5 часа. Экотропа идет через мостик через ручей, затем переходим в долину р. Нижняя Буйба и двигаемся по мосткам через болото вверх к лагерю. Пройти по такой тропе в силах любой желающий прогуляться по тайге и подышать свежим воздухом, не заморачиваясь на треккинговую обувь. Вот этим и отличается экотропа Ергаков от экотропы на Ивановских озерах.
Река справа, мостики через небольшие правые притоки.
После болота лес: кедры, ели, лиственницы, вдоль тропы рододендроны, карликовая березка, бадан, цветы.
В лагере арендовали большую палатку на помосте, поставили внутрь свою. Цена аренды 500 рублей за сутки. В лагере кафе, туалеты, палатки с отоплением на несколько человек за 5000 рублей в сутки, навесы со столами и лавками, качели, помещения администрации, озеро, джакузи, баня. Предложили присоединиться к какой-нибудь группе с гидом за 1500 рублей с носа. Вежливо отказался, ибо с собой интерактивная карта района Ергаков с наложенными на нее маркированными тропами (взято в Инете). Пойду сам.
Погода с утра пасмурная без дождя, он начался в 15:30, когда мы уже расположились на отдых. Несмотря на дождь, прошлись на экскурсию в сторону озера Радужное, на полпути завернули налево на водопад.
До озера и на водопад деревянные помосты и металлические лестницы.
Что-то слишком суровый вид. Устал, наверное. Да и живем мы в Челябинской области. Потому и суровые.
Над озером Радужное правее Висячий камень (Висячка).
Дождь шел весь вечер и ночь.
7 день 13.07.2023 г. Поднялся в 5:45. Сегодня иду один, т.к. жена этот маршрут точно не пройдет. На тренировочном заходе на Большое Ивановское озеро мы это поняли. В 6:30 вышел на маршрут озеро Радужное — Висячий камень — озеро Светлое правым бортом долины — перевал Художников и Игольное ушко — озеро Светлое левым бортом долины и обратно до лагеря «Жемчужина Саян».
Начало маршрута от озера Радужное.
Начало экотропы на Висячий камень.
Начало подъема на Висячий камень.
Перевальная развилка на Висячку и озеро Светлое. Мне влево.
По небольшому плато к Висячке.
Вот здесь на подходе к камню два раза терял тропу. Когда начинал переходить на свободное лазание по скалам, вспоминал о карте. Телефон с картой рулил хорошо. Любое отклонение от тропы сразу фиксировалось. Возвращался и находил тропу.
Внизу озеро Радужное. Дальше виден лагерь.
За углом Висячка. Впереди голова Спящего Саяна.
Снял голову Спящего Саяна из-под Висячки.
На Висячем камне был уже в 8:30. Позвонила жена из лагеря. Связь Теле-2 работает идеально. Помахал рукой в направлении лагеря. Сказала, что от лагеря виден мой силуэт.
Направился к перевалу Художников правым орографически бортом озера Светлое, спустившись к нему от Висячки.
Спуск от Висячки к озеру Светлое. По центру перевал Художников.
Цветет золотистый рододендрон и бадан.
Курумы и «чемоданы» перед перевалом Художников.
Пик Молодежный отражается в озере Каровое под перевалом.
Мое гордое одиночество закончилось неожиданной встречей с Ольгой Макаровой — любительницей одиночных прогулок по Ергакам. Правда, в отличие от меня, она в этом деле профи. Не уполномочен назвать ее возраст, но ее спортивные кондиции поразительны. Она уже 12 лет путешествует в одиночку по Ергакам летом, приезжая сюда из Питера. И да, за это время она только раз повстречала медведя, который шел не к ней, а к отдельно лежащему ее рюкзаку в надежде что-нибудь сжевать. Но убедительная просьба этого не делать, выраженная громким (очень громким) голосом, заставила медведя отказаться от его намерений. По моему личному опыту общения с косолапыми, мы и проблемы с нами им совсем не нужны, за исключением крайних случаев, когда кто-то или что-то довело их до агрессивного состояния. И это именно исключение.
На перевал Художников мы зашли в 10:00. Ольга любезно помогла мне запечатлеться на перевале. И далее наши пути разошлись. Она пошла прогуляться на пик Учителей, я — на Игольное ухо.
На фоне Братьев (Парабола). Внизу озеро Художников под Параболой. Справа пик Звездный.
Прошел вправо от перевала к Игольному ушку.
Вид на озеро Художников через Игольное ушко.
Вот в это отверстие проходят (проползают) люди без рюкзаков, затем протаскивают рюкзаки. Технология, однако.
Пора было двигаться в обратную дорогу, т.к. переход к Параболе у меня не был запланирован. Цель поездки и ее крайняя точка достигнуты. Первая экскурсия состоялась, получил понимание затрат времени и сил. Чтобы идти дальше, нужен второй заезд сюда, а вот когда он будет, мне неизвестно.
Обратно шел по тропе, ведущей по левому (орографически) борту долины озера Светлое. Гораздо легче и быстрее, чем ранее. Но ранее мы легких путей не искали.
К 11 часам появилась первая группа девушек-туристов из Питера с гидом, направлявшаяся на Параболу. По-хорошему позавидовал. Приглашали с собой. Не судьба.
Вид на озеро Светлое с пика Учителей. Видна тропа по левому борту долины. Вверху Висячий камень и палаточный лагерь.
Снимок Ольги Макаровой. Взято с ее странички В Контакте.
Панорама с пика Учителей. Слева перевал Художников и озеро Каровое под ним. По центру пик Молодежный. Снимок Ольги Макаровой.
Обратно в палаточный лагерь пришел в 13:30. Таким образом, весь маршрут занял 7 часов. Отдохнул, собрали с женой вещи и по тропе вышли к машине. Путь до нее занял 1 час.
У машины были в 16:00. В Визит-центре сдал регистрацию. Была идея отдохнуть где-нибудь в мотелях, находящихся рядом, но не сложилось — не было мест.
Выехали в направлении Танзыбей.
Там повернули по дороге на Курагино через Моторское и Каратузское, чтобы не повторять уже знакомую нам дорогу на Абакан.
Остановились на ночь в мотеле «Марал» сразу за поворотом от Кочергино на Минусинск. В кафе мотеля из разносолов только лапша из микроволновки. Не рассчитывайте на большее. Время 19:15. Пробег 200 км. Время в пути 3 часа.
8 день 14.07.2023 г. Встали в 6:00. Едем через Курагино — Кошурниково — Нарва на Красноярск. Мы опять не ищем легких дорог. Выход на автодорогу «Саяны».
Автодорога «Саяны» идет параллельно ж/д магистрали «Трасса Мужества» Абакан-Тайшет. Про мужество разведчиков и строителей трассы можно прочитать в Инете. Хотя очень часто мужество одних перекрывает элементарное разгильдяйство других.
Автодорожный мост через реку Мана в Нарве.
Приехали в пригород Красноярска — Березовку в 15:30, пролетев мимо Вознесенки — села, где завтра мы встретимся с Сергеем и его женой Мариной. Сергей — мой старый товарищ по временам Ак-Довурака, с которым не виделись 36 лет. Тогда мы были крайне молоды и вместе занимались горным и водным туризмом. 13 лет назад в прошлую поездку в Сибирь я был в гостях у его отца в Ак-Довураке.
Заселились в гостиницу в 2-местный номер «люкс» стоимостью 2600 рублей за 12 часов. Заселились в 17:30. Общий пробег 444 км.
9 день 15.07.2023 г. Едем к Сергею в село Вознесенка. Выезд 6:00. Приехали в 6:30. Пришлось будить семью по телефону. Это мы встаем как обычно в 5 часов утра. Встреча описана быть не может, т.к. море наших с Сергеем эмоций нельзя описать родным русским языком. У Марины и Сергея квартировал внук, который с большим удивлением познакомился с непонятно откуда взявшимися незнакомыми ему людьми. После утреннего кофе и полного знакомства наших жен и внука определились с планами на дальнейшее совместное времяпровождение. В планах на ближайшие два дня выезд на р. Рыбная (пруд на ней) в районе села Новопятницкое — «Лиза-Хутор». Отдых на пруду в палатках. Оборудованная палатками, качелями, туалетом стоянка, причал с лодками, баня. С собой Сергей привез на прицепе надувную лодку, моторы к ней и запас топлива. Соорудили лагерь, отметили встречу. На лодке выехали на пруд, находящийся на затопленном русле реки Рыбной. Конфигурация русла четко очерчена растущими на воде желтыми кубышками и белыми нимфеями — кувшинками, которые закрываются к трем часам дня. Посиделки с шашлыками, воспоминаниями и разговорами затянулись далеко за полночь.
10 день 16.07.2023 г. Отдых на пруду на Рыбной продолжился. После утреннего кофе для съемок открывшихся кувшинок еще раз проехали на лодке по руслу реки.
После обеда свернули лагерь и возвратились в Вознесенку. Вечером состоялась баня и обсуждение дальнейших планов. Главное в них — поездка в Дивногорск и путешествие на лодке по Красноярскому водохранилищу.
11 день 17.07.2023 г. В связи с тем, что прогноз погоды опять обещал дождь, водохранилище отпало автоматически. Но, поскольку интересы моей жены и Сергея совпали в области растений для дачи, было решено проехать по садовым питомникам Красноярска с посещением видовки на Николаевской сопке. Дождь наши планы изменить не сумел, но виды с Николаевской сопки отсутствовали напрочь. Зато поездка по питомникам закончилась покупкой маньчжурского ореха, курильского чая, ирисов в дополнение к имеющимся уже у нас растениям из тайги у Ивановских озер. Теперь ими была занята практически половина салона. Погода на следующий день обещала быть прекрасной, солнечной и перспектива поездки в Дивногорск с водохранилищем получила отчетливые очертания.
12 день 18.07.2023 г. Утром погода не подвела, лодка с мотором и топливом была уже на прицепе и, загрузившись впятером в Рено Дастер 1,3 л, 150 л.с., бензин, турбо, вариатор, мы выдвинулись в сторону Красноярской ГЭС по дороге через Усть-Ману с заездом на видовку в Дивногорске.
Проехали по мосту напротив нижнего бьефа Красноярской ГЭС.
Справа от плотины находится неработающий и неиспользуемый в настоящее время судоподъемник. Спустили на воду лодку в частном секторе недалеко от верхнего бьефа в специально организованном для этой операции платном месте со стоянкой автомобилей.
Верхний бьеф Красноярской ГЭС.
Маршрут поездки на лодке по водохранилищу: от верхнего бьефа до Бирюсинского залива с посещением Мамонтовой пещеры и Царских ворот. Далее обратно.
Уже три года подряд по неизвестной нам причине уровень водохранилища понижен на 5-6 метров, что и видно на очертаниях берега. По этой причине находящаяся в Бирюсинском заливе ранее обводненная Мамонтова пещера оказалась сухой и забитой топляками неслабых габаритов.
Команда моторной лодки на водохранилище.
Крайней точкой в Бирюсинском заливе были Царские ворота.
Еще несколько снимков:
Карстовые пещеры Бирюсинского залива: №24 — Мамонтова пещера.
Путешествие по водохранилищу закончилось, и мы, погрузив снаряжение на прицеп, выехали обратно в Вознесенку. Прекрасный день закончился ужином без свечей, разговорами за столом и требованием внука Сергея и Марины отправить меня в Магнитогорск одного, а жену оставить ему, поскольку он с ней (женой) подружился.
Вечером Санг Енг был загружен для продолжения путешествия в обратном направлении на Урал. Риторический вопрос: «Хозяева, вам гости не надоели?» был решен добровольным отбытием гостей на свою родину утром следующего дня.
13 день 19.07.2023 г. Поднялись утром в 5 часов. Утренний кофе и прощальные фото на память. А также сувениры, приобретенные в Дивногорске на видовке.
Выехали в обратный путь в 6:00.
Первая на обратном пути заправка в Ачинске напротив промышленного пейзажа в виде Ачинского глиноземного комбината.
Двигаемся к Мариинску, далее к Верх-Чебуле, где и закрываем кольцо маршрута по Хакасии и Красноярскому краю.
Прошли от Красноярска до Коченево и остановились сразу за ним в 17:00 в гостиничном комплексе в Белобородово. Прошли 833 км. Еще несколько дней назад я получил четыре извещения о нарушении скоростного режима в Новосибирской области, хотя старался держать скорость не выше 105 км/час, в том числе и по соображениям экономии топлива. Поэтому старался отслеживать свою скорость и наличие камер. За всю трассу до Магнитогорска с чистой совестью отдаю первое место Новосибирской и Кемеровской областям. Большего количества камер, чем там, нет нигде. Создалось впечатление, что пополнение местного бюджета лежит именно на них. И даже учитывая степень моей внимательности (или невнимательности) за Новосибирскую область на обратном пути получил еще один штраф. Эта трасса от Красноярска до Коченево вымотала меня напрочь. Поэтому лег спать в 18:00.
14 день 20.07.2023 г. - ночь на 21.07.2023 г. Выезд в 5:00. По мере продвижения к Уралу планирование следующей ночевки теряло свою актуальность. Мы с женой честно поделили последний перегон до Магнитогорска на двоих вместе с банкой энергетика. От Белобородово до Магнитогорска 1750 км прошли за 22 часа, учитывая обратный отсчет времени по поясам на 2 часа. В 1:15 ночи 21.07.2023 г. по уральскому времени были дома.
Отписался Сергею в Красноярск о прибытии и с чувством выполненного долга мы рухнули на отдых, который прервался утром следующего дня поездкой на дачу в Башкирию для срочной посадки всех растений, которые вывезли из Сибири.
По итогу поездки:
Пройдено на автомобиле 6500 км.
Пройдено пешком 40 км.
Потрачено дизтоплива 520 литров на сумму 31500 рублей.
Средний расход топлива за поездку 8,0 л/100 км.