|
Проходит год, другой, третий и т.д., а яркие воспоминания о 2013 годе крепко засели в памяти и требуют повторения. Что же было в этом 2013 году, спросите вы? В этом году впервые пришло чувство, что отдохнули реально. Пришло оно только после ТРЕТЬЕГО путешествия за год. В 2013 году мы совершили такие поездки (и это самые первые отчеты на Дроме): Брестская область — май, Ильичевск (пригород Одессы) — июнь/июль, Полтавская область — август.
Все последующие года хотелось это повторить, но по тем или иным причинам не получалось совершить три выезда за год. Были года с одним, двумя или вообще без выездов. И вот, наконец, через 10 лет в 2023 году это получилось. Что символично одно поездка в 2013 и 2023 годах совершилась в одном направлении- это Брестская область.
После посещения Белоруссии в 2022 году совсем не думали, что следующее путешествие состоится сюда уже в следующем году, т.к. за 8 посещений посмотрели уже достаточно много. После посещения в этом году Волгограда (март) и Грузии (июнь) были планы совершить какой-нибудь речной круиз по маршруту Москва — Питер или наоборот.
Смогли выделить окно в своем рабочем графике и начали смотреть подходящие варианты. Подходящих нам по цене и датам найти не получалось. И тут пришла в голову мысль, что в любимой Белоруссии тоже имеются реки и вдруг и там бывают речные круизы.
Посмотрели, действительно, круизы присутствуют, но вариант де-факто один, хотя заявлено три. Варианты такие: Брест — Мозырь, обратный Мозырь — Брест и круговой Брест — Брест. В начале навигации работают 2 первых варианта, далее уровень воды в Припяти снижается и дойти до Мозыря не представляется возможным.
Теплоход доходит лишь до последнего регулируемого гидроузла Стахово и возвращается обратно в Брест. По этому варианту круиза нам и предстояло путешествовать. По словам капитана, весь круговой маршрут составил 480 километров. Надо признать, что данный вариант получился для нас наилучшим, т.к. мы выдвигались в Брест на машине и там же ее оставляли на время круиза.
Традиционный ночной выезд. Наш экипаж: автор этих строк, жена и ребенок 12 лет. Авто Nissan X-Trail 2,0АТ 2022 г.
Наш путь в Брест лежал через Брянскую область, необходимо было посетить кладбище предков. Маршрут до деревни решили проложить через Белев — Болхов — Карачев. В последний раз проезжали этой дорогой в 2018 году. И участок дороги Болхов- выезд на трассу Орел-Брянск был просто убитый. 70 км ехали 2 часа. Как проверить состояние дороги на данный момент? Использую проверенный способ. Пишу свой вопрос про состояние дороги в различные группы Болхова ВКонтакте и люди дают ответ, что дорога в целом хорошая, лишь небольшой участок возле Хотынца в состоянии ремонта. Что удивительно все навигаторы и карты не прокладывают маршрут в этом месте, т.к. один участок дороги неправильно отмечен как грунтовый.
Погода правда подкачала. Начавшийся дождь не дал нам завершить весь объем намеченных на кладбище работ. Планировали в этот день сделать остановку на ночлег в Гомеле, но из-за появившихся лишних 2 часов решили проехать несколько дальше, чтобы на следующий день путь был короче. Бронируем квартиру в Мозыре.
Квартира не понравилась, адресок на заметку не берем. Были в Мозыре в 2018 году, посещали крепость. Сейчас проехались по городу гораздо больше. Город произвел очень приятное впечатление. Широченные дороги, чисто, опрятно. Имеются трамваи, что для Белоруссии редкость, т.к. они встречаются еще только в Минске, Витебске и Новополоцке.
К обозначенному времени прибываем в Брест, к пристани. Но надо так случиться, в этот день отмечается день города и основные гуляния происходят именно в этом районе. Гаишники закрывают сюда проезд, и возникает вопрос, где оставлять авто на целую неделю. Посмотрели-спросили и, оказывается, охраняемых парковок в окрестностях нет.
Оставили пока авто возле ближайшего ТЦ Корона и с вещами пошли пешком до пристани. Договорились, чтобы нам разрешили загнать авто на территорию, она охраняется и ворота закрыты, что для нас очень удобно. Осталось договориться о разрешении проезда сюда с гаишниками. Прошло пару часов и караульные гаишники сменились, и с ними удалось добиться разрешения проезда на пристань. Самый неожиданно главный вопрос круиза был успешно решен.
Теплоход «Белая Русь» был специально сделан под этот маршрут в 2016 году. Он небольшой (30 мест), но очень уютный. И с 2017 года начал совершать свои рейсы по Маршруту Брест — Мозырь.
В первый день была обзорка по городу и посещение Брестской крепости. С момента прошлого посещения Бреста в 2013 году дороги сильно изменились в лучшую сторону. А вот культурная программа разочаровала, а точнее экскурсоводы — на обзорке и в крепости. Не расстраиваемся, всякое бывает.
Памятник 1000-летию Бреста (ул. Гоголя).
Второй день круиза — отправляемся в Пущу.
Посещаем новый для себя музей народного быта и вольеры с животными. В 2013 году осталось очень яркое впечатление от посещения резиденции белорусского Деда Мороза. В этот день экскурсовод в Пуще достался отличный. В Пуще проехали по царской дороге, полюбовались красивой природой и посетили интересный музей народного быта.
Это одно из немногих мест в Белоруссии, где официально разрешено производить самогон. Была дегустация оного и кусочком хлеба и сала. Желающие могли потом прикупить себе этот 55-градусный продукт.
После обеда отправляемся в путь на теплоходе «Белая Русь». Реки Мухавец (в Бресте), Пина (в Пинске) и Припять (в Мозыре) соединены между собой Днепро-Бугским каналом. Разный уровень воды по маршруту регулируется 12 гидроузлами/шлюзами.
3-й день. Стоим на гидроузле Дубое. Отправились на автобусную экскурсию в Мотоль и Достоево. Мотольский музей народного творчества имеет богатые коллекции ткачества, вышивки, плетения, одежды, гончарства, бондарства и других ремесел. В посещение музея было чаепитие и угощение.
Деревня Достоево примечательна тем, что ранее здесь располагалась усадьба Достоевских, предков известного писателя. В местной школе открыт музей Федора Достоевского.
4-й день. Пинск. Знакомство с Пинском начали с увлекательной автобусно-пешеходной экскурсия с посещением знаменитых белорусских производств Фабрики художественных изделий и Пинского трикотажа. Первое упоминание о Пинске появилось в «Повести временных лет» в 1097 году. Хотя некоторые историки считают, что город возник как минимум на 100 лет раньше. Пинск издавна является неофициальной столицей Полесья.
Фабрика Художественных изделий.
Фабрика Пинский трикотаж.
Пинский иезуитский коллегиум — бывшее католическое среднее учебное заведение. Здание коллегиума памятник архитектуры барокко XVII века. Сейчас музей Белорусского Полесья.
Пинчук (пешеходная улица Ленина).
Костёл Успения Пресвятой Девы Марии.
Драмтеатр.
Дворец Бутримовича.
5-й день. Гидроузел Стахово. Последний участок пути с регулируемым уровнем воды. Далее уровень воды уже недостаточный для прохождения теплохода, и мы поворачиваем в обратном направлении в сторону Бреста. В этот день побывали на обзорной историко-архитектурной экскурсии по древнему Турову. Средневековое Туровское городище — историческая часть города, где сохранились остатки древней столицы. Увидели уникальные руины древнего храма, а также множество археологических находок, помогающих лучше узнать историю страны.
Побывали с экскурсией на суперсовременном Туровском молочном комбинате, где в местном фирменном магазине приобрели вкусные сыры.
Посетили чудотворные православные святыни загадочные каменные кресты.
6-й день. Пинск. В деревне Качановичи, мы посетили чудесную пасеку. Увидели столетние дубовые борти, в которых и сейчас живут пчелы, а также старинные предметы, которые использовались в быту и хозяйстве полешука. Хозяин пасеки угостил медом и особым травяным чаем, а понравившийся мед и сделанные руками пчеловода сувениры можно было приобрести. На Полесье ныне осталось всего несколько бортей - искусственных дупел, где живут пчелы.
А ведь когда-то бортей здесь было много тысяч. Из-за интенсивной вырубки лесов бортничество исчезло на наших глазах.
В Пинске посетили интересный музей Белорусского полесья, погуляли по исторической части города.
Парк Днепровской флотилии.
По Пинску можно совершить речную прогулку вот на таком судне.
7-й день. Кобрин. Посетили пешеходную экскурсию по городу Кобрин и Военно-Исторический музей им. Александра Васильевича Суворова. В музее находятся подлинные экспонаты эпохи Суворова XVIII век: одежда, оружие, монеты, мебель, гравюры, книги и др. Узнали о жизни и успехах генералиссимуса Суворова. История суворовского дома, что расположен в самом центре города Кобрина, берет свое начало в ХVIII веке. С незапамятных времен этот дом украшает улицу, которая в конце ХVIII века называлась Губерниальной, а теперь – улицей Суворова. С 1795 года этот дом принадлежал великому российскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Это был городской дом Суворова, который он получил вместе с землями имения Кобринский ключ. Экскурсовод в Кобрине понравился больше других за всю поездку.
Экскурсия в рубке капитана Белой Руси.
Вот он - самый лучший экскурсовод!
В 2013 году рында была еще оригинальная.
Солнечная палуба теплохода Белая Русь.
8-й день Брест. Круизное путешествие завершается посещением музея железнодорожной техники. Были в аналогичном заведении в 2021 году в Нижнем Новгороде. Сама коллекция паровозов там больше, но так такового музея нет. В Бресте относительно недавно сделали специальный очень интересный музейный павильон. Он нас еще заметно выручил на время начавшегося дождя. Отличный рассказ экскурсовода подвел финальную черту под нашим недельным круизом.
Из всех туристов теплохода только мы прибыли в Брест на авто и как-то сразу возвращаться домой после увлекательного круиза не очень хотелось, и мы решили еще на три дня задержаться в Белоруссии. Местом ночевок выбираем Минск.
По пути до Минска отмечаем 4 объекта для посещения. Первым объектом был Пружанский дворец. Неожиданно возникли затруднения с его посещением. Во дворце была проблема с оплатой по безналу, а налички в нужном объеме у нас не оказалось. Была суббота и многие банки оказались выходными, и только в последнем из рекомендованных нам адресов удалось поменять необходимую сумму денег.
Имение Пружаны или Пружанский ключ в числе прочих «королевских столовых имений» бывшей Кобринской экономии было подарено в 1795 г. Екатериной II фельдмаршалу российских войск, графу П.А. Румянцеву-Задунайскому за старательное служение и хорошее распоряжение войсками.
Усадьба Сегеней в Красках была выкуплена в 2010 году российским бизнесменом и хотелось посмотреть, как продвинулось ее восстановление за это время. Но, увы, на данный момент каких-то восстановительных работ не наблюдается. Попасть внутрь усадьбы не представилось возможным, калитка на входе была закрыта.
Всего в нескольких километрах в Подороске находится еще одна выкупленная и восстанавливаемая усадьба Чечотов. Но и тут каких-либо ремонтных работ мы не наблюдали.
Последним объектом для посещения на пути в Минск был заколдованный для нас Ружанский дворец Сапег. Но в этот раз все звезды сошлись и с ПЯТОЙ попытки мы посетили восстановленную часть дворца. Музей выполнен в стиле своего времени. В настоящий момент для посещения открыты 3 небольших зала. Что очень приятно, ведутся дальнейшие восстановительные работы всего дворцового комплекса.
Звоним хозяйке квартиры, где отдыхали в 2022 году и были довольны. Квартира оказалась занята, но нам любезно предложили другую. Квартирой остались довольны. Адресок взяли на заметку. За 3 дня заплатили 8000 руб. Жили в районе МКАДа, микрорайон Лошица-2. Добирались до центра за 20 минут.
С погодой в Минске откровенно не повезло: в первый день была невыносимая жара, а во второй день с обеда зарядил дождь. Посетили во второй раз музей Линия Сталина. Как и в первое посещение музей не впечатлил от слова совсем. Часть техники стоит хаотично на улице, часть в узких ангарах. Экскурсию заказать сложно по приезду в музей. На въезде шлагбаум, надо выходить из машины и оплачивать билеты. Это занимает определенное время и от этого получаются пробки на въезде, сделано очень непродуманно.
Во второй половине дня гуляли по центральным улицам Минска и любовались архитектурой сталинского ампира.
Прикуривающий (Михайловский сквер).
В понедельник у государственных музеев выходной и мы посетили частный музей Страна мини. Очень приятный музей, особенно понравится тем, кто мало знаком с достопримечательностями Белоруссии. На всех объектах имеется кнопка для какого-нибудь интерактива: включение подсветки, опускания стены и т.д. Из всех 22 объектов мы вживую не видели только печально известную резиденцию Вискули. Посещать музей рекомендую с экскурсоводом или аудиогидом.
Дворец Румянцевых-Паскевичей (Гомель).
Дворец профсоюзов (музей Страна мини).
Кревский замок (проект восстановления).
Дождь немного сократил наше время прогулки по прекрасному Лошицкому парку. Тут есть места "вылизанные" с каменными дорожками, типичный городской парк, а есть уголки с деревянными мостками и скамеечками с видом на заводи с камышами. Есть пространство для отдыха кампаниями с шашлыками. Для интеллектуалов музейная очень интересная экспозиция, для любителей народных ремесел огромный зал.
Обратный маршрут до дома строим через Бобруйск.
По информации из сети в городе имеются уже 4 памятные скульптуры бобрам, а в нашей коллекции было лишь 2. Устраняем этот недочет.
Фирменный магазин Красный пищевик на рынке (Бобруйск).
До дома добираемся без приключений.
Бензин АИ-95 ок 71 руб., общий пробег за 12 дней 2766 км, расход 7,0 л. На бензин потратили 10341 руб.
Мы сделали это — три путешествия за год! Даже посетив Белоруссию уже 9-й раз, нашли для себя что-то новое и интересное. Путешествуйте, открывайте для себя новые горизонты, это так здорово!