|
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море…
В. Цой, группа «Кино»
Я был на море. На теплом. Один раз. В октябре 2007, три дня. Корпоратив, Сиде, Турция. Супруга была на Азовском в школьные годы. А вот дети на теплом не были. Дочке уже 16 лет, сынуле — 11, видели только холодные моря, такие как Белое, Северное, Норвежское, заливы Балтийского (Финский, на берегу которого мы и живем, Рижский, Ботнический). Эти места мы посетили во время наших прошлых путешествий на автомобиле. На автомобиле японского производства, 1998 года рождения, Toyota Caldina, АКПП, двигатель 1,8. (Ссылки на предыдущие отчеты: Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Латвия). Эта машинка прослужила нашей семье верой и правдой 4,5 года (2005-2010 год), прошла с нами 165 000 км, на замену ей был приобретен Opel Astra 2008 года выпуска (куплен в августе 2009), универсал, двигатель 1,8, МКПП. На этой машине мы и отправились в вояж, о котором сейчас попытаюсь рассказать.
Дети просили теплого моря. Мы с супругой не сторонники пляжного отдыха. Нам бы по интересным местам поездить — посмотреть. Машину мы поменяли и еще не полностью рассчитались по долгам, образовавшимся в связи с этой заменой. Поэтому разрабатывался «бюджетный» вариант отдыха. Дача — не вариант. В отпуск надо обязательно уезжать из своего региона. Смена деятельности и региона. Это мое мнение, может и неправильное, но семья его придерживается. Местом отдыха на этот раз будет Украина, Южный Берег Крыма, Ялта, п.г.т. Симеиз. В нескольких отчетах, размещенных на сайте Drom.ru, это место хвалили.
Отпуск — две последние недели августа. В середине июля прочесывается Интернет в поисках гостиницы-пансионата по приемлемым ценам. Практически нигде нет свободных мест. Нас интересует комната-номер с удобствами с возможностью размещения четырех человек. Два двухместных номера не подходит — дороговато.
В результате поисков было забронировано следующее: двухкомнатный, четырехместный номер в гостинице «Зирка», в Одессе, на две ночи. Побывать в Одессе мечтал давно, даже рассматривался вариант размещения на весь отпуск в окрестностях Одессы, но Крым со своей природой безоговорочно победил. На одну ночь два двухместных номера в гостинице «Моряк», Феодосия. И неделя в гостинице «Атрий», Симеиз. За «Атрий» даже внесена предоплата денежным переводом в размере 30%. Все — ждем отпуска!
15 августа, суббота. В 3:30 выехали из дома. В 10:00, проехав 540 км, прибыли на границу. Границу проходили через КПП Долосцы — Юховичи. Да, поехали мы через Белоруссию, т.к. если судить по отчетам, очереди на пограничных переходах Россия — Украина огромны. По этой же причине поехали по второстепенным дорогам Белоруссии, а не по трассе Витебск — Гомель — Киев — Одесса. Мы были в 2008 году на Западной Украине, отдыхали в Закарпатье, и границы пересекали вдали от основных магистралей и крупных населенных пунктов, без очередей. Граница Россия — Белоруссия условна. На российской стороне платишь за проезд по платной дороге (ремонтируемой, не лучшего качества) 220 рублей и шлагбаум открыт. Белорусы просят оплатить 153 рубля за использование их дорог (сутки), просят показать страховку (можно купить здесь же, мы покупали в Петербурге, на 14 дней за 440 рублей) и вы на территории Республики Беларусь. Паспорта не смотрят, в багажник не заглядывают.
В 10:50 были в Полоцке. Хотели поменять деньги, но не нашли ни одного работающего обменника. Суббота, воскресенье — выходной. Правда, особо и не искали. Значит, поменяем позже. Заехали на заправку. На окраине небольшого городка, не помню название, уже в центре Белоруссии. Российские рубли не берут, только белорусские. Оператор говорит, что в городе деньги не поменять. ВЫХОДНОЙ! Но я же помню, что в 2008 году на заправках рассчитывался рублями. Едем дальше. В Березино заправились за российские рубли, и даже нашли работающий обменник. В 18 часов, преодолев 1 112 км, въехали в Наровлю. Здесь была запланирована ночевка. Гостиницу нашли быстро, она на центральной улице. Называется «Наровлянка». Нам предложили для размещения блок. Трехместный и одноместный номер, на эти два номера небольшой санузел. Посмотрели — взяли. На наши деньги около 1 000 рублей. Машину посоветовали поставить на платную охраняемую стоянку. 20 или 25 рублей. Заполнили кучу бумаг для заселения. Пошли искать, где поужинать можно. На улицах пусто, народа нет. Нашли пару кафе. В мои студенческие годы студенческие столовые лучше выглядели. Это внешне. Сравнить изнутри не получилось. СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ — ВЫХОДНОЙ! Ну и ладно. Купили в магазине провиант и в номер.
Мебель в номерах — это что-то. Вся разваливается и скрипит даже от прикосновения! Ремонт в номерах был очень давно, а мебель так точно из советского прошлого. Спали плохо, но не только из-за древних кроватей. Около гостиницы молодежь тусила часов до 4 утра. Музыка, шум, гам, машины туда-сюда снуют. Ночная жизнь, а днем такое ощущение, что город вымер.
В 7 утра покинули «гостеприимный» городок. В 8 были на границе. КПП Выступовичи. Белорусы проверили, уложились ли мы в сутки пребывания и все. У украинцев заполнили миграционные карты и в 8:20 мы были на территории Украины. В миграционных картах указали адрес одногруппницы (вместе учились в 1986-1992 годах), она проживает в Ровненской области.
Заехали в Житомир. Поменять рубли на гривны. Купили квас из бочки. Дети про такой и не знают. Пробовали с опаской. Вот он настоящий квас, а не то, что сейчас продают в бутылках под названием «квас».
В Житомире заблудились. С собой был навигатор с программой «igo8». Подробную карту Белоруссии для него не нашел, по Украине была более-менее. В Житомире он (навигатор) терялся. То заведет на улицу с односторонним движением, то потеряется. А с указателями в городе проблемы. Кое-как выбрались на строящуюся объездную и часам к 15 выехали на трассу Киев — Одесса в районе, по-моему Умани, или раньше. На этой трассе впервые увидели даишников. Трафик небольшой, но есть, если сравнивать с дорогами, по которым мы ехали до этой трассы (там вообще машин не было). Процентов 30-40 — машины с российскими номерами. В основном — Москва и область. Появился и придорожный сервис, как мотели, кафе. В Белоруссии этот вид бизнеса находится в зачаточном состоянии. Найти место, где можно переночевать или перекусить в дороге вы сможете с большим трудом. Или это нам так везет?
К 18 часам (время московское) навигатор привел нас прямо к гостинице в Одессе. Сказали номер брони и заселились без проблем. Номер якобы двухкомнатный. Первая комната, она же прихожая, с двухместной кроватью. Во второй комнате две кровати, холодильник, телевизор, столик складной. Окно во всю ширину комнаты. Санузел с душевой кабиной. Машина на маленькой парковочке при гостинице. Стояли машины с Москвы, Петербурга, Ростова и Германии. За все удовольствие — 2 000 рублей в сутки. Гостиница в центре города.
Одесса, указатели на города-побратимы.
1,5 дня посвятили Одессе. Сказать, что понравилось — это ничего не сказать! Очаровала нас Одесса! Своей атмосферой, улицами, уютными кафешками, двориками одесскими, про которые рассказывал Райкин и Жванецкий, архитектурой своей, всем. Купили местную sim-карту для звонков в Россию. Паспорт не нужен, на кого будет оформлен этот номер, правоохранительные органы Украины не интересует. Минута разговора с Россией стоила два российских рубля. «Tele2» брал за минуту в роуминге 18 рублей, «Мегафон» около 30. Есть разница!
18 августа, 9 утра, направление на Крым, в Феодосию. 530 км, 7,5 часов и мы у гостиницы «Моряк».
— Добрый вечер! Мы бронировали по эл.почте, на одну ночь два двухместных номера в Вашей гостинице.
— Ничего нет.— Но мне подтвердил бронь некто Калиновский.
— Это наш директор, но он нам ничего не передавал. Мы попробуем вас разместить, но номера будут на разных этажах. Это будет стоить 250 гривен.
— В письме была указана стоимость — 164 гривны.
— Вы считаете, что за два двухместных номера в курортном городе 250 гривен это много?
— Нет, что Вы, оформляйте!
Заплатили мы 250 гривен. А как же бронь, указанная цена в письме, которая кстати совпадает со стоимостью, указанной на сайте? Просто меня удивила цена двухместного номера, чуть больше 300 рублей, поэтому я и поинтересовался стоимостью в переписке с директором. Гостиница находится на балансе Феодосийского торгового порта, мне показалось, что раньше здание принадлежало какому-нибудь военному училищу, казармы там были. Номера крохотные, коридорная система, удобства на этаже. Туалет — комната на 4 «посадочных», нет — «присядочных» места, разделенных перегородками и дверками высотой не более метра. Расстояние от пола до этих дверей-загородок тоже сантиметров 40. Некое чувство уединения, конечно же, присутствует. Мистер Калиновский, это же гостиница!
Феодосия. Могила Айвазовского.
Персонал на рецепшене, невзирая на заминку с бронированием, понравился. Объяснили, куда сходить искупаться, что посмотреть, где покушать. Даже предложили вечером ключи от двух душевых!
Осмотрели остатки Генуэзской крепости, за стенами частные дома с огородами. Рядом древняя церковь Иверской Богородицы, построенная 600 лет назад, памятник Афанасию Никитину, который первым из русских пришел в эти края не с Севера, а с юга, со стороны моря. Часть побережья принадлежит ВМФ России. Искупались. Посмотрели на «жилье у моря». Гаражи для лодок, превращенные в жилье высотой в 3-4 этажа. Да-а-а-а. Так любить море, чтобы жить вот в этом во время отпуска?
Погуляли по вечерне-ночной Феодосии, поужинали под аккомпанемент человека-оркестра. С.Довлатов в одном из своих произведений так говорил: «Музыкант играл самозабвенно, но плохо». Один в один, плюс громко. В тот день в городе была какая-то авария, и куда бы ни заходили в поисках еды, нам предлагали салаты и ЖДАТЬ. Не было электричества. А здесь было.
Утром искупались на другом, песчаном пляже и выдвинулись к месту нашей дальнейшей дислокации. По пути заехали в Коктебеле в магазин при коньячном заводе за сувенирами и посетили Судакскую крепость.
В Судаке перегрелись под палящим солнцем, остановились около Морского на «искупаться-охладиться». Дорога проходила вдоль моря, мы и соблазнились.
Алупка. Вид на Ай-Петри из Воронцовского дворца.
К вечеру приехали в Симеиз, разместились в гостинице. Нормальный номер с большой двухместной кроватью, дополнительно диван, сплит-система, туалетная комната с душевой кабиной. За все это 430 гривен в сутки. Стоянка для машины крохотная, на пять машин, стоит 20 гривен в сутки. Первые три дня машина ночевала на улице, не было места.
Бахчисарайский фонтан, воспетый А.С.Пушкиным.
Неделя отдыха пролетела быстро. Утром мы час-полтора до завтрака посвящали морю. Потом катались на машине по достопримечательностям. Были в Бахчисарае, Свято-Успенском монастыре, поднимались на плато, в пещерный город Чуфут-Кале. Севастополь, Херсонес, Ялта, Алупка, Ливадия…. Из-за высокой пожароопасности не попали в Красную и Мраморную пещеры, по этой же причине не смогли подняться на машине на Ай-Петри, а на подъемнике не захотели (дорого). День заканчивался опять же морем и ужином в кафе «Симеиз», которое находилось рядом с гостиницей. Демократичные цены, довольно разнообразное меню, по вкусу — хорошая студенческая столовая 80-тых годов прошлого века. Ужин на четверых, плюс нам с супругой вина по 150, выходило около 600 рублей.
Море чистое, пляж галечный. Пару дней были довольно сильные волны — нанесло водорослей. Запах от них, я вам скажу… Гостиница находилась в 10-15 минутах от моря. Это, если идти к морю. Обратно — постоянно в гору, ребята пытались считать ступени, выходило больше 250. Это только ступени. Первый день к гостинице возвращались с трудом, потом привыкли. Путь к пляжу проходил через парк. Это УЖАС. Парк отдыхающие превратили в общественный туалет. Вонь и грязь. Кипарисы ЭТО не перебивают. Урны забиты мусором и бутылками и вокруг них тоже горы мусора.
Что еще не понравилось. Останавливаясь у любой достопримечательности, и даже на подъезде к ней, к машине сразу же бегут парковщики. Парковка платная. Практически везде — 40 гривен, без ограничения по времени. Я понимаю, что южанам на эти деньги всю зиму жить, в ожидании следующего лета, но я эти деньги не под кустом нахожу. Понравилось решение вопроса парковки в Бахчисарае, на подъезде к монастырю. Парковка при огромном открытом кафе. Можешь оставить машину хоть на весь день, при условии, что обязательно зайдешь в кафе и возьмешь хотя бы чаю. Мы гуляли часов 5-6. После прогулки заказали чайник чая и пахлавы. Пахлава — объеденье!
Севастополь. Адмиралтейская лестница.
Фрукты, овощи, бахчевые — цены чуть ниже, чем в Петербурге. А вот винограда такого, как мы покупали в поселке Красный Мак, недалеко от Бахчисарая, я еще не ел. Ну очень вкусный!
26 августа, в 5 утра выехали в направлении дома. Решили по пути заехать в гости в Костополь, к одногруппнице. 200-250 км — не крюк. На выезде из Симеиза заехал на заправку. Пистолет в бак, разбудил оператора на кассе. Говорит, что не может принять у меня деньги, надо разбудить заправщика (у них он называется менеджер колонки), он принимает от клиента деньги и заправляет машину. Поблагодарил за работу, заправился в Ялте. Через 16 часов преодолели 1 210 км и были в Костополе. Температура там уже была не +30, как на ЮБК, а +18. Холодно!
Встреча, ужин, разговоры. С утра пробежка по рынку за продуктами и салом, и мы опять в дороге. Из Костополя выехали после обеда, в третьем часу. Алён, спасибо тебе большое за всё! Границу прошли довольно быстро. Украинцы интересовались, не вывозим ли в большом количестве сало, мясо и спиртное. Не зря, видимо, в анекдотах сало называют национальным достоянием. Поинтересовались, почему въезжали через один КПП, а выезжаем здесь? Нет ли пива с собой? Нет ли оружия, ну или хотя бы газового баллончика? Получив на все вопросы отрицательный ответ, машину досматривать не стали и пожелали «Счастливого пути!». Белорусы более тактичны, поинтересовались только спиртным, не превышаем ли лимит, и даже багажник не просили открыть.
Когда до Минска оставалось километров 120, огромный встречный трафик. Пятница, вечер, последние выходные лета. Все из столицы. В Белоруссии и на Украине не обязателен ближний свет. Поэтому все ездят, не включая фары. Машины из России видно издалека. Практически только они ездят днем с ближним светом. А только мы выехали из Костополя — пошел дождь. И сопровождал нас этот дождь, не прекращаясь, до середины Псковской области. Так вот. Дождь, сумерки, а то и совсем темно, а попутных и встречных «летучих голландцев» шквал. Постоянный напряг.
В 10 вечера проехали по МКАДу Минск, и в половине двенадцатого остановились на ночлег в мотеле «Гостиный Дом» под Лепелем. Останавливались там и во время наших предыдущих поездок. Четырехместный номер за 900 рублей. Удобства на этаже.
В 7:30 мы выехали из мотеля и в 16:30 были у себя на севере Петербурга, дома. Километраж от Симеиза до дома, с заездом в Костополь составил 2 500 км.
Невзирая на некоторые недоработки — отпуск удался! Уезжать было грустно, а по приезду домой несколько ночей снился отдых и море.
Несколько цифр. Отпуск обошелся в 50 тыс. руб.
11 200 — потратили на бензин (примерно 390 литров). Расход с постоянно работающим климат-контролем, полным багажником и на борту четыре человека составил 6,6 литра на 100 км. За время отпуска проехали 5900 км. Самый дорогой 95 бензин — в Белоруссии. 32-33 рубля за литр, на Украине дешевле — 30-32 рубля.
19 200 — проживание.
760 — дороги Белоруссии и Псковской области.
800 — связь.
Ни одного штрафа!
Спасибо всем, кто дочитал. Удачи на дорогах и вне их!
С уважением, Сергей.