|
Поездка на юга на автомашинах была запланирована на июнь 2006 года, но осуществить в то лето её так и не удалось. За год желание воплотить план усилилось, но к маю уже 2007 года те, кто хотел ехать, начал отказываться: у кого-то с отпуском не получилось, кого-то не отпускали.
Изначально было желание прокатиться на двух машинах по 4 человека в каждой. В итоге решились на такую авантюру только 2 человека. Выезд был назначен на 2 июня.
Июнь был выбран для поездки потому, что на море не так много туристов, как в июле или августе, да и цены поменьше. По счастливой случайности в том же направлении 2-го же июня выезжала еще 1 машина, с которой планировалось прокатиться до Красноярска.
В 5:00 выезжаем из Ангарска (45 км от Иркутска). Как показала дальнейшая дорога, в утренние часы на трассе мало машин, и проезжаешь больше, чем в обед или вечером. Скорость по трассе решили держать 100 км/ч плюс-минус 10 км/ч. Расход самый оптимальный, да и успеваешь среагировать на ямки. Дорога по Иркутской области не вызывала сильных нареканий, пока не проехали г. Тулун. За ним федеральная трасса М53 сначала стала гравийной, потом превратилась в ужасную лесную дорогу с кучей глубоких ям.
Некоторые участки проезжаются со скоростью 5-10 км/ч. Местами приходится останавливаться и пропускать встречные авто, потому что дорога шириной в одну машину. Легковые иномарки привычно цепляются днищем за дорогу. Создается впечатление, что едешь в деревню куда-то, а не в Красноярск. «Прекрасная» дорога заканчивается и начинается асфальт. Набираем 100 км/ч, едем и радуемся. Очень скоро г. Нижнеудинск. За ним через 30 км посёлок Ук. Тут «приятный» сюрприз: асфальт заканчивается, и начинается грунтовка. 25 км самой ужасной дороги (за всю нашу поездку) – дыры, камни, пыль. Ковырялись почти час через этот участок, если не больше ;-) Дальше дорога более-менее.
Выехали из Иркутской области. Красноярский край «обрадовал» нас ужасной дорогой. Асфальт был такой, что лучше бы его не было вовсе. Есть участок, где на 1 кв. метр по одной хорошей дыре. Как сказал один местный житель: «ДРСУ закрыли и теперь дорогу никто не делает». За поселком Тины дорога вроде стала лучше, и поехали побыстрей: 50-70 км/ч. Незамеченная вовремя дыра на дороге вылилась в убитое колесо (резина). Народ, никогда не путешествуйте на низкопрофильной резине, это для пижонов!
Пришлось ехать дальше на докатке, т.к. взятое запасное колесо тоже оказалось убитое :(. После Канска дорога становится заметно лучше. Вторая машина (из Ангарска) свернула в своём направлении, и дальше продолжаем путь одни. Уже где-то к полуночи заехали в Красноярск. Переночевали в машине на автостоянке (благо авто - универсал). С утра были заняты поиском б/у резины. На одном из рынков была найдена хорошая пара Michelin. Часов в 11 выезжаем в направлении Новосиба.
Красноярск очень понравился – красивый и чистый город, строится много домов. Когда проезжал на поезде в марте, то было прямо противоположное впечатление. А тут часик-другой покатался на машине по городу, всё понравилось. Погода хорошая, настроение вроде улучшилось, вчерашнее происшествие вроде забывается. Дорога хорошая, скорость 100 км/ч. Заезжаем в Кемеровскую область, номера на машинах меняются с 24-го региона на 42-ой. В Кемеровской области хорошие дороги, проезжаем быстро. Остановки только на заправке и перекусить. Кемерово тоже понравился, красивый и чистый город. К вечеру приезжаем в Новосибирск. Здесь планируется остановка на пару ночей, проживаем у родственников. День в Новосибе пролетает быстро. Второй неприятный сюрприз настигает нас здесь. Спустило колесо во время езды, похоже, где-то прокололи. В шиномонтажке сказали: «кирдык» вашему колесу. Народ, не ездите на спущенном колесе даже немножко ;)). Оставшееся после первого сюрприза колесо ставится на место убитого. 5 июня утром выезжаем в направлении Омска. Про дорогу писать более не буду, т.к. далее трасса везде более-менее хорошая, по сравнению с Иркутско-Красноярским участком. Через Омск проехали по указателям, ни разу не заплутали. Омск тоже очень нам понравился – красивый город. После Омска едем в направлении Тюмени – решили объехать Казахстан. В Ишиме застает ночь – спим в машине у поста ГАИ.
Гаишники остановили 1-ый раз только в Омской области – проверить документы. Вообще, за Уралом мало гаишников на дороге, такое впечатление сложилось. С утра стартуем дальше, выезжаем на М51 через Петухово. На объездной города Курган сработал антирадар, сразу за мостом стоят. Второй и последний раз наш антирадар сработал тоже здесь, но на обратном пути :) Далее Челябинская область. Сам Челябинск ничем не впечатлил (не в обиду местным жителям).
После города начинается медленный подъём – впереди Уральские горы. Ну, хоть интересней ехать стало, а то одни степи да степи и дорога прямая. Здесь трасса то вверх, то вниз и пейзажи красивые. Ночевали в Юрюзани в гостишке. Прямо на дороге в этом районе продают автохолодильники, матрасы надувные, поделки всякие. Встали часов в 7, решили остаток Урала пройти утром, т.к. вечером и днем достали грузовики. Такое ощущение сложилось, что их больше, чем легковых. Башкирию проехали утром, аккуратно, лишний раз не обгонял. Разметка на дороге еле заметная, а местами такое ощущение, что сплошная линия нарисована белым фломастером. Краски у них нет, что ли? Заранее был предупрежден о злых Башкирских гаишниках, спасибо Андрею из Красноярска (он же Ody), который ехал впереди на день. Странно, но гаишников на дороге встретили немного, может потому что утро. Никто не остановил :)
В Оренбургской области из-за едущего впереди грузовика проморгал знак «Обгон запрещен» и был остановлен доблестными стражами порядка. Распрощался с 300-ми рублями и поехал дальше... У них там очень популярен этот знак, он, по-моему, за каждым перекрестком стоит. В Самарской области поразило большое количество «Жигулей». Такое ощущение, что там все ездят на 9-ках, 10-ках, Калинах всяких... Непривычно :) Едем через Тольятти, на улицах на нас смотрят дико: праворульных машин очень мало, практически нет. Далее едем вдоль Волги в сторону Саратова. Заправки в Саратовской области не очень часто стоят, один раз не заправился вовремя – пришлось километров 30 «на лампочке» ехать. Потом раз – заправка ЛукОйл, когда уже заправил полный бак, увидел на чеке: «ЛикОйл». Подделка под известный брэнд, заправка сделана в красно-белых тонах, как и Лукойловские, и логотип практически содран. Если честно, бензин оказался не очень, машина как-то туповато разгонялась… Ночевали недалеко от Саратова в мотеле. Следующий день запомнился нам посещением Мамаевого Кургана в Волгограде. Получили кучу приятных впечатлений. Кто ни разу не видел вживую, то советуем обязательно съездить в Волгоград.
На выезде из Волгограда остановил гаишник и начал старательно доказывать, что где-то ранее я пересёк островок безопасности или что-то в этом роде. Машина ДПС ехала за нами позади пару кварталов по городу, я их поздно заметил, а они, видно, меня и пасли. Отдал 200 р. – некогда было ругаться, и пообещал себе больше не кормить этих «редисок» деньгами. Далее перед рекой Дон пост ДПС (Калач-на-Дону, по-моему). Останавливает толстый гаишник с наглой мордой. Просит документы, причем не представился даже, потом талон ТО, потом требует открыть салон авто, спрашивает, что везём, про наркотики, оружие. Говорит нагло, морда злая, ищет явно до чего докопаться. Просит выйти второго человека, смотрит её паспорт. Потом опять ходит вокруг машины...; Говорит: «Вытаскивай всё из бардачка». Посмотрел бардачок, порылся в подлокотнике, пытался даже под сиденье залезть. Заставил вытряхнуть мою наплечную сумочку с документами и ключами. Ничего явно не нашел, до чего можно доковыряться, ещё минуты 2 ходил вокруг машины и тут его осенило: «Страховку показывай». Страховка оказалась в порядке. Он недовольно сунул обратно документы и даже не пожелал счастливого пути. Минут 20 точно потеряли, если не больше. В Ростовской области, если кто поедет в первый раз, будьте внимательней в Тацинском районе. Там пост ДПС, а за 2-3 км от него стоит видеокамера с радаром и всех снимает, кто в сторону юга едет. Причем с дороги её не видно, наверное, где-то за деревом. Нас остановил какой-то радостный стажёр Петренко или Пупенко, проверил документы, попросил пройти на пост и зарегистрироваться. Захожу, гаишник просит кого-то перемотать видеозапись. Мотают при мне, вижу дорогу, все машины, которые со мной ехали, а меня нет на видео. При обратной перемотке я уже заметил зад своей машины, который выглядывал из-за грузовика. Я всё пытался там обогнать одну шуструю фуру.
Короче, там ни номера, ни водителя не видно – меня зарегистрировали и отпустили. А так, если бы засняли – не отвертишься, там всё видать, а под каждой машиной её скорость показывается. На М4 выехали к середине дня – клёвая трасса, ровная, прямая. Иногда идут ремонты, но объезды нормальные. При въезде в Краснодарский край остановили опять на посту ДПС. Приятный, вежливый капитан проверил документы, ещё немного с ним поболтали, спросил, куда едем. Отпустил буквально через 5 минут. Оставил у нас хорошее впечатление о краснодарских гаишниках. Уже к ночи добрались до Краснодара, ночевали в гостинице прямо при въезде в город. Дорога из дома до Краснодара заняла полных 6 дней. Для себя решили, что раз уж приехали на машине, то обязательно надо объездить всё побережье. От затеи ночевать в машине категорически отказались, так как ночью очень жарко, да и жильё в частном секторе не такое дорогое в июне, места тоже везде есть – видно не сезон ещё.
На побережье ночевали 3 ночи в Анапе, катались по окрестностям, потом ездили в Новороссийск (очень красивый город), потом 3 раза ночевали в Геленджике (тоже снимали у частников, по 200 р./чел. в сутки). Следующие 3 или 4 ночи ночевали в Дагомысе, потом ездили в Абхазию – там всего два дня (ночевали в отеле в Сухуми). И напоследок пожили в Адлере 3 дня. Ночевать каждый раз в новом месте не получалось – никто не соглашается взять постояльцев на одну ночь. Но это и к лучшему, мы всё равно приезжали только помыться и переночевать. А все дни напролёт катались по окрестностям на машине, или гуляли пешком. Всё достопримечательности находили по купленной в киоске книжке «100 чудес у Черного моря» и все экскурсии устраивали для себя сами.
Объездили действительно всё побережье: от Азовского моря до Абхазии. Очень понравилась набережная в Новороссийске,
были в Абрау-Дюрсо, облазили пешком весь Сочи (на машине ездить совсем отвратно – сплошные пробки),
скатались и в Красную поляну, в Абхазии посетили ботанический сад в Сухуми, Ново-Афонскую пещеру и монастырь, съездили на озеро Рица.
Ночевали в Сухуми одну ночь (в гостинице), страшновато там – вечерами безлюдно, разруха на фоне благоухающей природы.
Если посчитать все места, которые мы посетили, то можно смело сказать, что путешествовать на машине выгодней и интересней. Если бы мы покупали экскурсии по всем этим местам, то истратили бы кучу денег и времени.
Обратная дорога до Иркутска заняла 7 полных дней, но дорога показалась быстрей. Ночевали в машине на заправках или стоянках. Едешь на восток – день становится короче, проезжаешь всего 700 – 800 км за день.
На обратном пути в Ростовской области (опять Тацинский район) пост ДПС. Знаю, что скоро будет, еду по правилам, вдруг опять видеокамера. Увязался вслед за Волгой (с местными номерами), едем, не нарушая. На посту его пропускают, меня останавливают. Гаишник проверяет документы, просит зайти в «домик» – там берёт рацию и у кого-то спрашивает про нарушения. По рации бодрый голос говорит, что за 2 км до поста серая иномарка с 38 регионом (мой номер называет) совершила обгон грузовика под запрещающий знак. Мой гаишник с улыбкой до ушей поворачивается ко мне и проникновенно:
– Что ж вы гражданин нарушаете?
Я аж растерялся – говорю:
– Я не нарушал и ехал по правилам.
Гаишник начинает ныть, что, мол, все так говорят, а вот их инспектор в укрытии всё видел, и сейчас мы будем составлять протокол и т.д. и т.п. Я тупо повторяю, что не нарушал, а мне тупо навязывают обгон грузовика. И тут я задаю справедливый вопрос:
– Если я нарушил, то автоматически нарушила и Волга, потому что я ехал 20 метров позади её. Почему же вы тогда не остановили Волгу?
Гаишник мне – перл:
– А если бы я его тоже остановил, то ты бы признал, что нарушил?
Я говорю:
– Нет, конечно.
Он мне опять тот же вопрос с ехидной улыбкой. Я ему тот же ответ, невозмутимо. И так 5-6 раз. В итоге мой ответ:
– Если бы вы остановили обоих, то мы бы рассматривали тот случай, а в данный момент вы остановили меня, а Волгу с местными номерами пропустили.
Гаишник с той же улыбкой на лице отдаёт мне документы:
– Езжайте, езжайте, всё равно где-нибудь попадётесь.
И тут я уже точно понял, что меня разводили просто. Больше приключений в дороге не было.
В целом поездкой остались довольны, путешествовать на машине здорово (одно место тока устаёт :) но это мелочь).
Авто в дороге нигде не подвёл, я очень доволен Субариком. Ни одной поломки, не считая двух убитых низкопрофильных колёс. В Адлере только масло поменял и всё. Хотя нет, в дороге начала постукивать стойка левая. Сейчас придется или ремонтировать, или новую покупать. Про объезд крупных городов вкратце: ехал через Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Волгоград, Краснодар. Нигде вроде сильно не плутал, ехал по указателям, если не знал куда дальше, просто тупо спрашивал у местных. А вообще, при подъезде к крупному городу нужно просто знать следующий город, куда тебе надо. И если есть объездная, то указатель покажет.
Вся поездка уложилась в 29 дней, намотали около 14 тыс. км. за всю поездку. Если правильно посчитал, то сожгли 1188 литров (24,5 тыс. рублей). Заправлялся только 95-ым бензином: до Урала на «СибОйл», а после на «ЛукОйл», иногда на других. А вообще, если честно, то самое приятное в поездке – это возвращение домой, целыми и невредимыми, довольными от кучи приятных впечатлений.