|
В Рускеале (мраморный карьер) и в Кижах мы бывали неоднократно, но всегда летом, а теперь захотелось зимой, да и на «Рускеальском экспрессе» под паровозом хотелось прокатиться.
20.02.23 г. в 6:25 я с женой на нашем Х3 выехали из дома (г. Железнодорожный) в Сортавалу, ехали по платке М11. Погода была слякотной практически до КАДа, далее Зима показала, что это её владения. В 17:50 прибыли в съемную квартиру недалеко от центра (2000 руб./сут, бронировали через «Квартирка.ру»), заселились и вечером немного погуляли по Сортавале. Пробег за день 1001 км.
21.02. Морозным утром, было около -18С, отправились на вокзал и сели в «Рускеальский экспресс» отправлением в 10:40.
По идее можно было ехать и на «Ретро-поезде» отправлением в 10:00, он тоже идет под паровозом, но, по сведеньям из интернетов, иногда без предупреждения цепляют тепловоз. А так поезда очень похожи: в обоих зеленые купейные вагоны без верхних полок в ретро стиле под Аммендорфы, с историческими фотографиями на стенах, и вагон-ресторан, в экспрессе их 2. Билеты покупали заранее, 23 января, на экспресс 1049 руб./чел, на ретро 849 руб. В купе шестерым сидеть было не айс, поэтому мы сразу же пошли в ресторан, где спокойно попивая чай и под живую музыку ехали и смотрели в окно.
Точно по расписанию в 11:55 поезд прибыл в Рускеалу, посмотрели, как разворачивают нашу Лебедянку на разворотном круге, купили билеты в подземную «Рускеалу» и отправились гулять по парку.
Обзорную экскурсию брать не стали, так как были в августе 2022, а на подземную тогда не попали из-за огромного количества народа (хоть это был и будний день), а заранее билеты не продают. Мы гуляли по Рускеале, наслаждаясь прекрасными зимними пейзажами.
Известковый завод, который проработал более 100 лет и был закрыт только в 90-х годах 20 века.
А вот экскурсия «Подземная Рускеала» (штольни, где тоже добывали мрамор) не очень понравилась, дело даже не в том, что не было ледяных скульптур, зима в этом году пришла слишком поздно, а показалась какой-то поверхностной, по крайней мере, она не стоит 2000 рублей с носа. Хотя тем, кто в пещерах (штольнях) впервые, может, и понравится.
После подземелья мы подкрепились в кафешке, как хорошо, когда мало народа, в августе хвост очереди тянулся на улицу. До отправления «Ретро-поезда», (кстати, тоже был под Лебедянкой) в 18:40 («Экспресс» отправляется раньше, в 17:00) оставалось часа 1,5, и мы еще побродили по парку.
В лучах заката увидели мощный темный след, как будто взлетает ракета, оказалось, что нет, обычный пассажирский самолет, просто на закате он выглядел очень необычно.
На обратном пути уже в ресторан не ходили, ехали вчетвером в купе, потягивая чай из фирменных стаканов.
22.02. Выселились из квартиры и пошли гулять по Сортавале, этому небольшому городку с сохранившейся финской архитектурой.
На платформе Сортавала-центр встретили/проводили поезд.
Затем отправились в парк Ваккосалми, на г. Кухавуори, откуда открывается вид на Сортавалу сверху. Ну а так это обычный ПКиО.
После мы поехали в исторический парк «Бастион»: музей под открытым небом с деревней викингов, деревянной скульптурой, различными мастер-классами и отдельной экспозицией, посвященной советско-финским конфликтам.
По часам через определенное время проводятся бесплатные экскурсии, мы прослушали по военной медицине
и о конфликтах с нашим северным соседом. Здорово, что многие экспонаты, в основном оружие, можно брать в руки. К нам прибежала собачка с медицинской сумкой:
а тут я попал на допрос в НКВД))).
Экскурсии понравились, но по конфликтам она была в стиле 70-х, а-ля «мирный труд советских людей», «империалистические державы» и т.п. Видимо, комплекс держит нос по ветру и твердо придерживается современных тенденций.
Напоследок на выезде из Сортавалы заехали в городище Паасо — место стоянки древних карел. Из-за снега ничего древнего не просматривалось, но, поднявшись на гору по хорошей лестнице, можно увидеть окрестности.
Затем мы поехали в Петрозаводск по очень красивой серпантинистой дороге.
Сделали короткую остановку у ГЭС в Ляскеля
и подъехали к водопаду Юканкоски. Последние 10 км дороги до него были весьма стремными — расчищенная трактором грунтовка, от снежных брустверов до боков автомобиля было зачастую сантиметров по 20, а учитывая снежные колеи, я очень боялся ободрать Бумер, но все обошлось.
Хорошо хоть местами были сделаны карманы для разъезда. Замерзший водопад вкупе с красивой лесной дорогой полностью оправдал сложности подъезда.
Правда, спуск к нему был по лестнице, превращенной Зимой почти в бобслейный желоб. Спускались, вися на руках.
Относительно недалеко от Юканкоски есть ещё 1 красивый водопад Роскелакоски, но мы слишком завозились в Сортавале и уже темнело.
Поэтому оставили его на следующий раз и отправились в Петрозаводск, в съемную квартиру «9 ночей» 2135 руб./сут (бронировал через Островок.ру).
23.02. Кижи! Загодя в фирме «Карелиясафари» купили (6000 руб./чел) тур «Кижи с кижским ожерельем» на СВП Хивус. До этого на воздушной подушке доводилось кататься только 1 раз летом по Ангаре (МЧСники подрабатывали). Вот так интересно утром выглядит островок в Онеге в Петрозаводске:
Про аппарат. Хивус — нижегородское изделие, вмещает 7-8 человек, оснащен двигателем ЗМЗ-409, идет со скоростью ~ 57 км/ч, может и быстрее, но сильно увеличивается расход. Корпус алюминиевый. Со слов нашего капитана Олега, машина в эксплуатации очень дорогая (сама стоит ~ 8 млн.), если к сезону уложился в 400000, значит — повезло. Стоимость запчастей авиационная, подъемный винт 80000 (их 2), а ходовой все 300000. Так же периодически требует ремонта юбка. Ну, и что это сделано в РФ видно сразу: руль от ВАЗа и приборная панель от ВАЗ 2106. Я, когда сел на сиденье, уперся головой в потолок (мой рост 179), пришлось наклониться, да и, если б не уперся, все равно пришлось бы наклониться, верх окон ниже уровня глаз, видна только «дорога». Но при всем при этом очередь на Хивус 2 года!
Долетели до Кижей ~ за 1,5 часа, пошли на экскурсию. В общем, Кижи что летом, что зимой — сказка! Особенно, если повезет с погодой, а нам повезло несказанно: солнце, морозец -20С (утром в Кижах было вообще -28) и ни ветерка.
Затем нас прокатили по живописным островам с небольшими северными часовенками в деревнях Еглово, Волкостров, Корба, Подъельник.
Олег (замечательный гид и капитан, большое ему спасибо) нас напоил вкуснейшим иван-чаем с калитками и к 15:30 мы вернулись в Петрозаводск. Тут и погода испортилась, хотя до этого держалась как по заказу. Вечером съездили в кино, посмотрели фильм «Непослушная».
24.04. В 8:05 выехали домой, ехали так же по М11. Дорога как дорога, но на протяжении 40 минут в районе Волхова пришлось ехать под ледяным дождем, при том, что на улице было -7С! Лобовик в верхней части обледенел, пришлось обогрев включить на полную и поток направить на стекло, было очень некомфортно. Ну а ближе к дому началась типичная московская соляная слякоть, особенно МКАД, было ощущение, что не едешь, а плывешь на подлодке.
Домой приехали в 18:45, пробег за день 1053 км, общий 2353.
Все очень понравилось, 3 дня были в настоящей Зимней Сказке!
PS. Про Бумера. Автономный обогреватель салона, судя по всему, двигатель тоже греет. ELMом не проверял, но утром при уличных -15 -18С и 5 минутах работы автономки, двигатель пускался сразу, без задержки на прогрев свечами накала, тогда как даже при -3С он обычно пускается с задержкой в пару секунд, выводя на дисплей информацию о работе свечей.