|
В конце сентября, 27 числа, в четыре часа утра я выехал из Алма-Аты в поездку по Казахстану и России. Крайней точкой маршрута был намечен город-герой Севастополь, и на пути к нему меня ожидали, кроме всего прочего, тысячи километров казахстанских дорог. И это только в одну сторону! Потом столько же обратно… Вот об этом пути по южному и западному Казахстану и пойдёт речь.
Простое действие — поворот ключа в замке зажигания — даёт старт большому путешествию. Как потом оказалось, от южной столицы Казахстана до границы с Россией за Уральском я проехал 2700 километров. Обратный путь оказался ещё длиннее — 3100 вёрст через Атырау. Итого пять тысяч восемьсот…
Основное средство передвижения — автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G015. Видеорегистратор, навигатор, телефоны и фото-видео. Канистру с собой не брал, бензина по дороге, как и ожидалось, хоть залейся. Спальное место установлено, холодильник подключен, вещи собраны, рубли закуплены, точки интереса отмечены. В путь!
В этом рассказе не будет обилия достопримечательностей и ярких туристических локаций. Дорога по Казахстану рассматривалась исключительно с точки зрения транзита, а не цели путешествия. Впечатления от поездки, представленные в очерке, носят больше прикладной практический характер — состояние дорог, наличие бензина и цены на него, отношения водителей и дорожной полиции. Таким образом я попытался помочь тем, кто собирается в ближайшее время впервые проехать по этому маршруту из России в Казахстан или обратно.
Что же запомнилось из казахстанской части поездки? Маршрут не был для меня совсем уж незнакомым. Ездил в том направлении весной 2019, самой крайней западной точкой был Каспий. Так что есть возможность не только получить новые ощущения, но и сравнить кое-что с впечатлениями трёхлетней давности.
Первые сравнительные ощущения начинаю получать уже через полтора часа после старта. Ну никак не могут закончить ремонт и сделать нормальную дорогу всего в сотне километрах от Алма-Аты. Ковыряются уже лет пять, как минимум, а ещё остаётся сделать примерно столько же… И если ранним утром этот смачный кусочек ремонта проходится «на ура», то на обратном пути я оказался там поздно вечером и в полной мере ощутил все тяготы пробки, растянувшейся на несколько десятков километров. Третий видеоролик рассказа начинается как раз с кадров, снятых на этом участке.
Зато дальше всё будет хорошо и даже замечательно. Надо только потерпеть до Джамбульской области, что начинается в ста тридцати километрах от Алма-Аты. Здесь, строго на административной границе, дорога волшебным образом превращается в то, чем она и должна быть в рамках транспортного коридора «Западный Китай — Западная Европа». Это трасса с двумя рядами движения в каждую сторону, с разделительной полосой и максимально разрешённой скоростью 110 км/час.
Конечно, на пути встречаются населённые пункты, где скорость приходится сбрасывать до шестидесяти. Но, первое — их не так, чтобы много. И, второе — крупные города трасса оставляет в стороне или идёт по объездному пути. Вот так, например, это выглядит около Тараза. Объезд города с севера удлинил мой маршрут всего на десять километров, но сэкономил время и нервы — днём в Таразе тесно. А здесь машин немного, вокруг поля с собранным урожаем лука, уже готового к отправке в северные регионы Казахстана. Но сильно расслабляться не стоит. Максимально разрешённая здесь скорость — 100 км/час, и патрульные машины полиции с радарами постоянно катаются туда-сюда.
Следующий крупный город — Чимкент — трасса оставляет так далеко в стороне, что его почти и не видно. Теперь дорога идёт на северо-запад и горы, что виднелись до этого постоянно по левую руку, исчезают. Вокруг начинает расстилаться бескрайняя степь, которая будет сопровождать меня почти до Актюбинска.
Небольшой компенсацией за окружающую монотонность стал Туркестан, что находится в ста пятидесяти километрах от Чимкента. Основанный в пятом веке, город знаменит мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави (XIV век), но ещё несколько лет назад выглядел большой деревней. Всё изменилось в 2018 году, когда президент страны решил возродить город как духовную столицу Казахстана. Для начала Туркестану дали титул областного центра, отобрав это звание у Чимкента. Область переименовали в Туркестанскую, а город отстроили практически с нуля. Количество жителей за последние три года резко увеличилось, на 35000 человек (за предыдущие три года — всего на четыре тысячи).
В 2019 году, вернувшись из поездки по Казахстану, я написал небольшой очерк, в котором было сказано следующее:
«Областной центр Туркестан. Перед самым городом — лес строительных кранов, строят новый областной акимат и жилой микрорайон. На плакатах названия известных компаний, прямо всенародная стройка. Так понимаю, что теперь всей страной будем строить Туркестан. Уже вернувшись из поездки, прочитал, что в Туркестане заложили первый камень в строительство международного аэропорта».
И вот сейчас основное строительство можно считать завершенным. К сожалению, не удалось проехать через центр города, полиция туда почему-то не пускала. Зато оценил удобство объездной дороги, что обходит город с севера и посмотрел, что окраины Туркестана стараются соответствовать высокому званию города — областного центра.
Немногим меньше трёхсот километров отделяют Туркестан от следующего областного центра — Кзыл-Орды. Или Кызылорды, как принято говорить в последние годы. Окружающий меня пейзаж немного меняется, степь начинает превращаться в пустыню, что становится особенно заметным после населённого пункта со странным, по нынешним временам, названием.
«Усыхает» и дорога — после Кызылорды она становится двух полосной и максимально разрешённая скорость, соответственно, снижается — 100 км/час. Позади остаётся богатый сельскохозяйственный Юг и продавцы, выносящие свой товар на дорогу и торгующие буквально «с поля».
Вдалеке, в свете заходящего солнца, появляются огромные антенны комплекса «Сатурн». Это уже космодром Байконур. Снова обращусь к своему очерку от 2019 года: «Ещё за пару десятков километров до Байконура виден первый признак космодрома — комплекс «Сатурн». Он появляется на горизонте, ты едешь-едешь, а он ближе не становится. И ты понимаешь — каковы его размеры».
Фотография сделана с использованием телеобъектива прямо с трассы, не выходя из машины. Так что, как видите, до космодрома рукой подать и вид «Сатурна» слегка оживляет окружающую пустынно-степную местность. Это единственное сооружение Байконура, которое можно видеть со стороны. Чтобы посмотреть всё остальное, надо совершить экскурсию по космодрому.
Дальнейшие двести километров до Аральска откровенно скучаю. Пейзаж монотонен, дорога хорошая и не требует особого внимания, ничего нового или интересного вокруг не наблюдается. Незнакомая мне дорога начнётся уже после Аральска и продлится четыреста километров до посёлка Карабутак. Раньше никогда этот участок проходить не приходилось. Ходили слухи, что на нём до сих пор есть места с плохой дорогой и абсолютно негде заправиться — полное отсутствие АЗС.
Слухи не оправдались, разбитых участков дороги обнаружено не было. Что же касается топлива, то строго посередине пути, там, где уходят дороги на Иргиз и Шалкар, есть куча всяких заправок разных брендов (48.512535, 61.003836). Ну а двести километров уж как-то можно пережить, если озаботиться бензиновым вопросом заранее.
Что же касается плохой дороги, то она началась после Карабутака и продолжалась до Актюбинска. Трасса на этом участке старая, она была не очень хорошей ещё в 2019 году, и с тех пор лучше не стала. Эти двести километров оказались самым плохим отрезком казахстанской части дороги Чимкент — Самара. Но ехать там можно, и достаточно быстро. Что я и сделал, добравшись таким образом до следующего областного центра — города Актюбинска. Или, скажем так — доехал до Актобе.
Знакомая дорога снова закончилась. Впереди меня ждут почти шестьсот километров пути через Уральск до границы Казахстана и России. Именно там, в пункте пропуска «Таскала» (51.199447, 49.910482) завершится казахстанская часть пути и начнётся, в пункте пропуска «Озинки», его российская часть. Состояние дороги на этом участке, в целом, весьма неплохое. Две полосы для движения и асфальт без ям позволяют чувствовать себя спокойно, даже при увеличившемся транспортном потоке. И чем ближе к Уральску, тем больше легковых машин с российскими номерами идёт мне навстречу.
Осень — прекрасное время года в Казахстане. Ещё тепло, на юге даже жарко и сухо, масса дешёвых овощей и фруктов, неплохие дороги и низкие цены на бензин — всё это сделало весьма привлекательным автомобильный туризм в Казахстан для россиян во второй половине сентября 2022 года. Едут целыми семьями, но есть много компаний достаточно молодых мужчин, которые жаждут познакомиться со всеми достопримечательностями Казахстана и планируют посвятить этому процессу пару-тройку месяцев.
В ролике, который вы только что посмотрели, я добрался до крайней точки казахстанской части маршрута. О том, что творилось на границе, чем встретила меня Россия и куда я поехал дальше, будет подробно изложено в отдельном очерке. А сейчас перехожу ко второй части казахстанского турне и расскажу о пройденном пути на этапе возвращения домой.
Как видно на карте маршрута, что была представлена в начале рассказа, ехать назад планировалось немного по другой дороге, и вот — почему. Если на пути в Крым я хотел посмотреть Волгоград и Саратов, то на обратном пути хотелось глянуть на юг европейской части России и проехать через города Краснодар, Ставрополь, Элиста и Астрахань. Но при таком раскладе ближайшей дорогой будет трасса «Астрахань — Атырау», что идёт по северному побережью Каспийского моря.
Вот по этому участку и были основные вопросы. Анонсировав поездку на одном известном казахстанском форуме, я получил, кроме всего прочего, следующее сообщение: «Я с Атырау, не надо через нас. Стройка идёт дороги. Ужасные объезды и очереди на границе». Эта информация совпадала с имевшимся у меня представлением, какие ужасы творятся на этом пути, но… Охота пуще неволи, на Астраханский Кремль глянуть хочется, а ехать потом на Волгоград — лениво, ведь от Астрахани до границы рукой подать, всего-то шестьдесят километров.
Повторное предупреждение на эту тему было получено во время перехода границы из Казахстана в Россию. Там, на пункте пропуска «Таскала», разговорился с одним молодым россиянином. Он, вместе с другом, несколько дней назад заехал в Казахстан через Астрахань, пункт пропуска «Караузек» (46.545785, 48.636877). Но что-то им в Казахстане не глянулось, уже едут обратно и делают крюк через Уральск. На мой вопрос — какова дорога от границы до Атырау, счастливый обладатель заниженной пузотёрки ответил с истинно кавказским темпераментом — нет там никакой дороги, едешь просто по степи, верблюды кругом! Кстати, он ещё не знал тогда о сюрпризе, который приготовили для него российские дороги на участке между границей и Саратовом. :-) Но, об этом в следующем рассказе.
Верблюды, и правда, были. Были и объезды, и ремонты, и участки новой дороги — всё было. Но дорога была! И это главное. Особенно значимые изменения произошли на участке Атырау — Актобе. Три года назад поездка между этими двумя городами стоила мне треснувшей канистры и сгоревших лампочек ПТФ. А сейчас… Перед Атырау спросил у шофёра грузовика — как лучше ехать на Актюбинск? Через Уральск, или напрямую, через Доссор, Макат и Кандыагаш? Так он даже сначала не понял вопроса, стал объяснять, где поворачивать. Когда же я пояснил, что интересует не маршрут (навигатор имеется), а состояние дороги, то ответил, что дорога хорошая, а через Уральск уже давно никто не ездит. Действительно, трасса оказалась очень даже неплохой, а сто километров ремонта Кандыагаш — Актюбинск это мелочи жизни. Так что все дороги скоро построят и необходимость использования глобуса Казахстана для ориентирования в степи окончательно отойдёт в прошлое. :-)
Это была фотография Актюбинска, где я вышел на уже знакомую дорогу. Состояние всего дальнейшего пути до Алма-Аты уже описано, поэтому хочу остановиться на других вопросах. И первый из них — кто и как здесь ездит?
Проезжая по Западному Казахстану, я начал задумываться о том, в какой стране сейчас нахожусь. Наиболее вероятными вариантами ответа на такой вопрос были Армения, Киргизия и Россия. Получалось, что западные казахстанские земли или уже поделили между этими тремя странами, или тамошние водители все резко перебрались в Казахстан. Именно так можно было подумать, глядя на номерные знаки машин. И если с российскими номерами ещё что-то было понятно — большой наплыв туристов, есьже, то представители двух других горных и солнечных республик бывшего СССР, в картину посетителей явно не укладывались.
Toyota Alphard. Основная боевая машина армяно-киргизского таксиста. Снабжена оптикой гомосексуального цвета, которая ярко светит в любое время суток. Водитель такого минивэна, как правило, испытывает сильную неприязнь к правилам дорожного движения, особенно в части соблюдения скоростного режима. Зачастую сбиваются в стаи из трёх-четырёх машин, плотной «змейкой» обгоняя попутный транспорт перед самым носом встречного. Постоянно моргают фарами, требуя уступить им дорогу. По мнению этих «голубых эстетов», ты должен прижаться к обочине, лучше — съехать на неё. И так всю дорогу…
Конечно, никто никому никакие земли не отдавал и мало кто из иностранцев колесит по Казахстану подобным образом. Это наши сограждане, купившие задёшево хорошую машину и не желающие тратить деньги на её переоформление. Да и некогда им этим заниматься, работать надо! Вопрос законности постоянного использования таких машин в Казахстане одно время поднимался, но после выраженного недовольства народных масс быстро сошёл на нет. А машины остались, их становится всё больше и больше. Ладно, купили. Но почему же надо ездить так, чтобы вызывать к себе неприязнь с использованием нецензурных слов?
Здесь бы самое время и власть применить. Но что-то не сильно я замечал, чтобы дорожная полиция тормозили этих гонщиков. Хотя вроде и должны были… Особенно тогда, когда меня бодро обходила группа «алфард-такси», моментально таяла вдали, а потом, спустя буквально пять минут, навстречу шла патрульная машина с задачей контроля скоростного режима. Как они смогли разминуться?
К тому же, полиция Кызылординской области наиболее ретива и многочисленна на дорогах, по сравнению со всеми пройденными регионами. В пылу работы они не только используют старые методы фиксации нарушений, но и творчески применяют новые профилактические меры. Например, останавливают для того, чтобы поинтересоваться — как вы, уважаемый водитель, провели ночь, выспались ли?
Но таксистов, повторюсь, не останавливают и подобных доброжелательных вопросов не задают. Наверное, не уважают и не заботятся об их самочувствии. :-) Полиции других областей ещё меньше дела до подобных глупостей, на дороге она появляется значительно реже, особенно на юге Казахстана. Активность патрульных увеличивается в Уральском регионе, ещё больше их становится в Актюбинской области, ну а первенство, как уже сказано, за теми бравыми парнями, что блюдут порядок на трассе вдоль Сырдарьи.
Следующее, о чём стоит помнить, отправляясь в путешествие по Казахстану на машине — возможность неожиданной встречи с домашними животными. Во многих местах стоят дорожные знаки соответствующего значения, а кызылордынцы и актюбинцы пошли ещё дальше. Они устанавливают вдоль трассы реалистичные произведения местных скульпторов и художников — анималистов, фигуры коровок и лошадок. Это творчество запечатлено на приведённых видео. Практика безнадзорности приводит к тому, что животные круглосуточно пасутся рядом с дорогами, где меньше хищников и больше воды по весне. Переходящего через дорогу четвероного друга вполне можно не заметить ночью, да и днём эта скотина может выскочить на асфальт неожиданно.
Очередные важные вопросы в дороге — где остановиться на отдых и «почём нонче овёс». Площадки для кратковременной остановки имеются. Как правило, это большая асфальтированная площадка с обозначенным въездом и выездом, оборудованная туалетом и местом сбора мусора. Таких площадок больше всего в южной части пути, но встречаются и дальше. Санитарными удобствами вы можете воспользоваться на любой брендовой АЗС, это без проблем. Там же имеются мини-магазины сопутствующих товаров. Для длительной остановки или ночёвки сейчас тоже стало много мест на трассе, они отмечены в различных навигационных системах.
Бензин. Как уже говорилось — есть везде. Цена разнится незначительно, привожу данные по АИ-92. Самый дешёвый был в Атырауской и Актюбинской областях — 169 и 171 тенге соответственно. Чуть дороже в Туркестанской области — 173 тенге, а максимальная цена в Кызылорде и Алма-Ате составила 179 тенге. Но разброс, как вы сами видите, незначительный. Цены даны по АЗС трёх самых крупных операторов топливного рынка. Общие расходы на бензин за всю поездку будут представлены в заключительном рассказе этой серии.
Платные дороги. За проезд по участкам пути от Алма-Аты до Кзыл-Орды, где введена оплата, мне начислили 1850 тенге. Это общая сумма, туда и обратно. Никаких терминалов оплаты на всём протяжении трассы нет, сумма начисляется по результатам видео-фиксации и оплачивается в адрес КазАвтоЖол. Свой долг оплатил после возвращения домой, но можно сделать предоплату, тогда получается дешевле. Это, вероятно, выгодно тем, кто постоянно здесь ездит, а я, может быть, ещё не скоро туда поеду, поэтому решил оплатить по факту.
Наверное, это всё, о чём хотелось рассказать касательно казахстанской части поездки в Крым. Буду рад, если что-нибудь из рассказа пригодится вам в ближайшей поездке. И, напоследок, отвечу на вопрос, который мог возникнуть — почему в названии рассказа упоминается Дикий Запад?
На мой взгляд, именно здесь, в западном Казахстане, было наибольшее количество километров плохих дорог в самых безлюдных местах. И вторая причина в «иностранных таксистах». Они начинают беспокоить после Кызылорды, ещё сильнее тревожат на пути к Актюбинску и доходят до полного беспредела ближе к Уральску и Атырау. Так что верблюды, степенно переходящие дорогу на заглавной фотографии рассказа, ещё не главная беда Дикого Запада Казахстана.
Солнце уже спряталось за горизонт, когда я выехал с последней АЗС на казахстанской земле. Залил полный бак бензина по цене 172 за литр в посёлке Таскала и направился в сторону границы. До России оставалось всего тридцать километров…
Что дальше? Саратов и Волгоград, Краснодар и Астрахань, дорога в Крым и обратно. Продолжение следует!
Всем удачи на дорогах и новых путешествий!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.