|
Маршрут (ночевки): Тула 20 августа — Могилёв (20 августа) — Минск (21-28 августа) — Тула 29 августа.
Это наше 8-е большое путешествие по просторам Беларуси.
Традиционный ночной выезд. Наш экипаж: автор этих строк, жена и ребенок 11 лет. Авто Nissan X-Trail 2,0 АТ 2022 год. На начало поездки общий пробег составлял 17289 км. Первый объект — посещение кладбища предков в Брянской области. Выбираем маршрут через Орёл — Дмитровск, что короче на 30 км.
Занявшись своей генеалогией, внесли в планы посещение местного ЗАГСа. По месту жительства можно посмотреть базу любого региона, но, по опыту, в архивах на местах есть и бумажные документы, в которых можно почерпнуть данных значительно больше, чем есть в электронной базе. Так вот, в ЗАГСе удалось выяснить отчество прадеда, а также сообщили, в каком районе зарегистрирована его смерть. По счастливому совпадению этот районный центр находился у нас по дороге в Белоруссию. И уже в ЗАГСе Выгоничей сообщили и годы его жизни.
Далее наш путь лежал в Могилёв через новую для нас российско-белорусскую границу в Брянской области. Попутно посмотрели новые для нас города Брянской области — Унечу, Мглин и Сураж. На российской границе проверили документы, а на белорусской вообще никого не увидели.
Так вышло, что скромный в туристическом отношении Могилёв мы посещаем в 4-й раз. Такой вот получается парадокс.
Поселились в однушке с очень хорошим ремонтом. Цена 1650 руб. Взяли нашими рублями. В Белоруссии все время проверяю на одной покупке как выгоднее расплачиваться: за нал или безнал. В этот раз с очевидным преимуществом победил безнал. Судите сами. При обмене денег через банк за наши 100 руб. дают 3,3 белорусских, а при оплате карточкой получается 4,16 — разница 26%. Поэтому везде, где можно, применяли оплату по карте.
В Могилёве прогулялись по центру города и посетили с экскурсией музей в местной ратуше.
ул.Первомайская. Драматический театр.
Улица Первомайская, Драматический театр.
В 12:00 в местной ратуше играется гимн города и появляется механический человечек. Его назвали Могиславом (Мог — Могилёв, + слав — площадь Славы, где находится ратуша).
Еще посетили находящийся рядом один из лучших парков города Подниколье.
Далее по автобану добрались до Минска, где нас ждала отличная квартира с дизайнерским ремонтом, стоимость 2375 руб./ночь.
Т.к. в понедельник все интересующие нас музеи были выходные, мы совершили большую пешеходную прогулку по центральной части города: от площади Победы до Верхнего города. Посетили Центральный детский парк им. М. Горького, рассмотрели множество скульптур возле цирка. По дороге до Троицкого предместья и острова Слёз прошли около Большого театра. Троицкое предместье — квартал исторической застройки города XIX века. Совершили прогулку на катамаране и отправились в Верхний город. Соборная площадь. На метро вернулись к Площади Победы, где оставляли наш автомобиль. Минское метро было для нас 6-м после Московского, Питерского, Харьковского, Бакинского и Нижегородского.
Самый желанный, самый дальний, самый неопределенный выезд в эту поездку — это Августовский канал. Были на нём в 2017 году во время поездки по Гроднинщине. В этот раз нас интересовала прогулка по нему на кораблике со шлюзованием. Нашли, кто занимается там водными прогулками, спросили расписание. Сказали, один рейс в день в 13:40 и то, если наберется необходимый для них минимум в 10 человек. Никакой покупки билетов через онлайн, только на месте. В какой день ехать, вот в чём вопрос? В выходные — когда народу может быть больше чем надо, или среди недели — когда большая вероятность, что не будет набран необходимый им минимум. Короче, офигенный риск проехать в одну сторону 300+ км и не попасть на объект. Едем во вторник, когда и музеи особо не работают, но рассчитываем дорогу так, чтобы приехали к нужному месту за 1 час до времени возможного рейса. Приехали за 1 час. Смотрим, стоит кораблик, спросили, что к чему. Отправление через 5 минут. Водная прогулка по каналу с двойным шлюзованием заняла 1 час. И через час собралось желаюших на следующий рейс более 30 человек. Один из самых желанных объектов мы посетили, чему были очень рады.
Далее наш путь лежал к шлюзу Немново. Шлюз Немново (четыре камеры для шлюзования) является самым большим шлюзом Августовского канала, включая и его польскую часть. Сегодня шлюз Немново демонстрирует всю гидротехническую мощь Августовского канала: перепад в уровне воды здесь достигает 10 метров, а шлюзование занимает около часа. Сейчас он работает только для байдарочников по предварительной записи.
Открыли для себя совершенно случайно усадьбу Святск-Гурских в Радзивилках. Возвращались с Августовского канала и решили проехать по указателю. Расположенная в трех километрах от Августовского канала усадьба ХIХ - первой половины ХХ века принадлежала Гурским. Некогда эта семья была одной из наиболее богатых в этих местах и к тому же известной меценатством и предпринимательством. Так, в частности, на рубеже ХIХ-ХХ веков в Радзивилках Петром Гурским был построен крахмальный завод.
От имения Гурских сохранились усадебный дом и хозяйственные постройки. Наибольший интерес вызывает каскад из пяти прудов, расположенных в естественной лощине перед усадьбой. На противоположном от нее берегу разбит парк, от которого до сегодняшнего времени уцелела буково-грабовая аллея. Очень атмосферное место! Тихо, птицы поют, территория ухоженная.
Проверили, как продвигается с 2017 г. реконструкция дворца Воловичей в Святске. К дворцу подъехать не удалось, т.к. рабочие занимались подъездной дорогой. Предполагается во дворце открыть туристический санаторий «Озерный».
Завершающим объектном посещения этого дня явилась заправка на выезде из Волковысска со скульптурой героев «Ну, погоди!»
На следующий день посетили три граничащих друг с другом объекта: Ботанический сад, Парк Челюскинцев и Детскую железную дорогу.
В ботаническом саду можно отдохнуть от городской суеты, расслабиться и насладиться природой. Огромное количество аллей, наикрасивейших растений, особенно цветов. Крытые оранжереи, красивый пруд. На территории сада есть различные киоски, где можно купить воды, мороженое и легкий перекус.
Парк Челюскинцев один из самых посещаемых парков Минска. Цены на аттракционы приемлемые. Самый дорогой билет на американские горки — 250 руб. В 2012 году он произвел очень сильное впечатление при сравнении с нашим центральным парком Тулы. Но за прошедшее время, могу сказать, наш парк кардинально преобразился и стал очень привлекательным. Именно его мы и рекомендуем для посещения всем приезжающим гостям.
Все путешествие на Детской железной дороге начинается и заканчивается на станции Заслоново. В процессе всего пути будет остановка на станции Сосновый Бор, где можно будет выйти и прогуляться. В жаркую погоду в вагонах очень душно. Здание мини-вокзала впечатляет своей красотой и выглядит оно как настоящее.
По информации из сети дворец в Коссово уже начал принимать своих посетителей после восстановления. Туда мы и отправились на следующий день.
Сделана большая парковка, работают стационарные туалеты, крытые ларьки с сувенирами. Сделано это около дома-музея известного антироссийского деятеля Т. Костюко (уроженца этих мест) — напротив самого дворца. Дворец, конечно, красив и снаружи и внутри, но, по моему мнению, посещать его сейчас еще рано. Не закончен ремонт на втором этаже. Для просмотра открыты 1 большой зал и 2 небольшие комнаты. Присутствует сильный запах от ремонтных мероприятий. Для полного наслаждения красотой дворца надо подождать еще несколько лет.
Было — фото дворца Пусловских 2013 г.
Было — фото дворца Пусловских 2017 г.
Стало — фото дворца Пусловских 2022 г.
В цену билета включено еще и посещение дома-музея Костюшко, чем мы и воспользовались. Само место очень красивое.
От Коссово рукой подать до Ружан. Ехать или нет, вот в чем вопрос? 20 км это мелочь, против 200+ км от Минска. Едем во Дворец Сапег и в 4-й (ЧЕТВЁРТЫЙ) раз не попадаем в этот музей. Что помешало в этот раз, спросите вы? Обед, мы попали в самое начало обеденного перерыва. Да-да, в музее обед. Ладно там, ведомственный музей на предприятии, но тут…
Но есть и ложка меда в этом посещении. Дворцовый комплекс продолжили восстанавливать дальше, во что верилось с трудом. Значит, лет через несколько есть смысл еще раз попытаться попасть в этот музей.
Далее наш путь лежал к Старой границе — военно-исторический комплекс в Дзержинском районе. Приехали, а на воротах замок. На двери табличка с режимом работы. Все нормально вроде. Увидев за воротами охранницу, привлекли её внимание. Оказалось, из-за жары им сократили рабочий день и кассир уехала в банк сдавать выручку. Но спасибо охраннице, она сжалилась над нами и пустила в комплекс, причем совершенно бесплатно. На территории комплекса воссозданы здания комендатуры, таможни, солдатского клуба и столовой заставы 16-го Дзержинского погранотряда периода 1920-1930 годов. Комплекс не такой раскрученный, как Линия Сталина, но посмотреть-поглазеть есть на что.
Парк Победы — один из крупнейших парков Минска. Был основан в 1945 году, площадь — 200 га! В нем находится Комсомольское озеро, современный Музей истории ВОВ, остров птиц. По озеру можно прокаться на катамаране или кораблике. Было желание прокатиться вокруг на велике, но пункт проката попался нам лишь в конце прогулки по парку. Приятное место для неспешных прогулок.
Далее посещаем музей городского пассажирского транспорта. Музей расположен в 2 залах + открытая площадка с техникой в основном 70-х и далее годов. Всего более 40 единиц. Попасть внутрь можно в любой тамвай-тройллейбус-автобус. Место очень популярное, особенно при посещении с детьми.
Лошицкий усадебно-парковый комплекс в Минске — не только излюбленное место отдыха жителей и гостей города, но и важная историческая достопримечательность. На отреставрированной территории находятся памятники архитектуры второй половины XVIII-XIX вв., в парке сохранились деревья, которые были посажены пару столетий назад.
Это очень замечательное место! Тишина, зелень кругом, всё культурно. Прям душа отдыхает! А возле усадьбы такие деревья высоченные! И не верится, что это в большом городе такой островок релакса. В водоеме можно покормить уточек и нутрий.
Далее едем в парк истории Великое княжество Сула — усадебный комплекс на берегу одноименной реки. Парк создан на базе полуразрушенного поместья белорусской знати. На территории бывшей усадьбы собраны изделия и объекты из разных эпох истории Республики Беларусь. Для посещения открыты интерактивные площадки и экспозиции в музеях.
Приехали в парк около 12 часов, на парковке много автомобилей и насчитали целых 15 больших автобусов. Место стало очень популярным. Для организованных групп проводят экскурсии по парку. Попробовали подслушать краем уха, но! У них тут такая фишка — экскурсии на белорусском языке и в.т.ч. обзорки для индивидуалов в 14:00. В итоге на которую мы приняли решение не ходить. Было также небольшое шоу сражения на саблях между историческими клубами Шотландских парней и Панских воинов. Интересное мероприятие и проходило, что удивительно, на русском языке. Хороший атмосферный парк, который мы посетили второй раз, куда захотелось вернуться.
Следующим нашим объектом был музей народной архитектуры и быта в Озерцах — этнографический музей под открытым небом, где можно заглянуть в историю, узнать традиции и быт людей из давно минувших эпох. Музей включает в себя 40 объектов, среди которых: церковь, церковно-приходская школа, ветряная мельница и амбар, корчма, кузница, баня, крестьянские хаты и много других построек. По большому счету все эти строения весьма однотипные. И все они очень сильно разбросаны, считаю, что можно было разместить их более компактно. Для однократного посещения годится.
На следующий день нас ждал второй очень желанный объект для посещения — завод БелАЗ в Жодино. Записывались на экскурсию заранее. Заблаговременно приехали в Жодино. Город очень понравися, чистый аккуратный, широкие проспекты. До завода посетили местный парк и прогулялись по аллее фонарей — где установлены фонари предприятиями Жодино со своим профессиональным акцентом. Аналогичной аллеей мы уже любовались в Новогрудке. Интересно, а есть ли еще в других городах Белоруссии аллеи фонарей?
На заводе посетили музей, доехали на электробусе до смотровой площадки с продукцией завода, посетили один из цехов. Самой главной фишкой экскурсии было посещение самого большого в мире карьерного самосвала грузоподъемностью 450 тонн. Таких построено пока 4 экземпляра. Один бороздит просторы РФ, другой прибыл на завод на ТО, а два оставшихся ждут своего покупателя. Первый экземпляр собирали целый год, другие быстрее. Для полной загрузки самосвала требуется одна рабочая смена. Ориентировочная цена такой машины 8 лимонов точкичных фантиков. Другие немаленькие самосвалы смотрятся на фоне 450-тонника просто игрушечными. Официально можно было забираться только на машину без кузова. Но как можно было удержаться и не забраться на самосвал с кузовом? Тут экскурсоводу пришлось просто смириться над пришедшими в полный восторг посетителями. Ну и в финале экскурсии посетили сувенирный магазин при заводе.
Последним объектом посещения стал Парк Динозавров, который находится по соседству с зоопарком. Многие из динозавров движутся и издают звуки. Для посещения с детьми приятное место. Ценник тоже приемлемый.
Бензин АИ-95 59,1 руб. общий пробег за 10 дней 3610 км, расход 6,4 л. На бензин потратили 12500 руб.
Проезд в Минске 21,6 руб. на всем кроме маршруток, маршрутка 43,3 руб.
В Белоруссии очень много что можно посмотреть, поверьте. Её достопримечательности не ограничиваются Брестской крепостью, Беловежской пущей и замками Мира и Несвижа, как считают многие.
Путешествуйте, открывайте для себя новое. Пока нам это не запрещают ).