|
Путешествие по Алтаю было моей давней мечтой. Каждая новая статья в этом разделе про путешествие на Алтай добавляла новых точек на карте и все больше укрепляла моё желание посетить эти места. Чем длиннее становился маршрут, тем все меньше оставалось сомнений, что бюджет и месяц отпуска не позволят посетить все известные достопримечательности в этих краях. Тогда у меня родилась дерзкая идея отказаться от бронирования жилья и экскурсий. А вместо этого арендовать просторный минивэн с хорошей трансформацией салона, взять с собой все необходимое для комфортного в нем размещения и отправиться своим ходом вдоль Чуйского тракта. Так как планировалось часто менять место остановок, путешествие с палаткой не рассматривалось. Комфорт в этом путешествии нам должны были обеспечить надувной матрас, а также мобильная кухня «Очаг» со встроенным водонагревателем и душем.
За два месяца до отпуска начался поиск подходящего минивэна для аренды. В Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле машин было совсем мало, а стоимость аренды мне показалось высокой. В крупном мегаполисе Новосибирск нашлось на порядок больше предложений и при этом по более низкой стоимости аренды (все-таки конкуренция делает своё дело). После переписки почти со всеми владельцами прокатных машин, я проникся доверием к Роману, который смог предоставить не только внятный договор аренды, но и четко ответить, как будем действовать в случае неприятностей с автомобилем как по моей, так и по его вине. Роман предлагал в аренду без водителя Nissan Serena 2010 года выпуска за 3000 руб./сутки. В разговоре чувствовалось, что Роман разбирается в автомобилях и настроен передать автомобиль в идеальном техническом состоянии. Что в итоге и подтвердилось по результатам всей поездки. Автомобиль был свободен на 12-14 дней в конце июля, что как раз совпадало со временем моего отпуска.
Определившись с автомобилем, начали сборы вещей и оборудования для превращения минивэна в автодом. Главная роль в этом перевоплощении возлагалась на мобильная кухню, которую я приобрёл на самом известном сайте бесплатных объявлений. Мобильную кухню «Очаг» выгодно отличало от остальных вариантов наличие встроенного водонагревателя и душа. Спать в салоне автомобиля мы намеревались с комфортом, поэтому добавили к вещам надувной матрас с компрессором, работающим от 12В автомобильной розетки. Из постельных принадлежностей взяли махровую простыню, зимнее одеяло, подушки из тех, что были дома, спальные мешки решили не покупать. Чтобы принимать пищу в привычных условиях, мы взяли с собой раскладной кемпинговый стол и пару складных стульев из ИКЕИ. Дополнили список вещей тёплыми вещами и консервами. Получился внушительный кубометр, который мы, конечно же, не собирались тащить на себе, а отправили транспортной компанией сразу до Новосибирска. С отправкой вещей вышла одна «осечка». Онлайн-калькулятор ПЭК давал стоимость перевозки равную 4000 руб., но в кассе с нас попросили уже 4900 руб. за негабаритный груз, хотя по объёму и весу мы укладывались в габарит. Оказывается, чтобы груз считался габаритным нужно было отступить по 5 см от края с каждой стороны поддона, на котором укладывались вещи. Заниматься переукладкой уже не было времени — отправили так.
Жена и дочь мало приспособлены к автопутешествиям и кемпинговой жизни (моя вина — редко мне удавалось их уговорить на совместный выезд на природу), зато сын мой постоянный компаньон, что на многодневную рыбалку, что в лес за грибами. Вот и в это путешествие мы отправились вместе с ним вдвоем, а женская половина семейства осталась возделывать дачный участок тещи и любоваться звездами из его ограды.
До Новосибирска мы налегке добрались поездом. Забираем проверенный прямо при нас на СТО наш минивэн и посылку на терминале транспортной компании. Наскоро грузим все в салон и мчим навстречу красоте горного Алтая.
Грех было не заехать по пути к родственникам в Барнауле — давно не виделись. Нас ждали, накрыли стол, душевно посидели допоздна, после чего нас уложили спать на кровати. На ближайшие две недели это была последняя ночевка в цивилизованных условиях. Когда до исполнения давней мечты остались считанные километры, спать ну просто невозможно, поэтому ранний подъем, короткие сборы, крайние объятия с родней и в путь. Ещё до обеда мы въезжаем в Горный Алтай.
В селе Мьяма наша первая экскурсионная точка. Своё знакомство с Горным Алтаем мы начали с экспонатов в музее камня. К слову сказать, всю дорогу нас сопровождал аудиогид от сайта izi.TRAVEL. Аудиодорожки можно скачать на телефон и не зависеть от интернета. Одна из точек аудиогида была как раз в музее камня, повествование разнообразило разглядывание действительно необыкновенных экспонатов. Конечно, людям, знакомым с геологией, там будет куда интереснее, но и нам с сыном хватило впечатлений. Такое разнообразие формы этих необычных образований и цветов породы увидеть своими глазами представляется не часто. Фотокамера сына то и дело щелкала, снимая все образцы подряд. Они действительно были совсем не похожи друг на друга.
После обеда в кафе еще оставалось полно времени, и мы направились покорять первую на нашем пути вершину — гору Чертов Палец. У подножья горы находится легкодоступная для не сильно заниженных автомобилей накопительная площадка. Всем желающим за 300 руб. предлагается продолжить движение в гору на автомобиле. Я же ещё слабо представлял себе возможности минивэна с передним приводом, поэтому решил не рисковать и подняться туда пешком. Забросили в рюкзак воду, перекус, салфетки и направились на подъем.
Пологий, но затяжной подъем по грунтовой дороге заканчивается средней стоянкой, на которой оставались все переднеприводные автомобили с низким клиренсом. Дорога к вершине продолжалась по крутому подъему, на которой отваживались только владельцы полноприводных кроссоверов и джипов. Взял сына на «буксир», и немного запыхавшись, мы преодолели и этот подъем пешком и немало удивились новой Toyota Camry среди джипов на верхней стоянке. Видимо, сочетание мощного двигателя, полного привода и лёгкое отношение к повреждениям бамперов её хозяина позволило подняться ей так высоко. Обязательное фотографирование на самой вершине пришлось сделать спешно, так как надвигающаяся туча не позволяла дольше насладиться окрестными видами.
Дождевики у нас были, но мы забыли их в машине на нижней стоянке. Надежды, что дождь обойдёт нас стороной, не оправдались. Дождь в горах идет крупными частыми каплями. Все, кто доехал на машинах, быстро попрятались в них от дождя. Нам же предстояло вымокнуть до нитки и идти по раскисшей грунтовке вниз пешком. Дождь продлился недолго, но успел как следует нас вымочить, по дороге вода сбегала ручьями. В качестве извинений за предоставленные неудобства (мы это так поняли) Горный Алтай нас порадовал чудесной радугой с сочными цветами от края до края.
Когда мы дошли до последнего пологого спуска, то обнаружили там все автомобили, которые рванули со средней стоянки с началом дождя. Причем первая машина стояла поперек дороги и боялась сдвинуться с места по ставшей очень скользкой дороге, поскольку риск опрокидывания через крышу определенно был. Мы обогнали их и продолжили спуск. Всем, кто остался, пришлось ждать ещё как минимум час, пока дорога подсохнет и станет снова пригодна для спуска. Мы же спустились вниз, сняли с себя мокрую одежду и переоделась в сухую. Обошлось даже без легкого насморка. Этот урок мы усвоили хорошо и во все пешие походы в гору всегда брали с собой дождевики, но они больше ни разу не пригодились (закон подлости работает всегда).
После легкого перекуса мы перебрались на другой берег Катуни по платному мосту в районе дома отдыха «Бирюзовая Катунь». Нашей целью был аквапарк под открытым небом, но температура воды в 17 градусов Цельсия отбила желание его посетить. К слову, желающих было совсем немного. Зато на благоустроенной территории вокруг мы с удовольствием прогулялись, погоняли сусликов, закупились продуктами в супермаркете с вполне приемлемыми ценами.
Наступал вечер, нам предстояло найти наше первое место для ночлега. Еще дома я нанес на карту Maps.Me места возможных стоянок с помощью спутниковых снимков и кадастровой карты, чтобы не оказаться на частной территории. Надо сказать, ни одна из заранее намеченных точек не пригодилась, так как при взгляде с уровня земли они оказывались либо за перекопанными дорогами, либо за непреодолимым для минивэна ограждением дороги, либо утопали в воде или были равномерно покрыты навозом скота. Это не беда, потому что уже через несколько дней мы с легкостью находили подходящие, зачастую просто отличные места для кемпинга у источника воды с шикарным видом. Главное начинать поиски подходящих мест не в темноте, а начиная с 17:00, но не останавливаться на первом попавшемся, а искать дальше, чтобы вот прямо захотелось там остаться, обязательно найдется, на Алтае их полно.
Ну, а мы пока без опыта заехали уже в сумерках за недостроенные магазины у дороги и достали мобильную кухню на улицу под козырек для защиты от накрапывающего дождя. Нужно было всего-то вскипятить воды для термоса с чаем, сварить сосиски и заварить лапшу быстрого приготовления. Но кастрюля находилась в одной сумке, еда в другой, а раскладной нож и зажигалка никак не находились в тех карманах рюкзака, где я рассчитывал их обнаружить. Выручил сын — у него был свой личный нож на поясе, и он же догадался, что в коробке с армейским сухпайком, который мы взяли больше для баловства, он видел сухое горючее и нетухнущие спички. Неловко, с лишними метаниями мы все-таки разобрались с ужином, затащили кухню обратно в салон и приступили к организации спального места. Разложили в кровать сидения, накачали компрессором надувной матрас, застелили махровой простыней, достали подушки и одеяла. Получилась очень даже мягкая, уютная двуспальная кровать. Места тоже было достаточно, можно было сесть на кровати, а место над головой еще осталось.
Ночью спали крепко, никто нас не побеспокоил, утром проснулись легко с восходом солнца. Утренняя свежесть, запах хвои был пока в диковинку. Разложили на раскладные стулья для просушки промокшую одежду, пожарили яичницу на завтрак, тут же ее употребили.
Чтобы больше не метаться вокруг машины в поисках вещей, посуды, одежды, для каждой вещи постарался найти постоянное удобное место. В результате мобильная кухня на весь дальнейший путь встала за третьим рядом сидений, матрас сдувался, и в него заворачивали спальные принадлежности на третьем ряду, а вещи в сумках кочевали со второго ряда на первый на ночь.
Ближайшей точкой на карте были Тавдинские пещеры. Они встретили нас длиннющей очередью в кассы. Сама экскурсия была на четверочку, экскурсовод старался как мог, чтобы оживить ее юмором. Пещеры были протяженными, местами сильно сужались, вид с вершины, на которую мы поднялись, был красив, но не более, восторга не вызывал. Как мне показалось, количество потраченного на эти пещеры времени было мало сопоставимо с впечатлениями, которые они доставили из-за скученности туристов и долгого ожидания.
Было жарко, хотелось окунуться в воду, аквапарк с водой 17 градусов Цельсия подходил для этого мало, зато, если за посёлком Усть-Сема проехать по старому (уже построен новый) мосту, можно найти свороток на покрытую ямами грунтовку в сторону Катуньских ванночек. Сбросив скорость до 20 км/ч, мы везде проехали, даже не чиркнув днищем. Катуньские ванночки — это три бассейна естественного происхождения. Один из них сообщается с Катунью протокой, вода в нем холодная, но без течения. Эта заводь внесена в качестве места посещения водных экскурсий на быстрых катерах, которые то и дело туда завозят очередную группу. Две другие «чаши» заполняются весной, когда полноводная Катунь выходит из берегов. Потом уровень воды падает, а оставшаяся в них вода остается на все лето, прогревается солнцем до вполне комфортных значений для этих мест. На момент нашего путешествия во второй половине июля температура воды в наиболее глубокой «чаше» была никак не меньше 20 градусов Цельсия, может даже 22. Дно у Катуньских ванночек песчаное с редкими камнями. Третья «чаша» была больше похожа на лягушатник и заросла тиной, в ней мы не купались, хотя там вода казалась самой теплой.
Полукругом Катуньские ванночки окружает турбаза с однокомнатными домиками на чистой благоустроенной территории. За 1500 руб./сут. вам предложат крышу над головой, пристроенную беседку, панорамное окно в пол, кровать, столик и два плетеных кресла. Чистые туалеты с керамическими унитазами и умывальники стоят на территории, пользоваться ими могут все гости этих мест, в том числе и те, кто не снимает домик. Можно попросить зарядить телефон в сторожке.
Надо сказать, что недозаряд гаджетов было постоянный неудобством в этом автопутешествии на арендованном минивэне. С собой у меня был помимо двух смартфонов еще радар-детектор, который нас постоянно выручал — камер полно, видео-регистратор, power-bank, разветвитель на 2 гнезда и адаптеры для всех этих устройств на 12В. Но розетка прикуривателя в Nissan Serena 2010 года выпуска всего одна! Пробеги небольшие, зарядка медленная, постоянная необходимость в навигаторе и всего 2 гнезда — как результат камеру включали только в городах/поселках с активным движением, смартфоны с зарядом около 30% постоянно в режиме пониженного энергопотребления, power-bank хранили как неприкосновенный запас энергии.
Еще пара слов о чистоте, сам я крайне негативно отношусь с тем недалеким людям, которые считают, что их мусор это проблема тех, кто приедет после них. В таких девственных местах, где за размещение не берут платы, обеспечить чистоту обязаны сами отдыхающие, если они, конечно, относят себя к человеку разумному, а не к свинорылому существу. Для этого не требуется ничего сверхъестественного. Мы обходились большим пакетом на пороге сдвижных дверей и маленькой мусоркой в районе мобильной кухни. Собранные в мешок упаковки, бутылки, картон мы довозили до больших мусорок на трассе и поселках, их много, это не проблема. Все, что может легко разлагаться, органического происхождения мы иногда позволяли себе схронить вдалеке от места стоянки в высокой траве. Саперная лопатка является необходимым дополнением для утилизации твердых отходов жизнедеятельности. Невозможно уважать себя без уважения к другим. Так всегда поступал сам, этому учу сына, к этому призываю всех остальных туристов.
Но вернемся к Катуньским ванночкам. Не доезжая ворот турбазы есть большая поляна со скошенной травой. Приезжающие автомобили сиротливо смотрятся в одном ее углу, ближнем к турбазе. Другая сторона остается абсолютно свободной и главное — с той стороны в зарослях течет чистейший родник с гор. Кто знает, тот набирает там воду и пьет ее даже без кипячения. Вокруг поляны горы, ветра нет, все зелено, чисто. У нас все необходимое для приготовления пищи и спальное место всегда с собой, поэтому мы решили домик не арендовать и остаться здесь в своем «автодоме» еще на один день, отдохнуть от дороги, покупаться в Катуньских ванночках и сходить на рыбалку.
Приготовили ужин, переночевали с комфортом в нашем минивэне на поляне.
Утро было прохладными и влажным, потому что ночью был дождь. После подъема мы заперли машину и направились с сыном до завтрака на пробежку. Когда ты бежишь по утреннему лесу, свежий воздух с запахом хвои наполняет легкие до самой глубины, хочется вдохнуть глубже, но глубже уже некуда. Пробежки в этих местах имеют особый колорит, мы практиковали их в те дни, когда не собирались лезть в горы или и пещеры.
После завтрака погода так и осталась пасмурной и прохладной, поэтому было решено не теряя времени отправиться на рыбалку. Я хоть и увлекаюсь рыбалкой, но не до фанатизма, поймать хариуса в Катуни втайне, конечно, мечтал, хотя и понимал насколько это маловероятно. Дома сын буквально заставил меня взять с собой два компактных спиннинга для донной рыбалки в реке, но нашей реке — Иртыш. Здесь же в совсем другом водоеме, на привередливого хариуса наши снасти с большой вероятностью могли не подойти. На берегу мы застали рыбака, который на удочку с поплавком безуспешно пытался поймать рыбу на сало. У нас с собой были только силиконовые наживки и блесны. Они не работали от слова совсем. Хариус, наверное, только удивленно смотрел на эти диковинки, и за еду не принимал. Я вспомнил, что из съестного в сумке-холодильнике у нас может подойти разве что корочка от баранки и сосиски. Сгонял сына за ними. Нацепил на донку сверху хлеб, снизу кусочек сосиски. «Бутерброд» отправил в глубокую заводь, где течение было в разы меньше и ходили водовороты от основного течения. Грузило перекатилось, достал — нет «бутерброда». Хлеб, понятно дело, смыло течением, но сосиску так не могло стащить. Два крючка, оба с сосиской и внимательно следим по натянутой леске за ударами по кивку последнего звена удилища. Есть поклевка, клюет хариус как чебак — сначала пытается плавно стянуть наживку, потом резко бьет в 2 удара, если успеть подсечь, то его можно поймать. Когда мы поймали весьма скромного, но все же хариуса в Катуни, на снасти с другого водоема да еще и на колбасу — моему восторгу не было предала. Удача улыбнулась нам трижды.
После обеда выглянуло солнце, стало припекать, намекая, что пора заканчивать с рыбалкой и можно снова окунуться в Катуньские ванночки. Надо сказать, что в некоторых местах там нет дна, можно неглубоко нырять со скалы. Накупались, позагорали, погоняли мяч на поляне, приготовили ужин, убрали все вещи на свои места в салон нашего минивэна, умылись и погрузились в крепкий, здоровый сон. На следующий день у нас выезд сначала в ботанический сад «Чистый луг», а потом дальше по Чуйскому тракту.
Ботанический сад мы нашли недалеко от выезда на трассу по указателям. Мы не ботаники, поэтому, на наш непрофессиональный взгляд, платная прогулка за 450 руб. по безусловно ухоженному, но все же обычному искусственному ландшафту не стоит этого. Зато при входе есть магазин с огромным выбором чая. На провокационный вопрос: «Откуда привозите чай?» на меня посмотрели как на близкого, одним словом, недалекого, человека и ответили, что все производится именно здесь. После этого мы закупились себе, родне и друзьям. Кстати, на прогулке по ботаническому саду мы в зарослях нашли неприметную избушку, в которой сушился и измельчался будущий чай для продажи, поэтому смело рекомендую этот магазин у входа, а прогулку, как по мне, лучше заменить на еще пару пачек чая. Чай заварили уже дома — вкусно, ароматно и, судя по этикетке, еще и полезно.
Продолжили мы наш гастрономический тур в алтайских краях посещением магазина при молзаводе в поселке Черга. Сыр я люблю, такого, как там, мне удавалось редко попробовать в наших краях. Без нормального холодильника по пути туда, я взял небольшой кусок твердого на пробу. Сыр мне очень понравился — плотный, ароматный со сливочным вкусом. Могу ответственно заявить, что в термосумке, с обновляемой в родниках бутылкой холодной воды, он нормально перенес 4 дня, за что и был съеден с большим удовольствием. На обратном пути взяли чуть ли не полбуханки родственникам подарочек, довезли, раздали.
Дорога, как и везде по Чуйскому тракту, прекрасного качества петляла, огибала горы, мелькали небольшие поселки, открывались красивые виды на поляны и склоны с зеленой травой и деревьями, то и дело выглядывала Катунь, ну а мы слушали аудиокнигу и из первого ряда нашего автомобиля с наслаждением все это рассматривали, обсуждали и все дальше и дальше катили к Семинскому перевалу. На пологом, но затяжном подъеме на перевал я все больше ориентировался на стрелку тахометра, чем на спидометр. Держал обороты около 3000 об./мин., кто-то нас обгонял, кто-то предпочитал нашу скорость около 80-90 км/ч. Детище японского автопрома уверенно взяло высоту 1717 м над уровнем моря.
На вершине Семинского перевала раскинулся довольно большой сувенирный рынок, где мы затарились медовухой, которую пробовать вызвался сын. После этого его понесло в «оружейную» лавку, откуда он вернулся с деревянным мечом. Видимо, заиграла кровь молодецкая, потянуло на подвиги. Температура на перевале заметно ниже, униформа из сочетания несочетаемых сланцев, шорт и кофты встречается чаще обычного.
Заходили тучи, мы, уже привычные к капризам местной погоды, не придали особого значения, сели в машину и поехали вниз. Вот тут выяснился неприятный сюрприз вариатора, который был в нашей Nissan Serena. Вариатор отказывался тормозить двигателем на спуске — отпустил тормоз, пошел разгон, снова тормозишь. Такая дергатня с перспективой перегреть тормоза огорчала. Надо сказать, опасных моментов на спуске не случилось, но эту особенность я запомнил и другим вот рассказал. А тучи все гуще, а тучи все ниже. Хлестнул дождь, сильный, стена воды. Я снизил скорость, включил все огни, чтобы стать заметнее на дороге, благо мы уже спустились с перевала.
Затем дождь ослаб, а вот ветер усилился до ураганного. Воздушный поток прокатился по земле, качнул машину и понесся дальше. Мы были свидетелями, как этот воздушный фронт срывал палатки, переворачивал столы и стулья в оборудованном недалеко от дороги кемпинге. С тревогой мы смотрели, как люди метались под дождем, пытаясь одновременно поймать вырывающиеся палатки, собрать вещи, не допустить пожара и успокоить детей. Нам же предстояло тоже найти место, где остановиться на ночь, потому что ехать в такую непогоду на перевал Чике-Таман было бы слишком самоуверенно.
Мы не привередничали, проверяли подряд все съезды, по которым могли спуститься, на предмет подходящего места, чтобы хотя бы не так сильно дуло. Но, как назло, ничего не попадалось. За очередным поселком нашли съезд, ведущий не к домам, а к деревцам перед недостроенным домом. Среди деревьев то яма, то камень огромный, то канава. Если и заехать, то минивэн встанет боком, а спать так совсем неудобно. Недостроенный дом стоял на ровной поляне и был обнесен сеткой и не имел еще закрывающихся ворот. Чтобы хоть как-то разместиться, мы заехали на явно частную территорию и скромно встали вдоль забора. Ветер стих, дождь почти закончился, вечерело. Наш визит не остался незамеченным, видимость из соседнего поселка была прямая. Подъехал белая тойотка с хозяином территории. Я не стал ничего выдумывать, сказал как есть — в такую непогоду не рискнул лезть на перевал, тем более, что ребенок в машине, стемнело, можно мы здесь у вас переночуем и утром уедем. Хозяин не стал нас прогонять, взял с нас обещание не мусорить и удалился. Спасибо ему, хороший человек.
Согрели ужин, съели его в машине, пока я мыл посуду, пожаловал другой местный, маргинальной внешности. Он указал на канистру 10 л с вопросом «чача?» и, получив ответ «вода», хмыкнул и удалился. Все-таки останавливаться в пешей доступности от поселков и оставлять без присмотра вещи на ночь было бы неразумно, хотя в них, безусловно, живут достойные люди, которые не стали бы брать чужого. Мы же, закончив приготовления к ночлегу минут за десять, от раза к разу у нас получалось это делать все быстрее и быстрее, заперлись со всем оборудованием внутри минивэна и легли спать. Наутро другой уже субъект нас просил налить ему на опохмел, но крепкого у нас ничего с собой не было, поэтому он получил отказ. Спасибо этому месту, нам пора двигаться дальше — впереди перевал Чике-Таман.
Подъем на него более крутой, чем на Семинский. Едем опять по тахометру не быстро и без каких-либо проблем заползли на стоянку. Места на парковке много, виды открываются замечательные. Если пройти через рынок, то можно выйти на смотровую по другую сторону перевала, там виды еще интереснее — такой простор на высоте птичьего полета сложно загнать в рамки фотоснимков, это нужно видеть своими глазами.
Мы не удержались и собрали пирамидку из плоских камушков духам Горного Алтая, небольшую, но зато оригинальную.
Двинулись дальше, сегодня был один из самых насыщенных впечатлениями дней нашего путешествия. Сначала мы заехали на место слияние Чуи и Катуни, две реки имеют разный цвет и долго не смешиваются. Кроме интересных видов и немалого количества туристов мы еще разглядели, что внизу под скалой на другом берегу Катуни есть широкая поляна с деревцами, под которыми расположились в палатках автотуристы. Мы взяли это место на заметку.
Потом поднялись на «лайтовую» версию Кату-Ярыка (перевал мини Кату-Ярык). Съезд к мосту через Чую совсем близко от его слияния с Катунью. Забраться на этот перевал по осыпающейся грунтовке смогут даже такие массивные переднеприводные пузотерки как наш Nissan Serena. Главное не наглеть, плавно работать газом и следить за редкими встречными, разъехаться с которыми было бы легче, если бы не крупные камни на дороге. На вершине перевала есть платный кемпинг и смотровая площадка. С этой смотровой тоже виден внизу еще один кемпинг у реки на большой поляне, который хорошо благоустроен, предлагает домики и наверняка много чего еще. Место здесь очень красивое и спокойное.
Красивыми видами сыт не будешь, поэтому мы направились на обед в известное по отчетам других автопутешественников кафе «Чуй-Оозы» в одноименном поселке. Ни внешний вид кафе, ни его интерьер не вызывали ни восторга, ни подозрений, но мы знали, что там можно заказать блюда национальной кухни. Национальное меню вывешено сверху над прилавком, искать его нужно именно там. Сын отказался от неизвестной еды и заказал обычный суп, куриный окорочок, салат. Я же целенаправленно хотел отведать местное блюдо. Названия блюд ни с чем в моей голове не ассоциировались, благо в скобках было простое определение. После первого промаха (не все блюда из национального меню есть здесь и сейчас), я польстился на «мясо с картофелем». Крупные куски мяса таяли во рту, картофель тоже был пропитан ароматными специями и мясным соком и при этом с корочкой.
Уже на выходе я поинтересовался, что это за красное мясо было так прекрасно приготовлено — оказалось, конина. Так я в первый раз в жизни попробовал конину. Порции большие, цены выше среднего, за обед на двоих отдал чуть больше тысячи рублей. Рекомендую, там еще много вкусного было. Мы с собой взяли местную «сладость» — шарики с орехами — но и здесь был сюрприз, а именно то, что они были лишь слегка сладковатые, отдаленно напоминали пирожное «картошка».
По пути посетили памятник шоферам, которые возили грузы по Чуйскому тракту во времена Великой Отечественной Войны с трогательным стихотворением про Кольку Снегирёва и гордую Раю.
А дальше меня «накрыло». Нет, дело не в национальных специях Чуйского тракта. Меня захлеснуло красотами Горного Алтая и уносило все дальше и дальше по его идеальной асфальтированной ленте. Дорога была и правда идеальная, прекрасно было все вокруг — изгибы дороги, скалы, зеленые луга, блестящая гладь воды, чистые белые пушистые облака на голубом небе. И я за рулем пускай арендованного, но уже такого родного, автомобиля ехал по ней, любовался ей, запоминал в деталях. Это был восторг, экстаз и то искренне чувство исполнения мечты. Ради этой Дороги я затеял все это, и ради нее я проделал такой немалый путь. Мы останавливались, делали фото, но невозможно на фото запечатлеть те ощущения, что я испытывал, их можно только пропустить через себя, а потом вспоминать, глядя на эти фото, иначе никак. Казалось, что лучше уже быть не может, но вот новый поворот и новая панорама, и она еще лучше предыдущей, и вот ты уже ждешь следующий вираж, интрига не отпускает.
С улыбками на лице после такого представления мы докатились до стоянки у самого легкодоступного водопада Ширлак (Девичьи слезы). Запустили аудиогид, который нам поведал сказание о трагической судьбе девушек начала времен, как же им тяжело жилось в те суровые времена. Водопад высокий, но не то чтобы сильно обильный, вода холодная. Освежились, размялись подъемом и как-то неожиданно осознали, как близко мы уже к Акташу.
В Акташе мы хотели посетить магазин и филиал Сбербанка. Хотя до этого мы везде рассчитывались переводами и пластиком, но впервые у водопада Ширлак мы не смогли купить сувениры — только наличные. Намек мы поняли, и знали, что отделение в Акташе есть, вот только само отделение было уже закрыто, впереди выходные, а экран банкомата заслоняла бумага с извинениями, что из-за обновления ПО работать он не будет еще 5 дней. Нас к тому времени уже не будет в этих краях. Благо на кассе в магазине все прошло штатно и без наличных.
День уже клонился к вечеру. Пора было искать место для ужина и ночлега. Имело смысл встать на ночлег ближе к гейзеровому озеру, которое мы наметили для посещения на завтра, чтобы, проснувшись, с утра прибыть туда раньше первых туристов, которые только будут грузиться в автобусы в Горно-Алтайске, Манжероке, Усть-Семе. У самого озера есть кемпинг с беседкой за 500 руб. с машины, кемпинг был уже почти полон отдыхающими. Мы же понимали, что в этой части Горного Алтая найти приличное место для ночевки не составит труда, и поэтому двинули дальше. А дальше, за поворотом нам открылись снежные шапки Актру. Проехать мимо мы не могли, сделали фото и обнаружили, что стоим у ворот с недостроенным забором, за которым спуск недвусмысленно намекал, что место, подходящее для ночлега, там найдется.
В кадастровой карте значилось «земли сельхозназначения, для расширения подсобного хозяйства». Раз слов о «частной собственности» нет, объезжаем недостроенный забор и спускаемся вниз. А внизу находим чудесную поляну на опушке хвойного леса у реки, размером с ручей, с чистой водой и видом на заснеженные вершины гор. Идеально.
Разложили стол, стулья, приготовили на мобильной кухне пельмени, уже думаем ставить палатку для принятия душа, как видим фигуру в камуфляже, которая направляется к нам. Сын определил «солдат с собакой». Фигура подошла ближе, оказалась боевая девица лет двадцати с прирученным козленком. Сходу заявляет: «частная собственность, уезжайте». Вышел у нас спор, без повышенных тонов, но все же. Я уже и показал, что у нас весь мусор с собой увозится, и что мы уже разложились, и что утром уедем — ни в какую не уступает, упирается, говорит: «частная собственность уезжайте, я устала мусор от туристов собирать». Аж разнервничалась девчонка, перешла от ультиматумов на настойчивые просьбы, сильно боялась, что ей попадет от отца, который завтра приедет. Что с ней делать, не драться же? Договорились на том, что мы уедем, если она покажет на карте место, где не хуже можно разместиться.
Собрались, переехали на указанное место возле недостроенной и брошенной ГЭС. Огромная поляна на берегу Чуи, места полно, отдыхающие расположились вольготно, чтобы не мешать друг другу. Только вот заснеженных вершин уже не было видно на горизонте. Обманула, выходит, нас сестрица Аленушка с братцем своим Иванушкой.
Ложились спать мы как только становилось темно, поэтому легко просыпались рано утром. Вот и в этот раз ранний подъем, умылись, позавтракали, свернули кровать на третьем ряду, вещи переместили на второй ряд, сами уселись на первом. Выдвигаемся к памятнику природы — гейзеровое озеро. Почти у трассы начинается платная (100 руб. взрослый, дети бесплатно) тропа, собранная из досок без зазоров. Проблема была с оплатой, интернет там на хилую Е-шечку, а наличные мы в Акташе снять не смогли, кое-как оплатили по СМС на карту Сбербанка, а то пришлось бы топать в обход по грязи.
Проложена тропа по заболоченной местности. Затапливает болотину ручей, который сбегает с горы, сначала он заполняет жерло грязевого вулкана и уже потом добегает до этого места. Грязевой вулкан просыпается раз в несколько месяцев, извергает очередную порцию голубой глины и тем самым формирует новый рисунок под полуметровым слоем прозрачной воды из ручья. Место очень красивое, благодаря нашему близкому расположению мы были там практически одни. Поднялись еще выше в гору, в то место, откуда берет свое начало ручей. Местами земля под ногами издавала глухие звуки от наших шагов, кое-где обнажались корни, которые вымывал ручей. Оказалось, что почва под ногами — это слой слежавшихся хвоинок, которые ковром покрывают корни кедров, под этими корнями течет сам ручей, то выходя на поверхность, то снова скрываясь с глаз.
Само гейзеровое озеро уникальное и при этом красивое, ухоженное место. Прогулка там однозначно стоит потраченного на него времени, а яркие фото, сделанные в этом месте, вызывают восхищение у всех, кто там еще не был.
Когда мы закончили осмотр, у нас еще осталась уйма времени, которое мы решили потрать на еще одно уникальное место Чуйского тракта — Марс. Марсом называют холмы, лишенные растительности, но с необычным красным оттенком глины, которая придает этим местам схожесть с марсианскими пейзажами. Съезд на грунтовую дорогу до них вы найдете за мостом к поселку Чаган-Узун. Там несколько направлений и много машин, выбирайте дорогу, которая доступна вашему автомобилю и вперед. Нам по пути попадались и колея, и «стиральная доска», и канава. Где-то искали объезд, чтобы не зависнуть в диагоналке, где-то снижали скорость до 20 км/ч, но дорога точно покорится даже простым переднеприводным автомобилям с клиренсом от 160 мм, правда вы потратите на это намного больше времени, чем джиперы, которые «пролетают» мимо.
В конце находится парковка за 150 руб. с машины, место это находится в частной собственности, поэтому оплата обоснована, хотя наверняка есть возможность и не платить, мы не мелочились. Из услуг вам будут доступны уже как бы оплаченные туалеты и умывальники, что сильно помогает сохранить это место не загаженным при таком обильном потоке туристов. Есть даже пара тематических инсталляций. Марс — место с особой атмосферой и простором.
Особенно хорошо простор ощущается на вершине холма, куда ни посмотришь, всюду красные оттенки почвы, небо, горы. Оттого, что смотришь на эту красоту вживую, а не через монитор,получаешь куда большее удовольствие. Туристов много, но и расстояния настолько велики, что выбрать ракурс и запечатлеть сына одного на склоне получалось легко. На обдуваемой прохладным ветром вершине захотелось сесть на стул и просто смотреть вдаль, любоваться игрой красок, света, причудливой формой пушистых облаков. Но сесть там негде, машина с раскладным стулом осталась далеко внизу, поэтому прогулку завершили через пару часов, хотя желание остаться там на подольше было.
К этому моменту нашего путешествия и у меня, и у сына уже четко сформировалось в голове убеждение, что на этот раз впечатлений хватит. Все красиво, многое доступно, но так же искренне удивляться уже не получается. Чем-то это похоже на переедание, только вместо все более вкусных блюд Горный Алтай перенасыщает тебя красотами и положительными эмоциями от путешествия. Соскучились по близким и решили, что пора двигаться в обратный путь домой. Еще заметил интересную деталь, пока ехали все дальше и дальше, сворачивали то в одно место, то в другое Горный Алтай кажется большим, неизведанным и таинственным. А когда двинулись обратно домой, а уже известные поселки так быстро мелькали за окнами, то кажется, что Горный Алтай намного меньше, размером буквально с пригород большого города, я бы хотел, чтобы у нашего Омска был такой пригород.
Вот с такими мыслями мы непринужденно двинулись в обратный путь. Как будто на прощание Горный Алтай подарил нам открытку, только она была настоящей.
Во второй половине дня мы уже были у слияния Чуи и Катуни, где была замечена чудесная поляна внизу у воды. Как в любой сказке, путь к чудесной поляне был не прост. Сначала мы снова забрались на перевал «мини Кату-Ярык» по грунтовке с хорошим уклоном вверх, потом свороток на еще более убитую грунтовку с глубокой колеей, если пойдет сильный дождь, то для нас она станет труднопреодолимой. На этот случай у нас с собой были цепи на колеса, поэтому осторожно двигаемся дальше. Относительно горизонтальная грунтовка привела нас к спуску, вырубленному в скале шириной в одну колею. Перед спуском стояло чучело (в прямом смысле этого слова), его назначение мы поняли, только когда поднимались обратно. Дело в том, что вырубленная в скале колея не имеет ограждения и вмещает только один автомобиль, поэтому разминуться со встречным автомобилем не без труда удастся только на поворотах, где его ширина становится больше. Даже без этих маневров нервы щекочет близость обрыва. И последним испытанием становится последний пролет спуска, который круче других и усеян ямами. Спуститься с него довольно легко, а вот забраться обратно на недоприводе весьма проблематично.
Наградой за такую непростую дорогу стала сама поляна — широкая, покрытая песком и травой, окружённая со всех сторон горами и стремительной чистой Катунью у их подножья. На поляне растут коренастые тополя и сосны. Воздух чистый, от ветра нас заслоняют горы. Маленькие человечки постоянно мелькают на вершине одной из гор — это те самые туристы, которые приехали посмотреть на слияние Чуи и Катуни, через пару часов уже не обращаешь на них внимания.Мы выбрали место под тополем чуть в отдалении от общей «тусовки». Остаться здесь всего на одну ночь нам показалось недостаточно, поэтому решили, задержаться здесь на полутора суток.
Развернули лагерь.
Очень пригодился сухой паек, который мы везли с собой как НЗ — от магазинов и кафе нас отделала непростая дорога, гонять по которой за пивом было бы по меньшей мере неоправданно. Сухпай хорошо дополнил запас продуктов из термосумки, ведь приходилось готовить трижды в день. В нашей «гостинице на колесах» трёхразовое питание всегда включено. На самом деле, в этом не было никакой трудности, в дровах мы не нуждались, если был вытер, то перепарковывали наш минивэн капотом к набегающему потоку, как всегда натягивали негорючую шторку над газовой плитой, чтобы не испортить обивку, и спокойно готовили.
Душ мы старались принимать через день. Для этого за 15 минут я не торопясь собирал палатку-душ и крепил ее на колышки к земле и дополнительно верхнюю точку присоской за поднятую дверь багажника. В мобильную кухню встроен проточный нагреватель воды, который подогревал воду из Катуни до вполне комфортной для мытья температуры, далее вода из водонагревателя электронасосом подается в обычную лейку на гибком шланге. Шланг просовываешь в палатку-душ, где за непрозрачным стенками спокойно принимаешь водную процедуру. Поначалу непривычно, что за тонкой тканью нет привычных стен, потом привыкаешь и наслаждаешься чистотой тела. Однажды для душа использовали воду в канистре, которая долгое время уже каталась с нами и в салоне успела хорошенько нагреться, она после водонагревателя была прямо горячей. Удобнее всего душ принимать с ассистентом, который поднимает водонагреватель в нерабочее положение и отключает насос, пока ты намыливаешься, чтобы не тратить воду и не повредить водонагреватель согласно инструкции к мобильной кухне. Чтобы помыться с головой, хватает 5-8 литров воды на человека при таком способе.
Вечером наблюдали веселенькую картину, как грозовая туча извергала потоки воды, зацепившись за вершину горы, при этом яростно грохоча и сверкая молниями. До нас докатился только небольшой дождик, который лишь освежил воздух.
Ночью, как и много раз до этого, чтобы полюбоваться звездным небом, мы открывали сдвижную дверь и просто высовывали головы наружу, оставаясь при этом под теплым одеялом. Звезды там большие и «лохматые», Млечный Путь, действительно, напоминает разлитое молоко из-за обилия звезд в нем. Увидеть такое небо в городе нам никогда не удавалось.
Утром уморительно было смотреть, как туман или низкие облака по клочкам перебираются по ту сторону гор. Все эти, по сути обычные, явления недоступны жителям больших городов, и поэтому, наверное, так удивляют, когда видишь это вживую.
Днем уже проявилась еще одна особенность этих мест — сотовой связи тут нет. Пошел ее искать, чтобы дома не подняли паники в связи с нашим исчезновением «с радаров». Пешком поднялись пару пролетов по дороге в скале. Ни Билайн, ни Теле 2, ни Мегафон не смогли не то что поймать интернет, даже отправить СМС не удавалось. Пошли по дороге назад, мимо поляны, куда ведет эта дорога, мы до конца не разведали, тот же результат. И вот мы уже думали идти, заводить машину, выбираться раньше времени из этого «колодца». Шли к машине напрямик, телефон в руках, как вдруг луч надежды — одно деление на Мегафоне, десять шагов вперед и снова тишина, вбок и о чудо — Е-шечка мобильного интернета! Опустил глаза вниз — стою на небольшой фанерке, видимо, это место уже кто-то пометил до меня — место связи с миром. Отправил через Whats App весточку семье. Остаемся еще на одну ночевку. Одно из лучших мест на Алтае, чтобы отдохнуть от социума.
Поиграли с сыном в мяч и чижа, позапускали «блинчиков», натянули гамак. Отдыхали, развлекались, прощались с нашей кемпинговой жизнью еще на год, завтра мы продолжим путь домой.
На следующее утро собрали вещи, разложили по местам, сегодня мы покидаем Горный Алтай, возвращаемся к обычной людской суете. Взять первый подъем дороги в скале с первого раза мне не удалось. Тяжёлый переднеприводный автомобиль прыгал по ямам, терял сцепление то одним, то другим ведущим колесом, не доехав трети первого и самого крутого пролета, мы встали. Не стали мучить в первую очередь вариатор, откатились назад и как можно дальше для «разбега». Вариатор в положение Low и, немного изменив траекторию, таки вскарабкались, дальше будет проще, покрытие дороги твердое и уклоны помельче.
Так вот, о назначении чучела на самом верху — если ты не хочешь на подъеме встретить встречный транспорт, то потрудись сначала подняться пешком, перегороди им дорогу, вернись к машине и дави на газ. Мы выезжали утром, а до этого подметили, что спускаются на поляну машины обычно к вечеру. Наш расчет оправдался, и мы не встретили никого на подъеме.
Обратная дорога была уже известна, наш, уже ставший таким родным, минивэн послушно и уверено нес нас обратно в цивилизованную жизнь, мы прощались с Горным Алтаем и думали, куда в следующий раз свернем обязательно. Не смогли себе отказать в удовольствии и еще раз окунуться в Катуньские ванночки. Исполнил обещание, данное сыну, взял в Усть-Семе напрокат квадроцикл, чтобы прокатиться по внедорожной трассе вместе с ним. Эта «зверюга» тяжело управляется, но по такому рельефу может проехать, что даже не верится.
Вспомнили, что такое пробки в Манжероке и Горно-Алтайске. Как только вырвались на трассу до Бийска, природа сразу утратила тот колорит, ставший привычным в горах. Все стало плоским, трава и листва какими-то пыльными, деревья привычно-обычными. За Бийском возле дачного кооператива встали на ночлег. Больше всего нам обрадовались местные кровососущие. Мы уже отвыкли от них на Алтае, за все время там нас «атаковали» ровно два хилых комарика, которых хотелось покормить от жалости. От клещей мы привитые, но этих членистоногих мы не встретили, к нашему счастью, совсем, ни одного. Привычно уже переночевали на надувном матрасе в салоне минивэна. Уже на следующий день мы купались и загорали на Обском водохранилище, которое и стало нашей крайней точкой в этом путешествии.
Резюмируя полученный опыт, могу сказать, что путешествовать с мобильной кухней «Очаг» на арендованном минивэне это совершенно новый для нас способ провести отпуск. Мы за 10 дней путешествия посетили 15 туристических мест, отведали местную кухню, накупили подарков домой, своими глазами увидели красоты Горного Алтая, зарядились позитивом, получили массу впечатлений и при этом уложились в бюджет 70000 руб. на двоих. Такой вид отдыха нечто среднее между размещением в гостинице с посещением экскурсий и отдыхом «дикарями» в палатках с костром, он совмещает комфорт от одного и свободу от другого.
Всем добра, у меня все.