Из Тулы в Абхазию — 2022

26.08.2022 | 14026 просмотров

Маршрут Тула (19 июня) — (Краснодар — ночевка в дороге) — Сухум — (Богучар — ночевка в дороге) — Тула (3 июля)

Впервые возникла мысль посетить Абхазию в 2014 году. Но в то время выбор, благодаря отчетам Дрома, пал на Грузию. А всего за этот промежуток времени успели побывать несколько раз в Грузии и Ейске, а также в Крыму и Азербайджане. В прошлом году у нас был реальный шанс посетить Абхазию, но выбор пал на Ейск из-за самого близкого от нас расстояния до моря. Итак, в 2022 году году самый главный претендент Абхазия. Все сошлось, едем.

Выезжаем в начале первого ночи. Маршрут прежний: выезд на М4 (Дон) за Ефремовым, до Ефремова — М2 (Крым) и Тёплое. Наш экипаж: автор этих строк, жена и ребенок 11 лет.

Это наша первая длинная поездка на новом авто Nissan X-Trail. Авто был куплен в апреле 2022 года. На момент поездки пробег составлял 5726 км. Комфортный салон (на фоне Рено Аркана), подвеска и пр. Расход АИ-95 при включенном всю дорогу климате был 6,0 л до Туапсе, далее из-за серпантина увеличился до 6,4 л. Не гнал. На обратной дороге ехал быстрее, и расход составил 6,8 л. Общий пробег поездки составил 4190 км (3264 км дорога туда-обратно и 926 км по Абхазии).

На платный участок М4 вышли за Ельцом и следовали по ним на всем участке пути.

Ночуем в Краснодаре в новостройке с отличным ремонтом, цена 1800 руб.

Читал о жутких пробках на участке от Туапсе до Адлера. Но тут возник вопрос, почему бы не рассчитать свой маршрут так, чтобы пройти этот участок максимально рано, чтобы не было фур? Выезжаем из Краснодара в 5:20 утра и проходим этот участок вполне удачно, всего пара небольших заторов.

На границе встаем в очередь из 6 машин, что так же приемлемо. Весь проход через границу занял 30 минут. Причем на абхазской стороне совершенно все формально. В это время горы отходят от побережья, и мы движемся по равнине. Количество машин в Абхазии заметно снижается. Стиль вождения здесь заметно лучше, чем в Грузии.

До Сухума едем не спеша, разглядывая новые для нас окрестности. Поселились в гостевом доме с весьма посредствеными условиями. Цена одна из самых низких — 1600 руб. за троих в сутки. Фото не стал делать. Спасибо хозяйке, что дала рекомендации на какие пляжи ходить не стоит, т.к. туда идет сток канализации. Да-да, бывает и такое. Постарались посетить по возможности большее количество достопримечательностей, т.к. сложилось впечатление, что в ближайшее время вряд ли сюда захочется вернуться вновь.

Итак, начинаем с жемчужины Абхазии — озера Рица. Расстояния до объектов указывать не буду, т.к. находятся они все сравнительно рядом. Вся Абхазия 200 км от России до Грузии, а Сухум ее середина.

Дорога до самой Рицы отличная, далее проезд вокруг озера, чтобы попасть на дачу Сталина, заметно сужается и со встречными машинами приходится разъежаться с большим трудом. Это длится на протяжении 6 км. Ну и на въезде к озеру случаются серьезные заторы. Ну, а чтобы увидеть все великолепие Рицинского природного заповедника надо выложить на кпп 700 руб. за взрослого и 200 руб. за ребенка.

Даже кратковременный ливень не испортил настроения от этой природной красоты.

А это мы находимся на другом берегу Рицы — на территории дачи Сталина. Берем сюда экскурсию. Желающих очень много. Роскоши нет, поражает продуманность дачи до мелочей.

По дороге на дачу останавливаемся у одного из водопадов, этот называется Молочный.

На обратной дороге от Рицы едем уже с остановками у главных мест фотосессий. Юпшанский каньон.

Водопад Мужские слезы.

Голубое озеро.

Посетив этот заповедник, получили очень хорошийзаряд позитива.

Посещение обезьянего питомника так же сопровождалось дождем. Популярное и неухоженное место, обезьян три вида. Дорога до питомника просто убитая где-то с 1 км. Практически все посетители пользуются таким аттракционом как кормление обезьян, корм продают за 100 руб.

Ботанический сад в Сухуме один из наиболее ухоженных объектов Абхазии. По размерам не большой. Меньше Батумского, Никитского (Крым) и Минского, где нам удалось побывать.

Путешествие по Новому Афону начинаем с Анакопийской крепости.

Одна из древнейших и самых загадочных достопримечательностей Абхазии. Могучий даже по современным меркам бастион возвышается над Новым Афоном на южном склоне Иверской горы. Когда-то здесь была резиденция абхазских королей, теперь же руины цитадели включены в масштабный историко-архитектурный заповедник. Посещаем с экскурсоводом.

Следующим нашим объектом была Новоафонская пещера. Она была найдена в 1961 году, а экскурсии начали проводиться с 1975 года. Всего пещерный комплекс содержит 9 залов. 6 залов открыты для экскурсий. 5 вагончиков на 20 пассажиров каждый доставляют экскурсантов в пещеру с интервалом 20 минут. При этом экскурсовод все время подгоняет, чтобы не догнала следующая группа. Цена билена 700 руб. Очень негативно удивило, что при таком денежном обороте (в сезон 1 миллион рублей в день) не хотят отремонтировать какие-то 200-300 м дороги до себя. Дорога вся в ямках и парковки для машин отсутствуют. Если вы уже посещали аналогичные пещеры, то нового здесь вряд ли чего увидите.

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь был основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции.

Новоафонский водопад возведенный вручную монахами монастыря, он выполнял множество полезных функций, а сейчас стал исторической памяткой и гордостью местных жителей. Очень много людей приходят сюда, чтобы полюбоваться красотой журчащего рукотворного чуда и охладиться в жаркую погоду.

Сооружение плотины имело большое значение для хозяйственных нужд монахов. Так, за стеной бурлящего водопада создавались склады для хранения скоропортящихся продуктов, а в образованном водохранилище разводились зеркальные карпы. Также созданный поток воды использовали для орошения садов и посевов, через сеть каналов он поступал в кирпичный завод, на лесопилку, к прачечным и мастерским. Поток приводил в движение построенную на плотине мельницу, рядом располагалась пекарня. Таким образом, искусственный водопад выполнял роль ГЭС для храма. Если подняться наверх водопада, то можно увидеть популярную заброшенную ж/д платформу Псырцха и насладиться ее ушедшей красотой.

Приморский парк расположен в прибрежной зоне Нового Афона. Этот зеленый уголок славится рукотворными прудами с колоритными лебедиными домиками и живой рыбой, живописными видами и относительной прохладой. Здесь можно неспешно прогуляться по аллеям, окруженным пальмами, магнолиями, олеандрами, кипарисами, эвкалиптами и лавровыми кустарниками, полюбоваться плавающими семействами лебедей.

В советский период в Приморском парке Нового Афона было установлено несколько жанровых скульптур в стиле соцреализма. Сегодня здесь можно встретить Женщину с цветами, Спортсменку, потерявшую со временем обе руки, Девушку с голубем, героя нартских сказаний Лучника, целящегося в небо, и Амура с крыльями за спиной, присевшего на каменный постамент. Последняя фигура, вероятно, появилась уже в постсоветский период.

Одним из ключевых, оживляющих Приморский парк акцентов является Ротонда, приютившаяся между прудами и живописно отражающаяся в водном зеркале. Через пруды перекинуты арочные мостики, на территории парка традиционно высаживают клумбы, одна из них выполнена в форме цветочного календаря.

Еще было замечено такое средство передвижения:

Небольшой рынок Нового Афона отличается самым большим ассортиментом соков, который мы видели в Абхазии.

Знакомство с Гагрой начали с развалин замка принца Ольденбургского. Строительство замка было завершено в 1902 году. Толчком к развитию этой пустынной местности послужила трасса, соединяющая Новороссийск и Батуми. И именно в это время в истории Гагры случается поистине судьбоносное событие — сюда приезжает родственник государя-императора, принц Александр Ольденбургский.

Официально именно он считается основателем курорта Гагра. В советское время здесь располагался санаторий Чайка. Восстановление замка идет официально с 2010 года, но каких-то заметных шагов не видно. В целом пока смотреть не на что, при этом входная плата 150 руб. Над замком находится закрытая территория, охраняемая агрессивными собачками.

Очень ярко выглядит гагрская колоннада. Сооружение в мавританском стиле имеет длину более 60 м. Это полукруглая площадка, которую окружают 24 колонны, соединенные между собой арками. Помимо простых арок, тут есть еще 4 двойных. Рядом с ней фонтан, увенчанный фигурой голубя. Вместе они представляют цельную и гармоничную композицию.

Ее открытие состоялось в 1956. Именно на ее фоне танцуют герои известного фильма «Зимний вечер в Гаграх».

Через колоннаду мы попадаем в Приморский парк. Парк был основан в 1902 году для украшения курорта и в дополнение к построенному замку принца Ольденбургского.

К сожалению, за годы самостоятельности Абхазии парк пришел в упадок. От былой красоты и ухоженности времен советского периода осталось очень мало. Парк по-прежнему зеленый и по нему приятно прогуливаться, но никакой экзотической растительности уже почти нет, все то же самое растет в Абхазии повсеместно. Табличек с надписями растений нет. Дорожки для прогулки, фонтаны, пруды, скульптуры — все в полуразрушенном состоянии.

Канатная дорога, некогда ведущая наверх в горы, заброшена и демонтирована в целях безопасности. По территории то и дело попадаются заброшенные строения с заколоченными окнами.

Мозаичный лабиринт.

Ресторан «Гагрипш» — это не просто ресторан с самым узнаваемым экстерьером во всей Абхазии, но еще и историческое место. Здание появилось здесь в 1902 году, причем его не построили, а собрали, поскольку оно было привезено в разобранном виде из Голландии. Его приобрел в Париже на выставке принц Ольденбургский.

Хочется отметить, что цены на гагрском рынке приятно удивили.

Посетили Очамчиру — самый дальний от границы с РФ курорт, от КПП Псоу до него 170 километров, от Сухума 55 километров. Очамчира — это пляжный курорт, но с большой натяжкой. Да, город находится на берегу и здесь действительно протяженные пляжи и чистое море, но вот курортом это место назвать пока сложно.

Кое-какие развлечения и достопримечательности, оставшиеся с советского периода, разрушены или не функционируют. Плюсы курорта — отсутствие туристов, протяженный пустынный пляж, очень чистая вода. Пляж тянется вдоль всего города и за его пределами. Он полностью галечный, и так же, как и город, находится в запущенном состоянии: бетонные волнорезы и укрепления набережной разрушены, торчит арматура. Убирают берег только в центре города, а чуть дальше можно наткнуться на горы мусора.

Рядом с Сухумом нахадится популярная и очень красивая достопримечательность — Ущелье Черниговка.

Дорога в ущелье проходит через село Мерхяул, родину Лаврентия Павловича Берия. В селе сохранилась заброшенная школа, где учился Берия. В селе запаслись водичкой из местного популярного источника минеральной воды.

Небольшое красивое ущелье, по дну которого протекает горная река. Вдоль него оборудованы дорожки, лестницы, смотровые площадки, беседки, освещение, в общем, все, что необходимо для легкой и безопасной прогулки и знакомства с красотами. Для прогулки не требуется хорошей физической формы и какого-либо снаряжения, осилить маршрут сможет любой турист.

Также при входе в ущелье находится кафе «Ассир», где готовят шашлык, местные блюда, есть свой винный погреб с домашним вином. Плата за посещение ущелья 200 руб.

Больше всего времени и прогулок, естественно, получилось по Сухуму. Вот каким мы его увидели…

Надо признать, что для детей в Абхазии крайне мало развлечений. Большинство туристов воспринимает его просто как зоопарк, но на самом деле это часть Научно-исследовательского института. И хотя кажется, что всего клеток и животных довольно много, на самом деле они просто повторяются, причем, по большему счету основная часть — только 3 вида обезьян. Животных можно кормить (корм продается при входе, но можно принести и свои фрукты или овощи, хлеб, семечки). В целом впечатления от посещения питомника у вас могут остаться двойственными. С одной стороны, интересно увидеть и покормить экзотических животных. С другой — в питомнике настоящая разруха и грязь: клетки старые и полуразрушенные, территория неухоженная, персонал не особенно дружелюбный. Даже подъезд к питомнику проходит по полуразрушенной асфальтированной дороге, которая давно требует капитального ремонта.

Это один из старейших ботанических садов Кавказа, основан в 1838 году. Как ни удивительно, но первоначально сад имел военное назначение. Это в целом неплохое место, где приятно погулять в тени тропических деревьев и среди экзотических кустов и цветов. Есть грунтовые дорожки, несколько прудов с рыбами и черепахами, лавочки для отдыха. Разнообразие видов растений не очень большое, но, пожалуй, особо можно выделить самое старое дерево — Липа Кавказская возрастом более 350 лет, а также бамбуковую рощу. По своим размерам сад значительно меньше, чем в Батуми и Никитский в Крыму.

Рядом с ботаническим садом находится аналогичный институт.

Абхазский государственный музей — это единственный крупный государственный музей в Абхазии, и фактически единственный, который может познакомить туристов с историей и бытом Абхазии в целом. Выставка и экспонаты чистые, все аккуратное и ухоженное. Вот только экскурсии проводят от 10 человек.

Набережная Сухума хотя условно и разделяется на набережные Махаджиров и Диоскуров, по факту это одна набережная протяженностью почти три километра. Существенно ухоженной является набережная Махаджиров.

Название было дано в честь народа махаджиры, что в переводе означает переселенцы. Так называли мусульман-абхазцев, которые по приказу правительства были принудительно переселены из Российской империи на территорию Османской империи после Кавказской войны.

Памятник Махаджирам.

Набережная хорошо благоустроена: вдоль линии моря установлены скамейки, высажено много цветущей зелени и деревьев. Здесь можно перекусить в одном из многочисленных кафе и ресторанов (знаменитые «лодочки» — хачапури по-аджарски). В начале набережной расположен красивый эвкалиптовый парк, в котором можно спрятаться от солнца.

Одним из знаменитых строениений является гостиница «Абхазия», построенная в 1935 году. В середине 80-х годов она сгорела в пожаре и до сих пор не была реконструирована, хотя ведутся разговоры об ее восстановлении.

Большой популярностью пользуется кафе «Брехаловка». О вкусе кофе, который здесь варят на песке, уже давно ходят легенды. Возле заведения расположены столы, за которыми можно увидеть мужчин в процессе игры в нарды или другие настольные игры. Считается, что это одно из самых колоритных и атмосферных мест на набережной Махаджиров.

Фазиль Искандер — известный писатель, прозаик и поэт. Мало кто знает, но Фазиль Искандер родом из Сухума, все детство и юность провел в его окрестностях. Скульптура «Чик с курицей» была возведена на набережной Махаджиров в 2011 году.

По сюжету книги Чик был влюблен в Нику: «…Ника — дочь известного в Абхазии танцора … …Ника довольно часто заводила патефон… …Иногда Ника заводила пластинки, где выступал кавказский ансамбль песни и пляски с участием ее папы…»

Пингвин-философ появился на набережной в июне 2012 года. Пингвин производит впечатление такого добродушного, спокойного, душевного гостя южного городка и, конечно же, привлекает внимание прохожих.

Сухумская крепость была построена турками в 1724 году, и долгое время территория города была только в пределах ее небольшой территории. К сожалению, от крепости почти ничего не сохранилось и сегодня она представляет собой пустырь возле набережной, огороженный забором и закрытый для посещения.

В городе не очень много красивых фонтанов, ну а самый красивый из них определенно фонтан с грифонами, который находится у драматического театра. В композиции 14 статуй мифических существ с телом и головой льва, орлиными крыльями и когтями. Считается, что они символизируют Добро и Зло, Небо и Землю. Фонтан появился в первой половине прошлого века.

Абхазский государственный театр им С. Чанба — это главный драматический театр Абхазии. В нем играют пьесы на абхазском языке, а для русскоязычных посетителей предлагаются наушники с синхронным русским переводом. Здание театра очень красивое, с великолепной отделкой и своей историей.

Русский драматический театр имени Ф. Искандера небольшой. В нем играют пьесы на русском языке, в том числе бывают детские спектакли. Посетили его и мы, остались довольны. Ценник несколько выше, чем у нас.

Такой мы увидели набережную в ночной подсветке.

Здание парламента Абхазии.

Это одно из знаковых исторических мест города нового времени. Здание было построено в 1960 году советскими строителями для совета министров Республики и тогда сильно выделялось на фоне остальных зданий города. Выделяется оно и сейчас, поскольку в Сухуме почти нет многоэтажных зданий. Парламент сильно пострадал в 1993 году во время войны с Грузией и до настоящего момента сохранился в том же состоянии. Напротив него находится площадь и парк Свободы, который также содержится не в лучшем состоянии.

Железнодорожная станция Гума в стиле сталинского ампира была построена в 1940 году, павильон в 1947. Изначально станция носила название Ботанический сад, в советское время ее переименовали в Бараташвили, позже — Баратов. Лишь в 90-е годы она была переименована в Гуму. В советское время на платформе останавливались электропоезда Сухум-Очамчира, Сухум-Ткуарчал, Сухум-Зугдиди.

Сохранившееся до наших дней здание Сухумского железнодорожного вокзала было построено в 1951 году. По тем временам оно считалось огромным — одновременно здесь могло находиться до 1000 человек.

Полноценное движение поездов удалось восстановить только в 2004 году.

Много в Сухуми и подобных зданий:

В центральной части сохранилось и много красивых зданий.

Здание филармонии отреставрировано на средства РФ, о чем гласит табличка на здании.

Есть несколько довольно ухоженных скверов для приятных прогулок.

Беслетский мост или Мост Царицы Тамар через реку Беслетка был построен предположительно в 11-12 веках. Он вел в горный регион и имел важное стратегическое значение. Это единственный памятник архитектуры того времени, сохранившийся в Абхазии.

По совету хозяйки посещали пляж Мокко, место куда не сбрасывают канализационные отходы.

Этот пляж считается лучшим в Сухуме, и самым песчаным. На самом деле он не чисто песчаный, у воды как обычно полоса гальки, но все же песка здесь намного больше, чем на остальных.

И вишенкой нашего путешествия в Абхазия явилось посещение на обратной дороге парка Лога. Парк Лога — ландшафтный парк в хуторе Старая Станица Каменского района Ростовской области. Создан в 2012 году в славянском стиле на месте бывшей хуторской свалки, находившейся в природной балке.

По реке, русло которой здесь проложили искусственно, плавают утки, белые и черные лебеди. В прудах с кувшинками водятся черепахи и разноцветные рыбы, построено множество водопадов, музыкальный фонтан и водяная мельница. Из часовни каждый час раздается мелодичный звон колоколов.

Вдоль центральной аллеи расположены сульптурные композиции, избушка на курьих ножках, русская печь. Здесь можно увидеть Бабу-Ягу, Кощея, старичка-боровичка и других сказочных персонажей, а также фигуры птиц и зверей: оленей, кабанов, лосей. Садовники парка в совершенстве овладели искусством фигурной стрижки деревьев и кустарников. На холме возвышается православный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского.

Вот мы и побывали в Абхазии. Теперь можно сделать некоторые выводы. Когда в 2014 году был выбор, куда поехать в Грузию или Абхазию, после прочтения отчетов на Дроме выбрал Грузию. Теперь могу сказать, что поступил правильно. Не ожидал от нее много. Не оправдалось лишь одно: рассчитывал на более гуманный ценник. Достопримечательности имеются в достаточном количестве и разной степени состояния. Море чистое, пляжи так же можно найти нормальные. Вот только для детей развлечений там практически нет, учтите это.