|
Доброго времени суток всём посетителям данного ресурса. Меня зовут Евгений. Я пользователь этого ресурса с многолетним стажем и любитель автопутешествий. Много прочитал чужих отчётов и много раз ездил на дальние расстояния на машине, но никогда раньше не писал отчёты об этом. Меня мучает совесть, потому что нельзя только потреблять, но и нужно вносить свой вклад. И вот я решился на написание первого отчёта, потому что я провожу каждый день около двух часов в автобусе по дороге на работу и обратно и, соответственно, имею массу времени для этого.
Я ездил на машине из Санкт-Петербурга в Москву, Тамбовскую область, Финляндию и Прибалтику. Самое дальнее путешествие было в Грецию. Но сейчас я работаю в Турции. Прилетел я сюда изначально на самолёте. Отработал полгода и взял отпуск. Вернулся домой в Россию в день рождения младшего сына. В день прилёта я был удивлён облаками на небе и холодной погодой на улице. Было всего 18 градусов. В Турции уже с начала апреля установилась тридцатиградусная жара. А дождь последний раз был зимой. Я даже достал кофту из сумки и надел кроссовки вместо сланцев в Пулково. Побыл пару дней, навестил родителей, друзей, собрал вещи и в пятницу 24.06.2022 г. в 5:00 выехал из дома на машине с семьёй и велосипедами на крыше.
День 1-й.
Проехали мы 1200 километров. Это был самый большой пробег за всё путешествие. Ехали по платной дороге М11 до Москвы, проехали затем 37 км по МКАД. Там было плотное движение, т. к. подходил к концу рабочий день. Затем по трассе М4-Дон доехали до Воронежа уже в тёмное время. По дороге останавливались на заправках для отдыха, обеда, ужина, туалета и собственно заправки. Питались ещё своими продуктами. Гостиница оказалась хорошей и была открыта менее месяца назад, стоила около 5000 рублей. Забегу вперёд и скажу, что все остальные гостиницы на маршруте стоили примерно столько же и нам также понравились. А ехали мы 8 дней и из них ночевали в машине на заправках только два раза.
Я забыл написать о машине. Ехали мы на Шкоде Октавии А5 2009 года выпуска. Лифтбек с пробегом 217 тыс. км на день выезда из дома. Машину мы покупали новой и бережно эксплуатировали. К этому времени двигателю был сделан капитальный ремонт и заменена механическая коробка передач. Также практически все остальные детали двигателя, подвески и тормозной системы были заменены, не говоря уж о расходниках, которые меняю своевременно. В общем, машина была в хорошем техническом состоянии.
Весь день ехали по платным дорогам. Пункты оплаты проезда были чуть ли не каждые 15 минут. То 200, то 300 рублей платили очень часто. По платной дороге ехали и на следующий день до Ростова-на-Дону. Далее ни в Грузии, ни в Турции нам платные дороги больше не попадались.
День 2-й.
Выспались, позавтракали и выехали в 9:00. После Ростова большинство машин ехало на Краснодар, а мы поехали на Владикавказ. Движение на трассе сильно снизилось, но дорога при этом осталась двухполосная в каждом направлении, хорошего качества и бесплатная. С остановками на заправках для приёма пищи, разминки, отдыха и дозаправки машины мы к вечеру достигли гостиницы в городе Кропоткин Краснодарского края. Был большой номер-люкс.
День 3-й.
В этот день мы достигли Владикавказа, заправились, купили грузинскую страховку перед границей и встали в хвост очереди. Если всё время до этого была ясная погода и жара 30 градусов, то на подъезде к КПП Верхний Ларс погода испортилась и пошёл дождь. Военно-Грузинская дорога проходила вдоль речки в красивом ущелье среди гор. Вода в реке сильно бурлила и была очень грязная. Так мы простояли около 6 часов, очень медленно продвигаясь вперёд за счёт покидающих очередь машин. Затем уже в тёмное время суток вдоль очереди ехала полицейская машина и сотрудник говорил каждому водителю, что далее на дороге сошла сель и граница закрыта минимум на 4 дня. Мы развернулись и поехали обратно во Владикавказ. Заехали в пару отелей в городе, но нигде не было свободных мест. В итоге мы заночевали в машине на заправке.
День 4-й.
Позавтракав с утра на этой же автозаправочной станции и посоветовавшись, мы решили поехать в столицу Чечни город Грозный, благо до конца отпуска ещё был запас времени. Проехав около 100 километров, мы заселились в отель и пошли гулять по городу. Город не впечатлил. Грозный создал впечатление маленького провинциального города. Несколько высоток этажей по тридцать, маленький сквер и множество вооружённых людей было всё, что мы увидели на этой прогулке.
Далее опишу интересную особенность данного места. Всю дорогу до этого дня и после отъезда из Чечни я носил шорты, а супруга и тёща — брюки. Но на улице ко мне подошёл мужчина и сказал, что нельзя здесь ходить в шортах и спросил, много ли я видел здесь людей в шортах. Я осознал, что действительно я не видел ни одного человека в шортах. После этого я поменял шорты на штаны. В штанах было очень жарко. На жену и тёщу женщины в платьях тоже косо смотрели. Затем позднее я узнал, что даже пляжи там делятся на мужские, женские и семейные.
Вечером мы сходили на озеро в городе с благоустроенной набережной. Там был музыкальный фонтан. Это место нам понравилось.
В гостинице проживало несколько байкеров. Но на дорогах байкеров мы не видели. Зато начиная с Чечни и далее в Грузии и Турции гуляющие по дороге коровы стали частым явлением.
День 5-й.
Проснувшись утром, жена сказала, что в интернете написано об открытии границы и, позавтракав, мы отправились в обратный путь.
В очередь мы встали в районе 2 часов. На этот раз очередь двигалась повеселее, но всё равно мы стояли часами. Уже начинало смеркаться. Жена сидела за рулём, а я сходил посмотреть, что происходит в начале очереди. А там происходит наша родная российская коррупция во всем своём имперском величии, увенчанная скрепностью и идущая по своему пути. Ещё стоя в очереди я заинтересовался, куда девается весь поток автомобилей, едущий по встречке с аварийкой. Обратно они не возвращаются, и мне предлагали пройти границу без очереди. Я думал, что впереди будут стоять автомобили, которые уступают своё место в очереди за деньги. Но оказалось всё гораздо проще и открыто. Перед КПП установлено ограждение, разделяющее потоки встречных направлений. Перед ограждением стоит специальный сотрудник ГИБДД и создаёт разрыв в очереди. За его спиной машины с встречки вклиниваются в этот разрыв, к ним подходят мутные типы в гражданском, засовывают руку в салон изображая приветствие, потом эту руку убирают в карман. Всё, сделка проведена. Я подошёл к гаишнику и спросил, почему в очередь заезжают машины со встречки, он выкатил глаза от удивления и сказал, что это, наверное, рейсовые автобусы. Я ему показал на легковую машину, вклинивавшуюся в разрыв. Он подошёл к ней и отогнал. Получается, что сотрудник, получающий заработную плату из бюджета, формируемого за счёт налогов граждан РФ создаёт препятствия для прохождения границы этим же гражданам. Но больше всего меня удивляет покорность и отсутствие гражданской позиции у этих же самых граждан. Они терпеливо стоят часами в очереди с детьми и животными. В каждой машине есть пассажиры. Даже если по одному пассажиру из каждой машины подойдёт к коррумпированному сотруднику и будет его стыдить и снимать на телефон, то они пройдут границу быстрее. В случае отсутствия гаишника очередь бы ехала без разрывов и не позволяла хамам вклиниваться. Если не будем уважать себя, никто не будет уважать нас. Я много раз пересекал границу РФ и Евросоюза, и я не могу себе представить, чтобы мутные типы крутились вокруг сотрудника полиции или таможни.
Наконец-то часам к 9 мы подъехали к будке российского таможенника. В глаза бросилась огромная дыра в стене за спиной таможенника, заделанная листом утеплителя размером 1200*600 и запененная монтажной пеной в два слоя по периметру отверстия.
Далее была грузинская таможня с освещением и современной инфраструктурой. На контрасте возникло ощущение, как будто вырвался из ГУЛАГа.
Затем около часа ехали по грузинским горам и даже постояли в пробке из фур в полутоннеле. Доехали до Гудаури, где и заночевали в хорошей новой гостинице в двух больших номерах.
День 6-й.
Выспались, позавтракали своими запасами и продолжили путешествие по горам в направлении Трабзона. По пути проезжая село Натахтари, купили много лимонада и покушали хинкали в грузинском ресторане. К вечеру добрались до Батуми. Уже начало темнеть. Солнце на глазах закатилось за море. Мы успели пофотографироваться на фоне города у моря и поужинать грузинской кухней. Хачапури была такая большая, что я даже не смог её всю съесть.
Батуми очень понравился. Граница с Турцией проходит рядом с городом. Мы прокатились по вечерним улицам с удовольствием. Пальмы и высокие современные здания. Много машин и людей на улицах. Приятная атмосфера. Ощущение курортного города.
По дороге на границу мы заехали на заправку и купили лимонад на остававшиеся лари. На границе мы были одни. Я думал, что мы едем не в правильном направлении. Было очень мало машин на дороге в обоих направлениях.
Границу Грузия—Турция проходила жена за рулём. Потому что у меня уже было более 185 дней нахождения в Турции в течение года на тот момент. А значит, мне бы пришлось платить депозит за машину. Я с детьми проходил таможню в качестве пассажира. Таможенник Турции попросил у меня турецкий вид на жительство. А я оставил свой кимлик в машине. Пришлось бегать и оставлять свой иностранный паспорт в качестве залога, потому что жена уже въехала в зону досмотра, а связи у нас ещё не было. Заодно купил за турецкие лиры автомобильную страховку на три месяца, так как без страховки не пропускали, а я планировал купить её после прохождения границы.
Вся процедура заняла около получаса, и вот мы уже едем по Турции в направлении Трабзона. Уже поздно и мы останавливаемся у первого отеля. За 1300 лир снимаем два номера. Это около пяти тысяч рублей. Тогда лира подорожала. А вообще, курс лиры очень нестабилен, но тенденция прослеживается больше на спад, чем на рост. Бывают локальные подорожания, и вот тогда как раз одно такое и было. В течение полугода лира подешевела с 8 до 3 рублей. Цены на товары регулярно растут, но всё равно им очень далеко до российских. Кроме бензина, потому что бензин здесь раза в два дороже российского. Но жить здесь все равно дешевле. Примерно при одном и том же доходе в Турции денег остаётся больше от зарплаты до зарплаты.
День 7-й.
Проснулись в гостинице в Шарпи, позавтракали и поехали дальше. Выехали в 10:00 и только к обеду доехали до Трабзона. Первое время нас сильно замедляли частые знаки ограничения скорости 50 км в час. Жена их пыталась соблюдать, но, когда мы поняли, что остальные участники движения не обращают на них внимания, мы поехали со скоростью потока.
Вся дорога до Трабзона была по побережью Чёрного моря. Погода была нежаркая и облачная. Никто не купался, несмотря на то, что было 30 июня. Были замечены даже люди в куртках. Было обеденное время, и мы пошли в большой торговый центр. Там пообедали всей семьей, попили кофе, а дети съели мороженое и поиграли в игровые автоматы.
Дальше дорога пошла по горам. Всю оставшуюся половину дня ехали по серпантину. Это был самый тяжёлый день. Из-за постоянных поворотов то влево, то вправо разболталось велокрепление и начали отстреливать гайки. Услышали звук лёгкого удара по крыше и подумали, что упал камешек с горы, но горы не были настолько близко. Остановились и обнаружили, что открутилась одна гайка. Не нашли. Потом в течение десяти минут мы потеряли ещё две. Когда искали гайку, рядом с нами остановилась машина. Я подошёл и спросил нет ли у них нужной мне гайки. Турки сказали, что гайки нет, но они сами принесли верёвку и завязали вилку велокрепления к основанию.
Вообще, турки очень доброжелательные люди, как, впрочем, и грузины. Я себя очень безопасно чувствую в этой стране. Но в тот момент я уже начал думать, что не смогу довезти велосипед и придётся его где-то оставить.
Горы были такие высокие, что мы заехали в облака и даже остановились на смотровой площадке. К концу дня мы выехали на равнину и заехали в городок по пути в магазин. Дети ошалели от выбора сладостей, мороженого и лимонадов, отсутствующих в РФ. А я не смотрю на цены в Турции.
Заночевали около нуля часов на заправке, когда уже усталость пересилила желание.
День 8-й. Последний.
Встали с рассветом в пять часов утра, умылись, сходили в туалет, купили энергетик и продолжили путь. Часов в десять остановились у кафе, когда проснулись дети, и позавтракали. Около обеда заехали в большой торговый комплекс в Мерсине. Это уже были знакомые места, оставалось около ста километров до дома, и мы приободрились. Далее дорога шла вдоль Средиземного моря. Получилось, что мы пересекли Турцию от Черного моря до Средиземного. Заселились в квартиру в Ташуджу и пошли на море. Все сгорели в первый же день.
На бензин, платные дороги, питание и гостиницы потратили более 50000 рублей. Но билет на самолёт до Аданы стоит около 40000 рублей на человека. И столько много вещей мы бы не смогли перевезти на самолёте. Получили массу бесценных впечатлений.
Жена сходила на медкомиссию и ждала пропуск на работу, а я отработал неделю и начался Курам-Байрам. Это очень большой праздник для мусульман. Один из двух в году. Было четыре выходных дня, и сразу после работы мы поехали в Стамбул через Анкару. Но это уже другая история.