|
В Тверской области есть потрясающее место — река Держа и ее окрестности. В этом отчете собрано несколько рассказов о поездках выходного дня, объединенных одной тематикой: местностью в районе Держи. Поездки осуществлялись из Подмосковья, поэтому укладывались в один день. Автомобиль, на котором были осуществлены поездки — Ssang Yong Kyron.
Дёржа — покатушки по Тверской области. Из карьера в усадьбу Волосово, из Волосово — в Чукавино. Лето 2020 г.
Некоторые маршруты и поездки случаются не потому, что хочется посетить конкретные заданные точки, а потому, что эти маршруты случайно формируются вокруг какой-то неожиданной цели-хотелки.
Так и у нас — примерно в конце июля (а, может быть, и в начале августа) мы с Эллой подумали, что очень давно не виделись и надо бы всё-таки увидеться. При этом Элла собралась ехать в Тверскую область куда-то в район Зубцова на несколько дней на встречу одного автомобильного клуба. А поскольку сидеть 4 дня на одном месте без новых впечатлений — затея не для всех, то нам пришла в голову мысль, что я могу ее оттуда забрать и куда-нибудь утащить покататься одним днем. Тем более, доехать до Зубцова быстрее, чем до Москвы, в утро буднего дня. В общем, схема странная и сложная, но достигать непонятные цели неясными методами — это наше всё.
Да и выяснилось, что в Старицком и Зубцовском районах Тверской области есть целая куча всего, о чем мы не знали. Уж сколько раз там бывали — а всё равно находится что-то новое. Такое ощущение, что достопримечательности там растут, как грибы после дождя, в наше отсутствие. Специально для того, чтобы мы возвращались туда снова и снова.
Мы договорились встретиться в 10 утра на реке Держа, что катит свои воды недалеко от Зубцова. С утра загрузилась в Кайрона. Я хотела собраться в лес полноценно, однако осознала, что в связи с ремонтами и переездами большая часть моих походных вещей закопана в коробках черт пойми где, поэтому я облачилась в беговые кроссовки, не взяла с собой ни кружку, ни средство от комаров, забыла лопату и в таком виде поехала в Тверскую область — как настоящий цивил, первый раз выехавший дальше асфальтовой обочины. Сделав поправку на Эллу, я специально выехала так, чтобы опоздать на полчасика. Однако в этот раз поправка не прошла — Элла написала, что у нее закрылись ключи в машине и она еще в Москве. Я ответила, что уже качусь в сторону Зубцова, но раз такая ситуация, я постараюсь катиться как можно медленнее — я сначала нашла один классный самосвал, ползущий 70 км/ч, а потом нашла другой классный самосвал, катящийся со скоростью 50 км/ч. Самосвалы меня не очень спасли — я как-то подозрительно быстро добралась до Тверской области, хотя тормозила, как могла. А вскоре показался поворот к реке Держе. А Элла только-только покидала пределы Москвы и вырывалась на простор Новорижского шоссе.
Чтобы я сильно не грустила, Элла скинула мне координаты симпатичного карьера в этих местах, так что я покатилась туда по небольшой полевой дорожке, ныряя в лужи и делая вид, что я на суровом бездорожье. Потому что мыть бока Кайрону легкой грязькой жизненно необходимо, чтобы мы с ним не забыли о том, что он — вообще-то полноприводный автомобиль.
Карьерчик оказался совсем небольшим, но симпатичным — видимо, тут добывали известняк.
Природа на небольшом пятачке представляла собой пейзаж с намеком на инопланетность — каменные глыбы и много белого цвета.
С какого ракурса не посмотри — везде красиво. Я с удовольствием проехалась по карьеру, прошлась по карьеру, пробежалась по карьеру, пофоткала Кайрона в карьере.
И новая ступень селфи — когда тебя фоткает твой же фотоаппарат, потому что никого вокруг больше нет.
Элла где-то ехала.
Я взобралась на гребень небольшой земляной насыпи в надежде найти чудесные лунные пейзажи до горизонта, но нашла только сочную зелень летней Тверской области, залитой ярким и горячим солнцем. Я проверила давление в шинах Кайрона и подкачала одно из колес. Что-то погуглила и с кем-то потрындела в мессенджере. А Элла, тем временем, предложила немного изменить точку встречи и встретиться сразу возле музея в Волосово.
А это отличная идея!
Мне пришлось срочно покинуть карьер и помчаться фактически туда, откуда я только что приехала, наворачивая лишний крюк. Но чтобы не страдать от этого, я выбрала местную дорожку, по которой еще не каталась: Столипино — Юркино — Дорожаево.
Дорожка поначалу не порадовала разбитым асфальтом, однако потом начался хорошо укатанный грейдер и жизнь наладилась. В очередной раз убедилась, что хороший грейдер и вправду лучше убитого асфальта.
Мимо пролетали уютные деревни Тверской области.
Гугл-карты показали себя с неожиданной стороны. Ну, я некоторое время назад удалила Яндекс-навигатор, потому что он меня достал рекламой, назойливостью и тем, что много весит, и поставила карты от Гугла и ездила по ним, изучая, а что они вообще собой представляют. На этой тверской дорожке Гуглокарты творили странное — они предлагали мне съехать с грейдера, «срезать угол» через какую-то полевую тропку, наполовину заросшую, наполовину утонувшую, а затем снова выехать на тот же грейдер, сэкономив аж 45 секунд. Я пару раз попалась на эту уловку и, нежно ругаясь, проползла по таким полевым дорогам. Но осталась в удивлении — обычно такой фигней страдает maps.me или Османд, но они всё-таки навигации-приключения и направлены на то, чтобы заводить путешественников в авантюры и места, куда никто не ездит, но от цивильного Гугла, который вроде как для асфальтовых людей предназначен, я такого никак не ожидала. Или же это проделки Тверской области, которая хихикает и обманывает любую навигацию?
Как бы там ни было, а я всё-таки добралась до Дорожаево, а оттуда приехала в Волосово, где наконец-то нашла Эллу. Договорившись встретиться в 10 утра, мы всё-таки сумели встретиться в 13 часов, ура!
В Волосово расположилась усадьба Куракиных 18-19-го веков, восстановленная и частично превращенная в музей. Усадьбы с некоторых пор я очень люблю посещать, что заброшенные (но это грустно), что восстановленные (это очень интересно с точки зрения архитектуры и истории). Усадьба Волосово сейчас находится в частном владении. Около получаса мы подождали (сходили пока на берег реки), а затем нам провели двухчасовую экскурсию. Был четверг — а экскурсионная группа набралась аж в составе 10 человек. Думаю, это очень немало для буднего дня. Особенно на контрасте с музеями, которые мы посещали в Удмуртии, где порою экскурсию проводили для нас двоих (это, кстати, было очень круто).
Экскурсовод в Волосово оказалась строгой женщиной, которая нас строила, как школьников, но при этом очень интересно, с чувством и с тонким юмором рассказывала историю — без запинки, без слов-паразитов, хорошо выверенной речью — слушать было одно удовольствие.
Итак, усадьба Волосово — имение Куракиных. Куракины — это древний знатный род, идущий от Рюриковичей. Опуская подробности про всех родственников конкретных людей, скажу основное, что усадеб Куракиных, на самом деле, три — потому что три брата («а четвертый был Иван, про него мы говорить не будем, потому что в семье не без Ивана» — цитата экскурсовода). Две лежат в руинах и почти умерли, а третья — самая маленькая — выкуплена и восстановлена. Это и есть усадьба в Волосово.
Усадьба не была брошена в советское время, после национализации в начале 20-го века она чем только не была, но, в конце концов, стала приютом для детей с умственными отклонениями. В 2003 году детей перевели в другое место, а усадьбу того, оставили стоять без надзора как памятник культурного наследия. Закономерно, что этот памятник разграбили буквально за 3 года — в 2006-м в ней уже не было окон, разрушились полы, крыша, всё засыпало мусором, ну и так далее — типичная картина, коих я видела немало, достаточно приехать в любую другую усадьбу со статусом культурного наследия, за которую пока не сумели взяться люди-энтузиасты (потому что усадеб много, а энтузиазма энтузиастов хватает не на всё и не везде). В 2006-2007 годах усадьбе повезло. Ею занялся Сергей Васильев, богатый финансист и бизнесмен. Он сделал очень правильную вещь — выкупил ее в частную собственность, приватизировал. С памятником федерального значения такого бы не получилось, но здесь повезло — усадьба была на балансе области. И именно он, человек-энтузиаст, частный владелец, на свои собственные деньги занялся ее восстановлением — и в 2015 году она открыла свои двери для посетителей.
Это к вопросу о том, что же лучше — чтобы культурное наследие принадлежало государству или всё-таки чтобы его можно было выкупить в частную собственность. Очень показательный случай, очень.
Часть усадьбы открыта в качестве музея, большая часть — это жилые помещения, куда доступ запрещен, т. к. это, по сути, загородная резиденция нового владельца.
Длина усадьбы — чуть больше 130 метров, однако этого не ощущается, она кажется очень компактной — заслуга архитектора, разработавшего проект.
Усадьба выполнена в стиле классицизма (я вдруг подумала, что классицизм с его простотой и белым цветом — это что-то вроде современного сканди-стиля). Нынешнему владельцу она досталась в убитом и грустном состоянии, поэтому Васильевым было потрачено титаническое количество средств и сил, чтобы восстановить внутреннее убранство — восстановить то, что еще можно было спасти, закупить старинную мебель в среде коллекционеров, постараться воспроизвести усадьбу такой, какой она была 200 лет назад, подобрать интерьеры, люстры. Мне сложно представить цифру финансовых вложений, которые потребовались, чтобы усадьба стала такой, какой она является сейчас.
Холл усадьбы.
Восстановленные росписи на стенах. На картинах изображена одна из двух других усадеб Куракиных, ныне находящихся в руинном состоянии.
Первый музей, в котором можно трогать мебель, сидеть на ней, фоткаться на ней. Реально! Зашел и плюхнулся на стул 19-го века из чьей-то старинной коллекции. И экскурсовод и другие смотрители и хранители музейной экспозиции на тебя не набросятся коршунами, не накричат и не выгонят за неподобающее поведение. Наоборот, экскурсовод сама указала на это — мол, можете плюхаться в кресла и фотографироваться. Кстати, а вот подлинная сабля 18-го века. Нате, потрогайте, помашите, полапайте и пофоткайтесь, жду вас в соседнем зале, только не разбейте себе об эту саблю башку, она крепче, чем вы думаете, хоть и старая.
Литография с интересной подписью — якобы здесь изображен Санкт-Петербург, хотя мы-то видим, что пейзажи ни фига не питерские. 200 лет назад это было сделано специально — чтобы литография лучше продавалась. Не все же знают, какой реально рельеф в Питере.
Макет усадебного комплекса в 19 веке. Слева прямоугольное здание с огороженным внутренним двором — это самое первое здание, которое построила бабушка братьев Куракиных, там располагалось всё — и конюшни, и жилые комнаты, и чего там только не было. Сильно позже был построен главный усадебный дом (длинный в центре фото). Экскурсовод рассказала занятный исторический факт — вроде как всякие помещики, по указу Екатерины Великой, фактически были обязаны строить эти самые усадьбы и дома для крепостных, создавая на голой земле в Задрипенских Выселках целые городки и превращая до этого пустующие земли в средоточие цивилизованной жизни с людьми, дорогами, деятельностью.
Выше главного усадебного дома на фото — домики крестьян. Да-да, вот эта малоэтажная застройка с симпатичной архитектурой была возведена вместо покосившихся деревянных домов. Такой застройке позавидуют современные кварталы-муравейники. В правом верхнем углу — театр, здание выполнено в готическом стиле. К сожалению, сохранилось только на фотографиях. Как и малоэтажная застройка этакого «маленького Питера» посреди Тверской области.
Фотографии усадьбы в 2006 году. Чтобы можно было наглядно сравнить «до» и «после».
Сохранившиеся оригинальные ступени лестницы. Перила новые, а вот ступеням — свыше 200 лет. Самое удивительное в них — они не скрипят. Вот вообще совсем никак не скрипят. Я сразу вспомнила советский музыкальный паркет, который лежал у меня дома, а ведь он сильно моложе вот этих деревянных ступеней. Умели же строить. В прямом смысле слова — на века.
Этакая историческая столовая.
Люстры владельцу усадьбы приходилось выискивать и подбирать в соответствии с исторической аутентичностью.
Еще одна из многих комнат усадьбы-музея.
Некоторые комнаты превращены в картинные галереи. В одной из комнат висят портреты практически всего семейства Куракиных, которое так или иначе затрагивало усадьбу. Про родственные связи, женитьбы, замужества, сестер, братьев, детей, профессии всех и каждого, бабушек и дедушек экскурсовод рассказывала нам минут двадцать или тридцать. Основное, что я запомнила — это то, что портреты девочек рисовали в их 13-летие, чтобы выдать их замуж в 16 лет. Я очень порадовалась, что могу созерцать 19-й век из своего 21-го. В 21-м определенно приятнее жить.
Куракины очень пытались сохранить свой род, но увы, он прервался на 23-летнем мужчине, умершем от пневмонии, который был единственным сыном из всей плеяды четверых братьев, которые, в свою очередь, были четырьмя выжившими сыновьями среди 8 детей другого Куракина, который, в свою очередь, был единственным сыном у Куракиной, которая родила его и еще восьмерых дочерей.
Столик для мебели.
— А зачем он здесь стоит и в чем его функция?
— В том и дело. Функциональность отсутствует. Но поставили к этой стене — и стена «заиграла». Это и называется — «столик для мебели».
Фруктовница — специальный столик для фруктов. Пока мужики играли в оловянных солдатиков, женщины поглощали ананасы, манго, киви, маракуйю, фейхоа, так, стоп, кажется, это фрукты явно не из Тверской области.
Оловянные солдатики, вернее — шахматы. Вот тем мужиком ходи! Слева который, слева!
Тоже какие-то коллекционные и исторические. Их мне было очень страшно трогать, поэтому я их трогать не стала. Мало ли, счёт потом выставят, если уронить случайно…
Смотрю на этот классический интерьер и думаю — ну реально, убери картины и люстру — и вправду будет современное сканди из Икеи. Всё белое и воздушное и света много.
Это хитрое зеркало — оно висит высоко и в него нельзя сделать селфи. Потому что дворян приучали с молодости — это парадный зал для общения и разговоров, не фиг отвлекаться от гостей и зырить на себя, фотаясь для всяких соц.сетей.
Потому что мы реально хотели сделать селфи в этом оригинальном венецианском зеркале, но не смогли. Не допрыгнули.
Зал для приема гостей.
Не восстановленное, а нарисованное с нуля в современности. Владелец усадьбы посчитал, что античные изображения тут будут смотреться наиболее гармонично — вероятно, такими они были и 200 лет назад.
Вид с балкончика. Чудесное место для самоизоляции. Есть, где пробежать полумарафончик. Фактически не выходя из дома. С тоской вспомнила, как в период первого коронавирусного карантина научилась бегать по 3-7 километров в условиях небольшой квартиры.
Другие залы и комнаты усадьбы.
Экскурсия оставила впечатление — по окончании поблагодарили экскурсовода. Очень сочно рассказано, очень интересно, слушать было — одно удовольствие. Конечно, узнали много нового. Очень советую к посещению, цена посещения усадьбы с экскурсией — 300 рублей с человека, по территории можно погулять бесплатно. Мы дошли до соседнего здания — того самого первого, которое построила бабушка Куракиных. В здании вовсю ведется ремонт.
Дошли и до берега реки — там организованы всяческие развлечения навроде трамплина для вейкборда, стоит лодка-гондола, сделаны китайские беседки и крутой живописный мост.
Что-то восстановлено. Что-то — современное, для приятного времяпровождения нынешних владельцев. В принципе, в выходные за деньги можно и на гондоле покататься, и на лошадях.
Меня больше, как всегда, заинтересовала техническая часть здешней массы воды — да это же плотина. Экое отверстие.
После экскурсии я сказала Элле, что безумно хочу есть и что я оголодала за те три часа, которые ее ждала, поэтому Элла меня спасла, накормив чудесными бутербродами и чаем, пока я кого-нибудь не съела. Наверное, стоять возле машины и трындеть обо всем на свете мы могли ближайшие 3-7-10 часов кряду, но где-то ближе к 17 часам мы спохватились, что как бы вечер, а у нас есть еще точки для посещения.
— Поехали вот сюда, — сказала Элла. — Вроде есть дорога. Но maps.me странный, утверждает, что 70 км ехать 3,5 часа, ха-ха, смешной.
— Вот уж и вправду смешной, ха-ха, да мы за час долетим.
Но иногда навигация и вправду знает положение дорог лучше, чем мы.
Рено Логан Эллы мы решили оставить возле усадьбы, а до следующей точки сгонять одной машиной — на моем Кайроне. Потом я просто отвезу Эллу обратно к Логану, она уедет на нем на клубную встречу, а я помчу домой кормить голодную кошку (которая к вечеру всегда становится голодной и встречает меня возмущенным пищанием). Проехать нам надо было из Дорожаево в Старицу. Навигаторы говорили, что, в принципе, не обязательно делать крюки через Новорижское шоссе или Шаховскую или Лотошино — есть местные дорожки. Но мы, мол, не уверены. Вы подумайте. 3,5 часа, девочки.
Мы, конечно, им не поверили. У нас — внедорожник. А белые линии на карте — это не страшно. Главное, чтобы не пунктир. На пунктир надо брать две машины. По белой линии можно ехать на одной.
При выезде из Волосово в Дорожаево мы свернули налево, позже началась грунтовая дорожка, которая привела нас в деревню Хлопово Городище. Я сначала пыталась перепроверять Эллу по Гугл-картам, но затем поняла, что затея бессмысленная и лучше целиком и полностью довериться штурману. Штурман всегда найдет чудесные и интересные места (и утопит машину — это я по себе сужу и поездке в Монголию).
Грунтовая дорожка как-то резко начала сужаться и вдруг превратилась в узенькую тропку-дорожку, но хорошо укатанную, шириной в одну машину. Тропка бежала вниз — Элла опасалась, что там будет брод, однако через реку оказался сделан хороший и крепкий мост из бетонных плит. За мостом утоптанная хорошая дорожка побежала направо, но мы поехали в полевую колею налево, потому что навигатор утверждал, что проезд находится именно там. Мы хотели попасть то ли в Ковригино, то ли в Вершино, а оттуда — выползти на дорогу в районе Кобелево, срезав приличный крюк. Но полевая колея давала нам сомнения, правильно ли мы едем.
В принципе, колея была утоптана, как будто не так давно тут проезжала машина (такие же заблудившиеся идиоты, как мы). Справа и слева высилась трава до окон Кайрона. От основной колеи иногда отходили другие такие же заросшие травой колеи в разные стороны, мы пытались по ним шарахаться, втыкались в кусты, сдавали задним ходом под вопли парктроника, снова ехали по колее, снова сворачивали на другую колею и снова утыкались в кусты. Периодически в колее стала попадаться вода и выглядело это, в целом, как болото, однако Кайрон никуда не тонул и не застревал, значит, почва была твердой. Трава лезла в салон при открытии дверей, в брызговики и колеса втыкались какие-то палки, ветки нападали на кузов, но мы всё равно ехали вперед в надежде, что «тут же совсем немного осталось, ну пара километров, а дальше дорога должна стать лучше, это совсем не точно, но, наверное, всё-таки да».
Тем временем, на дороге всё чаще стали встречаться колеи, наполненные водой, и Элла со словами «ну не зря же я нас сюда завела!» побежала разведывать местность, определяя твердость почвы методом тыкания ее палочкой. Я сомневалась, что нам надо туда ехать, но Элла настаивала на том, что это лайт, а потому я проезжала там каким-то чудом. С учетом того, что у нас даже лопаты с собой не было, мы совершали легкое безумство. Впрочем, я не уверена, что в случае застревания нам бы помогла лопата — плавали, знаем, она только надежду дает и всё.
Постепенно вся эта дорога превратилась в полноценные водяные колеи, так что мы решили, что поехали куда-то не туда, развернулись в 100500 приемов на маленьком пятачке и поехали по полю обратно. Вернулись к развилке возле бетонного моста. Задумались. Почему мы поехали по более плохой дороге, если там вообще-то есть хорошая дорога? Свернули на хорошую и доехали по ней до деревни Березниково.
От Березниково до Чурилово и Кобелево по картам шла пунктирная линия и тут мы засомневались окончательно. Решили, что поначалу нужно провести разведку на местности и найти местных жителей.
У одного из домиков нашли бабушку, она сказала, что очень вряд ли мы там проедем, но лучше всё-таки найти шофера и спросить у него. Глядя на наши счастливые и воодушевленные лица, она заметила, что «девочки, просто трактор вы сейчас в деревне вряд ли найдете, лучше уж петлей по асфальту езжайте…» Решив, что она, скорее, права, мы развернулись и поехали обратно к мосту, где посреди поля встретили мужчину на Ниве. Нива! Наш вариант!
Помахали руками, попросив Ниву остановиться, а дальше долго выспрашивали у водителя, где тут местные пьяные внедорожные дорожки, на которые мы сможем сунуться и радостно не застрять.
— А он у вас хотя бы полноприводный? — нивовод с опаской разглядывал нашего Кайрона.
— Даааа, — заверили мы.
— Ну тогда можно попробовать, конечно… В сухую погоду там народ на Жигулях ездит. В дождь — треш, угар и рок-н-ролл. Не знаю, не знаю прям. Зависит от вашего авантюризма.
— А вот в этом месте, — продолжала допрашивать Элла, сверяясь с картой, — здесь брод?
— Ну там есть ручеек, да. Но один местный построил там себе мост через речку, чтобы ездить на тот берег, и поставил шлагбаум. Если что, подъедете и попросите его открыть, думаю, не откажет.
— Частный мост, офигеть!
Пообщавшись с нивоводом, сделали вывод, что вероятность проехать по пунктирной дорожке у нас 50 на 50 — или проедем, или нет. С другой стороны, мы и так потеряли больше часа на петляния по полевым заросшим колеям, а мы хотели успеть к развалинам в районе Старицы. Решили, что самый быстрый путь — это путь по твердым дорогам с покрытием, а не полевым колеям и грязи, а потому поблагодарили мужчину за устный рассказ о местности и поехали в объезд. Эх, жаль только, что на частный мост не посмотрим, ну да ладно, в следующий раз.
Хороший грунтово-асфальтовый объезд почему-то представлялся нам через деревню Озерецкое, но, вероятно, нивовод имел ввиду какой-то другой объезд. Но мы поняли так, что нам надо попасть в Афанасово именно через Озерецкое. И поехали через него. Где-то там мы случайно попали на асфальт, который закончился возле какого-то огороженного забором большого дома, мусорки и автобусной остановки. Поняв, что за разговором мы пролетели нужный поворот, вернулись и нашли его. Доехали до Озерецкого, где асфальт закончился, а дорога стала разбитой грунтовкой. В деревне навигатор сообщил, что «вот здесь поверните направо», я посмотрела на это «направо» и опять засомневалась, что нам туда надо, в эти сверхглубокие лужи, но Элла сказала, что это 100% нужная дорога и здесь ездят все, кто не лень, особенно на Жигулях. Пришлось сходу нырять в лужи. Дальше дорога напоминала, скорее, плохую пунктирную линию, я спрашивала, куда штурман меня завела, а штурман отвечала, что на то она и штурман. Кажется, я когда-то говорила, что штурман — это собирательный образ и не важно, кто именно сидит на месте штурмана. Штурман — это такой человек, который всегда заведет в какую-нибудь пятую точку.
Вскоре мы уперлись в целую россыпь луж и колей с непонятным дном, по ним мы с Эллой бегали вдвоем, тыкая дно палочками, пачкая свои беговые кроссовки (мы же в музей ехали, ага), а я решила смириться с неизбежным. Проверив наличие сотовой связи (чтобы можно было позвонить тойотоводу с лебедкой), я нырнула в лужи без особой надежды на успешный исход, однако чисто случайно везде проехала. Элла была рада не меньше моего и сказала, что будь у нас лебедка, мы бы заехали еще дальше.
После участка с лужами дорожка как будто стала лучше. Вернее, она была нормальной, пока я ехала на полном приводе, стоило его выключить — сразу появлялись лужи и грязь, я снова быстренько его включала, после чего грязь исчезала и полевая дорожка становилась отличной. Мы же выехали к мемориальному комплексу ВОВ, который я мгновенно вспомнила — да-да, я же его посещала 8 лет назад, когда мы тут катались с Хундаем Галопером. Я тогда была тут на УАЗе и нелепо застряла, а Галошка меня вытаскивал.
От мемориала мы наконец-то выехали на нормальную дорогу для нормальных людей — как раз где-то в районе Афанасово. У меня не проходило ощущение, что нивовод всё-таки имел ввиду какой-то другой объезд. А с такой дорожкой через Озерецкое, кажется, мы так же могли бы проехать и через Березниково… Элла со мной согласилась. Но что сделано, то сделано.
Эта полевая дорожка через Озерецкое отняла у нас, наверное, еще часик. И как раз часик нам понадобился, чтобы доехать до следующей точки. Ох, как же был прав навигатор.
Я вот всё думаю, когда изобретут навигатор для внедорожных путешественников. С градацией внедорожности той или иной колеи/дороги/грунтовки или того или иного направления. Чтобы в этом навигаторе можно было забить данные своего автомобиля (размер колес, протектор, наличие лебедки или лопаты и т. д.) и навигатор предлагал бы наиболее оптимальный маршрут с учетом пожеланий водителя и штурмана (одно из пожеланий — проехать быстро или застрять).
Афанасово — Раменье — Степурино — Старица — Чукавино. Поскольку Афанасово находится в Московской области, то поначалу мы катились по очень хорошей дороге, но ровно с началом Тверской области дорога заболела и Кайрон вновь захлопал закрытыми дверьми, проваливаясь к центру планеты колесами из-за сверхглубоких скважин, которыми дорога, собственно, и болела. Но мы неотвратимо летели вперед. Зря что ли столько времени ломились через эти поля.
В Старице свернули направо, а позже — налево, прибыли в Чукавино, где сохранилась старая церковь конца 18-го века. В целом, не ожидала от нее ничего необычного, однако она нас тоже смогла впечатлить.
Основная красота церкви заключается в том, что она сделана из старицкого белого камня (известняка). Ну, обычно церкви складывались из красного кирпича, и я привыкла к таким кирпичным постройкам. А теперь встретила совершенно другой материал — он придает зданию другое очарование и другую атмосферу. Сразу вспомнила Армению, где церкви складывали из того камня, который удалось найти в округе — в основном, из туфа. А здесь — да вот же, старицкий известняк, надо из него и построить.
За церковью явно следят, внутри всё чисто, убрано, стоят иконы. Церковь явно действующая. Тот случай, когда атмосфера создается не аляповатыми украшательствами и золотыми нагромождениями, а просто белым камнем.
Про Чукавино мы заранее ничего не читали, а потому церковь и местная территория стали для нас этаким источником всяких интересных тайн, как будто мы пытались найти ответы на давно забытые вопросы прошлого.
Рядом с церковью обнаружилось небольшое кладбище — надгробий было совсем немного, те, на которых удалось разглядеть цифры, были датированы началом 20-го века. Видимо, здесь похоронены владельцы местной усадьбы или родственники владельцев — церковь здесь находится не просто так, рядом расположилось и небольшое поместье, но к нему мы пошли попозже. На одном из надгробий нашли надписи на бельгийском языке. Вернее, сначала мы не поняли, что это бельгийский, но на другой стороне надгробия нашлись строчки на русском, что здесь похоронен бельгийский подданный. Интересно, почему здесь? Кто он? Почему Бельгия?
В церкви же мы долго искали, а как тут был организован проход на колокольню. Тоже поняли не до конца — всё замуровано.
Вокруг церкви тянулась ограда — на удивление, не из белого камня, а из обычного красного кирпича — построили позже? Почему?
Ну а рядом с церковью обнаружились непосредственно здания усадьбы — пара флигелей и главный дом (мы предположили, что это именно главный дом, хоть он и смотрелся очень небольшим на фоне виденного сегодня строения в Волосово).
Все здания находятся в очень неплохом состоянии — видимо, за ними следят и ухаживают. Может быть, восстанавливают.
На одном из зданий обнаружился… герб?
В целом, у нас осталось много вопросов, так что взяли себе на заметку, что потом есть смысл почитать, что пишут в интернете.
На улице вечерело. Еще бы — в Чукавино мы приехали около 20 часов. Не обманул навигатор. Сказал, что ехать три часа, вот и ехали три часа.
Обратно до Логана мы решили доехать длинным путем, но зато точно без грязевых приключений — выехали в Старицу, по прямой допилили до Зубцова и Новорижского шоссе, в районе Орловки ушли на местную дорожку с разбитым асфальтом. Где-то там же остановились посреди глуши, полностью выключили фары на автомобиле и стояли, задрав головы и любуясь звездами и луной.
В Волосово вернулись то ли в 10, то ли в 11 вечера. Элла перегрузилась в Логан и умчалась на Держу, а я попилила в сторону дома — кормить голодную кошку.
Дёржа — покатушки по Тверской области. Берново, Красное, Ржев. Лето 2020 г.
Предыдущий выезд настолько пришелся нам по душе, что в субботу мы решили повторить. Элла тусила на клубной встрече, я доделала дела дома и в субботу снова загрузилась в Кайрона и помчалась в сторону Держи — всё та же Тверская область, всё тот же Зубцовский район.
Элла скинула мне координаты места лагеря — точку на карте. Всё еще веря в то, что Гугл-карты — навигация для нормальных, цивилизованных людей, стремящихся ехать по асфальту, я поехала именно по ним. Карты со спокойной душой предложили мне на очередном участке Новорижской трассы свернуть направо. И ехать 9 километров до лагеря.
Я свернула и первые 500 метров даже проехала на заднем приводе. На следующие 500 метров я на всякий случай включила пониженную передачу. Еще через 500 метров я упёрлась в три заросших колеи и вдруг задумалась, действительно ли тут мог проехать Рено Логан. Насколько я знала, на клубную встречу очень многие приехали на переднеприводных невысоких седанах — значит, либо все водители седанов были виртуозами, либо я переоцениваю внедорожность дороги, по которой еду, либо же я всё-таки еду не там. Решила позвонить Элле и спросить. Мои сомнения оказались верными.
— В прошлый раз мы там сидели на Патриоте.
— А я и думаю, зря или не зря я включила понижайку.
Пришлось разворачиваться и возвращаться обратно на трассу, ехать дальше, сворачивать направо по асфальту ближе к Волге, доезжать до заданной деревни и лишь из нее съезжать в поле и лес. К самому лагерю вел крутой спуск вниз с ямой вида «страх и ненависть переднего бампера».
Если в прошлый раз опаздывала Элла, то сегодня я переняла у нее пальму первенства и опоздала часика на два — в основном, из-за того, что напрочь забыла, договорились мы встретиться в 9 или в 10. Ну и плюс отсутствие взаимопонимания с навигатором. В целом, никто особо расстроен не был, мы быстренько собрали коллектив из четырех человек, вместе спрятались в Кайрона и стартовали обратно наверх, прочь из лагеря. На пониженной передаче крутой уклон я преодолела очень легко.
В этот день мы снарядились намного лучше для преодоления сурового бездорожья. К тому же, шел дождь, и все понимали, во что могли превратиться полевые колеи. Я взяла с собой лопату, сапоги-болотники, остальные тоже взяли по комплекту сапог, мы заручились поддержкой Лэнд Ровера Дискавери, что в случае, если застрянем, будем звонить ему (на что Диско ответил, что сейчас же срочно отключит телефон). Но, в итоге, мы весь день ездили по асфальту и всего бездорожья там было — асфальтовые ямы и провалы. Так мы сделали вывод о том, что лопата является оберегом и пророчит хорошие дороги. Ведь в прошлый раз у нас не было с собой лопаты — и мы совались в такие колеи, из которых вообще непонятно, как выехали. А сегодня лопата с нами была. И Кайрон при этом вообще ни разу не покинул асфальт.
Первой точкой, куда мы поехали, стала усадьба в деревне Берново, превращенная в музей Пушкина. Берново находится за Старицей, ближе к Торжку. С трассы мы свернули в Зубцове, долетели до Старицы, оттуда местными живописными дорогами прибыли в Берново. На улице шел дождь. Он то прорывался с неба ливневыми потоками, смывая всё на своем пути, то полностью прекращался. Облака то кружились грозными пуховыми шарами над нашими головами и крышей Кайрона, то радовали нас редкими голубыми прогалинами на небе. Сложно было понять, чего хочет погода — в тот день она была невероятно истеричной и капризной и никак не могла определиться, хочет она всех радовать солнцем или хочет смывать водой с лица планеты всё, что плохо прибито и неудачно лежит. Благодаря таким капризам в тот день мы не один раз видели потрясающую радугу — во всё небо, во всю ширину, яркую и огромную. Что же, ради такой красоты можно потерпеть природные капризы.
В Берново мы нашли искомое здание, оставили Кайрона на парковке и скорее-скорее, пока дождь только набирал обороты, добежали до музея — главного усадебного дома. Естественно, попросили экскурсию, куда без нее.
Итак, усадьба Берново. Земли и дом принадлежали помещикам Вульфам. Так получилось, что в дружеских отношениях с ними состоял Александр Сергеевич Пушкин — известно о пяти его визитах в здешние земли. Здесь он работал над некоторыми своими произведениями. Помимо Берново, поместья Вульфов так же находились в соседних Малинниках, в Павловском, еще в паре мест. Мало что сохранилось — а вот усадьба в Берново осталась.
Ее превратили в музей еще в 1970-х годах. С периода 1917 года до 1970-х она использовалась под разные нужды, в том числе здесь была школа. Получается, что период разрухи и постепенной гибели обошел усадьбу стороной — благодаря музею, который посвятили Пушкину.
Весь первый этаж усадьбы посвящен Пушкину, его творчеству и жизнеописанию во время приездов в Берново. На втором этаже воспроизведены интерьеры и в большей степени рассказывается о помещиках Вульфах.
Экскурсию провели для нас четверых — экскурсовод оказалась прекрасной, улыбчивой девушкой Юлией, которая рассказывала нам обо всем с огромным вдохновением и воодушевлением. Было видно, как много она знает и как хочет всеми этими знаниями поделиться, но за нами по пятам шла следующая экскурсия, более масштабная, и мы с сожалением сбегали в следующий зал. Тем не менее, часа полтора по усадьбе мы ходили точно.
Первый этаж — портреты, литографии, черновики некоторых произведений Пушкина, всякие вещицы того времени, дорожные карты и дорожные путеводители того времени, дорожные ящики для письменного творчества (в то время путь из Санкт-Петербурга в Берново занимал около 3,5 суток). Экскурсовод рассказывала о забавных случаях из жизни Пушкина в Берново. Во-первых, было интересно прикоснуться к истории жизни людей давно ушедшей эпохи, а, во-вторых, Пушкин был знатный тролль и тот еще ловелас. =)
В целом, рассказ на втором этаже мне понравился намного больше, т. к. в большей степени касался самих помещиков, самой усадьбы — так лучше можно понять и почувствовать, а как жилось в ту эпоху. Сама усадьба сделана в стиле ампир.
Аванзал. Круглые арки — ранее тут стояли огромные зеркала, чтобы гости после дороги могли привести себя в порядок. Собственно, первый этаж был полностью жилым (там ниже потолки — проще топить), а вот на втором принимали гостей (чтобы они скорее замерзли и сбежали по своим домам?). За арками-зеркалами пряталась лестница черного хода — сейчас она видна.
Зал, где представлен крестьянский быт. Справа, такие похожие на стиральную доску штуки — это утюги.
Остальные вещи и предметы интерьера мне оказались знакомы по музеям деревянного зодчества в Малых Корелах под Архангельском и в Лудорвае под Ижевском.
Куда без книжного шкафа со старыми книгами на французском языке. Шкаф подарили музею потомки Вульфов.
А вот диван нашли у кого-то из местных жителей на чердаке. Подарить диван музею житель отказался — но забрать его всё-таки удалось в обмен на советский диван.
Клавикорд.
Конкретно эта люстра — оригинальная. Изменилось в ней одно — теперь она электрическая. Раньше в ней стояли свечи и слуги каждые 45 минут должны были ее опускать, чтобы убрать нагар.
Стол-сороконожка. Сорок ног — на столе их, на самом деле, двенадцать, а если стол разложить, то за ним могло сидеть сразу 20 гостей — итого 40 ног.
Бальный зал.
Очень интересной оказалась история про одну из родственниц Вульфов, Варвару Дмитриевну Бубнову, которая уехала в Японию — в уверенности, что вернется домой через пару лет. В итоге, вернулась лет через 30. В Японии она обучила немало переводчиков, которые впоследствии переводили творчество Пушкина на японский язык (а еще она была художницей — некоторые ее работы нам также показали в музее).
Снаружи усадьба не так поражает, как некоторые другие усадьбы 18-19 веков — ну такая, довольно типичная усадебная постройка того времени (либо это я так говорю на контрасте с посещенной усадьбой в Волосово). Кстати, экскурсовод нам рассказала, что в то время все планы дома, все архитектурные проекты после строительства усадеб уничтожались — чтобы никто не построил вторую такую же. Поэтому имя архитектора этого здания неизвестно.
Вокруг главного усадебного дома расположена огромная территория с парком и беседками — с удовольствием прогулялись по ней. Нашли старые липы. Впервые увидела деревья в аварийном состоянии. Там так и было написано — деревья, мол, аварийные, не стой под ветками.
Дом помещиков Юргеневых, относится к 19 веку. Был перевезен сюда из другого места.
Прогулявшись по территории усадьбы, дойдя до круглого пруда, полюбовавшись холмами, вернулись к Кайрону и проехались немного по деревне — нашли еще один памятник архитектуры, церковь конца 17-го века.
Стиль — московское барокко. Во дворе нашли огромный купол, который, видимо, планируют устанавливать на строящуюся по соседству церквушку. Купол похож на огромную елочную игрушку.
У церкви симпатичная архитектура, классные наличники, а еще — некоторые окна сделаны в каком-то готическом стиле. Но за готикой мы поехали чуть дальше.
Из Берново мы выехали той же дорогой, какой сюда приехали. Я спрашивала у Эллы, есть ли тут опасные внедорожные тропки, чтобы Олегу было на заднем сиденье не так скучно и он мог помахать лопатой. Элла тут же предложила маршрут-срезку напрямую, но заметила, что там, мол, брод, а то и два. И линия пунктирная. И мостов там нет 100%. Поэтому мы не стали особо сомневаться и спорить, а просто поехали по асфальту — до села Красное.
В Красном тоже когда-то была усадьба — если от нее что-то и сохранилось, то мы этого не нашли. Но там есть другая крутая архитектура — церковь в псевдоготическом стиле.
Чем отличается псевдоготика от готики — я читала позже, а на тот момент я не сумела бы рассказать, в чем отличия, но нам сказали, что это именно этот стиль и никакой другой.
Церковь реально потрясающая и очень впечатляет — не ожидала увидеть такую жемчужину архитектуры в Тверской области. Ох, кажется, Тверская область ну очень богата на такие вот архитектурные неожиданности — то кусочек Италии под Торжком, то кусочек Питера рядом со Старицей…
Почему Питера?
Усадьбой здесь владели Полторацкие — именно они возвели здесь в конце 18-го века эту церковь в качестве авторской копии церкви Чесменского дворца в Санкт-Петербурге (откровенно говоря, я и не знала, что в Петербурге такая церковь есть). Видимо, с целью «а чем мы хуже Петербурга? И у нас будет!» Таких церквей было три — еще одну подобную возвели в Псковской области, но она не сохранилась.
Внутри нас поймала одна из служащих церкви, спросила, первый раз мы тут или как, мы признались, что первый раз, а потому она нам вкратце рассказала историю этой постройки и пропела небольшой куплет для того, чтобы мы оценили акустику здания. Оценили — это потрясающе.
Там же, в церкви, поднялись на колокольню — это большая редкость, особенно в действующих церквях. Лестница была сделана в каком-то нетипичном для России стиле, и мне показалось, что мы находимся в европейском замке.
Очень узкая и крутая винтовая лестница.
Из колокольни можно рассмотреть окрестности, а внутри рядом с собой можно обнаружить тех, кто боится высоты.
Внизу на парковке — Кайрон.
Не знаю, как передать весь мой восторг. Чем больше я езжу по регионам нашей страны и чем больше натыкаюсь на те или иные архитектурные чудеса, тем больше впадаю в состояние непроходящего восхищения.
Время, тем временем, давно перевалило за обеденное, так что расположились в багажнике Кайрона на перекус. Мгновенно нас атаковала местная деревенская кошка (агент по недвижимости; эти кошки всегда появляются из ниоткуда, важно обозревают свои территории, а потом подходят, трутся об ноги и как бы говорят — эй, человек, ты мной восхищен? Отлично, купи домик на моих землях и я позволю тебе меня кормить). Заставив нас подчиниться ее воле и покормить ее, она пошла атаковать следующую группу людей и продавать местные дома им. А позже она сидела на заборе и грозно наблюдала, когда там приедет следующая партия кожаных мешков.
На Кайроне, тем временем, был обнаружен почти отвалившийся передний брызговик, Олег помог его снять, чтобы этот брызговик совсем не расстался с автомобилем где-нибудь на Тверских землях. Где я эту запчасть повредила, ума не приложу. Впрочем, передние брызговики на Кайроне — расходник, потому что они жесткие и постоянно во что-нибудь врезаются и ломаются на бездорожье. Нужно ставить мягкие, но я никак не соберусь этого сделать.
От церкви мы прогулялись к реке в надежде найти остатки усадебных построек — руины не нашли, однако обнаружили живую природу. В этой поездке мы вообще видели очень много живой природы — например, аисты попадались нам целыми стаями и семьями на многих полях и столбах. А тут — утки.
Вечерело. Солнце клонилось к закату. Из Красного вернулись в Старицу и взяли курс на Ржев — хотели посмотреть там свежеоткрытый мемориал ВОВ. Элла мне всё рекламировала Ржев и поражалась, что я никогда полноценно не бывала в этом городе и прямо-таки вынудила согласиться с тем, что я этот город обязана посетить и погулять по нему. Вместе с ней. Потому что видеться раз в год — это бред и видеться надо чаще. Пришлось с ней согласиться, ведь она была штурманом и с ней было опасно не соглашаться — мы ведь тогда могли бы мгновенно уехать с асфальта на очередную полевую колею, коих в Тверской губернии ой не мало.
Дорогу по асфальту до Ржева описывать бесполезно — асфальт и асфальт. Кайрон летел себе спокойно.
Мемориал обнаружился за Ржевом возле съезда на Новорижское шоссе и, в первую очередь, поразил нас количеством людей. Их было не просто много — их было до хрена. Кажется, в Волгограде возле Родины-Матери людей меньше…
Так что осматривали мемориал относительно быстро, лавируя между толпами, которые лавировали между нами. Честно говоря, я как-то и не ожидала такого ажиотажа…
Высоченная скульптура мемориала. Стоит на кургане. Конечно, по высоте не дотягивает до волгоградского мемориала, но тоже здоровенная.
Рядом — металлические конструкции с именами погибших.
К тому моменту, как мы осмотрели мемориал, солнце окончательно плюхнулось за горизонт, так что мы взяли курс на лагерь. Ржев — Зубцов — съезд с основной трассы — лагерь на Держе. Двигаясь по крутому спуску в лагерь, я особо не стала заморачиваться с траекторией, а потому приложилась бампером о землю, однако умудрилась при этом ничего не сломать. В лагере мы расставались еще около 30 или 40 минут. Я говорила, что ладно, мне пора ехать, мы обнимались с Эллой, после этого кто-то говорил какую-то фразу и это цепляло разговор еще минут на 10. Дали прогнозы по завтрашнему выезду легковушек наверх. Я сказала, что если после моего отъезда из леса раздастся хруст — мол, знайте, это был мой бампер. В общем, с учетом того, что в лагерь мы приехали часов в 9 вечера, уехала я оттуда часов в 10. Крутой спуск-подъем за день подразмыло дождями, поэтому переехать яму так, чтобы не приложиться бампером, у меня получилось только раза с третьего, но, главное, что это получилось.
Ну а когда я выехала на трассу, оставалось только одно — спокойно долететь до дома.
Держа — Зубцов. Стремительно по осенней красоте. Осень 2016 г.
Выдалось у меня как-то в начале октября свободное воскресенье, вернее — его вторая половина. Я закончила свои утренние дела и задумалась над тем, чтобы вотпрямщас куда-нибудь сгонять. Чтобы, с одной стороны, было недалеко, а, с другой стороны, красиво.
Мне повезло, что у меня почти под боком находится Тверская область. Ну как — под боком. Есть такой город — Зубцов. И до него — всего-то 200 километров. А что такое 200 километров в масштабах страны? Так это, соседняя улица…
По-быстрому просмотрев сайт геокешинга и карты, выбрала пару мест, которые вотпрямщас можно посетить и попробовать отловить там осеннюю красоту. С собой никого не стала звать, т. к. не была уверена, что за час кто-нибудь успеет собраться и добраться до меня. А вернуться домой хотелось до темноты.
Поэтому поехали мы вдвоём — я и мой Кайрон. И поехали мы в Тверскую область в район небольшого города под названием Зубцов.
Выбралась на Новорижское шоссе, втопила, пролетела Волоколамск, Шаховскую. Вот и Тверская область. Помню, как когда-то давно, когда у меня ещё был бензиновый УАЗик, а моим дизельным УАЗом владел первый владелец, мы тоже ездили в Тверскую область на охоту за красотой и утками, и вот тогда Тверская область ощутилась сразу на Новорижском шоссе — там шёл такой масштабный ремонт, что сквозь кусочки асфальта просвечивалась мантия планеты, так что я навсегда для себя усвоила, что в Тверской области асфальта нет.
Но времена меняются. И Новорижское шоссе в Тверской области стало не менее хорошим, чем в Московской. Только что вместо четырёх полос — две. Но какая разница, если асфальт при этом нормальный?
За что я люблю Тверскую область — она находится немного севернее Московской, однако осенью в ней случается нечто такое, что выгодно начинает её от Мос. области отличать. В природе осенней Тверской земли появляется какая-то особенная изюминка, какая-то особенная красота, которая свойственна только ей. Я не знаю, чем именно она отличается. Вроде краски те же, деревья те же, реки такие же водные, небо такое же голубое или такое же пасмурное, а всё-таки есть в ней что-то своё, чего нет в природе Московии. Как будто места более дикие, как будто подлесок более густой…
И за это я Тверскую область ужасно люблю.
Не доезжая города Зубцова, я свернула с Новорижского шоссе на дорогу в сторону Столипино и поехала по ней. Здесь Тверская область начала открываться во всей своей осенней красе.
P.S. Сразу хочу извиниться за качество большей части фотографий. Это всё мои руки, которые выставили совершенно не те настройки. В итоге… В общем, контраст цветов пририсуйте к фотографиям мысленно. =)
Вдоль дороги часто встречаются таблички о том, что здешние земли относятся к тому или иному охот. хозяйству. Видимо, любят зверики здешние дикие места.
Сначала дорога петляла через лес, а затем вынырнула к Волге. Несмотря на пасмурное небо и иногда пытающийся пойти дождь, Волга всё равно впечатлила.
Кайрон на обочине.
Дорога постепенно испортилась. Но что порадовало — вместо ям были какие-никакие, а заплатки.
После Мозгово я пересекла мост через реку Держу, а спустя ещё немного времени свернула на грунтовку через поле.
В октябре часто льют дожди. Поскольку ездила я совсем одна, решила, что буду ехать по грунтовке, пока не почувствую, что могу сесть, а там перестрахуюсь и пойду пешком. Однако дорога через поле, на удивление, оказалась хорошо наезженной, Кайрон спокойно шёл на заднем приводе, а земляная бровка посередине дороги была срезана до меня какой-то более низкой машиной.
Добравшись до леса, оставила Кайрона. Не потому, что побоялась застрять — лесная дорожка показалась совершенно не сложной. Мне просто хотелось гулять и ходить пешком. На «пешке» легче впитать окружающую красоту и легче её ощутить. На «пешке» больше погружения в окружающий мир. В конце концов, собственные ноги, особенно прокачанные физухой — это самый проходимый вид транспорта.
По лесу я дошла до первой запланированной точки — обрывам над рекой Держей.
Я так впечатлилась открывшейся картиной, что дальше бродила по окрестностям Держи точно не меньше часа. Кажется, я исходила все возможные грунтовые и лесные дорожки, которые нарисовал мне навигатор Османд. Я ходила до конца грунтовки, видела новую дорожку и тут же бежала по ней. Дёржа по осени оказалась очень, очень живописной рекой.
Спустилась с обрыва вниз к реке.
Скальные обрывы над Держей — вид снизу. К ним я пойду позже.
Снова поднялась наверх и пошла по лесной дороге. Дёржа с разных ракурсов, с разных поворотов дороги, с разных частей леса, с разных обрывов.
Вышла на поле, спустившись с обрывов. Слева видна дорога, по которой я шла.
С одной стороны, мне было жутко интересно проехать здесь на Кайроне. С другой стороны, пешком же круче. Вот так и не знаешь, что выбрать. И так интересно, и так хорошо.
Забралась в лес на следующем холме, там дорога убегала в деревню от реки. Вернулась к Держе.
Опять прошлась вдоль реки.
Вернулась на обрывы, нашла ещё одну дорожку, спустилась куда-то вниз, обнаружила чью-то стоянку с двумя машинами, посмотрела на реку с очередного ракурса.
Успешно штурмовала обрыв напрямую.
Вернулась к той полянке, с которой начала свой пеший маршрут. Там обнаружились ещё две машины — Паджерик и Тойота. Поздоровалась с их пассажирами, которые прогуливались неподалёку. Теперь я пошла в противоположную сторону вдоль реки, чтобы найти непосредственно скальные обрывы и посмотреть на скалы и камни вблизи.
Оказалось, что прямо под скалы спускается очередная тропинка. Только быть надо аккуратнее — на камнях довольно скользко, а падать вниз далеко и неприятно.
Вышла к очередной стоянке-полянке. Отсюда открылся вид на скальный берег Держи с другой стороны.
Мне стало жутко интересно и любопытно, какие виды открываются с такого красивого противоположного берега. Срочно захотела туда забраться. Однако перехода через реку в ближайших километрах не наблюдалось. На помощь пришёл Османд, который подсказал, что съезд к увиденному берегу есть с другой стороны автомобильной дороги. Ну и отлично, сейчас съезжу.
Вернулась к Кайрону.
Оцените ветер по траве. В тот день он был довольно сильным — временами Кайрона неплохо сдувало и швыряло в сторону на открытых участках Новорижского шоссе. И, конечно, очень не хватало высокого голубого неба…
Проехала в обратную сторону через полевую грунтовку, выехала на асфальт, затем по автомобильному мосту через Держу вернулась в Мозгово и оттуда ушла на ещё более второстепенную дорогу в Курьково. С этой второстепенной дороги и нашла нужный вход в лес.
Добралась до обрывов. Здесь тоже уютная полянка с бревнами и кострищем.
Когда я заглушила Кайрона, оставив его работать на турботаймере, меня переклинило и я зачем-то довернула руль. Ну, поскольку я вытащила ключ из замка зажигания, понятно, что произошло — с громким ЩЁЛК руль заклинил. Вот красота. Я такая одна в лесу в Тверской области и не могу теперь завести машину, потому что руль заклинил, а ключ в зажигании не поворачивается.
На УАЗе эта проблема решалась на раз-два, а вот на Кайроне нужное сочетание положений руля и ключа в замке пришлось ловить очень долго — я провозилась минут, наверное, пять, а то и больше. Клинит руль, оказывается, хорошо, качественно и надёжно, так что кажется, что, скорее, ты сломаешь рулевую колонку одновременно с ключом в замке, чем провернёшь их. Я даже подумала, насколько глупо я буду выглядеть, если сейчас позвоню другу и скажу нечто вроде: «Привет, я в лесу в 200 километрах от тебя и я самым глупым образом заклинила руль на своей машине и теперь не могу её завести, ты поедешь меня спасать?» Но до такого позора не дошло, я всё-таки поймала нужное положение руль-ключ и с таким же громким ЩЁЛК ключ провернулся, а руль отклинил.
Приведя в чувство Кайрона, я прогулялась вдоль обрыва. Но отсюда виды открывались какие-то менее живописные, чем на обрывах с другой стороны реки. Хотя тоже красиво.
Вот такие каменные обрывы.
По краю обрыва можно долго гулять, тропинка в обе стороны убегает куда-то в глубину леса. Но обилие деревьев не позволяет любоваться панорамами с высоты — они всё загораживают.
Надышавшись вкусным лесным воздухом, я вернулась к Кайрону, выехала из леса, прикинула время — я успею заехать в Зубцов. До второй интересующей меня точки около 20 километров.
Вернулась на Новорижское шоссе, практически сразу свернула в Зубцов. Приехала в Зубцов и тут же покинула Зубцов, т. к. навигатор проложил дорогу через соседнее Ожибоково. Ну оооок.
Зубцов находится на двух реках — Волге и Вазузе. В нём несколько мостов. И виды с этих мостов открываются невероятно симпатичные. Причём они цепляют не тем, что они какие-то потрясающие воображение или какие-то невероятные и величественные, нет… Они какие-то уютные, домашние и очень лирические. Такие, когда хочется вдруг сделаться художником, взять мольберт и краски и погрузиться в созерцание пейзажа, пытаясь добиться на холсте копии того настроения, которое возникает, когда своими глазами смотришь с моста на убегающую вдаль реку.
Я быстро поняла, что мне напомнили эти пейзажи — Старицу. У меня было ощущение, что, приехав в Зубцов, я случайно попала в Старицу. Такие же краски, такой же уют, такое же желание стать художником. Мосты и река. Маленькие домики. Берега. Осенние краски.
Зубцов очень похож на Старицу, а Старица — на Зубцов. Только что огромного белокаменного монастыря в Зубцове нету. У меня вообще какая-то, видимо, традиция — ездить в Старицу по осени. Так было в прошлом году — мы летали туда на самолёте. А 4 года назад были там на УАЗике. В этом году Старица просто заменилась городом Зубцовым.
После Ожибоково навигатор сказал — сразу после моста крутой поворот направо. Как забавно — точно такой же крутой поворот направо после моста есть и в Старице. И он тоже выводит на грунтовую дорогу вдоль реки.
Правда, в Зубцове на берегу раскинулся жилой район, состоящий из маленьких одноэтажных и двухэтажных деревенских домов. Я выехала на набережную и оставила машину возле собора — другого парковочного места там не оказалось, а бросать Кайрона посреди дороги было бы не очень вежливо.
Кстати, это Собор Успения Пресвятой Богородицы, датированный началом 19-го века.
Отсюда я дошла до следующей запланированной точки маршрута — обелиску на холме. Зубцову, оказывается, 800 лет. Впечатляет.
С холма открываются очень красивые виды в обе стороны. В одну сторону — вид на слияние рек Волги и Вазузы.
В другую сторону — вид на пешеходный мост через Волгу.
Вернулась к мосту и прошлась по нему. Монументальная конструкция моста впечатляет. И какое счастье, что на нём нет кучи свадебных ржавых облезлых замочков — они бы всю инженерную красоту испортили.
С другого берега Волги виды открываются не менее живописные. Ох, здесь я особенно жалею, что так накосячила с настройками фотика. В реальности оно было намного ярче, красочнее, живописнее.
А это — вид на другой берег Вазузы.
Мост издали.
Дул очень сильный ветер… И прямо на моих глазах произошло природное чудо — ветром вдруг сдуло всю огромную низкую облачность. Буквально несколько минут назад небо было затянуто хмурыми облаками до самого горизонта. И тут вся эта серая масса поплыла по небу под напором жуткого ветра, побежала быстрее самолётов, и надо мной постепенно открылось высокое голубое небо с редкими белыми облаками.
Вот так… Как будто небо отдохнуло, ему надоело висеть там, наверху, в одиночестве и оно прогнало от себя серый плотный покров, чтобы вновь посмотреть на свою любимую далёкую землю.
Я же ещё погуляла вдоль берега Волги. Моя прогулка в окрестностях одного-единственного моста заняла, наверное, минут 40-50. Казалось бы, что там смотреть? Ан-нет. Это просто чудесное место для неспешной ходьбы.
Вид на Волгу с моста.
Вскоре вернулась к Кайрону. Время было уже пять часов вечера. Что ж, на сегодня всё. Пора домой.
Проехала по Зубцову, ещё раз полюбовавшись видами с разных автомобильных мостов, вышла на Новорижское шоссе. И полетела 200 километров в обратную сторону — домой.