|
Как-то, бродя по просторам интернета, я наткнулся на сайт, где предлагали приехать в Кижи на своем автомобиле.
Но, стоп! Кижи находятся на острове. Это я точно знаю, ибо был там два раза. И оба раза приплывал на теплоходе. Но летом и в речном круизе. Дорогое удовольствие. И народу тьма все время. Первый раз в 1998 году, мы плыли из Петербурга в Москву. И второй раз я был в круизе. Это уже 2020 год. Так как плыл на теплоходе из Петербурга до Самары, то не описывал здесь эту поездку. Но сейчас, пользуясь случаем, покажу несколько картинок из того путешествия.
И точно, Кижи — это остров.
А тут предлагали доехать на своем авто, а потом перевезут на снегоходе, по льду Онежского озера. Недалеко, километра три-четыре.
По льду я уже ездил. По льду Байкала. Вот здесь описание той поездки: travel.drom.ru/40904.
Но сравнение не в пользу Онеги.
И был указан телефон. Я тут же его набрал. Мне предложили приехать. А дело было под Новый год. И я загорелся этой идеей. Но потом подумал. Зима, снег, короткий световой день. Легковая машина Toyota Corolla. Нет, не потяну. Не люблю ездить ночью, несмотря на мою любовь к автопутешествиям, о чем свидетельствуют мои рассказы на этом сайте. Я всегда катаюсь летом. Один раз зимой доехал до Сортавалы. Но там такую дорогу шикарную сделали, что запросто за короткий световой день я доехал до места. И посмотрел на «Рускеальский экспресс» и вокруг Сортавалы покатался. А тут по карте вообще пустое место, окрашенное в зеленый цвет. Километров на сто пятьдесят. Думал я, думал и понял, что не потяну. «Завод уже не тот, никто не запоет Битлов…» —как поется в одной песне.
И тут на горизонте замаячили праздники 8 марта. Три выходных дня. И световой день увеличился до десяти часов. Прикинул, подумал. И получился план на все три выходных дня. В первый день я просто доезжаю до города Медвежьегорска. Пятьсот восемьдесят километров. Утром до деревни Оятевщина, где оставляю свою машину и на снегоходе переезжаю в Кижи. Потом назад и до Петрозаводска. Там еще ночевка. И на третий день, восьмое марта, с утра уже и до дома рукой подать. Надо сказать, что этот план с успехом и удался.
То, что я доеду по федеральной трассе «Кола» до Медвежьегорска и вернусь по ней, я не сомневался. Ездил я по ней, и неоднократно. Как-то даже до Мурманска, на КАМАЗе зимой доезжал. Но там был пассажиром. Больше всего меня настораживала дорога во второй день. Навигатор рисует сто пятьдесят километров по зеленому полю. Что там и как — полная неизвестность. Я понимал, что это дорога по лесу. Но какая? И сколько снега? И как поведет себя городская «пузотерка» в этих условиях. А еще может быть и мороз? Карелия это северная страна. Короче, вопросов тьма. Почитал форумы. Информация скудная. Местные ребята сказали, что дорога хорошая, проедешь. Их можно понять, они там живут. И понятие «хорошая дорога» тоже у всех разное. И тут же натыкаюсь на информацию, что некто пробил там два колеса сразу. Короче, вопросов больше, чем ответов.
Но я решил рискнуть. Уж больно мне хотелось прокатиться. Собирал команду, но все отказались. Либо все люди кругом нормальные, либо я нет. Так и поехал один. Из Петербурга навигатор обещал, что за девять часов доеду. Но зачем гнать, когда кругом такая красота и времени «вагон».
Не торопясь выехал в семь утра. Заправился под завязку и вперед. Дорога ровная, чистый асфальт. Абсолютно ровная дорога, без всяких забот. Для разнообразия решил заехать в Лодейное поле. А то все время мимо проезжаю. А город исторический.
Яндекс рисует несколько военных памятников. Но к ним не пробраться, все завалено снегом. Спросил у двух женщин, как проехать к церкви с золотыми парусами. На удивление, не знали. Пожилая, с собачкой, просто отвернулась и ушла молча, а молодая девчонка глазками хлопала и сказала, что не знает. Не такой уж и большой город Лодейное поле, чтобы не знать про такую церковь. Я когда проплывал мимо на теплоходе, издалека увидел ее. На берегу Свири стоит церковь, а ее купола стилизованы под паруса. И все это покрыто золотом. Издалека их блеск виден. Нашел сам церковь Николая Чудотворца. С золотыми куполами в виде парусов. Как память того, что в Лодейном поле начинали строить русский флот. Но к ней не подойти, все в снегу.
Переехал по разводному мосту через реку Свирь. Тоже много раз проезжал мимо, но всегда торопился ехать дальше. А в этот раз наконец-то смог позволить себе поискать место, чтобы сфотографировать такой шикарный мост.
Сейчас у нас идет развитие внутреннего туризма. Но что мешаем властям, сделать в этом месте обзорную площадку? С видом на это чудо инженерной мысли. Да и не только здесь. В предыдущих моих путешествиях я несколько раз переезжал Волгу. И нигде не смог сделать красивые фотографии. Военная тайна? Но на дворе уже 21 век. И все, что прятали раньше, уже не тайна. Во всем мире из таких достопримечательностей делают культовые места. А у нас? Я три раза правила движения нарушил, чтобы сделать этот снимок!
И оказался в Карелии. И неожиданно, за рекой Свирь попал в метель. Я прямо не ожидал этого. Заметало здорово, но недолго.
А дорога была хорошая, по федеральной трассе «Кола», дорога на Мурманск, везде был хороший асфальт.
Много раз ездил по ней, но летом. Под Петрозаводском заехал в придорожный комплекс «Вилга». Очень приличное кафе. Прямо сытный обед получился. Это не Макдак. И это хорошо.
За Кондопогой остановился у памятника автодорожникам. Стоит асфальтоукладчик, на обочине, но на постаменте. На этот раз всего в снегу я его увидел. Но когда я его увидел в первый раз, в девяностых годах, то был сильно удивлен. Такому нестандартному памятнику. Это сейчас ставят все, что хочешь. А тогда это был прямо прорыв в скульптуре.
Не торопясь доехал и до Медвежьегорска. Заехал сразу на въезде в город на заправку. Никого нет. И бензин 92-ой пятьдесят рублей. Поэтому и нет никого. Я выезжал из дома и заправился по 46,70 руб., проехал на другой конец города, а там всего по сорок восемь. И жизнь кипит. Очередь. Совсем другое дело. И рядом оказалась моя гостиница, где я и остановился. Гостиница дешевая, ибо мне только переночевать и надо было. Но с завтраком. С утра стояла электрическая кастрюля с кашей и ломтик хлеба с кусочком сыра. Континентальный завтрак. Вкусно!
Там и заночевал. Как устроился с ночлегом, пошел прогуляться по городу. Снега там полно. Город знаменит тем, что там снимали фильм «Любовь и голуби». Ещё есть военные памятники, но в снегу и далеко. И я не поехал их искать.
Посетил ж/д вокзал. Там стоял паровоз с вагоном. И настоящей теплушкой. Местный железнодорожный музей в нем. Но закрыт был. Поздно уже было. Ближайший поезд ожидался в три часа ночи, и я ушел оттуда.
Первый раз увидел танк под снежной шапкой.
Не нашел никаких кафе, зашел в Пятерочку, купил продукты на вечер, да и на завтрак. И пошел спать.
А с утра и поехал в Кижи. Вернее, в деревню Оятевщина. Там дорога кончалась. Опять же навигатор обещал расстояние 145 километров и два с половиной часа дороги, но ехал три с половиной. Было прохладно. Минус девять.
Переехал ж/д переезд на красный свет. Приехал, остановился, стою, жду. Светофор горит красным цветом и звенит. Минут через десять машина на местных номерах проскочила. Потом вторая. Я жду. Но после третьей машины набрался храбрости и тоже поехал. Обошлось. Чудеса! Заехал в лес.
Сквозь деревья проступали очертания берега. Были видны огромные белые снежные поля. Это лед на Онежском озере.
И стояло довольно много брошенных машин на обочине. А это рыбаки приехали. Через сорок километров кончился асфальт.
Потом перекресток. Асфальт налево уходит. Навигатор показывает прямо. Поехал налево. Остановил встречную машину, спросил, правильно ли еду. В авто две женщины. Ни разу не слышали название такой деревни Оятевщина. Развернулся, вернулся на перекресток. Смотрю, стоит «пятерка» на местных номерах. Из кустов вышел мужик, на ходу застегивает штаны. Я к нему. Как ехать дальше? Он и говорит, что ехать надо прямо, через лес и по снегу. Я и поехал. Долго ехал, медленно. Дорога вся кривая, местами переметенная снегом. Стала совсем узкой. Настоящая лесная дорога.
Пару раз повело меня в снегу. Но выбрался. Еще сбавил скорость. Так медленно, но верно и ехал. Проехал пару деревень. Народу никого. Тишина. Лес. Метель. Романтика. Не сказать, чтобы страшно. Но периодически подкрадывалась мысль: «Зачем я здесь? Что я тут забыл?» Приходилось гнать из головы дурные мысли. Это был самый экстремальный участок моей дороги.
Потом попалась большая деревня. Остановился у магазина.
Поговорил с продавщицей. Полегчало. Еду правильно, все нормально. Сфотографировал церковь Александра Свирского. Восемнадцатый век.
Потом выехал на широкую дорогу. Доехал до большой деревни Великая Губа. Тут остановился позвонить. А TELE2 и не ловит! Труба дело. Вижу, мужик снег разгребает. Подъехал к нему, попросил позвонить. И он дает Мотороллу кнопочную. Я даже растерялся, давно такую в руках не держал. Дозвонился. Сказали, что встретят меня. Мужику сказал спасибо. Он денег не взял, от сигареты отказался. Хорошие люди живут в Карелии. И поехал дальше. Еще километров тридцать. А тут метель началась. Слева лес стоит, метрах в ста. И справа такая же картина. А посередине все бело. И дороги не видно. Так и поехал, ориентируясь по елкам. Ни разу так не ездил. И не поеду больше. Раньше никогда из города зимой не выезжал. Адреналину нахватался!
И доехал. Дорога кончилась. А меня там стоит ждет снегоход «Ямаха». Пересел на него и довезли, за денежку, правда, но небольшую. Но не жалко. Минут пять по заснеженному льду Онежского озера. Да, это не Байкал.
И вот я в Кижах. Восторгу моему не было предела. Я доехал.
Территория заповедника «Кижи» закрытая. Встретил охранник, довел до пункта оплаты. Утопая в снегу, стоит терминал, с меня, как с предпенсионера, взяли триста рублей. И дали красивый билет. И я свободен. Иди, куда хочешь. Но не получилось. Все снегом завалено. Трактор расчистил круговую дорогу вдоль основных достопримечательностей. А в сторону не сойдешь. Утонешь в снегу. Летом по такой дороге и ходят толпы экскурсантов.
Пустили в церковь Покрова Богородицы.
И в избу зажиточного крестьянина. Все остальное закрыто на зиму. Не отапливается. Но все это летом видел. Везде был. Поэтому я прошел по кругу. Пофотографировал.
Тишина. Покой. Только ветер завывает и снег идет.
Фантастическое зрелище. А какая зубодробительная тишина кругом стояла. И все белым-бело. И только здания чернеют. Других красок не было. Фантасмагория какая-то. И народу нет. Хожу один. Не зря стремился сюда зимой попасть. Получается совсем другой взгляд на историческое место.
Про народ. Оказывается, зимой можно попасть в Кижи из Петрозаводска. На судне на воздушной подушке. Но за пять тысяч рублей надо будет ехать по белой пелене около полутора часов. Это не наш метод. До ста пятидесяти человек в день прибывает на остров. Но это в праздники. А так еще меньше. При мне как раз прибыли четыре корабля/судна. Видно было, как людей качает после такого полета. Да и, кажется, замерзли они. Ну, мне так показалось.
А я минут пятьдесят побродил в гордом одиночестве. Прошел по кругу и зашел в «купол». Это установили там полусферу, в которой горит огромный камин.
А там тепло. Даже жарко. Там можно купить покушать, чай попить. Сувениры приобрести. А я вызвонил свой снегоход. Через пять минут за мной приехали и благополучно доставили на «большую землю». Назад когда ехали, ветер дул в лицо. Некомфортно ехать на снегоходе зимой. Но для меня экзотично. Я остался очень доволен проведенным часом моей жизни.
И тут выглянуло солнце. Снег кончился. Ветер стих. А когда через пять минут согрелся салон моей Тойоты, то вообще стало великолепно. Хоть разворачивайся и опять на остров.
Два слова про мою машину. В предыдущих рассказах я уже описывал ее. Отличная, комфортная машина. Ни разу не подвела, никаких проблем с ней не было. И вот завезла меня в зимние карельские леса и даже вывезла. Отличная машина, дороговатая, правда, в обслуге.
И я радостно «притопил» по дороге, которой не видно было, когда я ехал на остров. Отличная дорога. Все кругом сверкает, снег блестит. И лес не такой уж черный и мрачный. Я разогнался до восьмидесяти километров в час. И чего я туда так медленно ехал?
Назад я доехал за два с половиной часа, до Медвежьегорска. Выехал на федеральную трассу «Кола». И вечер встречал, уже гуляя по набережной Онеги, в Петрозаводске.
Можно, конечно, и до дома доехать. Но у меня время было, и я никуда не торопился.
А в Петрозаводске очень красивая набережная. Там стоит целая куча памятников и скульптур. Целое арт-пространство, как это сейчас называется. Особенно меня впечатляют «рыбаки» и «дерево-ухо».
Я их помню еще с девяностых годов, когда только они и были. И вводили в ступор своим нестандартным видом неискушенных жителей Петрозаводска и гостей города.
Домой я стартовал утром, за бортом было минус двадцать три. Но это мне не помешало еще раз заехать на набережную и полюбоваться этими скульпторами уже в лучах восходящего солнца. Ну и «рожи» у них с утра!
Далее я заехал в город Олонец. Нашел там подвесные мосты в бюджетом варианте. Интересное инженерное решение бюджетного моста. Да и опять же красиво.
А на заправке бегал, ловил интернет. Не хотела моя карточка платить за бензин. Тоже давно такого не было со мной. Сейчас уже интернет прочно вошел в мою жизнь и без него никуда. Но поймал, расплатился.
И уже без всяких приключений доехал до дома.
Да, конечно, это безумие — ехать на городской машине в зиму, в одиночку по незнакомым дорогам в глухие места. Но я хотел побывать в Кижах зимой. Мне этого хотелось, и я это сделал. И ни разу не жалею о потраченном времени и деньгах. Зато я получил кучу удовольствия и положительных эмоций.