|
Каждый год я закрываю «темные пятна» на карте нашей страны и отправляюсь туда, где до этого никогда не был, в этот раз выбор пал на Ненецкий автономный округ со столицей в Нарьян-Маре и Республику Коми, которую невозможно проехать мимо, если ехать туда на автомобиле.
До Нарьян-Мара, кстати, по земле можно добраться только 2-3 месяца в году и только зимой, а в остальное время, если не считать ледохода и ледостава, на пароме по реке Печора или на самолете. Время выезда зависело от того, когда встанет зимник, точнее два — один в Коми через тайгу, второй в НАО в тундре. Из-за малого количества снега зимник в Нарьян-Мар открыли только к февралю. Ехать решил в начале марта.
Стартовал из Самары. Маршрут выбирал такой, чтобы как можно меньше ехать по одним и тем же дорогам, поэтому ехал в ту сторону через Москву и Вологду, где собрал всех участников команды (у того самого дома с резным палисадом),
потом проехал через резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге (давно хотел там побывать, но все как-то было не по пути),
далее через Котлас и Яренск, после чего вышли на трассу Ухта — Усинск. Обратно уже ехал через Сыктывкар — Киров — Казань.
На каждый день закладывали 400-500 км дороги, чтобы успеть немного посмотреть и пофотографировать по пути. Ночевки в городах.
Первый зимник обнаружили на участке из Усть-Лыжи до Усть-Усы. Обнаружил, потому что, когда изучал отчеты о поездках в Нарьян-Мар (которых как кот наплакал), про этот зимник не было ни слова. Поэтому я очень удивился, когда ночью увидел недостроенные мосты через реку и ухабистую дорогу через лес.
Перед Усть-Усой проезжаем ледовую переправу через реку Печора и поднимаемся в хороший тягун, тут всегда дежурит Краз, который за определенную сумму помогает фурам подняться.
За поселком снова начинается отличная дорога с подсветкой прямо до Усинска, удивительно даже, что отсюда, как с острова летом, по суше не выехать, разве что на поезде.
Усинск тоже удивил, не думал, что здесь, так далеко на севере увижу такой крупный город с высотными панельками, связанный с Большой землей только железной дорогой. Как позже выяснилось, это самый западный нефтеград, который строился в одно время, в одних условиях, под одни цели, как и подобные города Ямала и ХМАО.
В Усинске нас приютил мой давний подписчик Максим Майхрович. И так вышло, что мы пробыли здесь два дня, хотя совсем не планировали.
Дело в том, что при первой попытке доехать до Нарьян-Мара по зимнику, прямо после пересечения стелы «Полярный круг» на одной из кочек из провалившихся плит (которые не везде видны на белом снегу) машина подпрыгнула
и у меня оторвало газовый баллон (один болт из трех не выдержал и лопнул). Медная магистраль тоже повредилась и газ начало спускать. Один кран в багажнике я перекрыл (у меня два бака), а второй то ли подмерз, то ли просто подклинил, закрываться полностью не хотел, поэтому пришлось ждать, когда весь газ из него спустится. Здесь я в который раз убедился в северной взаимовыручке — чуть ли не каждый останавливался и спрашивал, нужна ли помощь. Я отправил друзей на попутке в ближайшее кафе греться и ждать меня, у другого проезжающего водителя попросил вязальную проволоку, подвязал бак и мы вернулись обратно в Усинск, чтобы у того же Максима (у которого есть свой автосервис), прикрутить бак нормально.
Со второй попытки мы снова пересекли Полярный круг.
Потом границу Ненецкого автономного округа.
Откуда дорога стала еще хуже — плиты, установленные на отсыпке в условиях вечной мерзлоты, от тяжелой техники стали лежать как попало.
Потом проехали посёлок вахтовиков Харьяга. Здесь располагается Харьягинское нефтяное месторождение — одно из самых крупнейших в России. Нефть добывают сразу несколько нефтяных компаний.
И вышли на новую дорогу в Нарьян-Мар, которая проходит по лесотундре и тундре.
Эта дорога строится с 1985 года,
но до сих пор есть участок зимника в 50 км, который обещают достроить к 2023 году. Поэтому пока есть такой аттракцион, советую успеть прокатиться по зимнику, иначе его скоро не будет.
Нам повезло, мы попали в очень хорошую погоду, но в тундре все непредсказуемо. Местные сказали, что годом ранее всего пару недель из всего сезона можно было проехать — в остальное время жуткие ветра и метели заметали дорогу и на нее просто не выпускали.
К вечеру, останавливаясь на фото и запуск квадрокоптера, мы приехали в Нарьян-Мар.
Где остановились в Центре Арктического Туризма.
Еще одно везение — в первую же ночь «включили» северное сияние и мы сразу же наделали кучу крутых фоток.
А так за несколько дней в Нарьян-Маре мы обошли весь город, попробовали национальную кухню, посетили несколько музеев и переночевали в чуме.
Съездили на снегоходах в деревню Устье и на место основания первого русского города в Арктике — Пустозерска.
На обратном пути мы решили посетить еще один город, куда я давно хотел съездить — Воркута. Изучили вариант с зимниками, они оказались закрыты для общего доступа, поэтому выбрали самый быстрый и удобный способ — доехали до Печоры, оставили там машину и на поезде уехали в Воркуту, где пробыли еще несколько дней, но это уже совсем другая история.
Алексей Жирухин (Инстаграм).