|
В нашей семье всегда любили путешествовать. Жена каждое лето ездила отдыхать на Байкал, ей там нравился и подходил климат: сухой воздух, песок, сосны и сам Байкал. Мы с парнями любили ездить на машине по краю (море, тайга) и по возможности за его пределы.
Всё было хорошо, но в 2015 году наша хозяйка решила завести дачу. И всё… И наша вольная жизнь закончилась. Адрес всех наших путешествий стал предсказуемо однообразен: такой-то район, дачное общество такое-то и сама наша дача.
Построить саму дачку + баньку + хозпостройки и участок в 12соток, который надо содержать в порядке. В общем, кончилась наша вольная жизнь. Но в этом году нам сделали подарок: «Мальчики, езжайте, куда хотите, я сама без вас справлюсь». Мы, как пионеры, всегда готовы. Тем более у младшего в июне большой отпуск, я всегда с работы отпрошусь, только у старшего проблемы с отпуском (мы тебя отпустим в любой день, только это будет сентябрь-октябрь).
Значит, едем вдвоем. Маршрут выбираем длинный, но, как я говорил, время есть.
Весь май шла подготовка к поездке: копали грядки, что-то сажали, рассаживали, приводили участок в порядок, да и с машиной разобрались. Авто Nissan-Xtreil, 32-й кузов 2015 года выпуска, в России 1,5 года, пробег 90,0 тыс. км. Быстро подготовили его к дороге: помыли, поменяли масло в двигателе с масляным и воздушными фильтрами, взяли масло и фильтры на замену. Всё остальное в машине есть: инструменты, насос, аптечка и т.д. Подсоединили навигатор и не подсоединили антирадар, т.к. сломалось крепление (о чём очень сожалели потом в дороге).
Утром, 7 июня заправили авто до полного бака + 10 литров в канистру (кстати, бензин в канистре не пригодился, привезли обратно). Заправок на трассе достаточно и, если заправляться от полбака, проблем не будет. Заправляться решили на проверенных заправках 95-м. По ДВ это Роснефть, ННК, за Байкалом и дальше — Газпромнефть, Лукойл. Проблем нет, и это радовало.
Едем себе спокойно, смотрим по сторонам. Скорость решили держать 110 км/час, чтобы не уставать и успевать побольше разглядеть вокруг. Вспоминались «гонщики», да и сейчас они попадались. Обгоняют тебя на скорости 150-160 км/час, через час обгоняешь их, они стоят перекуривают, затем они опять обгоняют, затем ты их объезжаешь где-нибудь на заправке, затем встреча возле столовой или кафе на трассе. Итак, весь день проходит, а в итоге на ночёвку вместе на стоянке стоим.
Дороги по Приморью неплохие, правда, много ремонтов мостов — объезды, но т.к. трафик движения небольшой — на скорость и настроение это не влияет. По Хабаровскому краю дороги похуже, но что приятно удивило — подъезд к Хабаровску 50 км хорошей 4-полосной дороги, разметка, освещение, ограждение — порадовало. Ближе к Амурской области небольшие участки ремонта дорог.
На ночевку встали у кафе «Раздольное» (где мишка). Проехали 1000 км.
8.06. Подъем в 6:00, завтрак «У Коляна». Вкусно, недорого. Кстати, с едой на трассе, как и с бензином, всё стало нормально.
Множество кафе, столовых, в которых устроены мини-гостиницы, в которых можно переночевать или просто принять душ (150-200 руб.) Трасса обустроена для путешественников, но в первую очередь для дальнобоев, которых будет встречаться всё больше и больше по мере продвижения на запад. Мы с собой взяли немного еды сухпайком, но обедали на дороге только один раз. Свернули в лес, поставили столик и, пока готовили обед и трапезничали, отбивались от комаров и мошек. В общем, больше не экспериментировали. Кушали только в кафе. Они разные: одни лучше, другие похуже, но в целом всё съедобно и недорого.
За Биробиджаном по Амурской области дорога одна из лучших за все путешествие. Машин немного, асфальт хороший, равнинная местность, дорога прямая. Езда в удовольствие. Можно и 150 спокойно ехать, но мы за экономичный режим. На ночлег остановились у Ерофей Павловича, в ночь не поехали. Пробег 1205 км.
9.06. Проснулись в 6:00, поехали. Единственный раз за всю дорогу пролетели с бензином. Поехали с полбаком, а знакомых заправок нет. Пришлось в Сбеге заправляться бензином для нас неизвестным. Раньше в Сбеге была самая старая заправка на трассе. Заправлялись из бочек, а теперь такая вся новая, современная, и бензин неплохой оказался. Примерно через 300км на повороте на Шилку заправка Роснефть, залили полный бак и, радостные, поехали дальше.
Дороги по Забайкалью, как всегда, никакие. Конечно, это волны на асфальте, хорошо хоть знаки стоят, куча ремонтных участков. До Амазара и после вообще дорога дрянь. С 10 часов идет дождь, временами сильный, плюс туман. Ехать неприятно. Пообедали в Чернышевске. Читу по объездной, а там ремонт километров на 15 (когда ехали обратно, больше половины ремонта дороги было закончено). Доехали до озера Арей. Когда-то там отдыхали, неплохое место. Сейчас озеро огорожено, не подъехать, кругом заборы, гостевые домики, шлагбаумы. Может, это и к лучшему, не знаю. Народу никого, холодно, купаться не стали. Вернулись на трассу, заночевали у кафе. Пробег 1061 км.
10.06. Позавтракали там же в кафе «Арей». До 11 часов туман, после 11 — солнце.
11:30 — Бурятия, сразу на границе большой ремонт, затем хороший асфальт.
Интересные надземные переходы в национальном стиле.
В Мухоршибире обед. Лет 7-8 назад стояла интересная «Позы-Буузы» сделано под юрту. Сейчас упростили, кафе, но ассортимент и качество остались. Улан-Уде — по объездной.
Байкал. Юг Байкала в ремонтных участках, реверсивное движение. Дорога на север к Иркутску — серпантин и перевалы. Длинные большие перевалы. Горы серьёзные (Хамар Дабан) показались даже покруче, чем Уральские. Красиво.
Народ у нас, конечно, зажигает, вроде сам едешь не медленно, а тебя как пацана, по перевалам 130-150 не меньше дёргают и за горизонт. За Иркутском, в Усолье-Сибирском районе остановились на ужин в маленьком городке Тельма. Зашли в пельменную на стене плакат «От Иркутска до Тюмени в Тельме лучшие пельмени» — соответствует действительности. Пельмени «по-таёжному» фирменные в горшочках: бульон с мелко обжаренной печенью, много специй, зелени, сами пельмени и лепёшка сверху. Советуем попробовать.
Ночлег в 22:00. Пробег 1060 км.
11.06.Просыпались почему-то всегда в 6:00 по-местному. Температура +8, свежо, всю ночь шёл дождь. К дороге привыкли, всё размеренно, по графику.
Дороги Красноярского края хорошие, но многое минусуется множественными рем. участками, реверсами. Теряется много времени. На ж/д переезде в районе Тулуна простояли 50 минут. За 100 км перед Красноярском дорога забита в обе стороны. Куда едет народ? Хотя пятница… Прибавилось фур. Едут, конечно, быстро (90-100 км/час), но их стало слишком много. Идут «паровозиком» штук по 6-8. Устанешь обгонять. Объедешь один «паровозик», через пару минут упираешься в следующий и вот так всё время. Такое впечатление, что ж/д составы перенесли на трассу и они в виде фур пыхтят вместо них по асфальту.
23:30 на ночёвку. Проехали 1082 км.
12.06. Ночевали в гостинице. Помылись, побрились, позавтракали и в 9 часов уехали. За Ачинском 200 км радости — отличная дорога, а после понеслось как всегда: ремонты, реверсы + добавились знаки 70 км — ограничение скорости и к ним знаки «видеокамера». То ли они есть, то ли их нет. Уж слишком много их обозначено. Фуры везде. Езда заключается исключительно в обгоне фур. В общем, ремонт, обгоны, фуры. Потеряли в простоях больше двух часов. Ехали до 0:30. Проехали 1021 км.
13.06. Подъём в 6:00, завтрак, поехали. Температура +14. До 12:30 дождь, после дождя солнце, +30, жарища. Вся Новосибирская область в радарах.
Такие необычные — в виде урн для мусора, серые со стеклянным окошком. Ну, везде стоят. Плюс знаки ограничения скорости, плюс мужики с треногами возле машин. Ерунда какая-то. Ехали до 2:00. Пробег 1325 км.
14.06. Сегодня у нас Уральские горы. Очень впечатляет. По перевалам много базарчиков с местными сувенирами. В основном из металла: самовары, чайники, мангалы, шампуры, но особенно ножи. Там же Златоуст, хотели заехать, но не получилось. Ножи охотничьи, хозяйственные, сувенирные. Конечно, парочку приобрели. В предгорье продажа меда. Вдоль дороги, вглубь леса, видны пасеки. Встретили бывшего владивостокца Виталия. Он на пенсии, занимается медом. Пообещали заехать на обратном пути, но возвращались через Москву, встреча не состоялась. 23:00 привал. Пробег 1153 км.
Недалеко от места встречи с пасечником Виталием.
15.06. Выехали в шесть утра. Сегодня должны приехать на наш первый объект путешествия. Это Воронежская область, город Павловск.
От Сызрани хотели ехать через Пензу и затем на юг, но навигатор повел сразу на юг, вдоль Волги на Саратов. Все основные потоки машин, в том числе наши любимые фуры, пошли на Пензу, а мы, слепо веря навигатору, вдоль Волги. Проехали километров 20-25, дорога никакая, машин толком нет, фур тем более, нас гложут сомнения — туда ли вообще мы едем? Хотели даже развернуться, но тут — о чудо! Появился асфальт. Да непростой, а отличный. Дорога хоть и 2-полостная, но машин нет, местность равнинная, и это всё продолжалось примерно 300 км до Саратова. Всё по уму: разметка, камеры. Не дорога, а одно наслаждение ездой. Спасибо навигатору. Такой маленький, а всё знает.
Путь лежал вдоль Волги. Да, река шикарная. Наши реки: Амур, Енисей, Обь — большие, сильные, но Волга совсем другая. Такая, как в песне поётся, именно величавая, спокойная, широкая. Точно, Волга-матушка. Очень впечатлила. От Саратова повернули направо на Балашов и через местные уютные деревни, типа Хопёр, Старый Хопёр и другие в 15:30 приехали к первой нашей цели — небольшой город Павловск. Владивосток — Павловск 9670 км.
Здесь на пенсии обосновался брат жены (бывший магаданец). Радушные и гостеприимные люди. До 20.06. наслаждались отдыхом в Павловске. Купались на Дону. Река неширокая, но судоходная. Дон тихий. Монастыри, вырубленные в известковых горах. 4 этажа вниз и выход на берег Дона. Есть что посмотреть. Ели черешню, клубнику, ранние арбузы. Пили местное вино. Очень даже неплохо провели время. И отдельно о погоде: солнце, температура + 30-36 — ну очень жарко.
Женский монастырь в известковых горах.
20.06. В 8:00 выехали из Павловска на юг, в Ростовскую область и через 350 км приехали в город Белая Калитва. Здесь живёт мой дядя, двоюродные братья и сестра.
С тетушкой Татьяной Федоровной.
Со всеми повстречались, пообщались. Дядюшка, бывший геолог, хоть и болеет (79 лет), но такой бодрый, каждое утро на рыбалку, благо река от его дома в ста метрах — Северский Донец. Съездили в шахтерский поселок Чапаевск, там моя тетушка, ей 82 года, и она одна держит хозяйство, разводит каких-то эксклюзивных курочек, поёт в хоре. Ладно, пообщались, отметились и поехали смотреть Крым.
Выехали из Белой Калитвы в 5:40. Через 200 км перед Краснодарским краем — платная дорога. Проехали по этой дороге на 400 рублей. Навигатор повёл по окраинам, но в этот раз мы его не послушались и поехали через Краснодар, пробираясь по пробкам больше часа. Перед мостом в Крым залили полный бак бензина. Вот и мост. Мост длинный, но низкий. Для тех людей, которые больших мостов не видели — это интересно, но у нас и свои немаленькие, так что мост как мост. Но это наше личное мнение. В Крыму дороги хорошие, жаловаться не на что. Проскочили через Феодосию, Симферополь до Севастополя. По Севастополю прокатились с обзорной экскурсией и через Инкерманн выкатились в сторону Ялты. Да, заезжали в Бахчисарай. Такой старый интересный город. Улочки узкие, дома и дворики старинные. Очень своеобразный. На спуске к Ялте сделали привал на ночевку.
Самый длинный троллейбусный маршрут.
Проехали 1090 км.
Утром двинулись дальше по южному побережью Крыма. Доехали до Судака и там «бросили якорь». Сняли недорогой номер на первом этаже гостиницы, как оказалось, там все дома-гостиницы. Цена 2000 руб сутки. Санузел, умывальник, телевизор. Душ в 3 метрах от номера на этаже. Нас всё устраивает. Море в 10 минутах ходьбы, вода тёплая, чистая, но только очень жарко. Купались по утрам и после 17 часов. Для отдыхающих изобилие всего. Помимо столовых и кафе множество шашлычных, казанов с пловом, фрукты, вино. Рай для чревоугодников. Купались в стороне от центрального пляжа, на котором плотность отдыхающих такая, что «яблоку не упасть», там народ со всей страны. Интересно общаться.
Вот приехали, посмотрели Чёрное море. Всё нормально, всё понравилось, но ведь нам есть с чем сравнивать. Наше Японское море, наша природа Приморья, для нас лично, ничуть не хуже. Ладно, пора обратно в Павловск. Да, чуть не забыл — отступление о запахах Крыма. Когда едешь по крымской степи или по горам полуострова, тебя окружают очень необычные запахи местных трав. Такие запахи не встречаются больше нигде.
Из Судака выехали пораньше в 5:30 в надежде к вечеру приехать в Павловск, но летом на юге быстро не покатаешься. Только в районе Ростова-на-Дону в пробке потеряли три часа + два часа на трассе (ремонты, большой трафик, обочечники). Приехали в час ночи. В общем, всем тяжело на юге летом. Николай сидел, ждал нас у ворот.
Астраханский арбуз — замечательный на вкус.
Через три дня из Павловска выдвинулись в район Москвы. К обеду приехали в Подольск. От Павловска 300 км платной дороги, естественно, очень хорошей, да и дальше неплохая. В Подольске живёт моя троюродная сестра. Посмотрели местные достопримечательности (их там не так уж и много, а точнее две. Это церковь, рядом с усадьбой Голицина, которую он сам и построил, долго не мог узаконить у церковников, и только когда к власти пришёл Пётр Первый, своим указом узаконил её. Церковь больше похожа на католический собор. Вторая достопримечательность — новые городские бани типа Сандуновских в Москве. Это всё на любителя, а так Подольск небольшой, уютный городок.
Пообщались, переночевали и утром дальше по Подмосковью в Пушкино. Расстояния небольшие, московские кольцевые дороги, но плотно, долго и небыстро. Вот тебе и МКАД.
В Пушкино остановились у тетушки Тамары Ивановны и оттуда осматривали Москву. Садились на автобус (он напротив дома) и через 50 минут были в районе метро ВДНХ. Осмотр ВДНХ, Кремль, центр, музеи, обзорные экскурсии по городу. В Парк Патриот, в Кубинку поехали на своём авто. Дорога 110 км по МКАДу, который еле едет. Но ни о чём не жалеем. Столица — мать городов русских.
Это всё с экспозиции «Гараж особого назначения».
Регата на реке Серебрянка в Пушкино.
Новодевичий монастырь. Башня Софьи.
Всё соответствует. Но хорошего помаленьку. Время отпуска кончается, что хотели — мы посмотрели, со всеми родственниками пообщались, пора домой.
Из Пушкино поехали через Нижегородскую область, Татарстан до Уфы, а там по старой схеме — домой. Дорога обратная как-то всегда спокойнее, чем из дома к цели. Впереди тебя уже ничего не ждёт, как только встреча дома. Что-то вспоминается, о чём забыл написать. Например, летающих над полями коршунов или соколов. Их очень много на юге, а ближе к Уралу появляются такие большие, наверное, орлы или орланы. Едешь и наблюдаешь за ними. Интересное зрелище. Вспоминаются аварии. Перевёрнутая фура с казахскими номерами, полная лука, лежащая вверх колесами в Амурской области, и ещё три фуры, вылетевшие с дороги на поворотах, но оставшиеся на колёсах, в европейской части страны. Дорога до Иркутска вся в пробках из-за ремонтов, со знаками ограничения скорости, со множеством радаров. Ночная езда от Иркутска по байкальскому серпантину и перевалам до Слюдянки до двух часов ночи.
Канск. Место очередной ночевки.
В «Омульке» хотели взять копчёного омуля, но, как объяснил продавец, в это время его не ловили. Продавали копчёную чехонь, пелядь, ряпушку. Купили, поели. На любителя. Мы привыкли к морской рыбе.
По Бурятии и Забайкалью дороги так себе, много ремонта, но езда спокойнее — меньше машин и, главное, меньше фур. После Читы за перекрёстком на Шилку опять пошли волны, сплошные перевалы, после Могочи ещё хуже и так до Амурской области.
Но зато какие вокруг просторы. Едешь день, второй и как бы не замечаешь, что тебя окружает. А вокруг до горизонта пустынная дорога, влево и вправо бескрайние зелёные луга, затем пейзаж меняется на леса, затем опять луга, горы. Думается, провезти какого-нибудь товарища из Швейцарии или какой-нибудь другой маленькой страны из Европы с их альпийскими лугами и маркированными коровками, так у них просто мозг разбежится, не выдержит таких видов. Это же какие просторы, масштабы грандиозные. А если на Север, за Якутском, где за два-три часа езды может не встретится ни одной машины. А люди живут, и всё это наше. Конечно, нас они не любят и боятся. Собрать такие земли в одну страну и существовать до сих пор. Это надо иметь такой народ, такой характер — не каждой нации дано.
На небо хоть не смотри, такие красивые облака. Во Владивостоке редко такие встречаются. Море, побережье. Вот и Неверская развязка. Амурская область. Дороги, трафик — всё хорошо, но езда утомляет однообразием, так как скорость незаметно быстро набирается (равнина, хороший асфальт, нет поворотов). Жара, солнце. Тень, если попадёшь под облако, но это ненадолго. От Неверской развязки в сторону Приморья на 430 км всего три харчевни, но затем с увеличением количества населённых пунктов на трассе число их растёт. Места уже все знакомые. Столовые хорошие на Зее, кафе «У Коляна», в Шмаковке. Дороги всё те же, объезды те же, ремонты, скоростные участки всё повторяется.
21.07 в 18:00 мы дома. Всё по плану, всё понравилось.
Итоги: проехали 23120 км.
Бензин: 1490 литров на 70 тысяч рублей.
Еда: 27400 рублей.
Остальные траты 53100 рублей.
Расход 6,5 литров на 100 км — порадовал.
Колёса не прокалывали, штраф пришёл один с Ростовской области за превышение.
Претензий к авто нет.
Автор: Сантос Прим (Сантос Приморский)