|
Прежде чем непосредственно рассказать о нашей самой первой поездке в далёком 2007 г. из Санкт-Петербурга в Москву на малютке Оке (СеАЗ-11113) позволю себе рассказать читателям о не менее интересной поездке наших Родителей в ещё более далёком 1960 г. на Москвиче-401 в Крым.
Описание этого автопутешествия Родителей необходимо начать с небольшой характеристики «железного коня», т.е. автомобиля, на котором они совершали первые свои дальние поездки в начальный период совместной жизни. Зимой 1958 г., буквально через месяц после моего рождения, они приобрели свой первый автомобиль — б/ушный Москвич-401 (фото 1), как я помню, голубого цвета, который целых 8 лет возил их по просторам нашей Родины, «набежав» за это время 47000 км.
Москвич-401 — первая машина Родителей.
Кто-то скажет, что это совсем небольшой пробег за 8 лет. Я сам на современном автомобиле за год проезжаю 16000-17000 км; недавно ехал в такси, водитель которого за 5 лет «намотал» 278000 км. Но тут следует учитывать, что, во-первых, зимой родители не ездили — кто знает, тот поймёт, что старые автомобили требовали особого «зимнего ухода» — ежедневной замены охлаждающей жидкости (воды), прогрева двигателя, у них не было специальной зимней резины и т.д. Во-вторых, особой необходимости в использовании машины в это время года у родителей не было — работа была рядом с домом. В-третьих, в конце 50-х начале 60-х годов дороги были «будь здоров» (как пример, фото 2). Я сам помню, как в году 1963 г. мы поехали к бабушке и дедушке в г. Алексин Тульской области. Симферопольская трасса (т.е., нынешняя автодорога М 2 «Москва — Белгород») была в приличном состоянии — неширокая двухполосная, но асфальтированная, но стоило свернуть «вбок» по направлению к Алексину, дорога превращалась в узкую, мощенную булыжником, сильно петляющую «магистраль». Какие уж тут скорости и комфорт передвижения! Кстати, в этой поездке и именно на этой дороге, я впервые «сел» за руль автомобиля. Отец посадил меня на колени, сам нажимал на педали, а я крутил руль. Впечатления незабываемые, и этот эпизод врезался в память на всю жизнь! Может, еще и поэтому к Москвичу-401 у меня особые чувства!
Дороги России в 60-х гг. ХХ века.
Удивительно другое. Как на таких дорогах машины «выдерживали» столь длительное использование. Вот что значит, машины любили, досконально знали, сами обслуживали и старались их «жалеть».
Но я отвлекся от основной темы!
По воспоминаниям папы, первое крупное путешествие на автомобиле (именно на вышеназванном Москвиче-401) они совершили из южного Подмосковья (с. Богословское Тульской области) в Крым, летом 1960 г. Поехали не одни, а двумя экипажами — с коллегами по работе Соловьёвыми (которые, кстати, и продали родителям Москвич, купив, по-моему, Волгу ГАЗ-21). Меня, по малости лет (а было мне тогда 1,5 года) оставили дома с бабушкой. Осталась буквально одна фотография от той поездки, которые я привожу ниже.
В подписи к первой фотографии папа писал: «Памятник воинам, павшим при штурме Сапун-горы, г. Севастополь. Справа мы с Тоней (моя мама, прабабушка Даши Кучеренко), левее Соловьёвы с родственниками.
Помимо фотографии у папы приведено очень краткое описание поездки: «Жили в автомашине «Москвич-401» на автостоянке в г. Мисхоре (да, да, ночевали и «жили» в автомашине! Нам, современным людям, «избалованным» звёздочными Отелями это не понять! — авт.). Купались в Чёрном море. С этой стоянки делали автовылазки в гг. Севастополь, Симферополь, Бахчисарай, на перевал «Байдарские ворота» и др.».
Фото салона Москвич-401 (из Интернета).
Но, как я помню из рассказов родителей, впечатления от той поездки у них остались незабываемые.
Ну, а теперь к нашей поездке в 2007 году.
Интересно, как со временем меняются не только окружающие нас вещи, но и представления о наших возможностях. В начале второго десятилетия 21-го века (2021 год) мы вспоминаем, как радовались ещё лет 15-16 назад (начало 2000-х годов!) первой (для нашей семьи!) автомашине «Ока» (фото 1), возможностям, которые она нам открывала в путешествиях «по городам и весям» нашей страны. С высоты прошедших лет подумалось — а смогли бы мы совершить сегодня хотя бы малую часть «дальнобойных» поездок на «Оке». Думаю, что вряд ли — слишком сильно всё изменилось — люди, дороги, машины и т.д. И откровенно говоря (без ложной скромности!) — отчаянные мы были в молодости (как, кстати, и наши родители — вспоминаем их первые поездки на Москвиче-401 — в Крым, Прибалтику и др.), раз не боялись совершать дальние поездки на такой машине всей семьёй, с маленькими детьми!
Но обо всём по порядку.
Наша «Ока» — первая машина нашей семьи.
На фото (слева-направо — Ксения Мелехина, старшая дочь; Катя Мелехина (Кучеренко) — младшая; Наталья Мелехина — супруга и «финансовый глава» семьи).
В 2003 году, ныне покойный, Отец — Мелехин Авенир Витальевич, как участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Ветеран труда, бесплатно получил от Собеса автомобиль ВАЗ (точнее СеАЗ)-11113 «Ока». Можно было, заплатив 40000 рублей, взять вместо Оки, ВАЗ-2106 «Жигули», но по каким-то причинам Отец от такого варианта отказался.
Чувствуя уже свой возраст (а было ему уже 76 лет!), он практически сразу от регулярных поездок на этой машине отказался, оформив Генеральную доверенность на меня — старшего сына Виталия. Тем не менее, небольшие поездки на дачу в Ваганово (о чём говорит фото в первой главе!) и встречу внучек Ксении и Екатерины из лицея, он выполнял. Ну, а я же, пользуясь случаем (естественно, с его разрешения) брал машину для поездок, и всей семьёй, и в «гордом одиночестве». В одну из таких поездок (Слава Богу, я был в машине один!) я попал в неприятную аварию, когда тяжелый грузовик «ударил меня» в правый бок! Вся правая сторона машины оказалась разбита! Но ехать машина могла сама, и, поэтому я вернулся домой, всё рассказал Отцу. Слава Богу, он сильно меня не ругал (видимо, переживая внутри себя!). Машину же мы восстановили, практически в первоначальном виде! Я же стал ездить осторожнее, приобретя определённый опыт поездок за рулём, в том числе по городу (Санкт-Петербургу).
И уже на восстановленной машине мы с семьей совершали поездки по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, объехав множество интересных мест. К большому сожалению, формат книги не позволяет привести множество фотографий тех поездок! Как пример, несколько фотографий поездок в Петергоф и на берег р. Нева у пос. Островки.
В 2006 году, неожиданно для всех, Отец скончался от сердечного приступа. К этому времени срок действия Генеральной доверенности на машину ещё не истек. Поэтому мы продолжали пользоваться «Окой», совершая небольшие поездки. По истечении полугода мы уже полноправно вступили в наследство, переоформив машину на себя.
В 2007 году мы «неожиданно» решили съездить на машине в Столицу нашей Родины — Москву. Тем более, до этого никто из наших детей там не были. В один из тёплых августовских дней мы собрали вещи, необходимые в дороге, и отправились в путь.
Багажник у Оки маленький, естественно, все вещи туда не поместились, поэтому часть вещей разместили прямо в салоне машины, под ногами у детей — неудобно, конечно, но что делать, надо как-то «выкручиваться». Чуть забегая вперёд, в последующих поездках (кроме поездки 2010 г. ещё на Оке!) на более современных автомобилях (об этом в последующих главах!) мы все свои вещи старались разместить только в багажниках машин, нисколько не загромождая их салоны.
Итак — в путь! Первую небольшую остановку от дома (г. Всеволожск Ленинградской области) мы сделали в г. Тосно Ленинградской области (примерно 86 км от дома). Возникает вопрос — а почему так быстро и близко? Тут следует учесть несколько обстоятельств: во-первых, в 2007 г. не было КАД (кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга) и все поездки приходилось совершать через город с его пробками и светофорами, определённым «напряжением» для водителя и пассажиров; естественно, не было скоростной и удобной М 11 «Нева», значительно ускоряющей и облегчающей поездки. Во-вторых, откровенно говоря, Ока всё-таки «тесноватая» машина для четверых и необходимо было чаще чем обычно останавливаться и «разминать» ноги, и, в-третьих, необходимо было «закупить» некоторый запас продуктов в дорогу.
Дорога на выезде из Великого Новгорода.
Это где-то между Петербургом и Москвой.
К большому сожалению, большого числа фотографий дороги туда, да и практически обратно мы не делали. Отчасти это объясняется отсутствием мобильных телефонов в то время, очень удобных для оперативного фотографирования, а наличием только цифрового фотоаппарата, крайне неудобного для фотографирования в дороге. Хотя в последующих поездках мы «умудрялись» использовать этот фотоаппарат для фотографирования дорог прямо из машины.
Далее уже без остановки мы проехали до места нашего ночлега — г. Валдай Новгородской области. По времени это заняло примерно 5-6 часов дороги от дома.
Экономя денежки (да и по старой памяти из опыта автопутешествий с родителями) остановились на ночлег в общежитии Валдайского совхоза-техникума. Причем директор в разговоре предложил вариант подешевле и подороже. Выбрали подешевле, но затем пожалели об этом. Комната оказалась «не очень» — на первом этаже, угловая, холодная, да ещё и ночью или мыши, или зверьки «покрупнее» шуршали (правда нас не трогали!). В общем, один раз после дороги переспать можно, но не более одной ночи.
Утром отправились дальше. Конечная цель была доехать до Москвы. Повторюсь, в то время (2007 г.) дорога от Санкт-Петербурга до Москвы была единственная — М 10 «Россия», и уже тогда она испытывала большие «перегрузки». Яркий тому пример: немного не доезжая до Москвы (примерно в районе пос. Чёрная Грязь) мы «упёрлись» в хвост громадной пробки и далее до самой Москвы и даже внутри МКАД (по Ленинградскому шоссе) «ползли» со скоростью пешехода. Это сильно утомляло. Дети устали. И мало того, «закапризничала» наша Ока. Вышел из строя вентилятор системы охлаждения двигателя, и мотор стал перегреваться! Поскольку оставалось ехать совсем чуть-чуть и в полевых условиях ремонт решили не делать, мы потихонечку поползли до места назначения. А на улице была летняя жара (август месяц). Двигатель грелся нещадно. Приходилось часто останавливаться. В районе Химок, чтобы быстрее охладить мотор, не только поднимали капот, но и клали на мотор мокрую тряпку. Вот так, с частыми остановками доехали до Москвы и остановились на ночлег.
На следующий день на частной СТО отремонтировали машину — как оказалось, причина выхода вентилятора из строя оказалась банально проста — всего-навсего перегорел предохранитель, отвечающий за работу вентилятора. Вот что значит, у меня в то время не было опыта практического «общения» с машиной. Кстати, Ока и в последующем «подбрасывала» немало «сюрпризов» в самый неподходящий момент (об этом чуть позже, в последующих главах). Забегая вперед, скажу, что начиная с 2011 года у нас для автопутешествий использовались иномарки и ни одна из них не «подводила», как это было с Окой. Справедливости ради надо отметить, что неисправности Оки не носили «глобальный», катастрофический характер и устранялись достаточно быстро.
В последующие дни мы посетили многие достопримечательные места г. Москвы — Красную площадь, Воробьёвы горы, Храм Христа Спасителя и др. Передвигались по городу на машине, хотя уже тогда пробки «донимали» и отнимали драгоценное время. В то же время, по деньгам такой способ передвижения для четырёх человек представлялся наиболее экономным.
Запомнился оригинальный случай. Решили мы на «Оке» «прохватить» по Кутузовскому проспекту и Рублевскому шоссе. Экстрим был еще тот. Кругом нас «крутые черные иномарки», и мы, как инопланетяне, на своей белой «Оке»! Но что необычно, гаишникам мы были совсем неинтересны. Ни разу за всю дорогу туда и обратно нас никто не остановил, хотя на трассе, да и в городе их хватало с избытком.
Обратная дорога протекала без происшествий, и мы довольные вернулись домой. Таким образом, был заложен первый «кирпичик» наших последующих поездок по интересным и достопримечательным местам Великой России. Опыт показал, что при желании можно (и нужно!) путешествовать на любой машине, открывая для себя новые и неизведанные места.