|
Приветствую всех читателей, это мой первый отзыв о путешествии. Читаю уже больше 10 лет, а написать самому как-то не доходили руки.
Идеей поездки в Горный Алтай, заболел летом 2020 года. Много читал отзывов, посмотрел кучу фотографий Горного Алтая. Составил свой топ мест для посещения.
В первую пятерку попали:
Ближе к весне 2021 года я стал понимать, что моя машина совершенно не в том состоянии, чтобы покорять труднодоступные места. Тут бы в принципе доехать до Горного Алтая без поломок, от Екатеринбурга до Горно-Алтайска 2000 км. Было принято решение — еду без машины.
И вот начало отпуска, я в поезде, где наконец-то можно выспаться! Из Барнаула до Горно-Алтайска доехал на автобусе. Впервые я решил попробовать каучсерфинг, заранее списался с хостом в Горно-Алтайске, и меня там ждали. От хоста я получил даже больше, чем ожидал — приятные знакомства, гостеприимство хозяев и прочие радости.
На следующий день у меня было день рождения, поэтому решил не напрягаться и побродить по городу. Горно-Алтайск мне понравился сразу. Расположен он в окружении гор, куда ни посмотришь — горы! Посетил Национальный музей, особенно понравилось рассматривать макет Горного Алтая. Я уже примерно представлял, где мне удастся побывать, поэтому интересно было посмотреть на рельефе эти места.
Для знакомства с городом я решил взять велосипед в прокат. В прокате мне предложили подняться в гору Тугая, что находится в самом городе. Поскольку я всё равно туда собирался, то решил принять совет. Зря! Большую часть подъема в гору я шёл и вёл велосипед. Даже автобусы с трудом забираются в этот подъем на первой передаче. Наверняка есть терминаторы, которые легко заедут в эту гору, но, увы, не я. Вид с горы прекрасен, город как на ладони. Обратно с ветерком, но на тормозах.
Вечером отметили день рождения, и нарисовался более детальный план моего дальнейшего передвижения. На самолете в Кош-Агач, далее автостоп (или за приемлемые деньги) до Акташа. Далее до перевала Кату-Ярык и от него к южному берегу Телецкого озера. С южного берега на северный на катере и обратно в Горно-Алтайск.
До самолета у меня было два дня, и я решил съездить в какое-нибудь популярное туристическое место. Поскольку очень уж хотелось попасть скорее на Телецкое озеро, то решил ехать в Артыбаш. По идее зря, ведь я там окажусь еще раз, надо было в Чемал ехать. Дорога до Артыбаша с кучей ремонтов и реверсивного движения. Добрался я часам к 16, заселился в гостевой дом, который нашел на сайте объявлений. Хотелось подняться на подъемнике на гору Кокуя, но нужно было успеть до закрытия в 18:00.
До ГЛК из поселка 5 км, местные таксисты запросили 600 рублей — не наш вариант. Вышел на дорогу и стал ловить попутную машину. Остановилась первая же машина с парой лет 50. Они тоже ехали на подъемник, и искали дорогу. Я, который дорогу знаю только по картам, с радостью решил показывать путь. К слову, вернулся тоже с ними. Денег с меня не взяли. Подъем стоит 500 руб. Виды с горы отличные, видно Телецкое озеро, поселок Артыбаш и, конечно же, горы, горы, горы.
Вечером взял вина и сидел на берегу озера. Это вид с балкона в гостевом доме. Хотел искупаться, но ночная температура +16 как-то не настраивала на купания.
На следующий день был куплен билет на теплоход «Пионер Алтая». Хотелось именно неспешного движения, чтобы насладиться видами. Из минусов — толпа пассажиров на стоянках у водопадов. Но я не из тех, кто залезает под сам водопад в поиске лучших кадров. Все лучшие кадры есть в интернете, а мне на память и с толпой сойдет. И даже в этой толпе мне было уютно, и место постоять одному всегда было.
Это именно то, что я хотел увидеть — горы, покрытые облаками! За эти пять часов, пока шел теплоход, было и солнечно, и легкая морось.
В Горно-Алтайск на автобусе уехать не так просто — билеты не купить, автобус просто ждать на конечной. А когда он придет — непонятно из-за ремонтов. Но с конечной можно поехать с таксистами, которые привезли пассажиров в поселок и обратно едут порожняком. С одним из таких таксистов я и уехал. Цена как и на автобус — 500 рублей.
Наутро меня ждал самолет в Кош-Агач. Почему я выбрал самолет? Во-первых, я никогда не летал на самолете. Да, я тот человек, который до 36 лет не летал на самолете! Во-вторых, виды сверху. Хотелось посмотреть на Горный Алтай с высоты. Ну и, в-третьих, время. Час полета или 10 часов на автобусе. Да, я не проехался по Чуйскому тракту, придется вернуться и желательно на своей машине.
Вот такой самолетик на 19 мест. Как оказалось, их собирают у нас в Екатеринбурге, на Уральском заводе гражданской авиации. Почему-то многие, даже местные, не знают об этих маршрутах.
Итак, я в Кош-Агаче. Транзитом. 10 утра. В центре поселка была найдена стоянка таксистов, один из них был готов довезти до Акташа за 500 руб. Я так понял, он собирал людей по блаблакару до Горно-Алтайска и промежуточных поселков. Заехали за одной женщиной, потом за мужчиной. Со всеми он предварительно созванивался. Последнюю женщину в Курае ждали минут 20, но там было на что посмотреть, поэтому ожидание пролетело незаметно.
До Акташа добрался примерно к 12 часам. Моя теория, что вся движуха в поселках происходит возле универсама «Мария РА», подтвердилась. Взял огромных пирожков за 30 рублей и нашел УАЗик, который собирается на ретранслятор. Дорога наверх, конечно, убитая, на своей машине я бы там точно не проехал. Но доступна любому внедорожнику и даже паркетнику при условии, что водитель опытный.
На вершине лежит снег. Полепить снег в конце июля это здорово. Пока спускались, поговорил с водителем, расспрашивал его, какие есть бюджетные варианты доехать до перевала Кату-Ярык, ну или хотя бы до Улагана. Водитель озвучил ценники местных таксистов — 14000 до перевала, 16000 со спуском в долину. Это нормальный ценник в рамках экскурсии для группы, но не для меня. Высадив там же у «Марии РА», водитель пожелал удачи, и я отправился в дальнейший путь. Время 16:30. План был добраться до Улагана и переночевать в какой-нибудь гостинице.
Как только прошел границу поселка Акташ, пошел дождь. Прошагав так около 2 км, я как-то приуныл. До Улагана около 50 км, на часах 17 вечера, я мокрый, хоть и в дождевике. Гром, молнии… Начал смотреть в гугл картах телефоны турбаз, благо карты загрузил, пока был интернет. Первый звонок — 1500 за ночь, второй и третий — 2000. А я как-то решил, что платить за ночлег буду не больше 1000. Пройдя еще полчаса под дождем, я уже был готов остаться за 1500, но эту турбазу я уже прошел и возвращаться назад не хотелось. Остается идти вперед. Решил дойти до Красных ворот и уже оттуда начать ловить попутки. Во-первых, многие едут именно до этой достопримечательности, разворачиваются и едут обратно. Во-вторых, самому хотелось задержаться в этом месте.
К моменту как я дошел до Красных ворот, дождь практически прекратился. Встав у моста, где машины в любом случае притормаживают, стал ловить проезжающие машины. Подобрали меня два алтайца на УАЗике, но наш совместный путь был недолог — до озера Чейбеккёль. По пути они мне рассказали, что на дне озера лежит автолавка с водкой. Сколько горечи было в их рассказе! Говорят, местные даже интересовались, сколько будут стоить услуги водолаза, но выходило дороже, чем стоимость самой водки. За озером они свернули с дороги, а я продолжил голосовать на обочине. Остановился микроавтобус, опять же с двумя алтайцами на борту. С ними я и доехал до Улагана. Кстати, заметил, после вопросов, как тебя зовут и откуда ты, следует вопрос — кем ты работаешь? По пути они взяли на веревку своего знакомого, который сломался. Интересно, что на веревке они его поднимали в гору, с горы же он ехал своим ходом. И когда накатом уже ехать не получалось, опять цепляли на веревку.
В Улагане созвонился с гостиницей, 800 рублей за койко-место в двухместном номере, или весь номер за 1600. Я готов был упасть и сразу уснуть, поэтому возможность подселения меня не пугала. Утром ждала неприятность — отключили электричество, а значит не работают туалет и душ. Ну что ж…
Посмотрел на карте, где находится «Мария Ра», и отправился туда пополнить провизию. По плану, я должен был выйти за пределы Улагана, найти красивое место и сесть завтракать. Но удача мне улыбнулась — водитель, который вчера возил меня на ретранслятор, вез группу до Кату-Ярык. Он меня сам узнал, остановился и сказал, чтобы я залезал в машину. Вот это встреча! Группа состояла из молодых парней и девушек, они ехали до водопада Куркуре. Что я должен за проезд, водитель сказал договариваться с ребятами. Как они сказали, нам хватит и спасибо. По пути несколько остановок в живописных местах, и вот он — перевал Кату-Ярык. Сколько я смотрел на него в интернете: фотографии, видео спусков. И все равно, когда видишь это сам, очень впечатляет! Вообще, интересно, достаточно подробно изучив все в интернете, ты попадаешь в знакомое место впервые.
На фото выше как раз группа ребят, с которыми я ехал. Спасибо вам еще раз, если увидите этот отчет.
Спустившись вниз, мы разошлись — ребята направо к водопаду, я налево к Телецкому озеру. Так удачно добравшись до перевала, я не хотел пока никаких попуток. Хотелось пройти по тому месту, которым я грезил последние полгода. Пройдя все турбазы, находящиеся возле перевала, вышел к реке Чулышман и тут решил устроить привал и собственно завтрак.
Несмотря на то, что идти жарко, в воду я не полез — холодная. Помочил ноги, голову, отдохнул и дальше в путь. По плану должен был дойти до турбаз в районе Каменных грибов, оттуда я хотел пойти на водопад Учар. Это около 35 км.
Туалет? Возможно, для пастухов.
Любуясь видами, я как-то незаметно прошел 20 км и понял, что вечереет, пора бы ловить попутку. Подбросить меня остановился водитель Камаза. При том сначала он проехал мимо меня, где-то развернулся и вернулся за мной. Вот так, в кузове Камаза я проехал 10 км.
Не доехав до цели около 5 км, водитель остановился у одной из турбаз, куда он вез продукты, видимо, своим родственникам. Сказал, что попьет с ними чаю и поедем дальше. Ну я тоже решил перекусить в кафешке. Но чаепитие затянулось, прошел час, а мы по-прежнему никуда не едем. Решил, что оставшиеся 5 км пройду пешком. Попрощался с водителем и пошел дальше. К 20 я дошел-таки до места, откуда можно на следующий день пойти на водопад. Свернул к первой турбазе. Еще одно наблюдение — если ищешь хозяев базы, смотри, где стоит УАЗик. Хозяйка базы сказала, что за человека она берет 700 руб., но селить меня одного в 3-местный домик, ей невыгодно — вдруг кто-то приедет. Повела меня к соседней базе, которую строят её родственники, они-то меня должны взять. По пути поговорили, куда я иду, откуда. Родственники меня приняли. Я был единственным гостем у них. Предложили баню, сначала за 1000 рублей по общему прайсу, потом решили скинуть половину, на что я согласился. Душа у них пока нет, общей кухни тоже. Как вы понимаете, мне нужно было только помыться и упасть спать, так что опять же меня устроило. Плохо, что я за эти 25 км пешком, стер ногу. Поход на Учар стал под вопросом, все-таки 16 км…
Утром я понял, что не готов идти с мозолью к водопаду. Тут бы до южного берега «доползти», до которого примерно 50 км… По пути я замерял, за сколько я прохожу один км — если вчера за 12 минут, то сегодня за 15. Т.е. моя скорость упала с 5 км/час до 4 км/час. Решил сразу тормозить все проезжающие машины, но и машин стало меньше, и желающих подбросить не наблюдалось. Через 4 км остановился УАЗик с хозяйкой базы за рулем, с которой мы общались вчера. Она меня довезла до поселка Коо. Немного, но все вперёд.
Заметил, что, когда дорога идет не возле реки, идти как-то труднее. Поэтому каждый раз радовался, когда пути дороги и реки совпадали. После 5 км пути остановилась пара около 40 лет, на пикапе Исудзу. Они тоже ехали посмотреть на южный берег и взяли меня. Поговорили немного о политике, доехали до поселка Балыкча.
Поселок с обеих сторон закрыт забором, чтобы коровы и лошади не разбегались. На въезде нам встретился пьяный алтаец, который предложил открыть ворота за вознаграждение. В самом поселке тоже было ощущение, что все пьяные. Оказалось, в этот день были похороны одного из местных жителей, так что возможно, что нам и не показалось. И вот мы на берегу Телецкого озера. Опять же забавно было, что вот я читал про засаду, где многие зарываются в песок при попытке преодолеть мелкую речушку — и вот оно это место. И я не рекомендую водителю туда заезжать, тем более они только посмотреть и обратно на турбазу, где остановились.
На берегу увидел катер, подошел спросить, за сколько отсюда можно добраться до северного берега. Как и писали в интернете, 1500 рублей. Я ведь не писал, что все это время я таскал с собой палатку. Просто, если есть вариант остановиться в комфорте, я выбирал комфорт. Я не походник, а палатку брал на всякий случай, если нужда заставит спать посреди поля. Но что же — я зря её все время носил?! Решено, что на берегу я буду спать в палатке.
Утром, собрав все вещи, пошел к базе, где останавливаются катера. Как раз подъехали первые два, они забирали группу, и как раз было одно свободное место. По пути заехали на водопад Корбу, но я там уже был с теплоходом «Пионер Алтая», поэтому позавтракал в кафешке, пока другие ходили. Капитан рассказывал интересные факты, останавливались возле водопадов, которые можно только с воды посмотреть, возле острова Любви. Взял он с меня, кстати, 1000 рублей. Ну, а с северного берега уже знакомая дорога до Горно-Алтайска с очередным таксистом, к уже знакомому хосту, где можно отдохнуть перед дорогой к дому…