Неавтомобильное путешествие по Алтаю

24.08.2021 | 13615 просмотров

Приветствую всех читателей, это мой первый отзыв о путешествии. Читаю уже больше 10 лет, а написать самому как-то не доходили руки.

Идеей поездки в Горный Алтай, заболел летом 2020 года. Много читал отзывов, посмотрел кучу фотографий Горного Алтая. Составил свой топ мест для посещения.

В первую пятерку попали:

1. Перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман
  2. Телецкое озеро
  3. Акташский ретранслятор
  4. Мультинские озера
  5. Каракольские озера

Ближе к весне 2021 года я стал понимать, что моя машина совершенно не в том состоянии, чтобы покорять труднодоступные места. Тут бы в принципе доехать до Горного Алтая без поломок, от Екатеринбурга до Горно-Алтайска 2000 км. Было принято решение — еду без машины.

И вот начало отпуска, я в поезде, где наконец-то можно выспаться! Из Барнаула до Горно-Алтайска доехал на автобусе. Впервые я решил попробовать каучсерфинг, заранее списался с хостом в Горно-Алтайске, и меня там ждали. От хоста я получил даже больше, чем ожидал — приятные знакомства, гостеприимство хозяев и прочие радости.

На следующий день у меня было день рождения, поэтому решил не напрягаться и побродить по городу. Горно-Алтайск мне понравился сразу. Расположен он в окружении гор, куда ни посмотришь — горы! Посетил Национальный музей, особенно понравилось рассматривать макет Горного Алтая. Я уже примерно представлял, где мне удастся побывать, поэтому интересно было посмотреть на рельефе эти места.

Для знакомства с городом я решил взять велосипед в прокат. В прокате мне предложили подняться в гору Тугая, что находится в самом городе. Поскольку я всё равно туда собирался, то решил принять совет. Зря! Большую часть подъема в гору я шёл и вёл велосипед. Даже автобусы с трудом забираются в этот подъем на первой передаче. Наверняка есть терминаторы, которые легко заедут в эту гору, но, увы, не я. Вид с горы прекрасен, город как на ладони. Обратно с ветерком, но на тормозах.

Вечером отметили день рождения, и нарисовался более детальный план моего дальнейшего передвижения. На самолете в Кош-Агач, далее автостоп (или за приемлемые деньги) до Акташа. Далее до перевала Кату-Ярык и от него к южному берегу Телецкого озера. С южного берега на северный на катере и обратно в Горно-Алтайск.

До самолета у меня было два дня, и я решил съездить в какое-нибудь популярное туристическое место. Поскольку очень уж хотелось попасть скорее на Телецкое озеро, то решил ехать в Артыбаш. По идее зря, ведь я там окажусь еще раз, надо было в Чемал ехать. Дорога до Артыбаша с кучей ремонтов и реверсивного движения. Добрался я часам к 16, заселился в гостевой дом, который нашел на сайте объявлений. Хотелось подняться на подъемнике на гору Кокуя, но нужно было успеть до закрытия в 18:00.

До ГЛК из поселка 5 км, местные таксисты запросили 600 рублей — не наш вариант. Вышел на дорогу и стал ловить попутную машину. Остановилась первая же машина с парой лет 50. Они тоже ехали на подъемник, и искали дорогу. Я, который дорогу знаю только по картам, с радостью решил показывать путь. К слову, вернулся тоже с ними. Денег с меня не взяли. Подъем стоит 500 руб. Виды с горы отличные, видно Телецкое озеро, поселок Артыбаш и, конечно же, горы, горы, горы.

Вечером взял вина и сидел на берегу озера. Это вид с балкона в гостевом доме. Хотел искупаться, но ночная температура +16 как-то не настраивала на купания.

На следующий день был куплен билет на теплоход «Пионер Алтая». Хотелось именно неспешного движения, чтобы насладиться видами. Из минусов — толпа пассажиров на стоянках у водопадов. Но я не из тех, кто залезает под сам водопад в поиске лучших кадров. Все лучшие кадры есть в интернете, а мне на память и с толпой сойдет. И даже в этой толпе мне было уютно, и место постоять одному всегда было.

Это именно то, что я хотел увидеть — горы, покрытые облаками! За эти пять часов, пока шел теплоход, было и солнечно, и легкая морось.

В Горно-Алтайск на автобусе уехать не так просто — билеты не купить, автобус просто ждать на конечной. А когда он придет — непонятно из-за ремонтов. Но с конечной можно поехать с таксистами, которые привезли пассажиров в поселок и обратно едут порожняком. С одним из таких таксистов я и уехал. Цена как и на автобус — 500 рублей.

Наутро меня ждал самолет в Кош-Агач. Почему я выбрал самолет? Во-первых, я никогда не летал на самолете. Да, я тот человек, который до 36 лет не летал на самолете! Во-вторых, виды сверху. Хотелось посмотреть на Горный Алтай с высоты. Ну и, в-третьих, время. Час полета или 10 часов на автобусе. Да, я не проехался по Чуйскому тракту, придется вернуться и желательно на своей машине.

Вот такой самолетик на 19 мест. Как оказалось, их собирают у нас в Екатеринбурге, на Уральском заводе гражданской авиации. Почему-то многие, даже местные, не знают об этих маршрутах.

Итак, я в Кош-Агаче. Транзитом. 10 утра. В центре поселка была найдена стоянка таксистов, один из них был готов довезти до Акташа за 500 руб. Я так понял, он собирал людей по блаблакару до Горно-Алтайска и промежуточных поселков. Заехали за одной женщиной, потом за мужчиной. Со всеми он предварительно созванивался. Последнюю женщину в Курае ждали минут 20, но там было на что посмотреть, поэтому ожидание пролетело незаметно.

До Акташа добрался примерно к 12 часам. Моя теория, что вся движуха в поселках происходит возле универсама «Мария РА», подтвердилась. Взял огромных пирожков за 30 рублей и нашел УАЗик, который собирается на ретранслятор. Дорога наверх, конечно, убитая, на своей машине я бы там точно не проехал. Но доступна любому внедорожнику и даже паркетнику при условии, что водитель опытный.

На вершине лежит снег. Полепить снег в конце июля это здорово. Пока спускались, поговорил с водителем, расспрашивал его, какие есть бюджетные варианты доехать до перевала Кату-Ярык, ну или хотя бы до Улагана. Водитель озвучил ценники местных таксистов — 14000 до перевала, 16000 со спуском в долину. Это нормальный ценник в рамках экскурсии для группы, но не для меня. Высадив там же у «Марии РА», водитель пожелал удачи, и я отправился в дальнейший путь. Время 16:30. План был добраться до Улагана и переночевать в какой-нибудь гостинице.

Как только прошел границу поселка Акташ, пошел дождь. Прошагав так около 2 км, я как-то приуныл. До Улагана около 50 км, на часах 17 вечера, я мокрый, хоть и в дождевике. Гром, молнии… Начал смотреть в гугл картах телефоны турбаз, благо карты загрузил, пока был интернет. Первый звонок — 1500 за ночь, второй и третий — 2000. А я как-то решил, что платить за ночлег буду не больше 1000. Пройдя еще полчаса под дождем, я уже был готов остаться за 1500, но эту турбазу я уже прошел и возвращаться назад не хотелось. Остается идти вперед. Решил дойти до Красных ворот и уже оттуда начать ловить попутки. Во-первых, многие едут именно до этой достопримечательности, разворачиваются и едут обратно. Во-вторых, самому хотелось задержаться в этом месте.

К моменту как я дошел до Красных ворот, дождь практически прекратился. Встав у моста, где машины в любом случае притормаживают, стал ловить проезжающие машины. Подобрали меня два алтайца на УАЗике, но наш совместный путь был недолог — до озера Чейбеккёль. По пути они мне рассказали, что на дне озера лежит автолавка с водкой. Сколько горечи было в их рассказе! Говорят, местные даже интересовались, сколько будут стоить услуги водолаза, но выходило дороже, чем стоимость самой водки. За озером они свернули с дороги, а я продолжил голосовать на обочине. Остановился микроавтобус, опять же с двумя алтайцами на борту. С ними я и доехал до Улагана. Кстати, заметил, после вопросов, как тебя зовут и откуда ты, следует вопрос — кем ты работаешь? По пути они взяли на веревку своего знакомого, который сломался. Интересно, что на веревке они его поднимали в гору, с горы же он ехал своим ходом. И когда накатом уже ехать не получалось, опять цепляли на веревку.

В Улагане созвонился с гостиницей, 800 рублей за койко-место в двухместном номере, или весь номер за 1600. Я готов был упасть и сразу уснуть, поэтому возможность подселения меня не пугала. Утром ждала неприятность — отключили электричество, а значит не работают туалет и душ. Ну что ж…

Посмотрел на карте, где находится «Мария Ра», и отправился туда пополнить провизию. По плану, я должен был выйти за пределы Улагана, найти красивое место и сесть завтракать. Но удача мне улыбнулась — водитель, который вчера возил меня на ретранслятор, вез группу до Кату-Ярык. Он меня сам узнал, остановился и сказал, чтобы я залезал в машину. Вот это встреча! Группа состояла из молодых парней и девушек, они ехали до водопада Куркуре. Что я должен за проезд, водитель сказал договариваться с ребятами. Как они сказали, нам хватит и спасибо. По пути несколько остановок в живописных местах, и вот он — перевал Кату-Ярык. Сколько я смотрел на него в интернете: фотографии, видео спусков. И все равно, когда видишь это сам, очень впечатляет! Вообще, интересно, достаточно подробно изучив все в интернете, ты попадаешь в знакомое место впервые.

На фото выше как раз группа ребят, с которыми я ехал. Спасибо вам еще раз, если увидите этот отчет.

Спустившись вниз, мы разошлись — ребята направо к водопаду, я налево к Телецкому озеру. Так удачно добравшись до перевала, я не хотел пока никаких попуток. Хотелось пройти по тому месту, которым я грезил последние полгода. Пройдя все турбазы, находящиеся возле перевала, вышел к реке Чулышман и тут решил устроить привал и собственно завтрак.

Несмотря на то, что идти жарко, в воду я не полез — холодная. Помочил ноги, голову, отдохнул и дальше в путь. По плану должен был дойти до турбаз в районе Каменных грибов, оттуда я хотел пойти на водопад Учар. Это около 35 км.

Туалет? Возможно, для пастухов.

Любуясь видами, я как-то незаметно прошел 20 км и понял, что вечереет, пора бы ловить попутку. Подбросить меня остановился водитель Камаза. При том сначала он проехал мимо меня, где-то развернулся и вернулся за мной. Вот так, в кузове Камаза я проехал 10 км.

Не доехав до цели около 5 км, водитель остановился у одной из турбаз, куда он вез продукты, видимо, своим родственникам. Сказал, что попьет с ними чаю и поедем дальше. Ну я тоже решил перекусить в кафешке. Но чаепитие затянулось, прошел час, а мы по-прежнему никуда не едем. Решил, что оставшиеся 5 км пройду пешком. Попрощался с водителем и пошел дальше. К 20 я дошел-таки до места, откуда можно на следующий день пойти на водопад. Свернул к первой турбазе. Еще одно наблюдение — если ищешь хозяев базы, смотри, где стоит УАЗик. Хозяйка базы сказала, что за человека она берет 700 руб., но селить меня одного в 3-местный домик, ей невыгодно — вдруг кто-то приедет. Повела меня к соседней базе, которую строят её родственники, они-то меня должны взять. По пути поговорили, куда я иду, откуда. Родственники меня приняли. Я был единственным гостем у них. Предложили баню, сначала за 1000 рублей по общему прайсу, потом решили скинуть половину, на что я согласился. Душа у них пока нет, общей кухни тоже. Как вы понимаете, мне нужно было только помыться и упасть спать, так что опять же меня устроило. Плохо, что я за эти 25 км пешком, стер ногу. Поход на Учар стал под вопросом, все-таки 16 км…

Утром я понял, что не готов идти с мозолью к водопаду. Тут бы до южного берега «доползти», до которого примерно 50 км… По пути я замерял, за сколько я прохожу один км — если вчера за 12 минут, то сегодня за 15. Т.е. моя скорость упала с 5 км/час до 4 км/час. Решил сразу тормозить все проезжающие машины, но и машин стало меньше, и желающих подбросить не наблюдалось. Через 4 км остановился УАЗик с хозяйкой базы за рулем, с которой мы общались вчера. Она меня довезла до поселка Коо. Немного, но все вперёд.

Заметил, что, когда дорога идет не возле реки, идти как-то труднее. Поэтому каждый раз радовался, когда пути дороги и реки совпадали. После 5 км пути остановилась пара около 40 лет, на пикапе Исудзу. Они тоже ехали посмотреть на южный берег и взяли меня. Поговорили немного о политике, доехали до поселка Балыкча.

Поселок с обеих сторон закрыт забором, чтобы коровы и лошади не разбегались. На въезде нам встретился пьяный алтаец, который предложил открыть ворота за вознаграждение. В самом поселке тоже было ощущение, что все пьяные. Оказалось, в этот день были похороны одного из местных жителей, так что возможно, что нам и не показалось. И вот мы на берегу Телецкого озера. Опять же забавно было, что вот я читал про засаду, где многие зарываются в песок при попытке преодолеть мелкую речушку — и вот оно это место. И я не рекомендую водителю туда заезжать, тем более они только посмотреть и обратно на турбазу, где остановились.

На берегу увидел катер, подошел спросить, за сколько отсюда можно добраться до северного берега. Как и писали в интернете, 1500 рублей. Я ведь не писал, что все это время я таскал с собой палатку. Просто, если есть вариант остановиться в комфорте, я выбирал комфорт. Я не походник, а палатку брал на всякий случай, если нужда заставит спать посреди поля. Но что же — я зря её все время носил?! Решено, что на берегу я буду спать в палатке.

Утром, собрав все вещи, пошел к базе, где останавливаются катера. Как раз подъехали первые два, они забирали группу, и как раз было одно свободное место. По пути заехали на водопад Корбу, но я там уже был с теплоходом «Пионер Алтая», поэтому позавтракал в кафешке, пока другие ходили. Капитан рассказывал интересные факты, останавливались возле водопадов, которые можно только с воды посмотреть, возле острова Любви. Взял он с меня, кстати, 1000 рублей. Ну, а с северного берега уже знакомая дорога до Горно-Алтайска с очередным таксистом, к уже знакомому хосту, где можно отдохнуть перед дорогой к дому…

fizzeg
По первой фотке подумал, что это Юлианыч омолодился ;)

21520681
Очень хорошо когда мечты сбываются!!!

Сообщений: 2011
Ох, всё-таки надо перечитывать текст перед отправкой))

Круто! Тема с самолётом интересная. Судя по фоткам с самолёта, виды просто обалденные.

Добрый день. Озвучьте пожалуйста бюджет поездки, интересно.

vizzirr
Добрый день. Озвучьте пожалуйста бюджет поездки, интересно.
Примерно 25)

А, молодец, парень! Десятки раз читал про эти места и столько же раз видел своими глазами, но прочитал - и что-то нашёл новое для себя. Спасибо.

Надо вам в следующий раз с девушкой на Фите из предыдущего отчета вместе куда-то съездить;)

А вообще увидеть Алтай, пусть и не на своей машине, тоже безусловно здорово. На самолёте отлично, но тут надо чтобы погода была отличная и никакого дыма из Якутии.
nbt

Местные про самолет не знают ибо денег нету на подобные развлекаловки.

С поездом?

Scout66
С поездом?
Да, все вместе. На поезд 7 в обе стороны

nbt
Местные про самолет не знают ибо денег нету на подобные развлекаловки.
Я как раз ожидал полный самолет туристов, но там в основном были местные мамочки с детьми грудными))

Класс! Тоже много раз там был, но это новый для меня взгляд. Спасибо за рассказ!

Много раз был в тех краях отдыхая исключительно "дикарем", но автор меня поразил ...Пойти пешком в ночь к Красным воротам , чтобы поймать попутку --- это сходу браво ))) Авантюризм во всем путешествии от самолета до однажды пригодившейся палатки .Снимаю перед Вами шляпу --- Вам действительно будет что рассказывать внукам ))) Не знаю правда будут ли эти рассказы назидательны )))
Только путешествовал не по Алтаю, а Горнму-Алтаю это разные регионы. Люди почему то всегда путают эти два региона.

Я не путаю)
Может я не прав, но для меня Алтай это общее название региона, как, например, у нас Урал

Сообщений: 2095
Для живущих на западе от Урала это одно и тоже, помниться на дроме читал отчёт, мужик кажется с Татарстана, очень удивился, что Алтая оказывается 2 )))
Happiness loves silence.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999

Автору спасибо!
Интересно читать и покатался действительно нестандартно.
Пищи еще :)

Ford Kemerovo
сколько стоит перелет?

Исламбек
Северск
Нет такого региона - Горный Алтай. Есть регион республика Алтай (или просто Алтай) и регион Алтайский край

Ford Kemerovo
сколько стоит перелет?

Бо
гуманно
думал под 10000

Камень-на-Оби
Возьмите карту Алтайского края времен СССР.
Серенький 13
Возьмите карту Алтайского края времен СССР.
fizzeg
По первой фотке подумал, что это Юлианыч омолодился ;)
Действительно похож!)

Я не путаю)
Это два разных региона - Алтайский край, 22 регион, и республика Алтай, 04 регион )

Не вводите людей в заблуждение. Алтай и республика Алтай-это субъекты федерации или , как вы говорите, регионы.

А почему тогда карту османской империи?
Потому, что карта Османской империи имеет к Алтаю такое же отношение, как лунное затмение к механическим свойствам чугуна.

Удмуртия
блин, здОрово! молодец, Женя!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!

Действительно похож!)
Кто хоть это?))

Кто хоть это?))
лидер группы ДДТ

SSSMOKE
лидер группы ДДТ
О, боже!))) Я думал какой-то форумчанин

С самолетом - мощно, но если мыслить логично, то за 2500 можно было на машине прямо до Акташа. Но в следующий раз нужно попробовать, знать не знал, что за 3 копейки можно себе такой аттракцион устроить. блогер Мельников вон сказал, что в Кош-Агач заброшен аэродром....
А с водопадом - это Вы зря батенька, зря...

Бо
гуманно
думал под 10000
его некисло субсидируют, а так вы с адекватной ценой считайте угадали, это еще по прошлогодним ценам :)

Антон Патрушев
так визуально он вполне заброшен с точки зрения приличного человека ;)) но это не мешает смелым парням осваивать субсидируемые в рамках развития малой авиации направления. Они и в поле готовы, коли денежка капает

Замечательное путешествие и отчет! Как будто с вами попутешествовал! Еще и все виды транспорта использовались! Можно сказать, что образец идеального путешествия! Только вот день рождения был, а не было.

Камень-на-Оби
А почему тогда карту османской империи?
Да потому что республика Алтай и Алтайский край было одно целое.

Шевчук выпил эликсир молодости?
Из семьи Пескова можно сделать маленький блок НАТО (с)

kovaleks
Поэтому и пишу, что лучше вычитывать текст перед отправкой)) а лучше кому-нибудь дать прочитать

Дима
Прокопьевск
Много раз был на телецком, на кату- ярыке, на чемале и сопутствующих экскурсиях. Прочитав статью, как первый раз там очутился. Круто, молодец! Места шикарные!

здоровско

Очень много Алтая в отчетах. Правда он того стоит.