|
Таинственно-пустынный Жаланашколь и «Дружба» на китайской границе. Чёртов мост на реке Ыргайты и суровые Джунгарские ворота. Где можно остановиться для отдыха в кемпинге и «дикарём» на берегу озера Жаланашколь? Как проехать к этим интересным местам, где пересечь горы Джунгарского Алатау? Почему вдоль границы была «линия фронта» и кто воевал рядом с берегом озера Жаланашколь?
Продолжаю свой рассказ… В первой части вы прочитали о том, какими дорогами можно доехать до озера Алаколь и что там вас ожидает. Теперь же от мягкого пляжного отдыха перейдём к жёсткой реальности Джунгарских ворот, мутному озеру Жаланашколь, едва заметной дорожке вдоль границы и к конечной точке моего маршрута — станции Достык на границе Казахстана и Китая.
Эта жёсткая реальность началась сразу, после выхода на трассу от посёлка Коктума. Трасса «Учарал — Достык» — это очень громко сказано, ни одного нормального кусочка асфальта на этом пути мне не попадалось. Да что там асфальт! Здесь и грейдер кое-где разъезжен так, что фуры не могут подняться. На следующей фотографии как раз показано такое место. Это старый мост через реку Ыргайты (45.689322, 81.962829), чёртов мост — так его называют.
Подъехал к этому месту, смотрю — почти десяток фур стоят перед подъёмом, рядом водители встали в кружок и что-то обсуждают. Случилось что — спрашиваю — или просто отдыхаете? Подняться не можем — отвечают. Сначала я подумал, что так нагрузили машины, что они уже и ехать в гору не могут. Оказалось — наоборот, фуры пустые и не могут зацепиться колёсами за грейдер, буксуют. Нарыли ям колёсами, и теперь совсем плохо стало. Коллеги даже сомневались, смогу ли я проехать по этому подъёму, но всё обошлось. Правда, с включённым полным приводом. :-)
К счастью, вскоре показался поворот (45.584434, 82.070597) к озеру Жаланашколь. Счастье проявилось дважды: во-первых, после поворота стала чуть получше дорога, ямы стали встречаться реже и колёса уже проходили между ними. А какие вензеля я выписывал на дороге! Это надо было видеть или снимать с квадрокоптера.
Во-вторых, стал приближаться Жаланашколь. От поворота до берега меньше четырёх километров, дорога плавно уходит вниз, временами получается разогнаться до 60 км/час, и панорама озера расширяется на глазах.
Жаланашколь невелик — километров девять в самом широком месте, его площадь менее 40 квадратных километров. Глубина мутной солёной воды редко превышает три метра, и рыбакам здесь делать нечего. Берега озера пустынны во всех смыслах этого слова — чахлая скудная трава и отсутствие деревьев объясняют безлюдность прибрежной полосы. Единственной достопримечательностью Жаланашколя может считаться наличие здесь лечебных грязей, но это, как говорится, на любителя. Сложно представить, чем таким нужно заболеть, чтобы помочь могла только лишь местная грязь и никакая другая.
Тем не менее, бальнеологические круизы иногда практикуют те, кто приезжает отдыхать на Алаколь в посёлках Акчи или Коктума. Выкроить один денёк, проехать ещё полсотни вёрст на своей машине к Жаланашколю, от души намазаться целебной глиной, получить заряд здоровья, бодрости и оптимизма, а потом вытрясти всё это из себя на обратной дороге — такой эпизод, без сомнения, оживит монотонный отдых в пансионате на берегу Алаколя.
Остановиться для продолжительного отдыха на Жаланашколе можно, но большого удовольствия это не доставит — туристические базы здесь отсутствуют, половина береговой линии заболочена, источников чистой пресной воды не наблюдается. Кемпинговый отдых может оказаться сильно подпорченным из-за непогоды, ведь это почти самое узкое место Джунгарских ворот — при сильном ветре ваши палатки могут нелегально улететь в Китай. :-)
Единственный населённый пункт неподалёку от озера, десяток домиков рядом с железной дорогой — станция Жаланашколь. Её видно на следующей фотографии, она служит контрольной точкой маршрута на карте Гугл, размещённой в начале моего рассказа. Согласно тому же Гуглу, всякое движение от станции на юго-восток, вдоль озера, невозможно. Вот это мне и предстоит проверить.
Но сначала я выезжаю на самый берег Жаланашколя. Сделать это нетрудно, дорога к станции идёт совсем рядом с водой, и первое же ответвление от основного пути выводит меня на пляж.
Ближе подъезжать уже не стоит, мутная зеленоватая вода плещется в нескольких метрах от машины. Вот теперь можно выйти, спуститься по сыпучей гальке и прикоснуться к озеру. Пятьдесят километров от Коктумы до этого места (45.582593, 82.115947) я проехал за полтора часа.
Здесь самый удобный подъезд к воде, хорошая панорама озера и … Да вот, собственно, и все достопримечательности. Так что долго задерживаться в этом месте я не стал и двинулся на северо-восток, в сторону китайской границы.
Дорога А-357, по которой я сейчас еду вдоль озера Жаланашколь, уходит дальше на север, вдоль восточного берега озера Алаколь. Потом она выходит на трассу «Алма-Ата — Усть-Каменогорск» через населённые пункты Маканчи и Урджар. Но проехать таким маршрутом не так-то просто. Почему? Санитарный пост.
Приближался железнодорожный переезд, появились соответствующие дорожные знаки, последним из которых был восьмиугольник «STOP». Зафиксировав остановку транспортного средства, я уже было двинулся дальше, когда заметил краем глаза человека в форме, который кинулся вдогонку за моей машиной. Выскочив из домика, стоявшего рядом с дорогой (45.608437, 82.163231), он махал руками и что-то кричал.
Пришлось остановиться, одеть маску, выйти из машины и посетить «офис». Наименование этой организации сообщить не могу, табличка с названием была плохо читаема. Точнее говоря — совсем не читаема. Пока человек в форме неизвестного рода войск заносил мои данные в какой-то журнал (потребовалось предъявить удостоверение личности), я беседовал со вторым сотрудником этого учреждения. Судя по неуловимым признакам, как то: белый комбинезон с капюшоном, маска на подбородке и тепловизор в руках — это был медицинский работник. Мы неспешно обсуждали причины моего появления в этих местах, когда беседа стала приобретать напряжённый характер.
— А мы Вас дальше пропустить не можем, — сказал человек в форме.
— А что так? — удивился я.
— Так ведь у нас карантин, в Казахстане эпидемия короновируса, слышали об этом? — молвил служивый.
— Да, краем уха. Но о том, что сейчас нельзя ездить по Казахстану — первый раз. И кто же так решил? — спрашиваю.
— Это постановления санитарного врача Восточно-Казахстанской области, въезд только при наличии отрицательного ПЦР-теста. Вы имеете результат такого теста при себе? — аргументирует мой собеседник.
Мы ещё некоторое время мило побеседовали, и я уже было совсем смирился с мыслью, что дальше дороги нет, когда до сотрудников офиса дошёл, наконец, мой посыл — я не собираюсь ехать в Урджарский район ВКО, охваченный эпидемией и закрытый на строгий карантин, а желаю проехать через станцию Жаланашколь на Достык по сравнительно благополучной Алма-Атинской области.
Всё было напрасно — и занесение моих данных в журнал, и предъявление мне постановления санитарного врача на государственном языке, и споры о конституционном праве граждан на свободу перемещения. Напрасно служивые своими грудями и казённым шлагбаумом закрывали от меня дорогу на Урджар — я туда и не собирался. Сильно они расстроились — столько хлопот и всё напрасно. Отдали мне удостоверение личности, ещё раз показали, где находится станция Жаланашколь, и я поехал дальше.
Станция Жаланашколь. Здесь, на пять минут, останавливаются пассажирские поезда, здесь близко озеро с таким же названием. Всего шестьсот метров, несколько минут неспешной ходьбы — и вы на берегу. Потом напишите, если будет желание, стоило туда идти или нет? Я не заезжал и не заходил на берег в этом месте, есть ли там что-то хорошее — не знаю. В станционном посёлке ничего хорошего нет, это точно.
Уже после возвращения из поездки прочитал, что станцию Жаланашколь «в этом году облагородили немного». Может быть и так, не спорю. Скорее всего, процесс «облагораживания» состоялся после моего путешествия.
Но, тем не менее, этот малонаселённый пункт был последней «точкой цивилизации», здесь заканчивалась официальная автомобильная дорога, отмеченная на карте. Теперь мне предстояло ехать по технологическому пути вдоль железнодорожной насыпи. От станции Достык, крайней точки маршрута, меня отделяло полсотни километров. Согласно расписанию, пассажирский поезд проходит это расстояние за сорок одну минуту. Мне, естественно, потребовалось несколько больше времени. Раза в два с половиной больше.
Это время ушло не только на езду по пескам, солончакам и грейдеру. Задержка случилась на пограничной заставе (45.461495, 82.360925), где дорогу мне преградил забор из колючей проволоки. Пока ходил на заставу, пока уговаривал открыть ворота, пока объяснял своё появление здесь и показывал документы — время не стояло на месте. Но ворота таки открыли и проехать разрешили.
Не совсем, правда, понятны все эти сложности. Как оказалось, проехать мимо заставы можно без всяких хлопот, просто с другой стороны железной дороги. За километр до «колючки» уходишь на противоположную сторону через небольшой туннель, едешь с другой стороны насыпи и, через километр после заставы, возвращаешься на прежнюю сторону через железнодорожный переезд.
Но всё это стало известно чуть позже. Сейчас же я стою в самом узком месте суровых Джунгарских ворот, и где-то здесь, совсем рядом, находится континентальный полюс недоступности — точка, наиболее удалённая от Мирового океана.
Говоря о Джунгарских воротах и озере Жаланашколь, нельзя не упомянуть трагические события, которые сделали этот район полностью закрытой территорией. Произошло это более полувека назад и затем, в течение двадцати лет здесь была почти что прифронтовая полоса — всё движение на этом участке было закрыто, рельсы разобраны, гражданского населения практически не осталось, вдоль границы была построена линия обороны — окопы, доты, блиндажи, огневые точки.
Что же произошло 13 августа 1969 года в нескольких километрах от берега озера?
Это было время крайне напряжённых отношений между Советским Союзом и Китаем. После боёв на острове Даманском (Дальний Восток) Пекин не оставлял попыток пересмотреть линию раздела между двумя государствами. С начала лета 1969 года китайцы неоднократно предпринимали попытки нарушить границу на казахстанском участке в районе Джунгарских ворот, и рано утром 13 августа на советскую территорию вторглись несколько десятков военнослужащих со стрелковым оружием и гранатомётами. Они заняли одну из сопок.
Советские пограничники, препятствующие этому вторжению, были обстреляны и открыли ответный огонь. Бой продолжался около трёх часов, двое пограничников погибли, убитых китайцев было в десять раз больше. Захваченная высота была отбита, советские солдаты укрепились на границе. Снова китайцы уже не атаковали.
Подробнее об упомянутых событиях вы можете прочитать на сайте ветеранов-пограничников.
Этот конфликт был самым крупным, после боёв на Даманском, военным столкновением Москвы и Пекина. Китайцы больше не устраивали провокаций на казахстанском участке границы, здесь наступила тревожная, напряжённая тишина. Прошли десятилетия, распался Советский Союз, и Казахстан стал независимым государством. В 1998 году на саммите в Алма-Ате было подписано соглашение о передаче спорного участка Китаю. Ещё через десять лет китайские власти установили памятник своим погибшим.
Рассказ близится к завершению, сейчас я направляюсь на край земли казахстанской, к пограничному переходу Достык — Алашанькоу. После описанных выше событий движение поездов через границу было открыто только через двадцать лет, в 1991 году. Для тех, кто не очень любит читать, предлагаю небольшой видео-рассказ. Печатная же версия повествования продолжается после ролика.
Село Достык. Примерно 160 километров от Учарала по прямой. Посёлок Дружба появился на карте в 1956 году, во времена строительства железной дороги из Советского Союза в Китай. Здесь находится пограничная железнодорожная станция, здесь уходит в Китай нефтепровод, берущий начало на северном берегу Каспийского моря, здесь начинают свои коммерческие рейсы сотни и тысячи фур-большегрузов, везущие товары из Китая в Казахстан и Россию.
Посёлок стал селом, в 2007 году из Дружбы превратился в Достык, сейчас активно строится и развивается. Для того чтобы заехать в само село, надо немного вернуться назад от пограничного пункта пропуска, проехать под железнодорожными путями и повернуть направо.
Я не стал ездить по всем улицам этого населённого пункта, но то, что я увидел, мне понравилось. Конечно, это не столица государства, не мегаполис, а небольшое село, которое смотрится вполне достойно. Нет никакой разрухи, дома отремонтированы и даже есть, как и в больших городах, своя пешеходная зона — место отдыха с игровыми площадками. Маловато деревьев, но местный климат не способствует их буйному росту.
Джунгарские ворота — идеальное место для ветряной электроэнергетики. Здесь, совсем рядом с границей, на китайской территории стоит более сотни таких генераторов. И ещё один ветряк на 500 киловатт находится в селе Достык. Поговаривают, что он не работает, но я думаю, что это неправда. Или правда?
Обратный путь был отмечен сильным дождём, который сопровождал меня на пути через горы Джунгарского Алатау — от озера Алаколь я поехал обратно немного по другому маршруту.
Дождь закончился незадолго до моего выхода на трассу «Алма-Ата — Усть-Каменогорск» и уже не мог смыть ту грязь, что налипла на машину при движении по объездам на ремонтируемых участках дороги. Пришлось делать это самому, вернувшись домой. :-) На пути от аэропорта города Талды-Курган до южной столицы Казахстана машина моя резко выделялась на фоне окружающего чистого автотранспорта.
Последнее фото путешествия — база авиационной поддержки, аэродром двойного назначения около Талды-Кургана, как отголосок военного противостояния СССР и КНР. Две группировки войск прикрывали в советское время Джунгарские ворота: с севера — в Аягузе, с юго-запада в Сары-Озеке. Проходил военные сборы в одном из этих гарнизонов, и могу сказать, что различной техники там было более, чем достаточно.
К счастью, все эти напряжённые моменты уже в прошлом, приграничные районы Казахстана давно открыты для туризма, там есть достаточно много интересных мест и остаётся только одно препятствие для автопутешественников — дороги. Точнее, их состояние. Будем надеяться, что это препятствие ненадолго, нам обещают полное обновление основных магистралей до 2024 года.
Немного статистики. Всё путешествие оказалось длиной 1506 километров. Бензин был в наличии на всех АЗС, где я планировал заправиться. И таки заправился по цене 172 тенге за литр АИ-92. В первый день проехал 850 километров за 17 часов, второй день оказался скромнее — 656 километров за 10 часов. Никаких технических проблем или неприятных встреч за время поездки не произошло.
Впечатления. Алаколь, конечно, неплохое место для отдыха. Озеро Жаланашколь — на любителя целебных грязей. Доехать до границы и посмотреть на сегодняшнюю Дружбу один раз в жизни стоит. А вот ездить по горам Джунгарского Алатау можно многократно и с удовольствием. Самое красивое время года в этих местах — весна, самое опасное — зима, дорогу часто заметает, движение по ней регулярно закрывается.
Лето впереди, будете в тех местах и возникнет желание — напишите, расскажите о своих впечатлениях. Ну а пока — удачи на дорогах!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.