|
Карта маршрута. Зеленым цветом указаны асфальтовые участки.
Вступление
Пишет мне как-то в январе 2017 года Антон Новиков, параллельно с группой которого мы ездили в Магадан, в том числе и вдоль БАМа от Усть-Кута до Тынды в 2011 году:
— БАМ не хочешь пройти?
— Так были же там в 2011 году.
— Нет, я о том, чтобы его полностью пройти, до Сахалина. Вернее, в обратном направлении.
— Так-то прикольно было по местам боевой славы прокатиться на крузаке с 38 колесами и поржать со своих тех проблем и трудностей.
— А ты на Восточном БАМе и не был:) И там вообще никого, кроме мотоциклистов, не было. Так что «поржать» над теми «трудностями» точно не получится. А из новых я гарантирую переправу через несколько глубоких рек. Так что ты подумай.
Так мы в две машины поехали на Восточный БАМ летом 2018 года.
Антон по своей старой традиции выехал из Москвы в начале июня, и до встречи со мной в Ванино в конце августа он колесил по всему Забайкалью, Дальнему Востоку, Якутии и Старой Колыме.
Сделаю небольшое отступление по поводу планировавшихся переправ. Антон купил себе баллоны от катамарана, которые он удачно испытал на озере Гранд.
В таком виде планировалось переправлять «Бегемота» через реки
Испытание плавания «Бегемота» на озере было удачным.
Я же денег на такие баллоны пожалел и решил, что я самый умный и купил несколько такелажных мешков, которыми распирают груз в ж/д вагонах и думал переправляться на них. Мой опыт плавания на этих мешках был не очень удачный, но, в принципе, попробовать было можно.
В таком виде планировалось переправлять «Громилу» (фото июнь 2018).
Но моя попытка на озере Церковном оказалась не совсем удачной (фото июнь 2018). Брёвна для плота взяли слишком тонкие.
Учитывая тот факт, что я в 2017 утопил Громилу на Алтае, все эти переправы мне преодолевать совсем не хотелось. Забегая вперед, скажу, что мы так ни одной реки на этих плав-средствах и не пересекли.
Команда.
Антон Новиков, Лиза Резник и «Бегемот» (Nissan Patrol GR Y60 TD42, 35’ Goodyear Wrangler MT/R Kevlar).
Ариэль Резник, пол-штурмана с «Бегемота» :)
Я, Евгений Шахов, и «Громила» (Toyota Land Cruiser 80GX 1HZ 37’ BFGoodrich MudTerrain T/A KM2).
11.08.18-19.08.18 Доездинг Нижневартовск — Хабаровск
У меня таких длинных отпусков, как у Антона с Лизой, нет, поэтому я взял остаток отпуска, 38 дней и поехал в своем режиме. Я в машине ехал один, без штурмана.
Первая часть маршрута — паром Нижневартовск — Каргасок (Томская область). Чтоб не тратить моточасы и вообще не париться, набрал себе пива и спокойно на пароме дошёл до Томской области. Со мной на пароме еще шли два мотоциклиста, которые тоже ехали параллельным моему доездингу маршрутом до Сахалина. Правда больше на маршруте я их не видел.
Погода уже осенняя, а палуба полупустая.
После Каргаска дальше ехал своим ходом. Ничего примечательного, кроме того, что проводка к датчикам двигателя вела себя не очень адекватно. А после Красноярска машина вообще заглохла, и я полдня потратил на поиск проблемы. В итоге оказалось, что пропало питание на клапане отсечки ТНВД. Я перебрал все варианты, а про клапан не подумал, потому что без питания клапан пропускал небольшое количество топлива, которого для работы двигателя не хватало, а я думал, что клапан отсекает 100% соляры. Пару раз останавливались люди, даже меня добавили в красноярскую джиперскую группу. Но потом остановились ребята, перегонявшие два автобуса во Владивосток, зацепили к автобусу и отбуксировали до стоянки кемпинга «У Петра». Там наутро я нашел под капотом сигнал IGN, прокинул от него отдельный проводок на ТНВД и благополучно поехал дальше.
Заглох где-то между Красноярском и Иркутском.
В темноте даже достал инвертор и болгарку, пытался сделать спецключ для редукционного клапана.
Эти прекрасные ребята отбуксировали крузак до кемпинга «У Петра».
16 августа проехал через Култук на берегу Байкала. Был солнечный день, решил сделать полудневку на берегу Байкала. По пути купил омуля, пива, съехал на берег за Байкальском и даже опробовал новую палатку
В интернетиках любят такие фото…
Дальше ничего примечательного в дороге не было. Ехал часов по 12, спал в машине на спальнике около кемпингов или кафешек, там ужинал, принимал душ, завтракал и ехал дальше.
По пути на Дальний Восток. Знаменитая стела в Амурской области.
20.08.18 Хабаровск — Ванино
Утром 20 августа въехал в Хабаровск, по картам нашел рынок, закупил там всякое и отправился в Ванино. Так как Антон еще был в Николаевске, у меня была фора в два дня, поэтому я не особо торопился и выехал днем.
По пути до поселка Лидога особо ничего интересного не было, кроме кучи военных на дороге, около каждого выезда с второстепенной дороги выставлены посты по два солдата в белых касках, куча военной техники навстречу, причем, достаточно новой. Как потом выяснилось, на днях должны были начаться учения «Восток-2018». У нас военных частей в округе нет никаких, поэтому столько техники для меня было некоторым событием. Плюс еще одна фишка — взлетно-посадочная полоса прямо по дороге. То есть ты едешь-едешь по ухабистому асфальту и тут внезапно дорога расширяется раз в 5, новейший асфальт, аэродромная разметка и военные в стороне, прикрытые маскировочной сеткой. Стало не по себе, где ж это я свернул не туда и выехал на ВПП? Но взлетка быстро кончилась и дальше пошел такой же унылый асфальт до Лидоги.
Взлетно-посадочная полоса посреди дороги.
От Лидоги в сторону Ванино шло ответвление с трассы Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре, там по всем интернет-отчетам предполагалась разной убитости грунтовка, поэтому я планировал сдуться для мягкости. Но почти всю дорогу до Ванино шел асфальт, местами достаточно хороший, правда посреди отличного гладкого покрытия иногда внезапно попались ямы, в парочку из которых я и влетел на асфальтовом давлении 2,5 атмосферы в колесах. Как потом выяснилось, видимо, в этих ямах треснул передний чулок в месте крепления правой клюшки и масло стало сочиться из переднего моста. Хотя, возможно, повреждение возникло и ранее.
К Ванино я подъезжал уже в темноте, были ли где-то стоянки дальнобоев или кемпинги, не знал, поэтому просто заночевал в машине на АЗС.
Какие-то конструкции рядом с дорогой. Больше нигде такого не видел.
21.08.18 Ванино
Самому менять масло в ДВС мне было лень, поэтому поехал позавтракал в первой попавшейся узбечке, и недалеко от нее мне поменяли масло и прошприцевали карданы. Там же мне и указали на течь масла с переднего моста. Владелец гаража посоветовал хорошего сварщика, который обещал вернуться из Хабаровска послезавтра и помочь мне в моей беде. Ехать с сопливившим передним мостом не хотелось, тем более, предполагалось впереди много воды, луж и бродов. Ну и еще хозяин, бывший водитель лесовоза рассказал, как нам лучше проехать в сторону Комсомольска. Как потом выяснилось, все, что он говорил — правда, и в итоге поехали мы по предложенному им маршруту. Но все эти тонкости Антон и так знал и посоветовал мне в смс-ке не баянить и положиться на него.
Течь масла на переднем мосту в районе кронштейна правой клюшки.
Еще местные мне посоветовали встать лагерем на мысе Дюанка, где красивый пустынный берег моря. Там же мне обещали и рыбаков, у которых можно попробовать прикупить рыбки, но рыбаков там не было, потому что рыба ушла вся в верховья и нерест уже прошел. Поэтому вернулся в город, нашел нормальный магазин и чутка затарился морепродуктами и пенным.
На берегу разложил шатер, сообразил нехитрый ужин. Но спокойно мне там попировать не дали, парни на лексусе, катались на самую оконечность мыса купаться, рассказали, что плавали там с сивучами и советовали мне тоже перебраться туда. Как обычно, мне было лень, и я остался на месте.
Нехитрый дальневосточный ужин.
22.08.18 Ванино
Весь день делал ничего. Максимум — сходил окунулся в море, но вода была противно холодной и соленой, поэтому никакого купания не получилось.
Хмурое небо, свинцовое море...
Вечером на горизонте показался вражеская антитоёта, «Бегемот», и тишина, умиротворение, покой и еще другие подобные слова пропали из моей жизни на три недели напрочь. Я так привык за последние 10 дней к тишине и одиночеству, что веселая русско-еврейская семья с 5-летним разбойником в запасе с первых же секунд полностью дезориентировали, оглушили, заморочили голову, взяли в плен и чуть не обратили в итоге в иудаизм. Шутка))))
Ну, мы посидели, выпили пивка, ребенка покормили его любимым (!) брокколи (!!!), поставили ему напоследок мультик про ежика в тумане и уложили спать… Мы еще чутка посидели и тоже разбрелись по машинам.
23.08.18 Ванино опять, так его…
Поехали, поели в узбечке, я к сварщикам, Антон — на поиски новых амортизаторов на Бегемота.
Мой ремонт затянулся до следующего дня, сварной сдул резаком часть кронштейна с моста, заварил трещину на чулке, а наутро вернул части кронштейна обратно и обварил все для усиления.
Антон же каким-то чудом наткнулся на джиперов из соседнего поселка Заветы Ильича, ему там подарили амортизаторы Toughdog, провели им экскурсию по военному порту, какому-то пожарному кораблю, откуда младший по возрасту, но не по званию член экипажа Бегемота отказался уходить. То ли силой, то ли хитростью, но корабль гости покинули и заночевали на территории ВЧ. Кажется, что-то Антон потом говорил, что я поступил не по-товарищески и ему одному пришлось уничтожать алкоголь с гостеприимными хозяевами, а я ему в этом не помог.
А я тихо-мирно спал в машине, прямо около мастерской из двух 40-футовых контейнеров.
Так и спал прямо здесь в машине.
24.08.18 Ванино — Орочи
С утра доварили мне кронштейн, и я покинул мастерскую. Покушали в той же узбечке и решили, что ну уже хватит тупить в цивилизации, пора и на маршрут. Выехали уже после обеда.
Немного асфальта после Ванино.
Маршрут у Антона был проработан, поэтому поставили его в авангард колонны и алга. Сразу за поселком Токи сворачиваем на грунтовку на поселок Уська Орочская. Сразу же травимся до 1,5 очков, ибо грунтовка состоит из острого скальника и ехать на асфальтовом давлении жестко.
По пути нас обогнала Делика, но уехали они недалеко, на одном из подъемов встали на аварийке. Мы остановились, Антон пошел спрашивать про дорогу на р. Хуту, а я поделился с водителем Делики проволокой, которой он подвязал оторвавшуюся защиту днища. Дед сказал, что в Орочах в магазине есть продавщица, она с мужем часто ездит на Паджерике на реку и может рассказать про дорогу.
Расспросив продавщицу, мы двинулись дальше. Лично я из ее рассказа ничегошеньки не понял, а карты читать она не умеет. В общем, по мне — общение с 95% местных жителей по поводу дальнейшего проезда — бесполезная трата времени.
Примерно по ее словам мы двинулись дальше, сразу же промазали мимо дороги, развернулись и поехали уже по снимкам со спутника. Правда, те тоже нас завели сначала не туда, по спутнику казалось, что вдоль ЛЭП идет накатанная грунтовка, но линия электропередачи поднималась в крутую горку, куда лезть мы не рискнули, тем более что имелся более накатанный путь.
Смеркалось, поэтому найдя небольшую полянку около моста через очередной ручей, мы там заночевали.
Очередной лагерь разбили на дороге в кармане у мостика через ручей.
Дорожка от Ванино до Орочей — достаточно неплохой скальник, где мы ехали 40-60 км/ч.
За день проехали 60 км.
25.08.18 Орочи — р. Хуту
Судя по снимкам и по рассказам местных, нам было достаточно доехать до поселка Тумнин, от которого есть сносная дорога на Комсомольск — первую промежуточную точку маршрута. Но на пути в Тумнин стоит водная преграда, река Хуту.
Лесовозная дорога от Орочей до Хуту.
Примерно прикинули по картам маршрут к реке. Точнее, к тому месту, где реку пересекает ЛЭП. По пути встретились с бригадой лесозаготовителей. Дорожку трелевщиками они подразмесили там знатно и разместили временную базу прямо вдоль дороги и бревна складировали тоже на дороге прямо. Нам несколько раз перед ними встречались лесовозы, которые тащили лес в Ванино. Экскаватор с трелевщиком посторонились, и мы двинули дальше.
Трелевочник и склад леса прямо на дороге.
Пару раз свернув влево-вправо, сверившись со снимком, выехали к ЛЭП в паре километров от реки. Здесь дорога разделялась, мы двинулись вдоль ЛЭП вниз к реке. По пути была еще одна развилка, на которой висела бумажка с надписью «Геологи», но мы туда не поехали, а двинули прямо. Выехав к реке, где ее пересекает ЛЭП, увидели новые опоры, совсем недавно поставленные. Рядом со старой линией тянется новая.
Спустились на косу. В принципе, для переправы было достаточно неплохое место, пологий заезд в реку, каменистое галечное дно без больших валунов, но противоположный берег обрывистый и течение очень сильное. И выезда на той стороне не видно. Вероятно, что зимник проходит именно здесь, но противоположный берег надо обследовать.
Коса и потенциальная переправа через р. Хуту.
Забегая вперед, скажу, что это было самое перспективное место, но наличие альтернативных подъездов к реке убило в нас весь энтузиазм по переправе через реку. Определенно, своим ходом мы перейти не смогли бы, а плыть на мешках и поплавках, имея столько мало рабочих рук, мы не рискнули.
Антон пошёл разведать дно. Ближе к противоположному берегу течение очень сильное и глубоко.
Решили проведать второй подъезд к реке, как раз там, куда указывал указатель «геологи». По спутнику казалось, что там проще преодолеть реку, так как там в Хуту впадала Хича и там было несколько островов и реки разливались достаточно широко. Подъехав к реке в том месте, обнаружили какой-то то ли кордон, то ли базу отдыха, но народу не было, стояла только чья-то Делика, а владелец на лодке куда-то тоже уплыл.
Какой-то кордон, чья-то Делика и ни души…
У Антона была с собой надувная лодка, и тут мы решили поплавать немного и проверить реку за ближайшим островом, до которого течения почти не было и на поплавках можно было легко переправить машины. Лизу оставили сторожить машины, а мы втроем с Антоном и Антоновичем отправились на остров. Обойдя остров, обнаружили основное течение Хуту, с обрывом, течением, блэккджеком и, ну вы сами знаете. Короче, два раза собирать-разбирать плоты перспектива нас тоже не обрадовала (до острова и через основное русло). Сдув лодку и даже не обследовав противоположный берег на предмет выезда, двинули мы обратно.
Антон расчехлил лодку, и мы сплавали на остров, посмотреть брод или течение около кордона.
Вернулись к развилке под ЛЭП-кой, где стоял трелевочник и вагончик рабочих, которые строили просеку и возводили новые опоры ЛЭП. Пообщавшись с единственным рабочим, выяснили, что тракторист уехал в город на выходные и договориться, чтоб он нас перетащил через реку нереально.
Решили съездить к железке. В районе ж/д моста генштаб рисовал нам брод. Но никакого брода там не оказалось, через мост, естественно, мы даже и не думали ехать, поэтому не солоно хлебавши и расстроенные, что не собрались с духом для переправы, мы отправились обратно в Ванино.
Ж/д мост через Хуту, где генштаб нарисовал нам брод, которого не было.
В Орочах был мост, но дальше дорога уходила от железки совсем уж далеко, и мы решили, что туда нам ехать неинтересно. Около самого выезда с грунтовки на асфальт у меня на заднем колесе скальником пропороло боковину, в сумерках уже я поставил запаску, и мы вернулись в город.
Каким-то непостижимым образом поймал боковой порез на скальнике.
В этот день в городе отмечали День угольщика, весь город был перекрыт, пиво не продавали, а на центральной площади с большим успехом выступала знаменитая в прошлом группа На-На.
Заночевали около шиномонтажа, чтобы утром попробовать заварить боковину, благо там большими буквами красовалась надпись «ремонт боковых порезов на грузовых и легковых шинах».
За день пробег составил около 100 км.
26.08.18 Ванино — река Тумнин
Прямо с утра я отправился в шиномонтаж, прикатил им колесо, которое пришлось для этого скинуть с багажника. Взглянув на него, мне сказали, что оно слишком большое и что займется им мастер только после обеда и что, вообще, сегодня воскресенье. В общем, я взгромоздил колесо обратно на багажник, и мы выдвинулись из города с одной 35’ запаской на две машины.
Альтернативный маршрут пролегал немного в стороне от железной дороги, и для выхода на нужную нам лесовозную дорогу надо было вернуться на 120 км в сторону Лидоги и свернуть на грунтовку там. Почти сразу же дорога упиралась в шлагбаум с надписью: «Хутинский заповедник», но дед, заведовавший шлагбаумом, узнав, что мы возвращаться не планируем, молча пропустил нас.
Дорога по Хутинскому заповеднику с бродами и разваленными мостиками.
Сразу же за КПП дорога пересекала две речки вброд, поэтому как минимум пузотерок мы дальше не встретили. Тут дорожка была поинтереснее, много зелени и очень густых зарослей. Грунтовка была очень пустынной, пару раз навстречу попадались лесовозы, после одного из высоких перевалов пропали и они. Первым делом мы пересекли ту самую, пресловутую Хуту по мосту, даже здесь, выше по течению, река была в достаточной мере полноводная и быстрая. Мост представлял из себя довольно монументальную деревянную конструкцию, зачем-то укрытую бетонными плитами.
Мост через р. Хуту. Ранен, но не убит.
После реки дорога пошла по сопкам, несколько крутых подъемов и спусков, перевалы. Было удивительно, что эта дорога предназначена для тяжелых лесовозов. Нелегкий у водителей труд.
Лесовозная дорога шла через перевал.
Спустившись вниз, мы решили подъехать к реке и посмотреть хотя бы примерно то место, куда мы собирались переправляться под ЛЭП. Дорога кончилась примерно в километре от реки, но, на первый взгляд, до воды можно было подъехать без проблем. Хотя, конечно, карты рисовали еще несколько проток на пути к основному руслу. Смысла рубиться туда не было, поэтому мы поехали дальше.
Вон там, за горкой р. Хуту, где мы хотели её переплыть на поплавках.
Проскочив поселок Тумнин, мы двинулись дальше. Дорога пошла, прижимаясь к обрыву с одной стороны и к железнодорожной насыпи с другой. Здесь грунтовка изобиловала лужами, что замедлило ход, лужи шли одна за другой, и набрать скорость не удалось, так и плелись 30-40 км/ч. Железку к обрыву подпирала река Тумнин, вдоль которой мы ехали довольно долго. Вплоть до сумерек. Когда начало смеркаться, встали лагерем на площадке из скальника прямо рядом с путями.
Дорога иногда шла вплотную к обрыву и рельсам.
Проходящие поезда обязательно нам сигналили, и Антоныч бегал махать рукой машинисту, пока совсем не стемнело. Здесь было довольно оживленное движение, потому что сюда идут поезда и с Трансиба и с БАМа.
Ночные поезда салютуют Ариэль Антонычу.
За день приехали примерно 120 км по асфальту и 150 км по грунтовкам.
27.08.18 Тумнин — Высокогорный
Вчера у меня разбило втулку на амортизаторе, я взял у Антона старые втулки от амортизаторов, которые он выкинул в Ванино. У меня палец и ухо амортизатора как у КамАЗа, но и эти тоже были лучше, чем совсем без резинок.
Выехали дальше. Дорога так и шла вдоль реки, но поднялась выше, и река осталась далеко внизу. Очень красивые места.
Через одну из рек был недавно построен мост, который виден только на картах последнего обновления.
Иногда дорога ныряла под мостами на другую сторону насыпи.
Не доезжая Высокогорного дорога кончилась. Либо через пути на другую сторону, либо возвращаться назад к ближайшему мосту достаточной высоты, чтобы можно было проехать под путями.
Тут дорога на этой стороне насыпи кончилась.
Проехали чуть дальше — там были арки под путями для ручья, но наши машины по высоте туда не проходили. Наверняка стоковая нива или даже УАЗ бы там прошли спокойно, но в каком состоянии дорога на той стороне — непонятно. На разведку не пошли.
На ту сторону перебраться никак.
Сунулись обратно к ближайшему мосту, проехали под путями, пошли по противоположной полосе, но уперлись в длинную грязевую лужу, в которой я сразу же сел по самые помидоры. Твердого дна там не было. Опять на разведку не пошли. Не хотелось терять времени. В общем, опять проявили малодушие. Или лень.
По другой стороне тоже как-то жидковато.
Посмотрев еще раз на карту, я увидел дорожку, уходящую на север. Спутник показал, что дорога шла до самого Высокогорного. Поехали туда. И не зря. Дорожка оказалась давно не езженная, но очень красивая, много зелени и всего-то крюк в 27 км.
Неприметная дорожка уводила далеко на север.
После Высокогорного мы поднялись по дороге к Кузнецовскому переезду и заночевали на бывшей вертолетной площадке (судя по белому полустёртому кругу из камней на земле).
Ночевали на старой вертолетной площадке (даже видно знак H в круге между машинами).
За день прошли примерно 130 км.
28.08.18. Кузнецовский туннель — Комсомольск
С утра решили посмотреть на сам Кузнецовский тоннель, построенный в 40-х годах. К нему шла заросшая дорога по склону в одну колею. Даже не хотелось думать, что было бы, встреться нам встречка, разъехаться там негде и спрятаться некуда. Подъехали к запретке около тоннеля. Так и не получилось сфотографировать въезд в туннель, все заросло и запретка далеко от тоннеля.
Самая удачная фотография тоннеля.
В этом месте, от Высокогорного до Комсомольска, железная дорога идет в два пути. Причем новая насыпь более сглажена и проходит гору туннелем в другом месте.
Здесь идут два пути, более современный тоннель проложен в другом месте.
Вернулись обратно на грунтовку и пошли на Комсомольск. Дорога с каждым километром становилась все лучше. Когда поднялись на Аксакинский перевал, встали наверху, оттуда открывался отличный вид на железную дорогу внизу и так называемую подкову — излучину реки Гур. Потом дорога спустилась к поселку Уктур, и дальше через Гурское и Снежный вышла на асфальт Хабаровск — Комсомольск.
Эту табличку забрал себе на память.
Ноги свесить над обрывом чота зассал.
На асфальте мы подкачались и временно расстались, потому что я поехал сразу в город, искать, где можно заварить порез на запаске, а ребята по своим делам.
Памятник в конечном пункте БАМа (Комсомольск-на-Амуре).
Встретились вечером на берегу Амура, где и заночевали.
За день проехали порядка 230 км.
29.08.18. Комсомольск — Березовый
С утра я забрал запаску и, сделав пару покупок, мы двинулись дальше на запад.
После небольшого участка асфальта и бетонки мы, наконец, вернулись обратно на грунтовку.
Но проехали совсем немного, у Антона что-то случилось с задней тормозной трубкой, и он начал терять тормозную жидкость. Остановились на каком-то полустанке, где он заглушил часть заднего контура тормозов.
У Патрола потекла тормозная трубка.
Хотели остановить на озере Эворон и даже попробовать организовать дневку, но так и не нашли вменяемого съезда к озеру и на спутнике подходящего берега тоже не было видно. В итоге, встали за ж/д мостом на реке Амгунь перед Березовым.
Пытаюсь сделать финскую свечу.
А этого мы хотели на свече и поджарить, но он увернулся ))))
За день прошли порядка 170 км.
30.08.18. Березовый — р. Могды
С утра проехали поселок Березовый. Согласно записям предыдущих путешественников-мотоциклистов, дорога от Березового обещала быть сразу в заброшенном состоянии. Но, видимо, власти решили начать вкладывать деньги в БАМ, и от Березового до Герби были восстановлены все мосты, причем на очень высоком уровне. Заново отсыпана автодорога, местами спрямлена, местами проложена новая насыпь. Это здорово сэкономило нам время. Правда, новый грейдер отсыпали, скорее всего, в прошлом или позапрошлом году, поэтому местами на нем встречались ямы.
А это уже совсем свежий железобетонный автомобильный мост.
Автодорога далеко отходит от железки в долине р. Герби.
Через р. Герби мост был разрушен, речка достаточно бурная и широкая, но брод хорошо просматривался и был достаточно мелким, и мы легко преодолели его. На берегу стояли какие-то связисты на двух Егерях. После брода через р. Герби дорога пошла ровнее, но мостов уже было меньше и частенько вместо разрушенного моста приходилось пересекать очередную реку или ручей рядом по броду.
Навстречу нам пару раз попадались грузовики: КамАЗ, Егерь и вроде бы Урал. Проехав пару небольших бродов после Герби, мы подъехали к незаметной на карте и спутнике речке Ирунгда. И сходу Антон не смог найти брод. Хотя было очевидно, где примерно ездили машины, но в забродах он выбрал неправильную траекторию и показалось, что очень глубоко. Речка узкая, но течение очень быстрое.
Ерунда, а не речушка (р. Ирунгда).
Но пришлось два раза её брОдить, чтобы найти проезд.
Так как время уже шло к закату и к тому же Громила почему-то отказался заводиться, поначалу мы решили встать лагерем прямо здесь и ждать какой-нибудь грузовик для подстраховки. Причину отказа запускаться нашли быстро: топливная магистраль завоздушилась, открутили пару топливных трубок от форсунок, стравили воздушную пробку и запустили двигатель.
Тут ещё на Крузаке топливная что-то завоздушилась.
Залезли на старую насыпь моста. Сверху без бликов от солнца вроде брод казался не таким страшным. Я решил в болотниках попробовать пройти чуть по-другому. До конца я не дошел, но и ног не замочил, а от того места, куда я смог дойти в болотниках, до выхода на мелкое место было всего метров 5. Решили идти в связке. Связали два троса и прошли речку довольно легко.
Держим совет, как форсировать Иргунду.
По правильной траектории переехали брод легко и просто.
Следующий брод был через речку Могды. Мы достаточно легко его преодолели и встали на ночлег на берегу. Когда стемнело, этот же брод прошел Камаз, возвращавшийся в Новый Ургал. Водитель сказал, что совсем недавно по мосту через Аякит пытался пройти Урал с экскаватором на трале. Естественно, мост обрушился. На всех целых мостах висит знак 16 т. Но эти знаки же не для водителей Уралов. В общем, водитель рассказал нам, как найти брод, и уехал.
За день прошли 200 км.
31.01.18. Р. Могды — р. Бурея (Новый Ургал)
Погода нас радовала. Добрались до реки Аякит, поглазели на сломанный мост и поехали искать брод.
Мост через р. Аякит, где совсем недавно трал с экскаватором сломал один пролёт.
Брод нашелся не сразу, было много подъездов к реке, но река большая и все они не заканчивались бродом, возможно — это зимние съезды. Наконец, за жд мостом нашли новый настоящий брод, который сначала я попытался пройти в болотниках, но высоты не хватило, поэтому дальше пошел Антон в забродах. Потом привычно связали две машины двумя стропами, и я пошел первым. Из-за течения стропы снесло вбок и пару раз намотало на колесо Патролу, но мы вовремя заметили и ничего ему не оторвали. Реку прошли без проблем, пару раз волной залило капот, но машины не несло и брод оказался не страшным.
Вообще, как показала практика, если человек в забродах, а лучше в болотниках может перейти реку, то и машина проедет без проблем и зачастую без воды в салоне.
Опять пошли в связке. Но трос в конце пути намотался на колесо.
Дальше дорожка пошла накатанная, и с этой стороны Аякита уже ездили стоковые Нивы и прочая мелочь, поэтому мы быстро доскакали до перекрестка с дорогой Чегдомын — Новый Ургал. Эта дорога сперва порадовала нас асфальтом, но на нем были тааакие волны, что быстрее 30 км/ч ехать было абсолютно невозможно… Так домчались до Нового Ургала. Там пообедали в кафе, докупили провизии. Сразу за поселком мост через реку Бурея. Мне он очень напомнил знаменитый Витимский мост на западном БАМе, только шире, более безопасный и с ограждениями.
Столица восточного участка БАМ.
За мостом мы съехали на реку и там остались на ночевку.
За день прошли 125 км.
01.09.18. Р. Бурея — Этыркэн
Дальше наш путь приближался к стыку двух субъектов Федерации: Хабаровского края и Амурской области. Как известно, на таких границах и на федеральных трассах порой отсутствуют целые участки дорог, что уж говорить про автодублер БАМа.
Погода нас все ещё радовала, а дорога уже не очень. До Алонки дорога вся в ямах. Едешь как на корабле в шторм — вверх-вниз. Лужи одна за одной и без конца. Дорога достаточно заброшенная. Все чаще встречные говорят, что скоро все дороги закончатся и до Февральска не доехать.
В лужах у меня пару раз сгорел предохранитель зажигания. Причина так и неизвестна. Все меньше и меньше мостов, но крупных рек не было, поэтому бродики проходили без проблем.
Прямо в луже вылетел предохранитель зажигания. Потом ещё пару раз было.
Километров за 20 до Этыркэна дорога вывела нас на площадку около путей, на которой стояло много дорожной техники, лежало оборудование для ремонта путей и дальше шла свежеотсыпанная грунтовка, некоторые мосты были восстановлены. Нас обогнала буханка. Мы поехали по этой хорошей дороге, но на очередной развилке водитель этой буханки поджидал нас. Он сказал, что хорошая дорога здесь уходит на карьер, с которого они отсыпали дорогу, он мастер дорожников и что они подсыпают пути, которые уходят в мерзлоту каждый год на 3-4 см. Сказал, что дальше будет брод через реку Туюн, вдоль которой дорога шла от Алонки и что он на КамАЗе Сайгаке в сторону Февральска проехать не смог, там болото и мы там не проедем.
Мастер дорожных рабочих, сказал, что свежая дорога на карьер, а нам надо в другую сторону.
Поехали в сторону брода. Брод оказался неглубоким, но траектория его слишком изогнутая. Без промера ногами дна переправа не обошлась опять. Преодолели Туюн без проблем.
Измеряем брод через Туюн. Там оказалось мелко.
После Туюна дорога до Этыркэна уже была нормальная. В поселке нашли, кто продает солярку по 40 рублей, подзаправились на всякий случай. В поселке мы встретились еще с дорожниками из той бригады, что видели раньше. Они рассказали, что всю тяжелую технику тащили из следующего поселка Иса, который уже в Амурке, зимой. Только один из них не усомнился в том, что мы сможем пройти «непроходимый» участок от реки Ульма до поселка Иса.
Отъехали от поселка несколько километров, встали на ночевку на площадки около стелы на разделе областей.
Стела на стыке Хабаровского края и Амурской области.
За день прошли около 120 км.
02.09.18. Этыркэн — Иса
День выдался жарким. Впереди нас ждал участок, по которому летом никто не ходит.
Пока завтракали, мимо в сторону реки Ульма проехал мужик на мотоцикле. Встретили мы его чуть позже около поста охраны мостового перехода через реку Ульма. По какому принципу организованы эти посты, мы так и не поняли. На посту еще было двое охранников. Мы немного с ними поболтали. Давешний дядька на мотоцикле рассказал, что поехал специально за нами. Сам он за Ульмой пробовал доехать на 131 ЗиЛе, но проехал недалеко и где-то там в болоте остался лежать такой нужный ему трос, который он просил не забирать. Естественно, тоже сказал, что там многокилометровые мари, что там проехать невозможно и все в таком духе. Обещался на следующий день проехать мимо на рабочем поезде и посмотреть, как далеко мы зашли. Этот дядька и еще один охранник проехались с нами до Ульма, чтобы посмотреть, как мы будем через нее переправляться.
Дядьки с поста охраны моста нас проводили до брода, посмотреть, как мы переправились.
Реку не бродили и поехали наугад. Первым поехал Антон и на выезде благополучно закопался в песке. Он как-то не всегда включал блокировки из боязни порвать полуоси или гранаты. Я решил его объехать. Сунулся в реку вправо и сразу же сел на валун. Раскачавшись выехал обратно и переехал Ульму, обойдя Патрол слева. На другом берегу патроловская лебедка не смогла вытянуть его из засады, я развернулся и двумя лебедками вытащили машину на сухое.
Чуть шаркнул колесами и шпалы рассыпались.
Дальше я пошел первым, потому что впереди нас ждали «непроходимые мари», а опыт езды по болотам у меня немного больше и колеса тоже больше.
Четко видны были следы ЗиЛа. Но радовало то, что кроме него здесь с весны никто не ездил. Еле видны были следы гусянки, возможно, оставшиеся с весны. А раз грузовики болото не распахали и где-то в глине еще оставались следы отсыпки, сделанной лет 30 назад, то и болото оказалось не бездонным.
Сначала пытались объезжать лужи.
Потом определились, что дно в лужах не топкое.
Сначала мы старались объезжать лужи по траве, кустам или кочкарнику, но потом выяснилось, что в лужах можно ехать, предварительно исследовав дно. Несколько раз из-за ошибки пилотирования пришлось лебедиться друг за друга, но, в целом, болото оказалось не страшное. В итоге, 5-7 километровый спецучасток от ж/д разъезда Ульма до разъезда Мустак мы прошли за световой день без потерь.
Последнее препятствие, Патрол черканул брюхом по трубе.
На этом участке я слегка подзае…
Через несколько километров от разъезда Мустак снова пошла свежая отсыпка. Здесь полностью реставрировались мосты, и под одним из них, на ручье Ледяной, мы и заночевали.
За день прошли километров 25.
03.09.18. Иса — Февральск
До поселка Иса так и шла дальше свежая грунтовка. После Исы доехали до большой стройплощадки, после которой опять пошли ямы и лужи. Дорожники нам сказали, что до Февральска дорога есть, но некоторые лужи, обозначенные белыми ленточками, нужно проезжать осторожно, там и КамАЗы тонут.
Тот самый УрАЛ, который Ёлкин фотал весной.
Я про белые ленточки прослушал и эту самую лужу пропустил. Зарюхался по середину двери, но, поелозив туда-сюда, выехал назад. Начал объезжать ее справа по колее, соскочил с межколейки и прилип. Пришлось лебедиться. Антон спокойно проехал лужу, и теперь он поехал первым. Благо, дальше таких глубоких луж не было. Но дорога была очень «так себе». Так и доныряли по лужам до темноты.
Не заметил белую ленту и рюхнулся в лужу.
Пришлось объезжать. И всё равно застрял.
Причем, от обилия луж, мои так называемые герметичные фары набрали воды, и при первом же включении света, лампочки лопнули. Пришлось встать впритык к Антону и ехать, уткнувшись в его корму. В Февральск въехали в темноте. Хорошо, что на въезде оказалось кафе с гостиницей. Я остался ночевать в Громиле, а ребята сняли номер.
Тут-то мои «герметичные фары» воды и набрали, а в темноте лампочки в них мгновенно лопнули.
За день прошли около 80 км.
04.09.18. Февральск-Селемджинск
От самого Комсомольска Антон периодически созванивался с парнем из Февральска, у которого он ранее выяснял всякие подробности про БАМ и который ждал нашего приезда, чтобы, если что, помочь с переправой через Селемджу. В районе Февральска автомобильного моста нет. Мост через реку построили совсем недавно в 25 км от Февральска там, где раньше была паромная переправа на дороге Свободный — Февральск — Экимчан.
С утра мы встретились с этим человеком. Съездили на Селемджу под ж/д мост, ширина реки и течение внушили уважение. Если бы мы собрались переплывать на поплавках реку, то нас обещали отбуксировать моторной лодкой. Оттуда же позвонили в ПЧ насчет платформы. Цену за платформу до Дугды нам озвучили в 40 тысяч за машину. И был еще третий вариант — старая тракторная колея от Селемджинска на другом берегу реки за мостом до БАМа. Но местные вездеходчики по телефону, а потом и встретив нас в поселке лично, сказали, что там не проехать.
К ж/д мосту в Февральске не подступиться, запретка.
Здесь мы обдумывали план форсирования Селемджи под ж/д мостом вплавь на мешках и поплавках.
Давно у нас не было дневки. Решили встать на берегу Селемджи в районе Селемджинска почти под самым мостом. Я отрегулировал ступичные подшипники, просверлил отверстия в фарах, чтоб набравшаяся вода сливалась и лампы больше не перегорали. Антон тоже отрегулировал ступицы. В одной была вода, поэтому он набил ее новой смазкой.
Автомобильный мост через Селемджу. Жаль, что дорога идёт совсем не туда, куда нам надо.
Решили прикинуть наши шансы на то, чтобы добраться до Дугды своим ходом. За Селемджой нас ждали еще 4 реки (Бурунда, Меун, Нора, Дугда и речки помельче), на которых нет бродов и мостов. Плюс сама колея от Селемджинска до БАМа. Подумав, прикинув необходимое время и обсудив перспективы, мы решили попробовать пройти сколько сможем по колее и, если там все затянется надолго — объехать спецучасток Февральск — Дугда по асфальту. Благо, была такая возможность.
Днем было тепло и даже немного жарковато, но к вечеру задул сильный ветер. За ночь у нас ветром повалило шатер и чуть не унесло, хорошо, что я его привязал к машине. Ребята собрали палатку и перебрались спать в машину. Только маркиза, заблаговременно придавленная сверху бревном, устояла.
05.09.18. Селемджинск — Шимановка
Вездеходчик нам говорил, что мы не сможем доехать даже до реки Икинда, а уж о том, чтобы переправиться через реку, и речи быть не могло. До реки доехали, даже не сдуваясь ниже наших обычных бамовских 1,5 очков. Река тоже была не очень глубокая и брод не очень топкий. Правда я сначала поехал без газа и засел, но Антон прошел брод своим ходом.
За рекой уже было намного интереснее. Болото, распаханное гусянками, но ехать там можно. Мы прошли пару километров почти не застревая. Правда приходилось сильно петлять и разведывать каждый метр пути. Место там интересное, но время, отведенное на поездку, подходило к концу и что будет дальше, на самом БАМе, сколько мы там проведем времени было неясно, а до запланированного выезда в Тынду оставалось 10 дней. Развернулись обратно, прошли ходом брод и вернулись в Февральск.
Ариэль Антоныч говорит: «Куда вас несёт, родители?»
Оттуда поехали к федеральной трассе. До федералки надо было пройти 300 километров по хорошему грейдеру, потом 250 километров по асфальту и еще 100 км асфальта до Зеи и 150 до Огорона. К ночи выехали на асфальт и заночевали в около кемпинга в Шимановке.
06.09.18. Шимановка — Огорон
Быстро долетели до города Зея. Там пообедали и двинулись дальше. Погода совсем испортилась. Ехали в тумане. Но грейдер от Зеи неплохой. Прошли Огорон и встали за ним на карьере в лесу. Решили скататься до Дугды в сторону Февральска, посмотреть, какая там дорожка.
Фото отлично передает настроение дороги Зея — Огорон.
07.09.18. Огорон — Дугда
Утром навстречу попался КамАЗ, сказал, что до Дугды мы проедем без проблем. Но в некоторых лужах воды ему по бампер.
От Огорона до реки Тунгала грунтовка более-менее нормальная. Местами ведутся работы по ремонту путей, там работает дорожная техника и соответственно, дорога ремонтируется, расширяется и отсыпается. Брод через реку я опять пошел мерить в болотниках, набрал воды. Погода была холодная, пришлось переодеваться в сухое. Перед противоположным берегом траектория брода была с поворотом. Прошли без проблем.
Проходить надо по дуге, перед выездом глубоковато.
За поселком почти сразу начались длинные глубокие лужи. Вода в лужах стояла нетронутая, видно было, что если кто и ездил, то давно. Но след от грузового автомобиля присутствовал. Я пошел первым, некоторые лужи пришлось проходить на пониженной передачи. Сзади Бегемот несколько раз подсаживался, ему не хватало клиренса. Но и этот участок остался позади.
Лужи на пути к Дугде. Кадр из видео.
Дошли до поселка Дугда. Пока ребята закупались продуктами в магазине, подошли местные, очень удивлялись, как мы прошли участок от Тунгалы, там и на Уралах грустно ехать. Сказали, что через реку Дугда моста нет. Но мы решили доехать до реки, чтобы непройденной дороги вдоль БАМа было минимум.
Река всего в трех километрах от поселка. У реки лежало несколько длинных лодок. Брода, конечно, никакого нет, река глубокая, но течение медленное. В принципе, переправиться на поплавках вполне реально.
Течение в р. Дугда медленное, автомобильного моста нет.
Встали лагерем на насыпи старого моста. Весь день лил дождь, и шатер раскидывали тоже под дождем.
08.09.18. Дугда — Огорон
С утра двинули обратно, в сторону Верхнезейска. За день прошли то же расстояние, что и сюда. Но в лужах воды стало побольше. Первым шел Антон, все колеи, которые он сгладил мостами вчера, сегодня прошли без проблем. Только в объезде одной из луж по болотистому берегу мне пришлось подтянуться лебедкой, потому что упал мимо колеи.
Подзастрял по пути обратно, размотал лебедку.
Тунгала. Типичный БАМовский поселок.
В реке Тунгала из-за дождя вода поднялась сантиметров на 20, но преодолели брод без проблем.
Термостабилизаторы грунта около мостов (синие колонны), чтобы мерзлота под полотном не таяла.
Заночевали на том же самом карьере.
Место ночевки. К утру нас присыпало снежком..
09.09.18. Огорон — Верхнезейск
Ночью выпал снег, и было очень холодно. Спали в заведенных машинах. Почему-то мне казалось, что раз в сторону Огорона дорога не очень хорошая, то уж в сторону Верхнезейска дорога будет как минимум такая же, как и от Зеи до развилки Огорон-Верхнезейск. Поначалу дорожка так и выглядела. Белая песчаная полоса прямая как стрела уходила за горизонт. Но эта песчаная грунтовка оказалась лежневкой из бревен, проложенной по болоту, которое пересекает уйма ручьёв.
Сначала нас очень тормозили огромные ямы в песке. Разогнаться выше второй повышенной скорости почти не получалось. А потом пошли пересечения дороги ручьями и в этих местах на дороге были глубоки лужи длиной до 50 метров. Эти лужи прекрасно просматриваются на спутниковых снимках. Меня опять пустили вперед, но я постоянно норовил убежать вперед, потому что в таком режиме Антон ехал медленнее.
Огорон — Верхнезейск. Лужи по «полкилометра».
Огорон — Верхнезейск. Песок и болото.
В одной из луж на выезде какой-то м…к оставил прицеп, груженный каменным углем. Объехать по твердому его никак было нельзя и пришлось объезжать по болотистой колее. Я, как водится, провалился с межколейки и прилип. Хорошо, рядом были деревья, и я смог вылезти. А Антон следом прошел по межколейке сам почти до конца объезда, потом чуть подтянули его лебедкой и все.
Прицеп с углем посреди лужи, которую не объехать.
Объехать и не получилось, стащило в сторону.
Из-за обилия в последние дни водных преград на Громиле растянулись ремни привода генератора и стрелка вольтметра стала показывать маленькую зарядку. После лебежения аккумуляторы подсели, и зарядка стала совсем грустная, и даже стеклоочистители чистили стекло от брызг в лужах все медленнее и медленнее. В одной из луж я выбрал неправильную передачу, и машина заглохла, а запустить двигатель не получилось, потому что аккумуляторы сели окончательно.
Антон обошел меня, зацепил тросом и запустили Громилу с толкача. Больше я двигатель сегодня не глушил.
Река Ижак. Остатки старого автомобильного моста.
Такая дорога шла 30 километров до реки Ижак. На реке на месте моста остались только металлическая основа. Но подъездов к ней не было. Видны только следы по броду. Антон промерил дно в забродах. Глубоковато, но мы прошли брод друг за другом без проблем. Следующим препятствием была река Уркан, в которую впадал Ижак как раз в месте брода, через 3 километра отсюда.
От Ижака до Уркана уже на дороге виднелись следы гусениц и грузовой техники. Когда мы подъехали к броду, там стоял рабочий с железной дороги, он указал нам, что на той стороне реки, в районе песчаной косы стоит КамАЗ, засевший по самую кабину в реке. Этот КамАЗ пошел вброд уже после того, как реку форсировал гусеничный вездеход. Вездеход вышел на другой берег раньше косы.
Брод через Уркан. Вдалеке видно застрявший в песке под берегом КамАЗ.
Нам тоже надо было как-то переправляться. Возвращаться обратно по этой дороге, по этим бесконечным лужам совсем не хотелось. Антон в забродах сходил на тот берег. Река небыстрая, но дно местами песчаное, местами илистое. Но прямо напротив нас выход из реки и дно не были распаханы грузовиками. Решили идти здесь, а на крутой берег вылезть на лебедках. Первым пустили Антона, потому что у него мехлебедка, а у меня с зарядкой проблемы и могло не хватить емкости аккумуляторов.
Антон промерил брод в нескольких местах. Дно оказалось не топким.
Перед переправой штурманом в реку пустили Лизу в забродах, потому что нам с Антоном надо было быть за рулем. Тут мы совершили оплошность, для подстраховки зацепили обычные два троса и их к моей лебедке. Но крюк у меня без защелки, поэтому, чтоб петля троса не выскользнула, я продублировал крюк шаклом. Антон пошел на тот берег и тросов не хватило. Пока Лиза пыталась раскрутить шакл, в «Бегемот» набралось много воды. Потом его освободили, и Патрол на лебедке выскочил на берег. Следом пошел я. Неудачно заскочил на берег и промазал мимо колеи. Пришлось подтягивать наверх моей лебедкой.
На крутой берег Уркана пришлось затягиваться лебедкой.
На берегу выяснилось, что Антон слишком резко дернул трос включения своей лебедки и оторвал. Я отбуксировал его на песчаную косу, где он под машиной выключил мехлебедку и констатировал тот факт, что теперь Патрол остался без лебедки, ибо трос включения ремонту не подлежал.
Тут же на косе сушились и ночевали.
Пока мы развлекались на берегу, КамАЗ каким-то чудом смог вызволиться из реки, и они уехали в Верхнезейск. А мы решили встать на ночлег, поскольку уже смеркалось и надо было просушить машины. В Бегемоте вода даже залилась в ЗИП и Антон разобрал все барахло для просушки.
10.09.18. Верхнезейск
После Уркана пошла хорошая отсыпка до самого Верхнезейска.
С утра потеплело. К обеду даже распогодилось до +18. Просушили все мокрое барахло, собрались и к обеду выехали в Верхнезейск. По пути был всего один брод через Амутачи. Но брод неглубокий и несложный.
Через Зейское водохранилище здесь ходит паром. Причем можно договориться и на пароме добраться до поселка Горный, сразу же на том берегу, поселка Хвойный, за рекой Мульмуга и даже обратно в Зею.
Первым делом мы отправились на берег водохранилища, чтоб поискать паром. Мы думали, что есть какой-то более-менее цивилизованный причал, там можно получить информацию о пароме. Даже увидели, как причаливает какой-то паром, правда палуба баржи была завалена хламом. А когда паром причалил, я сходил пообщаться с капитаном. Хотя капитан был, мягко говоря, не в себе, но телефон другого паромщика он в своем смартфоне найти и дать мне смог. Сам он нацелился на переправу груза в Зею.
Железнодорожный мост через Зейское водохранилище.
У Антона был контакт с местным парнем, поэтому телефон паромщика взяли и у него. По этим двум телефонам нам озвучили цену на паром до Хвойного 15 тысяч с машины. Время поджимало и на переправу через Мульмугу тратить его совсем не хотелось, особенно после снега и -5 позавчера.
Паромщик обещал нас взять на борт назавтра вечером, а сегодня мы купили продуктов, заправили на нефтебазе 200 литров и встали на берегу на ночлег и последующую полудневку.
На берегу Зейского водохранилища.
11.09.18. Переправа в Хвойный
С утра мы не планировали никуда торопиться, но паромщик отзвонился в 12 и сказал, что будет через час в Верхнезейске (сам он из Горного). На горизонте мы увидели паром, и пока собрались, он как раз причалил к нашему берегу где-то в районе ж/д моста.
Мы поехали искать, но попали в нужное место не сразу. Там нас затолкали в самое начало баржи и подперли двумя грузовиками, которые шли до Горного.
Наш паром Верхнезейск — Хвойный.
Отчалили от берега во втором часу дня. В Горный паром пришел через час. Там мы прождали около часа и совместно с еще двумя легковушками отправились в Хвойный. Эти 40 километров мы шли часа 4 и уже ближе к вечеру выгрузились на берег в Хвойном. Там съездили в поселок, набрали воды у местных в канистру и встали на берегу, потому что уже смеркалось. К вечеру опять погода испортилась и заморосил дождь.
До Хвойного в общей сложности часов 6 шли с остановками.
12.09.18. Хвойный — река Унаха
От Хвойного сразу поехали к мосту через Мульмугу. Оценить возможность переправы на поплавках. Вода в реке не то что спокойная, а я бы даже сказал, стоячая. Реку подпирает Зейское водохранилище. Железнодорожный мост очень высокий, и берег в том месте обрывистый. А там, где остались насыпи старого автомобильного моста, оба берега достаточно пологие. Я так понимаю, здесь проходит автозимник. На первый взгляд проблем при переправе не должно было бы возникнуть. Единственное, деревья, за которые можно заякориться, далеко, но на берегу лежат огромные валуны, можно зацепить трос за них.
Ж/д мост через Мульмугу. Если ехать с Тынды на восток, то это первая река, через которую надо как-то перебираться вплавь.
Место предполагаемой переправы.
Небольшая преграда, повозюкались в ней немного.
Оценив реку, поехали в обратную сторону. И уже старались ехать с минимальными остановками. Здесь Антон уже катался в 2011 году, но с тех пор дорогой занимались. Где-то расширили, где-то спрямили. Построили новый мост через реку Тутаул, которого раньше не было. Доехали до поселка Тутаул. Там парни на 80-ке сказали, что в реке Брянта поднялась вода. И Антон говорил, что последний глубокий брод на нашем пути — эта река.
Доехали до Брятны. Антон в забродах сходил на разведку. Траектория была причудливая, и мы поставили Лизу рядом с ямой в реке, чтобы не угодить машиной туда. Антон пошел первым, но я вспомнил, что он вроде не подключил хабы. Вовремя успел его остановить, а то бы поехал на заднем приводе и не факт, что прошел бы переправу, а ниже по течению в воде торчали остатки старого моста и течение в ней достаточно быстрое. Но все закончилось благополучно и брод мы прошли без потерь.
Здесь уже вовсю осень. Даже лиственницы опали.
Добрались до поселка Дипкун и встали на ночлег на берегу реки Унаха. В темноте к нам подъехал дедок из местных на ниве. Остановился, немного пообщались.
13.09.18. Река Унаха — Тында
Погода не радовала уже который день. Хмурым утром поехали в сторону Тынды. Здесь уже совсем глухая осень. Листва с берез облетела, лиственницы все желтые и частично с опавшей хвоей. Кустарники, как это обычно бывает в тундре, с очень разноцветной листвой. Цвета, конечно, очень разнообразные. Но на фоне хмурого неба, накрапывающего дождя все это выглядит достаточно уныло.
Чем ближе к Тынде, тем осень всё ближе к зиме.
Первым делом Антон повел нас в старый трудовой лагерь северокорейцев. В 2010 году сюда приезжал американский корреспондент и даже снял репортаж про них. Малоизвестный факт, что северокорейский трудовой десант работает много где в РФ и зарабатывает деньги для молодой северокорейской родины. Не знаю, по какой причине, возможно, из-за репортажа, но этот лагерь на БАМе расформировали в 2011 году, рабочих увезли, наверное, домой, но сами строения оставались на месте.
Остатки лагеря северокорейцев.
Больше вообще никаких следов не было, что тут жили корейцы.
А мы застали намеренное разрушение лагеря и даже, я бы сказал, зачистку следов. Не осталось вообще никаких следов плакатов, надписей по-корейски и прочего. Антон нашел под какой-то рухнувшей стеной обклеенную корейскими газетами панель. Сделав несколько снимков, мы съездили еще на бывшую котельную. Там-то рабочий нам и сказал, что они вывозят отсюда все ценное, чтобы «никто не разграбил».
Здание планомерно разбирается/разрушается.
После посещения лагеря мы уже поехали без остановок дальше, и еще засветло добрались до асфальта и въехали в Тынду. Там сняли квартиру.
На следующий день я обслужил Громилу, заменил колодки, прошприцевал карданы, проверил масла в редукторах и вечером 14.09 поехал домой, в Нижневартовск.
В дороге еще было два форс-мажора. Сначала у меня перестал включаться стартер, пока его чинил (снимал-ставил), сорвал поясницу, дальше ехал на уколах от медпункта к медпункту (сам себя я так и не решился уколоть). Сидеть за рулем долго никак не мог из-за сильнейшей боли, поэтому ехал в режиме, 40 минут за рулем, 10 минут отлёживаюсь на спальнике, пока машина стоит на обочине. Второй форс-мажор — паром из Каргаска, который я там прождал сутки, не пришёл, ждать следующего надо было ещё двое суток, и, чтобы не опоздать на работу из отпуска, я с больной поясницей поехал в объезд, а это ещё плюс 3000 км.
В итоге домой я приехал 23.09.18 г. утром.
Заключение
У Антона есть свой отчёт об этой поездке. Там же и про нашу совместную поездку по Восточному БАМу.
А также небольшой видеоролик.