|
Почти в самом центре Евразии, на юге Казахстана, вырвавшись из гор Тянь-Шаня, течёт река Или — самая большая река Семиречья. Начавшись в Китае от слияния рек Текес и Кунгес, пробежав отмеренные ей природой полторы тысячи километров, она отдаёт свои воды озеру Балхаш. Больше половины своего пути река проходит в Казахстане и здесь, немного ниже плотины Капчагайской ГЭС, недалеко от берега реки, был воздвигнут Город Кочевников.
Произошло это примерно двадцать лет назад, когда киностудия «Казахфильм» и ещё две компании помельче приступили к съёмкам фильма «Кочевник». Этот совместный казахско-французский фильм, основанный на произведении И. Есенберлина, стал ярким произведением киностудии.
Сценарий был написан Рустамом Ибрагимбековым, известным российским и азербайджанским сценаристом. Он же, совместно с Милошом Форманом и другими, был продюсером этого проекта. Работу чешского режиссёра Ивана Пассера, который снял основную часть ленты и затем отказался от этого фильма, продолжил Сергей Бодров.
В главной роли Абильмансура (Абылай Хана) занят мексиканский актёр Куно Бекер. Лучшего друга Абильмансура, Ерали, представляет американец Джей Эрнандес. Их учитель и духовный наставник по имени Ораз, спасший и вырастивший Абылай Хана — Джейсон Скотт Ли, американский актёр китайско-гавайского происхождения. Главного джунгарского злодея играет Марк Дакаскос, американский актёр, каскадёр, кинорежиссёр и мастер боевых искусств. Замечательная музыка к фильму написана композитором Карло Силиотто.
Идейным вдохновителем этой киноэпопеи был Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, а главным консультантом фильма стал И. Н. Тасмагамбетов, бывший премьер-министр Казахстана и Государственный секретарь.
В целом, в создании этой масштабной картины приняли участие представители двадцати государств, от Японии до Израиля. Бюджет киноэпопеи составил 34 000 000 долларов США (по другим данным — 40 млн. долларов США). Только на закупку оборудования ушло 5 000 000 долларов, потому что, по словам экс-директора «Казахфильма» Сергея Азимова — «Техникой “Казахфильма” можно было только гвозди забивать!»
Кассовые сборы от проката фильма — чуть больше трёх миллионов долларов.
Пересказывать захватывающее содержание картины не буду, эту ленту может посмотреть каждый желающий, я хочу рассказать о том, как сейчас выглядит основная декорация к фильму — сам Город Кочевников. С момента окончания съёмок уже прошло пятнадцать лет, и стоит глянуть — что же сейчас представляет из себя киноплощадка фильма «Номад».
Первый раз я посетил это место в 2007 году. Тогда там всё было почти новое, ведь с момента окончания съёмок прошло всего несколько лет. Посетителей практически не было, мало кто знал об этой Крепости, да и мы тогда заехали сюда мимоходом, катаясь вдоль реки Или. Последнее время, особенно в период карантинных ограничений, посетителей стало гораздо больше, ведь ехать-то особенно некуда стало. А тут рядом с городом, дорога не сильно страшная, место почти историческое.
Но впечатления у людей, посмотревших на эти декорации, были смешанные. С одной стороны, необычное место, связанное с историей Казахстана. Ведь каждому хочется узнать, какие города строили кочевники. С другой стороны, всё рассыпается на глазах, грязно, мусор, а забота владельцев этого объекта о посетителях состоит лишь в том, чтобы собрать по 1000-2000 тенге с человека.
Чтобы увидеть всё это снова своими глазами, решил прокатиться в ясный зимний день и посмотреть — живы ли ещё эти декорации и как они сейчас выглядят.
Вся поездка заняла у меня шесть часов. Туда-обратно получилось двести километров, и хорошая дорога составила примерно две трети пути. Остальная часть маршрута сложностей для моей машины MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model не представляла, но спуск к реке в дождливую погоду может стать проблемой, поэтому расскажу о дороге немного подробнее.
От южной столицы Казахстана до города Капчагай никаких проблем с дорогой нет — это платная магистраль, скорость до 140 км/час, стоимость проезда 200 тенге для легкового транспорта. Затем, на развязке (43.900811, 77.081978), уходим с трассы налево, в направлении посёлка Казахстан. Вскоре дорога портится, но потихоньку ехать можно. Время от времени от асфальта уходят дорожки в степь, к реке Или. Но не спешите поворачивать, иначе сам спуск к реке может быть крутым и опасным. Свернуть направо, к реке Или, я рекомендую попозже, в точке с координатами 44.059373, 76.943531. В этом месте стоит «указатель», чуть дальше вас извещают, что проезд стоит 2000 тенге.
Подробная видео-инструкция — как проехать в Город Кочевников.
Всё это я сделал и в одиннадцать часов утра подъехал к забору. Крепость была совсем рядом, но дорогу преграждал стальной трос, натянутый между двумя столбами. Рядом стояли какие-то сараи, времянки, вагончики, как предместье Города Кочевников. Ни одной живой души поблизости не наблюдалось. Несколько раз посигналил, но никто не спешил получить привезенные мною 1000 тенге. Заглушив мотор, я вышел из машины и перешагнул через трос.
Первым на мои крики «Хозяева, есть тут кто-нибудь!» отреагировал щенок, взявшийся неизвестно откуда. Весело вертя хвостом и ластясь к моим ногам, он явно рассчитывал на угощение. Обдумывая, чем бы вкуснее его отблагодарить за гостеприимство, я сделал ещё несколько шагов. Наверное, напрасно. С двух сторон ко мне подошли «щенячьи родители», две дворняги, размером чуть меньше дога. Бежать уже поздно, умирать ещё как бы рано, пришлось ласково уговаривать собак вести себя прилично. Уговорил. Потыкались своими мордами в карман, ничего съестного не обнаружили и потеряли ко мне всякий интерес. Я не обиделся, медленно вернулся к машине, ещё несколько раз посигналил, а потом опустил трос и проехал к крепости (44.036984, 76.995279).
Видео-экскурсия по улицам и стенам Города, как альтернатива чтению.
Конечно, город не настоящий, но размеры декораций впечатляют, они заняли участок земли площадью 5000 квадратных метров. Длина основной стены крепости почти сто метров, в центре стены находятся «главные ворота города». Фотография этих ворот уже была чуть выше в рассказе, но они постоянно закрыты, поэтому надо идти в обход, вправо. Куча старых шин около крепостной стены то ли свидетельствует об отбитом штурме цитадели, то ли служит признаком подготовки каких-то событий.
Именно эти стены во время штурма крепости обстреливала артиллерия джунгар, и мелькнувший на секунду в кадре светловолосый европеец в камзоле, взмахом руки положивший начало битве, судя по всему и есть Юхан Густав Ренат — шведский артиллерист, попавший в русский плен после Полтавской битвы, отправленный в Москву, затем в Тобольск, потом снова взятый в плен, но уже джунгарами, и основавший у них артиллерийские, оружейные и горнодобывающие заводы.
На следующей фотографии этот же участок стены, но теперь — вид сверху. Вот по этой площадке ходили доблестные защитники твердыни, отбиваясь от джунгарских полчищ.
На стену я поднимусь несколько позже, пока же хочу пройтись по улицам и площадям древнего Туркестана — судя по всему, именно этот город и обозначают декорации к фильму. Город, где родился и где похоронен Абылай Хан — первый хан всего Казахского ханства, показанный под своим настоящим именем, Абильмансур, в фильме «Кочевник».
Первые шаги по городу вызвали некоторое недоумение — уж слишком реалистичны обшарпанные стены, абсолютно лишними выглядят кучи мусора и земли, непонятными кажутся помещения из пеноблоков, пристроенные к крепостной стене. Венцом недоразумения является валяющийся посреди города ржавый кузов машины.
Проходя мимо первого переулка, я повернул голову направо, невольно остановился и подумал — а вот это что-то новенькое появилось! Удивление было понятным, вид отреставрированного здания настолько контрастировал с общей обшарпанностью, что сооружение казалось построенным только что.
Даже при ближайшем рассмотрении всё это выглядело неплохо и достаточно аккуратно. Вот только розовый колер, использованный реставраторами, противоречил сценам из фильма, но, как говорится — чем богаты, … то и прячем. Стало понятным, что определённые работы по кропотливой реставрации декораций идут и кучи строительного мусора разбросаны по территории не просто так.
Стоящий рядом минарет ещё только ожидает своей очереди. Ощутимый наклон придаёт ему некоторый шарм и вызывает ассоциации с Пизанской башней. Но если таки вспомнить, что это не настоящее сооружение, а только лишь макет, то умение создателей этих декораций вызывает уважение, ведь у нас настоящие новые многоэтажные дома могут дать крен спустя несколько лет после постройки. Так что здесь, считай, построено на века.
Центральные ворота города. Закрыты наглухо. Похоже на то, что последний раз они открывались во время атаки войск Тамерлана. Да-да, эти декорации использовались также в фильме Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». Посмотрите начало фильма, штурм короткий, вместо артиллерийского обстрела герой просто пробивает стену своей лошадкой. Заснеженный пейзаж в киноленте один в один, как у меня на видеоролике.
Башни, что стоят по обе стороны от главных ворот — это самые высокие сооружения в крепостной стене. Их высота примерно девять-десять метров, почти четырёхэтажный дом. Освещённые ярким солнцем розоватые украшения башен притягивают взгляд и выделяются свежестью и новизной на фоне остальной стены. Очень приятно, что есть у нас в стране такая профессия — реставратор декораций.
Теперь настало время подняться на крепостную стену и посмотреть на Город сверху. Поднимаясь по ступенькам, я немного опасался — как бы это всё не рухнуло подо мной, но обошлось. С площадки, что идёт вдоль всей стены, открывается панорама декораций.
Здесь, наверху, есть несколько сооружений с куполами. Возможно, это ханские палаты, положение как бы соответствует, выше всех остальных домов. Но двери, ведущие внутрь, крепко заперты, так что ознакомиться с внутренним убранством палат возможности не представилось.
Угловая башенка, видимая на следующем снимке, ближе всего к земле, поверхность здесь с небольшим уклоном в сторону реки, и это хорошо заметно, когда идёшь вдоль стены. Взгляд на реку будет чуть позже, а пока впереди центральная часть стены над главными воротами.
И здесь становится хорошо видно, из чего сделаны купола минаретов и башен. Нарезали пенопласта, обмазали глиной и готово. Легко, технологично и внешне красиво.
Здесь же находятся несколько орудий обороны крепости — большие котлы, в которых кипятили смолу или воду и лили, при необходимости, на головы неразумных джунгар. В фильме хорошо видно, как вдоль стены стоят эти котлы и под ними полыхает огонь.
Мне повезло с погодой, светило яркое солнце, и панорама Города на фоне холмов была весьма симпатичной. Создавалось даже впечатление, что это могучие горы на фоне настоящего города.
А вот и последняя, самая ближняя к Или башня. Вид на реку отсюда просто великолепен. Но наслаждался я этой панорамой с опаской — пол подо мной угрожающе скрипел и потрескивал, так что долго я там не задерживался. Вообще, честно говоря, ходить по этим стенам несколько рискованно. Я был один и то — потрескивало. А если компания человек пять, да ещё с резкими движениями…
Прогулкой к дальней башне закончилась экскурсия по Городу Кочевников. Я спустился вниз, вернулся к машине и попытался разобраться в увиденном.
Что могу сказать? Сами декорации были сделаны в своё время просто здорово — красиво, с размахом и очень прочно. Не берусь судить о исторической достоверности этой архитектуры, но ведь и фильм снимался не документальный, а художественный. И место было выбрано весьма удачно — протекающая рядом река Или делает общую картину живой и эффектной. Что же касается настоящего состояния Города, то его иначе, чем катастрофическим, назвать трудно.
Можно хорошенько отремонтировать всё это, укрепить, отреставрировать и уже тогда показывать за деньги, как экспонат истории Казахстана, как один из городов, построенных кочевниками. Но в таком случае надо и рядом порядок навести, сделать это место привлекательным и удобным для посещения. А пока что всё это удобно только одному человеку — «директору шлагбаума». Кстати, очень популярная профессия. Ничего делать не надо, поставил два столба, натянул трос и собирай деньги неизвестно за что.
Ну, а если не получается сделать красиво и аккуратно, то надо снести всё это, пока кто-нибудь не провалился в дыру и не сломал себе шею.
Но будет по-настоящему жалко, если этот Город Кочевников навсегда исчезнет с туристической карты Казахстана.
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.