|
Приветствую всех любителей автопутешествий!
2020 год выдался очень тяжелым, особенно в плане путешествий и особенно в плане автопутешествий. Ну, раз границы закрыты, в России тоже есть что посмотреть, направление в сторону Алтая. Читателей Дрома не удивишь поездкой в Алтай, но вдруг кому будет полезно.
Вообще, поездки в Алтай были у меня в планах, но как-то не придавал особенного значение этому краю. Ну, мол, Алтай и Алтай и на этом все. Ох, как я ошибался, и рад, что ошибался!
После того как капитально и дорого подготовил авто, после выбивания 2-недельного отпуска направление на Восток.
Старт в июле 2020 года, г. Альметьевск, Татарстан. На одометре 225000 км. Ну, а так как до Новосибирска я уже побывал во всех крупных городах, то Барнаула доехал за 3дня. Есть такой географический шутливый вопрос, как правильно в России называть Алтай: Республика Алтай или Алтайская область. И многие жители России не знают правильного ответа. Алтай и Алтай, он же один! А мы-то знаем, что Алтайский край — столица Барнаул, а Республика Алтай — столица Горно-Алтайск.
Барнаул. Среднестатическая столица области.
Не запущенный, благоустроенный, чистый, там и тут ведутся ремонтные работы. Наверное, является главным перевалочным пунктом для дальнейшего покорения Алтая.
А для хорошего отдыха можно погулять по центральному проспекту Ленина (название центральной улицы, как и во всех городах России), с выходом на набережную реки Обь.
Администратор хостела рассказала, что в это время в прошлых годах «яблоку негде было упасть», а тут жил один на всю комнату.
После Бийска в селе Сростки находится одна из главных достопримечательностей Алтайского края. Село Сростки, где родился и вырос известный российский режиссер, актер и сценарист Василий Шукшин.
Много музеев в честь него: школа, дом, сад и т.д. А за селом, на горе Пикет, установлен памятник Шукшину. В виде уставшего грозного мужчины, но с мечтательным взглядом на горизонт!
И уже с 70-х годов в селе проводится фестиваль «Шукшинсике дни на Алтае», где в программе чтение стихов, кинофестивали, танцы и т.д.
Итог от себя: Не впечатлило. Да, виды шикарные! Да, горизонт и пейзажи завораживают, но как-то не зашло. Бывает.
Республика Алтай. Горно-Алтайск. Расположен буквально на границе между областями.
Единственный город в Республике. Наверное, это связно с историческим образом жизни алтайцев: скотоводство, сельское хозяйство, собирательство.
Сам же город запомнился категорически с отрицательной стороны. В городе смотреть вообще нечего, дороги плохие, благоустроенности нет, хостелов нет (казалось бы, открывай и руби бабки). Есть центральная площадь, и то так себе. И самое главное, в городе нет объездной дороги. То есть буквально все едут по центральной улице: и большегрузы, и самосвалы, и общественный транспорт, и легковые. Запомнился момент, в июле в республике Алтай было наибольшее количество заболеваемости людей. Так вот, захожу в магазин, как полагается, в маске и перчатках (в Татарстане, с этим очень строго, облавы, штрафы), и продавщица мне говорит: «И не жарко Вам в маске?!» Тут я выпал в осадок, «Вы в курсе, что в стране пандемия, и надо хоть как-то обезопасить себя?»
После Горно-Алтайска, по моему мнению, идет 3 развилки, 3 туристических направления. И о каждом хочу субъективно (возможно, криво) более подробно рассказать. Как говорится в сказке: направо пойдешь то-то… Налево пойдешь то-то…
1 Туристическое Направление: Северный берег Телецкого озеро, поселок Артыбаш. От города Горно-Алтайск до поселка, вдоль реки Бий. Дороги плохие, нужно быть начеку. В СМИ пишут, что планируется капитальный ремонт этого участка. Вообще, на северном берегу два поселка: Артыбаш и Иогач, и разделяет их небольшой мост. Изначально они были рыбацкими поселками, а сейчас стали центром туристического отдыха. Нереально большое количество турбаз (первая турбаза на Алтае построена именно в Артыбаше), огромное количество услуг: от туристического катания на лодках до экстремальных пеших прогулок. На любой вкус и кошелек. От предоставляемых услуг буквально тошнит и кружится голова.
Прокатился на туристическом катере.
Предлагается два варианта экскурсии: быстрый, и более долгий с посещением 3-4 водопадов. Ну, а если позволяет бюджет, за 10-15 тыс. рублей можно заказать и полную поездку по всему Телецкому озеру.
1. Водопад Эстюба. До водопада идет живописная тропинка.
Сам водопад небольшой размером, но по дороге, видя, как и какие бревна лежат, не сомневаешься в его силе.
Вода буквально вырывается из скальной породы и обрызгивает тебя чистой прохладной водой.
2. Водопад Корбу. Вот это настоящий водопад, вот мощь, вот это сила.
Шум оглушает, а водный пар моментально окунает в свой мир.
Человеку, который очень редко видит горные водопады, трудно будет оторваться от этих пейзажей. Эти картинки, несомненно, надолго останутся в вашей памяти.
3. Водопад Чедор. И… как назло, сел смартфон! На словах, этот водопад что-то между средними Эстюба и Корбу. Но в Чедоре построена площадка с красивым видом на Телецкое озеро.
Стоимость такой поездки: 1800 руб./чел. И так как все водопады находятся на заповедном участке, то и вход платный: 100-200 руб./чел.
2 Туристическое Направление. Чемальский тракт: Усть-Сема — Чемал.
Поселок Чемал, столица Чемальского района.
Туристический поток здесь огромный, поэтому руководство построило отдельную большую удобную парковку (плюс к карме).
2.1. Остров Патмос и Храм. Маленький остров на реке Катунь с отвесными скалистыми склонами.
Патмос в горном Алтае известен человечеству уже более 150 лет. Здесь в середине XIX века жили вдали от людей монахи. На остров ведёт подвесной пешеходный мост.
Высота над рекой Катунь около 15 метров. Сам храм был построен в 1850 годах и в настоящие время является женским монастырем. На самом острове смотреть нечего, но прогуляться по подвесному мосту и восхититься пейзажами стоит.
2.2. По козьей тропе до Ворот Сартакпая. Сартакпая — узкое скалистое место слияния двух рек Чемал и Катунь.
По одной из многочисленных легенд, жил Богатырь Сартакпай. Был он влюблен в реки Чемал и Катунь, и была это любовь столь большая, что он не мог выбрать, в которую больше влюблен. И решил он своею богатырскою силой соединить две реки.
И уже несколько столетий мутные воды Катуни сливаются с прозрачным течением Чемала.
2.3. Чемальская ГЭС. Чемальская ГЭС построена в 1935 г. силами заключённых Сибирского управления лагерей особого назначения.
На стройке работало до семисот заключённых. В настоящее время плотина функционирует только в качестве музея. В туристический сезон в здании электростанции проводятся экскурсии. Вход платный, смотреть нечего. Ну а так как поток туристов здесь огромный, то ассортимент предлагаемых услуг тоже огромный. От кафе, магазинов до прыжков на тарзанке. Что категорически не понравилось — как один предприниматель предлагал сфотографироваться с обезьянкой! ЧТО?! Фотка с обезьянкой и Алтай?! Вы серьезно?! Действительно, беспощадный русский бизнес.
Далее углубляемся в сторону водопада Че-Чкыш.
2.4. Не доезжая поселка Еланда, в живописном месте, находится водопад Че-Чкыш (и тут вход платный).
Водопад небольшой, высотой примерно 3,5 метра. Да и не столько из-за водопада стоит сюда поехать.
Рядом с водопадом открываются сногсшибательные виды на Чемальский тракт. Только там я понял, что такое Горный Алтай. И всерьез залипаешь на 30-40 минут, да и просто уже не хочется никуда торопиться. За водопадом, если немного пройти вглубь, выходишь на урочище Че-Чкыш.
У меня не хватает словарного запаса, чтобы описать всю атмосферу и красоту этих мест. И тут пришла мысль. А ведь кто-то из путешественников (кроме местных) впервые открывал эти водопады.
Дальше, развернулся и поехал обратно в Сторону Чемала. А зря, ведь дальше по Чемальскому тракту были и другие водопады, и ледяные пещеры, и гроты. Не повторяйте моих ошибок! :))
3 Туристическое Направление, и самое главное направление, Чуйский тракт: Горно-Алтайск — Кош-Агач.
3.1. Черемшанский водопад — маленькая достопримечательность большого Алтая.
Он находится в небольшом ущелье. Водопад малоизвестен, хотя дорога к нему начинается в населенном пункте, в селе Черемшанка. Указателей на водопад нет на трассе, поэтому обычно туристы проскакивают мимо, даже не догадываясь, что Горный Алтай уже начался.
Водопад небольших размеров, и после того, что я видел, не очень впечатляет. Но для галочки посмотреть стоит.
Ну и, весь такой довольный, сел в машину, разворачиваюсь и хорошо так сажусь на пузо об камень.
Приключение начинается! Сижу, газую, психую, жду (я же епт… на УАЗе). И на радость, проезжает семья на полноприводном внедорожнике. Со скрежетом и хрустами выдернули меня. Посмотрел, как смог, на днище авто, вроде все целое. В дальнейшем, при детальном осмотре, ничего серьезного не произошло. Чиркнул защитой и сел на силовой лонжерон днищем.
3.2. Манжерокские пороги, в нижнем течении Катуни возле села Манжерок находятся Манжерокские пороги, где воды реки стремительно несутся между большими камнями.
Когда изучал карты, думал обычная геолокация.
Да нет, если ты никогда не видел горную бурную речку, то обязательно нужно: остановиться, успокоиться, полюбоваться и насладиться.
3.2. Горнолыжный курорт Манжерок. Туристический всесезонный центр.
Где расположены многочисленные: кафе, магазины, отели, сувениры. Целью же была канатная дорога, а именно верхняя станция. Поездка — 200 руб., время — 20минут.
И вот уже наверху открываются безграничные горизонты и просторы Алтая — подумал я. Но как-то не очень. Наверное, глаза уже замылились. А так прокатиться на канатной дороге ради потехи можно, не более того.
3.3. Тавдинские пещеры.
Это массив из 30 пещер, которые образуют сложную систему, соединяясь между собой ходами. Вход в пещеры расположен в отвесных скалах. Если едете по правой стороне Катуни, то нужно через платный мост, на левый берег, до самих пещер. В кассу огромная очередь, нужно было ждать около 3-4 часов. Стоимость от 200 до 1000 руб, в зависимости от продолжительности. Так как я уже был во многих пещерах, развернулся и поехал дальше. Если есть время, то, думаю, к посещению обязательно.
3.4. Водопад Камышлинский. Водопад находится на левом берегу Катуни между селами Барангол и Усть-Сема.
До водопада нужно пройти по платному (снова), подвесному мосту и идти пешком около 1км (надевайте удобную обувь).
Расположен же водопад в глубинке от шумных дорог, в живописном месте при впадении реки Камышла в Катунь.
Даже если и официально Чуйский тракт начинается с Барнаула или даже с Новосибирска, то туристический Чуйский тракт начинается на перекрестке возле поселка Усть-Сема (там даже старая табличка осталось.)
3.5. Семинский перевал.
Если не знать, что ты заезжаешь на перевал, то физически никак не ощутишь. А узнаешь об этом перевале только по стеле.
На самом перевале многочисленные сувенирные лавки, кафе и горнолыжный комплекс «Семинский перевал». И этот перевал является, так сказать, воротами в Горный Алтай, настоящий Алтай (как мне показалось). После этого перевала меняется природа, от густых лесов на горно-степную растительность. И после этого перевала заканчивается попсовый туристический Алтай, так как многие почему-то просто разворачиваются обратно.
3.6. Перевал Чике-Таман. Один из самых красивых и безопасных перевалов между селами Хабаровка и Купчегень, с оборудованной смотровой площадкой и кафе на вершине.
На перевале отличное асфальтовое шоссе, но, поднявшись выше, можно найти участки старого Чуйского тракта, построенного заключенными.
На вершинах перевала удивляешься, сколько было затрачено сил, труда и терпения для постройки дорог на этом участке. А любители поездок, особенно на МКПП, безусловно кайфанут.
Я большой нелюбитель всех этих сувениров, подарков, гостиниц, магнитиков и все такое, поэтому очень редко покупаю сувениры.
Но уже дома мне заказали о покупках алтайского меда и алтайских трав. Вроде мед понравился всем, наверное, настоящий был.
И вот после перевала Чике-Таман начинается одна из самых красивых автомобильных дорог в мире — Чуйский тракт. И продолжается он до самой границы с Монголией.
Идеальный асфальт вдоль горных рек, офигенно красивые виды на скалы, на пороги. Каждый поворот — это отдельная фотография. Каждый изгиб дороги — это отдельная картинка.
Внимание! Опасно ездить с профессиональным фотографом, потому что он просто замучит вас с просьбами на остановку, чтобы сделать очередную фотографию (сам каждые 100-200 м останавливался).
3.7. Слияние рек Чуи и Катуни. Место слияния этих рек с древних времен является святым и почитаемым местом на Алтае.
К этому месту еще с древних времен тянуло людей, горные реки вдохновляли на подвиги. Из-за легкой доступности является одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте. Слияние рек расположено в нескольких сотнях метров от трассы, к смотровой площадке можно подъехать прямо на машине.
И уж на этой площадке понимаешь, что Алтай — место силы. Смешивание двух крупных рек происходит не сразу, и можно увидеть четкую границу мутной воды Чуи и бирюзовой Катуни. Уже потом они смешиваются, и тем самым открывается потрясающая панорама долины рек. Это должен увидеть каждый!
3.8. Памятник Кольке Снегиреву. Находится на Чуйском тракте, возле деревни Акбом.
Официально этот памятник построен в честь мужественных водителей, которые в годы Великой Отечественной войны возили по Чуйскому тракту грузы для фронта, а после победы для возрождения целины.
Ну, а в простонародье памятник известен как памятник Кольке Снегиреву. Слова из песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» из фильма «Живет такой парень» (реж. Василий Шукшин) можно прочитать, на постаменте памятника.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездило там шоферов,
Но один был отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.
Прототипом Кольки стал водитель, работавший в те годы на Чуйском тракте, Николай Ковалев. У Николая была невеста Рая. В отличие от героев песни, к счастью, Николай и Рая не разбивались на машинах, а поженились и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. А сама песня стала очень популярной и народной.
Первый памятник поставили в конце 70-х друзья Николая Ковалева. Собрали детали старого автомобиля, приварили к ним штурвал и установили песенному Кольке Снегиреву. В 2012 году, в год 90-летия присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения, вместо старого памятника поставили ЗИС, устремленный вверх. В 2014 году вместо ЗИСа установили грузовую машину АМО, которую, как поется в песне, Колька «как сестренку родную любил». За АМО по постаменту едет американский внедорожник «Виллис». Вместо «Форда», написанного в стихах.
Линия памятника символизируют изгибы горного серпантина. На трех частях памятника на табличках написаны тексты из песни, про Кольку. А через дорогу, можно прогуляться по остатком старой дороги — Чуйского тракта. Для посещения обязательно!
3.9. Водопад Ширлак (Девичьи слезы). Красивый и доступный для автотуристов водопад рядом с Чуйским трактом на небольшой речке, впадающей в Чую.
Проехать этот водопад, сложно он буквально находится на Чуйском тракте. Водопад высотой 20 м, хоть сам по себе он небольшой, но довольно шумный.
А с водопадом связана интересная легенда, относящаяся к эпохе Джунгарского ханства — последней кочевой империи Азии. Воины регулярно совершали набеги на территорию Алтая.
Согласно легенде, перебив всех жителей, кочевники преследовали чудом оставшуюся в живых девушку с маленьким братом. Убегая от врага, они оказались на обрыве и бросились вниз. Слезы прекрасной девушки превратились в поток воды...
3.10. Акташ. Один из самых крупных поселков на Чуйском тракте.
Кусочек цивилизации на бескрайных просторах Алтая. Хорошая заправка, множество турбаз, гостиниц, кемпингов, магазинов, кафе и т.д. Тут же предлагается множество услуг, экскурсий, пеших прогулок и т.д. Кстати, в Татарстане тоже есть такой поселок, с таким названием. И вообще, многие названия населенных пунктов и геолоакации легко перевести на татарский язык. Акташ —белый камень. Кызыл Таш — красный камень. Кош-Агач — птица дерево?! Курай — духовой музыкальный инструмент. Кату-Ярык — резкая трещина (вот действительно с названием попали).
3.11. Красные ворота. Красные ворота — в нескольких километрах от села Акташ по трассе Акташ —Усть-Улаган дорога, пересекая по мостику реку Чибитку, проходит между высоких скал с ярковыраженным красноватым оттенком.
Свое необычное название эта популярная достопримечательность приобрела из-за цвета. В солнечный день скалы приобретают яркий розовато-красный оттенок. Связано это с обилием содержания в камне магматических пород с высоким содержанием киновари (ртутного минерала) красноватого цвета. На сколе камня он выглядит как засохшие пятна крови, поэтому иногда его называют «драконья кровь». Раньше, из-за узких скал, были только конные и пешие маршруты. И чтобы сделать автомобильную трассу, пришлось проводить взрывные работы. Участок был расчищен, и удалось сделать шоссе по берегу реки Чибитка и проложить через нее мост.
Небольшая подсказка: чтобы сделать одиночное фото, нужно сюда приезжать ранним утром, и перед закатом. Потому что в обычное время образуются пробки с туристами, которые хотят также сделать одиночные снимки.
А дальше дорога Акташ — Кату-Ярык. Ну, как дорога, направление…
Много читал различных отчетов и комментарии. Кто-то писал, что до перевала Кату-Ярык люди доезжали и на Гетце, Калине, Гранте. Кто-то писал и прикладывал фото разорванных колес, причем несколько. Было очень боязно остановиться с поломкой где-то в неизвестности. Но любопытство взяло верх.
Я, конечно, стараюсь быть спокойным, но тут вот изпсиховался весь. От Акташа до Улагана более-менее терпимо. Даже есть кусочки асфальта.
От Улагана до Балыктуюля похуже, есть участки щебенки, где прошелся грейдер. И дорога в прямом смысле становится стиральной доской. На 1-й передаче долго, на 2-ой при 40 км/ч и выше грохот и вибрация нереальная, так что болит голова.
От Балыктуюль до перевала Кату-Ярык — начинается жесть. Вообще эта, так сказать, дорога, была конной тропой для сообщения с мелкими деревушками на южном берегу Телецкого озера. А в конце 80-х ее хоть как-то благоустроили. Но и это не спасает.
Это на картинках и фотографиях вроде нормальная, спокойная грунтовка, и не стоит этому верить. Много острых краев камней, мелкие и огромные булыжники, узкие разъезды, что двум авто тяжело будет проехать. Хоть и дорога является всего лишь для мелких деревень, здесь образуются заторы с автопутешественниками.
Заторы из любителей приключений.
И тем самым расстояние в 100 км (в одну сторону) преодолел за 4,5 часа!
Был момент, еду по узкой горной тропе. Слева гора, с правой стороны провал в ущелье. И что-то я засмотрелся на навигатор, чувствую, что правое передние колесо упало в сторону ущелья! Ох, как я там… испугался! Пытаюсь медленно стронуться натягом назад и… заглох. ВСЕ! — думаю я. Первая приора, которая побывает на дне горного озера. Завожу, трогаюсь, выбираюсь назад, вышел, выдохнул с облегчением.
Смартфон за рулем зло! Но все эти мучения того стоили!!!
3.12. Перевал Кату-Ярык. Ворота в долину Чулышмана.
Вырубленный в 70º склоне 3,5-километровый серпантин из 9 петель с перепадом высоты 800 м — спуск с Улаганского плато к Чулышману. Один из самых страшных, один из самых опасных, один из самых красивых перевалов в мире. Любой любитель автопутешествий желает сюда доехать, и особенно спуститься по перевалу. Но подъем дается не всем. Конечно же, нужен полноприводной внедорожник, но есть и смельчаки на моно-приводах. Для кого этот перевал не покорился, внизу дежурят «спасатели» на грузовиках.
Чулышманская долина. Если слышали фразу: «самый лучший художник это природа», то, наверное, говорили именно про эту долину.
Почти идеально срезанное Улаганаское плато, и аккуратно посередине течет мелкая речка Чулымшан.
Всех слов в мире не хватит описать всю эту красоту, просто здесь надо быть. Быть и задуматься обо всем, а горные ветра тебе в этом помогут.
Тишина и одновременно горный гул погружают в какой-то транс, что-ли…
И да, как многие писали в отчетах, если спуститься вниз и поехать дальше по реке Чулымшан до южного берега Телецкого, откроются дополнительные красоты и нереальные пейзажи. Но приора у меня не всемогущая ))
По времени ушел целый день, утренний выезд с Акташа, туда-обратно, поздний заезд в Акташ.
3.13. Гейзеровое озеро — уникальная достопримечательность, расположившаяся рядом с поселком Акташ.
Это небольшое термальное озеро около 30 метров диаметре, глубиной не более 2метров. В центре бьют источники, формирующие причудливый рисунок на дне, благодаря которому озеро выглядит очень живописно и впечатляюще. Озеро имеет несколько названий, в числе которых Голубое или Серебряное.
Благодаря голубоватой глине на дне, посередине озеро имеет уникальный бирюзовый цвет с овальными круглыми разводами. Они формируются под воздействием гейзерных извержений, поднимающих то, что находится на дне, на поверхность.
3.14. Вид на Северо-Чуйский хребет и реку Чуя. Так как поездка моя была в июле, в самый разгар пандемии в Республике Алтай, а именно в поселке Кош-Агач. Поэтому власти решили ограничить движение в сторону Монголии и поставили блок-пост не доезжая деревни Курай.
Очень обидно, что не смог снова увидеть монгольские степи, равнины, плавно переходящие в Горный Алтай и т.д. Но по совету молодых ребят из Новосибирска, подсказали интересную геоточку, а именно вид на Северо-Чуйский хребет и реку Чуя.
Честно сказать, я офигел, от этого всего!
В других местоположениях обычно туристы приезжают делают фото и сразу уезжать. Но не здесь, оно заставляется задержаться надолго. Слов нет — да и не нужны, просто смотрите фото и видео.
Эта был мой последний пункт по Алтаю.
Дальше направление к цивилизации. Интересный факт, когда едешь не останавливаясь на север, то видно, как кардинально меняется природа. От горных степей, то средней лесополосы.
Итоги по Алтаю. Начну с «минусов». Алтай — это бизнес, это бренд. И каждый хочет на этом нажиться. Не спорю, бизнес — это хорошо. Но будьте так любезны и услуги предоставляйте должным образом. Например, от Горно-Алтайска до Семинского перевала почти на каждом шагу — бизнес. От домов отдыха до сплавов, от фото с обезьянкой до платной стоянки. Ладно, это еще как-то терпимо. После Семинского перевала бизнеса становится меньше, но качество услуг становится хуже. Чтобы проехать чрез дряхлый шлагбаум — 200 руб., пройти через речку — 100 руб., да еще с таким нахальным видом (к сожалению, сами же и местные). В среднем ценник таков: кемпинг — 500 руб., если есть баня, то отдельно + 500 руб. Если хотите комфорта, тут уже зависит от кошелька, от 1500 и выше в зависимости от дома и удобств. И если Вы привыкли к турецким отеля, то здесь вряд ли Вам понравится. Меня уже как-то так осудили, мол, херли там твои горы?! Вот в Турции да… Красота!
«Плюсы» — бесспорно, Алтай это место силы. На Алтай поехал от безысходности (закрытие границы), и не ожидал чего-либо. Но я ошибался, и рад, что ошибался. И это еще только туристические маршруты. А если немного свернуть в сторону?! (например, гора Белуха). Поеду ли снова, да! Но уже с хорошей фототехникой и опытным гидом. Все-таки хочется поделиться отличными фотографиями невероятного Алтая.
Итоги по поездке.
Длительность: 13 дней, до Алтая шпарил иногда без остановки. В самом Алтае полных 6 дней.
Общий пробег: 8100 км.
Повреждения авто:
Расходы: около 30 тыс. рублей все вместе (не учитывая подготовку авто). Авто на газу, ем мало, часто спал в машине. Думал, выйдет меньше. Шиканул, наверное, немного!
Все, описанное в моем отчете, личное мое: субъективное, кривое, нелогичное мнение. На истину не претендую ))
Путешествуйте! За забором дома много чего интересного!
Мой Instagram.