Автопутешествие "Север - Юг" на Mitsubishi Dion

13.10.2006 | 20119 просмотров

Основной маршрут этого лета пролегал так: Нижневартовск-Гудермесс-Нижневартовск.

Поездка по указанному пути, хоть и ожидалась, случилась довольно таки неожиданной, как оно, впрочем, часто и случается. С наступлением поры отпусков, тоска по малой родине, тщательно скрываемая глубоко внутри, дала знать о себе с новой силой. И одержала победу.

В нашей преподавательской работе, при многих минусах, есть одно преимущество - отпуск мой и жены, школьные каникулы дочери, случаются в одно и то же время. Потому ездим, как правило, всей семьей. Так же было и в этот раз: я, жена, дочь и собака породы миттельшнацер, редкостный нахал (до Кургана - там пес и был оставлен во время нашей поездки). Жена, учитывая праворульность машины, при всех моих уговорах, почти всегда выполняет важные функции штурмана.

Работая на Севере, у меня в этом году был льготный (т.е. бесплатный проезд) и можно было слетать туда-обратно на самолете. Но мы как-то больше любим автопутешествия и потому решили поехать на машине. Машина - Мицубиси Дион, 7-местный минивэн, 2000 года, с пробегом на описываемый момент 114 тыс.км., из которых мои начиная с 84 тысяч. Перед дорогой проверил ходовую (поминал-пощупал), сменил масло в двигателе и в АКПП, взял запас литр масла. Больше делать было нечего.

Из Нижневартовска мы выехали 23 июня в обед и поездка до Кургана была, в общем-то, обыденной. Эту часть пути мы проделываем ежегодно и особых эмоций она не вызывает. Расстояние до первого промежуточного пункта составляет 1400 км, учитывая то, что теща, к которой мы ехали, живет не в самом Кургане, а в одном из районов.

На этом пути я, как правило, еду как придется, без четкого плана. Захочется отдохнуть - отдыхаем часик-два, иногда едем без особого отдыха. Дорога, в целом, хорошая. Стоит только обратить внимание на участок дороги между Сургутом и Нефтеюганском, где постоянно идут какие-то дорожные работы и натыканы знаки ограничения скорости, и запрещения обгона. Здесь же постоянно соблюдение указанных знаков контролирует ДПС. Еще один участок плохой дороги между Пыть-Яхом и поселком (?) Уват. Плохое качество этого участка, при том, что остальная дорога неплоха, удивляет многих. Но не меня. Я знаю, что именно этот участок имеет статус не федеральной дороги, а дороги промыслового значения. Сейчас там, кстати, тоже идут ремонтные работы. Кроме того, идет строительство дороги, которая будет выходить примерно от Салыма почти к Ханты-Мансийску и жители этого славного города будут ездить короче, минуя Пыть-Ях.

В поездке почти везде нас сопровождал дождь (забегая вперед - даже в Калмыкии, где он редок в это время года). До Тобольска доехали достаточно быстро (это 800 км). Перед самым городом меня остановил патруль ДПС за обгон в неположенном месте - было уже темно и я обогнал грузовик на спуске. Ребята оказались нормальными и выписали только штраф в 50 рублей, за что им спасибо.

Проехав Тобольск, я хотел свернуть на Вагай и выехать на ишимскую трассу (Голышманово), минуя Тюмень. Однако задуманное осуществить не удалось - хоть и ездил этой дорогой несколько раз, в этот случай, при дожде и опять же ремонтных работах, нужный сверток найти не смог. Штурман тоже ничем не помог. Не очень этому огорчившись, поехали дальше.

Перед Тюменью, завернув на стоянку, маленечко отдохнули. При расправленных задних сиденьях места втроем, хоть и не много, но хватает, но если только нету собаки. Эта сволочь, абсолютно не обращая внимания на нас, спящих, провожала лаем каждую проезжавшую машину. А если по тебе регулярно бегает собака тяжелее пудовой гири, которой все равно на что наступать - лицо или живот, особо долго спать не приходится. Потому через часик двинулись дальше.

Тюмень и расстояние после него проехали нормально
24 июня после 18 часов пути, мы прибыли на курорт "Озеро Медвежье" в Петуховский район Курганской области, где проживают родители жены. Здесь мы решили провести несколько дней общаясь с родственниками и оздоравливаясь на вышеуказанном озере.

По самой распространенной версии, название озеро получило от того, что раненные или больные медведи приходили к водам озера лечиться. Озеро достаточно большое, имеет несколько островов, практически нигде не глубже одного метра. Свойства воды на этом озере замечательные. Не зря здесь во реКроме многочисленных целебных свойств, вода настолько солена, что в ней, вернее на ней, можно лежать и не тонуть. Живности в воде нет, кроме маленьких рачков-артемий.

Раньше на этом озере собирали соль, а теперь собирают икру этих самых артемий. Эта икра водой прибивается к берегу и идет на приготовление корма для рыб. Большая часть икры артемий уходит за рубеж, а ее добыча регламентируется квотами.

Еще одна особенность озера состоит в том, что на одном из островов сохранился реликтовый липовый лес-остаток древних первичных лесов, который нигде больше в об-ласти не встречается.

Несколько дней, проведенных на озере, прошли в купаниях и грязевых ваннах. Хочу отметить, что даже грязевые ванны нужно принимать умеючи - нельзя мазать область сердца и грязь нужно смывать через 10-20 минут. Вода и грязь озера оказывает очень сильное воздействие на сердце. Людей, страдающих сердечными заболеваниями, на лечение сюда не принимают. Ну и, само собой разумеется, нельзя допускать попадания воды в глаза - будет жечь.
Двадцать восьмого числа июня, в 7 часов утра мы выехали по маршруту Курган-Челябинск-Уфа-Самара-Саратов-Волгоград-Элиста-Кизляр-Гудермесс. До Самары трасса проходит по федеральной дороге М 5.

К областному центру, г. Кургану (190 км) подъехали через 2 часа, в 9.05 утра. Природа этой части области представляет собой лесостепь со множеством соленых и соленоватых озер. Участки степей чередуются березовыми рощицами, а на озерах, прилегающих к дороге видны утиные выводки, учащиеся взлетать.

Описанное выше относится к природе большей части области, хотя на западе встречаются и хвойные породы с преобладанием сосны, а на юге больше степей.

Вообще говоря, Курганская область производит впечатление очень бедного региона, коим он и является, что по правде говоря, очень жаль. Мне нравятся эти места - там нет каких-то особых чудес, но красота какая-то спокойная, душевная.

Трасса до Кургана нормальная, самый слабый участок: Петухово-Макушино.

При подъезде к Кургану есть несколько заправок, цена на описываемый период составляла 16 р. 20 коп. за литр 92 бензина. Много кафешек, хотя нам в этих кафе не нравится - готовят плохо, ассортимент никакой. Потому есть не стали (был запас, взятый из дома) и сразу поехали дальше.

Дорога Курган-Челябинск неплохая, машин было немного и в 12.10 мы подъехали к Челябинску.
В сам Челябинск въезжать не стали, решили объехать. Подумали, что по времени будет примерно одинаково, а нервов сбережем, избежав блуждания по незнакомому городу. Объезжали так: при въезде в город свернули на Лазурный, затем, по указателям, на деревню Деревенская (этакий каламбур), на д. Баландино и далее по указателям на Уфу.

Промежуток дороги от Челябинска до Уфы (395 км) на наш взгляд, самый красивый, но и самый нудный с точки зрения езды.

Мне приходилось от людей, не бывавших на Урале, слышать предвзятое мнение, мол, что это за горы! Натурально, они ошибаются. Урал очень красив. Я понимаю, что из окон машины видны не самые лучшие места, но и те, что были видны, нас впечатлили. Взять хотя бы изумрудно-зеленые холмы юга Челябинской области и севера Башкортостана. Мне эти места напомнили страну хоббитов из книг Джона Роналда Руэла Толкиена. Вот бы здесь порезвились добродушные и толстенькие хоббиты!

Так же, проезжающим эти места впервые, да и вообще всем проезжающим, очень рекомендую замечательные виды, открывающиеся с высота на город Сим. Города с более красивым месторасположением я не видел. Будете в этих местах - остановитесь, посмотрите. Город расположен за Златоустом, если ехать на Уфу.

Жители всех близлежащих населенных пунктов активно торгуют вдоль дорог тем, что производят. А производят они резиновые лодки, надувные матрацы и все что можно надуть в принципе; автохолодильники, бинокли, детские велосипеды. Ну и конечно, мед!

Дорога через Урал много раз описана, больше нудна, чем трудна: узка, перегружена, много ремонтируется. Особенность этого участка - обилие грузовиков, добрая половина которых импортные.

За водителем одного из таких грузовиков, мы ехали почти час, поражаясь стилю его езды. Да и было чему удивляться - редко мне приходилось видеть такую скорость передвижения на грузовике по горным городам. Грузовик был из того типа, что часто показывают в американских фильмах: с большим капотом, красного цвета и цистерной, на которой было написано "СО" (как я понимаю, это что-то типа сухого льда). Так вот, водитель, которого мы обозвали Шумахером, ехал с фантастической для этой дороги скоростью - на одном из коротких прямых участком он развил скорость 120 (!!!) км/ч. Надо сказать, что на спусках и подъемах он тоже не стоял.

Как было сказано, я ехал за Шумахером почти час, но, поняв уже в который раз, что я не Райканен, вынужден был сбавить скорость. И еще, я по хорошему завидовал водительскому мастерству этого человека, т.к опасных ситуаций для других участников дорожного движения он, во всяком случае, при нас, не создавал.

И наверно, нужно отметить еще то, что скорость большинства Камазов и Мазов, чей возраст, судя по их виду, давно перевалил за бальзаковский, на вершинах подъемов становилось почти равной нулю.

Проехали мы Урал без каких-то происшествий: возле Миасса нас застал дождик, за Златоустом на полчасика остановились перекусить.

Проезжая же через Урал видели столб, обозначающий границу Европы и Азии.

В 19.20, следуя по трассе М5, оставили слева по ходу г.Уфа, двинулись дальше, намереваясь до ночной остановки пересечь границу Оренбургской области, небольшой кусочек которой вклинивается между Башкортостаном и Самарской областю. Всю дорогу, пока мы ехали по Башкирии, шел сильный ливневый дождь.

В этот вечер намеченной цели достичь не удалось - чуть не доезжая до г. Октябрьский у нас лопнуло колесо. Колесо восстановлению не подлежало, и потому, доехав на докатке до указанного города, остановились переночевать на стоянке кафе Ашхана. Охраняемая болезненного вида пареньком, стоянка стоила 30 рублей и к вечеру плотно заставилась грузовиками. Ужинать не стали - доедали взятое из дома, легли спать в машине. Время было 11 часов вечера.

Утром, 29 июня, свернули в Октябрьский, надеясь купить колесо. Вернее, колеса. Те колеса, что остались целыми, также не внушали доверия, так как были они старыми, нуждались в замене, и только благодаря моему "авось" доносились до сих пор. Решили поменять все 4 колеса, но сделать это оказалось непросто - магазины работали только с 10 часов, в большей части магазинов была только резина "Кама", в других была импортная, но только по 2 колеса. Наконец в городе нашелся предприниматель, у которого было два магазина. Купив в каждом из них по два колеса, у нас их оказалось 4, т.е. ровно столько, сколько было нужно. Резина Бриджстоун B 700AQ была куплена по цене 2100 рублей за штуку Только в половине двенадцатого дня, купив 4 колеса Бриджстоун, мы двинулись в дальнейший путь. В этот день, нам предстояло проехать 300 км. до Самары и 903 км. до Волгограда.

К Самаре подъехали в 16.10, заправились (цена литра 92 бензина 15.50 р) и немножко растерялись. Дело в том, что наш автомобильный атлас говорил, что ехать нужно по трассе ч\з Сызрань, а указатели показывали на дорогу через Чапаевск. После небольшого, но жаркого спора со штурманом, решили довериться указателям. Поехали через Чапаевск, Пугачев, Маркс и Энгельс.

В Саратовской области бензин стал стоить 16.40, а сама область, пусть простят меня жители этого, наверное, замечательного края, несколько унылой. Трасса стала менее загруженной, дороги похуже, но так ничего. После г. Пугачева поели, отдохнули 15 минут и двинулись дальше.

Немного проехав указатель на город Маркс был остановлен постом ДПС за то, что мол, обгонял при знаке, запрещающем это делать. Убедительные, на мой взгляд, доводы о том, что после знака было несколько перекрестков, дорожная разметка из сплошной стала прерывистой и знака, снимающего ограничение вообще на этом участке нет, не возымели на работников ГАИ никакого действия. Пришлось отдать 500 рублей. Здесь же, как мы узнали позже, случился еще один казус - жена, садясь в машину, потеряла один из шлепанцев. Сиденья 2-3 рядов были разложены и обувь клали под них. Огорченье по любимым шлепанцам длились долго, минут двадцать, периодически возобновляясь в последующем.

Вообще, гаишники участка дороги Маркс-Энгельс по своей мерзкости спорят за первое-второе место с собратьями из Башкирии. Я об этом был наслышан, но вспомнил о предупреждении друзей уже после штрафа.

После Энгельса, при въезде в Саратов, проехали мост через Волгу. Вернее, мост проходит через две реки: название первой, если не ошибаюсь, Карауловка, ну и собственно Волга. Мост получается довольно длинный. Мы его и засняли на видеокамеру.

Да, фотографий поездки, к сожаленью нет - все снималось на цифровую камеру. Она (камера) хоть и цифровая, но фотографии получаются отвратительными. Зато видеозаписей много, частенько их смотрим дома.

Придорожная природа Саратовской области не очень разнообразна, степи, небольшие участки деревьев, преимущественно береза. В населенных пунктах много фруктовых деревьев и вообще много зелени Волгоградская область образовалась уже поздно вечером и мне не понравилась. Вернее, не понравилось качество дорог - самые худшие дороги за все путешествие. Как раз во время поездки часто в новостях передавали сообщение о том, что мэра Волгограда посадили в тюрьму за взятки. Судя по качеству дорог, он не единственный в области взяточник и казнокрад.

К плохому качеству дороги прибавился дождь и темная, хоть глаз выколи, южная ночь. Я успел уже позабыть, что ночи на юге наступают как бы сразу, без перехода, и бывают очень темными. В общем, ехать было не очень приятно.
Хотя утром мы планировали остановиться на ночь за Волгоградом, пришлось заночевать несколько недоезжая до него, в одном из многочисленных придорожных гостиниц. Кстати сказать, место ночевки оказалось нормальным: горячая баня с веником, чистая постель (была обсмотрена с особым пристрастием), кафе, хорошо охраняемая стоянка. Размещал нас хозяин этого бизнеса - вежливый и приятный армянин, просивший на обратном пути обязательно остановиться именно и исключительно у него. Пора, по местному времени была не очень поздняя - 11 часов, но мы еще жили по нижневартовскому времени, т.е уже было час ночи. Есть не хотелось, сходили в баню и легли спать. Стоили все эти гостиничные услуги 200 рублей с человека, что считаю, недорого.

Рано утром, позавтракав и залив в дорожный термос кипятка (чай в пакетиках был с собой) за 10 рублей, двинулись дальше.

При свете дня природа области выглядела поживее - вдоль дорог тянулась холмистая равнина, иногда виднелись водоемы. Холмистость местности несколько разошлась с моими представлениями - в них степь была равнинной. Дорога, увы, не улучшилась.

Волгоград не объезжали, да неверно, его и невозможно объехать - уж очень он вытянут по левому берегу реки по нашему движению. Дорога проходит через центр, на тот момент была забита машинами, случались небольшие пробки. Проезжали мы его чуть больше часа. Особо разглядывать, оценивая городские красоты, у меня времени не было, но стоящий в городе-герое танк Т-34 заметил. Также, проезжая через Волгу, видели красивую арку.
Проехав город, направились на Астрахань.

Проезжая поселок Цаца, отметили для себя стоящую на постаменте знаменитую "Катюшу".
После Цацы местность изменилась - стала более ровной, однообразной. Приближалась Калмыкия.
Про Калмыкию мне хотелось бы сказать отдельно.

Ну, калмыки.
Калмыки не являются исконными обитателями мест, на которых они проживают теперь. Если я правильно запомнил, в 17 веке несколько айратских племен были приглашены царской Россией на эти земли. Множество народа, претерпевая лишения, перегоняя скот и везя домашний скарб, переселилось сюда из Джунгарии. Но, однако ж, не всем прибывшим понравилось приобретенная родина и часть племен уехало обратно Часть осталось. Оставшиеся и есть современные калмыки. По вере они буддисты (единственные буддисты на Юге страны). Проезжая по республике, в одном из селений, мы увидели буддистский храм, ярко блестевший на солнце золотой краской. Я не поленился специально свернуть чтобы посмотреть его поближе.

Храм оказался небольшим по размерам, имел несколько этаже. Традиционная пагода. Издали он смотрелся лучше.
Ну, и нельзя не упомянуть о народном эпосе калмыков "Джунгар - алый лев". С этим произведением у меня связаны и личные воспоминания. Дело в том, что в детстве, являясь ярым любителем книг, я сменял на эту книгу свой велик. По моему разумению я заключил очень выгодную сделку, но в глазах своих товарищей я многого потерял в авторитете. Книга была замечательная: хоть и потрепанная чуток, но с замечательными цветными иллюстрациями, и главное, очень толстая. Объем был в то время очень важен - чем больше объем, тем дольше удовольствие от книги.
Что касается дорог, то та, по которой ехали мы, была во всех отношениях замечательная. Качество дорожного покрытия достойна похвалы - практически нет ям, дорога достаточно широка. Вдоль дорог практически нет населенных пунктов, следовательно, ограничения скорости. Машин очень мало, ехать доставлять большое удовольствие. Гай-цы иногда встречаются, но при такой жаре, они предпочитают стоять возле придорожных кафе - там хоть есть возможность спрятаться в тенечке. Не остановили они нас ни разу.

Что еще запомнилось на этой дороге? Запомнились странные птички-самоубийцы. Не знаю как называются эти маленькие серенькие птицы, сидящие стаями возле дорог, но видно, жизнь у них очень тяжела: как только к стае подъезжала машина, они, соревнуясь между собой, бросались под колеса. Именно бросались, как будто всю жизнь стремились умереть под колесами. И, нужно признать, удавалось им это часто - дорога была буквально усеяна раздавленными тельцами калмыкских пернатых камикадзе.

Ради справедливости нужно отметить, что вообще дорог в республике немного.

В Калмыкии же первый раз, практически рядом, видели степные пожары. Жуткое зрелище, нужно признать. Горит вся степь, покуда ее видно, горят снизу просмаленные телеграфные столбы, огонь подбирается к редким одиноким строениям пастухов. И такое впечатление, что никого это особо не волнует. Во всяком случае, суетящихся людей или работающую технику мы не заметили.

Разглядывая степи, которые мне, к слову, очень вообще нравятся, в 13.40 дня мы проехали Элисту.

После Элисты в одном из придорожных кафе остановились поесть. Вообще, в Калмыкии кормят хорошо. В том месте, где ели мы, меня поразил размер порции пельменей. Одна порция, стоимостью 38 рублей весила + 500 (!) грамм. Полкилограмма пельменей в одной порции! И еще, что мне понравилось, так это объявление, что вся еда приготовлена из говядины и баранины. В других местах, мне каждый раз приходится спрашивать из какого мяса приготовлено то или это, т.к. будучи мусульманином, свинины я не ем.

Также множество лестных слов заслуживает калмыкское блюдо "махан". Это что-то типа бульона, чуть заправленного картофелем и много зеленью, с прямо-таки огромным куском баранины. Очень вкусно.

По дороге подобрали голосовавшего местного жителя, паренька лет 17-18. Признаться, при этом мною владело не только лишь одно желание помочь человеку. Был и корыстный интерес - хотелось узнать о том, как живут люди в Калмыки, про зарплаты и работу. Да вообще, потрепаться.

В результате очень тонкого выспрашивания, "языка" удалось разговорить. Оказалось, что зарплаты невелики, много молодежи уезжает в города, как внутри республики, так и за ее пределы, работы практически нет. В общем, то же самое, что и везде.

Возле поселка Яшкуль, проехав примерно третью часть расстояния до Астрахани, высадив парня, мы свернули на юг, к приграничному пункту между Калмыкией и Дагестаном. Нужный нам поселок называется Артезиан.

На въезде в Дагестан находится большой стационарный пост контроля, где нужно зарегистрироваться, что мы и сделали без проблем. Далее наш путь лежал через Кочубей и Кизляр на Чечню.

Север Дагестана практически ничем не отличается от Калмыкии - те же степи, уже несколько пожелтевшие под горячим летним солнцем, небольшие стада коров и отары овец. Ничего примечательного до въезда в Кизляр с нами не произошло. Ехать было комфортно, кондиционер давал приятную прохладу, семья располагалась на разложенных в диван сиденьях 2-3 рядов. Средняя скорость передвижения на этом участке 120-130 км/ч.
При въезде в Кизляр опять остановились на стационарном посту, где у нас проверили документы и попросили опять зарегистрироваться.

Чуть дальше поста, как я знал, должен был быть поворот на Чечню, но как я не вглядывался, заметить его не смог. Что мы проехали поворот, стало понятно тогда, когда мы остановились купить арбуза у местных мальчишек. Пришлось еще раз разворачиваться, проезжать пост (разворот перед ним запрещен) и снова въезжать в город, чем я очень удивил усатых дагестанских милиционеров. Блюстители порядка, хоть и вежливо, но сделали мне замечание: мол, каждый ездит куда надо, но что это все ж-таки не круговая, а пост!

Объяснив им почему я нарезаю круги и получив внятные объяснения куда поворачивать, мы, наконец-то, въехали в истерзанную войной, но тем не менее прекрасную, Чечню.

Итак, Чечня.
Хочу отметить для читающих, что мои впечатления не могут претендовать на абсолютную объективность. Во-первых, я практически не живу в Чечне с 1986 года. Бываю, конечно, когда удается. Но только бываю!

Во-вторых, я, когда здесь бываю, то это просто отдых. А жить или отдыхать в одном и том же месте - это, согласитесь, несколько разные вещи.

Да и могут ли суждения быть абсолютно истинными, когда даже люди, постоянно живущие там, судят о жизни в республике по-разному. Вообще-то это касается всех безотносительно к тому в каком месте человек проживает. Суждения наши всегда оценочны, и то или иное событие мы всегда оцениваем через призму своей личности, интересов, благосостояния и т.д. Пример тому - толкование на форуме Гаража одних и тех же событий.

Поэтому, еще раз, мои впечатления - это только мои впечатления, и ничего больше. Единственно, я буду писать только о том, что видел или слышал.

Последний раз я был дома 3 года назад. Самое первое, что я заметил в республике - это то, что гораздо меньше стало военных. Если раньше военизированные посты стояли практически через каждые 500 метров, то теперь они стоят только на главных развязках.

Совершенно также изменилась и обстановка на этих постах, служивые ребята там стали спокойнее, вежливы, если нет повода, особенно дотошно в машине не ищут. На постах пока проверяли документы, нормально общались, просили разрешения сфотографироваться вместе. Некоторые военные, узнав, что мы, по дороге домой, проезжали по их родине, пропускали так (например, без особых проверок нас пропустили ребята из Башкирии).

Совсем по другому чем прежде, выглядят военные городки - те, что я видел проездом, достаточно обустроены, стоят капитальные красивые многоэтажные дома, на территории городков есть школы, садики. Исчезли военные комендатуры, бывшие раньше в каждом (!!!) селе. Честно говоря, толку от них вроде тоже не было - в прошлый мой при-езд, проживая там месяц, чтоб они выходили за пределы территории военной комендатуры, ни разу не видел. Не могу сказать, что так везде ( я живу в равнинной части Чечни) но там где я был - это так.

Дальше попробую рассказать по некоторым сферам жизни отдельно.

Государственная власть. Изменения, на мой взгляд очень существенны. Если раньше власть - это была только сила, то теперь она пытается решать какие-то хозяйственные вопросы. Вертикаль власти выстроена, работают местные, районные, республиканские органы. Попасть на прием к тому или иному должностному лицу особых проблем не представляет.

Проезжая по дороге из Грозного в Гудермес, удивился тому, что каждое дерево (!!!) в лесополосе побелено, сами полосы очищены от следов войны. На вопрос, кто белил-чистил, получил ответ: на субботник, в выходной день вышло правительство в полном составе - мол, не всегда простому человеку грязь разгребать.

Социальная сфера и здравоохранение. Претерпела большие изменения. По ощущениям, в республике работают все больницы; практически все школы (они активно ремонтируются); начинается ремонт домов культуры (это, со слов правительства в ближайших планах). Социальные пособия выплачиваются без особых задержек. Так как безработица велика, социальные пособия существенная помощь в семьях, где несколько ребятишек. В больницах, должен отметить, волокиты гораздо меньше, чем в наших. Лечение настолько же бесплатно, насколько оно бесплатно у нас. Само качество услуг оставля-ет желать лучшего, так же и как оснащенность больниц оборудованием. На дверях больницы висит объявление, что все услуги по полису бесплатны (думаю, для искоренения нашего извечного стремления дать взятку - иначе мол, нормально все равно не сделают).

Экономика. Разрушена. Практически ни одно промышленное предприятие не работает (для тех кто не знал: во времена СССР промышленность Чечено-Ингушетии была самой развитой среди кавказских республик) Там где раньше были заводы и фабрики теперь остовы обгоревших, разрушенных зданий. Ходить там и теперь опасно, то растяжка сработает, то снаряд взорвется - наследие войны на земле исчезает медленно. Медленнее только в сердцах и памяти людей.

Восстановление начитают с небольших предприятий строительной отрасли. В таких планах восстановление цементного завода в Аргуне, кирпичного завода и завода железобетонных изделий в Грозном, несколько других предприятий. Указанный факт связан с тем, что активно строящейся республике остро нужны стройматериалы.
Мелкий бизнес развивается неплохо, но большая часть населения живет тем, что оказывает различные услуги и выполняет работы друг-другу. Этот фактически малый бизнес никак законодательно не оформлен, просто кто-то кладет кирпич, заливает фунда-мент, делает окна-двери, ремонтирует машины, в кустарных условиях изготавливает кир-пич и т.д.

Вообще, меня поражает степень приспособляемости и выживаемости человека. В последние 15 лет, когда выживание каждого зависело от него самого, люди стали открывать в себе самые разнообразные таланты - этот дома делает замечательную мебель, тот обновляет мебель уже старую Третий научился собирать делать дома сварочные аппараты и многое, многое другое.

В этом плане больше всего меня удивил мой большой друг еще с самых малых лет и (по совместительству) сосед. С ним мы дружим всю жизнь, что не мешало мне, однако, люто его ненавидеть практически каждый учебный день. Дело было в том, что учились мы в одном классе, но он школу посещал крайне нерегулярно и на очень короткое время. Другими словами, пропускал занятия и сбегал с уроков. А так как мы соседи, то я вынужден бывал ежедневно бегать за ним для насильственного привода в школу.

Так вот, будучи не глупым человеком, с цепким и пытливым умом, он страшно необразован. Читать-читает, но пишет очень тяжело и с большими ошибками, науки все ему чужды, зато имеет богатый жизненный опыт. Он меня очень удивил, когда рассказал мне что зарабатывает на жизнь себе, жене и троим ребятишкам тем, что починяет + ,нет, не примус, + электрооборудования в авто. Правда, в наших авто. Как это ему удается, при знании физики на уровне детского сада, ума не приложу. На вопрос о том, может ли он ремонтировать электрооборудование, прозвучал ответ: нет, не можу. Потому как в авто ток сильно не бьет, если ошибся, а электрооборудование может так шибануть, что все! Видать и вправду, опыт-сын ошибок важных.

На почве занятости населения я был свидетелем еще одного случая, крайне меня поразившего и рассмешившего. Дело было так: придя вечером домой, старший племянник, давая подзатыльник младшему, вопрошает: куда ты дел деньги, что я дал тебе на прохождение комиссии? Так как младшему племяннику восемнадцать лет, я предположил, что деньги были даны ему для отмазки от армии.

- Много ли растратил? - спросил я.
- Все 4 тысячи, что я ему дал 3 дня назад.
-Четыре тысячи долларов за 3 дня? - удивился я.
-Да каких долларов, рублей.
- И что за 4 тысячи рублей можно отмазать от армии?- не поверил я. - Мои знакомые в Вартовске заплатили 7 тысяч долларов, чтобы сына в армию не забрали.
- А зачем отмазываться от армии? - удивился племянник.
- А деньги тогда зачем давал?
- Да конечно, затем, чтобы его в армию взяли!
Тут удивился я. Потом стало очень смешно.

А дело было в следующем. В республике сейчас практически нет работы, и значительная часть молодежи занята в различного рода силовых структурах (МЧС, пожарники, вневедомственная охрана, милиция, спецназ, и т.д.). Работа в этих органах практически единственная возможность парням заработать, да и зарплата нормальная: 12-14 тысяч рублей. Но есть одно но! Чтобы пойти служить, нужно пройти военно-врачебную комиссию, и ушлые врачи заворачивают здоровых ребят, находя у них несуществующие заболевания крайней степени выраженности. Приходится врачам платить за признание себя годным к службе. Племянник же, дылда здоровая, решил что пройдет комиссию и так, деньги растратил. Не прошел. Объяснив мне, глупому, такую простую вещь, получив второй подзатыльник и еще 4 тысячи, он уехал проходить комиссию снова.

Позже я узнал, что за эти 3 дня и 4 тысячи, он чудесным образом излечился от мучившего его смертельного недуга.

Быт. Ну какой может быть особый быт в краю, где 12 лет война? Ребята, если задуматься, это очень страшно - война в Чечне была в два (2!!!) раза продолжительнее, чем вторая мировая. Потому в республике есть проблемы, в частности с водоснабжением: в нашем селе (как и во многих других) питьевую воду привозят и продают, ведро воды стоит 2 рубля. Раньше вода была в каждом доме. Также у нас разрушена система централизованного водяного отопления.

Но вообще, стратегия восстановления быта понятна. Первым делом восстановили электро- и газоснабжение. Это конечно не современные линии электропередач, многое временно, но свет есть. Газ также есть. Причем он есть в селах, где и раньше его никогда не было. Теперь в планах, как мне рассказывали, восстановление водоснабжения.
Несколько слов о планах. Планы в Чечне несколько не то, что в России. Ставятся они предельно конкретно, с указание сроков окончания до дня. Выполнение плана безусловно, иного Рамзан не терпит. Министр, не выполнивший план, на второй день точно становится безработным. Видел в Аргуне не справившегося с планом, теперь уже бывшего, мэра, он работал в бригаде строителей. Речь, конечно, идет не о планах вообще, а о планах, поставленных Рамзаном.

Кстати, авторитет Р. Кадырова очень, очень велик. Не скажу за всю Чечню, но в Гудермеском районе, где живу я, это так. Президент А. Алханов типа номинального монарха.

Ну, и власть имеет местный колорит, и часто людям это нравится. К примеру, был такой случай (сам не видел -за что купил, за то продаю). По республиканскому ТВ прошел сюжет о старушке, которая проживает в какой-то избушке, воспитывает нескольких внучат-сирот. Домик никакой, окна пленкой забиты, доходы тоже невелики. В общем, живет, как может. Тяжело живет.

На следующий день к ней приехал Глава Правительства с несколькими министрами социального блока, разобраться, помочь. В процессе обсуждения один из министров (дурак!!!) ляпнул, что да, знаю эту бабушку, тяжело живет и надо бы помочь. На вопрос премьера откуда у министра такая информация, был ответ - живу неподалеку, проезжаю часто.

Тут, как говорится, министр понял, почему молчание-золото.

- Ах, ты, такой сякой, нехороший! Ты каждый день проезжал на своем Мерседесе мимо, а что помочь надо понял только теперь? А ну, отдай ключи от своего Мерседеса бабушке (внуки подрастут - машина нужна будет). Перепишешь на нее также свой дом и квартиру. Ну а если с ней что случится, я знаю, где искать виновника!
С тех пор, безработный, безмашинный и бездомный министр охраняет бабушку, боясь, что обидит ее кто другой, а свалят на него!

Дороги республики меня очень удивили в приятном отношении. В тот мой приезд все дороги были больше похожи на +, не знаю, на что похожи, плохие, в общем. Теперь же основные дороги очень хороши - новый асфальт, разметка, освещение. Только подозреваю я, что все это не очень основательно, потому как чересчур быстро. Но все же!
Дороги проводятся и в горные села. Там и при советской власти-то нормальных дорог испокон не было. Теперь есть. Местами, правда, асфальт взорван фугасами, наспех засыпан щебенкой. (Видел я это, потому как ездил туда.) Разрушенные мосты возвели вновь, не везде они, правда, капитальные. Все мосты в республике новые, так как старые были взорваны все поголовно.

Да, еще очень заметна тенденция переселения горных деревень в равнинную часть Чечни. Люди переезжают целыми селами, которые строятся на бывших полях и виноградниках. Часть Чечни южнее Терека и до предгорий (это узкая полоса шириной километров 20-30) заселена очень плотно. Села сливаются в один огромный город "сельского типа". Границы многих населенных пунктов практически исчезли: села слились.

Здравствуйте, читающие. Сам заметил, что отчет о поездке стал напоминать сериал "Санта Барбара" по продолжительности. Буду заканчивать потому.

Великий Лух, про доброго царя. Такое впечатление сложилось только потому, что я привел однобокую информацию об этом политическом деятеля. Если же давать ему полную характеристику, уверен, едва ли найдется политик, к которому определение "добрый царь" было бы настолько неприемлемо.
Честно говоря, я и не хотел давать оценки Кадырову - я ведь общался только с простыми людьми, а их мнение может быть, да скорее всего и есть, не очень объективным. В отчете хотел только показать, как проявляется наш местный колорит в политике.

Природа. Для тех, кто вдруг захочет посмотреть эту самую природу, даю ссылку: http://www.chechnyafree.ru/index.php...photorus&row=7
Окружающая среда понесла очень значительный урон как в период самих войн, так и в промежутках между ними.
По значимости я бы выделил следующие основные проблемы: бесконтрольное бурение нефтяных скважин, незаконная вырубка лесов, загрязнение отходами химической промышленности. К этому можно добавить повреждение, нанесенные в ходе военных действий хранилищам и объектам, содержащим радиоактивные материалы.

С начала 90-х годов в Чечне вырубались уникальные породы широколиственных лесов. Замерзающее население, брошенное на произвол судьбы, для того, чтобы не замерзнуть насмерть, просто сжигало в печах массивы бук, дуба, вяза, орехового дерево. Вырубка лесов для топки сильно уменьшилось в последнее время, но настолько же выросла теперь промышленная, хоть и тоже незаконная, вырубка. Также, особенно в горной части, большие площади лесов повреждены многолетними бомбардировками.

Будучи дома, как следствие вышесказанного, заметил странную вещь. Теперь в селах стало слышно пенье птиц, которых раньше можно было встретить исключительно в лесу. Теперь, сидя дома, в саду можно услышать уханье совы, воркованье лесных голубей, щебетанье каких-то удивительно красивых птиц из леса моего детства, названья которых я не знаю. Постоянные бомбежки и стрельбы спугнули этих птиц из леса, и теперь они обживаются в селах. Кстати, дикие голуби почти полностью вытеснили знакомых сизарей.

Также в весьма плачевном состоянии находятся и основные реки Терек и Сунжа. Вода грязная, часто на ней нефтяные пятна. Загрязненность Терека не мешает, однако, молодежи использовать его живописные берега для организации веселого отдыха, точнее пития. В связи с этим у меня есть история.

В одном из сел Притеречья дяденька один любил выпивать и часто выпивкой злоупотреблял. Увещевания родных должного эффекта не имели и решили прибешнуть к крайней мере - клятве на Коране. Привели старейшин имама села и пьяница торжественно поклялся что в жизни больше ни капли не выпьет. Через неделю имам, ехавший в райцентр, проехжая Терек, увидел на берегу развернутую "поляну"  и изрядно выпившего, теперь уже, клятвопреступника. Остановив автобус, имам стал костерить грешника, мол как же так, ты же обещал, что в жизни больше ни капли не выпьешь.  - Ааа, отмахнулся клятвопреступник, разводя руками в сторону - да разве ж это ЖИЗНЬ?

Также огромной проблемой для республики стали радиоактивные вещества. Во времена СССР, в Чечне около 60 предприятий промышленности имели в своих лабораториях радиоактивные вещества. Все это позже было разбомблено. Также население упорно поговаривает о том, что под шумок войны в республику было завезены и захоронены другие отходы. Не могу сказать, что не верю этому. Во всяком случае, болеют люди очень много - много больных среди молодежи и ребятишек.

Самое отвратительное влияние на природу оказывает добыча нефти. Об экологии заботятся в последнюю очередь - главное нефть! Это конечно не то, что раньше, когда почти возле каждого дома стояла и чадила ж/д цистерна, в которой местные умельцы организовали "крекинг" нефтепродуктов. Страшное это было дело - сколько знакомых ребят сгорело в этом адском котле! Но семьи надо было кормить, и вместо взорвавшихся цистерн привозили новые, и новые ребята поддерживали под ним огонь и спускали давление.
Этот беспредел убрали.

В общем, природоохранных проблем в Чечне вагон и маленькая тележка. Я понимаю людей: когда есть нечего и жить негде, не очень-то и думаешь о природе. И все таки!

Обратная дорога.
Она проходила по тому же маршруту, прошла без происшествий. Особо запомнилось посещение мемориального комплекса "Мамаев курган".

Был уже поздний вечер, когда мы проезжали Волгоград, но уехать, не побывав у знаменитого памятника, очень не хотелось. Я видел мемориал раньше, жена и дочь были здесь впервые.
Ну что скажешь. Замечательно красивый комплекс, впечатляет очень. Ночью оно конечно не так, и не все хорошо видно, но здорово все равно.

Пришел на Мамаевом кургане к мемориальной доске своего земляка, героя СССР Ханпаши Нурадилова, прочитал дуа (молитву). Ханпаша вообще был замечательной личностью. Сначало чуть не попал под суд за то, что принес курицу (взятку) военкому, не хотевшему забирать его в армию. Затем героически сражался на Сталинградском фронте. За неполных два года войны на его личном счету было 920 (!!!) фашистов убитыми, 12 - взятыми в плен, 7 пулемётов, захваченных у врага. Когда он погиб под Сталинградом в 42 году, ему не было еще и 23!
Поездка домой заняла столько времени, сколько и туда - ехали неторопясь. Дополнительной приятности поездке придавало то, что в качестве гостинцев родня положила килограмма 3 хорошей, в домашних условиях копченой, осетрины.

При всех запретах, осетра в Каспии ловят безбожно, только стала она подороже - браконьерам риски надо компенсировать. Килограмм осетра стоил на родине около 200 рублей. Милое дело!
Не зная, сколько дней продюжит осетр в дороге, я его усиленно ел в дороге. Зря ел - оставшемуся по приезду кусочку ничегошеньки не сделалось.

На обратной дороге опять приехали к теще на озеро Медвежье, и только потом домой, в Нижневартовск.

Про машину могу сказать что репутацию о Мицубиси как о капризной марке не подтвердилась. Абсолютно никаких проблем во время этой поездки авто не создал.

Гимли@
Дром

Комментарии

Автор молодец! Думал как всегда пробегу глазами, но не смог оторваться до конца. Мир вашему дому!
2
 
Ответить
vlad v.
Хорошо и грамотно написано, но есть ряд неточностей в "Трактовке событий". Уфа по ходу справа, а Волгу в Волгограде переезжать не надо. А ,как в Чечне к русским относятся? Летом подвозил "вольного путешественника" с подругой, они в Чечню "автостопили", до сих пор за него волнуюсь.
1
 
Ответить
Уссурийск
и не думал, что бывает такая цена на бензин.
на ДВ все ниже 19 за 92 Это дешево!!
 
 
Ответить
впервые услышал что то внятное о реальной жизни в чечне изнутри, спасибо, было интересно :)
 
 
Ответить
"Уфа по ходу справа, а Волгу в Волгограде переезжать не надо. А ,как в Чечне к русским относятся? Летом подвозил "вольного путешественника" с подругой, они в Чечню "автостопили", до сих пор за него волнуюсь."

vlad v., спасибо, все правильно поправили. Волгоград проезжал ночью, была большая река - думал, Волга, какая ж еще. Наверно, ошибся.
По поводу отношения к русским. Врать не буду, я живу в селе, а там русских никогда не было и раньше. Бывал в станицах, расположенных по Тереку (Гребенская, Шелковская и Каргалиновская). Там русских очень мало осталось, как к ним относятся - не спрашивал у них, мое мнение может быть ошибочным. Государственная политика (во всяком случае, официальная) направлена на создание условий для возвращения русских. Слышал, что будут возвращать уехавшим бывшее жилье (забирая его у нынешних - оно многократно переходило из рук в руки), точно знаю, что выплачивают компенсации.
При этом, желающих вернуться на малую родину (для многих русских она была такой) пока не много.
За ребят - автостопщиков беспокоиться считаю, не надо. Беспредела там стало многократно меньше, ездить безопасно.
 
 
Ответить
Извиняюсь. Отправил предыдущее сообщение с работы - по нику получилось, что не я. Так я это, Гимли.
 
 
Ответить
Сергей
За знак "Обгон запрещен" штраф 50 рублей, этот знак не запрещает выезжать на встречку, а запрещает только опережать. У самого в башкирии забрали права за знак (из принципа не дал взятку 500 р. при нарушении на 50), в понедельник пойду в ГАИ (кстати Ханты-Мансийска).
 
 
Ответить
Дионисий
Молодец Руслан....Спасибо...
Ты ведь и по моей Родине проезжал...Челябинск - Златоуст. И столб этот Европа-Азия - своими руками за него держался...Вот же как бывает.
Про Чечню очень интересно. И главное душа радуется что жизнь там налаживается.
Жаль фоток не сделал по дороге.
 
 
Ответить
За 6 минут прибежал с работы, и сразу в комп жать?:)
А рассказ хороший, спасибо!
 
 
Ответить
Михаил
Руслан, прочитал до конца, не отрываясь. Молодец, очень интересно все описано. Понравилось про собаку-сволочь, надо было ее - заразу на улице привязать, пусть бы выла. Я на своем Дионе с семьей тоже летом ездил, но много ближе. Про машину мы много уже обсуждали, а вот путешествие - очень интересное. Спасибо
 
 
Ответить
Гимли
За 6 минут прибежал с работы, и сразу в комп жать?:)
А рассказ хороший, спасибо!

STAG (---.pppoe.mtu-net.ru) | 14.10.2006 05:43

Нет, я домой не прибегал за 6 минут - не успел бы даже в сапогах-скороходах. Просто вошел под своим ником.
 
 
Ответить
Сказки все это про чечню, от нахчо.
 
 
Ответить
Спасибо за отличный отчет! Понравилось!
1
 
Ответить
Нормально, зачот
 
 
Ответить
Молодец,понравился рассказ.Нижневартовск форева! Земляк.
 
 
Ответить
Максимус
Про Чечню лажа. Был там не так давно. Ты дружок фантазер большой... и дороги и больницы - всё нормально. Лжешь ты, уважаемый. В Грозном всё разворочено, строящиеся здания охраняют, чтобы не взорвали, дорогу только одну видел целую. В Гудермесе получше, но там твой Рамзан рулит - это его осиное гнездо. Короче, сказочник ты...
Нас по твоим дорогам, где все деревья побелены, екатеринбургский спецназ охранял в количестве 20-ти человек и по трассе вели.
Да че там говорить...
 
 
Ответить
Максимус, вы внимательно прочитали рассказ? В каком месте мы читали у меня про Грозный?
Вас, может быть, как важную персону охраняло 20 спецназовцев и Вы по сторонам не смотрели, наверно. Да из люков БМП много не видно.
Я безо всякого спецназа ездил там и днем и ночью в течении нескольких недель. И лесопосадки там ПОБЕЛЕНЫ!
В Гудермесе нет ни одной разрушенной больницы - все востановлены. Также востановлены жилые дома, улицы и проспекты.
Так что Максимус, я отвечаю за каждое слово, написанное в рассказе. Напишите в каком месте я соврал? Конкретно, в каком месте и в чем.
Я думаю, вся разница в наших оценках состоит в том, что вы, боясь высунуть голову наружу, проездили в танке. Я же ездил нормально по своей стране.
И конечно, в сети ответа за слова не спросишь, но все же зря оскорблять людей не надо даже здесь.
 
1
Ответить
Максимус
Гимли, про Грозный - не читал - видел. Говорить о состоянии дел в республике (а ты это делаешь), и не говорить о Грозном - опрометчиво и ошибочно! В БМП не сидел ни разу в жизни, а вот в микроавтобусе насиделся, с занавешанными шторакми и еще дорогу от Моздока в Грозный военные задымляли на открытых участках. Нехрен тут о стабильности заливать!!! Как только мы отъехали от здания правительства, по блокпосту из гранатомета лупанули! Срочнику осколок в живот попал (а, ну да, там же одни контрактники...помню-помню...) .
Про лесопосадки я с тобой согласился - это следует из моего текста - они действительно побелены вдоль дороги - факт. Еще вдоль этих же дорог периодически проходят военные с миноискателями. Дорогу проверяют постоянно (за слова отвечаю!). Про Гудермес я и сказал, что там получше! Где я сказал что там всё разворочано??? А?!!! Но заметь, я сказал по какой причине!!! Анализировать твой текст на предмет несоответствия фактов мне некогда. Одно могу сказать точно - те, кто собирается совершить автопутешествие в ЧР - сильно рискуют. Там правовой беспредел. Без "крыши" в виде родственников (а там это много значит) или военных - ехать туда на экскурсию - безумие. К экстремалам не относится. Восстановленные больницы и дороги в городе Гудермес - не показатель стабильности и процветания.
И Гимли, голову я не боялся высунить - опасался. Признаю. Но поверь, мне показалось - было чего.
За свои слова ответить...хм...детский сад, ей богу. Я оставляю за тобой право излагать так, как ты увидел своё путешествие, но я прочитал комментарии, где люди тебе поверили, а твой рассказ - не есть истина!
По поводу оскорблений: слова "фантазер", "сказочник" и "лжешь" прозвучавшие в моем тексте, могли тебя обидеть. Согласен. Приношу извинения за них и впредь буду более сдержен в оценках. Желания обидеть/оскорбить не было - однозначно.
 
 
Ответить
Максимус, про то, что " Я оставляю за тобой право излагать так, как ты увидел своё путешествие, но я прочитал комментарии, где люди тебе поверили, а твой рассказ - не есть истина!"
Это уж точно. И я вначале об этом сказал так:
"Да и могут ли суждения быть абсолютно истинными, когда даже люди, постоянно живущие там, судят о жизни в республике по-разному. Вообще-то это касается всех безотносительно к тому в каком месте человек проживает. Суждения наши всегда оценочны, и то или иное событие мы всегда оцениваем через призму своей личности, интересов, благосостояния и т.д. Пример тому - толкование на форуме Гаража одних и тех же событий.
Поэтому, еще раз, мои впечатления - это только мои впечатления, и ничего больше. Единственно, я буду писать только о том, что видел или слышал.".
Мнение ваше о Чечне меня не обидело, но называть человека лжецом не зная сути дела не надо.
 
 
Ответить
yurchik
Рассказ хороший, интересный!
Спасибо за большое количество фотографий! :))
3
 
Ответить
Спасибо, рассказ хороший. Субъективно, но здорово, когда человек так любит свою малую родину.
Но, вспомнил байку: Несколько лет назад двое друзей ехали на юг отдыхать в поезде. Там познакомились с Женщиной Из Гор(ЖИГ). Узнав о цели поездки она начала пригашать их в… не важно. Там, говорит, у нас хорошо, санаторий трехэтажный, только отстроили, климат, сады… Один из парней возьми и ляпни: «Ага приедем, а нас - в яму и будем всю оставшуюся жизнь в ваших горах картошку выращивать.»
ЖИГ среагировала: «Не-а в горах картошка не растет.»
 
 
Ответить
Очень хороший рассказ человека любящего свою малую Родину, причем, написанный на хорошем русском языке (что в последнее время не так часто встретишь). И как человек любящий, Гимли видит, в первую очередь лучшее в своей Родине (как и любой из нас, любящий свою малую Родину, я бы, например, в таких же тонах написал бы о своей Башкирии)и сглаживает все плохое. Объективно может написать только человек со стороны. А так - вдохновляет, светлый рассказ. Спасибо1
1
 
Ответить
Полностью согласен с Zimser. Человек ищет лучшее в своей родине. Максимус а вы много можете сказать о РОССИИ хорошего? Уверен МНОГО, как и я. Но у нас так же много проблем, о которых мы можем умолчать. Или недосказать.
Я не буду говорить о моем мнении о ситуации на кавказе. Но только за ТАКОЙ язык повествования. Стоит почитать. Так как крайне мало "южан" да и вообще кто может грамотно общаться.
Гимли, а вы не выкладывали свой рассказ в другом месте, очень знакомо. но не могу вспомнить где я читал. Иль я ошибся?
 
 
Ответить
Sever, здравствуйте. Рассказ есть кусочками на этом сайте, в форуме "Путешествия". Там он и писался. Больше не выкладывал (и не буду) нигде.
Честно говоря, про Чечню писать вообще не хотел - знал (или думал) что будет много негативной реакции. Но ребята попросили.
 
 
Ответить
Хорошо написано. Я сам хотел рассказать про свое путешествие, но понял что так красиво и внятно не напишу))).А всетаки объезжать Челябинск с курганской стороны не надо))). У нас не Краснодар и на каждом столбе висит табличка с направлением на Уфу. А через город быстрее)).Будешь в Челябинске еще заезжай в гости))) устроим переполох в Челябинске парадом бегемотиков))
 
 
Ответить
Очень хороший рассказ,мне понравилось,прочитал на одном дыхании.И про ЧР интересно написано , не буду критиковать т.к. был там в 96 ,рад что все приходит в норму и люди начинают жить по человечески.
 
 
Ответить
Очень хорошо изложено, спасибо. Особо понравилось то, что человек обращал внимание на памятники Великой Отечественной.
 
 
Ответить
Я с Белоярского.Этим летом продал свой ТАЗ южанину с Дадистана.Он на нем сразу в отпуск, родне показать.Приехал
впечатлений море.Все прекрасно,все хорошо!И завидую как эти люди любят свою родину,и радует что видят они только прекрасное,только хорошее!(кстати он тоже учитель).Спасибо
за рассказ,рад за ВАС!
Поварот на Вагай:после Тобольского поста ГАИ спускаемся,проезжаем мост,заправку с права и первый поварот на лево-Вагай.
 
 
Ответить
МаксNN
Да, отзыв большой и грамотный, это очень приятно (присоединяюсь) и в любом случае, это лучше, чем безобразно-безграмотный язык многих "носителей языка", активно марающих инет-страницы форумов, в т.ч. и этого. По
крайней мере, автор старался, это достойно уважения.

С другой стороны, автор (Бечиев Шахруди Шагидович) – Президент чечено-ингушского национально-культурного центра, Первый проректор Западно-Сибирского
института финансов и права, написал кандидатскую диссертацию по экономике (по бюджетным инвестициям), предодаватель - так и чего же тут удивляться?

А в остальном, отзыв не совсем автомобильный, а скорее о посещенных местах, чем и интересен.
То, что про авто ни слова - самый хороший показатель.
 
 
Ответить
МаксNN, спасибо на добром слове.
Правда, я не очень и старался - просто описывал как ездил. Как уже говорил, отзыв перенесен из другого форума, потому есть некие казусы. А постараться можно было и лучше написать.
Про авто писал в разделе "Озывы".
 
 
Ответить
зону действия знака "обгон запрещён N метров" - отменяют только знаки конец этого обгонозапрещения и "конец всех ограничей". Поэтому перед Марксом 2-3 километровая дуга на которой всегда стоят ГАИцы. На перегоне Балаково-Пугачёв тоже есть такое 4000м. И никакие рисунки разметки и перекрёстки этого не отменяют. Со знаком ограничение скорости та же ботва.

К сожалению, сам в выходные отдал там 50рэ. Но это для Саратовских. Мужика на пассате с Ханты-Мансийска вздёрнули, наверняка,по-боле...
 
 
Ответить
Гимли, спасибо. Через Ваш "отчет" видно, что Вы добрый и мудрый человек. Я пишу из Ставрополья, соседи Вашей родины. И узнал больше, чем из других источников. Что касается сомнений наших коллег, это естественно: много накопилось обид друг на друга. Только добрым словом и делом можно убедить в своей правоте. Успехов Вам.
 
 
Ответить
2 Gee :
там что, повешены знаки обгон запрещен 4км?
если просто "обгон запрещен", то до перекрестка. "Со знаком ограничение скорости та же ботва."
 
 
Ответить
Максимус,давайте всё-таки отделять мух от котлет,человек написал о путешествии на машине,написал хорошо,хорошо что он увидел хорошее,в стране разорённой войной.
Плохо то, что Вы не увидели этого.
Я тоже,мягко говоря, не питаю симпатий к боевикам убивающим наших солдат,но ведь есть и другие примеры,тех чеченцев что воюют на нашей стороне.Я это к чему? К тому что все люди разные,не стоит чесать всех под одну гребёнку.
 
 
Ответить
Спасибо! Увлекательно, позновательно. Давно мечтаю о переезде в Чечню.
 
 
Ответить
Russ-eu
Отличный отзыв Гимли!
Год назад сам ездил к друзьям в Дагестан,проехал Махачкалу,Избербащ,Дербент.Впе чатлений куча!Настоящее кавказское гостепреимство!Ездил очень много-отношение к русским очень хорошеее.
Россия многонациональная страна и благополучие любого народа-вклад в общую "копилку".
P.S.после кизлярского поста сразу поворот направо блок-пост и дорога на Грозный-))
terrano2.7
1
 
Ответить
> vlad v., спасибо, все правильно поправили. Волгоград проезжал ночью, была большая река - думал, Волга, какая ж еще. Наверно, ошибся.

Это был Волго-Донской канал. А "красивая арка" - первый шюз.
 
 
Ответить
   
иркутск
Сообщений: 20
Отличный отзыв! Особенно удивило знание калмыцкой культуры.
 
 
Ответить
  
Сообщений: 11
Молодец отзыв очень искренний и уверен, что честный, чечня и сейчас не курорт, но тем не менее у людей страхов будет поменьше. Марка ММС безусловно ложно охаяна и оговорена, в большинстве случаев людьми привыкшими за авто вообще не следить, или купили митсубу сильно уставшую(((( Поэтому говорить за легендарную фирму, выпустившую такие авто как LANCER, PAJERO, GALANT и другие не менее популярные модели, как о фирме бракоделе не актуально. Сам отъездил длительное время на нескольких ММС, сейчас DION 2003 года и я доволен этим автомобилем, он не капризный)
 
 
Ответить
   
Сообщений: 738
где фото?
 
 
Ответить
  
Сообщений: 15925
ROCKS:
где фото?
Брат, это было 6 лет назад
 
 
Ответить
  
xtkz,bycr
Сообщений: 10
Руслан, очень интеоесно Ваше мнение о нынешнем состоянии Республики (в сравнении с 2006г.). Что изменилось: в лучшую, в худшую сторону. Прочитав эту статью, с удивлением узнал, что люди переселяются с гор на равнину. Причем целыми населенными пунктами. Для меня это новость. Это откуда и куда переселяются? Я помню при Советской власти только в Гудермесе имело место быть такое "переселение народов" из горной части Курчалоевского и Ножай-юртовского районов. Место такого компактного проживания переселенцев местные жители Гудермеса называли индейским поселком, а самих переселенцев - индейцами.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие