|
Мысль побывать на Байкале поселилась в моей дурной голове давно… В этом году мне исполнилось 50, и мы с женой Натальей решили таким образом отметить мой юбилей. Но в июне в связи с пандемией обстановка была еще непонятной, а в августе мы решились…
Итак, вечер 8 августа, в 21:00 мы стартуем. Нас провожают дочь, зять и внук (остаются на хозяйстве). По нашим расчетам мы часам к 4 утра должны были добраться до Екатеринбурга к двоюродному брату, поспать часов до 9 и ехать дальше. Но Свердловская область встретила нас проливным дождем, видимость минимальная, и до места мы добрались с опозданием в 3 часа. Поспали до 10, попили кофе и рванули.
Ближе к Тюмени дождь перестал, погода налаживается, настроение тоже. Тюмень проскочили по окраине и вышли на трассу Тюмень-Омск. Замысел был дойти до Ишима и там заночевать. Но время внесло свои коррективы, в Ишиме было еще светло. По отзывам в интернете я знал о плохом состоянии дороги на перегоне Ишим-Абатское, поэтому было решено проскочить этот участок с вечера. Плохую дорогу я так и не нашел, проехал Абатское, проехал много чего еще и в Тюкалинске Омской области я сломался. Поужинали и заночевали в мотеле «Берлога». В связи с пандемией еда только на вынос, то бишь в номер. Пробег за ночь и день составил 1457 км.
Вывеска мотеля и на ее фоне наш автомобиль.
Не садись на пенек, не ешь пирожок.
Утром попили кофе и вперед!
По нашему плану мы должны сегодня добраться до Новосибирска как минимум. Едем.
Заболоченный и погибший березняк в Омской области.
Омск проехали по объездной. Навигатор вел через город, но мы увидели указатель на Новосибирск и решили, что нам не стоит терять время на проезд перекрестков со светофорами. Дорога практически пустая, редко встречные и так же редко попутные. Даже скучно… Степи, засеянные сельхозкультурами, местами идет уборка урожая. Ближе к Новосибирску рельеф маленько меняется, становится более холмистым, появляются березовые рощи. Новосибирск проскочили около 19 часов по-местному (+2 часа к нашему времени). Долго стояли в пробке на мосту через оз. Старица на северном объезде. Идет ремонт дороги, одна полоса закрыта, организовано реверсивное движение. Пока светло, едем дальше. Как въехали в Кемеровскую область, я не заметил — уже стемнело. Кемерово решили проехать и остановиться на ночлег. Поиски ужина и ночлега привели нас в мотель «День ночь» на въезде в г. Березовский. Заняли последний двухместный номер, где был душ, туалет. Администратор извиняющимся тоном указала на отсутствие телевизора, но нам было не до просмотра телепрограмм. Поужинали в кафе, помылись и спать. Проехали за день 1100 км. Неплохо, если учесть, что в наших сутках урезали 2 часа (разница часовых поясов).
Утром встали, умылись, позавтракали и в 6 часов поехали в сторону Красноярска. При дневном свете видно, что нас окружает тайга, местность сильно пресеченная. Затяжные спуски, такие же затяжные подъемы. Сильно выручает СиБи-рация, настроенная на волну дальнобойщиков. Предупреждают всех, кто слышит о каких-то ситуациях на дороге (кто-то сломался, занял полосу и т.д.), заранее готов к какой-то помехе за очередным поворотом. Спасибо вам, большие братья!
На въезде в Мариинск Кемеровской области остановились размяться, сфотографировались на фоне стелы. На дороге стояло около 8-10 большегрузов, я припарковался не доезжая их. Пока мы разминались, фотографировались, рядом с нами собралась приличная колонна. Из разговоров по рации выяснилось, что экскаватор порвал кабель под напряжением, из-за этого движение встало.
За стелой проходит дорога на Тисуль, по которой в сторону Мариинска движение открыто. Увидев, как некоторые отчаянные съезжают с этой дороги в поле и поднимаются обратно возле нас, я решился на встречный маневр, поскольку с момента нашей остановки прошло более получаса, а никаких мер для возобновления движения не ощущалось. Потихоньку спустился с насыпи, проехал по кромке поля и вылез на насыпь за стелой. На перекрестке повернул направо в сторону города и поехал дальше. Встречная колонна растянулась на 1,5 км (даже не знаю, сколько они там потом разъезжались). Опять начались степи, небольшие перелески. Погода отличная, + 20-25 градусов, дочь говорит что у нас +16 и дождь, ветер.
Въезжаем в Красноярский край. Те же степи, перелески. Дорога хорошая, трафик не напрягает. Перед Ачинском несколько участков дорог с реверсивным движением — идет ремонт дорог. На мосту через р. Чулым полчаса ждали, пока дорожники перегонят каток и асфальтоукладчик с одного берега на другой.
Примерно за 150 км до Красноярска на обочине торгуют медом, сувенирами. Остановились. Дед с веселой бабулькой предлагают свои изделия, в том числе чучела зверей. Спросили разрешения сфотографироваться, они велели купить что-нибудь на 1000 рублей и фотографируйтесь сколько угодно. Пришлось раскошелиться.
Медвежонок хочет нас угостить.
Пока мы выбирали товар, остановился автомобиль с двумя парнями-китайцами, которые стали сниматься с медведем, но хозяева их быстро шуганули. Покупать китайцы ничего не стали и довольствовались съемкой с приличного расстояния.
Раз уж остановились, перекусили бутербродами, запили их кофе и поехали дальше. Ночевать думали в Канске, но поскольку проезжали его засветло, решили двигать дальше. Завтра самый большой перегон и минус один час из-за разницы по времени, а нам еще надо успеть на паром на о. Ольхон. Ехал, несмотря на то что понемногу стемнело. Усталости не чувствую, дорога свободная, разметка хорошая. Незаметно въехали в Иркутскую область, опять начались участки с реверсивным движением. В Нижнеудинске решил немного поспать, в мотелях мест нет, разложили сиденья. Проехали за день 1041 км.
Провалялся около получаса, заснуть не смог, едем дальше. На подходе к многострадальному в прошлое лето городу Тулун началась полоса туманов. Чем ближе к Тулуну, тем гуще, скорость упала до 40-50 км/час. Тулун проезжал на рассвете, но из-за тумана ничего не видно.
Мишка приглашает в Красноярский край.
Проехали 40 км, въехали в деревню Трактовая, и тут меня вырубило. Остановился на стоянке дальнобойщиков, откинул спинку сиденья и спать, хотя бы 1 час!
Проснулся через час, попили кофе и вперед. Сегодня мы увидим Байкал! Дорога до Иркутска особо ничем непримечательна — степи, временами перелески. В Зиминском районе проехали по мосту через реку Ока, а перед Усольем-Сибирским — через Белую (через всю Башкирию протекает такая же река). Обошли Иркутск и поехали на северо-восток на Усть-Ордынский. В окрестностях Иркутска местность еще лесистая, дальше начинается холмистая степь, в которой пасется много домашней скотины. На обочинах появляются знаки о возможном появлении домашних животных, поскольку пастухов нет, от слова совсем.
Согласно ранее изученным отзывам о поездках, слежу за уровнем топлива в баке, чтоб не оказаться на голодном пайке (впоследствии эта мера оказалась излишней). В Баяндае заправляемся до полного бака, следующая заправка только на обратном пути. Народу на заправке много, все попутные автомобили заезжают сюда. Остался последний рывок, последние 120 км! Едем!
На границе Баяндаевского и Ольхонского районов снова начинается сильно пресеченная лесистая местность. Затяжные спуски и не менее затяжные подъемы не дают расслабиться, держат в тонусе. Ближе к селу Еланцы тайга отступает, снова начинается голая и горная степь, присутствуют лишь отдельные деревья на склонах. Над ущельями наверху появляется сизая дымка. На каждом подъеме ожидаем появления Байкала, но нет. Нам уже не терпится, а его все не видно…
Последние леса на нашем пути к Байкалу.
На одном из перевалов неожиданно появился памятник бродяге из песни «По диким степям Забайкалья». Остановились, сфотографировались. Под памятником на плите выбиты слова песни.
Поехали дальше. Поднялись на одну из следующих горок, нам открылась такая картина:
Наконец-то! Мы его увидели! Не описать всех чувств, которые переполняли нас. Через 20 км подъезжаем к селу Сахюрта, где нам надо загрузиться на паром для переправы на о. Ольхон.
Посадка на паром. Автомобили уже заехали.
Работают 3 парома, переправа бесплатная. Местные (жители Ольхона), полиция, скорая, пожарные и автобусы местных линий заезжают вне очереди. Поэтому мы смогли заехать только на 5-й рейс. Теперь уже спешить некуда. Пока ждали очереди, выяснилось, что территория острова — это национальный парк, где попало палатку не поставить, выход к воде ограничен и т.д. На все наши хотелки надо брать разрешение в дирекции парка в Иркутске (вот засада!), в крайнем случае, у местного лесничего в поселке Хужир на острове. Делать нечего, едем в Хужир.
Дороги на Ольхоне — это отдельная история. Насыпь, вперемежку глина, ПГС и щебень. Все вместе получается стиральная доска, машина трясется, руки-ноги трясутся, еду со скоростью около 20 км/час. Местные на УАЗиках-буханках несутся под 60-70! Жалко машину, но пробую разогнать хотя бы 50. Вроде переносится легче, едем.
Хужирский тракт, как мы его назвали.
Слева практически всегда виден Байкал, местность степная. Справа холмы, местами поросшие лесом. Доезжаем до пос. Малый Хужир. И вдруг Наталья увидела на заборе одного из подворий растяжку «ЖИЛЬЕ, БАНЯ» и номер телефона. Сворачиваем, подъезжаем, интересуемся. Да, сдают мансарду с отдельным входом, есть общая кухня, газовая плитка, посуда. Все, что надо странникам, присутствует! Загоняем машину во двор, знакомимся. Валентин и Даша, зимой живут в Улан-Удэ, летом на Ольхоне. Хорошо знают историю острова, обычаи бурят и охотно делятся своими познаниями. Мы заплатили за две ночи, если понравится — останемся еще. Я понимаю, что две ночи на Байкале — это очень мало, но к следующим выходным нам надо быть дома, есть у нас еще дома дела (как поется в одной известной песенке).
Разгрузили вещи, заселились, попили чайку и на берег! От нашего временного жилья до берега около 500 м, но шум прибоя отчетливо доносится от озера.
Вид на Байкал с нашего балкона.
Один известный политик мечтал, чтоб российский солдат помыл сапоги в Индийском океане.
А я мечтал намочить ноги в Байкале
Ветер с озера нагонял приличную волну, было прохладно, но не холодно. Вода по местным меркам холодная, но у нас в Каме не намного теплее. Зато она здесь реально прозрачная!!! Это надо видеть, невозможно описать словами; пока не увидишь сам, не поверишь, что бывает такая прозрачная вода. Берег усыпан крупным песком.
Программу минимум мы выполнили: добрались до Байкала, походили по воде босиком. Теперь отметить это дело парой стаканчиков за ужином и спать, позади 4 дня и 4395 км пути.
Утром проснулись поздно по местным меркам, позавтракали. Валентин объяснил нам, что мы можем осмотреть за сегодняшний, увы, неполный уже день. Решили начать со смотровой площадки как раз над Малым Хужиром. Поднялись на машине на гору, а там…
Вид со смотровой площадки. Справа внизу Малый Хужир.
Наверху довольно сильный ветер, но не холодит, а как бы освежает. У нас в Башкирии много озер, в том числе и в горах, но такого цвета воду я еще не видел. Вид потрясающий! Ради этого вида только стоило ехать почти 4,5 тысячи километров. Воздух чистый, вид красивый, солнышко припекает — что еще надо отпускнику? Налюбовавшись видами, решили спуститься вниз. Оказалось, это не так просто. Машина старалась набрать скорость, но на извилистой грунтовой дороге это чревато, приходилось постоянно подтормаживать. Но мы справились, спустились благополучно и поехали в Хужир, чтобы записаться на какую-либо экскурсию, которых предлагается огромное количество, как по продолжительности, так и по стоимости. К сожалению, экскурсии мы благополучно проспали, записались на завтра на тур на теплоходе до северного мыса острова, возвращение сухопутное на УАЗике. Пошли по сувенирным лавкам, набрали подарков друзьям и родственникам, дальше пошли на мыс Бурхан (визитная карточка Ольхона, практически на всех открытках и магнитиках он есть). По бурятским преданиям, там живет дух хозяина острова. Побродили, пофотографировали, еще раз посмотрели и купили сувениры и пошли на Сарайский пляж купаться.
Песчаный Сарайский пляж тянется километра на 3-4, народу немного, места всем хватает. Как и вчера вечером, ветер нагонял волну, но на солнце было даже жарко, люди загорают в основном, купающихся мало, вода ведь холодная. Но как это — быть на Байкале и не искупаться?
За спиной у Натальи «столица» Ольхона — поселок Хужир.
Мыс Бурхан. Слева — скала Шаманка.
Сарайский пляж. Это вам не черноморское побережье, места много.
После купания пошли в одно из многочисленных кафе, поели знаменитых бурятских буузов (аналог наших мантов) и поехали «домой». Надо вовремя лечь спать, чтобы завтра опять все не проспать.
Проснулись намного раньше, чем было необходимо для исключения опоздания на теплоход. Позавтракали, подвезли Дашу до поселка (она работает в одной из сувенирных лавок) и пошли на пристань. Оказалось, пристань — это бывший причал Маломорского рыбного завода, который работал до развала СССР. Теперь это частная территория, но владелец трепетно относится к сохранению оставшихся строений и оборудования. По словам гида, при желании в течение нескольких дней можно запустить производство. Вряд ли, конечно, кому-то это понадобится. Жаль…
Собралась группа около 30 человек, познакомились с гидом Леной, погрузились на теплоход и поехали. По дороге Лена рассказывала о достопримечательностях, которые мы видели с воды, о легендах и обычаях Ольхона, подробно отвечала на наши вопросы, спасибо ей за это. На теплоходе мы пообедали. Раньше, говорят, во время экскурсий кормили ухой из байкальского омуля, но уже 2 года, как действует запрет на вылов рыбы в Байкале. Поэтому мы поели салат, супчик, запили чаем. Но было вкусно, все остались довольны. Повезло с погодой, ветра нет, волн тоже. Поверхность Байкала ровная, Лена назвала ее масляной из-за отсутствия волн.
Дошли по воде до деревни Узуры на противоположной стороне острова. Местные ее называют бурятской, потому что за Байкалом — Бурятия. Здесь мы встретили встречную группу, прибывшую на УАЗиках посуху, поменялись транспортными средствами и продолжили знакомство с Ольхоном, теперь уже по суше.
По дороге до Хужира четыре остановки, одна из них — Песчаное урочище, территория бывшего лагеря системы ГУЛАГ. Сохранилось только бывшее здание охраны. Здесь примечательный песчаный пляж с очень плавным набором глубины. Говорят, что в 50 м от берега средний человек стоит в воде по грудь. Остановились на 1 час, я решил искупаться, зашел в воду по пояс (около 20 м от берега), но вода холодная, пришлось срочно принимать солнечные ванны. В это время на материковом побережье Байкала разразилась гроза и вода стремительно начала менять окраску.
Вид с самого северного мыса Хобой на бурятскую сторону Байкала.
Урочище Песчаное. На том берегу гроза.
После купания мы обсохли, переоделись и поехали дальше. На нашем пути был еще один поселок — Харанцы, куда два раза в неделю летают легкомоторные пассажирские самолеты из Иркутска и Улан-Удэ. Напротив въезда на главную улицу Харанцов растет лиственница, которой 750 лет, как утверждает наш водитель и гид на суше Александр. На этом наша экскурсия заканчивается, едем в Хужир, ужинаем в кафе и возвращаемся «домой».
По приезду в наше временное жилище начали собирать вещи — завтра уезжаем. Грустно, не хочется, но надо. Собрались, загрузились, сходили еще раз на берег Байкала и легли спать. Паром начинает работать в 7 часов утра, в 6 нам надо проснуться. Утром встаем, завтракаем, прощаемся с радушными хозяевами и поехали.
На пароме мы были уже пятыми в очереди, подождали минут 20, началась погрузка. До материкового берега паром идет минут 20-25, выгрузились, и началась грустная дорога домой. Грустная, потому что не хотелось уезжать от такой красоты…
По приезду домой подвели итоги: