|
Всем привет!
Заметил, что последнее время многие отчеты, появлявшиеся на Дроме, посвящены давно прошедшим поездкам. Оно и понятно — свирепствовала «самоизоляция» по поводу всемирной заразы, путешественникам надо было чем-то себя занять, вот и ударился народ в воспоминания.
Как-то, после прочтения очередного исторического опуса, решаю посмотреть свои архивы и наталкиваюсь на фотки о поездке 2017 года на машине в Испанию. Тогда не счел нужным рассказывать о ней здесь на Дроме. Хотя в отчете travel.drom.ru/54825/ об эпизодах тогдашнего отдыха в этой стране такой возможности не исключал. Теперь вот и пришла пора выполнить обещание. Тем более, что для меня пенсионера, это, похоже, была последняя поездка такого рода. Надо зафиксировать ее не только в памяти, но и в электронике.
Как уже говорил в своем отчете, особо к поездке не готовлюсь. Она уже третья по счету, так что все знакомо. Приходит отпуск. Виза есть, деньги тоже. Складываю в багажники дорожный шмурдяк и вещи для отдыха на месте, кое-какие запчасти, типа лампочек, сажусь в машину и выезжаю вслед жене, уже улетевшей к месту отдыха самолетом.
Хотя нет, кое-какая подготовка все же была. Несколькими днями ранее покупаю в «РЕСО-гарантия» «Зеленую карту» и с машиной работаю немного. Справа на переднем и заднем сиденьях сооружаю из толстого пенопласта и фанеры лежбище, на котором можно спать, вытянувшись почти во весь рост.
От Перми до Праги
До Москвы (1400 км) добираюсь за сутки. Трасса М7 пройдена бесконечное число раз и сложности не представляет. Пару раз сплю в машине, где-то за Казанью и уже в Подмосковье. А с утра, позавтракав своими припасами, успеваю до пробок по МКАДу выйти на М1.
Дальше все стандартно. Не спеша, с перекусами и отдыхом преодолеваю 500 км гладкой дороги…
…до границы с «братской» республикой, и к вечеру, миновав Беларусь,…
…становлюсь в очередь на пограничном переходе в Бресте.
Машин не много, в основном, белорусы и москвичи. Очередь идет быстро, и вскоре, получив штамп в паспорт, перебираюсь на польскую сторону. Вся процедура выезда из Союзного государства занимает от силы пятнадцать минут.
Поляки более дотошны. Мадам в форме заставляет открыть капот, салон, пару сумок в заднем багажнике, но вопросов по ним не задает. Просит показать «Зеленую карту». Спрашивает о цели поездки. Говорю: «отдых». На этом вопросы исчерпаны, таможня и погранцы дают добро. В окошке забираю паспорт с въездным штампом, все. Дальше Варшавский мост, пограничная река Буг,…
… и… вот они снова — Польша, Шенген, Европа!
В этот раз решаю ехать через Варшаву. Мое генеральное направление на сегодня — юго-запад, Вроцлав, а оттуда, через Прагу и Пльзень, в немецкий Мюнхен.
В навигаторе несколькими промежуточными точками задаю более-менее прямой маршрут.
Начинается утомительная езда по польским асфальтированным проселкам, через нанизанные на них деревни с ограничением скорости в пятьдесят километров в час.
Варшаву проскакиваю без остановки какими-то окраинными улочками.
Желания знакомиться с польской столицей нет. По отчетам других автопутешественников знаю, что смотреть там особо нечего, да и вообще, имею какое-то предубеждение к полякам. Вчера при Союзе они были «друзьями», а сегодня сменили вектор на противоположный.
Вроцлав тоже оставляю без внимания. Во-первых, по этому городу уже гулял в прошлую поездку.
А главное — нет времени. Хочу сегодня добраться до Праги, где еще не был, и хоть одним глазком взглянуть на город. Поэтому еду с максимально возможной на польских дорогах скоростью.
Чехия встречает полной темнотой и настоящим ливнем. Вспоминаю, что надо купить виньетку на оплату дорог (то ли 10, то ли 12 €, не помню), и тут «кстати» перегорает лампочка ближнего света. Чтобы не рисковать, заезжаю на первый же попавшийся заправочный комплекс, где делаю все нужные дела и вздремываю пару часов. Оно и пора. Чувствую, что устал. После Москвы еду уже больше суток и из этого времени спал, в общей сложности, не более пяти часов. Сон возвращает силы. Чувствую себя бодрым и отдохнувшим. Дождь перестал. Собираюсь и еду дальше.
Теперь за стеклом почти статическая картинка ночной дороги. Транспорта практически нет. Лишь иногда мимо проносятся полутемные деревни да одинокие хутора.
Зато Прага встречает ночными огнями и людским муравейником. По навигатору пробираюсь в центр, как сейчас понимаю, в Старе Место. Паркую около какой-то мусорки машину и иду искать гостиницу. Есть желание здесь остановиться и немного познакомиться с городом.
Его ночную суть постигаю быстро. «Гудеж» в разгаре. В барах гремит музыка. Посетители, в основном молодые люди, разгуливают прямо с пивными кружками по улицам, сидят на мостовой, целуются, о чем-то спорят, орут песни. Становится немного не по себе от столь вольного излияния эмоций.
Стараясь обходить стороной скопления молодежи, пробираюсь в один хостел, предложенный навигатором — нет мест. В другом — тоже. Суюсь в средненький отель — опять облом. В пятизвездочный, почти дворец, попадающийся на пути, как-то стремно заходить в неприглядном дорожном виде. Да и жаба душит — наверняка цены не детские. В общем, прихожу к выводу, что в центре с наскока, да еще ночью, найти ночлег — большая удача. Мне она пока не улыбается.
Ладно. Иду просто гулять и смотреть город. Как-то сразу выбредаю к Влтаве на Манесов мост. Ух, ты! Отсюда половина достопримечательностей Праги видна. Сначала прохожу красивое здание чешской филармонии.
А затем любуюсь ночными видами Карлова моста…
…и крепости Вышеград на противоположном берегу реки.
Ветер изрядно пробирает, становится прохладно. Как-то вдруг понимаю, что мне сейчас принять душ и упасть в горизонтальное положение гораздо важнее и нужнее, чем бродить дальше одному среди чужого праздника. Да и что можно посмотреть в таком городе даже завтра при свете дня за пару-тройку часов, которые могу себе позволить? Возвращаюсь к машине и уже через час погружаюсь в нирвану в небольшом отеле в пригороде Праги.
Мюнхен
Зато на следующее утро отдохнувший и свеженький, любуясь по дороге красивыми видами,…
…без напряга одолеваю четыреста километров до Мюнхена, куда заруливаю…
…с конкретной целью — немного познакомиться со столицей Баварии и, может быть, выпить знаменитого баварского пива.
Жилье заранее не бронировал, но еще дома наметил пару кемпингов невдалеке от центра…
…и выписал координаты.
Уже вскоре после въезда в город располагаюсь в одном из них по названию «Талькирхен», недалеко от одноименной станции метро. Оформление проходит быстро и без проблем. За 36 евро получаю в свое распоряжение на сутки полянку…
…совсем недалеко от рецепшена и хозблока.
Душ, перекус своими припасами…
…и можно выдвигаться в центр. Куда? Для начала, конечно же, на Мариенплац.
Маршрутный автобус до метро останавливается почти за воротами кемпинга возле этого ларька.
Проезжаю пару остановок, и вот она станция метро «Талькирхен»,…
…откуда без всяких пересадок добираюсь до станции «Мариенплатц». Выход из метро — и сразу площадь. Она встречает туристической суетой и многолюдьем, уже знакомым по прошлым осмотрам европейских достопримечательностей. Наяву вижу знакомые из интернета «старую»…
…и «новую» Ратушу со знаменитыми движущимися фигурами,…
…колонну девы Марии,…
…фонтан «Рыбка».
В общем, все, чем знаменита эта площадь.
Обстановка самая расслабленная. Видно, что народ просто отдыхает. В центре кто-то, разинув рты, разглядывает фигуры на ратуше в ожидании их движения,…
…возле колонны толпа людей слушает импровизированный концерт местного ряженого бюргера,…
…молодежь решает свои проблемы,…
…а кто-то просто коротает время в ожидании встречи, назначенной у фонтана.
Многие, устав от «туризма», заправляются пищей телесной для более успешного приема пищи духовной.
Побродив по площади, присоединяюсь к этой части отдыхающих, чтобы попробовать знаменитые мюнхенские сосиски и пиво, так сказать, от первоисточника. Ну, что, как оценить? Иногда, будучи голодным, получаешь не меньшее удовольствие от простой картошки с котлетой. Ну, а пиво в той же Испании, особенно после уличной жары, да в прохладном баре, ничуть не хуже баварского. Все относительно. Зато отметился.
После дегустации отправляюсь исследовать окрестности Мариенплатц. Где бродил, уже не помню, но по сделанным фото могу утверждать, что центр Мюнхена красив и колоритен.
Изрядно натоптав ноги и нажарившись на солнце, экскурсию завершаю. Возвращаюсь в кемпинг и отрубаюсь в машине на своем топчане.
Пара часов сна возвращает силы. Лежу, смотрю на кемпинговую суету…
…и сам собой возникает вопрос: «А что, собственно, мне еще здесь надо?». На город одним глазком взглянул, баварского пива попробовал. Моя основная задача ведь добраться до Испании.
Поэтому решаю уже сегодня ехать к следующей цели — городку Фюссен на границе с Австрией, до которого всего-то чуть более ста километров. Там намереваюсь переночевать, а завтра осмотреть находящийся рядом знаменитый замок Нойшванштайн.
Покидаю Мюнхен и держу курс на юг.
Авария
Сначала все идет хорошо. Наслаждаюсь ездой по прекрасному и почти пустому автобану,…
…любуюсь появившимся на горизонте силуэтом Австрийских Альп.
Но по мере движения на юг трафик нарастает. Вблизи отворота на город Шонгау плотность автомобильного потока становится максимальной, а скорость падает почти до пешеходной.
Идет ремонт дороги. Но пока этого не знаю и, желая выяснить причину пробки, беру немного влево. Ничего, конечно, не вижу. Но, когда возвращаюсь в свой ряд, впереди идущий «Ситроен» почему-то оказывается так близко, что не успеваю затормозить. Тюк!!! «Ситроен» останавливается, я тоже. Еще не веря, что это произошло, выхожу из машины и смотрю на последствия удара. Задняя машина, то есть моя, как это всегда бывает во время попутных столкновений, пострадала больше.
У «Ситроена» лишь поцарапан да «покрашен» о мою решетку задний бампер, и с правой стороны отошла декоративная накладка — видимо, вырвало пистон.
Начинаем разборки. Водителем и пассажиром «Ситроена» оказываются парень с девушкой. Для начала вспоминаю весь свой школьно-институтский немецкий и приношу извинения за инцидент. Затем прошу вызвать полицию. Пока ждем, выясняю, что машина прокатная, и по их виду похоже, что особого расстройства они не испытывают.
Тем временем пытаюсь дозвониться до московского офиса «РЕСО-гарантия», чтобы проконсультироваться о дальнейших действиях, но безуспешно. На том конце «провода» автоответчик советует перезвонить.
Так и не дождавшись ответа из Москвы, уже через двадцать минут после вызова общаюсь с прибывшей полицией. Наряд из двух служивых первым делом спрашивает, куда направляюсь. Затем просят документы на машину, права, зеленую карту. Изучив их и сфотографировав, возвращают мне, за исключением второго экземпляра зеленой карты, который передают моим оппонентам. Затем фотографируют машины с разных ракурсов и требуют заплатить штраф 30 евро. Ну, что же, раз таковы местные правила, не сопротивляюсь.
Вручив квитанцию об оплате, старший полисмен берет под козырек, говорит: «До свидания» (тьфу-тьфу, не дай бог еще встретиться) и собирается отбыть. И тут до меня доходит, что они никак не оформили аварию. Что-то пытаюсь им сказать про европротокол, показываю приложение к зеленой карте. На что старший полисмен достает свою визитку, вручает мне со словами: «Klingeln Sie bitte», садится в машину и уезжает.
Я снова остаюсь один на один с моими, так сказать, визави. Еще раз прошу прощения и в подтверждение искренности своих слов вручаю девчонке небольшой сувенир — берестяную тисненую коробочку для женских украшений. Подарок, похоже, перечеркивает у них последние остатки негатива от инцидента, и с прощальным рукопожатием они тоже отбывают.
Я остаюсь один на один со своей бедой. Думаю, что делать. Сначала, сгоряча, решаю возвращаться домой. Но потом, внимательнее осмотрев и опробовав машину, убеждаюсь, что кроме бампера ничего не повреждено. Все световые приборы работают, радиатор цел, можно безопасно ехать. Единственно, стремно появляться в людных местах на машине с разбитой мордой. Поэтому исключаю из дальнейшего маршрута всякие Нойшванштайны, Вены и прокладываю курс через Францию, надеясь где-нибудь по дороге отремонтировать бампер.
В перестроечные годы, когда в Союз, а потом в Россию, хлынули подержанные иномарки, зарабатывал этим деньги. Так что мне нужны были лишь хороший промышленный фен и место для демонтажа бампера.
Остаток светового дня отсиживаюсь на площадке для отдыха рядом с ближайшей от места аварии заправкой, а с наступлением темноты выдвигаюсь в сторону Франции.
Еду вдоль немецко-швейцарской границы в город Мюлуз, чтобы далее уйти на Лион.
Пороху хватает до Безансона, где останавливаюсь, чтобы поспать.
С рассветом снова еду по каким-то деревенским дорогам, наблюдая изнутри жизнь сельской Франции.
На каком-то участке дорога идет вдоль реки Сона.
Наконец, в городке Фильфранш-сюр-Сон недалеко от Лиона натыкаюсь на придорожный автосервис. Раннее утро, и он еще закрыт. Тем не менее, паркую машину и завтракаю. Где-то в девять часов ворота открываются, иду внутрь. В приличном офисе встречает, видимо, хозяин сервиса — негр. Собрав свой скудный запас английских слов, объясняю ему, что моя машина сломалась. Идем смотреть. Пытаюсь объяснить, что бампер требует ремонта, но он в ответ категорично возражает: «Сhange!» Ну, что же, замена, так замена. Договариваемся о цене. За новый бампер с монтажом, но без покраски просит 250 евро. Срок — к вечеру. Бампер надо везти из Лиона. Дорого, конечно, и долго. Дома бы этот бампер обошелся в два раза дешевле с покраской. Но деваться некуда, соглашаюсь.
Хозяин сервиса оформляет бумаги на ремонт, вручает мне, расплачиваюсь картой. Все серьезно. После этого вызывает работника с попонкой, который застилает сиденье и сам загоняет машину в цех. Мое намерение, находиться рядом, пресекается. Разрешают взять только кое-какие вещи. Ну, что же, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Иду прогуляться по городку, который, по сути, представляет собой одну улицу, вытянутую вдоль дороги.
Захожу в пару магазинчиков, купить поесть и фруктов. Больше вроде и идти некуда.
Ради интереса забредаю в церковь, а потом на кладбище, расположенное рядом. Для меня оно явилось откровением. Такого я еще никогда не видел, да и читатели, наверное, тоже, потому, что в России это невозможно. На могилах стоят дорогущие поминальные сувениры и ИХ НИКТО НЕ ТРОГАЕТ!
После увиденного последние опасения за вещи, оставленные в машине, улетучиваются. Тем не менее, возвращаюсь в сервис. Бампер с машины уже снят, и она стоит среди других авто, требующих ремонта. Хозяин отдает ключи и разрешает отдыхать в машине. Полдня маюсь от безделья, отсыпаюсь за всю дорогу, прокладываю дальнейший маршрут.
Наконец, привозят бампер, машину снова загоняют в цех, и через час получаю ее почти в прежнем виде. На радостях забываю снять результаты работы на камеру в сервисе, поэтому показываю фото более позднего времени, уже с дороги.
Кстати, дома, демонтируя бампер для покраски, маляр отметил качество установки. Все крепежные пистоны и шурупы оказались на месте.
Завершая этот аварийный эпизод, должен сказать, что где-то через пару недель после возвращения домой мне на электронную почту приходит письмо из Московского офиса «РЕСО-гарантия» с просьбой прислать все имеющиеся материалы по аварии. Направляю вышеприведенные фото, что-то типа объяснительной записки, как все произошло, скан визитки полицейского и больше вопросами по этой аварии никто не докучает.
Ну, что же машина готова, можно ехать дальше. А дальше мой путь пролегает через заповедник Мон-д,Ардеш, о котором следующий эпизод и который, конечно же, стоит того, чтобы уделить ему внимание.
Мон д`Ардеш. По-быстрому, «одним глазком»
Рассказывать о выдающихся природных достопримечательностях — неблагодарное дело, даже если есть возможность хорошо иллюстрировать повествование фотографиями. Убеждался в этом не раз, читая отчеты других путешественников о местах, виденных своими глазами. Впрочем, и собственные рассказы получались лишь как примитивные отображения бурь эмоций, что возникали в душе, когда впервые оказывался, к примеру, на краю Большого каньона или на берегу озера Байкал. Видимо, для их передачи надо обладать особым писательским талантом, а это вещь редкая.
И все-таки попробую.
Уже под вечер, миновав без остановки город Лион,...
...направляюсь на юг.
По трассам А7 (платная) или D86 мне предстоит проехать около 190 километров до деревни Сен-Марсель-д`Ардеш,...
...откуда начинается видовая дорога вдоль реки Ардеш с ее каньонами и скалистыми берегами. Однако с наступлением темноты...
...пороху хватает лишь на половину этого расстояния. Возле деревеньки Круа с красивым видом на одноименную АЭС...
...останавливаюсь для ночлега на придорожной поляне рядом с кемперами.
Ночь проходит спокойно. Даже движения машин по дороге не было слышно или его не было вовсе. Правда, утро портит небритый и весь какой-то неряшливый французский дедок, который, как только рассвело, давай барабанить в окно и требовать пять евро за постой. Якобы, эта поляна — его земля. За деревьями и кустами, действительно, еще с вечера были видны огни некоего строения. Хотя с дороги определить было невозможно, частная это территория или общедоступная площадка для отдыха. Ладно. С трудом поняв спросонья, что ему нужно, и не желая выходить из этого состояния, сгребаю с торпеды мелочь, что-то около пяти евро, и отдаю вымогателю. Ок? Пересчитывает, деньги, протягивает их обратно и снова бубнит: «Синко ойро»...
С раздражением достаю и сую ему бумажку в 10!!! евро. Уже почти кричу: «Гут?! Генук?!» Ок?! Берет и уходит. В голове сквозь расслабляющую утреннюю дрему всплывает картинка из жизни насекомых, где паучок, хитро раскинув паутину, ловит пролетающую мимо муху. Однако через несколько минут «паучок» снова стучит в окно!!! Открываю с огромным желанием послать его совсем недалеко, на несколько русских букв.
Но, когда вижу протянутые пять евро, теряю дар речи. Этот кадр, из-за двадцати-тридцати центов, которых не хватало при моей первой попытке оплаты мелочью, не поленился сползать домой и принести сдачу с десятки. Да-а-а! Их менталитет нам никогда не понять. Знал бы язык, еще тогда бы высказал «паучку» все, что о нем думаю.
После его ухода сон как рукой снимает. Делаю все утренние дела и продолжаю путь. Через час вижу указатель на заповедник и сворачиваю на дорогу D290, ведущую к деревне Валлон-Пон-д`Арк.
С самого начала эта дорога вьется серпантином, следуя изгибам русла реки.
И примерно через каждую пару километров устроены поименованные смотровые площадки и стоянки для машин.
Виды с них открываются великолепные. Река предстает то спокойно текущей по известняковому плато, покрытому лесом,...
...то стиснутой между отвесными каменными берегами, образующими глубокие каньоны,...
...или словно змея, извивающаяся между белых скал.
В утреннем косом свете темные воды реки выглядят таинственными,...
...а скальные утесы особенно величественными.
Людей на смотровых балконах и машин на стоянках рано утром немного.
Можно спокойно сфотографироваться на фоне красот.
Зато на реке жизнь уже спозаранку бьет ключом. Бесчисленные каякеры начинают свой сплав...
...в погоне за местным «экстримом».
Судя по количеству сплавщиков, такой вид отдыха у французов является отличным и, по-видимому, недорогим вариантом провести выходные дни на природе как альтернатива поездке на морское побережье. И действительно, что может быть лучше неспешного движения по красивой реке в течение пары дней. Наконец, после всех остановок и съемок, добираюсь до главной достопримечательности Ардеша — природного моста Пон-д`Арк. Это действительно чудо природы, одно из ее фантастических творений, на создание которого способны лишь вода, ветер и время.
Здесь на обзорной площадке с видом на мост уже с утра скопление людей, и чтобы сфотографироваться, приходится даже встать в некое подобие очереди.
Но стоит проехать по дороге чуть-чуть дальше вдоль реки, как попадаешь на огромную поляну-стоянку для машин, откуда, после недолгой пешей прогулки, Арка во всей своей красе открывается с обратной стороны.
А рядом пляж и отдыхающие люди, для которых это никакая не достопримечательность, а просто место, где они могут купаться, загорать и проводить свое свободное время.
Ну, что же, человек воспринимает как данность то, что есть рядом, и проявляет любопытство к тому, что недоступно в повседневной жизни. В этом наша сущность и одна из движущих сил туризма.
Я поставленную для себя задачу решил, посмотрел на раскрученное европейское место. Общее впечатление? Вкусная конфета в прекрасной «обертке». Вся природа представлена в готовом для «потребления» виде. Приезжай и вкушай. Хочешь — глазами. Хочешь — натуральным, так сказать, продуктом. Хочешь — за час, а можешь растянуть удовольствие на пару дней.
Знаю, что сравнивать природные достопримечательности еще более неблагодарное дело, чем их описывать. Но в данном случае невольно вспоминается долина реки Чулышман в российском Горном Алтае. На мой взгляд, та «конфета» вкуснее, хоть и вовсе без обертки. Кушал, знаю. Но ведь чем труднее цель, тем более желанно ее достижение.
Тем не менее, в автопутешествии по Европе заповедник Мон-д`Ардеш оставил одно из самых сильных впечатлений и природными красотами и отношением к ним.
После моста Пон-д`Арк дорога D290 вскоре заканчивается,..
...но не заканчивается мой маршрут. Он ведет к виадуку Мийо.
По французской глухомани от моста Пон-д,Арк до виадука Мийо
Здесь расскажу, как блудил по французским деревенским «проселкам» и, в конце концов, приехал в нужное место. Благо, для этого не надо опять наматывать на колеса сотни и тысячи километров, а достаточно просто пару раз щелкнуть мышкой.
Итак, направляемся к очередной цели моего путешествия, намеченной в ожидании ремонта машины — знаменитому виадуку Мийо на трассе А75 Париж-Безье, ведущей на французское средиземноморское побережье. Давно хотел воочию взглянуть на этот инженерный шедевр мостостроения и, по возможности, по нему прокатиться.
Проехать, судя по карте, мне предстояло немного, всего около двухсот километров.
Надеялся преодолеть это расстояние часа за три и еще по светлому времени успеть поснимать мост. Ну, а уж потом искать место для ночлега.
Наивный план. Он не учел дорогу, которой меня «потащил» навигатор. Ведь ему было задано отрабатывать «короткий маршрут», вот он и начал выбирать деревенские дорожки.
Для начала, проехав по такой небольшой дорожке пару десятков километров,...
...оказываюсь у моста через чистейшую живописную речушку.
Тогда, конечно, меня совсем не интересовало, как она называется, но при написании рассказа определил по карте, что это была речка Сез.
Так вот, на другом берегу этой реки за мостом обнаруживаю небольшую парковку с несколькими машинами, а недалеко и их хозяев.
А я что, рыжий, что ли? Время уже подходит к обеду. Солнце нещадно палит, а вода так и манит прохладой! В общем, отдохнул я на этой замечательной реке, как давно не отдыхал. И напрыгался с берега в прозрачную глубину, которая оказалась здесь не менее четырех метров.
И понаблюдал за целыми стаями рыб, с трудом сдержавшись, чтобы не достать из машины удочку. Ну и, конечно, пообедал своими припасами.
Честное слово, если бы мне кто-то чуть ранее, сказал, что европейцам, и в частности французам, доступны такие возможности для отдыха на природе, не поверил бы. Однако факт есть факт. Убедился в этом, пробираясь вдоль реки Дюранс, где видел целые толпы сплавщиков. То же самое было и на реке Ардеш. И вот теперь здесь, на этой небольшой речушке, люди наслаждаются почти нетронутой природой совсем недалеко от цивилизации.
Ну, что же, отдохнув вместе с аборигенами, еду дальше. Навигатор, чересчур усердно отрабатывая программу, заводит в какие-то лесные дебри, где нет ни людей, ни машин.
Но я не беспокоюсь. Раз тропинки, по которым еду, покрыты асфальтом, значит, выведут к большой дороге. Однако вскоре и асфальт кончается. Зато начинаются горы, покрытые сплошным ковром соснового леса,...
...с вкраплениями кое-где каких-то хуторов.
Чем дальше еду, тем более «дикими» становятся места. Дорога змеится по склонам и вершинам гор, открывая с каждым поворотом все новые и новые пейзажи, один краше другого.
Чувствую, что неспроста эти места столь безлюдны и относительно не тронуты. Лезу в навигатор, чтобы уточнить, где же нахожусь. Ба-а-а!!!...Все понятно! Ведь еду по национальному парку Севенн.
Долго ли, коротко пробираюсь по заповедной территории, но, видимо, пересекаю ее в юго-западном направлении. После некоего перекрестка дорога расширяется до двух полос,…
...а в межгорных долинах появляются деревушки. Снова начинается цивилизация.
Вскоре спускаюсь с гор и достигаю границы парка.
Внизу оказывается совсем не так светло, как было в горах.
День завершается. На ночь глядя ехать к виадуку бесполезно. Надо искать ночлег. Через десяток километров от деревни, на берегу быстрой речки,...
...на придорожной площадке для отдыха, устроенной прямо в скале, останавливаюсь и устраиваюсь на отдых.
Ночь проходит в тишине и спокойствии. Утром купаюсь в бодрящей водичке,...
...завтракаю,...
...и снова в путь.
Перегон оказывается недолгим. Уже через пару десятков километров выруливаю на какую-то трассу,...
...а вскоре вдали показывается и моя цель.
Спускаюсь с горки и пробираюсь вдоль реки Тарн по еще сонным улочкам городка Мийо...
...на запад к виадуку, который громадиной возвышается в синем небе. Однако с дороги D992, идущей из города под мостом, (с востока) в кадр попадают лишь пара пролетов.
Решаю заехать за мост и снять его с расстояния. Тоже неудачно. Съемка получается против солнца, да к тому же, за мостом дорога делает изгиб, скрывая большую его часть.
Решаю вернуться в город, чтобы оттуда подъехать ближе к мосту с севера и снять его «вдоль». И тут мое внимание привлекает холм справа от дороги, возвышающийся над долиной реки Тарн возле южной оконечности моста. Отличное место для съемки, если забраться на этот холм!
На первый взгляд, от дороги до него пешком порядка двух километров. Но надо где-то пристроить машину. Нахожу местечко на стоянке гипермаркета...
... и отправляюсь в поход.
Подножие и склон холма были использованы под посев какой-то травы, поэтому идти довольно легко.
А вот, чтобы взобраться ближе к вершине, приходится попотеть и лезть наверх, используя кое-где все четыре конечности, и цепляться за ветки.
Но оно стоило того. С высоты открывается отличный вид на виадук Мийо и город. Мост предстает белым красавцем, органично вписанным в окружающий ландшафт, неотъемлемой частью которого является и городская застройка, привольно раскинувшаяся в долине реки.
Сняв все, что можно было снять,...
...спускаюсь вниз, но немного другой дорогой. По пути «прихватываю» еще один пасторальный пейзаж,...
...а через полчаса уже перекусываю в машине.
Ну, что же, дело сделано! Я посмотрел, что хотел. Желание возвращаться в город и давать кругаля, чтобы прокатиться по мосту, как-то пропадает. К тому же, это трата денег и времени. А оно мне сегодня ой, как понадобится. Ведь следующая французская достопримечательность, с которой должен ознакомиться, это исторический городок Алби.
Беглый взгляд на городок Альби
Завершив съемку моста Мийо и возвратившись к машине, направляюсь в сторону Тулузы. Через десяток километров, в деревне Сен-Ром-де-Сернон...
... дорога Д992, по которой выезжал из Мийо, упирается в Д999, ведущую в городок Альби.
Этот городок запланирован к посещению еще дома, поэтому без сомнений поворачиваю к своей очередной цели. Уже через час, полюбовавшись для разминки на придорожные красоты и интересности,...
...пробираюсь по улицам Альби.
Навигатор, послушно следуя команде моего пальца, ткнувшего наугад в центр городского пятна на карте, приводит в старую часть города. Как ни удивительно, но нахожу бесплатную парковку на улице Катринет возле крытого торгового центра.
О том, что стоять здесь можно, поднятым вверх большим пальцем подтверждает парень, наблюдавший за моими маневрами по втискиванию машины на свободное место.
На вопрос по-испански ¿Dónde está el centro histórico? (Где исторический центр?) машет рукой вдоль улицы, где припаркована машина. И действительно, не успеваю пройти и пары сотен метров в указанном направлении, как перед взором предстает огромное здание Собора Святой Цецилии.
С первого взгляда на мощные кирпичные стены, подпертые контрфорсами и укрепленные по всему периметру выступающими полукруглыми колоннами, он воспринимается как средневековая крепость.
И не без основания. Ведь строительство этого собора, начатое в 1282 году, велось в едином стиле, с возведенным чуть ранее, дворцом-крепостью Берби епископа Бернара де Комбре,...
...разместившего в Альби свою резиденцию после победного завершения крестового похода против еретиков-катаров, населявших этот город. Огромный собор должен был стать символом величия Католической церкви, раз и навсегда утвержденной в этой местности. Ну, что же, прогулка по «внутренностям» собора, осмотр росписей стен и отделки убеждают, что цель отцов-основателей этого храма вполне достигнута, а с художественной точки зрения — даже превзойдена.
Виды уникальных фресок свода, алтаря, ажурной лепнины, статуй ангелов и колонн, вырезанных из белого камня, в буквальном смысле кружат голову, потому что постоянно приходится держать ее поднятой вверх и вертеть ею по сторонам, чтобы охватить взором огромное внутреннее пространство собора, напичканное произведениями высокого искусства. Особенно поражает великолепие самого крупного в мире изображения сцены Страшного суда на западной стене. Оно показывает кару, которая должна постигнуть всех грешников, еретиков и язычников, предавших постулаты церкви.
Вид всех этих красот сначала просто ошеломляет, но в конце осмотра роскошь отделки несколько «приедается» и приходят мысли о том, что, с практической точки зрения, этот храм — концентрированное воплощение усилий, в общем-то, по бесполезному разбазариванию труда сотен самых талантливых людей, материальных и финансовых ресурсов, ради идеи и удовлетворения тщеславия кучки духовенства, внедрявшего и поддерживавшего эту идею.
Осмотрев храм, перебираюсь во дворец Берби. Собственно, привлек внимание не сам дворец, а информация о выставке картин художника Анри Тулуз-Лотрека, размещенная перед входными воротами.
Что-то когда-то читал об этом чудаковатом коротышке, специализировавшемся на изображении обитателей борделей, вот и захотелось взглянуть на его творчество. Но, как сообщили на рецепшене,...
...снимать экспозицию нельзя, несмотря на платный вход за 10 евро, поэтому и не стал тратить на нее время. Вспомнился музей Пикассо в Малаге, где из всех виденных картин запомнились лишь три, втихаря снятые на телефон. Вместо осмотра картин прогуливаюсь по красивому саду на заднем дворе,...
...да дивлюсь на могучие крепостные стены дворца,...
...которыми пастырь тогда отгородился от своей паствы. Впрочем, наверное, он не был первым, как и последним тоже, в своем стремлении создать себе защиту от народа, которому, как бы, служил. Такая средневековая практика в последующие века была успешно перенята и усовершенствована правителями во многих странах, да и сейчас повсеместно используется. Правда, защитные стены теперь, не столько буквальные, сколько, по большей части, «возвышаются» в виде толпы мордоворотов и бюрократов, окружающих «вождя». Но это так, небольшое отступление.
Находясь в дворцовом саду, обнаруживаю, что он расположен рядом с рекой,...
...поэтому по выходу из дворца направляюсь на набережную, откуда отлично виден Новый,...
...а с него Старый мосты Альби.
Старым он называется не зря, ведь год его постройки... — 1040-ой. Так что, он служит городу по сей день уже почти тысячу лет. Именно благодаря постройке этого моста начала бурно развиваться его северная правобережная часть. За неимением времени ее осмотр я оставляю на когда-нибудь потом и возвращаюсь к машине. Все-таки испытываю беспокойство за ее сохранность. Но все оказывается нормально, поэтому снова иду на площадь перед собором.
Теперь направляюсь от него в южную сторону, где еще в первый раз приметил красные кирпичные домики. Как только сворачиваю с улицы Сен-Сесиль вглубь квартала, попадаю в тесноту средневековой застройки, которая, наверное, мало изменилась со времен основания города.
Узкие улочки, мощенные булыжником,...
...тесные дворики,...
...фейхверковые домики…
…— все дышит стариной и незыблемостью, словно время здесь остановилось. И даже современные граффити, которыми совершенно неожиданно расписана стена одного из домов, вовсе не кажутся чуждыми той далекой эпохе.
Побродив по старинному кварталу, снова оказываюсь на улице Сен-Сесиль, которая приводит меня на площадь Лаперуза к памятнику знаменитому капитану.
Да-да, покоритель морей, давший свое имя нашему далекому проливу Лаперуза, родом из этого города. Это конечная точка в моем знакомстве с Альби.
Город живет своей обычной жизнью,...
...а мне, лишь чуть-чуть заглянувшему в нее, пора ехать дальше.
Мой верный «конь» уже «бьет копытом»...
...и через какое-то время уносит меня прочь из города...
...к новым красотам и достопримечательностям.
После Альби держу курс на Тулузу. Снова за окном проносятся ухоженные французские деревни и небольшие городки,….
Тулузу обхожу с юга объездной дорогой и направляюсь к городку Тарн. Хочу от него уйти к испанско-французской границе, а заодно посмотреть национальный парк «Пиренеи» и знаменитое ущелье Гаварни. Однако во время одной из остановок, при более внимательном рассмотрении карты выясняю, что из ущелья нет дороги через горы на испанскую сторону границы. Поэтому оставляю затею с заездом в нацпарк и поворачиваю на юг от городка По. Но, пока до него добираюсь, темнеет. Проехав около трех десятков километров, останавливаюсь на ночлег у озера, вернее водохранилища, Касте.
Здесь заставляю себя искупаться в холодной горной воде,…
…зато сплю потом, как убитый.
Испанско-французская граница. Сарагоса
Утром продолжаю свой путь к границе. В этом месте Пиренеи еще не пересекал, и взглянуть на горы с забытой богом региональной дорожки D934 было бы интересно. И действительно, открывающиеся пейзажи и сюжеты радуют глаз,...
.
...а иной раз заставляют и остановиться, чтобы сделать интересный кадр.
Наконец, через час езды по еще французским горным серпантинам, преодолев перевал,...
...достигаю почти безлюдного пограничного пункта между Францией и Испанией по названию Порталет.
Немного съемки, глоток кофе из термоса, еду дальше. Дорога идет на спуск и все больше погружается в туман.
А чуть позже и вовсе начинается дождь.
Что-то сурово встречает Испания. Но, как только спускаюсь на арагонские равнины, все встает на свои места. Облака рассеиваются, дождь прекращается, округу заливает светом яркое испанское солнце.
Настроение улучшается. Не замечаю, как «пролетаю» от пиренейских предгорий сотню километров, и вот уже дорожные указатели извещают о близости Сарагосы.
Вообще-то, посещение Сарагосы не входило в мои планы ни по дороге в Испанию, ни на обратном пути домой. Почему-то считал этот город совсем не туристическим, раз он расположен вдали от морских побережий, да и от пиренейских красот находится на изрядном расстоянии. Но переход через Пиренеи, который выбрал, ведет к испанской Уэске, а значит, на пути в Мадрид неизбежно встает столица Арагона.
Вообще-то, хотел уйти на Мадрид, объехав город по кольцевой.
Но навигатор, настроенный на «короткий маршрут», игнорирует нужную развязку...
...и «тащит» более оптимальной, по его «мнению», дорогой. Не успеваю оглянуться, как оказываюсь на Авениде Пиренеи, и впереди возникают колокольни базилики Нуэстра-Cеньора-дель-Пилар.
Еще немного и с моста Сантьяго через реку Эбро она предстает во всей красе.
Сразу за мостом начинается плотная городская застройка и, судя по архитектуре зданий, отнюдь, не вчерашнего дня.
Ну, что же, раз уж сюда «забурился», решаю остановиться и осмотреть хотя бы собор. Свернув с магистральной улицы в направлении собора, нахожу бесплатную парковку на небольшой улице Манифестасьон,...
...буквально рядом с пешеходной улицей Альфонсо I. По ней направляюсь в сторону виднеющегося купола собора...
...и уже через пару минут оказываюсь на площади Пилар.
Это фото сделано чуть позднее, с восточной стороны площади. А сразу, как только на нее выхожу, пытаюсь снять фасад базилики, но безрезультатно. Площадь относительно узкая, и с фронта фасад не помещается в кадр.
Более-менее цельным его можно сфотографировать только сбоку.
Да, в качестве объекта для фотографирования этот архитектурный шедевр расположен не в лучшем месте. Не сравнить с собором Святого Петра в Ватикане, который, хоть и шире на треть (210 метров против 130), но его отлично можно снять целиком с любой точки прилегающей площади. Тем не менее, Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар это самый красивый, самый старый, почитаемый верующими и посещаемый туристами храм Сарагосы.
В современном виде его начали возводить в конце 17-го века. Строительство заняло почти два столетия, а последнюю башню достроили, аж в XX веке — в 1961 г.
Но и до него, судя по историческим источникам, на этом месте располагались культовые христианские сооружения: сначала, небольшая часовня, построенная во 2 веке н.э., тысячелетие спустя — романская церковь, сгоревшая от пожара, просуществовав триста лет, и наконец, предшественница современной базилики — готическая церковь. Так что, место святое и, как говорится, намоленное. Именно поэтому, наверное, из трех бомб, попавших в базилику при авианалете на город во время второй мировой войны, ни одна не взорвалась.
Внутрь базилики не захожу. Сначала решаю осмотреть площадь. Тем более что в ее восточной части, напротив мэрии, привлекает внимание какой-то флеш-моб. Десятка полтора молодых людей азиатского обличья вместе совершают ритмические движения и сопровождают их кричалками. Собравшаяся вокруг толпа глазеет на происходящее.
Поглазев вместе со всеми, иду дальше. Улочка за мэрией выводит к реке, к мосту по названию Каменный, или, как его еще называют, Львиный мост, который тоже — одна из главных достопримечательностей Сарагосы.
Построенный еще в середине XV века, двести лет он служил нуждам города, пока не был частично разрушен сильным наводнением. Восстановили мост спустя 15 лет в 1659 году. Но на этом его история не закончилась. В 1813 году Каменный мост взорвали французы, правда, потом, сами же и быстро восстановили. В XX веке конструкция моста приобрела современный облик: он был расширен за счет пристройки пешеходных тротуаров, а в 1991 году на колоннах моста были установлены четыре бронзовых льва, после чего он и получил второе название Львиный мост.
Познакомившись с мостом, возвращаюсь на площадь и направляюсь в восточную ее часть, где еще не был. Здесь доминантой является фонтан Испанидад, символизирующий единение 23 испаноговорящих стран, образовавшихся на территории Америки после ее открытия Колумбом. Строительство фонтана, больше напоминающего водопад, было приурочено к празднованию 500-летия этого события в 1991 году. Отражая тему, фонтан выполнен в виде карты Латинской Америки, северная часть которой вздымается над площадью и обрушивает каскады воды в водоем, повторяющий контуры материка.
В композицию также входит выполненный из камня земной шар, на котором нанесена карта только «старого мира» известного до открытия Америки.
Познакомившись с этой достопримечательностью Сарагосы, с удовольствием наблюдаю шоу мыльных пузырей, которое прямо рядом с глобусом разыгрывают двое ребят.
Ну, что же, беглое знакомство с площадью Пилар закончено, иду дальше. Моя «кривая» дорожка выводит к крытому рынку Сарагосы.
Здесь на площади перед рынком сохранились древние руины — свидетельство римского прошлого Сарагосы, и возведен памятник императору Августу, при правлении которого был основан город.
На этой площади свою прогулку по Сарагосе завершаю. Время неумолимо движется к обеду, а у меня на сегодня запланировано добраться до конечной точки недельного вояжа по Европе — городка Марбелья на средиземноморском побережье. Поэтому возвращаюсь к машине, покидаю город...
... и держу курс на Мадрид.
В этот раз в испанскую столицу не заезжаю, потому, что «шарахался» по ней в прошлую поездку. Да и дорога за неделю изрядно уже надоела. Хочется просто поваляться на пляже, походить пешком. Поэтому, еду весь день и ночью прибываю в Марбелью.
Об отдыхе в ней рассказано в уже упомянутом отчете (см. начало), ну а об обратной дороге домой расскажу в следующем опусе.