Путешествие в Республику Алтай из Екатеринбурга: Шавлинские озера и озеро Телецкое (июль 2019 года)

27.04.2020 | 13518 просмотров

В условиях пандемии коронавируса и самозаточения в квартире наконец-то появилось время вспомнить наше летнее путешествие на Алтай…

Впервые в этом горном крае мы побывали в мае 2016 года. Сейчас смешно вспоминать, как переживали тогда, что выпадем из цивилизации, очутившись в очень труднодоступных местах, заселенных дикими аборигенами, промышляющими грабежом, передвигающимися исключительно на конях и лихо орудующими огнестрельным оружием. А еще, разглядывая яркие фотографии алтайских рек и озер, мы поражались сочности красок и думали, что такого цвета в природе быть не может, а все эти фото в интернете — плод профессионального фотошопа. Как же мы тогда ошибались! По факту оказалось, что алтайцы гостеприимны, отзывчивы и в большинстве своем передвигаются на автотранспорте, а воды рек и озер Горного Алтая действительно голубые, бирюзовые и малахитово-зеленые. Тогда, в 2016 году, мы посмотрели Чемал с его «попсовыми» достопримечательностями, прокатились по Чуйскому тракту, окунулись в сумасшедшую атмосферу турбазы у Михалыча, спустились в долину Чулышман, посмотрели на знаменитые Каменные грибы, съездили на Гейзеровое озеро. Ссылка на отчет travel.drom.ru/51730/.

Оставаясь под впечатлением от красот Алтая очень долгое время, мы вернулись сюда в июне 2018 года. В том далеком отпуске мы в первый раз в жизни побывали на высоте выше трех тысяч метров над уровнем моря (Акташский ретранслятор), полюбовались на Марсианские пейзажи Кызыл-Чина, посетили два живописных водопада, расположенных недалеко от Акташа, и несколько дней провели в долине реки Чулышман, успев за это время подняться к Каменным грибам и попробовать свои силы в трекинге на водопад Учар. Ссылка на отчет travel.drom.ru/62494/

Но ведь Алтай — это как магнит! Побывал здесь однажды, и тебя все время будет беспокоить неведомая сила алтайского притяжения. И хоть ты каждое лето возвращайся на Алтай снова и снова, все равно останутся красивые места, достойные того, чтобы оставить теплую уютную квартиру и провести отпуск среди горных пейзажей, сибирских кедров и голубых озер.

После поездки на Алтай в 2018 году сначала вслух идея летом поехать туда снова никем в нашей семье не высказывалась, но эта мысль вполне осязаемо витала в воздухе. Мы читали чужие отчеты о поездках в Республику Алтай, между собой критиковали путешественников, которые, проехав тысячи километров, останавливались отдыхать в Чемале или на озере Ай, вместо того, чтобы забраться поглубже, подальше и посмотреть хотя бы то, что видели мы в своих прошлых поездках. Мы листали предложения туристических компаний и турклубов об отдыхе на Алтае, пересматривали собственные фотографии с прошлых поездок и фотографии, размещенные в сети. В общем, однажды наткнулись мы на интересный отчет о путешествии на Шавлинские озера, где описывался семейный многодневный поход, в котором участвовали мама-папа и двое детей дошкольного возраста. Причем, эта удивительная семья на Шавлу отправилась в июне, когда снег в горах еще не стаял, поэтому шли они по сугробам и тащили на себе и рюкзаки и детей. Ну уж если семья в таком составе и в таких условиях благополучно добралась до Шавлинских озер, то мы точно сможем! Так и родилась идея пойти в наш первый многодневный пеший поход.

Важная часть любого путешествия — планирование и подготовка. Тут мы подошли основательно: Саша, мой супруг, разрабатывал маршрут, скачивал трекинговые карты, закупал необходимые туристические мелочи, искал варианты аренды туристического оборудования, а я составляла походное меню и сушила продукты. В аренду взяли туристическую палатку и рюкзаки, поскольку покупка этих необходимых в походе вещей встала бы в копеечку, и на тот момент мы не были уверены, что в будущем нам захочется повторить походный подвиг, и эти вещи нам пригодятся еще раз. Спальники у нас были свои, правда самые дешевые, поэтому объемные, тяжелые и скорее подходящие для кемпингового отдыха, чем для трекинга по горам. Приобретать пришлось легкую складную газовую горелку, трекинговые палки и ботинки, фаеры на случай встречи с косолапым хозяином сибирской тайги. В сублимировании продуктов я достигла совершенства, насушив даже борща, не говоря уж о рыбе, мясе, фарше и картошке. Еще мы, как законопослушные граждане, зарегистрировали свой маршрут в МЧС.

Пытались уговорить кого-нибудь из друзей поехать с нами, но в итоге в кругу знакомых прослыли сумасшедшими и поняли, что путешествовать будем опять семьей, то есть я, Александра — моя дочь, Александр — мой муж, а также две квартирные собаки: самоед Ева и якутская лайка Вафля.

Традиционно обзвонили места, где запланировали останавливаться по пути на ночлег, чтобы уточнить не изменились ли правила заселения и пустят ли нас с двумя собаками.

05 июля 2019 года мы собрали все необходимое для путешествия и загрузили в установленный на крыше автомобиля багажник. В этом году мы купили новую машинку — Кия сид универсал, и теперь в стационарном багажнике перевозятся не вещи, а собаки.

Выехали из Екатеринбурга в субботу 6 июля 2019 года, но не рано утром, как делали это в прошлые две поездки, а часов в одиннадцать-двенадцать, так как по опыту прошлых лет посчитали, что доедем часов за девять до Омска и по времени как раз получится, что поужинаем и ляжем спать. Но не тут-то было: во-первых, суббота — а это значит, что не одни мы, выспавшись, поехали за город, а, во-вторых, ремонт Тюменского тракта, реверсивное движение и другие прелести российских дорог летом. В целом, если забыть о ремонтных работах на Тюменском тракте и монотонности болотно-полевых пейзажей Омской области, ехали спокойно, ровно и хорошо, правда, очень долго. Качество покрытия дорог на четверку.

В Омск заехали около одиннадцати вечера, за несколько минут до закрытия магазина успели прикупить свежие продукты на сегодняшний ужин и завтрашний завтрак. Погуляли собак, заселились в гостиницу «Чемодан», где уже останавливались в прошлом году. Насколько помню, цены с прошлого года не изменились, за номер заплатили чуть больше двух тысяч рублей за ночь.

7 июля 2019 года примерно в восемь утра мы выехали из Омска, в районе обеда уже были в Новосибирске, где остановились пофотографироваться у водохранилища.

Без приключений и пробок к десяти вечера добрались до гостиницы «Седьмое чувство», которая находится в семидесяти километрах от Барнаула прямо на трассе рядом с поворотом на Налобиху. Номера в этой гостинице не очень, но зато пускают с собаками, и неплохое кафе на первом этаже. По ценам за номер не помню, но скорей всего что-то в районе двух тысяч за номер с удобствами, в том числе с душем, который мы ближайшие несколько дней не увидим.

С утра 8 июля 2019 г., позавтракав, мы отправились дальше. Из интересного по пути: в Сростках заскочили на туристический рыночек, где купили садовую викторию и лесную клубнику, а еще мед с кедровыми орешками. Дальше нас ждал Чуйский тракт с его завораживающими видами.

На перевалах Чуйского тракта не останавливались и не гуляли, так как было столько людей, что машину негде было поставить, очевидно, что июль — самый пик туристического сезона на Алтае. По пути остановились только погулять рядом с Катунью. Помочили ноги в ледяной воде горной реки, пофотографировались, причем во время этой фотосессии у мужа уплыл сланец, отловить который мы так и не успели, слишком бурный быстрый поток.

До села Чибит, который являлся отправной точкой нашего пешего маршрута, добрались в районе обеда. В поселке без особых проблем нашли частный дом с объявлением о платной стоянке.

Изначально планировали сократить часть пешего маршрута, преодолев его на машине по принципу «докуда доедем», выгрузить на дороге из машины женщин, детей, собак и рюкзаки. В этом случае Саша старший должен был вернуться в Чибит, чтобы оставить машину на платной стоянке, а мы бы в это время ждали его возвращения, охраняя рюкзаки.

Пообщавшись с хозяином платной стоянки в Чибите, решили отказаться от идеи сокращения пути на своей машине, поскольку, со слов алтайца, на ней мы бы далеко не уехали. При этом нам предложили заброску до Оройского моста на уазике по цене 1000 рублей. Посчитав, что ремонт машины после горного бездорожья может нам обойтись дороже, согласились на услугу по заброске.

Прокатились с ветерком на грузовом уазике. Саша старший с собаками в кузове, мы с дочкой в кабине. Дорога действительно не для нашей машины: грунтовка с торчащими камнями, затяжными крутыми подъемами. Пока ехали, алтаец рассказал нам, что в этом году Оройский мост снесло ледоходом и его пришлось отстраивать заново. Мост частный, построен на деньги местных, поэтому проход платный (100 рублей с человека), еще рассказал, что погода на Алтае только на днях наладилась, до этого очень долго шли дожди. Так под разговоры и доехали до Оройского моста. Хоть мост и выглядит добротно и надежно, но он без перил, поэтому прогулка по нему довольно экстремальное приключение, по крайней мере, мне было страшно за собак и ребенка.

После моста начинается затяжной и очень крутой подъем: набор высоты порядка 800 метров, при этом растояние примерно три-четыре киломентра.

А теперь представьте мои ощущения: на плечах впервые рюкзак весом, составляющим четверть меня, ноги в шоке, они не понимают, как вес туловища мог так резко измениться, каждый шаг для меня — подвиг, даже по прямой, а тут все время в гору, да еще в какую!!!! Это все удовольствие сопровождается адской жарой, кровососущими насекомымии (слепни на солнце, комары в тени, а чаще все вместе) и стонами дочери, которой идти нисколько не легче.

Мне кажестя, мы останавливались каждые пять-десять метров, и на этих минипривалах я судорожно обнимала деревья, чтобы хоть часть веса рюкзака переместить на них. Если же я садилась на камни или коряги, то не могла потом без посторонней помощи встать с этим чертовым рюкзаком: ноги просто не справлялись с нагрузкой, а тело отказывалось держать равновесие, заваливаясь куда-то назад.

Не знаю, каким чудом мы залезли на эту гору и дошли до первой стоянки, которая, кстати, была занята нескоькими палатками, поэтому нам пришлось ослить еще метров двести-триста, чтобы найти следующую полянку и обустроиться на ночлег.

Встали у ручья. С одной стороны, удобно — не нужно далеко бегать за водой, а сдругой стороны, горный ручей — это шум на всю ночь. Кое-как успели до дождя поставить палатку и натянуть тент. Поняли, что в машине забыли две палки сырокопченой колбасы, поразвлекали себя прогнозами о том, что будет с колбасой через семь дней при условии тридцатиградусной жары. Дальше ужин у костра и разговоры о медведях и способах предотвратить близкое с ними знакомство. Не самая лучшая тема разговора в лесу на ночь глядя. Хорошо, что у нас две собаки… или плохо?

Худо-бедно переночевали, не выспались, конечно: неудобно, страшно (а вдруг медведь!!!?), а под утро еще и холодно. Горячий чай-кофе привел нас в чувства, хотя, видок у нас тот еще был, особенно «счастливое» лицо у Александры, прямо видно, как светится ребенок от мысли, что ей предстоит еще нескольких ходовых дней и приятных ночей в палатке.

Собрали рюкзаки, выдвинулись дальше покорять просторы Алтая.

Подъем уже не такой крутой, но идти все равно тяжело. И если я уже вошла в ритм бродяжничества с рюкзаком, то дочке в этот день было очень тяжело: начались жалобы на обморочное состояние и головную боль. Пришлось разгрузить ее рюкзак, распихав часть вещей нам. Это не особенно помогло, у нас даже были мысли развернуться и сойти с маршрута, но потом у ребенка включилось второе дыхание, и она понеслась, как бешенный лось, и развила такую скорость, что мы начали от нее существенно отставать.

Проходили несколько стоянок, на одной народ был с грудным ребенком!!! Как они с лялькой на эту гору залезли? Потом оказалось, что до Шавлинских озер эта группа не дошла, развернулись обратно. Еще с одними ребятами познакомились, позже мы с ними встанем одним лагерем на Шавлинских озерах.

Как-то так мы забрались на Оройский перевал, дошли до домика алтайца, где из любопытства купили лепешку и стакан домашнего молока, чем и перекусили. В этом месте заканчивается лес и открываются виды на горы, покрытые снегом. Идти интересней, да и подъема практически нет. Тропа хорошо видна, но есть одно место, где она обрывается из-за высокогорного болота и бурной растительности. В этом месте мы слегка поблуждали, но в итоге вышли на тропу, не без помощи, правда, трекинговой карты в телефоне.

Пока шли, встретили довольно много туристов, которые либо нас обгоняли, либо шли навстречу нам, уже возвращаясь. Мы не обогнали ни одного человека. Видимо, нужно работать над темпом движения или не рассиживаться на привалах…

У нашей самоедской собаки Евы имеется индивидуальная особенность: она быстро устает (что довольно странно для ездовой собаки, но мы привыкли), после чего выбирает себе «жертву» и идет строго за своим избранником/избранницей, наступая при этом на пятки жертве и тыкаясь носом в ноги. И хорошо, если эти приступы усталости случаются на ровной поверхности, но в этот день Евушка утомилась, когда мы балансировали на камнях по берегу небольшой речушки. Место и так травмоопасное, а тут еще балласт в виде Евы, путающейся под ногами.

В общем, Александра поскользнулась и упала, поцарапав до крови коленку. Пришлось останавливаться, искать аптечку (которая, естественно, была чуть ли не на дне рюкзака) и проводить спасательную операцию с использованием перекиси, бинта и пластыря.

Сделали выводы, что аптечка должна быть в рюкзаке всегда сверху. Порадовались, что ребенок отделался всего лишь царапиной, а не вывихом или ушибом.

После берега ручья/реки тропинка уходит в лес, и опять приходится карабкаться вверх по склону, подъем довольно крутой, плюс сказывается усталость, накопившаяся за ходовой день. Нашли стоянку с доступом к питьевой воде, костровищем и указателем «Шавла 5 км». На стоянке уже разместилась семейная пара, но они не против нашей компании, и мы останавливаемся на ночлег. Причем, приходится поторопиться с установкой палатки и натягиванием тента, так как опять начался дождь. Вот уж точно: погода в горах меняется внезапно и несколько раз за день!

Поужинали борщом, который, несмотря на его предварительную домашнюю просушку-сублимацию, получился вкусным.

Поболтали с соседями по стоянке. Оказалось, что они тоже впервые в походе и тоже воодушевились на этот подвиг, прочитав отчет о путешествии на Шавлинские озера семьи с маленькими детьми, о котором я писала вначале.

Опять ночь в палатке. С утра очень холодно, по ощущениям, градуса три тепла и повышенная влажность, как будто проснулся в мокром облаке. Завтрак, чай/кофе, собираем вещи. Поняли, что взяли с собой очень много еды. Я рассчитывала, что мы будем днем останавливаться на полноценный обед. Оказалось, что в этом необходимости нет, можно перекусить орехами, шоколадом или казенками на коротких привалах, при этом, тратить время на полноценный обед было просто жалко, так как хотелось побыстрей дойти до конечной точки ходового дня. А еще мы собакам взяли корма около 4 килограммов, а они в походных условиях от еды отказывались напрочь. Приняли решение излишки своей еды и собачьего корма спрятать на этой стоянке. Пакет с едой (своей и собачьей) примотали к дереву в лесу на уровне двух метров от земли. Рюкзаки ощутимо полегчали, идти стало приятней и веселей.

Сначала погода нас радовала: солнца нет, идти не жарко. Подъемов существенных нет. В общем, красота! Я даже начала получать удовольствие от прогулки. Но длилось это не долго. Как я уже писала, погода в горах переменчива: начался дождь, причем то морось, то издевательский сильный ливень. Тропу, по которой мы шли, разбили кони до состояния грязевой жижи, местность местами болотистая со стоячей водой и кочками. Сначала мы мужественно скакали с кочки на кочку, пытаясь выбирать путь почище, потом это стало бесполезно и не эффективно: зачем искать чистую дорогу, если ее в принципе не существует, да и мы уже были по уши в грязи и мокрые насквозь.

По дороге делали короткие привалы, потому что долго рассиживать было холодно, да и хотелось побыстрее дойти до конечной точки маршрута (нижнего Шавлинского озера), поставить палатку, переодеться в сухое, развести костерок…

Фотография ниже ярко демонстрирует отношение Александры к нашей затее пойти в поход и идее взять ее с собой. Судя по выражению лица ребенка, в ее голове зреет план мести.

По пути встречали много туристов, как обгонявших нас, так и встречных, в том числе организованную группу с конями. К слову, кони несли только общее оборудование и провизию, а личные вещи ехали на спинах туристов, при этом стоимость этого организованного «удовольствия» с конями была порядка тридцати тысяч рублей с человека. Туристы в группе были с разной физической подготовкой, поэтому растянулись на два-три километра по тропе, на привалах организаторы дожидались отстающих, пытались их подбадривать, но помогало это не всем. Мы порадовались, что идем сами по себе, в своем темпе, никому не мешаем и не чувствуем себя балластом для более подготовленных членов группы.

Еще встречались иностранные туристы, вроде бы из Латвии и Германии. Вот ведь не сидится дома: преодолеть столько тысяч километров, чтобы насладиться русскими дорогами во всей красе!

Вообще, этот день нам очень запомнился, потому что такого количества грязи мы не видели никогда, и так физически выматываться нам еще не приходилось.

А вот собакам было хорошо: никакой жары, никаких острых камней, а вокруг столько всего интересного…

Незадолго до подхода к Нижнему Шавлинскому озеру довольно крутой затяжной подъем, скользкий от грязи и тоже разбитый конями.

Я еще забыла упомянуть об остатках жизнедеятельности этих самых коней: на протяжении нескольких километров тропа была щедро удобрена навозом. И если сначала нам, городским жителям, казалось чем-то немыслимым наступить в конские какахи, то потом стало все равно: грязь — так грязь, какахи — так какахи.

До озера мы дошли на последнем дыхании, если не сказать, что на последнем издыхании. Мы были так замучены, что даже фотографировать не стали этот счастливый момент, тем более что особых красот, за исключением цвета воды, мы не разглядели в тот день: над озером висело густое серое облако, которое скрывало горы и вид на ледник. И это было не единственное наше разочарование: все места для стоянки были заняты. Мы прочесали еще несколько километров вдоль берега озера, чтобы найти место, куда можно приткнуться, не мешая никому нашим зверинцем. Пришлось также максимально отдалиться от групп с конями, поскольку собаки проявляли к лошадкам здоровый интерес.

Оказалось, что встали мы в двадцати метрах от той самой семейной пары, которая составляла нам компанию прошлым вечером. Знакомые лица — это хорошо!

Чуть позже к нашему лагерю подтянулась группа туристов-автостопщиков во главе с энтузиасткой Катей, с ними мы познакомились раньше, в первый день нашего похода. Они встали лагерем рядом. Потом к нашей уже довольно большой компании присоединились Татьяна с Александром, опытным туристом со стажем, который устроил своей девушке Татьяне «поход в самое красивое место на Алтае». Вот такая компания у нас образовалась.

Общими усилиями соорудили навес над очагом, напилили дров, развели костер, поставили палатки. Развесили под навесом сушиться одежду.

До темноты просидели у костра, было чертовски холодно и сыро: сидишь лицом к огню, вроде, рукам, ногам тепло, но спина мерзнет, а еще в нее попадают капли дождя или вовсе струя воды, накопившейся на тенте. Такое себе удовольствие!

Разошлись спать. Собаки вымокли и испачкались, поэтому, несмотря на то, что они дрожали от холода, пришлось оставить их спать в предбаннике палатки. Предотвращая обвинения в жестоком обращении с животными, скажу сразу, во-первых, засыпала я под беззвучную беседу с собственной совестью, во-вторых, решение оставить собак мерзнуть в холодном тамбуре палатки вышло нам тем еще боком…

По моим ощущениям, как только я уснула, меня разбудил старший Саша. Оказалось, что Вафля, спасаясь от холода, пролезла между двумя слоями палатки, навалилась своим туловищем на дугу, в результате чего дуга сломалась и острым концом порвала верхний слой палатки, теперь в образовавшуюся дыру внутрь палатки весело стекает вода. Забыла написать, что дно у этой палатки тоже нельзя назвать водонепроницаемым. Получалось, что мы лежим фактически в луже, а бонусом еще и ручеек сверху.

Несмотря на нашу ночную беседу, холод и состояние сырости палатки и спальников, Александра не проснулась (как детям удается спать так крепко вопреки всему?).

Саша старший начинал строить панические планы на завтра, считая, что с утра нужно найти коней и срочно возвращаться в цивилизацию, преодолев весь обратный путь за световой день, так как ночевать нам больше негде.

Представила себя на коне: на этом маршруте с высоты своего роста упасть местами опасно, а с высоты лошади или вместе с лошадью — это же караул-кошмар!!! А собаки? Они же неадекватные у нас! Ева будет орать от удивления и страха всю дорогу, а Вафля устроит спасательную операцию: ухватившись за штанину зубами будет пытаться стащить каждого из нас с опасного животного. Ну и цена вопроса заоблачная: один конь порядка десяти тысяч за аренду в сутки стоит, а нам минимум четырех надо, с учетом одного коня под вещи, плюс проводник на коне, тоже не бесплатно, естественно. В общем, кони не вариант, от слова совсем.

Я посчитала, что все решения нужно принимать завтра: может и палатку починим, и спальники высушим, и погоду нам включат солнечную, сухую и теплую. Убедила Сашу, что утро вечера мудренее. Закрыли дыру в палатке дождевиком и легли спать. Спалось, естественно, отвратительно.

С утра дождь, действительно, закончился, но на нас опустилась туча, поэтому ни опять нам красивых видов заснеженных гор, ни сухих вещей: даже то, что вчера более-менее подсохло у костерка под тентом, сегодня опять сырое, хоть выжимай.

Днем сырость раздуло, туча испарилась или, скорее, поднялась выше.

Погода налаживается, решили мы, панические настроения уступили место здоровому оптимизму. В итоге, палатку удалось починить подручными средствами: заплатка из мешка под колышки, приклеенная на суперклей, спасла наш верхний слой палатки, а сломанную часть дуги сняли с резинки, подпилили и поставили на место. Спальники почти успели просушить до очередного затяжного дождя.

Днем мимо нашего лагеря прошла большая группа туристов: отправились в радиалку на верхнее Шавлинское озеро. Мы посочувствовали их героизму: погода не ахти какая, дождь моросит периодически, низкие водянистые облака, закрывающие горы. Зачем пошли? Не видно же ничего. К тому же, тропу пересекает горная речка, которую организатор группы решил переходить вброд в сланцах, остальные последовали его примеру. Бррр! Вернулись эти отчаянные люди, как ни странно, счастливыми и веселыми. Мы все равно не воодушевились их подвигом и решили подождать погоды получше.

Вечер провели в приятной компании под песни у костра и игры в «Мафию» и «Угадай кто ты».

Собак снова не пустили в палатку по причине их сырости, но догадались натаскать им в тамбур теплых булыжников. Ночь прошла без приключений.

Утром я проснулась первой. Дождя нет, воздух не такой влажный, и вроде бы видимость получше.

Решила прогуляться с собаками, пошла по ближайшей к лагерю тропе наверх. Собаки весело гонялись за пищухами от камня к камню, ориентируясь на характерный свист этих грызунов. Пока я ходила-бродила, облака почти рассеялись, и стали открываться Сказка, Мечта и Красавица — вершины Северо-Чуйского хребта.

С учетом улучшения погодных условий решили совершить радиальный выход до верхних Шавлинских озер. Желающих прогуляться налегке собралось довольно много: практически почти весь наш лагерь.

Позавтракали, собрали сухпайки, теплую одежду и дождевики на случай смены погоды и стали думать, как нам перебраться на другой берег реки, которую вчера туристы преодолевали вброд.

Александра идти по воде наотрез отказалась и решила искать сухопутную переправу. В итоге нашла: чуть выше по течению оказалось нагромождение камней, по которому в итоге мы перебрались на другой берег, совсем не замочившись. Тропа хорошо просматривалась, правда местами была под водой, которая ежедневно прибывала и подтапливала берега озера. Приходилось искать обходы.

Дошли до Шавлинских ворот, положили камни на импровизированную ограду, сделали фото на память. Красивое место.

А дальше начался курумник… Если нам по нему было довольно сложно идти, то собаки просто скулили и отказывались продолжать путь. Еву даже пришлось несколько метров нести на себе и периодически потом помогать ей переходить с камня на камень.

Зато виды шикарные на протяжении всего пути.

А это уже одно из Верхних Шавлинских озер.

В этот день было очень много курумника, красивых фотографий и тяжелых подъемов.

А вот и Сказка, Мечта и Красавица во всем своем великолепии и практически без облаков:

До ледника не дошли: люди устали, а собаки стерли до мозолей лапы о курумник и каменистые участки тропы. Посидели, полюбовались красотой Алтайских гор и озер и отправились в обратный путь.

Встретили группу ребятишек лет девяти-тринадцати. Оказалось, что это какая-то секция, тренеры которой устроли марш-бросок в качестве спортивных сборов. Детей было откровенно жалко: если нам взрослым так тяжело дался этот поход, то что уж говорить о подростках, к тому же тренера с ними не сюсюкались, общались довольно жестко. При нас тренер ребятне раздал в качестве сухпопайка халву, каждому по два-три кубических сантиметра — не густо, даже для перекуса. Ребенок, просивший добавку, был в грубой форме отчитан одним из взрослых.

С горки спускаться значительно легче, чем подниматься, поэтому большую часть маршрута мы прошли довольно бодро, но потом у меня заболело и опухло колено. Как оказалось позже (после посещения врача в родном городе), это были возрастные изменения, так некстати застигнувшие меня в горах: здравствуй, артроз коленного сустава.

Темп прогулки пришлось сбавить в связи с моей хромотой. Зато мы видели издалека, как какой-то некрупный хищник, чуть больше кошки, поймал пищуху и унес ее в гущу сибирского высокогорного леса. Что это был за зверь, мы так и не поняли, но из всего многообразия алтайской фауны по форме хищник больше всего был похож на манула. По крайоней мере, мне очень хочется верить, что я видела настоящего дикого манула в родной среде обитания. Еще видели прямо на тропе испражнения какого-то крупного зверя, причем точно не коня, поскольку до этих мест на конях не ходят. Может, медведя? Ускорились, так как не хотелось лично встретиться с хозяином сибирской тайги.

В лагере залечили мое больное колено мазями. Очень хотелось верить, что на следующий день все пройдет, а не усугубится. Еще беспокойство вызывали мозоли на лапах у собак: главное, чтоб они не лопнули, так как к этой ситуации мы просто не были готовы.

Снова костер, разговоры, шутки, песни. Девчонки-автостопщицы приготовли из печенья и сгущенки походный торт, поделились щербетом и сыром. Мы тоже выделилии какие-то продукты для общего чаепития.

На завтра был запланирован выход в обратную сторону. Причем идти собрались всем табором, которым стояли на Шавлинском озере с нами одним лагерем, поэтому спать разошлись рано.

С утра погода была просто волшебной.

Вещи упаковывали и прибирали за собой лагерь, купаясь в солнечных лучах и завидуя всем тем людям, которые остаются на озере в такой прекрасный летний день. Саша старший даже сделал громкое заявление, что сегодня дождя точно не будет. Синоптик от бога!

Выдвинулись мы из лагеря отдельными группами, договорились встретиться на стоянке с указателем на Шавлу (у нас же там были припасы к дереву примотаны).

По пути собаки обнаружили бурундука, мы попытались его сфотографировать. Кстати, только в походе на Шавлинские озера узнали, что бурундуки прекрасно лазят по деревьям.

А вот фотография про то, как мы фотографируем бурундука.

Последний взгляд на Нижнее Шавлинское озеро:

Погода отличная, тропа более-менее подсохла, колено мое получше, чем вчера, собаки тоже резвы и активны, несмотря на свои натертые до мозолей подушечки лап. Мы с дочкой идем, обсуждая, что нам хочется больше всего съесть в цивилизации, подбадриваем друг друга шутками о том, как хорошо было бы сейчас пробежаться по супермаркету. Успеваем по пути обрывать с веток дикую кисло-горькую жимолость. Настроение прекрасное!

Остальные члены нашей шавлинской компании то догоняют нас то, то отстают. Навстречу тоже много народу, в том числе группа босых девченок, которые на наши вопросы про отсутсвие обуви весело отвечают, что они сектанты-почитатели земли. Мы не верим: скорей всего просто убили обувь по дороге.

Встретили семью с ребенком лет пяти, удивились, как им удалось с малышом преодолеть такой путь.

Погода в горах переменчива: к обеду небо заволакивает черными тучами. Мы попадаем под проливной ливень, сопровождающийся раскатами грома и страшенными молниями.  Приходится экстренно искать тент в рюкзаке, так как дождевики от этой стихии не спасают. К этому моменту к нам уже присоединияются наши друзья-любители автостопа. Кучкуемся толпой под тентом, пытаясь спасти от воды рюкзаки и себя. Дождь то утихает, то возобновляется с новой силой. А кто-то с утра утверждал, что его и вовсе не будет… В короткие промежутки между усилением потоков воды успеваем пробежать по несколько сотен метров, потом снова кучкуемся под тентом. Кое-как добегаем до ближайшей стоянки, где большая группа туристов тоже пережидает непогоду, греясь у костра. Раз уж все равно у нас продвигаться получается крайне медленно, решили устроить на этой стоянке небольшой привал, погреться у костра, попить горячий чай. Пока грели воду, заваривали чай, отдыхавшая у костра группа туристов продолжила свой путь, освободив нам место.

Чуть позже к нашему костерку подошла пожилая пара. По хорошему дорогому снаряжению видно, что опытные туристы со стажем. Разговорились, оказалось, что эти приятные пенсионеры путешествуют с рюкзаками последние лет пятнадцать и очень жалеют, что поздно начали ходить в походы. В итоге они остались на ночевку на этой полянке, а мы пошли дальше к намечеенной цели.

Сильного дождя больше не было, но мерзкая морось сопровождала нас до самого привала, палатку ставили под дождем. К тому же оказалось, что полянка, на которую миы так расчитывали, уже занята, и нам пришлось делить ее и очаг с незнакомыми туристами. Нашу компанию, конечно, никто не выгонял, но и радости особой эти туристы тоже не проявляли.

Когда стемнело, решили побаловаться поджиганием сигнального огня, посчитав, что нам эта штуковина точно уже не пригодится. Сначала было интересно. Фаер подержали все по очереди, и пофотографировались, и поснимали видео. А он все никак не погасал, в общем, горит реально долго, при этом капает расплавленной пластмассой.

Пакет с излишками продуктов, припрятанный по пути на Шапвлинские озера, мы с дерева благополучно сняли, правда кто-то, подозреваю, что это был бурундук, расковырял наш тайник и повытаскивал собачий корм. Остальные продукты не пострадали.

Ночь в палатке, утренние сборы. Выдвигаемся в сторону цивилизации. Это последний ходовой день.

Практически весь путь преодолели большой толпой, периодически растягивались на тропе, но потом все равно кучковались. У молодежи еще хватало сил залазить на скалы для фотосесии.

Из интересного: на плато перед Оройским перевалом нам посчастливилось идти сквозь стадо коров.

А еще мы в этот день видели след лапы какого-то крупного животного, прямо на тропе километрах в пяти-шести от оройского моста. Следопытов и охотников в нашей команде не нашлось, поэтому решили, что след принадлежит рыси, хотя из версий был даже снежный человек. Уже потом в цивилизации я погуглила, сопоставила свои воспоминания и сделала вывод, что это был след передней лапы медведя. Вот так вот!  Значит, вероятность встретить косолапого прямо на тропе все-таки была.

На перевале поймали сотовую связь, причем хороший сигнал был практически у всех операторов. Начались звонки домой, родственникам. Оказалось, что Сашу потеряли сын и мама, даже звонили в МЧС, хотя мы всех предупредили, что неделю как минимум будем вне зоны доступа.

Когла спускались с перевала вниз к оройскому мосту, поражались, как мы на этот перевал вскарабкались в первый день! Даже спуск показался нереально длинным и крутым!

На той стороне оройского моста нашли табличку с номером телефона заброски-ваыброски, вызвонили уазик, чтобы сократить пешую часть маршрута. Весело с ветерком доехали до Чибита всей толпой.

Дальше расставание с частью нашей компании, так как автостопщики решили продолжить косчевую жизнь и обосноваться на берегу Чуи в палатке. Фотография не наша: общего фото в наших телефонах не оказалось, поэтому пришлось стащить фотографию со страницы  ВК Катерины (она на первом плане). Фото коровок, прикрепленное выше, тоже Катино.

Мы уже созвонились с Аликом из Акташа (в прошлом году мы у него останавливались на несколько ночей в хостеле «Алтын-Тау») и договорились об аренде «коттеджа», который  оказался частным домом, но с теплым туалетом и проведенной в дом водой. Машину загнали во двор. На заднем плане видно «коттедж».

Во дворе была небольшая банька. Ура! Можно будет отмыть недельный слой грязи и наконец-то погреть кости как следует.

Какое же это счастье: вернувшись в цивилизацию, помыть не отдельные части тела ледяной водой из ручья, а полностью искупаться в русской баньке, спать не на тонких коврика-пенках, ощущая все неровности поверхнисти, а на мягком диванчике, заврнуться не в пропахший дымом из-за сушки у костра, но все равно влажный спальник, а в теплое мягкое чистое и сухое одеяльце, не прятаться за елками в мокрой траве, а гордо восседать на унитазе.

Александр и Татьяна тоже поселились в этом «коттедже», так что у нас снова была компания для нескучного проведения вечеров. В Акташе мы провели один день и две ночи. За это времия успели отмыться, постирать вещи, прийти в себя, отоспаться в нормальных условиях.

16 июля 2020 года покинули Акташ, выдвинувшись по Чуйскому тракту в сторону его начала, по пути завезли Александра и Татьяну до места, откуда они планировали начать свое новое туристическое приключение — сплав по Катуни. А мы поехали дальше, так как хотели успеть в этом нашем миниотпуске посмотреть на знаменитое Телецкое озеро.

На Чуйском тракте останавливались сделать фото с обзорной площапдки с видом на слияние рек Чуя и Катунь.

На Семинском перевале закупились сувенирами и подарками.

С Чуйского тракта свернули на Горно-Алтайск, единственный город Республики Алтай, выехали на Телецкий тракт, качество покрытия которого оставляет желать лучшего.Местами асфальта не было совсем, плюс к этому довольно крутые повороты и узкая трасса.

До поселка Артыбаш, расположенного на берегу северной части Телецкого озера мы добрались только к вечеру. Прокатились по поселку, обзванивая при этом объявления о съеме жилья, размещенные на столбах и заборах. Найти жилье оказалось не так-то просто. Июль — пик туристического сезона на Алтае, люди планируют отпуска заранее и очень много мест занято или забронировано. Домики и номера, которые не заняты, либо стоят заоблачно дорого, либо недоступны с домашники животными.

Уже были мысли искать место под палатку, но нам все-таки удалось найти жилье . Причем очень достойное, с приятной хозяйкой и недорогой баней.

Саша чуть-чуть пофотографировал территорию и интерьер усадьбы.

Ну и наша машина наконец-то в кадр попала:

Поселили нас в гостевом летнем домике с небольшой кухонькой. Из удобств был только водопровод. Туалет на улице, но после похода на Шавлинские озера это уже не считалось неудобством. Цена домика, если я не ошибаюсь, полторы-две тысячи за сутки.

Хозяйка договорилась, чтобы нам с утра организовали экскурсию на катере по Телецкому озеру. Цена за прогулку с троих человек в составе сборной группы вышла порядка пяти-шести тысяч рублей.

Итак, что представляет из себя экскурсия по Телецкому озеру (малый круг)? Это трехчасовое путешествие на катере. Нас катали на таком:

На фотографии снизу тоже экскурсинноые катера.

По пути нам рассказывали интересные факты о Телецком озере. На самом деле, озеро очень красивое и большое.

На большей части берегов озера нельзя высаживаться, так как эти места являются заповедной территорией. По пути нас высаживали у пары небольших водопадов. Вход на водопады платный, цена за вход 100-150 рублей с человека.

Живописно, конечно, но водопады, на которых мы были в прошломи году (Учар и два водопада рядом с  Акташом), нам показались красивее, при этом плату за вход там никто не брал.

На тропинках к водопадам тоже есть что сфотографировать.

Надпись на табличке у этого кедра информирует, что ему более трехсот лет.

Жемчужиной экскурсии по Телецкому озеру считается водопад Корбу.

Действительно красиво. По пути к водопаду расположены кафе и магазинчики, дорожки оборудованы деревянным настилом, мостиками и поручнями. Но народу здесь, как на Красной площади в выходной день.

Не смогли пройти мимо, не сфотографировав информационный стенд-инструкцию о правилах пользования камнем погоды. Сам камень совершенно обычный, поэтому не был увековечен на фотографиях.

В целом нам экскурсия понравилась. Телецкое озеро, безусловно, заслуживает внимания, и для общего развития на него стоило съездить. Но таких ярких эмоций, как у нас были при виде перевала Кату-Ярык, долины Чулышман, водопада Учар и, конечно же, Шавлинских озер, здесь мы не испытали.

В районе обеда мы уже были в Артыбаше. Собрали вещи, пообедали в местной шаурмечной и выехали в сторону дома, по плану у нас было добраться до гостиницы «Седьмое чувство» до наступления темноты.

Дорогу обратно описывать подробно смысла нет, поскольку возвращались по тому же маршруту, каким следовали на Алтай, на ночь останавливались в тех же гостиницах. Ничего особо интересного по пути не произошло, добрались до Екатеринбурга 19 июля 2019 года без приключений, расстояние от Тюмени до Екатеринбурга преодолели быстро, хотя переживали, что опять простоим в пробках.

Итого: миллион новых впечатлений, первый опыт многодневных походов, более 500 фотографий, денежные траты порядка 70000 рублей, включая бензин и сувениры, ни одного штрафа.

Думаю, это приключение навсегда останется в нашей памяти, и надеюсь, что этим летом, несмотря на все экономические и эпидемические проблемы в стране, мы снова сможем вернуться на Алтай. В этот раз в планах поход к подножию Белухи.

Железногорск
Алтай - место,которое не надоедает.Молодцы - завтра с утра заварю кофе и с удовольствием почитаю,а пока перед сном глянул фотки - 34-я особенно классная))).Вот как бывает приехал,на часах 2-а ночи,думал - душ и в люлю отрублюсь,а тут отчётик про Алтай и усталость не так чувствуется,питомец мой выпросила вкусняшку - дал(как ни как бежит встречает всегда).Всё завтра,а точнее сегодня смакуя будем читать.Всем хорошего дня.

Замечательный отчет от позитивной команды! Мне кажется,что читать про Алтай,смотреть фото тех мест можно бесконечно!
Собаки Ваши просто прелесть!классные сотоварищи по путешествиям!
Желаю Вашим планам(поход к подножию Белухи) обязательно осуществиться! Удачи на дорогах!

У вас все рассказы про Атлай - как интересный сериал, вот уже 3-й сезон!! Молодцы, продолжайте в том же духе!))
Следующая машина логично будет что-то полноприводное от Киа?

На Телецком невероятно живописно летом. Прогулка-экскурсия на катере, обязательна. Ночевки на самом берегу озера тоже)

А тот упомянутый вами рассказ туристов про поход на озера по снегу, с маленькими детьми - надо ещё раз будет почитать, как делать не нужно;))

Костанай. Калуга. Омск
Маршрут интересный, но "в восемь утра выехали из Омска, к обеду были в Новосибирске" - э то ж с какой сокростью вы "низэнько" летели?
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
Виды замечательные, бесспорно.
Немного со временем маршрута не угадали. Начало июля, холодно и дождливо. Вероятно, конец июля-начало августа интереснее.
И еще - как там с рыбалкой?

Разница во времени - один час. 650 км за пять часов. По двухполосной дороге...
Отчёт написан по воспоминаниям: несколько месяцев прошло. Выехать раньше восьми из Омска мы, врядли, могли: не все в нашей команде скоростные и легкие на подъем и сборы. Фото в Новосибирске сделано в 15 с чем-то, значит в Новосибирске мы были в 14-15 часов. Время обеда для всех разное. Не думала, что для кого-то +- 2 часа будут иметь столь существенное значение. Извиняюсь, если этой частью отчета могла ввести кого-то в заблуждение.

Разница во времени - один час. 650 км за пять часов. По двухполосной дороге...
Может и за шесть часов доехали, сейчас уже не помню но дорога хорошая, трафик в сторону Новосибирска свободный, машин почти нет, единственное, что утомляет по этой дороге ехать это однообразие пейзажа и отсутствие горок и поворотов. Скорость держал 120-130 перед ящиками с камерами скидывал.

Наталия Труфанова
Во, я именно так и подумал, что "время обеда" будет в интервале от 12 до 15 часов. Спасибо, прояснили.

ПыСы. Я не зануда, просто специфика работы накладывает отпечаток )))

alexgdan
Так там язики с камерами - через каждый километр. Не утомило?

Очень интересный отчет, спасибо! Ничего себе, сколько народа на Шавлинских озерах( А не подскажете, пешая часть с рюкзаками - сколько км примерно в одну сторону?

Молодцы !!! Прочитал отчет на одном дыхании. Красота сказочная.

Анютыч :)
От Оройского моста до нижнего Шавлинского озера по записанным трекам получилось 35км.

А.В-ич
Так там язики с камерами - через каждый километр. Не утомило?
Утомляет больше с медленной скоростью ехать по такой монотонной дороге, да и ящики с камерами в большом количестве не доезжая 100-150 км. до Новосибирска начинаются.
да что тут говорить.
как будто все 90 ездят...
если авто позволяет то и 180 наваливают
в германии вон вообще 370 км/ч умудряются и ничего.

Тоже ходил туда в поход, в середине августа 2019) Места и вправду потрясающе красивые, впечатлений масса) Но самый топчик был, несомненно, когда после ужасно долгой ночи, насквозь промокшим и трясущимся от холода, когда ты уже проклинаешь этот поход, погода вдруг улучшается, а у нас как раз подходит время на баню ( с вечера записались на 10 утра), а там ты мало того, что сушишь все свои вещи, так еще и купаешься в озере, распарившись)) Просто +200 к улучшению настроения ))))

Энгельс
Или казахский припев...
Олег
Лузино
Раньше весела верёвка погоды, теперь камень.
Спасибо вам ещё раз за вновь пережитые эмоции! Потрясающая история :)))))))))

Алтай освоили, добро пожаловать в Ергаки!

Алтай прекрасен. Счастлив, что однажды побывал там. Фото Шавлинских озёр шикарные.
В горах не принято мерить расстояния километрами. Это абсолютно неинформативно. Обычно - часами или ходовыми днями.
Железногорск
Спасибо за доставленное удовольствие от прочтения и информацию по маршруту,желаю Вам хорошей погоды,когда будете выдвигаться к подножию Белухи и осуществления задуманного.Ни жезла,ни гвоздя в автопутешествиях!

Шавлинские озёра конечно шикарны, но дорога к ним отбивает желание идти туда напрочь. Да и тропа вокруг, наверняка представляет собой один большой общественный туалет, как всегда бывает, при таком количестве туристов.

Бывал в этих местах не однократно. Очень красиво. Всегда возмущал этот "платный просмотр" водопадов например. Очень напоминает как товарищ Бендер билеты на ремонт провала брал, а то провал провалится..

filatich
Сразу понятно что вы там не были)) и хорошо что многие так читают, а то действительно было бы так как вы описали.
Ходил на Шавлинские в 2010 году, такой красоты на Алтае не увидишь катаясь на машине!

тополь м
А не возмущает, когда вокруг эти достопримечательностей, за туристами кучи мусора вывозят на эти деньги?

Iamalex82
Я не про красоты, я про дорогу по колено в грязи и под вечным дождём, про ночёвки в мокрых палатках и мешках. Вот что напрягает)
А пейзажи просто восхитительны!

В этом есть свой кайф! Ценность увиденного умножается на затраченные труды

В этом есть свой кайф! Ценность увиденного умножается на затраченные труды
Будем ждать, когда там гостиницу на берегу озера построят с трансфером. Что бы сидеть на террасе и любоваться пейзажами попивая кофеёк)

тогда там точно не на что смотреть будет

тогда там точно не на что смотреть будет
А что изменится? Природа та же останется.

filatich
А что изменится? Природа та же останется.
Застроят все, загадят и не останется от природы ничего

Застроят все, загадят и не останется от природы ничего

Скорее всего наоборот убирать хоть кто то будет за туристами.
Да нет там мусора от туристов, так как туристы в большинстве не оставляют за собой его. Мусор остаётся на природе от пьяных компаний с шашлыками, а такие туда просто не доходят.

alexgdan
Кстати да. Этот маршрут не для праздношатающихся алкоголиков. Это точно. Не подумал я. Простите)

filatich
Т.е. вы считаете что платный просмотр водопадов это нормально? И тем более законно? Что там эти товарищи такого сделали что вдруг у них появилось право ставить шлагбаумы и брать деньги за "посмотреть"?

тополь м
Да. Нормально. Я обеими руками за такое. Это только на пользу. Там где проход не ограничен, приходится смотреть не на природный объект, а на помойку.

filatich
А, как я сразу не догадался! вы наверное в газпроме работает :) типа газ это же наше национальное достояние, он жешь как бы всем россиянам "принадлежит" как полезное ископаемое ;) Ну водопады/природа понятно, они же тоже бесхозными не могут быть как же...
Только не удивляйтесь в следующий раз, когда вам предложат заплатить за подышать горным воздухом например...

Уже не только предложили, но и ввели. Курортный сбор называется)
Вы заблуждаетесь. Курортный сбор введен на территории Алтайского края и то не всего а только на территории курорта Белокуриха, если не ошибаюсь. На территории республиуи Алтай его нет.
Кстати где его ввели его то как раз и должны тратить в т.ч. на обустройство территории.

Любопытно, уже давно разнообразить свои покатушки таким вот походом, но дети пока малы. Пока ходили только до Верхне мультинского, на дзерпинский карниз и по каракольским гуляли. Судя по всему можно данный отчет использовать как руководство к действию. Мы обычно берем одного ребенка в поход, а вот 5няя девочка не понятно сможет или нет, возможно и в этот раз не рискнем.
Мой отзыв: Ford Explorer 2000
Приветствую земляков. Скажите пожалуйста если бы у вас был с собой квадроцикл он бы там пригодился , или везде горные тропы и частные покосы? На Телецком я бывал там с квадриком точно некуда, все по воде. Если ответите скажите названия мест куда есть смысл с квадриком. Здоровья вам.

Город Омск Сибирь
Молодцы ребята! Особенно меня в таких походах удивляют дети! Ведь часто они все, именно все, это просто сначала терпят и лишь спустя годы они осознают ценность тех событий!!! Мне кажется мой сынок только дорос до таких вылозок! Хотя сам с 5 лет гуляет по Алтаю. Вот переживает_ не закроют ли всем нам туда въезд.

Город Омск Сибирь
Раскройте секрет сушшеного борща!!!

тополь м
Что бы реально на эти деньги что то можно было бы делать и обустраивать, то этот сбор должен был бы быть раз в десять больше. А так, эти копейки как раз только на воздух и тянут.

С квадриком нужно на Мультинские озера или на Актру.

Крутой отчёт! Успевайте до Белухи сходить, пока ледники не растаяли. Мы тоже в этом году хотим к подножию Белухи, кольцевой радиалкой Кучерла-Кара-тюрек-Аккем.
Потом на Актру и Софийский, или к подножию Иикту, через Джазатор, если успеем, конечно.

filatich
С квадриком нужно на Мультинские озера или на Актру.
+ Укок, Иикту, Шенелю, Карагемский прорыв, Софийский ледник. Попсовые Кату-ярык, Ретранслятор... На самом деле мест«куда можно» больше, чем «куда нельзя»

LeshAba
Карагемский и Мажойский прорывы...
Ачик...
Гора Красная...
Кумир...
Каракольские озера...
И со стороны Казахстана Белуха...

Alexlx
Прекрасный отчет, очень приятный слог, отличные фото. Прочитал с большим удовольствием. Вобщем "пишите есчо", говорю вам без всякого сарказма)) Надеюсь решили проблему с коленями.

Спасибо парни за подсказки с квадриком буду изучать. А то моя Турция на машине похоже не состоится из за последних событий.

filatich
за 2019 год 34,7 млн рублей в Алтайском крае собрали, я понимаю что для "работников газпрома" это копейки конечно, но для большинства россиян это достаточно большая сумма

Алтай,Новоалтайск.
LeshAba
Дуй сразу на Белуху :)
Спеша заработать на жизнь, не забудь просто пожить.

да что тут говорить.
как будто все 90 ездят...
если авто позволяет то и 180 наваливают
в германии вон вообще 370 км/ч умудряются и ничего.
Я 90-100 езжу.

filatich
Вот и замечательно что вас там не будет.. А еще там медведи водятся. И грозные алтайцы с карамультуками.

Iamalex82
Может вы не там катаетесь .

filatich
Для вас до Чемала гостиниц настроили.

Скорее всего наоборот убирать хоть кто то будет за туристами.
За такими как вы нужно убирать. А за такими которые сейчас ходят убирать нечего.

Уже не только предложили, но и ввели. Курортный сбор называется)
Не подскажете что на этот сбор конкретного сделали.

Камень-на-Оби
На квадроцикле можно туда же куда и на машине. 4 ВД.

filatich
По телевизору озвучили сумму сбора 35 миллионов.

Я 90-100 езжу.
Смотря на чем и где.

Смотря на чем и где.
По асфальту на машине. А вы вспомните школьные годы и посчитайте можно на калькуляторе сколько вы выиграете во времени если будете ехать не 100 а 130. Приплюсуйте к этому количество обгонов С выездом на встречку. И расскажите мне о увиденных красотах на такой скорости по горной дороге.

Серенький 13
а если дорога не горная, с низким трафиком и хорошим полотном? нет таких?

Сыгда
а если дорога не горная, с низким трафиком и хорошим полотном? нет таких?
С низким трафиком и не горная у нас таких навалом. С хорошим полотном проблемы. У нас в городе в позапрошлом году МАН .грузовик в ямку попал колесо оторвало. За городом я последние 2 года даже после того как асфальт отремонтируют стараюсь больше 80 не ездить. Литье править дорого получается. А по району дороги такие что лучше бы там асфальта не было совсем. На щебня таких ям не бывает.

Серенький 13
Понятно, тогда вам нет смысла брать мощные скоростные машины.

Серенький 13
Медведи да, то же смущают сильно...

Серенький 13
Для вас до Чемала гостиниц настроили.
Там мы уже везде были. Хочется гостиниц с видами на ледники.

Серенький 13
Мы убираем за собой и другими. Зачем так?

Серенький 13
Не подскажете что на этот сбор конкретного сделали.
Не знаю

Серенький 13
По телевизору озвучили сумму сбора 35 миллионов.
Про то и речь...

Сыгда
Понятно, тогда вам нет смысла брать мощные скоростные машины.
Ну это вам в Москве до работы далеко ехать. потому и быстро ехать нужно. А мне даже на велосипеде в час пик 10 минут хватит.

filatich
Медведи да, то же смущают сильно...
Да они скушают без зазрения совести .

filatich
Мы убираем за собой и другими. Зачем так?
Я не имел возможности познакомиться лично с вами. Поэтому не буду утверждать что вы мусор раскидываете. Но много встречал любителей комфорта. Потому и сложилось о них такое впечатление.

Не знаю
Так не только вы .Никто не знает где эти деньги.И возможно что кроме ответа израсходовали по назначению. нам ничего не расскажут.

Про то и речь...
Наверное.

Серенький 13
Может вы не там катаетесь .
Да я то много где катался на Алтае и возможно по более вашего))

Iamalex82
Да я то много где катался на Алтае и возможно по более вашего))
И тут были

Станислав
Прям как в Новосибирске)

Природа очаровала!

Станислав
Прям как в Новосибирске)
Дак мы соседи.

Спасибо, отчёт потрясающий! Скажите, собак оставляли в коттедже, когда ездили на озеро? Мечтаем поехать, не знаем, куда девать своего барбоса на время экскурсий.

Татьяна Кузнецова
Собак в коттедже оставляли когда уезжали на экскурсию по озеру, но пришлось поискать жильё куда пускают с собаками.