Путешествие по потаенному Алтаю, или Почему русским не страшны их вирусы

24.04.2020 | 31222 просмотра

Продолжение, часть 2

Цель автора — проехать все республики бывшего СССР. Половину проехал благодаря поддержке читателей ДРОМа.

Чем больше езжу, тем больше убеждаюсь в мысли, что мы будем жить вместе. По результатам поездок издаю книги, пишу очерки, снимаю фильмы.

Летом-осенью прошлого проехал Восточный Казахстан. Этот очерк — возвращение из Казахстана по глубинному, малоизвестному нам Алтаю.

Задача данной статьи — чтоб мы с вами не разучились думать. И хотя статья опубликована на автомобильном сайте, она о другом. Читать ее надо медленно, во всяком случае, не за один день.

В рамках моего давнего проекта «Люди моей Отчизны» я работаю над статьями и фильмами о русских людях по следующим циклам:

1. Ветераны и участники Великой Отечественной войны — кому мы обязаны своими жизнями;
  2. Крестьяне и фермеры — кто возрождает русскую землю;
  3. Многодетные семьи — как можно иметь большие и счастливые семьи в век глобализации;
  4. Монахи и священство — особенные люди среди нас;
  5. Люди глубинки — как можно жить без цивилизации.

Обо всех этих людях создаются статьи и фильмы.

Продолжение экспедиции.

Еду теперь по русской земле, но километрах в пяти от границы с Казахстаном. Здесь идёт дорога параллельно границе, но никто по ней не ездит, народ местный про эту дорогу даже не знает — состояние у дороги и правда ужасное, а еще и расстояния огромные. Но мне все интересно, я знаю, что чем хуже дорога, тем лучше здесь можно людей встретить, второй раз навряд ли я когда в жизни здесь поеду.

Еду я далее в автомобиле Тойота Фанкарго 2000 года. Мотоцикл, на котором совершил экспедицию по восточному Казахстану, поставил в автомобиль. Мотоцикл Ирбис вираго (аналог нашего Минска), предоставлен московской фирмой Ирбис мото.

Проезжаю маленькие алтайские городки со славными названиями Славгород, Яровое, Кулунда.., которые большинство из нас никогда не видели и не увидим никогда. Но это тоже Россия, а не только Москва, Томск, Новосибирск… Скажу больше, может быть, главная жизнь происходит именно здесь, а не в столицах и областных центрах. Кто-то это понимает, как тот отшельник из Бурятии, с которым виделся этим летом. (См. очерк «Путешествия из Томска во Владивосток с целью понять, почему русские оставляют Сибирь и Дальний Восток» — очерк читайте здесь через месяц). Человек этот поэтому и вернулся в свою вымершую деревню детства, что там легче спастись. Это поняли и в деревне Потеряевке, где возрождают общину, веру и Русь, куда теперь еду по алтайскому бездорожью. Они понимают, что для того, чтоб Россия не погибла, надо не только границы защищать, военку возрождать, заводы строить, но и душу народа сохранить — а она, русская душа, прежде всего в наших селах и деревнях. Поэтому её и уничтожают в самую первую очередь.

Еду по Алтаю. Здесь тоже степь, но скота в разы меньше, чем в Казахстане, и в основном пока встречаю подсолнуховые поля. Русскому человеку не интересно заниматься скотом, он жаждет землю пахать. Наши предки с землёй работали, они хлебопашцы, скот для них — это необходимое дополнение. В Калмыкии как-то разговорился с русским фермером, который так и сказал, что ему скучно было только скот пасти, слишком беззаботно, поэтому он ещё начал землю засевать.

Алтай — это земля Шукшина, гения, вышедшего из народа. На мой взгляд, человеку гениальному для реализации не так важно образование. Когда Шукшин поступил во ВГИК, их на курсе было два гения — один не знал ничего, Василий Шукшин, другой знал все, Андрей Тарковский. Но Шукшин оставил даже больший след в русской культуре. Тарковского либералы последние годы превозносили. А между тем Шукшин даже больше пострадал, его в конце концов отравили. Не могла советская система такую глыбу переварить. Как и Гагарина, вычеркнули из жизни и тем убили до срока. Просто в Россию уже проникало западное антихристово царство, а Шукшины и Гагарины они русские до мозга костей, в новое время они никак не вписывались.

Тарковского я хорошо знаю, некоторые его фильмы знаю почти наизусть, а в конце 90-х, когда был издателем, даже пил чай с его сестрой, когда издавал книгу его отца. Но Тарковский не очень близок России, потому она его в конце концов и вытолкнула, а он без России жить не смог, и даже прах его теперь не вернулся на Родину.

Алтай это и моя малая Родина. Здесь родился папа, здесь до сих пор стоит дом прадеда в деревне Карабинка, сгинувшего в сталинских лагерях, здесь в земле лежит моя бабушка, умершая в начале 50-х. Туберкулез тогда еще не умели лечить. Она жила совсем в другой эпохе, в другой стране, сейчас сложно поверить, что это тоже была Россия. Надо её могилу подновить, если не в этот раз, то в следующий, чтоб не затерялась. Только села и могут хранить в течение долгого времени захоронения наших предков. Города они очень скоротечны. В нашем Томске, когда закрывали довоенное кладбище, перенесли только могилу Г. Потанина, и то сколько деятелям культуры пришлось для этого попотеть.

Подсолнухи на Алтае уже пожухли, хоть и не везде. Как они были красивы летом и как несчастны сейчас, осенью. Правда, они даже теперь как солдаты стоят, на страже солнца, смотрят строго в одну сторону — единая армия света.

В большом посёлке Волчиха зашел в огромный храм. С батюшкой встретиться не смог. Познакомился с прицерковными тётушками, они сказали, что ездили в наш монастырь в селе Могочино. Вот, оказывается, куда слава его простирается.

Мы живём в сложное время, когда веры на Руси пока мало, и монастыри тоже переживают сложные времена, они только-только возрождаются, настоящих монастырей почти нет. Монастырь в селе Могочино совсем молодой, конечно, там есть настоящие молитвенники, но есть там и много сложностей, поэтому очень много кто из верующих туда не ездит. И при всем том, именно здесь создана единственная в области православная школа и, наверно, единственная община. Но сегодня, чтоб монастырь существовал, нужен старец, на которого поедут паломники и прочие страждущие. Если старца нет, его порой создают искусственно. Люди сегодня духовно непросвещенные, они все примут.

Село Волчиха раньше, когда святости на Руси было больше, называлась иначе, это было Покровка. До чего же мы свою землю изуродовали.

Почему батюшке трудно найти матушку

Очень интересная встреча случилась у меня в селе Новоегорьевском, перед Рубцовском, но сначала предыстория этой встречи.

Подъехал к храму. Все закрыто, красивый кованый забор, за ним виден дом священника. Храм деревянный, резной, очень красивый, видно, что с большой любовью, не так давно, сделан. Соседний с храмом дом — редакция газеты. Зашёл к ним, спросил телефон священника, журналисты все знают.

Священник оказался молодой, отец Илия, но со своей изюминкой. Здесь он всего три года. Рассказал, чьим трудом был этот храм построен — это заслуги бывшего главы района, ныне покойного, и местного фермера, который теперь на пенсии. Поговорил с ним на животрепещущие темы:

Отец Илия подтвердил, что в наше время очень сложно найти матушку, а матушка это половина священника, если не больше. Рассказал, что их было три друга в семинарии, двое развелись из-за жён, а развод для священника смерти подобен. Из трёх он только один в конце концов стал священником. Говорит, сейчас часто девушки, которые идут в семинарию учиться на регентское (певческое) отделение, часто туда поступают, чтоб мужа гарантированно найти, а не из-за веры. И потом у них начинаются большие сложности. Быть матушкой это значит автоматически стать матерью героиней, а на это способны сегодня очень немногие женщины.

Отец Илия.

Потом поехали с ним к бывшему фермеру Александру Гюнтеру, одному из спонсоров этого храма. Он и его супруга во многом построили этот красивейший храм. Фермер — русский немец, но благодаря жене крестился в православную веру. Она работала бухгалтером в администрации, делала отчёты фермерам и говорила: «Я с вас денег не возьму за работу, но вы пожертвуйте, сколько можете, на нашу церковь». В итоге церковь в Новоегорьевском такая красивая и так богато выглядит.

Александр и Вера Гюнтеры.

На вопрос, как им удалось в небольшом селе построить такой хороший храм, они ответили просто: «А потому что священники у нас долго не задерживались, пока церковь строилась, и они не успевали все разворовать». У них и в самом деле много священников сменилось, пока они нынешнего вымолили.

Как бы сильно они не ругали прошлых священников, но сами признали, что время изменилось, сейчас в семинарию уже нормальные стали приходить, не так, как было в 90-е, когда за длинным рублем шли или от армии косили.

Теперь они от храма отошли, только на службы ходят, зато дом их стал как полная чаша. Господь в благодарность за безвозмездный труд им все необходимое дал — и детей, и внуков, и достатка полон дом.

Спросил у фермера, почему он в Германию не поехал, когда все туда удирали. А зачем, отвечает, если я тут гораздо лучше живу, чем они там на пособия. Прошёлся по их пяти комнатам, музей, да и только. Ни пылинки, ни соринки, почти в каждой комнате по огромному плазменному телевизору. Дети их не забывают, хоть и живут в городе, но раз в месяц обязательно посещают. Каждому ребёнку у них выделена отдельная комната в доме. Приезжают взрослые дети всей семьёй и все их тут ждёт, как к себе приезжают. К ним и правда приезжать хочется.

Очень интересные люди. Я для себя понял, что моя поездка вдоль границы, тяжёлая и затратная, потому и случилась, чтоб с ними встретиться.

И что интересно, обычные вроде бы люди, смотрят каждый день телевизор, зомбируемы им, как и все мы, но Господь им дал светлый разум, они прекрасно понимают, что с нами происходит — знают, что президент Путин несвободен в своих действиях, что он очень много не может сделать для России, а делает, с Божьей и нашей помощью, даже больше, чем можно. И они ему по мере сил помогли возродить свою Россию, построив храм в своём селе.

Рерихнутая Россия или «православная» деревня

Ночевал в Рубцовске Алтайского края. Дальше еду в Потеряевку, православную деревню, как они себя называют. Но мне вчера сказали, что они, скорее всего, не православные, а раскольники.

Разницы нет. Сегодня все сложнее, теперь на людей смотреть надо по их делам, а не на то, как их кличут — раскольники, сектанты…

Двадцать лет назад вся Русь была пронизана сектами. Мы с женой тоже в секте познакомились, она была там глубоко, я ненадолго залетел, тогда многие подобным образом путь к Богу искали. Секты потом долго не отпускают, уже двадцать лет чувствую отклики этого.

Еду по Змеиногорской трассе. Двадцать лет назад в Змеиногорске жила ученица Альфреда Хейдока, одного из посвящённых учеников Николая Рериха. В 90-х я создал издательство и выпустил сборник, в который включил один из его неопубликованных рассказов, чем очень гордился. Тогда вся Россия проходила через искушение быть рерихнутыми, книги их издавались миллионными тиражами. Сейчас мы понимаем, что это все делалось для развала СССР и России, что за многими сектами стояло ЦРУ. Как они и сейчас секты поддерживают, тех же протестантов, иеговых... чтоб нашу традиционную веру подорвать. Потому что одна вера — это один народ. Много вер и сект, это разброд, компот вместо народа.

Потеряевка-2

Вот это я заехал! Оказывается, это не та Потеряевка. Та, главная, находится ближе к Барнаулу и она действительно сектанская. А может мне и не надо там быть, я уже достаточно сектантов насмотрелся в своей жизни.

Эта Потеряевка тоже интересна. Здесь все как везде, каждый второй дом стоит заброшен. Расскажу историю одного из них. Сказали, что хозяин умер, дети дом продать не смогли. Рядом с домом в кустах стоит мотоцикл Днепр. Такой новый стоит почти миллион. У него тоже есть хозяин, но мотоцикл здесь стоит уже несколько лет. Россия страна богатая, потому у нас и дома брошенными стоят и дорогие мотоциклы.

У другого дома увидел уникальный полумотоцикл-полуавтомобиль — наш ответ их квадроциклам. Хозяина этого самодельного мотоцикла дома не было. Соседка сказала, что он куплен и сделан в другой деревне. На фото все видно. Сколько любви и умения в него вложил некий сельский самородок. Какие таланты на Руси пропадают. Впрочем, почему пропадают, живут и процветают. Местные о них все знают.

Работы в деревне нет, в основном пенсионеры живут. В России последние годы появился новый тип пенсионерских деревень. Россия может стать уникальной страной, в которой в городах живут молодые, в деревнях — пенсионеры, просто деревни молодым стали не по карману. Деревня — это привилегированное жилье, во всем мире в своих домах живут богатые. Смотрите фото и приезжайте, может, кто захочет здесь поселиться.

Перед Змеиногорском свернул на Бийск, здесь можно срезать и проехать малыми дорогами. И сразу на горизонте показались горы. А горы для альпиниста это что-то невыразимое и непередаваемое. Как сказал гениальный алкоголик Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы...» Сейчас мое отношение к нему тоже изменилось, хотя в юности он был для меня кумиром. Либералы из него сделали кумира целого поколения, потому что он им как никто помог разрушать СССР.

Вечером позвонил товарищ детства, одноклассник из Прокопьевска, куда планирую скоро заехать. Он работает на Белазе, уголь возит по 12 часов, время у него есть. Час проговорили. Узнал, кто из нашего класса как устроился. Мужчины — большей частью стали водителями, даже те, кто был отличником.

У одноклассника зарплата хорошая, но, сказал, все кредиты съедают и жизни по сути у него нет, вместо жизни одна работа. Один ребёнок, небольшая квартира, русский автомобиль. Революцию для того и делали, чтоб был 8-часовой рабочий день, но после перестройки об этом опять забыли и все перестроили на старый лад.

Заброшенные дома России

На Алтае я иногда посещал заброшенные дома, которые попадались в пути. У одних есть хозяева, какие-то брошены окончательно. Почти в каждом из них можно поселиться. Но участь их предрешена, они все равно сгниют, уйдут обратно в землю. Я рассказываю о них, чтоб люди знали, в каком состоянии наша Русь находится. В телевизоре о том не говорят. Напоминаю, Русь наша это не города, не Москва или Питер и даже не Томск. Русь — это наши села и деревни. Это какое-нибудь село Петухово, куда мои родители переехали, где работы у людей нет и они за 30 км ездят в город, а учителя набирают себе детдомовских детей, чтоб школу не закрыли, или это та же Потеряевка. И все мы как азбуку должны затвердить истину, что, когда в России будет 90 процентов горожан, наступит смерть Руси, и никакого Гитлера или Наполеона уже не понадобится, мы погибнем, выродимся, как мамонты, и очистим землю другому, более правильному народу. Который любит свою землю, своих детей, не убивает их в утробах своих матерей, который строит сам свои дома и храмы...

Автомат Калашникова, или почему те, кого в телевизоре показывают каждый день, должны сидеть в тюрьме

Въехал в малюсенький городок Курья. Он знаменит тем, что здесь родился сибирский самородок Михаил Калашников, изобретатель самого популярного в мире автомата. Городок этот сохранил красивейший каменный храм, который потому и не был порушен, что в нем когда-то крестили легендарного изобретателя.

Здесь он родился, ходил в школу. В этой школе теперь находится музей его имени, очень хороший музей.

У родителей М. Калашникова было 18 детей. Сейчас я много беседую с участниками войны, делаю сборник бесед с ними, и все они говорят, что до войны в селах у всех было много детей, до войны Россия была более православной. После войны наступила новая эпоха, народилась новая Россия. Семью их сослали в Томскую область, потом он убежал из ссылки с другом в Казахстан, где работал на заводе, это, собственно, и была его главная школа и его университеты, потом война. Три месяца воевал, был ранен и отправлен на родину. Все это мне рассказала директор музея, с которой я ходил по залам. На заводе он изобрел первый свой автомат-пистолет. А за изобретение засел, потому что у немцев тогда были автоматы, а у нас винтовки. Его автомат в производство запустили лишь в 47-м году.

Кстати, я могу написать маленькую страничку из неизвестной биографии сибирского изобретателя.

Сейчас я работаю над сборником-бесед с последними участниками Великой Отечественной войны. Один из них рассказал важную страницу из биографии великого оружейника. Не будь её, может, и автомата б не появилось.

Участник Великой Отечественной, разведчик В. П. Осипов рассказал мне следующее.

Высадился немецкий десант, которых уничтожили, и потом они же за ними должны были собирать оружие. В этой группе был мой знакомый, и в нее же попал Михаил Калашников. Тогда он был старший сержант, потом станет генерал-лейтенантом. После того как они сдали немецкое оружие в оружейный отдел, их стали агитировать вступить в этот отдел. Мой знакомый разведчик отказался, сказав, что он крестьянин и с железом не привык работать, а Калашников согласился. Этот небольшой эпизод коренным образом изменил судьбу будущего изобретателя, а Россия и мир получили, если не лучший, то самый надёжный в мире автомат.

Почему я взялся за сборник бесед с последними ветеранами? Дело в том, что вся эта глобализация, либерализация, все эти голубые, эмансипированные и фиолетовые потому сейчас и появились, потому и вылезли наружу в последние десятилетия, что ветераны больше не могут им противостоять. Они и в войну с этой нечистью боролись и после войны не давали ей ходу, держали оборону, стояли на страже своей Родины. Теперь их осталось мало, они состарились, и их голос почти не слышен. Я подумал, если я работаю со словом и делаю фильмы, если Господь дал мне такое право, то я должен помочь и последним ветеранам, пока они не ушли. Сейчас пока написал пять очерков-бесед с ветеранами, через год, к 76-летию великой Победы надеюсь сделать 15-20 очерков и выпустить отдельный сборник. А для этого летом планирую поездить по области, встретиться с тамошними ветеранами. На сегодняшний день в Томской области на миллион жителей приходится двести ветеранов Великой войны. И уходят они постоянно. Надо спешить.

М. Калашников.

Автомат Калашникова — самое распространенное в мире орудие убийства. Калашников понимал, что он создал, как и то, почему двое его детей погибли.

Поэтому он много занимался благотворительностью — помог восстановить храм в Ижевске, где всю жизнь прожил, и этот храм, один из самых красивых в Сибири, тоже восстанавливается благодаря ему.

Русский самородок, нигде никогда не обучался, кроме начальной школы, стал генералом и одним из самых известных русских людей в ХХ веке.

У него не было обиды, что их семью когда-то сослали, он не собирался никому мстить, а было великое желание помочь своей великой Родине в трудную годину. Он понимал значение репрессий, особенно перед войной. Гитлер очень надеялся на пятую колонну, что он придет, а они сдадут ему Россию, он пришел, а пятой колонны в России не было.

Храм в поселке Курья.

Репрессии нужны и сегодня, и теперь надо сажать 97 процентов тех, кого показывают в телевизоре каждый день. Если этого не сделать, то нашей с вами Родины просто вскорости не будет. И Путин или тот, кто придёт после него, это прекрасно понимают, и они к этому постепенно идут. Но это уже тема не для нашего очерка...

День опадающих листьев

Сегодня был день опадающих листьев. Ночью было очень холодно, еле дождался утра, всю ночь дрожал от холода. А утром, напротив, было очень красиво — листья с деревьев падали, как снег. Спальник у меня уже старенький, хоть и шерстяной, плохо греет. Для минусовой температуры не подходит.

Надо купить верблюжье одеяло монгольское, оно вечное, но за ним надо в Монголию ехать. В Монголии пока ещё все натуральное, они понимают, что цивилизация ни к чему хорошему не приведет. Весь мир тоже начинает это понимать и ценить натуральное, но пока никто еще не начал производить натуральное. Хотя уже все больше понимают, что цивилизация, как и глобализация, это фашизм нового времени. И ситуация с коронавирусом показала, что наступил перелом, когда последние станут первыми и горожане, чтоб спастись, поедут в деревни, потому что главное, что нужно для победы над вирусом, это сильный иммунитет, в городе его нет, и чем больше город, тем слабее у вас иммунитет, то есть у вас меньше шансов выжить в современном мире.

Далее еду по сопкам. Пейзаж вокруг баснословно красив, и в Крым ехать не надо, только моря нет.

Деревня, где ангелы служат

Сбился с дороги и в итоге проехал 20 километров не в том направлении. Дело в том, что электронными картами я не пользуюсь. Алтай — это не безумная Москва, здесь можно людей расспрашивать. Зато, благодаря тому, что сбился, увидел заброшенную деревню. Водитель уазика мне так и сказал: «Надо вернуться до развилки, где будет деревня заброшенная, вся заросшая в кустах». И правда, все дома здесь заросли, люди почти все её покинули. В основном деревни гибли в хрущевско-брежневское время, при Сталине они не гибли вообще, то же самое при царе. А эта погибла совсем недавно, уже в наши олигархическо-демократические времена. Детей, кстати, тоже перестали рожать именно при наступлении этих времён. Нет, я далеко не сталинист, но реально на вещи смотрю и понимаю, что тогда иначе было нельзя победить фашизм. А теперь просто к власти во всем мире пришли враги Сталина, который, кстати, Россию сделал первой страной в мире, поэтому им так важно его опустить и переписать историю, сделать его исчадием ада.

В начале заброшенной деревни один дом жилой и в конце один жилой. Свет в деревне есть — живи не хочу. То есть не государство выталкивает, сами люди уезжают. Поговорить бы с этими последними жителями, но время у меня очень ограничено. Я и без них могу перечислить все причины, почему это село погибло и десятки тысяч других русских сел и деревень не пережили ХХ век. Главная болезнь, что уничтожает деревню, — это город и прежде всего мегаполисы. Сейчас я увидел процесс гибели живой ещё деревни, точнее доживающей последние дни.

Дома здесь все в нормальной сохранности, лет десять-двадцать, как их бросили. Вырубай поросль, обрабатывай землю, заводи живность и живи. Вы знаете, сколько стоит земля в Подмосковье или в другом пригороде? Под Томском земля, кстати, примерно столько же стоит, сколько в Подмосковье. А этой деревне с городом не повезло, до города от неё несколько сот километров, и это главная причина ее смерти.

В центре деревни стоит новый крест, тут, оказывается, в царское время храм был, рядом с ним забытый памятник воинам Великой Отечественной войны и заброшенный клуб, где нашёл карту СНГ. В одном из домов еще нашёл советскую икону, сделанную из фотографии, такие в советское время делали иконы. Ещё картину трех богатырей, репродукцию, когда в России был патриотизм и была идеология, они висели почти во всех домах. Сегодня их нет. Нашёл еще прялку, веретена, бочку... Одним словом, ничего полезного для музея. Я люблю ходить по заброшенным домам, как в другую эпоху возвращаешься. Томск город деревянный, его тоже уничтожают, если где увижу порушенный дом, всегда зайду в него. В основном собираю экспонаты для музея в библиотеке села Петухово, где живут родители. На этот раз взял только форму для топлива.

В эти формочки раньше дети набивали кизяк, ещё мягкий, и он сушился все лето. Зимой им топили печи. Безотходное производство. С другим топливом на Алтае проблемы, солнца тут много, а дерева мало. Пусть современные дети узнают старину. Когда я первый раз их нашёл лет десять назад на Алтае, тоже не мог понять, что это такое. Интересно, что у кого не спрашивал, никто не знает, даже пожилые люди.

Точно такие же все заросшие дома я встречал только в Чернобыле. Получается, что теперь вся сельская Россия в сплошной Чернобыль превращается. Кстати, в моем первом и пока самом, наверно, лучшем фильме есть слова, произнесенные до всех этих коронавирусов: чтобы понять, что всех нас ожидает в будущем, нужно почаще бывать в Чернобыле, жаль, что туда пока не пускают. И хотя у народа денег сейчас мало, но я очень рекомендую приобрести и посмотреть этот фильм, он поможет разобраться в современности и пережить все эти вирусы. Ведь это только начало. Фильм можно заказать почтой. Напоминаю, что, покупая его, вы поддержите следующую патриотическую экспедицию путешественника и паломника Андрея Сотникова, внесете свою лепту на бензин. Государство наше патриотическими проблемами занимается мало, оно пока плюнуло на природу, на детей и стариков, потому мы с вами этим должны заниматься сами. Каждый на своем месте. Моя задача уже в течение 15 лет совершать ежегодные 1-2 экспедиции по нашей необъятной Родине и СНГ, а это и есть наша общая Родина, в результате которых будут созданы фильмы, написаны статьи и книги.

Неизвестные новомученики, или как бабушки Божьи слёзы собирают

Редко где в наши дни храм строят на народные средства. У народа сейчас денег нет, в 99 случаях это всегда богатый спонсор.

Въехал в алтайское село Огни. Находится оно в самой настоящей алтайской глуши, от которой ещё километров двести до Барнаула. Сразу на въезде в село строят церковь. Место выбрали удачно, церковь вырастает перед тобой мгновенно и как-то таинственно, когда ты поднимаешься на сопку.

Рядом с церковью стояла бабушка, Господь ее подвел, потом подъехали строители. На самом деле, это была не совсем обычная бабушка.

На вопрос, кто финансирует строительство, она сказала: «Мы всем миром собираем, по домам, по поминкам ходим. Божьи слёзы собираем, те, у кого горе, они по 20 тысяч иногда дают. Собрали уже более миллиона и ещё 120 тысяч долга имеем».

Церковь в Огнях в середине тридцатых троцкисты порушили. А в 1914 году пришли в Огни белочехи, много они тут зверств учинили. Священнику отцу Иакову Прибыткову и Дмитрию Косинову сказали кресты с храма снять. Те отказались, белочехи их с собой увезли. Километрах в трёх учинили над мучениками за веру расправу. Отсекли голову отцу Якову, а Егора так посекли шашками, что нечего было и земле предать. Я беседовал с бабушкой Олей, она на фото, это праправнучка святого человека. Сказала, что на том месте, где их убили, забил Святой источник. Там сейчас крест поставили. У отца Якова было четверо детей, они уехали в Томск или Омск, и жители Огней очень хотели бы найти его родственников.

Праправнучка мученика Дмитрия Косинова.

Похоронили отца Якова на погосте у старого храма, на том месте теперь находится средняя школа. Сказали, что руководство не разрешает крест там поставить, ссылаясь на то, что у нас светское государство. Нет, у нас не светское государство, у нас светско-советское правительство. По последним исследованиям, более 40 процентов русских за восстановление монархии и воссоздание России как империи.

Помню, когда был в Грузии, удивлялся, насколько они там хорошо знают о своих героях, о мучениках за веру. Воспитывают они своих детей на таких примерах. Знают ли дети села Огни о мучениках за веру из своего села? Откуда могут знать, если нет здесь ни креста на месте захоронения мученика, ни даже мемориальной таблички...

Понравилось, что в Огнях не узбеки, не таджики, а русские строители работают. В России давно храмы только мусульмане строят. Батюшки это объясняют тем, что у тех значительно дешевле. Они не виноваты, они не могут русских заставить пробудиться и начать работать.

Баба Оля сказала, что среди местных жителей были и противники церкви, но это всегда и везде так, где новое дело начинается, тем более Божье дело, там есть и противники.

А вообще, все добрые люди участвуют в строительстве этого храма. При мне привезли старую железную дверь и строители стали её устанавливать. Её обошьют, и она будет как новая. Глава администрации храмом не занимается, наоборот, мешает, неверующий. А землю под храм выделил предыдущий глава Веретенников П.Ф. и продолжает помогать.

Рядом с церковью находилась пивнушка, соседство не из лучших, но по мере строительства церкви её хозяева куда-то сами собой исчезли, и теперь она представляет из себя просто заброшенный сарай.

Вот ещё двое никому неизвестных новомучеников за веру явлены миру. Кто знает, может, через несколько лет тут будет место паломничеств, крестные ходы будут проходить, тем более Знак Божий уже явлен, источник на месте их мученичеств забил. А в будущем появится новая икона — собор алтайских новомучеников с ликами святых мучеников из Огней.

Радость не может стоить денег

Мы думаем, что кто-то должен делать все за нас, например, детскую площадку построить. А между тем очень многое можно сделать из ничего своими руками, из подручных средств, из самых что ни на есть ненужных вещей.

Одну такую детскую площадку я встретил в Рубцовске, где живёт некий счастливый и трудолюбивый человек, который своим счастьем делится с другими людьми. А я рядом с этой площадкой заночевал в автомобиле и утром ее увидел.

В будущем хочу создать такой сайт, где писать, как из ненужной вещи сделать радость и дать им новую жизнь.

Не хочет русский человек в квартирах жить. Терский казачий форпост

Нет, не хотят русские без земли жить, даже если это благоустроенное жилье. Дураков нет, ошибся дедушка Ленин, и дедушка Горбачёв тоже ошибся. Это в городах, где выбора нет, куда нас, как в тюрьму, всех согнали и выхода нет, а в деревне более умные люди живут.

Утро, деревня Новопокровка под Бийском, где я провёл следующую ночь в машине, на пути из Казахстана.

Утром мимо автомобиля, где я спал, бабы прогнали стадо коров, кормильцев села. Вслед за ними прошёл на коне молодой пастух, пробуждая отборным матом себя и коров. Деревня живёт, зря либералы и глобалисты вместе с ними кричат и торжествуют победу, мол, все погибло, нет — русская деревня все ещё живет. Не прав оказался и дедушка Александр Исаевич Солженицын, который плакался, что умерло село русское. Не знал он его, слишком долго по Америкам звездил, слишком мало ездил по России, не ту Россию он увидел из собственного поезда, не хотел настоящую видеть или не мог. Однажды, гуляя в ближайшем Подмосковье, я наткнулся на высокий забор. Спутник мне сказал, что за тем забором живёт Солженицын, где же за таким высоким забором Россию разглядишь?

До Бийска от села ещё 80 километров. Не задавил его город, не высосал из него все соки, потому село и живо, что далеко он от него!

В этой Новопокровке есть и храм, и памятник хороший ветеранам Великой Отечественной войны. И дети мимо памятника и храма в школу утром идут — очень правильный у них путь. Значит, жива деревня, точнее село. Ведь если есть церковь, это уже не деревня, а село.

Терский казачий форпост.

В этом селе Новопокровке, оказывается, когда-то был казачий форпост. Мне такие вещи важны, потому что и мои предки, казаки, двести и триста лет назад на Алтае охраняли рубежи Руси матушки от джунгар и прочих врагов нечестивых. И вот сегодня их предок вернулся на эту землю и поднялся на воссозданный на Алтае казачий форпост-башню. И пусть он не настоящий, но мне было важно это сделать. А сколько в Сибири тех, в ком течет казачья кровь. Это минимум треть нынешних сибиряков. Спасибо алтайским казакам, которые восстанавливают нашу общую святую память.

У нас в Томске таких казачьих Форпостов нет, хотя основан город тоже казаками. Правда в 25 километрах от города один казак фермер-патриот воссоздал старинный казачий острог в селе Семилужки. Теперь к нему возят детей из школ и детсадов. Патриотизма в России нет, а ему на то плевать, он рассказывает детям об их славной былой истории, об Александре Невском, о Суворове и Кутузове — рассказывает правду о нашей истории, а не вымыслы глобалистов. (Читайте очерк о нем в первой книге Андрея Сотникова «Быть русским», вторая книга готовится к печати в 2021 году).

В последние годы я объезжаю все страны бывшего СССР, бывшие республики, и о каждой из них создают пространный очерк. Половину стран я уже проехал, и эти очерки, которые все были предварительно опубликованы в черновой редакции на ДРОМе, планируют вскоре издать отдельной книгой. Сейчас, с наступлением лета, буду ходить по спонсорам. Если поддержат, к будущему году смогу подготовить из сырых очерков полноценную книгу, которая послужит делу возрождения Государства Российского. Я много путешествую по просторам СССР и вижу, что мы рано или поздно опять неизбежно будем вместе, будем одной семьёй, как было при СССР, как было при царе. Только когда это случится, ещё неизвестно и зависит от каждого из нас.

Дом за копейки

Дом не должен дорого стоить. Нас глобалисты уверяют, что для приобретения дома надо брать баснословные кредиты и потом их выплачивать полжизни, а, оказывается, дом можно построить и за копейки, как делали наши деды. Наши отцы стали об этом забывать, а мы забыли окончательно, что на самом деле дом можно построить самому и порой из чего угодно.

(Кстати, ростовщичество было в России запрещено до революции 1917 года, а теперь их банки у нас, напротив, на каждом шагу. И много еще что они сделали. У них задача самый свободный в мире и непокорный народ православной Руси на колени поставить. Вы не думайте, что так теперь везде. Глобалистов интересует в первую очередь не Китай, не Сирия или Ирак. Их Наполеон и Гитлер шел не против Сирии, а в первую очередь против православной Руси. Просто они воюют теперь новым оружием, а мы ещё не нашли от него противоядия, не выработали новую тактику, не научились воевать иными методами.

Проезжая алтайский посёлок Кировский, увидел необычный двухэтажный дом, сделанный из чего-то непонятного. Пока ходил вокруг него, вышел хозяин.

А у нас, сказал он, есть целый посёлок, где все дома из этого материала построены. Из этого материала можно и трехэтажку построить, но он об этом тогда не знал, сделал двухэтажный. Это стружка и цемент, под давлением их прессовали и сушили. Толщина блоков полметра, длина два метра. Очень тёплый дом получается. Но не производят их сейчас, загубили завод после перестройки. А, казалось бы, что проще — стружка и цемент. Вот что налаживать надо. У нас в Томске этой стружки девать некуда. Пеноблоки по западным технологиям не очень, кстати, неэкологичны и, говорят, со временем они разрушаются, а это в самый раз — дёшево и сердито, возрождать надо то лучшее, что у нас было. Если кто из читателей бизнесмен, берите идею и возрождайте. Только не забывайте потом десятину отдавать неимущим и храмам, как всегда и было на Святой Руси, пока она была Святая. И тогда наконец осуществится мечта дедушки Горбачева, который когда-то обещал каждой советской семье отдельную квартиру в 21 веке. Но квартиры нам и даром не нужны, России нужны свои дома, чтоб на своей земле жить, как и было когда-то, и тогда мы будем по-настоящему независимы, свободны и непобедимы.

Ещё один небольшой штрих. Хозяин этого необычного дома сказал, что когда он в 53-м окончил в Бийске училище, то ездил на учёбу на велосипеде. А на велик тогда обязательно требовался звонок и номер. Милиция за этим строго следила.

Бийск. Православная гимназия

Давно меня занимает вопрос, почему у нас Томске нет ни одной школы с православным уклоном? Православные школы есть в Кемерово, Новокузнецке, а в Новосибирске их даже две... Один из ответов на этот вопрос я получил, разговаривая с тетушкой в Бийском кафедральном храме. Она сказала, что их кафедральный собор не закрывался даже в советское время. А в Томске Троицкий кафедральный собор на Новособорной площади как разрушили в 30-х троцкисты-ленинисты, так до сегодняшнего дня они же не дают нам его восстановить.

Ещё эта тетушка сказала, что мощи митрополита Макария Невского, который был и томским митрополитом, в ознаменование чего в одном из томских храмов находится его длань (рука). Так вот, остальные его мощи два года назад патриарх перевез в Горно-Алтайск, где они пока хранятся в церкви, а потом будут захоронены, ибо он завещал похоронить себя на Алтае. То есть здесь все делается по воле православных людей, только в Томске с этим никто не считается. Уже два патриарха всея Руси дали благословение на возрождение в Томске Троицкого кафедрального собора, но подвижек к тому и близко нет. Здесь же, недалеко от кафедрального собора находится музей алтайской духовной миссии и православная гимназия.

Бийская православная гимназия.

В тот же день я еще набрел в Бийске на площадь, где тоже когда-то разрушили собор, тогда враги России имели большую силу.

Вокруг этого храма были когда-то захоронены меценаты и почетные граждане города. Но надгробные плиты, свидетельствующие об этом, как и собор, были в советское масонское время уничтожены. Сейчас это все восстановлено, а на месте собора установлен большой каменный крест. Увидеть такую православную архитектуру в Томске абсолютно нереально. У нас может появиться только очередной полумасонский памятник какого-нибудь пятилапого коня или памятник пьяному мужику на набережной, который либералы почему-то прозвали Чеховым.

В Бийске еще встретился и разговорился с кадетом-казаком. То есть в православном Бийске возрождается и казачество, в Томске оно реальными делами пока не занимается, не дают. Ведь казачество — это православное воинство, и возрождаться оно может только в верующем городе.

Ягода

На следующий день на родине Шукшина собираю калину красную. Кистями набрал полмешка из-под картошки, завтра куплю банку, засыплю ее сахаром, и она должна доехать до дома.

Автор статьи и путешественник Андрей Сотников. Алтай. 2019 г.

С ягодой у нашей семьи в этом году не очень. Малину и прочую благородную ягоду сразу съедаем, до варенья она не доживает. А заготовки на зиму делать надо, в магазине одна химия. Осенняя поездка тем и полезна, что можно убить двух зайцев, ещё и ягоду домой привезти. Выкручиваемся как можем.

А вчера весь вечер под Бийском собирал облепиху. Облазил берега Бии. Собирал не столько ради ягоды, сколько ради красоты здешних мест. Потому что растёт она в диком виде на обрывах, куда в буквальном смысле редко ступала нога человека.

Первый раз в жизни на родине Шукшина собирал облепиху с риском для жизни.

Музей Валерия Золотухина

На дороге увидел надпись, информирующую о том, что в 17 километрах находится музей актёра Валерия Золотухина. Заезжать не стал, не очень я уважаю музеи. Далее еду и веду внутреннюю беседу с актером.

— Очень я люблю твоего Бумбараша, но хочу сказать, что был ты не прав, когда прилетел на место гибели Михаила Евдокимова и сказал, что эта авария не была подстроена. Ты ничего не понял или не хотел понять, а это то же самое.

Вот я сейчас еду по любимому тобой Алтаю и вижу при дороге огромное количество пивных заведений, где водителей приглашают похмелиться. Как тебе это нравится?! Уверен, при губернаторе Евдокимове, выходце из народа, такого не могло быть. После его ухода теперь они пришли к власти. А Евдокимова народ и теперь любит, потому что он голову сложил за свой народ. У его часовни, на месте гибели юмориста-губернатора и теперь всегда стоит несколько автомобилей и цветы лежат.

Пойми, Валера, не суть важно, кто его убил. Евдокимов многим мешал, он не хотел, не мог быть стандартным политиком, не хотел жить в грязи — давать и брать взятки, одним лизать задницу, других уничтожать... Он хотел служить народу, потому что он был часть этого народа, а это оказалось очень трудно, почти невозможно сегодня. И, в конце концов, он оказался бессилен что-либо сделать, как сто лет назад Николай II, который воскликнул в 1917 году: «Кругом предательство, трусость и обман». Потому абсолютно не важно, убрали его или он разбился в автомобиле.

Гений и спасение несовместимы. Актриса из Ельцовки

Село Ельцовка находится на второстепенной трассе Бийск-Новокузнецк. Долгие годы дорога эта была в ужаснейшем состоянии, теперь Россия возрождается, и трассу полностью обновили, но знают это ещё не все, машин тут мало.

Кстати, а вы задумывались, зачем в России за последние два десятилетия построили хорошие дороги и прежде всего автобаны вплоть до Владивостока? С другой стороны, НАТО все эти годы проводит ежегодные учения, где отрабатывает войну не с Китаем или ИГИЛом, а именно с Россией. А с другой стороны, в России построили отличные автобаны. И Гитлера и Наполеона остановили во многом русские дороги, которых тогда не было. Теперь этой преграды нет и Россию, случись что, можно будет взять за пару недель. Неужели наше руководство это не понимает? Хорошо ещё что железную дорогу не перестроили на западный лад. Не удивляюсь, если завтра депутаты предложат наши рельсы расширять, чтоб их поезда могли по ним идти. Или они на поезда не очень надеются. Поезд в России слишком неэффективное и затратное средство передвижения. Они помнят по последним войнам, что Россия — это страна партизан, а подорвать поезд очень легко. В одном из своих очерков я рассказывал о посещении партизанского музея на границе с Беларусью, где на счету каждого подрывника времен Великой Отечественной войны значилось несколько вражеских эшелонов. Кстати, партизанское движение больше нигде в мире не было развито, кроме России и Сербии.

Ельцовка — село большое, центр Ельцовского района. Район этот знаменит тем, что в нем еще недавно, до войны, было 80 сел и деревень, теперь осталось всего 14! Впрочем, как и везде в России и прежде всего в Сибири. Поэтому, чтоб хоть как-то поддержать деревню, которая переживает кризисные времена, я и путешествую по глубинке и пишу о ней статьи, снимаю фильмы, встречаясь с её, можно сказать, последними жителями.

В Ельцовке есть красивый новый храм. Старый был разрушен до войны троцкистами. Селу повезло, жителям не надо было по копейке собирать на строительство храма, эту нелёгкую ношу на себя взяла семья Марьиных, выходцев из Ельцовки. Их было 12 детей, двое из двенадцати стали богатыми и, приехав в родное село, увидели, что государство совсем о нем не заботится, и они сами стали возрождать свою малую родину — построили церковь, воскресную школу и продолжают всячески помогать селу, так сказать, стали местными меценатами. Когда-нибудь я создам отдельный сайт о меценатах, а пока собираю о них информацию.

Музей Е. Савиновой.

Из Ельцовки вышла одна из лучших советских актрис 60-х годов, сыгравшая свою звездную роль в фильме «Приходите завтра», Савинова Е. Ф. Это практически единственный фильм, по которому её помнят и любят. Есть ещё «Женитьба Бальзаминова», но там у неё второстепенная роль.

Она жила и блистала в 60-е, когда были созданы лучшие советские фильмы. Говорят, что по количеству счастья на душу населения, если вообще можно подсчитать количество счастья, мы в эти годы были впереди всей планеты, и у нас в стране это больше никогда не повторилось.

В эти годы актёры становятся главными апостолами народа. Напомню, что на Руси актёры всегда были представителями низшего сословия, их даже не пускали в церковь причащаться и хоронили отдельно, как собак и самоубийц, потому что они живут придуманными жизнями, поэтому в их среде так много трагедий.

Она не выдержала испытаний славой и последовавшего за этим забвения, бросилась под поезд в Новосибирске, куда приехала к сестре, совершила тягчайший грех.

В Ельцовке теперь есть её музей, созданный не так давно, когда туризм стал шагать по Алтаю семимильными шагами.

Я беседовал с директором музея и единственным его работником, Емельяновой Любовью Алексеевной, которую ещё называют Фросей Бурлаковой, потому что она похожа на саму актрису и является даже её дальней родственницей.

У музея большая посещаемость, на дороге в разных местах висит заметная реклама и, главное, люди помнят актрису и любят. Сказал хозяйке музея, чтоб она иногда просила посетителей, чтоб они молились за спасение души актрисы, которая не выдержала испытаний славой.

Актриса похоронена в Новосибирске. В 2006 году её останки переносили на другое место, потому что многие поклонники искали её могилу, а в больших городах очень большие кладбища, и её трудно было найти. Потому её перезахоронили на новое место. Хотя правильнее было бы её похоронить на Родине, в своём селе, где до сих пор её дух витает.

Новосибирский священник отец Александр Новопашный, автор нравственных фильмов и член жюри фестиваля этих фильмов, присутствовал при перезахоронении актрисы и был поражен отличной сохранностью её останков.

Дело актрисы продолжил её сын актер Андрей Ташков, который много снимается, но известен тоже в основном по одному фильму 1983 года «Подросток».

А главная заслуга Савиновой в том, что она свою Ельцовку, её дух, распространила на всю Россию, и Россия ей за это до сих пор благодарна.

Между прочим, телевидение, как и кино, это страшная вещь. С помощью телевидения, эстрады можно сделать известным кого угодно. Талант здесь не особо важен. Наталья Варлей проснулась звездой после одной роли в «Кавказской пленнице», где на её месте могла быть любая молоденькая и спортивная актриса. Поэтому ни один нормальный родитель не пожелает своим детям этой участи. Особо страшно, когда на телевидении и эстраде экспериментируют с детьми, а сегодня это стало массовым явлением, благодаря всяким звездным шоу. Их делают звездой и бросают. Это суть телевидения эпохи глобализма. Подняться потом может только очень сильный, а не только талантливый человек. Актриса Е. Савинова не смогла подняться.

У кого-то Родина СССР, у кого-то — Прокопьевск!

На следующее утро я ступил на родную землю, где почти пять десятилетий назад появился на свет. Не очень радостно меня встречает родной город — всего два градуса тепла и утром снег идёт. Даже страшно подумать, а если б я ехал на мотоцикле? Сегодня последний день сентября в Сибири. Моя вторая экспедиция Томск—Кахахстан—Алтай 2020 года длилась ровно месяц.

Походил по центру города. Все здесь важно. 17 лет, все детство здесь прошло, каждое здание имеет своё значение. Для нас, уезжантов, каждое здание теперь несет чуть ли не сакральный смысл.

Прокопьевск — ссыльный шахтёрский город, тяжелый город. Переехав в Томск, я долго отмывался от его наследства. Искусственно созданный город, теперь понял, что это еще город без будущего. Название его пошло от отца Прокопа. Наверно, святой был человек. То есть начало у него очень даже хорошее. А потом было хуже, люди сюда ехали не по своей воле, их главным образом ссылали. Или ехали на работу, которая, странное дело, сейчас закончилась. Прокопчённый Прокопьевск разросся только благодаря шахтам, но они выработаны, и не стало у людей работы. Даже заводы — табачная фабрика, фарфоровый или дрожжевой завод... — открывались для того, чтоб женам шахтеров была работа. Заводы в перестройку тоже все почти закрыли, разорили. В итоге 150 тысяч жителей Прокопьевска оказались брошенными, никому не нужными — сейчас городу надо искать новую судьбу.

Хожу по центру города, куда мы ездили редко, и каждая поездка была праздником, выходом в свет. Сейчас центром стал Тырган, где мы жили.

Вот это стадион, где я бежал три тысячи метров, когда профессионально бегом занимался. Мы, советские мальчишки, за свою жизнь проходили через множество спортивных секций. Футбол, хоккей, самбо... куда мы только не ходили. Для наших детей сегодня это почти невозможно. Все потому, что тогда все было бесплатно.

Это здание центрального отделения милиции, у памятника солдату, где всю жизнь проработал папа. Каждый Божий день он ездил в город на трамвае, по полчаса в каждую сторону — ловить бандитов. Но бандитов за это время почему-то стало не меньше, а даже больше.

Это центральный рынок. Теперь он захирел. Здесь были мои первые опыты частной торговли, когда в 12-13 лет я торговал собственными аквариумными рыбками. Но продолжалось это недолго, пока не арестовала милиция, и тут же отпустила, узнав, что я сын милиционера.

Это кинотеатр имени Островского, главный кинотеатр нашего детства. Теперь он, естественно, заброшен. Кино — это идеология, а в России пока идеологии нет, она запрещена Конституцией, президент и Россия взялись за ум и хотят переписать Конституцию. А пока Россия несвободная страна. Сегодня идеологию заменили мягкой и удобной жизнью, красивыми автомобилями, банками и платной медициной.

А вот наш театр, одно из самых красивых зданий города, построенное со сталинским размахом и в сталинскую эпоху. Рядом с ним поставили памятник космонавту Волынову, он когда-то стоял у нас на Тыргане. На открытие памятника приезжал сам Волынов. Первый и единственный космонавт, которого я видел в жизни. На открытие тогда собрался весь город. А если б сейчас случилось открытие, пришло бы, наверно, всего несколько пенсионеров. Почему его перенесли? Может, потому что Тырган стал одним большим рынком, там теперь все и вся торгуют и патриотический памятник стал неуместен.

Рядом с театром видно высокое здание, на крышу которого я когда-то взобрался с фотоаппаратом, чтоб фотографировать демонстрацию. Я тогда только-только обзавелся фотоаппаратом и стал фотографом. И меня сняла милиция, потому что заметил какой-то чересчур глазастый генерал. И опять отпустили как сына милиционера. И даже, кажется, плёнку не засветили.

А это ДК ПЗША - здание, куда я ходил в библиотеку. Вообще, в городе, наверно, не было ни одной заметной библиотеки, в которую я бы не записался. Сейчас от этого здания остались одни стены, внутри все снесли. Спасибо что хоть стены оставили - это самое красивое здание района, один из его символов. Это тоже сталинская постройка.

А в этом доме находился большой книжный магазин, где в конце советской эпохи организовали книгообмен. В середине 80-х книгообмен — это был единственный способ простому народу приобрести дефицитные книги. «Мастера и Маргариту», «Трёх мушкетеров» или Агату Кристи. В книжные магазины ради книгообмена я даже ездил в соседний город Новокузнецк за 40 километров. Сам теперь удивляюсь, что родители меня поддерживали, давали деньги. Зачем я туда ездил? Наверно, это было от жажды путешествовать.

На последнем фото здание, в котором находилась некая таинственная почтовая организация, здесь в полуподвальчике по воскресеньям рано утром устраивался интереснейший рынок филателистов. Зрелые мужчины приезжали сюда со своими альбомами-кляссерами, полными марок, и мы, мальчишки, могли у них купить дефицитные марки. Марок в 80-е годы в продаже тоже не было. До сих пор не понимаю, где они их покупали. Это было в период нашего яростного увлечения филателией. В разные периоды мы все увлекались чем-то иным: значками, наклейками от бутылок, игрой в орлянку, рыбками… Всей школой, всем двором увлекались, а может и всем городом, сейчас я этого не узнаю. У современных детей, России в эпоху бизнеса, таких увлечений не осталось.

У каждого есть свои дорогие сердцу воспоминания. Это все наша Родина, и у каждого она — своя.

Что ещё хочется сфотографировать в городе детства? Памятник Христу, как бы он не был неуместен в этом городе. Но при всем том, в Томске, где теперь живу, в ближайшие 50 лет не поставят не только памятник Христу, а даже самому «малоизвестному» святому. Город у нас абсолютно языческий, а в забытом Богом Прокопьевске это стало возможно. В Томске уже столько лет бьются, чтоб установить памятник Николаю Чудотворцу. Когда-то в Томске было его видение. Одним из питерских скульпторов создана малая копия памятника, но подвижек к установке нет и, скорее всего, не будет. А памятник спрятали в самом дальнем храме на окраине города.

Ещё хочу сфотографировать свою родную школу, которую сейчас вдруг превратили в гимназию. Походы в которую два последних года для меня были, как походы в преисподнюю. Оказывается, не только для меня. Великий Гоголь, когда проезжал мимо своей школы, просил всегда остановить коляску, чтоб плюнуть в её сторону. Только сейчас я понял, насколько школа стала опасным и ненужным образованием, почти все мои разумные друзья и знакомые, чтоб спасти детей, сейчас переводят их на семейное образование… Главная задача современной школы, не знания дать, а вырвать ребёнка из семьи, социализировать его.

Хотел бы ещё сфотографировать дом и двор, где мы выросли. Я много где побывал в России, но таких больших дворов я больше нигде не видел, ни в одном другом городе. Такие дворы не может себе позволить ни Томск, ни Москва, о каком-нибудь Нью-Йорке или Париже я даже не говорю.

Город без будущего

Ночевал вблизи Терентьевска, в деревне у дальних родственников, где часто гостил в детстве. Странное дело, все мое детство прошло в городе, а в памяти остались, главным образом, воспоминания о днях, проведённых здесь в деревне. Город родной почти не помню.

А тут, в деревне, все осталось неизменно, как и было в нашем далёком советском детстве. Страны уже той нет, а здесь все то же. Та же патриархальность.

Два слова о родственниках. Их у родителей было три брата, один, младший, как и полагается во всех сказках, самый чистый из трех. После возвращения из армии он начал видеть разных нехороших сущностей, рогатых и хвостатых, потому теперь периодически попадает в психлечебницу.

Теперь он остался один в родовом доме, где с утра до вечера смотрит «дебило-фильмы» и бесконечные сериалы... Такое чувство, что они для него и созданы. Пару раз мы с ним ездили в соседний город Новокузнецк в храм Иоанна Воина, где один батюшка занимается отчиткой, то есть изгоняет всех этих рогатых и хвостатых сущностей из людей. Мало кто занимается такими делами в наши дни. Знаю, что в Троице-Сергиевой лавре занимается один монах, этот, в Сибири, кажется, один такой.

Все это — душевные болезни, и лечатся они не таблетками, не дурдомом, а постом и молитвой. То есть этим должны заниматься храмы и монастыри, а у нас лечат психушками. Если б мой дальний родственник захотел, он наверняка смог бы вылечиться, вымолить, изгнать этих тварей из своей души, но он пока не очень это хочет, не может, сил у него недостаточно. Ибо молитва, это на самом деле труд великий, а в наши дни молитву мало кто использует, ибо сил она великих требует.

Предлагаю ему в монастыре пожить годик-другой, где ему помогли бы. Потому что любой монастырь или храм, это своеобразные душевные больницы, а монахи и священники — это врачи, хирурги человеческих душ. Но ему проще сидеть на таблетках, раз в месяц он теперь ездит на укол в дурдом и живёт последние десять лет в приторможенном состоянии, как овощ. Ни жены, ни семьи, пенсия и телевизор как единственный смысл жизни.

Глобалистам вообще выгодно, чтоб в России было как можно больше психов. Один деревенский мужик мне как-то жаловался, как над ним смеется недоразвитый сосед, который сам с рождения получает пенсию за идиотизм и дети его все имеют пенсию. И они не работают и хорошо живут. Или знаю женщину-психолога, которая стала проводить семинары для детей с серьезными психическими отклонениями, после которого треть детей становились нормальными. Так их родители стали бастовать, потому что они лишались хорошей и стабильной пожизненной пенсии.

А сегодня утром мой дальний родственник включил какой-то сериал про колдунью: там жена изменяет мужу, муж жене и это транслируется на всю страну, а колдунья их учит, как им жить дальше. И это все у нас транслируется на всю некогда Святую Русь!

Бывший сельский магазин.

Вечером пошли прогуляться с родственником по деревне моего детства — почти полстолетия назад мы с ним пасли здесь коров на конях. За это время здесь мало что изменилось, разве что асфальт проложили, тонкий и временный. Еще единственный магазин закрыли, теперь к ним ездит автолавка. Деревне этой в каком-то смысле повезло, рядом с нею находится Талда, где открыли разрез, уголь добывают открытым способом. Деньги там большие. Поэтому села и деревни вокруг Талды стали подниматься.

В этой деревне осталось два десятка жилых домов. Впрочем, столько же и было в советское время. Провели им еще и водопровод, только вода невкусная, трубами пахнет. Местные предпочитают колодезную пить или из скважины, водопроводную для технических нужд используют.

В Талду сейчас ездят работать мужики из шахтерского Прокопьевска, на вахтовке — час туда, час обратно. Как в Москве. Заработки у них тоже московские. Только толку от этих заработков, вкалывают они тоже по-московски, и жизни у них нет, вместо жизни осталась одна работа, по 12 часов вкалывают, на жизнь ни сил, ни времени не остается. Деревенские, кто на разрезе работает, даже хозяйства свои перестают держать, им проще купить химическую картошку в супермаркете, чем выращивать. То есть они перестают быть хозяевами.

В старых домах встречаются старые вещи. Сколько себя помню, столько был и этот нож.

И что интересно, большие зарплаты никак не влияют на количество детей в семьях, у всех те же один-два ребёнка. Хотя могли б пять-десять прокормить на эту зарплату. Просто кредитов у них теперь больше, а количества счастья деньги не добавили.

Прогулки с одноклассником

На следующий день поехал опять в город детства, Прокопьевск, где жил до 17 лет. Надо договориться о замене памятника на могиле бабушки. Прошлый простоял лет тридцать и крошиться стал. После перестройки не были популярны надгробия из цельного камня. Не верили люди в завтрашний день, да и денег у них тогда мало было. Теперь наступили более стабильные и обеспеченные времена. Пока они не закончились, надо успеть памятник поставить.

Встретился с одноклассником Женькой Ч., с которым не виделись со дня окончания школы, то есть четверть века! Встретились и как будто не расставались все эти годы.

Фото моего класса, школа номер 72. До боли знакомая фотография. Пройдусь по одному ряду одноклассников — это не просто фотография, это история России конца XX века, история ещё одной не до конца объявленной революции.

Этот одноклассник из тюрем, говорят, не вылазит, но это было ясно уже в школе.
Об этой однокласснице никто ничего не знает, где она и что.
Он стал военным.
Она родила совсем недавно долгожданного первенца.
Её, говорят, убил муж-мент, во всяком случае никто не знает куда она исчезла, но и жизнь она вела тоже беспорядочную, рано начала гулять, раньше всех замуж выскочила.
Она сидит в сбербанке каждый день, у всех на виду, все считает чужие деньги, никак не может сосчитать.
Эта, любовь всех мальчишек нашего класса, родила единственного сына, но так без мужа и жила до последнего времени в Москве. Погубила и ее столица. А в последние годы, ещё до коронавируса, она нашла итальянца и переехала туда, где занимается тем, что из западного мужчины делает истинного мужчину. Дай Бог, чтоб у неё это получилось.
Он спился и умер до срока...

И вообще, очень много кто ушёл до срока, как из одноклассников, так и из друзей детства в революционные 90-е. Нас уверяют, что это была обычная перестройка и никто не говорит, что это была ещё одна революция, которая загубила десятки миллионов русских — часть уехала за границу, чтоб работать там таксистами и дохаживать стариков, а большая часть просто лежит теперь в земле.

В это, наверно, никто не поверит, но из моих друзей детства никого почти нет в живых. Трое самых близких лежат в земле, и только один жив, что уехал в Германию, а для меня это самое настоящее предательство по отношению к своей Родине, своим родителям и, особенно, детям.

В Москве в конце 90-х у меня был учитель, филолог с мировым именем, теперь иногда встречаю передачи с ним по центральному телевидению, вроде «Школа злословия», где две эмансипированные бабенки издеваются над своими гостями. Он, наверно, был единственный, кто поставил их на место, один из самых известных в мире русских филологов, крупнейший специалист по Серебряному веку и глубоко верующий человек. А это среди людей науки большая редкость.

Он мне как-то преподал урок, как нужно относиться к тем, кто удрал из России, кто её предал. Сказал, что он с ними разрывает какие-либо отношения и дал понять, что если я с ними буду общаться, то он и со мной не будет иметь дел. Потому что уезжали они теперь не ради науки, не ради того чтоб спастись, а только за хорошей, удобной и красивой жизнью. А он прекрасно понимает, что спастись русскому можно только в России, в самой свободной и верующей на сегодняшний момент стране в мире.

Очень советую посмотреть беседу с ним. Таких умных людей не так много в мире.

Сноска:

Может? кто из специалистов подскажет. Пользуясь случаем, хотел спросить у читателей, почему в ютубе на моем канале путешественника Андрея Сотникова, одни серии пользуются почти миллионными просмотрами, а другие, где рассказываю о том же самом, имеют минимум посещений.

Моим друзьям и пятидесяти не было, а ряды наши очень сильно поредели, как будто мы прошли через великую войну.

Нас уверяют, что перестройка, это была не революция, я утверждаю обратное, это была самая настоящая революция, аналог революции 1917 года, её продолжение. Тогда Россия была царской, стала советской, в наше время она была советской, стала олигархическо-капиталистической, но тоже абсолютно другой страной. За время революционных преобразований и гражданской войны в начале ХХ века мы потеряли около 50 миллионов человек, столько же сгинуло и в так называемую перестройку — или эмигрировали или ушли в землю. Почему я и утверждаю, что мы с вами пережили самую настоящую революцию, и жизнь только сейчас, через 30 лет, начинает налаживаться.

Одноклассник Женька любезно предложил устроить мне экскурсию по городу детства. Отложил на сегодня все дела, сказав, что не каждый год встречаемся. Съездили с ним на Сафоновское кладбище, поискали утерянную могилу моей прабабушки Прозоровой (Бякиной) Е. Д. Не нашли. Она незадолго до смерти переехала сюда с Алтая с моим папой, своим внуком, которого и воспитала, переехала поближе к своим детям, папа был круглым сиротой. Она умерла в начале 50-х, и могила её затерялась. Я тоже слишком поздно о ней вспомнил. В целом, памятников 50-х годов на сафоновском кладбище почти не осталось. Прошло 70 лет, и родовая память стирается, ухаживать за могилами стало некому...

Потом встретились с представителем фирмы, показали, где устанавливать памятник моей бабушке.

Спросил у руководителя похоронной фирмы, сколько в Прокопьевске рождается и умирает ежегодно. Он ответил, что примерно на тысячу человек ежегодно меньше рождается и так происходит со времён перестройки.

Несложно подсчитать, если, например, в Прокопьевске 150 тысяч жителей, значит через сто с небольшим лет он превратится опять в деревню. Это характерно вообще для большинства сибирских городов, исключая разве что областные центры — Томск, Новосибирск, Красноярск…

Заметил, что в Прокопьевске совсем нет новостроек, во всяком случае я их нигде не видел.

Когда уезжали с кладбища, заметили вдали непонятно откуда взявшийся красивейший сафоновский храм.

Поехали посмотреть, что это за прокопьевское чудо. Храм был закрыт, но сторож сказал, что построили его в 2012 году. Очень красивые церкви стали строить в России в последние годы, только на количество верующих это никак не повлияло.

Прокопьевск. Гараж. Слепок советских лет

Затем поехали посмотреть наш полузаброшенный и полузабытый родовой гараж, который я не видел лет 25. Дело в том, что находится он в двух километрах от города Прокопьевска и продать его было невозможно.

Поэтому гаражи дальние бросают или кто-то своими силами охраняет, ставят самодельные шлагбаумы, пересыпают выезды, чтоб не вынесли последнее, чтоб гаражные ворота не сдали в утиль.

Почему в советское время так далеко давали землю под гаражи? Никто не ожидал, что советская власть закончится и что жизнь в Прокопьевске остановится. И 150-тысячный город, живший одними шахтами, выработав эти шахты, начнёт естественным образом умирать. Между прочим, то, что сегодня умирает Прокопьевск, все это следствие забастовок шахтеров в 90-е. Потому что любая забастовка, любая революция это не Божье дело. Не случайно Люцифера называют самым первым революционером. Сегодня известно, что всем этим прокопьевским забастовкам больше всего обрадовалась Америка, потому что они способствовали развалу страны под названием СССР.

Мы с мамой и старшей сестрой этот гараж по кирпичикам строили, потом зимой ходили за вареньями, соленьями. Гараж с трудом нашел, в стене пробили дыру, ворота немного отогнули. Делался он на совесть, потому и пережил эти лютые перестроечные годы. Половины моих друзей прокопьевских в живых уже нет — не пережили они революцию 90-х, а гараж пережил.

Вечером поехали к другому нашему однокласснику Петьке Г., единственному, кто смог нас принять в тот день. И хотя мы за эти годы стали почти чужими, но встречи через тридцать лет тоже должны случаться, они душе полезны.

Петр пять дней только как похоронил младшего брата и еще не отошёл от шока потери. Их было три брата, остался он один — остальные братья и до пятидесяти не дожили. Родители живы. Быстро выкашивает смутное время тех, кто был менее подготовлен к жизни, в кого родители меньше души, чести и любви вложили. Теперь мы стали родителями и поняли, как это сложно, воспитывать, видим в детях свои ошибки, которые поздно исправлять.

Почему они уходят первыми? По тому же самому, что и Коська К., мой самый близкий друг детства ушел и остальные. Старший брат Петьки мне в детстве даже как-то сломал позвоночник, потом он сгинул от наркотиков... Теперь Петр весь больной, может, потому и жив остался из трёх братьев, что за разум взялся и всю жизнь переосмыслил — пережил уже инсульт и живёт, хоть и на таблетках, но живёт, один за троих.

Или кто-то скажет, что мой самый близкий друг детства Коська К. зря в земле лежит? Да ни за что я в это не поверю. Я его не осуждаю и за него всегда молюсь, но уход его был тоже закономерен, а не случаен. Он рано начал гулять, рано курить, попивать. Последние годы, потеряв свою семью, он, работая водителем маршрутки, пил уже беспробудно — день пьёт, день работает. А потому что мама его погуливала в своё время и с папой его рано развелась. И не мог папа в него ничего вложить… И кто-то посмеет сказать, что родители судьбу своих детей не выстраивают?

Пригласил Коська меня как-то по старой дружбе, это было в студенческие годы, съездить с его дружками на пикник, обещал, что все будет прилично. Я сдуру согласился. Они там нашли девку и такое с нею вытворяли... и что Господь бы их долго терпел, позволил бы им и дальше свою душу губить? Почти на сто процентов уверен, что из его дружков все уже в земле лежат. Дай Бог, чтоб хоть кто-то одумался и покаялся.

Так, мы, одноклассники Коськи и Лешки, и Женьки посидели, помянули их чаем и даже намека не было, чтоб выпить что-то другое. А кто другим поминал, тех с нами уж нет давно.

Бояться русским нечего
(в гостях у почти просветленного человека)

Переночевал опять в деревне Серпы у дальних родственников. В городе у меня тоже остались родственники, но в городе ночевать сложно, городским самим места не хватает. Подождав, пока подрассеется туман, к 11 утра двинулся дальше. Но сначала заехал к одному знакомому прокопьевскому батюшке, почти старцу или воину света, который создал в 20 километрах от Прокопьевска целый бастион для борьбы с вражескими нечистыми силами. Если мы думаем, что враг наш это Гитлер, Наполеон или какая-нибудь Америка, которая создаёт всякие ИГИЛы и коронавирусы, то глубоко в том заблуждаемся. Главный враг не там, его надо глубже искать.

В конце концов, этот враг толкал и Гитлера, и Наполеона, и сейчас Америку постоянно против нас толкает. Почему у русских не появляется этого кровожадного желания кого-то покорить и завоевать? Тот же Казахстан, откуда я теперь возвращаюсь, пережил несколько переселений русских, которые ехали его поднимать, а не покорять — сначала было столыпинское переселение, потом целинное… В итоге Казахстан был создан именно русскими, и когда они в 90-е получили независимость, Россия сама ушла оттуда без боя, несмотря на то, что на тот момент в Казахстане проживало почти 60 процентов русских. Казахстан и сейчас очень мало заселен, на огромную территорию всего 15 миллионов жителей. Теперь, если ушли русские, их заселят китайцы, или ещё кто. Посмотрим, будут казахи от того более счастливы. Но Господь китайцев уже начинает ставить на своё место, былого величия Китая уже не будет.

Пробеседовал с прокопьевский старцем более двух часов. За это время он меня просветил, обогрел, накормил, даже подарками одарил.

В нем есть то главное, что должны мы все иметь, — любовь, которой сегодня в мире очень мало. Через эту любовь он за пятнадцать-двадцать лет построил целый монашеский комплекс под Прокопьевском, где за высокой оградой находится несколько храмов. Рядом с храмом он создал аллею с чугунными скамейками и памятником главному молитвеннику земли русской, преподобному Сергию Радонежскому. У нас на всю Томскую область нет ни одного памятника святому, а здесь есть.

Обговорил с ним наиболее волнующие и важные темы, он больше понимает, он больше молится, он к Богу ближе, Господь ему многое открывает и даёт.

Ответил, что нам, русским, бояться особо нечего — борьба сегодняшняя, война против нас идет давно, ещё до Ивана Грозного масоны пошли против русского человека, против русского духа. Но церковь останется, потому что Царица Небесная оставила на земле четыре своих Придела: Дивеево, Киев, Грузию и Афон (в трёх Приделах я уже бывал, описал их, остался еще один).

Сказал, что китайская экспансия будет увеличиваться, мы должны их принимать и крестить, потому что китайцы все язычники. Надо готовиться к их приходу, учить китайский язык и всячески их изучать. То есть он говорил все то, что я уже слышал во время своей антикитайской экспедиции этим летом от других священников (очерк-отчет о путешествии из Томска во Владивосток будет здесь опубликован через пару недель, а как помочь автору совершить следующую патриотическую экспедицию, смотрите в конце статьи или на моей страничке В контакте).

Еще спросил у него о патриархе Кирилле и его встрече с Папой Римским, потому что на Украине много людей покинуло православную церковь именно после этой встречи.

Он ответил, что встреча эта значения не имела. Уже после нее на острове Крит состоялся лжесобор, где глобалисты-масоны пытались объединить все религии, но силы он не имел, потому что не приехали ни русский патриарх, ни болгарский, ни грузинский.

Сказал, что из советских правителей единственный, кто работал над созиданием великой православной России, был Сталин. Узнав о том, что я дважды был в Грузии, он спросил, был ли я в Гори в музее Сталина? Сказал, что там есть информация о том, что Сталин в мае 1899 г. встречался со знаменитым архимандритом Иероном Васильевым, настоятелем Ново-Афонского монастыря. И тот предрек семинаристу Иосифу Джугашвили: «Грядет царство «зверя» на Россию. Жиды будут уничтожать Русский Народ, а ты будешь уничтожать их!» И именно этот архимандрит Иерон благословил Иосифа оставить семинарию.

Еще прокопьевский батюшка сказал, что Сталин всю жизнь тайно причащался. Митрополит Николай Ярушевич перед смертью сообщил, что Сталин ему всегда исповедовался и причащался.

Григорий Новый, он же Григорий Распутин.

При входе в его кабинет сразу взгляд останавливается на большой иконе Григорий Новый, он же Григорий Распутин и царевич Алексий.

Сказал, что это один из величайших святых ХХ века. Он удерживал Россию от развала сколько мог, пока его не убили масоны и даже прах его уничтожили и память осквернили на много лет, но кому надо, те знают правду.

Очень советовал посмотреть документальный фильм из 10 серий «Мученик за Христа и за царя Григорий Новый».

Фильм и правда очень интересный, но он не столько о Распутине, сколько о царской семье вообще. Никогда не думал, что сохранилось так много архивных кинолент той эпохи. Правда фильм этот рассчитан более на глубоко верующего зрителя, им он даст много информации о происходящем и происходившем в России. У фильма мистический подход к российской истории, во многом это определилось тем, что фильм был благословлен известным старцем Николаем Гурьяновым.

Когда писал этот очерк, мои знакомые ездили к этому батюшке, несмотря на опасение, что скоро все дороги перекроют. Он сказал, что все гораздо сложнее, но мы не должны поддаваться панике. Это лишь репетиция, потом будет сложнее (хочу об этом написать отдельную статью - смотрите мои странички В соцсетях). Тему терроризма они закончили, народ больше в нее не верит. Я всем говорю, два десятка лет путешествую, но не встретил ни одного террориста в России. А вообще, это сегодня проверка для всех нас. Но все равно все эти вирусы, как и их санкции, все в конце концов идет во благо России, которая находится под Покровом и всегда остается в выигрыше.

Небольшое отступление. У нас сейчас из Сталина сделали исчадие ада. Одно непонятно, почему народ его терпел четверть столетия, больше чем кого-либо и почему ветераны и участники войны, с которыми теперь много встречаюсь, ибо делаю с ними книгу-бесед, почти все стоят за Сталина, они не производят впечатление малоразумных. И это несмотря на то, что и их тоже последние полстолетия каждый день обрабатывают в антисталинском духе. Кто не понимает этого, очень советую посмотреть в ютубе фильм-лекцию Татьяны Грачевой, главного специалиста по Западу, подполковника, преподавателя военной академии Генштаба. Где она говорит, что главный враг Запада — это православие и Святая Русь, с которой они воюют из века в век. И, кстати, из её лекции становится ясно как дважды два, кто стоит за коронавирусом и прочим и прочим и почему в результате этой эпидемии, созданной американцами же, их доллар вырос опять на треть.

Итоги. Казаки не могли не открывать новые земли

Самое тяжёлое в путешествии, это не холодные ночевки, когда снег идёт, не устанавливать каждый день палатку и собирать её, а возвращаться назад в привычный ритм. Сегодня я понял и того мотоциклиста, едущего вокруг света, с которым встретился на Байкале, понял почему он уже пять лет путешествует и не может остановиться.

Когда ты едешь, нет никаких проблем, ты находишься где-то не здесь, ты почти бесплотен, нет ни семьи, ни работы, нет всех тех трудностей, которые на тебе висят ежедневно и которые ты должен разрешать. Ты живёшь так, как жили наши, например, казаки, раздвинувшие нашу Русь до бескрайних размеров. Они делали это не специально.

Казак садился на коня и бежал от всех этих начальств, податей, кредитов и налогов, которыми их обкладывали.

А потом приходили к царю батюшке с покаянием и просьбой добавить к своим владениям ещё часть новых земель Сибири или Дальнего Востока.

Они так легко добавляли эти новые земли, что шли не как завоеватели, а как робин гуды, искатели истины и свободной жизни. Они шли в новые земли не корысти ради, а потому что не могли жить иначе, не могли не идти вперёд, потому что они русские.

Конец

Очерк второй экспедиции путешественника А. Сотникова, состоявшейся в 2019 году, Томск-Владивосток: Попытка ответить на вопрос, почему мы теряем Сибирь и Дальний Восток, - читайте здесь через две недели. Или в соцсетях и на сайте автора.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Весной-осенью 2020 года путешественник Андрей Сотников в рамках проекта «Люди моей Отчизны» планирует совершить одну из заявленных ниже экспедиций (если будут собраны средства на бензин):

1.  Томск—Владивосток: Попытка ответить на вопрос, почему русские теряют Сибирь и Дальний Восток (завершение экспедиции).
  2.  Прибалтика и Калининградская область.
  3.  Южный и центральный Казахстан (продолжение экспедиции).

Как поддержать патриотические экспедиции путешественника, писателя и свободного журналиста Андрея Сотникова, смотрите на сайте путешественника spasi-hram.ru в разделе Помощь.

Или В контакте в группах путешественника «Фермеры Сибири», «Православная Сибирь».

Вы также можете перечислить любую сумму на счет сбербанка для путешественника А. Сотникова N 639002649010350418 (на бензин для экспедиции 2020 г.). Высылая пожертвование, прошу указать свое имя.

Все мои путешествия максимально экономны — живу в палатке, готовлю на костре и газе — но экспедиции все равно получаются очень затратны. Сам могу оплатить только треть затрат на экспедиции.

Внимание!

Большинство экспедиций путешественника Андрея Сотникова были совершены благодаря молитвам и посильной поддержке читателей сайта drom.ru

Обращение к московским читателям или проживающим в европейской части РФ

Этим летом на время следующей патриотической экспедиции А. Сотникова по странам Прибалтики и Калининграду, автору понадобится на время транспорт (небольшой мотоцикл или электровелосипед). Везти транспорт из Сибири с собой очень накладно.

Если у вас имеется лишний транспорт и вы готовы его дать в аренду или на месяц продать для патриотической экспедиции, звоните автору или пишите по указанному ниже адресу.

В результате экспедиции будет написан большой очерк, который позже войдет в книгу путешествий и будет снят фильм.

Об экспедициях Андрея Сотникова теперь можете читать каждый день В контакте, Фейсбуке, Одноклассниках — на страничках путешественника Андрея Сотникова. Первая экспедиция должна состояться уже в мае-июне 2020 года (если будут собраны средства на бензин).

Цель ежегодных экспедиций путешественника Андрея Сотникова и его проекта «Люди моей Отчизны» — создание статей и фильмов о людях, о которых мало говорят и пишут современные СМИ:

о последних участниках Великой Отечественной войны — благодаря которым мы с вами живем в России,

о фермерах и крестьянах — возрождающих русскую землю,

о многодетных семьях — кто в наше время имеет большие и счастливые семьи,

а также циклы бесед с монахами, священниками, отшельниками и другими людьми, ушедшими от благ цивилизации…

ВНИМАНИЕ

Вы можете также поддержать создание фильмов проекта «Люди моей Отчизны». Раньше у меня был спонсор, благодаря которому создал четыре полнометнажных фильма, издал книгу, сейчас спонсор поддержать не может. Последние пять лет фильмы снимаю и откладываю до лучших времен. Необходима оплата услуг монтажера. Сумма требуется небольшая. Подробности — по телефону. Это следующие фильмы:

• «Я жил в хорошее время» - об участнике Великой Отечественной войны Огородникове Л. П. ;
  • Встреча с алтайским старцем;
  • Не верь, не бойся, не проси (беседа с кузбасским фермером, переживающем за землю русскую);
  • Самый северный и самый глухой монастырь Сибири;
  • Уникальная женщина-фермер, которая одна держит 37 коров на стандартных 6 сотках...

Все фильмы входят в серию «Свободные люди».

В титрах фильма будет обязательно указано имя спонсора (если вы не против).

За два десятка лет Андрей Сотников совершил более пятнадцати экспедиций на скутере и маленьком мотоцикле, проехав Крым, Украину, Молдавию, Приднестровье, Армению, Грузию, Беларусь, Сахалин, Монголию… — написав сотни очерков и статей, которые вышли тиражом в несколько миллионов экземпляров в «Огоньке», «Русском доме», «Совершенно секретно», «Аргументах и фактах в Томске», «Томской неделе» и т.д.

Вы можете заказать почтой книгу путешествий и паломничеств Андрея Сотникова »Быть русским» (вторая книга подготовлена к печати в 2021 году). Подробности заказа — по телефону.

Читайте статьи путешественника, набрав в Гугле «Сотников скутер» или «Сотников drom».

Досье:

Андрей Сотников — путешественник, паломник, писатель и свободный журналист. Путешествует на скутере, легком мотоцикле и автомобиле более 15 лет.

Женат, воспитывает двух детей.

Мотоцикл для экспедиции предоставлен московской компанией Ирбисмото (Царевым А. В.).

Прошлым летом автор совершил две экспедиции на мотоцикле: по северному русскому Казахстану и антикитайскую экспедицию по маршруту Томск — Владивосток (отчет читайте через пару недель).

Ресурсы путешественника, писателя и патриота Андрея Сотникова:

ВКонтакте (основной)

Одноклассники

Сайт путешественника

В ютубе смотрите популярный канал путешественника Андрея Сотникова

Как связаться с путешественником или заказать книги и фильмы путешественника А. Сотникова:

a_sotnikov собака - rambler.ru

тел. 8 95два 160 41 83

Почтовый адрес: 634050 Томский район, Богашевский сельсовет, ул. Новостройка, 12. Сотникову Андрею Владимировичу

Стоимость книги или любого фильма 470 рублей (с пересылкой). Сумму следует выслать на счет сбербанка или почтовый адрес. И сообщить о пересылке по телефону или электронному адресу.

Главная цель экспедиций, фильмов и книг А. Сотникова — противостояние губительной глобализации и духовному обнищанию современного человека.

ВАЖНО! ВЕСЬ ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ КНИГ И ФИЛЬМОВ ИДЕТ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ А. СОТНИКОВА

Спонсоры и благотворители экспедиций Андрея Сотникова за 15 лет:

Елизавета Князева,

Шаповалов А. и другие.

Внимание!

Новости из экспедиций путешественника и патриота Андрея Сотникова теперь можно читать в режиме реального времени в соцсетях - В контакте, Фейсбуке, Одноклассниках - на страницах путешественника Андрея Сотникова. Во время экспедиции новости выкладывается ежедневно.

Приложение:

Коси коса, пока роса (встреча с фермером)

Продолжаю публиковать очерки-беседы с фермерами, поднимающими русскую землю. В современных условиях, когда для борьбы с эпидемией, нужно в первую очередь улучшать иммунитет, фермерские эко-продукты выходят на первое место.

В России наступило время корпораций, государству не очень выгодно поддерживать мелких фермеров и крестьян. К такому выводу я пришел, беседуя с единственным фермером из Межениновки Павлом Кочетовым, который рассказал, почему он переехал в деревню и стал производить натуральную продукцию.

Мы с женой оба из деревни, хотя жили долгое время в городе. И, в принципе, весь первоначальный капитал мы заработали именно в городе. Потому что для того, чтобы начинать что-то, всё равно нужны первоначальные деньги.

Потом получили два миллиона по грантам, но лучше б их не получали. Государство, оно поддерживает фермеров, даёт деньги, а потом это почти всё назад возвращает. Больше всего напрягают эти отчёты. А напрягает это всё потому, что фермеры — это люди, которые привыкли работать с землёй, для них бумага — это что-то страшное. Мне в этом плане повезло, у меня жена бухгалтер, она всю эту работу взяла на себя, во все структуры пишет отчеты.

Можно и не открывать КФХ, а создать личное подсобное хозяйство, но для того, чтобы грант получить, нужно обязательно открыть КФХ. И еще, если вы хотите работать официально, то так же нужен КФХ.

Мне 45 лет. Я из Алтайского края, а когда мне было 4 годика, мы переехали в город Черепаново Новосибирской области. Там закончил школу, потом Новосибирский аграрный университет. Знания базовые какие-то у меня были. Я бы не сказал, что целенаправленно шел к тому, чтоб стать фермером, это как-то само собой получилось. Потом в мед пошёл, у меня еще медицинское образование есть. Работал в Томске массажистом, мануальным терапевтом, там на первоначальный капитал заработал.

Помимо нас фермеров в Межениновке почти нет, на тысячный поселок нас двое, еще одна семья пенсионеров Семеновых держит несколько коров. Дело в том, что народ отвык от труда. Если раньше в советское время у семьи было по две коровы, то сейчас мало кто их заводит, даже живя в деревне, потому что за последние двадцать лет нас от труда отучили.

В Межениновке стадо каждый год уменьшается. Когда мы приехали, было 100 голов крупного рогатого, сейчас 48. Из молодых держит только одна семья, у них четверо детей. А так только те, кто в советское время воспитывался, кому за 50 лет. Отбили у народа желание трудиться в 90-е. Я пацаном с 6-го класса начал на мясокомбинате ящики колотить, по 35 рублей зарабатывал в месяц. А с 8 класса с отцом в водопроводную бригаду пошел. И всю жизнь мы коров держали.

Сначала я работал в городе и из-за того, что работа была сезонная, а лето свободно, чтобы не просиживать зря, решил обзавестись хозяйством. Начинали с клубники, но сейчас мы её сократили, так как взяли грант под молочное животноводство, теперь мы двигаемся в этом направлении. На данный момент у нас тридцать с лишним коров, из которых 19 дойных.

Время корпораций

Зачем народ отучили работать? Потому что государство и агрохолдинги не заинтересованы, чтоб крестьяне держали свой скот. Та же Межениновская птицефабрика перестала даже цыплят продавать местному населению. Люди хотят брать цыплят, чтобы хоть на даче летом выращивать, экономить на продуктах, свое чистое иметь и яйцо, и мясо, а агрохолдингам это не выгодно.

Крупный агрохолдинг — это очень большой бизнес, который не хочет терять ни копейки. Поэтому мяса должно быть произведено много и в сжатые сроки, о его качестве мало кто думает.

Фермерам и мелким производителям почему химия не выгодна, мы сами все это едим. Почему магазинам не выгодно с нами работать — им надо много и стабильно, качество их не волнует. Им лучше, если чучмеки им бодягу из сухого молока привезут и разольют. Их это устраивает — главное, чтоб каждый день и много.

Чем отличается эко-продукт, его не может быть много. Почему в Японии фермерам запрещено держать больше 20 коров, в Скандинавии больше 49? Потому что неизбежно начинает страдать качество. У нас этого пока не понимают, им нужен только объем. Поэтому мы, фермеры, им не интересны.

Мы все выращиваем, всего по чуть-чуть. Что-то уродится, что-то нет. В этом году белокачанная капуста не завязалась. В резко континентальном сибирском климате не всегда на все урожай может быть. Правильно мне агроном старый говорил: Заниматься в Сибири надо всем и всем помаленьку, что-то тебя прокормит все равно. А если ты одним чем-то будешь, оно может один год выстрелить, другой погибнуть все. Вот у нас сосед пчел держит, но мор на них нападет — и дохода не будет, год на год не приходится.

Хозяин должен жить отдельно

В Межениновке основная масса трудоспособного населения ездит на работу в город, потому что работы в поселке очень мало. И каждый день они на автобусе или электричке ездят в город, затрачивая по часу минимум. Я у них тоже спрашивал — а что вы не держите хозяйство, они же завидуют, черной завистью завидуют. Если б не было видеонаблюдения, все бы утащили. Начали все тупо тащить, как свое. Пока строились, приедешь, каждый раз что-нибудь да утащат. С соседом дядей Мишей мы в хороших отношениях. Он говорит, я тоже не могу за всем уследить. Видеонаблюдение поставил, оно с модемом, можно что на смартфоне, что в компьютере посмотреть, заходишь через «Облако» и смотришь. Сам установил, там ничего сложного нет. Только после этого перестали воровать. Правда, был у нас еще случай, работник наш освободился только, я его устроил на лето. Вижу, инструмента половины нет. Посмотрел на видео, а он пьяный под пуховик набрал инструмент и пошел. Вызвали милицию, они это видео взяли и его сразу забрали. Когда его привезли, спросил, а он говорит — я по пьянке забыл, что у тебя видеонаблюдение. Сейчас все знают. Да я и на отшибе живу, сразу видно, если кто идет. Фермерам лучше отдельно на заимках селиться, так всегда было. Хозяин должен жить отдельно.

Сегодня любой практически городской житель может продать свою квартиру и на эти деньги построить дом и стать фермером, первоначальный капитал у него будет, построиться хватит. Еще возьмешь грант, государство небольшие гранты дает. И человек будет свободен, ни от кого не будет зависим и еду будет натуральную есть. Городские уже и детей почти рожать перестали, что это за семья, родители на работе, дети в школе, только ночью и встречаются.

Новое мышление

У молодежи сейчас новое мышление. Как они рассуждают — да я лучше пойду в супермаркет и куплю эти 5 килограммов картошки. А то, что она на химии выращена, ему о том не говорят. Молодые не хотят работать. Кто работящие, они на технику и на вахту или в городе устраиваются, хозяевами они не хотят быть. Разговаривал с одним. Говорю, что ты в город мотаешься, работай, я такие же деньги плачу. У меня по 18 тысяч получают, а когда сенокос и под 30. Просто эта работа не престижная. Он лучше пойдет охранником — такая сейчас молодежь.

Мы недавно искали даже не доярку, а помощницу доярки, не смогли найти. Девушка работает продавцом, мы предлагали работать в два раза меньше, два часа утром и два вечером, а зарплату больше, чем продавец получает. Нет, она пойдет лучше продавцом. Торговать у нас престижно, из нас сделали нацию торгашей. В советское время еще поддерживали престиж, фильмы были о доярках, потом пошло разрушение людей труда. Я не помню ни одного фильма за последние 10-20 лет, рассказывающего о жизни фермера, о жизни хозяина, кто любит и поднимает свою землю. В 90-е все поменялось. А сейчас это поколение, взращенное на пепси-коле, они повзрослели, они должны становиться хозяевами, а их к тому никто не готовил.

Я вам так скажу, фермера, надо с пеленок воспитывать, а не то, что грант дал и все, ты теперь готовый фермер.

Не наше телевидение

Мы с женой трудимся и поднялись. На коровах и ягодах поднялись за какие-то четыре года. Мне даже предлагали идти главой Межениновки. Если б в городе остались, так и жили б от зарплаты до зарплаты. Отбили желание у народа работать. В советское время в каждом дворе было хозяйство, держали кур, коров, садили огород, у каждого была стайка, сейчас эти стайки пустуют. Здесь большая вина за нашим телевидением. Оно, конечно, уже давно не наше, на 90 процентов не русское. По телевизору сейчас показывают красивую жизнь, учат как ездить на красивых машинах, ходить в дорогой одежде, они не показывают, как надо работать, как стать хозяином.

Животноводством мы всего три года занимаемся. Картофель, капусту пекинскую посадили по гектару, клубники 30 соток. На кулагинском рынке все сами продаем. Работников мы нанимаем, главным образом, на сезонные работы, в основном обходимся сами.

Жена у меня самая молодая доярка в Межениновке. Я вот всегда говорю, что фермерше Анне из Лучаново надо памятник поставить, которая одна с двумя детьми 25 коров держит. Сама и доит, и продает это молоко, и сыры сама делает.

Нас с женой пенсия волнует, мы до 50 лет проработаем в таком ритме и все, организм израбатывается. Работаем пока молодые. Пенсия это тоже не спасение, в чем-то Путин прав, потому что главная пенсия — это дети. Может, мы больше рожать теперь будем, если пенсионный возраст повысили.

Почему Китай поднялся, раскрою секрет, почему они такие трудолюбивые. У китайцев нет пенсии, пенсионного фонда вообще в Китае нет. Потому они понимают, чем больше у тебя детей, тем у тебя будет более хорошая старость. Это одна из главных причин почему Китай поднялся и почему китайцев в 10 раз больше чем нас, а сто лет назад практически столько же было. И войны здесь не при чем, во Вторую мировую китайцев даже больше погибло, чем русских, у них своя война была с японцами.

Коси коса, пока роса

Народ той советской закалки понимает, что, если в деревне живешь, надо что-то делать, животину держать. А молодежь они же не приучены к этому, скотину держать не умеют, косить тоже не умеют. Я помню, пацаном был, отец разбудит нас с братом, литовки вручит, и мама тоже с нами, бабушка даже ходила. Все с литовками пошли, до обеда помахали. Как отец говорил: «Коси коса, пока роса». Литовками помахали, на корову накосили. Потом пошли, перевернули, на следующий день сметали. Все.

Здесь у меня два трактора, два пресс-подборщика, все, что накосили, все, что высохло, надо очень быстро убрать и все, что напрессовали, желательно в этот же день убрать на сеновал. В этом году мы летом работали до 11 вечера, пока все не свозим, я работников не отпускал. Один трактор у меня и в ночь работал. Ночью косит, потом косилку отцепляем, цепляем пресс-подборщик или грабли, и сутками он работает.

Когда ввели приватизацию, всю землю поделили на паи и раздали крестьянам. Кто работал в совхозе, тот получил свой пай на землю. В Межениновке в среднем человек получал по 5 гектаров.

Бумаги с этими паями остались детям, деды поумирали, которым паи давали. Кто-то даже координат своей земли не знает, у тебя есть земля, но ты должен сделать план межевания, поставить точки координат, за это все заплатить надо. Только когда все оформишь, можешь продать, сейчас может любой купить этот пай. Но покупать сейчас не выгодно, проще в аренду взять. Если ее кто-то захочет купить, то первоочередное право на выкуп у тебя, арендатора. Аренда сейчас делается на 3, 5 лет, на 49 лет земельный комитет заключать уже не хочет. Это в 90-х раздавали всем, только возьмите. Сейчас такого нет.

Россельхознадзор занялся землей вплотную, потому что заросшей земли угрожающе много, каждый год сокращаются площади, земля сельскохозяйственного назначения превращается в землю лесного фонда. Знаете, сколько средств и сил уходит, чтоб спилить деревья, которые там выросли? Мы гектаров семь очистили и одурели от этого. Я косилку там поломал. И государство в этом вопросе не помогает. Проблема очень серьезная. Люди землю держат, у кого паи есть, продать не могут и вернуть государству не хотят. Соседка у меня, у нее 5 гектаров за моим огородом. Она за них запросила один миллион двести тысяч, в десять раз больше, чем я купил. Потому у нее никто не покупает.

У нас в Межениновке у каждого жителя по 20 соток минимум, но у них все зарастает, никому ничего не надо. Отучили людей работать.

Молоко свое мы сейчас раскидываем по магазинам. Сдаем полторашку за 80, они продают за 120. Надо поднимать уже цену, солярка растет. Хотя у людей денег стало меньше. Мы по ягоде судим. Раньше садили полтора гектара, и оптовики у нас ее на корню вырывали, сейчас мы всего 30 соток посадили и реализовать не смогли, еще варенье варили. Люди меньше покупать стали, потому что стали жить хуже.

Еще сыры делаем. Любой может их делать, все просто, главное молоко хорошее найти, из магазинского много сыра не получится. Есть сайт Сыромания, там все что нужно для изготовления сыров можно найти, все закваски купить можно.

Парник

Зимой у меня один парник действующий, он небольшой, чуть меньше одной сотки. Чтоб оборудовать парник на зиму, надо вторую пленку еще обязательно, иначе тепло не сохранить. Поликарбонат толстый нужен на 16 миллиметров двухкамерный, который рассчитан на минус 40, как они пишут, но реально он до 20 градусов держит, поэтому надо обязательно пленку подшивать. Без воздушной подушки делать нечего. Воздух самый плохой проводник тепла и холода. Пластиковые окна, они не потому теплые, что три стекла, а потому что воздух между ними. В землю для утепления еще нужно обязательно вкапывать пенопласт на 50 сантиметров минимум, чтоб холод не заходил, снизу ничего утеплять не нужно, только по краям.

Клубнику очень дорого в домашних условиях зимой выращивать, много света надо, свет должен гореть 14-16 часов, у нас такого солнца нет.

Один котел у нас отапливает весь дом, теплицу, молочный цех и помещение для скотников, все вместе это 220 квадратов получается. 15 тонн угля уходит на зиму. Тонна угля стоит 3200 руб. Горожане почти столько же платят за отопление своей квартиры, а мы тут все имеем и еще город кормим.

Дом мы сами строили, бригаду нанимали, очень теплый получился. Наружный брус 20 см, стены внутренние с одной стороны отшлифовали, потом лаком покрыли, красиво получилось. 800 тысяч коробка обошлась три года назад и столько же примерно на отделку, отопление и прочее ушло... Поэтому я и говорю, что любой горожанин, если продаст свою квартиру, может легко построить большой дом и еще в ферму вложиться, на первоначальный капитал ему хватит.

Но у нас в Сибири нерентабельно выращивать зимой в парниках, только если господдержка есть, как в Трубачево. У них своя газотурбинная котельная, газотурбинная электростанция, то есть газ вырабатывает электричество и дает тепло. Газ у них по льготному тарифу, и они еще получают субсидию от государства. Вот им государство реально помогает.

В теплице обязательно нужны особые тепличные светильники с динатриевой лампой. Я их подержанные по полторы тысячи покупал.

В Трубачево полная светокультура — они выращивают огурцы, салаты. У них 24 часа в сутки горят лампы. Поэтому и говорят, что не рекомендуется зелень зимой покупать. Проще ее самим на окне выращивать. Луковицы в землю воткнул и каждый день поливай, еженедельно по пять луковиц добавляй, всю зиму зелень иметь будешь, зелень и здоровье.

В Трубачево тоннаж бешенный, но я им не завидую. Знаю, что если я агрохолдингом стану, тоже буду такую же продукцию гнать. Горожанам же надо есть что-то, если не живешь в деревне, не имеешь свое хозяйство и землю, покупай еду из супермаркета и болей всю жизнь. Последние события в мире нам показали, что народ теперь очень болен и прежде всего в развитых странах. Чем более развита страна, тем она больнее, тем у ее народа слабее иммунитет. Вот говорят, что коронавирус американцы придумали, хотя это не докажешь теперь, и они же от него больше всех пострадали. Потому что американец надеется только на таблетки, если он заболел, то бежит в аптеку, и нас на это подсадили. А таблетка она, с одной стороны, лечит, с другой — наоборот, иммунитет ослабляет. Вот мы в итоге и получили очередную эпидемию и, поверьте мне, это только начало…

Я разговариваю с городскими, спрашиваю, почему в деревню не поедете жить? Да ну, говорят, у вас школы нормальной нет, больницы нет, детсада нет. — Почему нет, говорю, все есть. — Да ну, чему там научат, ребенок оттуда в институт не поступит. — А почему вы решили, — говорю, — что он в институт захочет, чтоб потом офисным планктоном стать и всю жизнь за компьютером просидеть? Может он захочет в техникум, на землю вернется и хозяином станет, как наши деды и прадеды.

Новый очерк путешественника Андрея Сотникова «Томск—Владивосток или попытка ответить, почему русские покидают Сибирь и Дальний Восток» читайте через две недели.