|
Как-то утром, когда я в очередной раз с тоской поглядывал на предательски низко опустившуюся стрелку датчика топлива, рядом со мной припарковалась куча грязи, из которой вышел обросший, но довольный сосед. Саня вернулся с перегона, притащив в Якутск очередной «конструктор».
Вечером за чаем с бубликами он долго и красиво рассказывал о состоянии трассы, о скисшем борще в непроверенной «тошниловке» и других премудростях неизвестного мне на практике мира федеральных дорог…
Подготовка
Не знаю, что в большей степени послужило поводом к принятию решения отправиться в отпуск на машине: Сашкины рассказы или фотографии родственников, вернувшихся из автомобильной поездки на Черное море. Тем не менее, спустя какое-то время после обстоятельной беседы с супругой Ольгой и ближайшим другом семьи Жекой мы пришли к единому мнению: в начале лета на машине едем в отпуск в город Орел!
Мало того, что нам предстояло отправиться «не знаю куда», но еще и на «не знаю чем». Дело в том, что машину – «Нисан-Сафари» (он же «дракон»), на которой нам предстояло ехать, я купил буквально за пару недель до принятия решения и еще не успел понять, что она из себя представляет. Зато вполне успешно заморозил ее на даче, так как зимой предпочитаю не ездить, а потому, все ремонтно-восстановительные работы мы перенесли на весну.
Последние дни осени и вся зима прошли скучно, несмотря на Новый год, 23 февраля и 8 Марта. За исключением, пожалуй, 28 мая – Дня пограничника, но это отдельный разговор. Суета началась лишь тогда, когда мы вывели из зимней спячки «дракона».
Первым делом заменили диск сцепления прямо в гараже без ямы, убив на это мероприятие добрых четыре дня. В двигатель, коробку и мосты лезть не стали, так как руководствовались принципом: не лезь в то, что работает.
Самый большой объем работ выпал, разумеется, на подвеску. Однако благодаря тому, что мудрые японцы обошлись в «сафаревской» ходовой практически одними лишь сайлент-блоками, мы отделались малой кровью. Все блоки вылили в «Полиуретан-Сервисе», там же их и перепрессовали. Заменили масло, обработали двигатель спецсоставом, заменили все фильтры и жидкости, поставили практически новую резину, купили запасные ремни охлаждения и генератора, галогенки, запас масла, тосола, тормозной жидкости. В общем, на всякий случай запаслись расходниками.
До старта оставалась неделя.
Па-аехали!
Как и следовало ожидать, самыми суетными оказались последние два-три дня. Начали всплывать организационные мелочи, о которых и думать забыли. Выяснилось, что так и не «зарядили» вторую запаску ввиду отсутствия второго запасного диска. Так и не найдя подходящий диск, по совету бывалых просто закинули в багажник резервный баллон с камерой, при этом успешно забыв взять насос.
И вот, наконец, день старта. Загрузив «дракона» всевозможным бутором, мы, под бодрящие звуки импортной музыки и в лучах набирающего силу солнца с самого утра выехали в сторону Мохсоголлоха, чтобы не трястись лишних 90 километров по гравийке.
Еще не выехав из города, вспомнили, что не купили пленку в фотоаппарат. Поехали покупать и… пропороли заднее левое колесо об швеллер, скрытый в траве. Причем пропороли так, что восстанавливать его не было никакого смысла. На поиски резины угробили два часа, найдя нужное (идентичное трем оставшимся) колесо лишь на авторынке «Лера» и то только в паре. Пришлось выложить 7500 рэ. Здесь же купили удачно подвернувшийся второй запасной диск. Шиномонтаж, балансировка и в путь.
До Мохсоголлоха дошли без проблем, поднялись на паром и в половине третьего дня были на той стороне. Первую большую остановку с ночевкой сделали в Алдане через восемь часов дороги.
Здесь же опытным путем установили, что накрылось реле поворотов, попытки кустарного ремонта которого ни к чему не привели…
240 часов под дождем
Утро следующего дня встретило нас хмурым небом и мелким противным дождем, который впоследствии сопровождал нас все 11 дней пути. Завтрак, шесть часов движения по «стиральной доске» и мы доехали до стелы Нерюнгри, возле которой сделали отметку в бортовом журнале: «заехать на обратном пути». Впереди ждала Тында и, судя по рассказам опытных путешественников, довольно-таки качественная грунтовка Амурской области. Однако до Тынды добраться так и не удалось из-за моста, размытого набравшими силу от дождей горными ручьями. Ночевать пришлось в горах, в 1075 километрах от Якутска в колонне таких же как мы застрявших. На ужин «доширак», в качестве умывальника непосредственно ручей. Пока дорожники строили объездной мост, экипаж «дракона» наелся и уснул.
В шесть утра, протерев запотевшие стекла, мы с удивлением обнаружили, что остались на обочине одни. Впереди в легком тумане проглядывался временный переезд, по которому, судя по следам, прошел уже не один десяток машин. После троекратного ура и вынесения выговора за ночной храп штурману Женьке мы двинулись дальше. Но через пару часов снова встали из-за очередного размытого моста. Перебрались через разлившуюся горную речку лишь с помощью грейдера, водитель которого любезно согласился подстраховать нас и перетащить на другой берег на короткой сцепке всего за 100 рублей.
Вообще, по словам какой-то дамы из Соловьевска, начало лета для Амурской области выдалось очень дождливым. К моменту нашего приезда сюда, вода с неба лилась уже больше двух недель с перерывами на пару-тройку часов. В результате реки вышли из берегов, множество мостов перемыто, а в нескольких городках по улицам можно передвигаться только на лодках. К счастью, нам не довелось стать очевидцами внутригородских гонок на «резинках».
Но куда большее разочарование чем два размытых ранее моста ждало нас в Большом Невере. Посреди городка течет река, мост над которой – последний этап к выходу на трассу до Читы. Но за несколько часов до того, как мы приехали в Невер, этот мост… упал. От выхода на большую землю нас отделяли какие-то 10 метров…
Сила коллектива и разума
Потолкавшись у рухнувшего моста около часа, мы начали опрашивать местное население на предмет объездных путей. Удалось установить, что объездов два и оба на недостроенной трассе Хабаровск – Чита. Один справа от Невера, другой – слева. Но и левый, и правый объезды, по словам местных жителей, перемыты настолько, что «КамАЗы» пролезть не могут.
А что делать? Оставалось решить куда ехать. Кинули монетку: орел – налево, решка – направо. Выпал орел.
Продравшись через еще не укатанный скальник и перебравшись через очередной ручей по стихийному переезду, мы добрались до двух десятков перегонщиков, которые зачем-то кидали камни в растекшийся ручей. Прямо посреди бурлящего потока виднелись крыша и прицеп провалившегося «Урала».
– Что делаете?
– Мост строим. Позади переезд проезжали? Это мы ставили. Теперь здесь отсыпаем. Вручную.
– А этот чего стоит? – спросил я, указывая на грузовик.
– Думал пролезет – не угадал. Теперь только трактором, – сказал большой дядька и вернулся к работе. Пришлось подключаться и нам. Негоже в стороне стоять, когда судьба отпуска решается.
С упорством чернокожих рабов, два десятка мужиков выбирали из дорожной насыпи самые большие камни и бросали их в прожорливую воду. Спустя полтора часа работы кто-то крикнул:
– Мужики, завязывай. Тут глубины метра два с половиной. Месяц заваливать будем.
С противоположного берега кто-то сообразительный обнадежил:
– Я сейчас в деревню сгоняю, может экскаватор пригоню! Там дорожники стоят… Час спустя действительно подъехал большой трактор с ковшом. Медленно, но верно он начал отсыпать подъезд, заваливать яму и частично «Урал». Попытки вытащит полуприцеп «Сайгаками» привели к двум порванным металлическим тросам и одной сломанной лебедке.
Как только экскаваторщик закончил работу и получил расчет (по полтиннику с машины), поток автомобилей ринулся через насыпь, ежесекундно подмываемую водой. Как в кино, буквально следом за замыкающей колонну машиной насыпь дала трещину, обвалилась, и ручей снова вернулся в свое русло.
На том берегу начала скапливаться очередная партия желающих перебраться через «ручеек»…
Признаки цивилизации
В очередной «тошниловке», разговорившись с перегонщиками мы выяснили, что качественная дорога начинается в районе Чернышевска, а в 130 километрах от Читы – асфальт.
Окрыленные такой новостью, мы сломя голову полетели навстречу цивилизации и… я прозевал кочку. В результате обломилась дуга замка капота. К счастью, до Чернышевска оставалось совсем чуть-чуть. С помощью местных знатоков нашли сварного, за две сотни рублей приварили железяку, подкачали колеса и в путь, на Читу.
Дальше до самого Иркутска дошли без приключений, если не считать 200-рублевого штрафа в бурятском городке Мухоршибирь за превышение скорости. Гаишники здесь на удивление умные. Знают где встать и знают сколько стоит превышение. Вот только с иногородних спрашивают как-то неуверенно, как будто действительно собираются протокол выписывать. Так что альтернативу протоколу предлагайте уверенно, но ненавязчиво.
Что примечательно, этот штраф был единственным за всю дорогу туда и обратно.
Байкал! Я, родившийся практически на берегу Великого моря, не был в этих местах уже больше 10 лет, а Ольга с Жекой вообще ни разу! Несмотря на туман, окутавший видимые просторы, масштабы озера поразили моих напарников. Признаться, я и сам уже начал забывать о грандиозности этого природного водохранилища, а потому восхищался не менее кого-либо из экипажа «дракона», когда снова увидел Байкал.
Оставшиеся 500 километров до Иркутска мы проехали на эмоциях, гладко и без проблем. К тому же в Иркутске надеялись разобраться с поворотками, для чего объездили с десяток автомастерских, но так и не смогли найти электрика! В итоге кое-как добрались до родственников, где при помощи деда, немного соображающего в этом деле, заставили поворотники заморгать, установив вместо какой-то сгоревшей перемычки в реле обычную скрепку.
Зря…
Человеческий фактор
Перемычка дала о себе знать уже через 80 километров в Усолье-Сибирском. На въезде в город стоит неплохой автосервис с электриком, механиками и даже авторазбором. Увидев вывеску «Автоэлектрик», я решил заскочить, проверить проводку, включил поворот и… из-под панели приборов тонкой струйкой потянулся дым. Уже через пять секунд мы с Жекой срывали клеммы с аккумуляторов, а спустя полторы минуты разглядывали провода под панелью… Наскоро заизолировав оплавившиеся участки проводки (автосервис, как оказалось, уже не работал) и, отключив реле, мы отправились дальше, периодически махая руками в открытые окна, предупреждая других участников движения о нашем намерении повернуть.
Так, размахивая руками, мы добрались до Тайшета. Перед Тайшетом и после него есть два относительно небольших участка грунтовой дороги. В сухую погоду их откатывают грейдерами и всячески поддерживают в нормальном состоянии. Мы же попали сюда в дождь. Средняя скорость 10 км/ч. Грязь, ямы, подъемы и спуски. И все это на фоне несущихся по бездорожью западных перегонщиков на малолитражках. А раз другие могут, почему нам нельзя попробовать? И я добавил газу. Через 100 метров Женька скомандовал остановиться прямо посреди подъема в гору, дескать, застучало что-то. Вышел, осмотрел машину – ничего. Проехали еще 50 метров – снова стук:
– Сейчас в гору поднимемся, нужно будет все колеса протянуть.
После этой фразу сзади что-то хрустнуло и левая часть кормы «дракона» осела на землю. Беглый осмотр показал: обломало три шпильки, еще с трех сорвало гайки, погнуто левое крыло и защитный кожух. Запасных шпилек с собой, разумеется, нет, гаек тоже. Пришлось снимать шпильки с других колес.
На следующий день недостающие шпильки были восполнены почти аналогичными от «Нивы», которые, кстати, вполне успешно дошли до Новосибирска, где и были заменены на родные.
Позже, когда мы разбирали полеты, выяснили, что причиной происшествия стал диск, купленный в день отъезда на авторынке. В результате неродной диск и один порванный баллон навсегда остались на задворках какого-то шиномонтажа в районе Красноярска.
Дальше все прошло как по нотам: замена масла и часовое блуждание по Красноярску, в котором, кстати, можно найти запчасти практически на любую машину. Кемеровская область порадовала большим объемом свежего асфальта и недорогого дизеля и, наконец, Новосибирск, который лучше проезжать ночью из-за сложной системы дорожных развязок и очень плотного потока движения утром, в обед и вечером.
В Новосибирске, посовещавшись, мы приняли решение: дальше едем поездом, так как добрая часть отпуска уже прошла, а в оставшиеся дни нужно сделать еще очень много и успеть вернуться домой.
В общей сложности, дорога до Новосибирска и обратно заняла у нас 20 дней. Мы прошли 11130 километров, потратили 26 тысяч рублей на горючее. Сколько ушло на мелкие расходы и питание не могу посчитать до сих пор…
Это нужно знать!
Судя по сообщениям в Интернет, в последнее время многие жители Якутска предпочитают отправляться в отпуск именно на машинах. Если и вы загорелись этой идеей, дам несколько советов, которые могут пригодиться в дороге.
1. Готовить машину нужно детально и обстоятельно. В этом деле мелочей не бывает. Несмотря на то, что трасса якобы напичкана всевозможными автосервисами, чаще всего в них лишь ремонтируют колеса. На обилие расходников так же рассчитывать не советую. Ближайший от Тынды хоть какой-то выбор запчастей в Иркутске. Улан-Удэ и Чита в этом плане скудноваты.
Не забудьте и про такие мелочи, как холодная сварка, изолента и супер-клей.
2. Выбирая резину, на которой собираетесь ехать, отдайте предпочтение «танковым» вариантам. Красота – красотой, но остаться без единой запаски на прожеванных колесах в 100 километрах от ближайшего шиномонтажа как минимум обидно. То есть, чем жестче резина, тем меньше шансов порезать ее об скальник, которого на трассе предостаточно.
3. Не берите с собой запасное топливо – это лишний груз, каждый килограмм которого вы ощутите уже через 100 километров от Якутска. Заправочных станций на трассе хватает.
4. Обтяните решетку радиатора москитной сеткой, так как насекомых, желающих прилипнуть к вашему радиатору, будут тысячи, если не больше.
5. Теперь о том, что касается различных козявок. Чтобы не пришлось оттирать их от стекла стамеской, возьмите с собой пару баллончиков стеклоочистителя. В среднем, при скорости 100 км/ч, хватает трех часов, чтобы стекло было заляпано полностью.
6. Выбирая место для ночлега, отдавайте предпочтение придорожным кафе. Во-первых, возле них ночуют перегонщики и дальнобойщики, а в толпе спокойнее. Во-вторых, здесь есть горячая пища, умывальник и т.д.
7. Будьте внимательны на дороге, особенно в той части, что касается западных перегонщиков. Ездят толпами и летают как полоумные. Больше всего неприятностей от них на серпантинах. Здесь следует быть особенно аккуратными.
8. На грунтовых дорогах (в Амурской области грунтовки позволяют разогнаться до 100 км/ч и выше), сбрасывайте скорость, подъезжая к мостам или участкам, огороженным с двух сторон ретордерами. Перед мостами и после них всегда, несмотря на погоду, «стиральная доска». Ощущение, когда влетаешь на нее на скорости, очень неприятное, да и машине достается.
9. Смиритесь с тем, что гаишники будут тормозить вас на каждом посту, нудно проверять документы и даже багажник. Кстати, за все время пути ни один из них не придрался к тонировке.
10. Перед тем как выезжать, хотя бы бегло пробегитесь по Правилам дорожного движения, особенно по части, касающейся разметки и дорожных знаков. Многое из того, что нам довелось увидеть там, в Якутске не встретишь.
11. Не зацикливайтесь на атласах и картах дорог. Федеральные дороги изобилуют указателями. Однако, не стоит доверять указателям расстояний до населенных пунктов. Такое ощущение, что большинство из них ставили в пьяном угаре.
12. Теперь, что касается дороги в западном направлении. До Алдана дорог практически нет ни в сухую погоду, ни в дождь. От Алдана до Нерюнгри неплохая грунтовка, если посуху. Местами встречаются солидные куски асфальта. Дальше около 80 километров асфальтового счастья в Тынде и качественная грунтовка до Могочи. Что касается смытого моста в Большом Невере, когда мы проезжали его на обратном пути, там велись строительные работы. Немного левее дорожники поставили временный мост.
От Могочи почти до Чернышевска идет строительство. При этом от Могочи можно проехать двумя дорогами: прямо и по объезду. Туда мы ехали по объездной дороге – ужас. Обратно по прямой. Не ужас, но кошмар.
Километрах в 150 от Чернышевска начинается полноценный асфальт с вкраплениями дыр. Но, поверьте, вы на них не обратите никакого внимания.
Еще несколько участков грунтовки вам попадется в Бурятии и Иркутской области. Не торопитесь пройти их как можно быстрее – и машине достанется, и сами устанете. Лучше пару-тройку часов потрястись, чем день ремонтироваться.
И, наконец, Красноярский край. Здесь заканчиваются мучения, и начинается цивилизованный мир. Хорошие дороги, недорогое топливо, запчасти и т.д. Единственный момент, за которым здесь нужно следить – скоростной режим. Вы и заметить не успеете, как стрелка «ляжет» на максимум…